Научная статья на тему 'РЕТОРСИИ, РЕПРЕССАЛИИ И САНКЦИИ. КОНТРФОРС ГОСУДАРСТВЕННОГО СУВЕРЕНИТЕТА И МЕР МЕЖГОСУДАРСТВЕННОГО ДАВЛЕНИЯ'

РЕТОРСИИ, РЕПРЕССАЛИИ И САНКЦИИ. КОНТРФОРС ГОСУДАРСТВЕННОГО СУВЕРЕНИТЕТА И МЕР МЕЖГОСУДАРСТВЕННОГО ДАВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
395
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САНКЦИИ / РЕТОРСИИ / РЕПРЕССАЛИИ / МЕРЫ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОГО ДАВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Виноградова Елена Валерьевна

Формирование новых подходов к правовой природе юридической ответственности обусловливает исследования взглядов традиционных и созвучных духу и запросам времени. Новые реалии современного мироустройства трансформируют устойчивые модели, определяя необходимость нахождения измененным формам места в системе, и поиска связей между ее элементами. Рассматривая виды юридической ответственности в международных отношениях, традиционно говорят о таких мерах международного принуждения как реторсии, репрессалии и санкции. Вместе с тем, очевидно, что каждая из этих мер имеет специфические признаки, анализу которых посвящено данное исследование. Актуальность анализа мер международного воздействия обусловлена, происходящими в последние годы процессами, дестабилизирующими международные отношения, когда все чаще возможности урегулирования возникающих конфликтов дипломатическими методами, заменяются методами жесткого давления и принуждения. В статье обосновывается вывод, что применяемые в отношении некоторых государств меры, по своей правовой природе не являются санкциями. В то же время реторсии и репрессалии, являясь мерами одностороннего реагирования, также не определяют содержания применяемых мер. Анализ правовых средств противодействия, мерам международного принуждения, используемых Россией, позволяет предположить, что они позволяют найти эффективные механизмы выхода из кризиса международных отношений, сохранив в качестве значимой ценности государственный суверенитет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RETORSIONS, REPRISALS AND SANCTIONS. THE COUNTERFORCE OF STATE SOVEREIGNTY AND INTERSTATE PRESSURE MEASURES

The formation of new approaches to the legal nature of legal responsibility determines the study of traditional views and consonant with the spirit and demands of the time. The new realities of the modern world order transform stable models, determining the need to find a place for modified forms in the system, and search for connections between its elements. Considering the types of legal responsibility in international relations, they traditionally talk about such measures of international coercion as retorsions, reprisals and sanctions. At the same time, it is obvious that each of these measures has specific features, the analysis of which is devoted to this study. The relevance of the analysis of international impact measures is due to the processes that have been taking place in recent years, destabilizing international relations, when the possibilities of resolving emerging conflicts by diplomatic methods are increasingly being replaced by methods of hard pressure and coercion. The article substantiates the conclusion that the measures applied against some States, by their legal nature, are not sanctions. At the same time, retorsions and reprisals, being unilateral response measures, also do not determine the content of the measures applied. An analysis of the legal means of countering international coercion measures used by Russia suggests that they allow us to find effective mechanisms for overcoming the crisis of international relations, while preserving state sovereignty as a significant value.

Текст научной работы на тему «РЕТОРСИИ, РЕПРЕССАЛИИ И САНКЦИИ. КОНТРФОРС ГОСУДАРСТВЕННОГО СУВЕРЕНИТЕТА И МЕР МЕЖГОСУДАРСТВЕННОГО ДАВЛЕНИЯ»

DOI 10.47643/1815-1337_2022_9_66 УДК 349.6

РЕТОРСИИ, РЕПРЕССАЛИИ И САНКЦИИ. КОНТРФОРС ГОСУДАРСТВЕННОГО СУВЕРЕНИТЕТА И МЕР МЕЖГОСУДАРСТВЕННОГО ДАВЛЕНИЯ Retorsions, reprisals and sanctions. The counterforce of State sovereignty and interstate pressure measures

ВИНОГРАДОВА Елена Валерьевна,

доктор юридических наук, профессор, главный научный сотрудник Института государства и права Российской академии наук (ИГП РАН). 119019, Россия, г. Москва, ул. Знаменка, 10. E-mail: evigpran@igpran.ru;

Vinogradova Elena V.,

Doctor of Law, Professor, Chief Researcher of the Sector of Constitutional Law and Constitutional Justice Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences. 10 Znamenka str., Moscow, 119019, Russia. E-mail: evigpran@igpran.ru

Краткая аннотация: Формирование новых подходов к правовой природе юридической ответственности обусловливает исследования взглядов традиционных и созвучных духу и запросам времени. Новые реалии современного мироустройства трансформируют устойчивые модели, определяя необходимость нахождения измененным формам места в системе, и поиска связей между ее элементами. Рассматривая виды юридической ответственности в международных отношениях, традиционно говорят о таких мерах международного принуждения как реторсии, репрессалии и санкции. Вместе с тем, очевидно, что каждая из этих мер имеет специфические признаки, анализу которых посвящено данное исследование. Актуальность анализа мер международного воздействия обусловлена, происходящими в последние годы процессами, дестабилизирующими международные отношения, когда все чаще возможности урегулирования возникающих конфликтов дипломатическими методами, заменяются методами жесткого давления и принуждения. В статье обосновывается вывод, что применяемые в отношении некоторых государств меры, по своей правовой природе не являются санкциями. В то же время реторсии и репрессалии, являясь мерами одностороннего реагирования, также не определяют содержания применяемых мер. Анализ правовых средств противодействия, мерам международного принуждения, используемых Россией, позволяет предположить, что они позволяют найти эффективные механизмы выхода из кризиса международных отношений, сохранив в качестве значимой ценности государственный суверенитет.

Abstract: The formation of new approaches to the legal nature of legal responsibility determines the study of traditional views and consonant with the spirit and demands of the time. The new realities of the modern world order transform stable models, determining the need to find a place for modified forms in the system, and search for connections between its elements. Considering the types of legal responsibility in international relations, they traditionally talk about such measures of international coercion as retorsions, reprisals and sanctions. At the same time, it is obvious that each of these measures has specific features, the analysis of which is devoted to this study. The relevance of the analysis of international impact measures is due to the processes that have been taking place in recent years, destabilizing international relations, when the possibilities of resolving emerging conflicts by diplomatic methods are increasingly being replaced by methods of hard pressure and coercion. The article substantiates the conclusion that the measures applied against some States, by their legal nature, are not sanctions. At the same time, retorsions and reprisals, being unilateral response measures, also do not determine the content of the measures applied. An analysis of the legal means of countering international coercion measures used by Russia suggests that they allow us to find effective mechanisms for overcoming the crisis of international relations, while preserving state sovereignty as a significant value.

Ключевые слова: Санкции, реторсии, репрессалии, меры межгосударственного давления.

Keywords: Sanctions, retorsions, reprisals, measures of interstate pressure.

Для цитирования: Виноградова Е.В. Реторсии, репрессалии и санкции. Контрфорс государственного суверенитета и мер межгосударственного давления //Право и государство: теория и практика. 2022. № 9(213). С. 66-68. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2022_9_66.

For citation: Vinogradova E. V. Retorsions, reprisals and sanctions. The counterforce of State sovereignty and interstate pressure measures // Law and state: theory and practice. 2022. No. 9(213). pp. 66-68. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2022_9_66.

Статья поступила в редакцию: 21.08.2022

Кризис международных отношений, достигший некой экстремальной точки в 2022 г. приведет к изменению мировых экономических и политических альянсов. В новой реальности отношения России с Европой и США будут развиваться по новым правилам, при этом весьма важно, чтобы они были контекстно связаны с конституционно-значимой для любой государственности в современном мире, ценностью - государственным суверенитетом, который является основой идентичности для любой страны.

Использование мер межгосударственного реагирования на проявления некорректной политики в отношениях между разными странами, имеет длительную историю. В ХХ веке основным мотивом цивилизованного поиска выхода их возникающих конфликтов стал провозглашаться отказ от агрессии. Это обусловливает необходимость поиска в межгосударственных отношениях форматов, предполагающих уважение к защищаемым ценностям, и признаваемым во всем мире, и традиционным для той или иной страны. Тенденции глобальной унификации морали, нравственности, права, продиктованной необходимостью существовать в системе общепризнанных принципов, норм, положений международных договоров, противопоставляется стремление сохранить суверенные ценности, сформировавшие отечественную историю, философию, культуру, религию. Это противостояние создает реальность, границы которой весьма подвижны. Противостоящие силы создают «контрфорс»1, формируя систему, когда противодействующие силы поддерживают и укрепляют основную несущую конструкцию. Для любой страны удержание этой системы в равновесии очень важная часть сохранения суверенной государственности.

В российском конституционно-правовом пространстве решение этой задачи обусловлено необходимостью интерпретации текста преамбулы Конституции РФ, в которой определено, что соединенные общей судьбой на своей земле, народы России чтут память предков и несут

1 от франц. соп^огсе - противодействующая сила, архитектурный термин, на наш взгляд как нельзя более полно подходит для определения внутренней динамики процесса.

Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право

ответственность за свою Родину перед будущими поколениями, и осознают себя частью мирового сообщества. Это обусловливает актуальность исследования возможных моделей эффективной современной российской государственности как контрфорсной системы — государственного суверенитета и агрессивного наднационального влияния активизировавшегося в период кризиса системы международных отношений.

Аксиома о необходимости поддержания в международных отношениях уважения к интересам всех участников, в последние годы, трансформируется. В новых реалиях стало возможно применение отдельными странами жестких мер международного реагирования в отношении суверенных государств. При этом очевидно, что процесс перевода индивидуальных мер, допустимых в отношениях между государствами, в коллективные может привести к утрате странами независимости.

Анализ деформации системы суверенных ценностей позволяет говорить, что отказ от базовых установок на сохранение государственной независимости происходит после кризиса 2008 г. на фоне успеха китайской экономической модели и событий «арабской весны»1, весьма стремительно. Для ряда стран доминирование собственных интересов, позволяет формировать миропорядок, основанный на государственно-правовых моделях, провозглашаемых как безупречные. Примат «своих ценностей», устанавливаемых как общепризнанные как предпочитаемые политические и экономические идеологии мира2. Страны, насаждающие собственные подходы к взглядам на демократию, политику, экономику создают модели международного давления.

Использование потенциала межгосударственного давления имеет многовековую историю, В отношении России такие методы использовались еще во времена Ивана Грозного. Его решение о вступлении в Ливонскую войну привело к отказу поставок из европейских государств меди и бронзы. Период «Смуты», во время которого международное давление на Россию было весьма жестким, закончился созданием сильного, обладающего огромным влиянием государства. Говоря о мерах международного воздействия, можно напомнить и события Крымской войны, которые запустили информационную войну против России, продолжающуюся на протяжении нескольких столетий, и период становления советской России. Вместе с тем, очевидно, что в ответ на внешнее давление, создается собственная экономическая база, обусловливающая дальнейшее развитие страны.

В системе современных международных отношений меры международного воздействия дифференцируются в зависимости от разных целей, а также количества субъектов, оказывающих давление, определяя их как коллективные и индивидуальные. К односторонним мерам, наиболее часто применяемым как межгосударственного реагирования на предполагаемый недружественный акт относят реторсии и репрессалии.

Реторсии (от лат. гйогэю - ответное действие), в международном праве рассматриваются как один из способов защиты государством своих политических или экономических интересов, как мера политической ответственности государства за совершение недружественных действий. Они определяются исследователями как «...недружественный и даже наносящий ущерб государству акт, однако, по существу законный, совершаемый в ответ на предшествующее действие, которое также могло быть недружественным, но законным или незаконным в соответствии с международным правом»3. Реторсии политические представляют собой ограничения, устанавливаемые для дипломатических представительств страны-нарушителя. Экономические реторсии применяются в виде установления в отношении страны-нарушителя завышенных требований к товарам и юридическим лицам, квот, лицензий, таможенных пошлин, налоговых платежей и т. п., иногда национализируется собственность страны ее физических и юридических лиц.

Репрессалии (от лат. reprehendere — сдерживать, останавливать) — в международном праве правомерные принудительные политические и экономические меры, применяемые государством в ответ на неправомерные действия другого государства, «правомерные принудительные действия государства, направленные на восстановление прав, нарушенных другим государством, при помощи действий, иных, чем применение силы или угроза ее применения»4. Агрессивные репрессалии с использованием вооруженных сил (интервенции, блокады и т.п.), международным правом запрещены. Экономические репрессалии существуют в виде эмбарго, бойкота, замораживания вкладов и пр. Политические репрессалии предполагают аннулирование договоров со страной-нарушителем, а также непризнание ситуации, которая является следствием неправомерного акта. Исследователи полагают, что применение репрессалий с точки зрения обеспечения правом не может считаться бесспорным методом. Немецкий юрист М. Бота, отмечает, что односторонняя оценка «.одной стороной правомерности действий другой» предполагает наличие риска «.взаимных обвинений, причинения вреда невинным людям и эскалацию неправомерного поведения»5.

Следует обратить внимание на два важных момента. Во-первых, Реторсии и репрессалии являются мерами индивидуальными, а не коллективными, то есть их применяет к стране - нарушителю, другое государство в одностороннем порядке. Кроме того, ни реторсии, ни репрессалии санкциями не являются. Их целью, в отличии от санкций не является наказание, получение компенсации, они направлены на прекращение страной-нарушителем неправомерного поведения и превенцию.

Правовая природа санкций подробно изучена и отечественными и зарубежными авторами. Применительно к данному исследованию важно отметить, что существующее заблуждение в отношении термина «экономические санкции», позволяющее распространять его на любые меры международного и межгосударственного воздействия, на наш взгляд более чем некорректно. Санкции должны рассматриваться исключительно в рамках ответственности за совершенное правонарушение, для всех отраслей права, в том числе международного. Международные санкции могут применяться только международными организациями, в частности Советом Безопасности ООН. Институционные меры санкцион-

1 Караганов С.А. Новая идеологическая борьба? // Вестник РУДН. Серия: Международные отношения, 2016, Том 16, № 3: Международные конфликты: Quo Vadis? с. 405-411

2 Смирнова Е.В. Идеология как основание типологии обществ? // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 2018. №2.

3 Палванкар, У. // Имплементация международного гуманитарного права: сб. ст. и док. Международный комитет Красного Креста. - М., 1998. С.354.

4 Международное право: словарь-справочник / под общ. ред. В. Н. Трофимова. - М., 1997. С.285.

5 Bothe, M. The role of national law in the implementation of international humanitarian law / M. Bothe // Etudes et essais sur le droit international humanitaire et sur les principles de la Croix-Rouge en l'honneur de Jean Pictet. - The Hague, 1984. р. 302.

ного принуждения применяются по решению международной (межправительственной) организации. Они могут быть внутриорганизационными и внешними. Под внутриорганизационными мерами следует понимать меры, принимаемые в отношении государства - члена организации, которые ограничивают его деятельность в рамках организации. К ним относятся, например, временное лишение права голоса, приостановление всех или некоторых прав и привилегий, вытекающих из членства в данной организации, исключение из организации. Принятие таких мер зависит от учредительного акта организации. Внешние меры могут быть экономическими, политическими, военными. В учредительных актах международных организаций они предусматриваются реже, чем внутриорганизационные меры. Типичными примерами институционных мер являются меры, не связанные с применением вооруженных сил, предусмотренные ст. 41 Устава ООН, и меры, связанные с применением вооруженных сил, предусмотренные ст. 42 Устава ООН. Вооруженные силы по решению Совета Безопасности ООН могут применяться как для подавления акта агрессии, так и против государства, угрожающего международному миру и безопасности.

В теории международного права позиция, что экстерриториальность, т.е. возможность распространения на третьи страны односторонних мер давления, не получает поддержки. Действительно, суверенная страна, подвергаясь давлению со стороны государства, которое в рамках собственных понятий о возможности и допустимости тех или иных мер давления, имеет право рассчитывать на международную поддержку. В противном случае, вовлекая в свою модель индивидуальных претензий другие страны, государство может добиться изоляции страны в международных отношениях, разрушить ее финансовую систему, институты государственной власти. Вместе с тем такие попытки в недавней истории нашей страны имели место. В 2014г. после присоединения Крыма к Российской Федерации, США ввели ряд односторонних мер, включающих на основе указов Президента Барака Обамы, ограничения в отношении ряда российских граждан. Акт был поддержан странами Европейского Союза, Австралии, Албании, Черногории, Исландии, Украины и Молдовы. В апреле 2014 г. был введен запрет на ведение финансовой деятельности на территории США 7 российским чиновникам и 17 российским компаниям. Летом 2014 года из-за вооруженных столкновений на Донбассе односторонние меры были приняты в отношении российских энергетических компаний (Роснефть, Новатэк), Газпромбанка и Внешэкономбанка. Осенью в список вошли Сбербанк, Ростех, Газпром, Газпром нефть, Лукойл, Сургутнефтегаз и ряд физических лиц, преимущественно политиков1.

Рассуждая о применения надгосударственных мер воздействия на политику и экономику суверенных государств, вероятно нелишним будет остановиться на некоторых правовых подходах к отдельным элементам этой системы. Международно-правовые экономические санкции являются видами (или формами) ответственности. Понятие санкционной ответственности в международном праве, предполагает обязанность государства, как субъекта международного права, претерпеть неблагоприятные последствия, установленные за совершенное международное правонарушение. В международных документах, определяющих международное правонарушение, установлено, что оно имеет место, когда деяние представляет собой нарушение международно-правового обязательства. Оно может быть совершено органами или лицами, осуществляющими властные полномочия, лицами, реализующими власть в отсутствие или при несостоятельности официальных органов, а также поведение, которое государство принимает и признает в качестве собственного. Государство не может ссылаться на положения своего внутригосударственного права в качестве оправдания для невыполнения своих международно-правовых обязательств.

Следует напомнить, что правомерность проведения в исключительных ситуациях спецопераций против террористов на территории иностранного государства, если его власти не способны или не желают своими силами воспрепятствовать их действиям, признается международным сообществом. Это положение предполагает, что начатая в феврале 2022 г. на территории Украины спецоперация не может квалифицироваться как международное правонарушение, следовательно применение в отношении России международных санкций не может соответствовать общепризнанным принципам и нормам международного права.

В заключении полагаем важным отметить, что применение мер межгосударственного давления - реторсий, репрессалий, санкций, должно осуществляться при соблюдении принципов и норм международного права. В противном случае, применение таких мер создает угрозу суверенитету, политической и экономической безопасности государств. Масштабы угрозы, требуют достижения международно-правовых договоренностей о формировании механизма контроля для предотвращения разрушения существующего порядка мироустройства. Вероятно, пришло время начать работу по подготовке и принятию глобального международного договора универсального характера, который установил бы правовой режим применения мер межгосударственного давления, ограничив их определенными рамками.

Библиогра фия:

1. Bothe, M. The role of national law in the implementation of international humanitarian law / M. Bothe // Etudes et essais sur le droit international humanitaire et sur les principles de la Croix-Rouge en l'honneur de Jean Pictet. - The Hague, 1984. р. 302.

2. U.S. intensifies sanctions on Russia over Ukraine // REUTERS URL: https://www.reuters.com/article/us-ukraine-crisis-usa-sanctions idUSKBN0H71 N320140912 (дата обращения: 21.02.2022).

3. Караганов С.А. Новая идеологическая борьба? // Вестник РУДН. Серия: Международные отношения, 2016, Том 16, № 3: Международные конфликты: Quo Vadis? с. 405-411.

4. Международное право: словарь-справочник / под общ. ред. В. Н. Трофимова. - М., 1997. С. 285.

5. Палванкар, У. Имплементация международного гуманитарного права: сб. ст. и док. Международный комитет Красного Креста. - М., 1998. С. 354.

6. Смирнова Е.В. Идеология как основание типологии обществ? // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 2018. № 2.

References:

1. Bothe, M. The role of national law in the implementation of international humanitarian law / M. Bothe // Etudes et essais sur le droit international humanitaire et sur les principles de la Croix-Rouge en l'honneur de Jean Pictet. - The Hague, 1984. p. 302.

2. U.S. intensifies sanctions on Russia over Ukraine // REUTERS URL: https://www.reuters.com/article/us-ukraine-crisis-usa-sanctions idUSKBN0H71 N320140912 (accessed: 02/21/2022).

3. Karaganov S.A. A new ideological struggle? // Bulletin of the RUDN. Series: International Relations, 2016, Vol. 16, No. 3: International Conflicts: Quo Vadis? p. 405-411.

4. International law: dictionary-reference / under the general editorship of V. N. Trofimov. - M., 1997. p. 285.

5. Palvankar, U. Implementation of international humanitarian law: collection of articles and doc. The International Committee of the Red Cross. - M., 1998. p. 354.

6. Smirnova E.V. Ideology as the basis of the typology of societies? // Bulletin of the Moscow University. Series 7. Philosophy. 2018. № 2.

1 U.S. intensifies sanctions on Russia ever Ukraine // REUTERS URL: https://www.reuters.com/article/us-ukraine-crisis-usa-sanctions-idUSKBN0H71N320140912 (дата обращения: 21.02.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.