Научная статья на тему 'Решение задач математической логики средствами прикладных программ'

Решение задач математической логики средствами прикладных программ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
172
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
математические дисциплины / информационные технологии / профессиональное образование / математическая логика / mathematical disciplines / information technology / professional education / mathematical logic

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Е.В. Потехина

Статья посвящена проблеме применения информационных технологий в преподавании математических дисциплин студентам гуманитарных специальностей. Рассмотрена важность использования прикладных математических пакетов, а именно MatCad. Эта инструментальная среда имеет дружественный интерфейс, реализует множество стандартных и специальных математических операций, снабжена мощными графическими сред ствами и обладает собственными языками программирования, что позволяет визуализировать сложные для понимания студентов операции матема тической логики. Поэтому автор предлагает использовать для решения задач математической логики инструментальную среду MatCad. Компьютер ная поддержка математической логики представляет собой возможности, направленные, с одной стороны, на формирование математических умений и навыков средствами компьютерной техники, с другой стороны – на овладение студентами конкретными навыками применения информационных технологий в математике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOLUTION OF MATHEMATICAL LOGIC TASKS BY MEANS OF APPLIED PROGRAMS

The article deals with a problem of the use of information technology in the teaching of mathematical disciplines to students of humanitarian specialties. The importance of using applied mathematical packages, namely MatCad, is considered. This instrumental environment has a friendly interface, they implement many standard and special mathematical operations, are equipped with powerful graphical tools and have their own programming languages, which allow to visualize mathematical operations that are difficult for students to understand. Therefore, the author suggests using the MatCad tool environment for solving mathematical logic problems. Computer support of mathematical logic represents opportunities aimed, on the one hand, at the formation of mathematical skills using computer technology, and on the other hand, at students mastering specific skills of applying information technologies in mathematics.

Текст научной работы на тему «Решение задач математической логики средствами прикладных программ»

4. Котруца Л.Н. Формирование патриотического сознания учащихся в условиях современной школы. Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2007; № 3: 176 - 183.

5. Гончарова О.В., Забровская О.В. Традиции воспитания детей в казачьей семье и общине как основа для создания духовно-нравственной развивающей среды воспитания подрастающего поколения. Концепт. 2018; № 9: 751 - 768.

6. Лукаш С.Н. Воспитательное пространство культуры казачества: реалии XXI века: учебно-методическое пособие. Армавир, 2007.

7. Саенко Л.А., Затеева Т.Г. Педагогический потенциал традиционной культуры казачества в патриотическом воспитании обучающейся молодежи. Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2017; № 4 (208): 103 - 108.

8. Саенко Л.А., Кулаева З.Т. О формировании нравственных ценностей студенческой молодежи. Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2018; № 1: 93 - 97.

9. Абдурахманова П.Д., Агарагимова В.К., Айтмагамбетова РХ. и др. Актуальные проблемы гуманитарных наук: история и современность: коллективная монография. Москва, 2020.

References

1. Volkov G.N. Nacional'naya shkola: koncepciya i tehnologiya razvitiya. Moskva: Prosveschenie, 1993.

2. Naumov S.V. Regionalizaciya obrazovaniya i strategiya upravleniya ego razvitiem. Integraciya obrazovaniya. 2004; № 4: 11 - 19.

3. Borisova T. Vekovye tradicii kazachestva - osnova vospitaniya social'noj otvetstvennosti molodogo pokoleniya. Social'naya pedagogika v Rossii. 2010; № 2: 33 - 39.

4. Kotruca L.N. Formirovanie patrioticheskogo soznaniya uchaschihsya v usloviyah sovremennoj shkoly. VestnikAdygejskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 3: Pedagogika i psihologiya. 2007; № 3: 176 - 183.

5. Goncharova O.V., Zabrovskaya O.V. Tradicii vospitaniya detej v kazach'ej sem'e i obschine kak osnova dlya sozdaniya duhovno-nravstvennoj razvivayuschej sredy vospitaniya podrastayuschego pokoleniya. Koncept. 2018; № 9: 751 - 768.

6. Lukash S.N. Vospitatel'noe prostranstvo kul'tury kazachestva: realii XXI veka: uchebno-metodicheskoe posobie. Armavir, 2007.

7. Saenko L.A., Zateeva T.G. Pedagogicheskij potencial tradicionnoj kul'tury kazachestva v patrioticheskom vospitanii obuchayuschejsya molodezhi. Vestnik Adygejskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 3: Pedagogika i psihologiya. 2017; № 4 (208): 103 - 108.

8. Saenko L.A., Kulaeva Z.T. O formirovanii nravstvennyh cennostej studencheskoj molodezhi. Vestnik Majkopskogo gosudarstvennogo tehnologicheskogo universiteta. 2018; № 1: 93 - 97.

9. Abdurahmanova P.D., Agaragimova V.K., Ajtmagambetova R.H. i dr. Aktual'nye problemy gumanitarnyh nauk: istoriya i sovremennost': kollektivnaya monografiya. Moskva, 2020.

Статья поступила в редакцию 22.06.20

УДК 378

Potekhina E.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Mathematics and Informatics, Stavropol State Pedagogical Institute

(Stavropol, Russia), E-mail: ekapotekhina@yandex.ru

SOLUTION OF MATHEMATICAL LOGIC TASKS BY MEANS OF APPLIED PROGRAMS. The article deals with a problem of the use of information technology in the teaching of mathematical disciplines to students of humanitarian specialties. The importance of using applied mathematical packages, namely MatCad, is considered. This instrumental environment has a friendly interface, they implement many standard and special mathematical operations, are equipped with powerful graphical tools and have their own programming languages, which allow to visualize mathematical operations that are difficult for students to understand. Therefore, the author suggests using the MatCad tool environment for solving mathematical logic problems. Computer support of mathematical logic represents opportunities aimed, on the one hand, at the formation of mathematical skills using computer technology, and on the other hand, at students mastering specific skills of applying information technologies in mathematics.

Key words: mathematical disciplines, information technology, professional education, mathematical logic.

Е.В. Потехина, канд. пед. наук, доц., ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт», г. Ставрополь,

E-mail: ekapotekhina@yandex.ru

РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ЛОГИКИ СРЕДСТВАМИ ПРИКЛАДНЫХ ПРОГРАММ

Статья посвящена проблеме применения информационных технологий в преподавании математических дисциплин студентам гуманитарных специальностей. Рассмотрена важность использования прикладных математических пакетов, а именно MatCad. Эта инструментальная среда имеет дружественный интерфейс, реализует множество стандартных и специальных математических операций, снабжена мощными графическими средствами и обладает собственными языками программирования, что позволяет визуализировать сложные для понимания студентов операции математической логики. Поэтому автор предлагает использовать для решения задач математической логики инструментальную среду MatCad. Компьютерная поддержка математической логики представляет собой возможности, направленные, с одной стороны, на формирование математических умений и навыков средствами компьютерной техники, с другой стороны - на овладение студентами конкретными навыками применения информационных технологий в математике.

Ключевые слова: математические дисциплины, информационные технологии, профессиональное образование, математическая логика.

Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (далее - ФГОС) - это новое поколение и профессиональный стандарт педагога, предъявляющий к выпускникам педагогических вузов совокупность требований, основанных на овладении универсальными и общепрофессиональными компетенциями, а также трудовыми функциями, которые невозможно развить у обучающихся, используя традиционное (пассивное) обучение. Ведь традиционный подход в образовании базируется на знаниевой парадигме, согласно которой определенная система знаний, умений и навыков передается от преподавателя к студенту В этом случае педагог является субъектом учебного процесса, а студент фактически рассматривается как целостный объект образовательного воздействия.

С позиции компетентностного подхода основным результатом образования является не только приобретение знаний, но и развитие компетентностей, а именно способностей применять знания и умения, а также успешно действовать на основе полученного опыта, в том числе и в процессе обучения. Очевидно, что традиционная знаниевая парадигма не способна решить проблему формирования компетентностей у студентов, что требует от преподавателей педагогических вузов изменений как в содержательной, так и в методической части дисциплин [1 - 10].

Применение современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном процессе содействует постоянному динамичному обновлению целей, содержания, средств, форм и методов процесса обучения и воспитания. Процесс информатизации образования - это не только следствие, но и стимул для развития ИКТ, определяющий более быстрое социально-экономическое развитие общества [6].

Основной целью профессионального образования является подготовка квалифицированного специалиста требуемого уровня и профиля, компетентного, ответственного, имеющего конкурентное преимущество на рынке труда, свободно владеющего полученной специальностью и ориентирующегося в смежных сферах деятельности, подготовленного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к непрерывному профессиональному росту, профессиональной и социальной мобильности; удовлетворение потребности личности в получении соответствующего образования.

Использование ИКТ в образовании рассматривается как одна из основных тенденций развития информационного общества. Применение ИКТ в образовательном процессе предоставляет студентам возможность приобрести навыки, которые необходимы в их жизнедеятельности и работе в современном обществе, а также создает предпосылки для изменения технологии полу-

чения новых знаний за счет более эффективной организации познавательной деятельности [4].

Публикации Е.В. Ашкинуса, Б.Б. Беседина, В.Р. Майера, ЮТ. Гузуна, В.А. Далингера, М.Н. Марюкова, Ю.А. Добрышева, И. В. Дробышевой, И.В. Роберта, А.В. Якубова и другие посвящены проблеме использования компьютерных технологий в преподавании математических дисциплин в средней и вышей школе. Главный акцент в данных исследованиях ставится не только на создании программно-педагогических средств для учебных целей с методикой их применения, но и на разработке соответствующих компьютерно ориентированных методик изучения отдельных разделов и тем школьных и вузовских курсов по атемати-ке. В процессе изучения математических дисциплин использование ЭВМ имеет большие возможности. Это показал анализ этих исследований.

Именно профессионально направленное обучение соотв етствует второму компоненту цели обучения математике - формированию навыкоетатематуое-ского моделирования в сфере будущей профессиональной д екселлтосмв. Ив самом деле, присутствие данных навыков показывает наличие опытв решетия учебных профессионально ориентированных математических задач, может быть получен только в контексте профессионально направленного обучения (рассмотрения на занятиях задач данного типа, проблемных ситуаций, деловых игр и др.). По сути, речь идет о формировании навыков применения знаний на практике. Тем не менее на каждом из этих этапов, как уже отмечалось, существуют помехи: нехватка учебных часов для математических спецкурсов, содержание обучения, не способствующее получению качественных знаний, а также низкая востребованность математики в специальных дисциплинах.

Образовательный стандарт подготовки учителей информатики предполагает глубокое изучение предмета «Математическая логика», формирование профессиональных компетенций требует, в том числе, прикладной направленности изучаемого предмета.

В настоящий период времени процесс информатизации общества - это один из наиболее существенных глобальных процессов в соврммеотум ми ре, it среди его приоритетных направлений можно выделить информатуовциювбраав-вания, создающую материально-методическую базу для развития и возникновения новых методов и форм обучения.

Одним из последних достижений в области средств решения пр задач - физико-математический пакет, позволяющий выполнять математические расчеты не только в численном, но и в аналитическом (символьном) виде.

Интерфейс Mathcad целиком соответствует стандартам среды Windows, очень понятен и прост. Все математические объекты графики могут быть введены при помощи щелчка мыши из движущихся палитр. Пользователь обучается в процессе работы, «на ходу», с помощью многочисленных сообщений от системы.

Графическая среда Mathcad предоставляет возможность писать математические формулы обычным способом, выразительно и гибко предоставлять данные графически.

Документ Mathcad состоит из различных типов областей. Для того чтобы создать текстовую область, необходимо нажать кнопку «А »напанели инструментов. Математические области появляются, когд а вы щелкаенсвпуатомпрю-странстве (появляется визир - красный крестик, фиксирующий место, где вы вводите формулу). Области на экране можно легкоппренаскиаата с ппмсщюю мыши.

Большинство математических формул записываются а раблчийдпкунатт Mathcad точно так же, как они записываются на обычном лисае бумаги.Ппипомо-щи клавиш +, -, *, / вводятся знаки арифметических операций [5].

В процессе ввода более сложных операций используются кнопки палитры операторов Mathcad, расположенные на экране слева. Чтобы перейти от одной палитры к другой, нужно нажать на цифру над палитрой.

Документ Mathcad, объединяющий текст, графику и формулы, выглядит как страница в учебнике или научной статье, но формулы являются «живыми» - при внесении изменений в любой из них Mathcad перерисует графики, пересчитает результаты и т.д.

В среде Mathcad существуют функции (реализованные в виде операторов префикса и инфикса - правая часть рис. 1), возвращающие только два значения: 1 или 0: Yes - No, True (Истина) - False (Ложь). Эти функции собраны в панели инструментов Boolean (английская версия Mathcad 15 - левая часть рис. 1) и Evaluation (русская версия MathcadPrime-рис. 2).

Существует четыре булевы функции одного аргумента (см. табл. 1), но на практике работают только с одной - с fv которая называется отрицанием (инверсией). Остальные три функции возвращают либо свой аргумент (функция f2), либо константы 1 (f3) и 0 (f4).

Таблица 1

Булевыфункции одногоаргумента

а Í1 f2 f3 и

0 1 0 1 0

1 0 1 1 0

Обозначение -.а а 1 0

Not(a) !а á

В первой строке столбца Обозначение в табл. 1 (и табл. 2 ниже) показаны операторы Mathcad, реализующие булевы функции. Символ 0 (префиксный оператор отрицания или инверсии) расположен на панелях, показанных на рис.1 и2.

Таблица 2

Булевы функции двух аргументов

а Ь и ь f» и fs fe ь fe f. fio f.. Í12 Í13 Í14 Í15 f16

00 0 0 i 0 1 1 1 1 0 0 1 1 0 0 1 0

0 1 0 1 0 1 0 1 0 1 0 1 1 0 0 1 1 0

10 0 1 0 1 1 0 0 1 1 0 0 1 1 0 1 0

11 1 1 1 0 1 1 0 0 0 0 0 0 1 1 1 0

л V - ® * г £ > < -.a a b 1 0

« + о о —> i I

X ИЛИ - X -And -lOr

Обозначение и And & && min Or II max о Eqv Хог Imp => Imp

Boolean lol Evaluation Щ)

:<><>/-iAV® I - = ю[КЦхЯ(5у|хгу

Рис. 1.Панельбулевыхоператоровв Mathcad 15 (слева)

Рис.2.Панельбулевыхоператоровв MathcadPrime

Таблица 2 разделена на две половины - «именную» - у и «безымянную» - ^.Вотназвания первыхвосьми функций, скорее,семи(«великолепная семерка»): двефункции(Ои у называются оаитнковв- импыикация, илилогиче-ское следование.

В-(отъюнкцвыОлн)ич-цвое умнажениа); И(-диьеюткция)ляги ческое сложение); ^ - эквивалентность (тождественность, равнозначность); ^-и еэкашвянантно сть (неравнозначность, сумма по модулю, разделительная дилъюниция-

^ и ^ - импликация: ^ - импликация (логическое следование) от а к Ь, ^ -иняпликнди-И-огин-скваилкдоньыие) оо- к а;

F7 - функция (стрелка) Пирса (антидизюнкция, функция Даггера, функция Вебба);

фунпциаШцффера Иассикоиаюнкнил-Остальные восемь функций в таблице 2 (^ - Г,6, так же как и последние три ф^жц-нсиа -л. 1) иеим еют ни названий, ни практического применения. Это либо иннс-анты (К15- в-.лабофмнооуитолькь офуого арг-миик- - -((.Ффзвание, да и то условно, может быть дано только функциям ^ и Г,0: инверсия (отрицание) импликации. Но эти две функции обычно применимы только к вещественным ар-17-е-нам:панмерто>Ф= 1 (да, численное значение отношения окружности к ее диаметру больше численного значения основания натурального логарифма).

Уашм oЯ-aзнФ,д ы паодеминстря-овжли и-оотарою ^нил^^ився^иисполь-иевяння cвeдыMa)hcad1сляиeшясияиaдаимотeФатиняоквФлoгнки.

Возможности этой среды во многом позволят нам реализовать принцип на-гляднусти нобкиантл.аиакже васиня-ти возможное™ иомпаие нл-остнаго под-надаоабдченицсфединто и гуманитарная атяциац-носта й,аимеи-усаодемон-стрировать свои знания в обл асти математической логики в электронной среде КаЮсаа.

Библиографический список

1. Есипов А.С. Логические основы построения и работы компьютеров. Компьютерные инструменты в образовании. 2000. Available at: http://www.aec.neva.ru:8081/journal

2. Васильев А.Н. Maple 8. Самоучитель. Москва: Диалектика, Вильямс, 2003.

3. Говорухин В., Цибулин В. Компьютер в математическом исследовании: Maple, MATLAB, LaTeX. Учебный курс. Санкт-Петербург: Издательство «Питер», 2001.

4. Очков В.Ф. Mathcad и нечеткая логика. КомпьютерПресс. 1998; № 8. Available at: http://twt.mpei.ac.ru/ochkov/F_log.htm

5. Шарыгин И.Ф. Математическое образование: вчера, сегодня, завтра... Скепсис: многопредметный научно-просветительский электронный журнал. Москва, 2001. Available at: http://scepsis.ru/library/id_638.html

6. Татур Ю.Г Образовательная система России: высшая школа. Москва, 1999.

7. О Концепции развития математического образования в РФ. Распоряжение Правительства РФ от 24 декабря 2013 г. N 2506-р. Available at: http://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/

8. Потехина Е.В. Поддержка курса математической логики средствами информационных технологий. Мир науки, культуры, образования. 2018; № 3 (70): 329 - 330.

9. Абдурахманова П.Д., Агарагимова В.К., Айтмагамбетова РХ. и др. Актуальные проблемы гуманитарных наук: история и современность: коллективная монография. Москва, 2020.

10. Горбунова Н.В., Везетиу Е.В. Медиаобразовательные технологии в системе формирования информационной компетентности будущих педагогов. Мир науки, культуры, образования. 2017; № 5 (66): 66 - 69.

References

1. Esipov A.S. Logicheskie osnovy postroeniya i raboty komp'yuterov. Komp'yuternye instrumenty vobrazovanii. 2000. Available at: http://www.aec.neva.ru:8081/journal

2. Vasil'ev A.N. Maple 8. Samouchitel'. Moskva: Dialektika, Vil'yams, 2003.

3. Govoruhin V., Cibulin V. Komp'yuter vmatematicheskom issledovanii: Maple, MATLAB, LaTeX. Uchebnyj kurs. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo «Piter», 2001.

4. Ochkov V.F. Mathcad i nechetkaya logika. Komp'yuterPress. 1998; № 8. Available at: http://twt.mpei.ac.ru/ochkov/F_log.htm

5. Sharygin I.F. Matematicheskoe obrazovanie: vchera, segodnya, zavtra... Skepsis: mnogopredmetnyj nauchno-prosvetitel'skij 'elektronnyj zhurnal. Moskva, 2001. Available at: http://scepsis.ru/library/id_638.html

6. Tatur Yu.G. Obrazovatel'naya sistema Rossii: vysshaya shkola. Moskva, 1999.

7. O Koncepcii razvitiya matematicheskogo obrazovaniya v RF. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 24 dekabrya 2013 g. N 2506-r. Available at: http://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/

8. Potehina E.V. Podderzhka kursa matematicheskoj logiki sredstvami informacionnyh tehnologij. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; № 3 (70): 329 - 330.

9. Abdurahmanova P.D., Agaragimova V.K., Ajtmagambetova R.H. i dr. Aktual'nye problemy gumanitarnyh nauk: istoriya i sovremennost': kollektivnaya monografiya. Moskva, 2020.

10. Gorbunova N.V., Vezetiu E.V. Mediaobrazovatel'nye tehnologii v sisteme formirovaniya informacionnoj kompetentnosti buduschih pedagogov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2017; № 5 (66): 66 - 69.

Статья поступила в редакцию 29.06.20

УДК 378.14

Potiayev P.Yu., postgraduate, Pedagogy Department, Federal State military educational Institution of higher education "Military University" of the Ministry of

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Defense of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: potiay@mail.ru

Pshenichnikov K.A., postgraduate, Department of Psychology and Pedagogy, Amur State University (Blagoveshchensk, Russia), E-mail: batbi1@mail.ru

METHODOLOGICAL FEATURES OF TEACHING CONSTRUCTION OF SNOW SHELTERS FOR OPERATIONS IN ARCTIC CONDITIONS TO MILITARY SERVICEMEN. The article proves the necessity, importance and relevance of ensuring the survival of military personnel by training them to build snow shelters that protect them when performing tasks in the harsh climatic conditions of the Far North. Human survival in extreme conditions depends on the arrangement of its Arctic settling. To escape the harsh conditions of the North and protect yourself from a blizzard, you can only use a snow shelter and a fire. In order for military personnel to perform combat tasks and survive in the harsh conditions of the Far North, they need to know various aspects of shelter construction. The article describes in detail a method of construction of various types of snow-shelter type snow hut, snow chum, snow hole, igloo. The authors describe under what conditions it is advisable to construct a particular structure from snow, showing their distinctive properties that need to be taken into account when determining the feasibility of their structures. The authors conclude that in order to successfully perform combat tasks in the Far North, military personnel of Arctic units need to know what classification of shelters from the adverse effects of the external climate environment of the Arctic to use for shelter equipment, be able to choose a place for construction, and also have skills in how to construct them.

^y words: Arctic, Extreme North, arctic conditions, servicemen, cold, snow, ice, snow shelter.

П.Ю. Потяев, адъюнкт, ФГКВОУ ВО «Военный университет» Министерства обороны Российской Федерации, г. Москва, E-mail: potiay@mail.ru

К.А. Пшеничников, аспирант, ФГБОУ ВО «Амурский государственный университет», г. Благовещенск, E-mail: batbi1@mail.ru

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

СООРУЖЕНИЮ СНЕЖНЫХ УКРЫТИЙ

ДЛЯ ДЕЙСТВИЙ В АРКТИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ

В статье доказана необходимость, важность и актуальность обеспечения выживаемости военнослужащих посредством обучения их сооружению снежных укрытий, обеспечивающих защиту при выполнении задач в суровых климатических условиях Крайнего Севера. Выживание человека в экстремальных условиях зависит от обустройства его арктической стоянки. Спастись в тяжёлых условиях Севера и защититься от пурги можно только с помощью снежного укрытия и разведения огня.

Для того чтобы военнослужащим выполнять боевые задачи и выживать в тяжёлых условиях Крайнего Севера, им необходимо знать различные аспекты сооружения укрытий. В статье подробно рассмотрена методика сооружений из снега различного типа: укрытие типа снежной хижины, снежный чум, снежная нора, иглу. Авторы подробно рассказывают, при каких условиях целесообразно сооружать то или иное укрытие из снега, показаны их отличительные свойства, которые нужно учитывать при определении целесообразности их сооружений. Авторы делают вывод о том, что для успешного выполнения боевых задач в условиях Крайнего Севера военнослужащим арктических подразделений необходимо знать классификации убежищ от неблагоприятного воздействия внешней климатической среды.

Ключевые слова: Арктика, Крайний Север, арктические условия, военнослужащий, холод, снег, лед, снежное укрытие.

Стратегические приоритеты государственной политики Российской Федерации в Арктике требуют совершенствования обучения и воспитания личного состава в суровых климатических условиях. Для исключения возникновения дисбаланса сил созданная российская группировка войск в Арктике активно развивает свои возможности и является необходимым и достаточным условием для обеспечения национальной безопасности и эффективного освоения региона [1 - 10].

Погодные условия Крайнего Севера очень трудные и опасные для человека. Выживание военнослужащего является главной задачей в суровой климатической обстановке. Одним из факторов выживания в полевых арктических условиях будет являться качественно сооруженное укрытие.

Результаты исследований Н.А. Агаджаняна и П.Г. Петровой подтверждают, что необходимость учета важнейших физико-климатических факторов неблагоприятных условий Арктического региона (длительная полярная ночь, низкие

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.