Научная статья на тему '«Решение задач информатизации должно осуществляться на комплексной основе и последовательно…»'

«Решение задач информатизации должно осуществляться на комплексной основе и последовательно…» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
151
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сергей Александрович Дочкин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Решение задач информатизации должно осуществляться на комплексной основе и последовательно…»»

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ

Цели, решаемые в части аппаратно-программного и кадрового обеспечения структурных составляющих системы управления информатизацией, определяются из следующего:

1. Организационно-методическое обеспечение интеграции методических, кадровых и программно-аппаратных и информационных ресурсов отдельных субъектов образовательного пространства учебного комплекса для создания, поддержания и развития элементов единой образовательно-информационной среды.

2. Создание единой образовательно-информационной среды учебного комплекса.

3. Поддержка и развитие единой информационно-образовательной среды на 2006-2010 и последующие годы.

4. Интеграция единой образовательно-информационной среды учебного комплекса в единую образовательно-информационную среду региона, Сибирского федерального округа и России.

5. Главные направления развития информатизации в университетском комплексе.

6. Материальное, программно-техническое и коммуникационное обеспечение процессов информати -зации.

7. Использование НИТ в учебной и научно-исследовательской деятельности.

8. Дистанционное обучение, повышение квалификации и переподготовка кадров.

9. Библиотечные электронные ресурсы, доступ к электронным каталогам и библиотекам.

10. Разработка, сертификация, регистрация, тиражирование электронных учебных ресурсов.

11. Мониторинг информационных ресурсов, депозитарий, образовательный портал, библиотечные электронные ресурсы, доступ к электронным каталогам и библиотекам, web-ресурсы.

12. Развитие информационных систем управления университетским комплексом (ИАИС).

Основной целью дальнейшего развития материально-технической базы и интернет-технологий является увеличение емкости имеющихся каналов передачи данных, повышение качества предоставляемых услуг передачи данных, услуг доступа к образовательной сети региона и сетям Интернет образовательным, культурным, медицинским и другим учреждениям Кемеровской области.

«решение задач информатизации должно осуществляться на комплексной основе

и последовательно...»

На вопросы журнала «Образование. Карьера. Общество» отвечает кандидат педагогических наук, старший преподаватель Кемеровского высшего военного командного училища связи

Оергей Александрович дочкин.

Сфера Ваших научных интересов - внедрение новых информационных технологий в образовательный процесс. Насколько это актуально в военном училище?

- Проблема внедрения информационных технологий в образовательный процесс в настоящее время актуальна не только для военных училищ, но и в целом для системы образования России и всего российского общества. Принятая в начале 2007 года Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации - яркое тому подтверждение. Быстрый рост уровня информатизации всех ступеней российского образования, постоянно растущий объем информации только подчеркивают ограниченные возможности по использованию этой информации в рамках существующей системы образования, военного в том числе. Причем, если еще десять лет назад говорилось, что объем информации удваивается за 5-10 лет, то теперь эти цифры снижены до 2-3 лет. Без привлечения современных технологий, в первую очередь ин-

формационных и коммуникационных, данную проблему не решить. Так что использование ИТ в военном

- информатизация профессион

вузе в настоящее время - отражение общей тенденции российского образования.

Кроме того, хотел бы обратить внимание, что использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в обучении курсантов обусловлено и самим профилем подготовки выпускников. Совершенствование форм и способов вооруженной борьбы, оснащение войск новейшим вооружением и военной техникой существенно повышают роль связи, системы связи и офицеров войск связи в управлении войсками. Поэтому в вопросах организации и обеспечения связи на первое место выходит широкое использование ИКТ в систему связи ВС РФ, и модернизация воспитательно-образовательного процесса на основе внедрения средств ИКТ решает как задачи повышения качества подготовки выпускника, так и готовит будущих офицеров к применению современных средств связи и технологий в предстоящей профессиональной деятельности.

какие информационные технологии внедрены в учебный процесс вашего образовательного учреждения? что изменилось с их использованием в учебном процессе?

- Когда спрашивают о конкретных технологиях, сразу ответить сложно. Сначала необходимо определиться с понятием «информационные технологии». Перечень конкретных технических и программных средств, которые используются в образовательном процессе - это одно, совокупность средств сбора и обработки информации - совершенно другое. Вообще любая педагогическая технология является в сущность информационной технологией. Так что все дело в классификации.

Внедряя ИКТ в воспитательно-образовательный процесс нашего военного вуза мы преследуем несколько целей. Во-первых, развитие личности обучающегося, курсанта и его подготовка к жизни в условиях информационного общества - через развитие мышления, коммуникативных способностей, эстетическое воспитание, формирование умений принимать оптимальное решение в сложной ситуации, осуществлять экспериментально-исследовательскую деятельность, формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации. Во-вторых, реализация заказа на подготовку военного специалиста, способного выполнять задачи (в условиях повседневной деятельности и боевых действий войск, в мирной жизни) в условиях информационного общества. В-третьих, интенсификация всех уровней воспитательно-образовательного процесса вуза: повышение эффективности и качества процесса обучения, формирование и поддержание мотивации, углубление межпредметных связей.

Для достижения данных целей нами используется комплекс информационных технологий обучения: технология компьютерного программируемого обучения, технология обучения с использованием компьютера и обучение на базе компьютеров, технология компьютерного тестирования и компьютерных коммуникаций. В основе каждой из технологий мы используем технические и программные средства, обеспечивающие функционирование конкретных программных продуктов учебного назначения: контролирующие и обучающие системы, тренировочные и тестовые системы, системы для поиска информации, элементы моделирующих программ, инструментальные средства для обеспечения коммуникаций. В училище развернуто несколько локальных сетей, связанных в общую сеть вуза, функционирует пилотная сеть электронного документооборота. В конце 2007 года разработаны и в настоящее время внедряются несколько системных решений: автоматизированная система управления учебным процессом, адаптивная сетевая автоматизированная обучающая система.

В соответствии с используемыми сетевыми решениями сама структура процесса обучения приобретает вид интегрированной образовательной среды, построенной на основе разумного сочетания традиционных и инновационных педагогических технологий. Повышается эффективность подготовки курсантов, причем как по дисциплинам гуманитарного цикла, так и по техническим, специальным дисциплинам. Использование компьютерных тренажеров позволило обеспечить отработку практических навыков в эксплуатации средств связи в условиях медленного обновления технической базы.

Хотел бы обратить внимание, что оценка данной эффективности нами определяется не столько на основе положительной динамики успеваемости, сколько с учетом результатов итоговой государственной аттестации с участием заказчика (в лице представителей Управления начальника связи ВС РФ), внешних экспертов, а также отзывов из войск о наших выпускниках.

ваши учителя в науке?

- Вообще, я считаю, мне повезло с учителями, которые были со мной все время, начиная со школьной скамьи. Я благодарен судьбе, что в начале своего пути в науку она познакомила меня с замечательным человеком, талантливым ученым и руководителем, доктором педагогических наук, профессором Татьяной Семеновной Паниной. Татьяна Семеновна поделилась своим богатым опытом, практически сформировала моё научное мировоззрение, дала веру в свои силы, поддержала в трудные минуты. Можно только пожелать любому молодому ученому такого требовательного и справедливого учителя и наставника.

Ваше участие в конкурсах,грантах?

- В нашем училище уже почти десять лет проводится конкурс «Лучший преподаватель года». Дважды участвуя в нем, мне удалось стать призером, заняв второе место в 2003/2004 учебном году и первое в 2002/2003 учебном году. В текущем году стал обладателем гранта В. Потанина, как и еще двое моих коллег. В 2006 г., работая в команде специалистов ГОУ «КРИРПО» под руководством Татьяны Семеновны Паниной, удалось выиграть и реализовать федеральный проект Ф-176 «Разработка и апробация в пилотных регионах новой классификации программ профессиональной подготовки». В течение последних двух лет, также под руководством Татьяны Семеновны, получены два гранта РГНФ: грант по развитию научных телекоммуникаций и материальной базы научных исследований в области гуманитарных наук (2007 г.) № 07-06-101086 «Развертывание сети дистанционного обучения в учреждении дополнительного профессионального образования» и грант «Разработка моделей формирования ИКТ-компетентностей педагогов в системе дополнительного профессионального образования» № 08-06-00697а (2008 г.).

В прошлом году наше с коллегами учебное пособие «Вопросы психологии в профессиональной деятельности офицера-связиста» заняло первое место в вузе, а по итогам областного конкурса на лучший учебник - 8-е место среди вузов области.

В чем ценность проделанных Вами исследований?

- Мне сложно говорить о ценности выполненной работы в ходе проводимых исследований. Ценность исследования обычно определяется через спрос на его результаты, через внешнюю экспертизу. На наши исследования пока есть и спрос, и положительные отзывы экспертов. Что же касается прикладного характера исследований и их применения на практике, то, конечно, в первую очередь речь идет об улучшении качества подготовки молодых офицеров-выпускников, создании условий для их успешной адаптации в войсках. К примеру, полученные в ходе диссертационного исследования результаты позволили придать самостоятельной работе наших студентов совершенно другой вид, совершенствовать ее структуру, повысить мотивацию курсантов, их активность в процессе обучения. Исследования, проводимые в настоящее время, на мой взгляд, позволят преобразовать систему профессионального образования на основе интегрированного использования ИКТ, хотя здесь необходим комплексный подход к решению проблемы.

Каковы, на Ваш взгляд, необходимые условия успешной работы по информатизации образовательного процесса?

- Мне кажется, применительно для образовательного учреждения необходимы: концепция информати-

зации учреждения и его структурных подразделений, перспективный план информатизации и конкретных мероприятий по данному направлению на каждый год, понимание и желание администрации учреждения комплексно заниматься этими вопросами, система стимулирования и мотивирования преподавательского состава, активно внедряющего средства ИКТ, организация подготовки (переподготовки) преподавателей по вопросам использования средств информатизации в образовательном процессе и, конечно, желание самих преподавателей заниматься данными вопросами.

Какими Вы видите перспективы информатизации образовательного процесса в Кузбассе?

- Надо отдать должное, темпы информатизации образовательных учреждений в Кузбассе достаточно высоки и по некоторым параметрам превосходят общероссийские показатели. Это касается самих темпов информатизации, обеспеченности компьютерной техникой обучающихся, развития телекоммуникационных сетей в образовательных учреждениях, использования ресурсов Интернет в образовательном процессе и др. В целом состояние дел с техническим оснащением учреждений профессионального образования компьютерной техникой и средствами ИКТ в области можно оценить как удовлетворительное и обеспечивающее решение первоочередных задач информатизации образовательного процесса.

Однако и проблем еще достаточно много.

До сих пор учреждения общего среднего, начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования не имеют единой коммуникативной и телекоммуникационной информационной системы. Множество коммерческих сетей, обслуживающих эти образовательные учреждения, не позволяют создать эффективную образовательную информационную среду. Более того, технология межсетевых обменов, различные тарифные планы многочисленных интернет-провайдеров приводят к немотивированному удорожанию расходов на оплату услуг связи. Хотя, конечно, в области на базе крупных вузов развернуты мощные центры информационных технологий с выходом в интернет, аккумулирующие образовательные ресурсы, но часто их деятельность ориентирована исключительно на обеспечение или внутренней деятельности, или внешней коммерческой.

Большой проблемой, на мой взгляд, является отсутствие соответствующего программного обеспечения, которое могли бы использовать преподаватели в своей деятельности. Причем я имею в виду не типовые офисные программные продукты, используемые повсеместно, хотя и они необходимы. Проблемой является отсутствие специализированных программ и автоматизированных систем, которые можно использовать в учебном процессе без длительной адапта-

ции. Заказ электронных учебников и систем тестирования у соответствующих разработчиков программного обеспечения обходится слишком дорого вузу, кроме того, получаемый продукт, как правило, не достаточно гибок, не отвечает требованиям конкретного учебного заведения. Выходом из данной ситуации может служить самостоятельная разработка необходимых продуктов непосредственно силами образовательного уч-

реждения, но для этого необходимо готовить кадры (педагогов, методистов, программистов).

Уверен, что все проблемы преодолимы, если решение задач информатизации будет осуществляться на комплексной основе и последовательно, а начинания и предложения педагогов будут учтены и найдут необходимую поддержку у соответствующих руководителей.

конкурс библиотечных проектов

Подведены итоги конкурса проектов по информационно-библиотечному сопровождению воспитательно-образовательного процесса в учреждениях начального и среднего профессионального образования Кемеровской области. Конкурс организован в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» и среднесрочной региональной целевой программы «Развитие системы образования и повышение уровня потребности в образовании населения Кемеровской области» на 2008-2010 годы. Инициирован конкурс департаментом образования и науки Кемеровской области, ГОУ «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования» и советом по реализации приоритетного национального проекта в сфере образования на территории Кемеровской области.

Современная библиотека - это динамично развивающаяся структура, которая должна оперативно реагировать на все изменения внешней среды, в том числе на возросшие требования к библиотеке учреждения профессионального образования в условиях внедрения новой модели образования. Пользователями библиотек профессиональных учебных заведений в большинстве своем являются молодые люди, то есть наиболее мобильная часть общества, которой новая информация постоянно нужна «здесь и сейчас». Чтобы своевременно удовлетворять эту потребность, библиотеке необходимо всегда держать «руку на пульсе» и внедрять в свою работу информационно-коммуникационные технологии, что требует постоянных материальных вложений. Проектная деятельность - это один из способов получить дополнительное финансирование для внедрения инноваций. Особенность конкурса проектов в том, что он дает возможность библиотекам с разным уровнем материально-технической базы и кадровым составом показать свое умение видеть цели и перспективы собственной деятельности, анализировать существующие

проблемы. Конкурс проектов - это всегда стимул к творчеству, поиску новых идей и нестандартных решений.

Часть проектов, участвовавших в конкурсе, была направлена на решение проблем, связанных с автоматизацией и информатизацией библиотечной деятельности. Если для одних образовательных учреждений это пока еще внедрение автоматизированной библиотечной системы, то для других - создание собственной электронной библиотеки, организация эффективной системы навигации, максимально адаптированной к потребностям пользователей средствами информационно-коммуникационных технологий, создание медиатеки в структуре библиотеки.

Основу других проектов составили такие задачи, как формирование информационной культуры обучающихся и педагогов, разработка комплекса библио-течно-информационных ресурсов по определенной профессии, разработка комплексного мероприятия «День специалиста».

К участию в конкурсе допускались проекты библиотек учреждений начального и среднего профессионального образования. Экспертная комиссия конкурса определила критерии оценки конкурсных работ: акту-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.