Научная статья на тему 'Решение уникальных проблем целевых потребителей образовательных услуг через систему непрерывного образования'

Решение уникальных проблем целевых потребителей образовательных услуг через систему непрерывного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
60
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петрова Н.И., Логуа Р.А.

The following article represents the system of continuous education as the means for solving the majority of personal tasks of target customers of educational services. Through the analysis of specificity and rapid development of modern society structure, the author defines demands of an individual, as well as main goals and challenges he is facing. The article also describes organizational educational activity within continuous education, which provides an opportunity for the graduates to derive knowledge and skills that could help him to become successful in our progressive society. The paper discusses several options of social designation of a higher educational institution at the market of educational services.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петрова Н.И., Логуа Р.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Solution of unique problems of targeted consumers

The following article represents the system of continuous education as the means for solving the majority of personal tasks of target customers of educational services. Through the analysis of specificity and rapid development of modern society structure, the author defines demands of an individual, as well as main goals and challenges he is facing. The article also describes organizational educational activity within continuous education, which provides an opportunity for the graduates to derive knowledge and skills that could help him to become successful in our progressive society. The paper discusses several options of social designation of a higher educational institution at the market of educational services.

Текст научной работы на тему «Решение уникальных проблем целевых потребителей образовательных услуг через систему непрерывного образования»

Петрова Н.И., Логуа Р. А.

Решение уникальных проблем целевых потребителей образовательных услуг через систему непрерывного образования // Вестник Самарского государственного университета. 2015. № 8 (130). С. 17—22 17

УДК 330

Н.И. Петрова, Р.А. Логуа*

РЕШЕНИЕ УНИКАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ ЦЕЛЕВЫХ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В данной статье система непрерывного образования представлена как инструмент решения большинства личностных задач целевых потребителей образовательных услуг. Анализируя структуру современного социума — его особенности и стремительные темпы развития, авторы определяют потребности индивида, основные цели и задачи, стоящие перед ним. Описана организационная учебная деятельность в рамках непрерывного образования, которая дает возможность получить те знания и навыки, с которыми выпускник вуза будет преуспевать в нашем прогрессивном обществе. Рассмотрено несколько позиций социального предназначения вуза на рынке образовательных услуг.

Ключевые слова: критерии информационного общества, потребительская ценность, задачи вуза, непрерывное образование, индивидуальный подход, этапы непрерывного образования, информационная среда.

Определение своей миссии, а также стремление создать все те необходимые условия для гарантированного получения выпускником желаемой профессии и глубоких знаний для сохранения и преумножения научных, нравственных и культурных ценностей общества — все это осуществляется вузом при формировании концепции социального предназначения на момент его становления в сегменте образовательных услуг. Одним из важнейших шагов на данном этапе является выбор вузом подхода к созданию потребительской ценности. Экономист и ученый Питер Лоранж предлагает три таких возможных подхода.

Массовое производство и использование экономии от масштаба, то есть чем больше студентов привлечет вуз в свои стены, тем меньше будут затраты на одного конкретного студента. Однако тут есть предел в наборе студентов — это ограниченное количество учебных помещений и преподавательских кадров. Если же увеличить эти составляющие учебного процесса, автоматически увеличатся затраты.

Создание и использование партнерских сетей. Партнерские сети в образовании используют сетевой эффект, когда потребительская ценность создается наличием многих участников в сети. Вуз выступает в роли посредника, инвестировавшего свои ресурсы в создание сети, а затем получающего результаты [4, с. 115]. Здесь возникает сложность контроля качества получаемых знаний, так как наблюдать за всем просессом обучения практически невозможно как минимум из-за удаленности «партнера», т. е. нахождения его не на «своей территории».

Решение уникальных проблем своих целевых потребителей. В данной стратегии процесс обучения основан на содействии клиенту в понимании и формулировании

* © Петрова Н.И., Логуа Р. А., 2015

Петрова Наталья Ивановна (natalynaiv@gmail.com), Логуа Рамаз Акакиевич (logua@mail.ru), кафедра экономической теории, Самарская государственная областная академия (Наяновой), 443001, Российская Федерация, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 196.

его проблем. Поскольку создаваемая в процессе такого обучения потребительская ценность уникальна, клиент готов платить за нее более высокую цену [4, с. 117].

Современный человек пользуется не только благами, данными столетиями существования общества, но и тем прогрессом, которому следует человек сегодня. Современный потребитель живет в информационном обществе, т. е. обществе, в котором главными продуктами производства являются информация и знания. Выделяют следующие отличительные черты информационного общества:

— увеличение роли информации и знаний в жизни общества;

— возрастание доли информационных коммуникаций, продуктов и услуг;

— создание глобального информационного пространства, обеспечивающего: а) эффективное информационное взаимодействие людей; б) их доступ к мировым информационным ресурсам и в) удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах [5].

Профессор У. Мартин выделяет следующие критерии прогресса современного информационного общества:

— Технологический критерий прогресса информационного общества — эффективность технологии коммуникации. Увеличение объемов информации и скорость ее передачи

— Критерий знания — речь идет о степени развития интеллекта человека, увеличении объема знаний, уровня образования.

— Экономический критерий — производительность труда в информационной экономике, основанной на инновационной ценности. Рост производительности экономики, основанной на применении знаний к знаниям, которые по природе неисчерпаемы.

— Гуманистический критерий — свободная самореализация личности на основе доступа к информации и знаниям, эмпирическое основание выделения; увеличение свободы выбора, творческих возможностей, качества жизни. Противоречия прогресса в информационном обществе по данному критерию: преувеличение целера-циональной основы жизни человека в ущерб духовности и нравственным основам; концептуальная подмена человеческого счастья его предпосылками (образование, комфорт, безопасность, информированность) [2, с. 78].

— Критерий культуры — сохранение и преумножение культурного наследия и многообразия. Рост возможностей локальных культур заявить о себе в условиях глобальной коммуникации, «оцифрование» и легкий доступ к культурному наследию с помощью ИКТ. Противоречия прогресса по данному критерию: экспансия западной культуры и приоритет ценностей техногенной цивилизации, коммерциализация духовной сферы, размывание культурных ценностей [2, с. 79].

Можно наблюдать, что в современную эпоху информационного взрыва и информационной революции человеку необходимо за короткое время приспособиться к новым условиям существования. Информационная среда становится важной и неотъемлемой частью окружающей среды, поэтому человек вынужден адаптироваться и к природной, и к искусственно созданной информационной среде. Поэтому сейчас весьма актуальна задача построения таких условий для человека, которые будут максимально отвечать запросам общества и личности.

Задачей вуза становится решение следующих вопросов:

а) способность человека определить для себя роль информации и знаний в жизни общества и самого себя;

б) умение интегрировать различные способы коммуникаций (устные, письменные и аудиовизуальные) в интерактивные информационные сети. Информационное общество — это сетевое общество: оно создано сетями производства, власти и опыта, которые формируют «культуру реальной виртуальности» [1, с. 109];

в) развитие творческого потенциала личности;

г) способность получать и передавать знания в быстром «режиме» и доступным способом другим субъектам общества.

Таким образом, той самой «уникальной проблемой» клиента, которую помогает решить вуз, становится максимально крепкая адаптация человека к современному миру.

Теперь же следует ответить на вопрос, может ли вуз предоставить свои услуги таким образом, чтобы решить основную проблему, стоящую перед современным человеком — проблему обладания теми знаниями и навыками, с которыми он будет преуспевать в нашем прогрессивном, быстротечном информационном обществе. Вуз должен не просто «научить», а оказать содействие обучающемуся в понимании и формулировании его проблем. Следовательно, сегодня происходит формирование образовательной системы информационного общества.

Важно обратить внимание, что в информационном обществе особенностями образования становятся человеческие ценности, а не материальные.

Характерные черты образования в информационном обществе обусловлены особенностями дома и семьи в информационном мире, перемещением рабочего места с предприятия на дом в процессе информатизации общества, превращением электронного коттеджа в центр общественной жизни в информационном мире, демассификацией форм семьи [6]. В процессе перехода к информационному обществу возрастают образовательные функции, роль и значение дома и семьи. Поэтому сегодня актуальна постановка системы непрерывного образования и самообучения на протяжении всей жизни человека, которая способствует реализации его компетентности в обществе, расширени. мировоззрения, творчества.

Непрерывное образование, с его углубленным и индивидуальным подходом к обучению, способствует воспитанию в человеке универсальных качеств, характеризующих его, как Человека Мира — конкурентоспособного молодого специалиста, готового к профессиональному принятию решений в условиях меняющейся реальности, с фундаментальной научной базой и умением реализовать полученные знания в процессе решения практических задач, владеющего иностранными языками и новейшими информационными технологиями [3, с. 41].

Содержание образования должно обеспечивать формирование человека-гражданина, не только интегрированного в современное ему общество, но и нацеленного на его совершенствование.

В основе используемой парадигмы образования лежит идея открытого общества и идея человека, воспитанного на чувстве патриотизма и ответственности перед отечественной культурой, на уважении к культурам мира. Современная образовательная модель требует ориентации не только на науку, но и на культуру, на мир ценностей: не накопление знаний, а осознание их смысла становится главным. Мышление современного человека должно стать аксиологическим, ценностным, человек должен чувствовать ответственность не только за собственную уникальную судьбу, но и за судьбу природы, культуры, истории и мира в целом, он должен стать Человеком Мира.

В контексте данного вопроса будет рассмотрена концепция непрерывного образования, суть которого заключается в подготовке одним образовательным учреждением учащихся по программам всех ступеней образования: от дошкольной до послевузовской включительно.

Все этапы образования тесно связаны между собой, что способствует формированию у учащегося не только глубоких предметных знаний, но и культуры поведения, социализации в современном обществе и адаптации к международным «стандартам» владения профессиональными навыками.

В учебную программу входит преподавание предметов на иностранном языке с закреплением профессиональных знаний на международном уровне. Языковая подготовка начинается с первого класса, школьники изучают три современных европейских языка, что позволяет им в дальнейшем в старших классах и на этапе высшего базового образования слушать лекции на иностранных языках приглашенных из-за рубежа специалистов.

Не менее важной составляющей в обучении является культурно-нравственное воспитание молодого человека, со «школьной скамьи» заложена данная модель поведения в обществе, семье и внутри самого индивида. Педагоги, которые наблюдают учащегося с раннего возраста, привносят коррективы на протяжении всего этапа взросления и становления личности, помогают ему адаптироваться в меняющихся социально-культурных условиях.

Индивидуальный подход к каждому учащемуся способствует развитию в нем творческих свершений, вдохновения, порождает инициативу, которая так необходима в нашем современном информационном обществе.

На кафедрах всех направлений открыты лаборатории для реализации собственных идей индивида, которые получают поддержку от педагогов и администрации. Учащийся может проявить себя как специалист в своей области, попробовать себя в роли экспериментатора, разработать свою предметную научную концепцию и попробовать применить ее в реальных условиях.

Для развития и поддержания творческих способностей учащегося в вузе проводятся научно-практические конференции, семинары, а также концерты, выставки, дни здоровья и другие развлекательные мероприятия.

В вузе, где практикуется непрерывное образование, преимуществом также является камерность. Выбирая еще в старших классах предметное направление, учащийся каждый день имеет тесную связь с педагогом, тем самым он получает ответы на свои вопросы и рекомендации по работе над ошибками. Узкий круг слушателей способствует не только более полному и качественному восприятию информации, переданной педагогом, но и упрощает контроль и оценку усвоения новых знаний индивидом. Учитель в данной ситуации выступает не в привычной классической роли того, кто объясняет и потом контролирует, а того, кто организует творческую деятельность на уроке, содействует ее успеху и помогает ученику преодолеть пороги стереотипного мышления

С детства молодой человек учится грамотно выстраивать коммуникации как внутри коллектива, так и за его пределами. На протяжении всех лет обучения он наблюдает, как строятся отношения в группе, что происходит со сверстниками в процессе взросления, делится опытом, учится на ошибках. Ученики много лет находятся под одной крышей, продолжают общаться каждый день, самостоятельно выстраивают линию поведения друг с другом и подсознательно учатся поддерживать атмосферу положительной коммуникации, что крайне важно для полноценного сосуществования в социуме. Однако молодой человек, который длительное время находится в окружении одних и тех же лиц, сталкивается с необходимостью получения эмоций от новых знакомств. Это, как вспомогательный фактор, создает для него почву к расширению круга занятий: спорт, музыка, различные клубы по интересам. Индивид становится более коммуникативным, эрудированным, так как испытывает необходимость в новом общении.

Согласованность учебных программ способствует более глубокому изучению предмета. Уже в старших классах учащийся выбирает специализацию, и в школьный период он начинает получать первые вузовские знания. Данный аспект влечет за собой еще одно преимущество — это сокращение всего времени обучения. Мо-

лодой человек получает специальность значительно раньше, чем в традиционном вузе. Тем самым имея временные возможности для карьерного роста и признания его в профессиональной сфере, когда еще не возникли второстепенные «бытовые» проблемы, на решение которых уходит масса времени.

В таком учебном процессе работает также принцип элитарности — осознание своей принадлежности к особому образовательному учреждению всеми участниками учебно-педагогического процесса, высокая степень социальной активности, чувство ответственности за сказанное и содеянное, чувство собственного достоинства и социальной уверенности, осознание ценности получаемого образования и связанного с этим профессионального приоритета, осознание ценности работы в команде — ценности сотрудничества, потребность в постоянном повышении уровня образования.

В стенах вуза, следующего направлению непрерывного образования, эффективно реализуется принцип сочетания гуманитаризации и компьютеризации образования. Его суть заключается в том, что подготовка учащихся к специализации и сама специализация ведутся на фоне широкого гуманитарного развития и обеспечения навыков компьютерной грамотности всех без исключения студентов независимо от избранной ими специальности. В общем ходе образовательного процесса принцип сочетания гуманитаризации и компьютеризации образования позволяет, с одной стороны, полнее обеспечить избранную специализацию, а с другой — сделать образование универсальным, вывести студентов за рамки предметности и в итоге позволяет им приобщиться к миру как художественной, так и информационно-технической культуры, а в утилитарно-практическом плане открывает им возможности смены специальности [3, с. 53].

Принцип развития человека по своему содержанию предполагает создание условий и возможностей для становления его личности и мировоззрения. Задача университета — поддерживать и стимулировать это развитие, открывать перед личностью новые горизонты, направлять жить в условиях открытого общества, аутентично понимать мировосприятие не только соотечественников, но и представителей иных культур.

Все приведенные выше аргументы, несомненно, отражают преимущества непрерывного образования в создании потребительской ценности на рынке образовательных услуг:

— единая организационная структура образовательного пространства;

— психологически комфортные условия для адаптации студентов к вузу;

— преемственность и непрерывность реализуемых образовательных программ;

— индивидуальный подход к каждому учащемуся, предоставление всех инструментов для более эффективного усвоения учебных дисциплин;

— общность требований к качеству образования;

— единое научное пространство;

— сокращение сроков обучения.

В итоге следует отметить, что непрерывность образовательного процесса способствует более четкому определению индивидом своего места и назначения в современном обществе и как следствие гармоничного и полноценного существования в нем.

Библиографический список

1. Кашкин В.Б. Введение в теорию коммуникации: учеб. пособие. Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2000. 175 с.

2. Мартин У.Дж. Информационное общество: реферат // Теория и практика обще-ственнонаучной информации. Ежеквартальник / АН СССР. ИНИОН; редкол.: В .А. Виноградов (гл.ред.) [и др.]. М., 1990. № 3. 123 с.

3. Наянова М.В. Непрерывное образование в Самарском муниципальном университете: методология, теория, практика. М.: Муниципальный мир, 2005. 73 с.

4. Лоранж П. Новый взгляд на управленческое образование: задачи руководителей. М.: Олимп-Бизнес, 2004. 388 с.

5. URL: http://www.glossary.ru.

6. Лекция «Информационное общество». URL: http://stud24.ru/journalism/informacionnoe-obshhestvo/479758-1829595-page3.html.

References

1. Kashkin V.B. Introduction in the theory of communication: Schoolbook. Voronezh: Izd-vo VGTU, 2000, 175 p. [in Russian].

2. Martin W.J. Information Society (Summary) in Teoriia i praktika obshchestvennonauchnoi informatsii. Ezhekvartal'nik [Theory and practice of social and scientific information. Quarterly book]. Academy of Sciences of the USSR. INION; Vinogradov V.A. (Ed.) et al. M., 1990, no. 3, 123 p. [in Russian].

3. Nayanova M.V. Continuous education in the Samara municipal university: methodology, theory and practice. M., Munitsipal'nyi mir, 2005, 73 p. [in Russian].

4. Peter Lorange. New view on management education: challenges before leaders. M., Olimp-Biznes, 2004, 388 p. [in Russian].

5. Retrieved from: http:// www.glossary.ru [in Russian].

6. Lecture @Information Society». Retrieved from: http://stud24.ru/journalism/ informacionnoe-obshhestvo/479758-1829595-page3.html [in Russian].

N.I. Petrova, R.A. Logua*

ADDRESS THE UNIQUE PROBLEMS OF TARGETED CONSUMERS OF EDUCATIONAL SERVICES THROUGH A SYSTEM OF CONTINUOUS EDUCATION

The following article represents the system of continuous education as the means for solving the majority of personal tasks of target customers of educational services. Through the analysis of specificity and rapid development of modern society structure, the author defines demands of an individual, as well as main goals and challenges he is facing. The article also describes organizational educational activity within continuous education, which provides an opportunity for the graduates to derive knowledge and skills that could help him to become successful in our progressive society. The paper discusses several options of social designation of a higher educational institution at the market of educational services.

Key words: information society criteria, consumer value, higher educational institution goals, continuous education, individual approach, stages of continuous education, information environment.

Статья поступила в редакцию 11/VII/2015.

The article received 11/VII/2015.

* Petrova Nataliya Ivanovna (natalynaiv@gmail.com), postgraduate student of the Department of Economic Theory; Logua Ramaz Akakievich (logua@mail.ru), Department of Economic Theory, Nayanova University, 196, Molodogvardeyskaya Street, Samara, 443001, Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.