Научная статья на тему 'Решение расширенной коллегии федерального медико-биологического агентства от 21 апреля 2015 г. «Итоги деятельности фмба России в 2014 г. И задачи на 2015 и 2016 гг. »'

Решение расширенной коллегии федерального медико-биологического агентства от 21 апреля 2015 г. «Итоги деятельности фмба России в 2014 г. И задачи на 2015 и 2016 гг. » Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
80
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Решение расширенной коллегии федерального медико-биологического агентства от 21 апреля 2015 г. «Итоги деятельности фмба России в 2014 г. И задачи на 2015 и 2016 гг. »»

Решение расширенной Коллегии Федерального медико-биологического агентства от 21 апреля 2015 г. «Итоги деятельности ФМБА России в 2014 г. и задачи на 2015 и 2016 гг.»

Заслушав и обсудив доклад руководителя Федерального медико-биологического агентства В.В. Уйба «Итоги работы ФМБА России в 2014 г. и задачи на ближайшую перспективу», коллегия отмечает следующее.

В 2014 г. в рамках поэтапного вхождения федеральных медицинских организаций в систему ОМС были сокращены предельные объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета на оказание федеральными медицинскими организациями медицинской помощи.

По ФМБА России объем сокращенных бюджетных ассигнований на 2014 г. составил более 12 млрд руб. , что повлекло за собой сокращение финансирования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета государственного задания на оказание в 2014 г. подведомственными ФМБА России медицинскими организациями медицинской помощи более чем на 35%.

В целях обеспечения деятельности учреждений здравоохранения ФМБА России в рамках предусмотренных ФМБА России бюджетных ассигнований на оказание медицинской помощи был проведен комплекс оптимизационных мероприятий, в результате которых произошло сокращение штатных единиц на 14 468 ставок, при этом было сокращено 3918 физических лиц. Также было проведено сокращение или перепрофилирование коечного фонда большинства медицинских организаций, в результате чего было сокращено 3269 коек круглосуточного стационара, 512 коек дневного стационара.

Основной проблемой в рамках перехода на одноканальное финансирование стала угроза невосстановления выпавших в результате сокращения бюджетных ассигнований объемов медицинской помощи и расходов на ее оказание территориальными фондами ОМС.

Для предотвращения сокращения доступности оказания медицинской помощи

контингенту было издано Постановление Правительства Российской Федерации от 25 июля 2014 г. № 707 «Об утверждении Правил предоставления в 2014 году иных межбюджетных трансфертов из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования федеральному бюджету на финансовое обеспечение оказания федеральными государственными учреждениями медицинской помощи».

В целях обеспечения оказания выпадающих по сравнению с уровнем 2013 г. объемов специализированной медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной, оказываемой в условиях стационара, ФМБА России установило подведомственным медицинским организациям дополнительное государственное задание на специализированную медицинскую помощь с общей суммой финансирования 6 млрд руб.

Необходимо выделить две основные проблемы, с которыми столкнулись медицинские организации ФМБА России в 2014 г.:

1. установленные муниципальными заданиями ОМС объемы медицинской помощи не противоречат нормативам, утвержденным территориальными программами обязательного медицинского страхования, однако не учитывают сложившегося на территории ЗАТО уровня доступности оказания медицинской помощи;

2. утвержденные тарифы на оказание медицинской помощи в рамках выполнения задания ОМС, а именно поправочные коэффициенты, применяемые к затратам учреждения, не позволяют в полной мере покрыть расходы учреждения на содержание имущественного комплекса, а также на обеспечение достойного уровня оплаты труда сотрудников, сохранив его на уровне 2013 г.

В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации го-

сударственной социальной политики» ФМБА России дополнительно направило 900 млн руб. для сохранения и поэтапного повышения уровня заработной платы медицинским работникам.

Несмотря на сокращение финансирования здравоохранения, организации ФМБА России успешно реализовывали поставленные задачи по следующим направлениям:

• медико-санитарное обеспечение работников предприятий с особо опасными условиями труда и жителей отдельных территорий;

• развитие медицины спорта высших достижений;

• организация деятельности Службы крови;

• контроль и надзор в установленных сферах, в том числе Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за организациями отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда и населения отдельных территорий Российской Федерации и контроль и надзор в сфере донорства крови и ее компонентов;

• организация научно-технической деятельности;

• строительство новых объектов здравоохранения и ядерной медицины.

В 2014 г. в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи населению закрытых административно-территориальных образований, территорий с опасными для здоровья человека физическими, химическими и биологическими факторами, включенных в соответствующий перечень, работникам организаций, включенных в перечень организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда:

• оказана специализированная медицинская помощь 156 192 пациентам;

• оказана высокотехнологичная медицинская помощь 24 443 пациентам, в том числе 2015 детям;

• санаторно-курортное лечение получили 72 702 человека, в том числе 29 463 ребенка;

• по поручению Президента Российской Федерации для целей снижения смертно-

сти при ДТП на трассе Санкт-Петербург-Москва в 2014 г. построен и введен в эксплуатацию высокотехнологичный медицинский центр на базе ФГБУЗ «Клиническая больница № 122 им. Л.Г. Соколова» ФМБА России, г. Валдай (Новгородская область), оснащенный современным медицинским оборудованием.

В июне 2014 г. состоялось открытие нового уникального центра - Научно-клинического центра оториноларингологии ФМБА России. Новая клиническая база центра, основанного еще в 1935 г., имеет площадь 42 тыс. м2 и оснащена самым современным медицинским оборудованием для оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи.

Совершенствовались оказание специализированной медицинской помощи отдельным категориям граждан, охрана здоровья матери и ребенка, обеспечение лекарственными препаратами и изделиями медицин -ского назначения отдельных категорий населения.

Осуществлялись мероприятия по развитию космической и водолазной медицины.

ФМБА России активно направляет вектор усилий по внедрению технологии ядерной медицины в подведомственных организациях.

Медицинские радиационные технологии, получившие в России устоявшуюся терминологию «ядерная медицина» и «лучевая терапия», играют важнейшую роль в современной клинической практике.

На этапе строительства в настоящее время находятся:

• ПЭТ-центр - ФГБУЗ ПОМЦ ФМБА России;

• Федеральный высокотехнологичный центр медицинской радиологии в Димитровграде, в состав которого включен первый в России сертифицированный центр протонной терапии.

Результаты деятельности введенных объектов

Сибирский клинический центр ФМБА России:

• за 2014 г. и два месяца 2015 г. в центре радионуклидной терапии и диагностики

пролечено 820 пациентов со злокачественными новообразованиями щитовидной железы, тиреотоксикозом и множественными метастазами в кости, проведено 2203 процедуры радионуклидной диагностики;

• внедрен метод брахитерапии предстательной железы — пролечены 22 пациента;

• в центре ПЭТ-диагностики с ноября 2014 г. проведено 292 исследования.

Северный медицинский клинический центр им. Семашко: в центре радионуклид-ной терапии и диагностики в 2014 г. и за два месяца 2015 г. пролечены 220 пациентов и проведено 1400 исследований.

На базе ФМБЦ им А.И. Бурназяна и Федерального центра по проектированию и развитию объектов ядерной медицины продолжаются разработки новых радиофармпрепаратов.

В 2014 г. проведена большая работа по организации органного донорства в системе ФМБА России.

В ФГБУ «ГНЦ ФМБЦ им. А.И. Бурназяна» ФМБА России в 2014 г. выполнено 47 трансплантаций печени: 38 родственных трансплантаций и 9 трупных, в том числе впервые в России выполнена трупная экстракорпоральная сплит-трансплантация печени для 2 взрослых реципиентов; в КБ 119 выполнено 27 трансплантаций почки, из которых 14 (52%) получено от трупных доноров, 13 (48%) — родственная трансплантация. В ФБУЗ ПОМЦ ФМБА России выполнено 30 трансплантаций почки и 10 трансплантаций печени.

На протяжении всего 2014 г. проводилась работа над организацией посмертного донорства органов и тканей человека в системе ФМБА России.

Завершается масштабная Программа развития Службы крови, реализуемая в 2008—2014 гг. Министерством здравоохранения Российской Федерации и Федеральным медико-биологическим агентством.

В Программе приняли участие все субъекты Российской Федерации, в которых за счет средств федерального бюджета поэтапно проводились мероприятия по укреплению материально-технической базы и формированию базы данных донорства крови и ее компонентов.

2014 год стал триумфальным для отечественной спортивной медицины. Победа российских спортсменов на Олимпийских и Паралимпийских играх 2014 г. во многом обеспечена ФМБА России.

С 2014 по 2020 г. мероприятия по сопровождению спортсменов осуществляются в рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 294. Программой предусмотрены целевые показатели: укомплектованность спортивных сборных команд Российской Федерации врачами и массажистами и количество внедренных инновационных технологий в процесс подготовки спортсменов спортивных сборных команд Российской Федерации по видам спорта. В 2014 г. успешно продолжались медико-биологические научные исследования в области спортивной медицины.

В 2014 г. успешно осуществлялась организация и проведение федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

Основными задачами федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территориях и в организациях, подлежащих обслуживанию ФМБА России.

Общее количество проведенных в 2014 г. проверок соблюдения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия — 6160. Общее количество проведенных проверок снизилось на 15% по сравнению с 2013 г., на 20% — по сравнению с 2012 г.

Количество административных наказаний, наложенных по итогам проверок, — 2274, в том числе при плановых проверках — 1440, при внеплановых проверках — 834.

В 88% случаев постановление о назначении административного наказания вынесено в виде штрафа и в 10% случаев — в виде предупреждения.

По итогам проверок в 13 случаях было назначено административное наказа-

ние в виде административного приостановления деятельности.

Постановлений о назначении административного наказания в виде административного штрафа вынесено в отношении граждан — 66 (3%), должностных лиц — 1245 (61%), индивидуальных предприни -мателей — 357 (17%), юридических лиц — 352 (17%).

Общая сумма наложенных административных штрафов составила 7797 тыс. руб.

Общая сумма уплаченных ( взысканных) административных штрафов (на 20.01.2015 г.) составила 6532,5 тыс. руб.

Организация научной деятельности в ФМБА России в 2014 г. была направлена на получение конечного результата — сохранение здоровья прикрепленных контин-гентов и населения ЗАТО, поэтому основной объем выполняемых исследований носил прикладной характер и включал традиционные для ФМБА России направления:

• обеспечение радиационной безопасности при проведении работ на объектах атомной энергетики и ядерно-оружейного комплекса и прилегающих к ним территориях, а также при утилизации специзделий, атомных подводных лодок и отработанного ядерного топлива;

• обеспечение химической безопасности при проведении работ на химически опасных объектах, обслуживаемых ФМБА России, а также на объектах по уничтожению химического оружия, ракетного вооружения и компонентов ракетных топлив;

• организация и проведение исследований в области биологической безопасности и фармако-биотехнологических проблем;

• проведение исследований в области аллергологии и иммунологии, физико-химической медицины;

• разработка и практическая реализация инновационных проектов в области медицинской техники и фармацевтики;

• решение медико-биологических проблем при подготовке и выполнении космических полетов, проведении водолазных и кессонных работ;

• проведение работ в области медико -биологических и химико-аналитических испытаний гражданского оружия и патронов к нему;

• решение вопросов, регламентирующих медико-санитарное обеспечение плавсостава морских и речных судов;

• организация работ по государственному учету, охране и использованию результатов интеллектуальной деятельности гражданского назначения, полученных в рамках выполнения НИОКР по заказу ФМБА России.

Научно-исследовательскими организациями ФМБА России получено 28 патентов, введен режим «ноу-хау» для 13 результатов интеллектуальной деятельности.

В 2014 г. ФМБА России приступило к разработке учебных программ подготовки врачей персонализированной медицины и открытию офисов персонализированной медицины.

В 2014 г. совершенствовалась нормативная база по оказанию медицинской помощи контингентам ФМБА России.

Во исполнение ст. 42 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» вышло Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. № 1540 «Об особенностях организации и финансового обеспечения оказания медицинской помощи, в том числе предоставления дополнительных видов и объемов медицинской помощи, предусмотренных законодательством Российской Федерации, населению закрытых административно-территориальных образований, территорий с опасными для здоровья человека физическими, химическими и биологическими факторами, включенных в соответствующий перечень, работникам организаций, включенных в перечень организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда». В развитие указанного Постановления подготовлен проект приказа Минздрава России «Об утверждении Порядка организации медицинской помощи населению закрытых административно-территориальных образований, территорий с опасными для здоровья

человека физическими, химическими и биологическими факторами, включенных в соответствующий перечень, работникам организаций, включенных в перечень организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда», в настоящее время он находится на рассмотрении в Минюсте России.

Общественное обсуждение, общественный контроль

В 2014 г. центральным аппаратом ФМБА России была проведена одна закупка, подлежащая обязательному общественному обсуждению (закупка № 0173100009114000038 — Выполнение строительно-монтажных работ на объекте «Строительство комплекса зданий медико-санитарной части для социального обеспечения деятельности космодрома «Восточный» (г. Углегорск, Амурская область), I очередь»).

Осуществление мероприятий по закупке товаров и услуг неразрывно связано с возможностью коррупционных рисков. ФМБА России совместно с АНО «Врачебная палата» разработана концепция системы антикоррупционной экспертизы при заключении договоров на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг в организациях ФМБА России, которую предложено рассмотреть на расширенном заседании коллегии и рекомендовать расширенной Коллегии ФМБА России.

В 2015 и 2016 гг. предусмотрено сокращение бюджетного финансирования на 5,9 млрд руб. от утвержденного размера бюджетных ассигнований ФМБА России на 2014 г., в том числе 4,8 млрд руб., направленных в 2014 г. на оказание медицинской помощи прикрепленному контингенту ФМБА России, не входящей в базовую программу бесплатного оказания медицинской помощи за счет средств ОМС. При этом лимиты бюджетных обязательств на 2015 г. утверждены в размере 90% бюджетных ассигнований, утвержденных Федеральным законом от 1 декабря 2014 г. № 384-ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов».

Несмотря на сокращение бюджет -ных ассигнований, предусмотренных ФМБА России на реализацию функции по медико-

санитарному обеспечению отдельных категорий граждан, государственное задание на 2015 г. доведено до подведомственных медицинских организаций в объеме, необходимом и достаточном для реализации постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. № 1540.

2015 год является очень важным в реформировании отрасли здравоохранения.

Внедрение преимущественно однока-нального механизма финансирования, безусловно, потребует глубокого реформирования структуры лечебных учреждений и оптимизации предоставляемой населению медицинской помощи. Перед учреждениями стоит сложнейшая задача — максимально сохранить те особенности здравоохранения, которые всегда существовали на территории ЗАТО, а именно — его социальную направленность.

Несмотря на имеющиеся трудности, Коллегия выражает уверенность, что организации, находящиеся в ведении ФМБА России, обеспечат достойный уровень оказания медицинской помощи населению закрытых административно-территориальных образований, территорий с опасными для здоровья человека физическими, химическими и биологическими факторами, включенных в соответствующий перечень.

КОЛЛЕГИЯ РЕШАЕТ:

Признать работу ФМБА России удовлетворительной.

КОЛЛЕГИЯ ОПРЕДЕЛЯЕТ основными задачами на 2015 год:

1. Сохранение достигнутого уровня доступности и качества оказания медицинской помощи гражданам Российской Федерации, проживающим в ЗАТО и работающим на предприятиях с особо опасными условиями труда, несмотря на снижение уровня финансирования.

2. Организация работы по реализации Порядка организации медицинской помощи населению закрытых административно-территориальных образований, территорий с опасными для здоровья человека физическими, химическими и биологическими факторами, включенных в соответствующий перечень, работникам ор-

ганизаций, включенных в перечень организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда, в соответствии с нормативными документами.

3. Совершенствование системы федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территориях и в организациях, подлежащих обслуживанию ФМБА России.

4. Совершенствование функционирования единой системы координации донорства органов ФМБА России, формирование банка трупного костного мозга ФМБА России, обеспечение обучения врачей разных специальностей клинической трансплантологии, донорству органов и тканей человека.

5. Активное внедрение в системе ФМБА России технологий персонифицированной медицины, позволяющих оказывать медицинскую помощь с учетом индивидуальных особенностей пациента, создание офисов персонифицированной медицины.

6. Внедрение в практическое здравоохранение Российской Федерации методов и средств профилактики, диагностики и лечения профессиональных и соматических заболеваний, разработанных подведомственными научно-исследовательскими организациями.

7. Повышение уровня научных исследований в области высоких технологий для создания инновационных продуктов и медицинских технологий, обладающих

принципиально новыми свойствами воздействия на организм человека.

8. Осуществление мероприятий по развитию и совершенствованию системы медицинского и медико-биологического обеспечения спорта высших достижений ФМБА России с учетом развития системы индивидуализации медико-биологических технологий для фармакологического обеспечения подготовки спортсменов, использования технологий персональной медицины в лечении спортсменов, генотипирования, разработки и внедрения технологии оценки индивидуального уровня физических нагрузок спортсменов на основе молекулярно-генетических биомаркеров и др.

9. Обеспечение ввода поликлиники медико-санитарной части ФМБА России, здания центра госсанэпиднадзора и территориального органа ФМБА России на космодроме «Восточный», других строящихся в соответствии с федеральными программами объектах.

10. Расширение взаимодействия ФМБА России с профессиональным сообществом, социально ориентированными некоммерческими общественными организациями в целях активного участия общественности и профессионального сообщества в подготовке проектов и программ деятельности агентства, в том числе программ антикоррупционной экспертизы в сфере закупок товаров и услуг, системы оценки инновационных медицинских методов и технологий, которые целесообразно внедрить в подведомственных организациях.

Председатель коллегии, руководитель ФМБА России В.В. Уйба

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.