Научная статья на тему 'Решение расширенного заседания коллегии федерального медико-биологического агентства от 15 апреля 2014 г. «Итоги работы ФМБА России в 2013 г. И задачи на 2014-2015 гг. »'

Решение расширенного заседания коллегии федерального медико-биологического агентства от 15 апреля 2014 г. «Итоги работы ФМБА России в 2013 г. И задачи на 2014-2015 гг. » Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
59
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Решение расширенного заседания коллегии федерального медико-биологического агентства от 15 апреля 2014 г. «Итоги работы ФМБА России в 2013 г. И задачи на 2014-2015 гг. »»

Решение расширенного заседания коллегии Федерального медико-биологического агентства от 15 апреля 2014 г. «Итоги работы ФМБА России в 2013 г.

и задачи на 2014-2015 гг.»

Заслушав и обсудив доклад руководителя Федерального медико- биологического агентства В. В. Уйба «Итоги работы ФМБА России в 2013 г. и задачи на 2014—2015 гг.», коллегия ОТМЕЧАЕТ:

Работа Агентства в 2013 г. носила динамичный характер и была направлена на совершенствование деятельности в области:

• специализированного санитарно-эпидемиологического надзора и медико-санитарного обеспечения работников организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда и населения, проживающего в районах их расположения;

• организации Службы крови и пропаганды донорства;

• санаторно-курортного лечения;

• развития новых научных исследований и технологий, в том числе в области нано-технологий;

• медико-биологического сопровождения спортсменов сборных команд Российской Федерации;

• экстренной медицинской помощи, в том числе при чрезвычайных ситуациях.

В 2013 г. возросли масштабы ответ -ственности ФМБА России в реализации задач, поставленных Президентом Российской Федерации В.В. Путиным перед здравоохранением России в майских указах 2012 г.

Перейдя в 2012 г. на новую форму финансирования по государственному заданию, в 2013 г. подведомственные организации в целом выполнили установленные задачи.

Удалось снизить смертность от управляемых причин, в основном реализовать программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицин -ской помощи, обеспечить развитие скорой, в том числе скорой специализированной медицинской помощи, специализирован-

ной медицинской помощи, высокотехнологичной медицинской помощи, санаторно-курортного лечения отдельных категорий граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В рамках совершенствования оказания специализированной медицинской помощи в 2013 г. отмечено увеличение пролеченных пациентов и расширение сети медицинских организаций ФМБА России, оказывающих высокотехнологичную медицинскую помощь, что сегодня обеспечивает доступность данных видов помощи прикрепленному контингенту по всем профилям, установленным законодательством.

По состоянию на 1 января 2014 г. исполнение подведомственными ФМБА России медицинскими организациями установленного государственного задания по ВМП составило 25 761 квота (99,96%).

ФМБА России активно участвовало в разработке и актуализации порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи.

В 2013 г. ФМБА России особое внимание уделяло внедрению технологий ядерной медицины в подведомственных организациях. К началу 2014 г. введены в строй отделение радионуклидной терапии и ПЭТ-центр в г. Красноярске, технологический медицинский модуль с размещением оборудования для проведения радионуклидной терапии в СМКЦ им. Н.А. Семашко.

Важнейшим приоритетом отечествен -ного здравоохранения, а значит, и ФМБА России остается развитие медицинской помощи матерям и детям. Материнская смертность в учреждениях родовспоможения ФМБА России снизилась за период с 2011 г. с 15,8 на 100 тыс. родившихся живыми до 10,9 в 2013 г. Коэффициент младенческой смертности по ФМБА России снизился по сравнению с 2012 г. и составил в 2013 г. 6,3 (в ЗАТО - 5,5).

В рамках реализации государственной услуги по санаторно-курортному лечению Агентством уделяется значительное внимание развитию санаторно-курортного лечения в части его доступности и повышения эффективности работы подведомственных санаторно-курортных организаций. Ежегодный охват санаторно-курортным лечением увеличился с 60 тыс. человек в 2009 г. до 70 тыс. человек в 2013 г.

В 2013 г. ФМБА России продолжена коммуникационная кампания по развитию массового добровольного донорства крови и ее компонентов.

В 2013 г. силы и средства ФМБА России были задействованы в ликвидации медико-санитарных последствий ряда чрезвычайных ситуаций. В период с 16 августа по 25 сентября 2013 г. сотрудники организаций ФМБА России участвовали в работах по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайной ситуации, связанной с паводком на территории Дальневосточного федерального округа. ФМБА России принимало непосредственное участие в оказании медицинской помощи пострадавшим в террористических актах в г. Волгограде. Специалисты ФМБА России участвовали в оценке состояния пострадавших, находившихся в медицинских организациях г. Волгограда, определении показаний для возможной санитарно-авиационной эвакуации в Москву. За весь период с 29 декабря 2013 г. по 6 января 2014 г. было эвакуировано силами специального борта Центра санитарной авиации ФМБЦ им. А.И. Бурназяна ФМБА России 6 человек.

Своевременно развернутые медицин -ские формирования ФМБА России при аварии ракеты-носителя «Протон-М» 2 июля 2013 г. достаточно эффективно парировали негативные последствия аварии. Бригада санитарно-эпидемиологической службы произвела замеры концентрации компонентов ракетного топлива в очаге аварии. Бригадой неотложной медицинской помощи оказана профессиональная медицинская и психологическая помощь лицам, находившимся вблизи очага, что позволило практически избежать возможных отравлений и негативных последствий аварии.

В 2013 г. ФМБА России организовано медицинское обеспечение 22 запусков космических аппаратов на космодроме «Байконур»: 4 пилотируемых космических кораблей «Союз» с международными экипажами на борту, 4 грузовых космических кораблей «Прогресс», а также 14 автоматических космических аппаратов в рамках государ -ственной программы Российской Федерации «Космическая деятельность России на 2013— 2020 гг.».

Осуществление государственного санитарного надзора на объектах и территориях, подведомственных ФМБА России, — важнейшая задача Агентства, которую в 2013 г. успешно реализовывала подведомственная система Госсанэпиднадзора.

Проводимый органами и учреждениями госсанэпиднадзора ФМБА России комплекс мероприятий позволил обеспечить нормальное функционирование организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда, безопасную работу персонала.

Общее количество проведенных в 2013 г. проверок соблюдения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия — 7194. Общее количество проведенных проверок снизилось на 5% по сравнению с 2012 г., на 7% по сравнению с 2011 г., на 21% по сравнению с 2010 г., на 40% по сравнению с 2009 г.

Продолжаются работы по медицинскому обслуживанию и динамическому наблюдению за состоянием здоровья лиц, участвующих в ликвидации химического оружия, на 7 заводах. Не было допущено случаев возникновения острых и хронических отравлений при проведении работ по уничтожению химического оружия. Ведется постоянный контроль за условиями труда персонала, контроль за состоянием окружающей среды в производственных помещениях и в санитарно-защитной зоне.

Реализация профилактических и противоэпидемических мероприятий, основным из которых является вакцинопрофилактика, позволила предотвратить или значительно уменьшить последствия инфекционных заболеваний.

Среди населения, обслуживаемого ФМБА России, проводится большая работа

по элиминации коревой, краснушной, паро-титной инфекций, полиомиелита, острого вирусного гепатита В и обеспечению эпидемического благополучия по дифтерии и коклюшу. В результате проводимой организационной работы на протяжении многих лет не регистрируются случаи заболевания полиомиелитом, дифтерией, эпидемическим паротитом, краснухой и острым вирусным гепатитом В среди детского населения и подростков.

За последние годы проводилась целенаправленная и последовательная работа по формированию сбалансированного и устойчиво развивающегося комплекса научно-исследовательских и научно-производственных организаций, находящихся в ведении ФМБА России. Концентрирование в системе ФМБА России научного потенциала и созданные на передовых высокотехнологичных опытно-экспериментальных базах предприятий и организаций условия его реализации является той основой, которая обеспечивает успешное поступательное и неуклонное развитие отрасли, способствует реализации стратегии инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации, дает возможность развивать направления научных исследований, обеспечивающих суверенитет и безопасность государства.

В 2013 г. в ходе выполнения 396 научно-исследовательских работ и медико-гигиенических мероприятий разработаны и находятся в стадии доклинических и клинических испытаний 22 новых лекарственных средства и биопрепарата, подготовлены 187 нормативно-методических документов, изданы и готовятся к изданию 32 монографии, руководства и пособия.

Внедрение новых информационных технологий в научную деятельность ФМБА России оказывает существенное влияние на ускорение принятия взвешенных управленческих решений. В рамках реализации этого направления деятельности в Агентстве созданы и поэтапно внедряются ряд информационно-аналитических систем.

В рамках осуществления полномочий по медицинскому и медико-биологическому обеспечению спортсменов сборных команд Российской Федерации ФМБА России проведена масштабная работа, в основу кото-

рой легла утвержденная целевая программа ведомства «Медико-биологическое и медико-санитарное обеспечение спортсменов сборных команд Российской Федерации на 2011-2013 гг.».

Результатом и оценкой деятельности ФМБА России по данному направлению работ стала блестящая победа наших спортсменов на XXII зимних Олимпийских и XI Паралимпийских играх.

Высокая оценка деятельности по медико-биологическому сопровождению спорта высших достижений дана Президентом Российской Федерации В.В. Путиным на Совете по развитию физической культуры и спорта 24 марта 2014 г. В частности, Президент Российской Федерации В.В. Путин сказал: «Нужно обеспечить адекватное требованиям времени медико-биологическое сопровождение наших атлетов. Сегодня мы вышли на достойный уровень, но необходимо создать и реализовать новые программы».

В 2013 г. ФМБА России продолжило работы по строительству, реконструкции и ремонту ряда объектов. Три объекта закончены строительством и введены в строй. Строительство космодрома «Восточный» объявлено важнейшей государственной стройкой на ближайшие годы. В свете решения этой важнейшей государственной задачи Федеральное медико-биологическое агентство (государственный заказчик) принимает участие в реализации подпрограммы «Создание обеспечивающей инфраструктуры космодрома "Восточный"» федеральной целевой программы «Развитие российских космодромов на 2006-2015 гг.».

Коллегия отмечает, что в 2014 г. в связи с сокращением объемов бюджетных ассигнований, выделяемых на стационарную и амбулаторно-поликлиническую помощь, возникли проблемы в части финансового обеспечения технологий ОМС, выполняемых федеральными медицинскими организациями, подведомственными ФМБА России.

Так, в целях поэтапного вхождения федеральных медицинских учреждений в систему обязательного медицинского страхования в предельных объемах ФМБА России предусмотрено сохранение финансового обе-

спечения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета оказания стационарной медицинской помощи в 2014 г. — 65%, амбулаторной — 50%; на 2015 и 2016 гг. — 50 и 0% соответственно.

По итогам аналитического сравнения бюджета 2013 г. (216-ФЗ) и бюджета на 2014 г. и на плановый период 2015 и 2016 гг. (349-ФЗ) оптимизация денежных средств по ФМБА России на 2014 г. в целом по финансовому обеспечению деятельности бюджетных учреждений составила 12 332,3 млн руб.

Мероприятия по оптимизации бюджетного финансирования ФМБА России были также проведены без учета особенностей организации медицинского обеспечения населения ЗАТО и отдельных территорий, работников отдельных отраслей промышленности, подлежащих обслуживанию в сети медицинских организаций, находящихся в ведении ФМБА России.

В целях приведения в соответствие с утвержденным бюджетным финансированием на 2014 г. существующей системы медико-санитарного обеспечения прикрепленного контингента и сохранения достигнутого уровня доступности и качества медицинской помощи ФМБА России проработан вопрос об оптимизации подведомственной сети.

Предусмотрено сокращение коечного фонда сети подведомственных организаций здравоохранения в количестве 3829 коек круглосуточного пребывания, сокращение штатного расписания в количестве 17 061 ставок, из них физические лица составляют 6995 человек.

Заслушав и обсудив доклад руководителя ФМБА России В.В. Уйба «Итоги работы ФМБА России в 2013 г. и задачи на 20142015 гг.», выступления докладчиков, коллегия РЕШАЕТ:

1. Признать работу ФМБА России по решению задач, определенных Положением об Агентстве и нормативными документами, УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНОЙ.

2. Руководителям медицинских организаций, находящихся в ведении ФМБА России:

2.1. Принять меры к завершению работ по оптимизации, не допустить ухудшения

качества оказания медицинской помощи и ее доступности, сохранить достигнутый уровень оперативного реагирования подразделений ФМБА России при выпол нении мероприятий по медико -санитарному обеспечению ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

2.2. В целях дальнейшего снижения материнской и младенческой смертности продолжить мероприятия, направленные на оптимизацию организации медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде, в том числе неукоснительное соблюдение порядка оказания акушерско-гинекологической помощи.

2.3. В целях координации работ по организации органного донорства в системе ФМБА России:

2.3.1. Обеспечить безусловное выполнение требований приказа ФМБА России от 7 июня 2013 г. № 149 «Об организации органного донорства в системе ФМБА России».

2.3.2. Принять меры по организации на базе окружных медицинских центров, медицинских центров, клинических больниц региональных центров органного донорства, обеспечив сотрудничество с территориальными учреждениями здравоохранения.

2.3.3. Принять меры по дооснащению необходимым оборудованием и укомплектованию медицинскими кадрами региональных центров органного донорства.

3. Руководителям территориальных органов ФМБА России, главным врачам центров гигиены и эпидемиологии:

3.1. Принять меры по дальнейшему совершенствованию контроля (надзора) за радиационно опасными объектами в целях минимизации радиационного воздействия на персонал и население, проживающее в зонах наблюдения указанных объектов, профилактики профессионально обусловленных заболеваний.

3.2. Завершить в 2014 г. разработку документов, устанавливающих порядок обе-

спечения безопасных условий передачи и переработки отходов ( металлолом и т.д.), образующихся при уничтожении химического оружия и предназначенных для дальнейшего использования в хозяйственных целях.

3.3. Обеспечить реализацию мероприятий по иммунизации в рамках приоритетного национального проекта в Российской Федерации в целях достижения высокого уровня охвата профилактическими прививками, включенными в Национальный календарь профилактических прививок, и снижения показателей заболеваемости по всем управляемым инфекциям.

4. Руководителям научных организаций:

4.1. Обеспечить повышение уровня научных исследований в области высоких технологий для создания инновационных продуктов и медицинских технологий, обладающих принципиально новыми свойствами воздействия на организм человека, и внедрение в практическое здравоохранение Российской Федерации разработанных методов и средств профилактики, диагностики и лечения профессиональных и соматических заболеваний.

4.2. Продолжить научные исследования и разработки по созданию автоматизированных информационно-аналитических систем, предназначенных для решения проблем обеспечения радиационной и химической безопасности на объектах

и территориях, обслуживаемых ФМБА России, обеспечить унификацию специализированных медико-санитарных регистров и баз данных, создаваемых и ведущихся в подведомственных НИИ.

5. Руководителям организаций, осуществляющим полномочия по медико-биологическому сопровождению спортсменов сборных команд:

5.1. Обеспечить выполнение медико-биологических исследований в интересах подготовки кандидатов в спортивные сборные команды Российской Федерации по видам спорта, проведение информативных углубленных медицин -ских обследований на базе существующих лечебно-профилактических учреждений, амбулаторно-поликлиническое и стационарное лечение спортсменов в создаваемых Отделениях спортивной медицины.

5.2. Обеспечить спортивные сборные команды Российской Федерации лекарственными препаратами, в том числе инновационными, биологически активными добавками, изделиями медицинского назначения.

Руководитель ФМБА России, председатель коллегии В.В. Уйба

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.