Научная статья на тему 'Решение проблемы тактического перехода от ударной техники поединка к борцовской в ударных единоборствах'

Решение проблемы тактического перехода от ударной техники поединка к борцовской в ударных единоборствах Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
860
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Макаридин Д. Н.

Ударные единоборства, в частности некоторые виды каратэ и рукопашный бой, являются в настоящее время популярными в виду своей Зрелищности. Основой зрелшцности этих видов спорта является умение спортсмена в равной степени применять и ударную и борцовскую технику поединка. В связи с этим, проблема поиска наиболее эффективных комбинаций перехода от ударной техники поединка к борцовской и распределения времени в учебно-тренировочном процессе на их изучение, закрепление и совершенствование, является актуальной, В данной работе рассмотрены содержательные и методические основы решения этой проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Макаридин Д. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Решение проблемы тактического перехода от ударной техники поединка к борцовской в ударных единоборствах»

выбор здоровьесберегающих продуктов питания; самоанализ с последующей корректировкой рациона питания; участие в совместной деятельности, направленной на приобщение к здоровьесберегающему питанию (проведение вечеров, игр, конкурсов); моделирование трудностей при переходе к равновесному питанию с последующим их преодолением; выбор продукта питания и его обоснование; создание собственных рецептов здоровьесберегающего питания и их реализация в жизни.

Библиографический список

1. Бурбина, Т. С. Методологические основы формирования отношения будущих учителей к равновесному (здоровьесберегающему) питанию / Под ред. А, Г. Бусыгина. - Самара: Изд-во СГПУ, 2007. - 137 с.

2. Бусыгин, А. Г. Десмоэкология или теория образования для устойчивого развития. - Кн. 1. - Ульяновск: Симбирская книга, 2003. -200 с.

3. Бусыгин, А. Г., Бурбина, Т. С., Левицкий, И. А. Здоровье и профессионализм инспектора ГИБДД. - Самара: Изд-во СГПУ, 2008. - 210 с.

4. Пилат, Т. Л., Иванов, А. А. Биологически активные добавки к пище (теория, производство, применение). - М.: Аваллон, 2002. - С. 59.

УДК 796.853.26

Д. Н. Макаридии

РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ТАКТИЧЕСКОГО ПЕРЕХОДА ОТ УДАРНОЙ ТЕХНИКИ ПОЕДИНКА К БОРЦОВСКОЙ В УДАРНЫХ ЕДИНОБОРСТВАХ

Построение тренировки в спортивных единоборствах и ее реализация всегда привлекали внимание специалистов, работающих в спорте высших достижений. В настоящее время в спортивных единоборствах накоплены достаточно обширный экспериментальный материал и большой практический опыт, которые обуславливают возможность более основательной и детальной разработки этой проблемы.

Удивительное сочетание силы и ловкости, быстроты и координации, смелости и решительности - все это характерно для спортивных видов единоборств, вобравших в себя тысячелетний духовный и исторический опыт многих выдающихся подвижников данного направления физического развития человека.

Ударные единоборства в настоящее время утвердились в качестве одной из самых надежных систем самозащиты. Высокая скорость ведения боя,

стремительность перемещений, уходов, смены дистанций позволяют эффективно противостоять нескольким противникам, быстро пресекать опасные действия и решительно перехватывать инициативу.

Стремительное развитие и высокая популярность ударных единоборств, наблюдавшиеся в последние десятилетия XX в., связаны во многом с усилиями ведущих специалистов и выдающихся спортсменов. Однако, в последнее время стало очевидным, что те методологические принципы, которые ранее успешно использовались спортсменами и тренерами, уже не отвечают условиям сегодняшнего дня. Возросли требования к надежности и стабильности технического мастерства, повысились интенсивность и объем тренировочных нагрузок, ужесточилась конкуренция на мировой арене. Все это обусловило актуальность фундаментального научного поиска, направленного на разработку новых теоретических положений, эффективных методических принципов и форм организации тренировок спортсменов единоборцев.

К видам ударных единоборств, в технический арсенал которых включена ударная и борцовская техника, можно отнести некоторые виды каратэ и рукопашный бой.

Рукопашный бой - молодой вид спорта, который получил широкое распространение и популярность в секциях единоборств. В настоящее время проводятся соревнования но рукопашному бою в ранге чемпионатов области, округа и России.

В научно-методической литературе по рукопашному бою освещены вопросы по характеристике вида спорта, как боевого искусства. Однако не достаточно полно представлен материал о планировании тренировочного процесса, рациональном распределении учебного материала по различным видам приемов, комбинаций, а также тактических переходов от ударной техники поединка к борцовской. Поэтому проблема поиска наиболее эффективных комбинаций и распределения времени в учебно-тренировочном процессе, на их изучение, закрепление и совершенствование, является актуальной.

В связи с этим, целью нашего исследования является описание и отбор наиболее эффективных комбинаций, разработка примерного плана распределения материала по обучению переходу от ударной техники к борцовской, с возможным последующим ведением поединка в партере, на занятиях в секции по рукопашному бою.

Анализ и оценка специфической тактики ведения поединка в рукопашном бое.

Рукопашный бой является универсальным видом единоборств, включающим в себя всевозможные удары руками, ногами, броски, болевые и удушающие приемы, удержания, словом всё, что было придумано для ведения рукопашной схватки в других видах борьбы. Поэтому нетрудно вообразить, насколько богат технический арсенал спортсмена, занимающегося этим

ВИДОМ спорта, и насколько сложным является освоение такого объемного материала.

А зачем вообще переходить от ударов к борьбе, ведь ударная манера ведения поединка менее изматывающая, более зрелищная и динамичная? Смысл освоения данного перехода заключается в результативности выступления спортсмена. Не было практически ни одного победителя соревнований серьёзного уровня, который побеждал бы исключительно за счёт ударной техники, совершенно не владея борьбой.

Теперь следует разобраться, что формирует предпочтительную тактику ведения поединка. Конечно, правила соревнований, а именно система определения победителя и ограничения, принятые при ведении поединка.

Более пристальное рассмотрение направленности ограничений и определения результативности позволяет сделать следующие выводы:

1. Любой профессиональный боксёр подтвердит, что планирование нокаута, вещь неблагодарная, потому что он является скорее кульминацией тактически правильно построенной связки. А в условиях тождественной подготовки, веса, роста и опыта крайне тяжело скрыть свои предварительные шаги для реализации нокаутирующих действий. И это в боксе, где основная работа происходит на дальней, либо средней, оптимальной для удара, дистанции, а клинч (по сути, элемент борьбы) вообще пресекается рефери. А теперь представьте, насколько авантюрно рассчитывать на стабильное нокаутирование противника в поединке, который большую часть времени проходит на критической дистанции, либо вообще в партере.

2. Болевые и удушающие приёмы - это вполне известный, отработанный борцовский арсенал, даже для таких видов, как вольная или греко-римская борьба, не говоря уж о дзюдо или самбо. Дело в том, что по сути, эти приёмы, не что иное, как захват и последующее силовое удержание - азбука любого вида борьбы. Любой квалифицированный борец тонко «чувствующий» противника, в состоянии выполнить подобные действия даже без предварительной наработки, основываясь лишь на своём опыте «управления балансом» противника.

3. Сдача, вследствие невозможности продолжения поединка. Случается всё реже и реже, в виду того, что «заби ть» до сдачи физически подготовленного, грамотного бойца, стремящегося на критическую дистанцию крайне затруднительно, а появление случайных людей в соревнованиях высокого ранга, на сегодняшний день, явление крайне редкое.

Рассмотрим, почему борьба в целом, столь эффективна против ударной тактики и техники. Всё дело в природе технических действий. Ударная техника - жёсткое непродолжительное по времени напряжение, что как нельзя лучше подходит для атакующих действий имеющих, как правило, скоростную тактическую основу. Борьба имеет явно выраженный, силовой характер, с длительными, достаточно равномерными по усилию напряже-

ниями. Естественно, что не может быть рафинированных непродолжительных, или только силовых технических действий, всегда происходит некое их смешение.

Что же нам даёт выявление силовой природы борьбы? Это абсолютно доказывает, что борьба по своей внутренней природе, несмотря на порой крайнюю её агрессивность, носит характер защитных действий. Борец при встрече со спортсменом ударного плана начинает квалифицированно защищаться с первых секунд поединка, и побеждает, как правило, измотав противника несвойственными для того длительными, по времени, и, значительными по усилию, напряжениями. И так, мы видим, что явная, энергетическая и вытекающая из неё тактическая предпочтительность борьбы, плюс характерные, я бы сказал, «борцовские» правила соревнований в рукопашном бое.

Возникает другой вопрос: к чему тогда ударная техника, если мы только что так упорно доказывали превосходство борьбы над ударами? Всё опять же просто: ни один хороший «ударник», зная, что перед ним «чистый» борец, не подпустит его на удобное тому расстояние, стараясь держать среднюю или дальнюю дистанцию. Бойцу, отдающему предпочтение борьбе, необходимо будет резко войти на расстояние, позволяющее выполнить захват и бросок. И если попытаться сделать это элементарным наскоком, то можно не сомневаться, что он пропустит встречную серию ударов, один из которых может оказаться нокаутирующим. Поэтому мы и попытаемся определить наиболее простые и эффективные методы сокращения дистанции с последующим переходом в борьбу, параллельно разрабатывая возможные приемы и методы противодействия.

Наблюдение и исследование учебно-тренировочной и соревновательной деятельности в последние несколько лет показывают, что наиболее эффективным способом достижения победы является рациональное сочетание ударной и борцовской техники. Так, например, самая простая атакующая комбинация начинающаяся с ударов руками и переходящая в бросок с последующим удержанием или обозначением добивания, может принести победу или, по меньшей мере, сделать хороший задел спортсмену, который сумеет её чисто выполнить. Для чистой победы необходимо сделать отрыв в пять очков, либо амплитудно выполнить бросок или подсечку с последующим обозначением добивания. Расчет здесь простой: два удара руками - 2 очка, чисто выполненный бросок - 2 очка, удержание 10 секунд - 1 очко, 20 секунд — 2 очка. Таким образом при наилучшем раскладе это 6 очков и автоматическая победа, либо 4 и хорошая заявка на неё.

Описание комбинаций перехода от ударной техники к борцовской

В рукопашном бое существует множество разновидностей перехода от ударной техники к борцовской (мы опишем только самые распространенные из них), условно их можно разделить на переходы атакующего и защитного

характера. Защитные, в свою очередь, можно разделить на собственно оборонительные и контратакующие.

Начнем с описания атакующих комбинаций перехода от ударной техники к борцовской, как правило, они маскируются под обычную атаку с использованием двух-трех ударов руками заканчивающуюся ударом ногой в средний или верхний уровень. Удары руками, в этой комбинации, помимо того, что могут принести дополнительные очки, выполняются ещё и для того, чтобы соперник, защищая голову, поднял руки и тем самым перекрыл себе обзор, позволяя атакующему безопасно сократить дистанцию для дальнейшего захвата и броска, уменьшая вероятность и возможность встречной контратаки.

Вхождение в ближний бой во время собственной атаки - захват за костюм или части тела - бросок с обозначением добивания, переходом на удержание или болевой:

1. Атака трехударной серией руками в голову - уход под руку соперника уклоном, бросок захватом ног.

2. Атака трехударной серией руками в голову - бросок передняя подножка.

3. Атака трехударной серией руками в голову - бросок через бедро.

4. Атака трехударной серией руками в голову — бросок задняя подножка.

Продолжим с перечисления защитных действий контратакой. Они же могут использоваться, как противодействие выше описанных атакующих комбинаций. Их суть состоит в том, чтобы в момент атаки соперника нанести контратакующий удар, необходимый для её остановки и затем выполнить собственный бросок с обозначением добивания, переходом на удержание или болевой.

Вхождение в ближний бой контратакой в момент атаки соперника ударом рукой — захват за костюм или части тела — бросок с обозначением добивания, переходом на удержание или болевой:

1. Атака прямым левой рукой в голову, защита уклоном вправо, с одновременной контратакой ударом левой рукой в голову, туловище - бросок захватом ног.

2. Атака прямым правой рукой в голову, защита уклоном влево, с одновременной контратакой ударом правой руки в голову, туловище - бросок захватом ног.

3. Атака прямым левой рукой в голову, защита уклоном вправо, с одновременной контратакой ударом левой рукой в голову, туловище — бросок через бедро.

4. Атака прямым правой рукой в голову, защита уклоном влево, с одновременной контратакой ударом правой руки в голову, туловище - бросок через бедро.

5. Атака прямым левой рукой в голову, защита уклоном вправо, с одновременной контратакой ударом левой рукой в голову, туловище - бросок передняя подножка.

6. Атака прямым правой рукой в голову, защита уклоном влево, с одновременной контратакой ударом правой руки в голову, туловище - бросок передняя подножка.

Вхождение в ближний бой контратакой в момент атаки соперника боковым ударом ногой в голову, туловище - захват за костюм или части тела -бросок с обозначением добивания, переходом на удержание или болевой:

1. Атака боковым правой ногой в голову, туловище, защита подставкой левого плеча, предплечья и правой ладони, контратака прямым правой рукой в голову, бросок - задняя подножка с захватом ноги.

2. Атака прямым правой ногой в туловище, защита уходом вперед в левую сторону под углом примерно 45 градусов с одновременным захватом ноги, обводящим блоком правой руки, бросок - задняя подножка.

3. Атака прямым правой ногой в туловище, защита уходом вперед в левую сторону под углом примерно 45 градусов с одновременным захватом ноги, обводящим блоком правой руки, бросок подсадом.

Критерием отбора комбинаций перехода от ударной техники к борцовской, для дальнейшего изучения, закрепления и совершенствования, стали наблюдения и исследование учебно-тренировочной, и соревновательной деятельности за последние несколько лет. Комбинации, позволяющие повысить качество соревновательной деятельности, должны быть технически легко выполнимыми и максимально эффективными, а не сложными, красивыми или эффектными. В условиях соревновательных поединков серьёзного уровня, где нет слабых соперников, каждое движение спортсмена должно быть выверенным и точным, отработанным до уровня двигательного навыка, и затрачивать минимум ресурсов организма. Причём желательно в самые короткие сроки, т. к. тренировочного времени всегда не хватает, чтобы успеть на все 100% подготовить спортсмена, как в техническом, тактическом, так и в физическом плане.

Самыми простыми и эффективными в результате исследований стали следующие комбинации:

- Атака трехударной серией руками в голову — уход под переднюю руку соперника уклоном, бросок захватом ног с последующим выполнением удержания на 20 секунд и переходом на болевой «рычаг локтя через бедро».

Такая атакующая комбинация при практически самом неудачном выполнении, даже если переход на болевой выполнить не удалось, и из трех ударов руками прошел только один, бросок получился не амплитудным, а удержание было выполнено только 10 секунд, можно заработать 3 очка, считаем: один удар рукой — 1 очко, бросок — 1 очко, удержание 10 секунд — 1 очко, итого: 3 очка. При чистом же её выполнении победа может быть засчитана

уже после удержания на 10 секунд, считаем: 2 очка за удары руками, 2 за бросок, 1 за удержание, итого: +5 - чистая победа. Если же все предыдущие действия не принесли желаемого эффекта или отрыв соперника был слишком велик, всегда есть шанс победить, выполнив болевой приём.

- Атака боковым ударом правой ногой в голову, защита сокращением дистанции с одновременной подставкой левого плеча, предплечья и правой ладони, бросок - задняя подножка с захватом ноги, обозначение добивания.

- Атака боковым ударом правой ногой в голову, защита сокращением дистанции с одновременной подставкой левого плеча, предплечья и правой ладони, бросок - задняя подножка с захватом ноги, выполнение болевого «защемление ахиллова сухожилия предплечьем».

- Атака боковым ударом правой ногой в туловище, защита сокращением дистанции с одновременным прихватыванием ноги левой рукой и контратакующим ударом правой рукой в голову, бросок — задняя подножка с захватом ноги, выполнение болевого «защемление ахиллова сухожилия предплечьем».

Это комбинации защитного типа, используемые против, очень часто применяющегося в учебно-тренировочных и соревновательных ноедиЕїках, бокового удара ногой. Они несколько различаются по своим действиям, что обусловлено разными вариантами захвата ноги. В первых двух случаях удар производится в верхний уровень, что требует постановки жесткого блока, с использованием обеих рук. Поэтому контратакующего удара в этих комбинациях нет, что в свою очередь позволяет более быстро выполнить бросок. Во третьей комбинации удар производится в туловище, защитой от которог о служит сокращение дистанции в момент, когда удар еще не вошел в самую опасную фазу, таким образом, мы гасим удар уже в самом начале. И так как удар становится не опасен, появляется возможность принять его корпусом, с одновременным жестким захватом одной рукой и контратаковать второй в голову,

Все эти комбинации направлены на победу не за счёт большого количества набранных очков во время выполнения перехода к борцовской технике, а за счёт выполнения болевого на ахиллово сухожилие. Это обусловлено удобством захвата ноги при переходе в партер после броска.

Атака руками в голову, защита сокращением дистанции с одновременным уходом под переднюю руку соперника - бросок захватом ног, удержание на 20 секунд и переход на болевой «рычаг локтя через бедро».

- Атака руками в голову, защита сокращением дистанции с одновременным уходом под переднюю руку соперника - бросок захватом ног, обозначение добивания.

Данная комбинация самая простая и технически легко выполнимая, но именно она, во многих случаях, становилась решающей и приносила победу

тем, кто во всех отношениях правильно её выполнял. Эта самый распространенный переход защитного типа, без применения которого не обходятся практически ни одни соревнования и от которого так тяжело уйти. Объясняется это несколькими причинами:

1. Практически все ударные атакующие комбинации начинаются с серии ударов руками, что даёт много возможностей для её выполнения за время проведения поединка.

2. Любая атакующая серия ударов руками начинается с движения вперёд для того, чтобы сократить расстояние между соперниками и выйти на дистанцию удара. Выполнение ухода под переднюю руку соперника производится с одновременным сокращением дистанции, при этих двух встречных движениях спортсмен, выполняющий атаку руками в голову, сам как бы ложится на плечо соперника, производящего бросок. При этом, не успевая откинуть ноги назад, с целью переноса центра тяжести.

Поэтому от этого перехода можно уйти, только если знать наверняка, что соперник часто пользуется этим приёмом. Тогда необходимо постараться обмануть его ложной атакой, так сказать «выдернуть» и, когда он начнёт делать вход на бросок, встретить серией ударов руками в голову.

Теперь, когда нами выявлены самые эффективные комбинации переходов от ударной техники к борцовской, необходимо включить их в основную программу предсоревновательной подготовки, с целью повышения качества соревновательной деятельности.

Примерный план распределения времени для освоения тактических переходов от ударной техники к борцовской

Вид деятельности № занятия

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

1. Разминка., растяжка. 30' 30' 30' 30' 30' 30' 30' 30' 30' 30' 30' 30' 30' 30' 30' 30'

2. Основная часть 40' 40' 40' 40' 40' 40' 40' 40' 40’ 40' 40' 40'

3. Атакующая комбинация 15' 15' 15' 15'

4. Защитная комбинация от ударов ногами. 15' 15' 15' 15'

5. Защитная комбинация от ударов руками. 15' 15' 15' 15'

6. Спаринговая подготовка. 15' 15' 45' 15' 15' 15' 45' 15' 15' 15' 45' 15' 15' 15' 45' 15'

7. ОФГ1, СФП 15' 15' 15’ 15' 15' 15' 15' 15' 15' 15' 15' 15' 15' 15' 15' 15'

8. Заминка. 5' 5' 5' 5' 5' 5' 5' 5' 5' 5' 5' 5' 5' 5' 5' 5'

Представленный выше план был создан для распределения времени учебно-тренировочного процесса, на отработку предложенных нами комби-

СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ЗАНЯТИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ...

наций переходов от ударной техники к борцовской. Данный план рассчитан на четыре занятия в неделю, по 120 минут каждое. При этом он не отменяет уже сложившегося дифференцированного подхода, который позволяет более углубленно овладеть каждым техническим элементом ведения схватки в отдельности, а лишь вносит некоторые коррективы в распределение тренировочного времени. Вносимые изменения позволяют связать воедино практически все технические элементы рукопашного боя и придать ему более целостную форму.

По этому плану в понедельник может отрабатываться техника бокса и в конце тренировки атакующая комбинация, начинающаяся с ударов руками. В среду - техника ударов ногами, с отработкой комбинации защиты против них. В четверг — спаринговая подготовка, с выполнением всех типов переходов от ударов к борьбе. В пятницу - борьба, с отработкой защитной комбинации от ударов руками.

Реализация данного плана и данной программы в учебно-тренировочном процессе единоборцев позволил повысить результативность учебных и соревновательных схваток.

Также проведенное нами исследование позволило наметить некоторые перспективы разработки данной проблемы.

УДК 37.037,1

А. С. Третьяков

СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ЗАНЯТИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В ВОДНОЙ СРЕДЕ СО СТУДЕНТАМИ ВУЗОВ

Введение. Обучение в ВУЗе характеризуется значительным эмоциональным и интеллектуальным напряжением основных психических функций, гипокинезией, наличием стрессовых ситуаций. Дефицит двигательной активности отрицательно сказывается на состоянии здоровья студентов.

На протяжении всего периода обучения в ВУЗе у студентов отмечается низкий уровень физического развития, двигательной и функциональной подготовленности [4].

Проблема совершенствования вузовского физического воспитания уже многие годы является предметом внимания специалистов [1; 5; 6; 2 и др.].

Систематические занятия физической культурой с оптимальной для человека нагрузкой помогают поддерживать нормальную умственную деятельность и работоспособность, а также способствуют сохранению и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.