Научная статья на тему 'РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ СБЫТА ПРОДУКЦИИ МАЛЫХ СЕЛЬХОЗТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ НА ОСНОВЕ РАЗВИТИЯ МЕСТНЫХ ТОРГОВЫХ СЕТЕЙ'

РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ СБЫТА ПРОДУКЦИИ МАЛЫХ СЕЛЬХОЗТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ НА ОСНОВЕ РАЗВИТИЯ МЕСТНЫХ ТОРГОВЫХ СЕТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
213
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
малые формы хозяйствования АПК / местные торговые сети / магазин шаговой доступности / мобильная торговля / эффект / small forms of agribusiness management / local retail chains / shops within walking distance / mobile trade / efficient

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Е.И. Артемова, Е.В. Плотникова, А.Г. Галкина

Обоснована необходимость развития малых форм хозяйствования АПК. Установлено, что одним из основных факторов, сдерживающих их эффективное функционирование, является отсутствие налаженной системы сбыта. В качестве способа решения данной проблемы предложено развитие местных торговых сетей. Охарактеризована современная ситуация и выявлены негативные тенденции в рассматриваемой сфере в сельской местности. Проведен обзор законодательных и нормативно-правовых источников, подтверждающих необходимость развития местных торговых сетей. Разработана концепция содействия развитию таких торговых форматов в сельской местности как магазины шаговой доступности и мобильная торговля, рассмотрены их конкурентные преимущества по сравнению с крупными торговыми сетями. Определен комплекс видов деятельности органов местного самоуправлению по реализации предлагаемой концепции. Обосновано, что предложенная концепция позволит создать конкурентную рыночную среду, организовать и расширить каналы сбыта для малых товаропроизводителей, стимулировать развитие местного производства продуктов питания и фермерских хозяйств, реализовать задачи импортозамещения на местном потребительском рынке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOLVING THE PROBLEM OF SELLING PRODUCTS OF SMALL AGRICULTURAL PRODUCERS BASED ON THE DEVELOPMENT OF LOCAL RETAIL CHAINS

The necessity of developing small forms of agricultural management is justified. It is established that one of the main factors hindering their effective functioning is the lack of an established sales system. As a way to solve this problem, the development of local retail chains is proposed. The article describes the current situation and identifies negative trends in this area in rural areas. A review of legislative and regulatory sources confirming the need for the development of local retail chains is carried out. The concept of promoting the development of such retail formats in rural areas as walking distance stores and mobile commerce is developed, and their competitive advantages in comparison with large retail chains are considered. A set of activities of local self-government bodies for the implementation of the proposed concept is defined. It is proved that the proposed concept will create a competitive market environment, organize and expand sales channels for small producers, stimulate the development of local food production and farms, and implement the tasks of import substitution in the local consumer market.

Текст научной работы на тему «РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ СБЫТА ПРОДУКЦИИ МАЛЫХ СЕЛЬХОЗТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ НА ОСНОВЕ РАЗВИТИЯ МЕСТНЫХ ТОРГОВЫХ СЕТЕЙ»

DOI: 10.24412/2309-6139-2021-11034

Е.И. Артемова - профессор, д.э.н., заведующий кафедрой экономической теории, Кубанский государственный аграрный университет (elenarush@yandex.ru),

E.I. Artemova - professor, doctor of economic sciences, head of the department of economic theory, Kuban State Agrarian University;

Е.В. Плотникова - кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры государственного и муниципального управления, Кубанский государственный аграрный университет (plotnikoval 7@mail.ru),

E.V. Plotnikova - candidate of economic sciences, senior Lecturer of the department of state and municipal governance, Kuban State Agrarian University;

А.Г. Галкина - аспирант, Кубанский государственный аграрный университет (januar23@mail.ru),

A.G. Galkina - graduate student, Kuban State Agrarian University.

РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ СБЫТА ПРОДУКЦИИ МАЛЫХ СЕЛЬХОЗТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ НА ОСНОВЕ РАЗВИТИЯ МЕСТНЫХ ТОРГОВЫХ СЕТЕЙ SOLVING THE PROBLEM OF SELLING PRODUCTS OF SMALL AGRICULTURAL PRODUCERS BASED ON THE DEVELOPMENT OF LOCAL RETAIL CHAINS

Аннотация. Обоснована необходимость развития малых форм хозяйствования АПК. Установлено, что одним из основных факторов, сдерживающих их эффективное функционирование, является отсутствие налаженной системы сбыта. В качестве способа решения данной проблемы предложено развитие местных торговых сетей. Охарактеризована современная ситуация и выявлены негативные тенденции в рассматриваемой сфере в сельской местности. Проведен обзор законодательных и нормативно-правовых источников, подтверждающих необходимость развития местных торговых сетей. Разработана концепция содействия развитию таких торговых форматов в сельской местности как магазины шаговой доступности и мобильная торговля, рассмотрены их конкурентные преимущества по сравнению с крупными торговыми сетями. Определен комплекс видов деятельности органов местного самоуправлению по реализации предлагаемой концепции. Обосновано, что предложенная концепция позволит создать конкурентную рыночную среду, организовать и расширить каналы сбыта для малых товаропроизводителей, стимулировать развитие местного производства продуктов питания и фермерских хозяйств, реализовать задачи импортозамещения на местном потребительском рынке.

Abstract. The necessity of developing small forms of agricultural management is justified. It is established that one of the main factors hindering their effective functioning is the lack of an established sales system. As a way to solve this problem, the development of local retail chains is proposed. The article describes the current situation and identifies negative trends in this area in rural areas. A review of legislative and regulatory sources confirming the need for the development of local retail chains is carried out. The concept of promoting the development of such retail formats in rural areas as walking distance stores and mobile commerce is developed, and their competitive advantages in comparison with large retail chains are considered. A set of activities of local self-government bodies for the implementation of the proposed concept is defined. It is proved that the proposed concept will create a competitive market environment, organize and expand sales channels for small producers, stimulate the development of local food production and farms, and implement the tasks of import substitution in the local consumer market.

Ключевые слова: малые формы хозяйствования АПК, местные торговые сети, магазин шаговой доступности, мобильная торговля, эффект.

Keywords: small forms of agribusiness management, local retail chains, shops within walking distance, mobile trade, efficient.

Сложившаяся институциональная система сельского хозяйства в России свидетельствует о необходимости дальнейшего развития не только крупных, но и малых форм хозяйствования. В современных условиях их роль в социальном и экономическом развитии села существенно возросла. Крестьянские (фермерские) хозяйства и хозяйства населения имеют большой потенциал в увеличении производства сельскохозяйственной продукции и самообеспечении продуктами питания, а также являются неотъемлемым элементом сельского образа жизни. В связи с этим необходимо использование потенциала малых форм хозяйствования АПК для дальнейшего роста экономики сельских территорий и решения существующих социальных проблем [1].

Однако развитие малого аграрного сектора сдерживается отсутствием налаженной системы сбыта продукции. Решение этой проблемы приобретает особую актуальность вследствие того, что в условиях современной экономической ситуации, связанной с пандемией коронавирусной инфекции, перед сельскохозяйственными товаропроизводителями стоит задача не только сохранения, но и увеличения объемов производства продукции. Необходимо обеспечить местной сельскохозяйственной продукцией внутренний продовольственный рынок, а также создать условия для наращивания экспорта.

Одним из актуальных направлений решения проблемы сбыта продукции местных сельхозтоваропроизво-

дителей является развитие местных торговых сетей.

В настоящее время наблюдается активное развитие крупных торговых сетей федерального значения. Среди них лидирующее место занимают ЗАО «Тандер», сеть магазинов «Магнит» и «Пятерочка». Появление магазинов федеральных сетей негативно сказывается на развитии местных торговых объектов. Кроме того, федеральные торговые объекты размещаются исходя из инвестиционной привлекательности территории. Организация торговли в сельской местности является непривлекательной для бизнеса сферой деятельности. Это связано с тем, что создание объектов торговой инфраструктуры в сельских районах связано с рисками инвестирования и отсутствием гарантий получения прибыли. Создавшаяся ситуация обусловлена целым рядом факторов: низким уровнем покупательной способности сельского населения, сезонностью спроса, недостатком трудовых ресурсов, большими расходами на горюче-смазочные материалы при доставке товаров, и др. Это приводит к крайне неравномерному распределению объектов торговли и нарушает принцип их шаговой доступности.

Несмотря на превышение минимальных нормативов, установленных для муниципальных районов в целом и высокий уровень общей обеспеченности торговыми площадями, ее показатели имеют резкую дифференциацию в разрезе отдельных поселений. Следствием является высокий уровень обеспеченности площадью торговых объектов в городской местности и недостаточный - в сельской.

Как правило, в городских поселениях наблюдается высокая плотность расположения торговых объектов, их строительство превышает реальную потребность, иногда есть даже невостребованные торговые площади. Однако в сельской местности торговых объектов недостаточно, а обеспеченность торговыми площадями ниже установленного норматива. При этом обеспечение жителей сельских поселений потребительскими товарами в необходимом ассортименте - одна из основных задач органов местного самоуправления [2].

Правовое обоснование механизмов содействия развитию местных торговых сетей составляют следующие законодательные и нормативно-правовые акты, а также документы стратегического планирования:

1. Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. №381-Ф3 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» устанавливает, что целью развития торговой деятельности является достижение нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, являющихся основными критериями оценки доступности продовольственных и непродовольственных товаров для населения и удовлетворения спроса на такие товары. Эти нормативы утверждаются правовыми актами субъектов РФ и учитываются в документах территориального планирования, генеральных планах, региональных и муниципальных программах развития торговли, схемах размещения нестационарных торговых объектов. Также в соответствии с законом, органы местного самоуправления с целью обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли должны разрабатывать и утверждать схемы размещения нестационарных торговых объектов с учетом нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов [3].

2. Проект Стратегии развития торговли в РФ до 2025 года. В соответствии со Стратегией в настоящее время наиболее востребованными являются магазины шаговой доступности, нацеленные на реализацию свежих продуктов питания и сельскохозяйственной продукции местного производства. В долгосрочной перспективе в рамках тренда увеличения популярности местных локальных продуктов будет происходить развитие небольших магазинов здорового питания и так называемых фермерских магазинов (магазинов фермерских продуктов), в том числе в нестационарных и мобильных форматах. В данном сегменте будут превалировать специализированные торговые сети [4].

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 09 апреля 2016 г. №291 «Об утверждении Правил установления субъектами РФ нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов и методики расчета нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов». Данные Правила определяют порядок установления и методику расчета уполномоченными органами государственной власти субъектов РФ нормативов минимальной обеспеченности населения площадью:

- стационарных торговых объектов, в том числе отдельно по продаже продовольственных и непродовольственных товаров;

- торговых объектов местного значения;

- нестационарных торговых объектов;

- торговых мест, используемых для осуществления деятельности по продаже продовольственных товаров на розничных рынках.

Данные нормативы должны быть установлены в отношении каждого субъекта РФ и входящих в его состав муниципальных районов и городских округов. Норматив минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов местного значения должен быть установлен в отношении каждого поселения [5].

В Краснодарском крае в соответствии с постановлением главы администрации (губернатора) утверждены нормативы минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов по стационарным торговым объектам - в разрезе муниципальных районов и городских округов, по торговым объектам местного значения - в разрезе всех городских и сельских поселений региона [6]. В настоящее время обеспеченность населения местными торговыми объектами является одним из индикаторов социального развития сельских территорий.

Практика установления и оценки выполнения дифференцированных нормативов свидетельствует о значительных преимуществах их использования в механизме регулирования развития торговой инфраструктуры по сравнению с ранее действовавшим общим для всех форматов торговли нормативом минимальной обеспеченности населения площадью стационарных торговых объектов. Так, примерно в 78 % муниципальных образований России

по состоянию на конец 2019 г. при выполнении общего норматива не выполнялся хотя бы один из дифференцированных нормативов (чаще всего, по торговым объектам местного значения). Наличие такой информации позволяет региональным органам исполнительной власти и органам местного самоуправления идентифицировать имеющиеся диспропорции в развитии многоформатной инфраструктуры торговли и принимать меры по их устранению.

Показатели выполнения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов входят в число ключевых показателей эффективности торговой политики, реализуемой на территории субъекта РФ или муниципального образования. Дальнейшее совершенствование подхода нормирования минимального количества торговой инфраструктуры предусматривает организацию мониторинга нормативов на региональном и муниципальном уровнях. Целевые индикаторы региональных и муниципальных программ должны корреспондировать с ключевыми показателями эффективности реализации торговой политики в субъектах РФ и муниципальных образованиях [7].

4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2019 г. №768-р «Об утверждении стандарта развития конкуренции в субъектах РФ». В Стандарте установлен перечень товарных рынков для содействия развитию конкуренции в субъектах РФ, среди них рынки реализации сельскохозяйственной продукции и розничной торговли [8].

С целью исполнения требований Стандарта в Краснодарском крае в соответствии с распоряжением главы администрации (губернатора) утвержден план мероприятий («дорожная карта») по содействию развитию конкуренции в регионе. В краевом плане приведены социально значимые рынки, для которых установлены мероприятия по содействию развитию конкуренции. Одним из таких рынков является рынок розничной торговли, для которого установлено такое мероприятие как взаимодействие с органами местного самоуправления по развитию формата розничной торговли «магазин у дома». Задачей осуществления данного мероприятия является обеспечение возможности населения покупать продукцию в магазинах шаговой доступности. Целевое значение реализации мероприятия - доля оборота магазинов шаговой доступности («магазинов у дома») от муниципального розничного товарооборота должна составлять 24 %. В соответствии с данным распоряжением муниципалитеты должны разработать свои соответствующие планы [9].

Органы власти любой территории должны быть заинтересованы в увеличении количества торговых объектов разных хозяйствующих субъектов, так как это увеличивает конкуренцию, создает более комфортную среду для потребителей и расширяет каналы сбыта для отечественных товаропроизводителей. В связи с этим органам местного самоуправления целесообразно разработать концепцию развития местных торговых сетей, которая должна предусматривать развитие таких торговых форматов как «магазин у дома» (магазины шаговой доступности) и мобильная торговля. При этом соотношение форматов торговли (магазинов федеральных, региональных и местных сетей) будет строиться на том, что каждый формат предоставляет потребителю особенную услугу торговли, особенный товар, который потребитель не может получить в другом формате торговли. Это должно являться основной идеей предлагаемой концепции.

Концепция должна быть построена на основе следующих принципов:

1. Тесное взаимодействие торговых объектов с местными товаропроизводителями, прежде всего, продуктов питания, т.е. с сельхозтовароизводителями. Это даст возможность магазинам местной торговой сети работать с мелкими производителями и реализовывать их товары. По такому пути идут многие торговые сети развитых стран, что позволяет сетевому магазину, находящемуся в определенном месте, иметь на своей полке товары, производимые только в данной местности. Это делает сетевой магазин более лояльным к местным покупателям и, следовательно, является его мощным конкурентным преимуществом. Таким образом, развитие местных торговых сетей будет напрямую стимулировать развитие местного производства продуктов питания и фермерских хозяйств.

2. Более узкая товарная специализация магазинов шаговой доступности. Как показывает зарубежная практика, по мере развития торговых сетей малый торговый бизнес переформатируется от универсального стандартизированного ассортимента в сторону более узкой товарной специализации и занятия определенной рыночной «ниши». Общим трендом развития малого торгового бизнеса при увеличении доли торговых сетей в регионе является движение в сторону сегментации и специализации, что позволит малым форматам уйти от прямой конкуренции с экономически более эффективными торговыми сетями. То есть, это даст возможность малому торговому бизнесу не вступать в конкуренцию с крупными торговыми сетями, а занять то место, в котором объективно малый бизнес имеет несравнимо больше компетенций и конкурентных преимуществ. В продовольственном сегменте это, прежде всего, небольшие специализированные торговые объекты - фермерские лавки и магазины, в том числе овощные, мясные, молочные магазины и лавки, кулинарии, булочные и мини-пекарни, точки быстрого питания (фаст-фуд), и др.

Соблюдение принципа узкой товарной специализации обеспечит реализацию малыми форматами торговли клиентоориентированного, индивидуального подхода к покупателям, т.е. предоставление покупателю индивидуальной услуги торговли и индивидуального обслуживания, а не самообслуживания.

Появление и развитие фермерских магазинов, лавок и двориков со своим брендом и наименованием должны идентифицироваться как предоставляющие покупателю эксклюзивного продукта. Покупатель будет точно понимать, откуда, от каких производителей и фермеров поступил тот или иной товар. В этом случае покупатель гарантированно будет приобретать эксклюзивный, а не массовый продукт, что постепенно становится трендом и ярко выраженным потребительским предпочтением, особенно у людей среднего достатка и выше. В данном

аспекте малый торговый бизнес и несетевая розница не смогут быть заменены торговыми сетями [4, 10].

3. Развитие нестационарной торговой сети.

Одним из важнейших сегментов муниципального потребительского рынка является нестационарная (мобильная, передвижная) торговля. Нестационарный торговый объект - торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение [3].

В России ввиду острого дефицита в регионах и муниципальных образованиях небольших торговых площадей стрит-ритейла (небольшие качественные помещения с витринами, с отдельным безбарьерным входом с тротуара или пешеходной улицы) нестационарная торговля высоко востребована.

Нестационарная торговля является одним из важных направлений формирования комфортной среды для граждан и субъектов предпринимательской деятельности, сдерживания цен на продукты питания в условиях инфляции. Для удаленных и малонаселенных пунктов мобильная торговля - один из немногих, а порой единственный способ снабжения жителей товарами. Ее развитие позволяет более полно удовлетворить потребность населения в определённых группах товаров, в том числе обеспечить шаговую доступность и удобство для покупателей. Мобильная торговля может быть быстро передислоцирована и развернута в любом месте, где это будет необходимо. В связи с этим основной задачей органов местного самоуправления является оптимизация размещения нестационарных торговых объектов, обеспечивающая их размещение в максимально удобных для покупателей местах и динамичное развитие этого торгового сегмента с минимальными издержками [11].

В соответствии с требованиями Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» в Краснодарском крае постановлением главы администрации (губернатора) утвержден Порядок разработки и утверждения органами местного самоуправления схем размещения нестационарных торговых объектов на территории региона. Таким образом, если при территориальном размещении стационарных торговых объектов органы местного самоуправления могут только выдавать рекомендации, то размещение нестационарных торговых объектов прямо регулируется органами исполнительной власти регионов и органами местного самоуправления. В соответствии с данным постановлением целями разработки таких схем являются:

- обеспечение единого порядка размещения нестационарных торговых объектов на территории Краснодарского края;

- необходимость обеспечения устойчивого развития территорий;

- достижение нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов на территории Краснодарского края;

- создание условий для обеспечения жителей Краснодарского края качественными и безопасными товарами и услугами;

- обеспечение равных возможностей для реализации прав хозяйствующих субъектов на осуществление торговой деятельности [12].

4. Размещение местных торговых объектов в местах, наиболее приближенных к потребителю (в шаговой доступности от дома и работы), а также в местах высокого покупательского трафика.

Важными конкурентными преимуществами местных магазинов шаговой доступности по сравнению с крупными сетями будут являться:

- организация каналов сбыта продукции мелких и средних производителей потребительских товаров, прежде всего продуктов питания, и сельскохозяйственных производителей;

- наличие достаточно большого количества малых торговых предприятий и их предпринимательские инициативы серьезно стимулируют развитие внутреннего производства, что является особенно важным в свете выполнения задач по импортозамещению на потребительском рынке;

- многоформатность торговой инфраструктуры отвечает интересам потребителей, повышает уровень комфорта потребительской среды. Как правило, именно за счет малых форматов торговли потребитель получает возможность регулярно приобретать свежие продукты питания, а не ограничиваться закупкой продуктов с длительными сроками хранения.

Реализация предлагаемой концепции предполагает следующие виды деятельности органов местного самоуправления:

- проведение мониторинга обеспеченности населения муниципального района площадью торговых объектов с выявлением проблемных зон;

- стимулирование деловой активности местных форматов торговли и обеспечение их взаимодействия с сельхозтоваропроизводителями;

- разработка документов территориального планирования, правил землепользования и застройки с учетом строительства и размещения торговых объектов местного значения («шаговой доступности»);

- реализация мер экономического стимулирования по поддержке строительства, размещению объектов социально ориентированной торговой инфраструктуры;

- обеспечение доступности для местных торговых субъектов имущества, находящегося в муниципальной собственности;

- оптимизация и корректировка схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального района;

- поддержка организаций потребительской кооперации, осуществляющих торгово-закупочную деятельность в сельской местности, сельскохозяйственных потребительских кооперативов (преференции, льготы, субсидии) [13, 14].

Экономический эффект от реализации концепции выразится в увеличении розничного товарооборота и обеспеченности населения торговыми площадями в сельской местности, социальный эффект будет заключаться в формировании комфортной торговой среды для сельского населения, в том числе:

- в создании социально ориентированной системы торгового обслуживания, реализации клиентоориенти-рованного, индивидуального подхода к покупателям, предоставлении покупателю индивидуальной услуги торговли и индивидуального обслуживания, а не самообслуживания;

- в создании пространственной сети предприятий торговли, обеспечивающей территориальную доступность товаров и услуг для всех жителей сельском местности.

В целом предложенная концепция позволит создать конкурентную рыночную среду, организовать и расширить каналы сбыта для малых товаропроизводителей, стимулировать развитие местного производства продуктов питания и фермерских хозяйств, реализовать задачи импортозамещения на местном потребительском рынке.

Источники

1. Плотникова Е.В. Использование программно-целевого подхода к государственному регулированию развития семейных животноводческих ферм в Краснодарском крае / Е.В. Плотникова // Проблемы и перспективы развития аграрного рынка: Сборник научных статей. Под редакцией М.П. Дулина. - Краснодар, 2013. - С. 240-245.

2. Гладышева Е.И. Стратегическое планирование развития санаторно-курортного комплекса в муниципальном образовании город-курорт Анапа / Е.И. Гладышева, Е.В. Плотникова // Экономика и управление: актуальные вопросы теории и практики: Материалы VIII международной научно-практической конференции. - 2017. - С. 71-78.

3. Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. №381-ФЗ. Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ.

4. Проект Стратегии развития торговли в Российской Федерации до 2025 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://export-ugra.ru/upload/iblock/390/3908cab3795cf208c2b2e8b82e286128.pdf.

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 09 апреля 2016 г. №291. Об утверждении Правил установления субъектами РФ нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов и методики расчета нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

6. Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 21 ноября 2016 г. №916. Об утверждении нормативов минимальной обеспеченности населения Краснодарского края площадью торговых объектов.

7. Плотникова Е.В., Мазнинов В.В. Развитие сельскохозяйственной логистической инфраструктуры в Краснодарском крае / Е.В. Плотникова, В.В. Мазнинов // Экономика и предпринимательство. - 2018. - №3 (92). - С. 1080-1086.

8. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2019 г. №768-р. Об утверждении стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации.

9. Распоряжение главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 16.12.2019 г. №416-р. Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») по содействию развитию конкуренции в Краснодарском крае.

10. Программно-целевое регулирование функционирования организаций животноводческого комплекса Краснодарского края: монография / Е.И. Артемова, Е.В. Плотникова, В.Г. Кудряков, А.Г. Кощаев. - Краснодар: КубГАУ, 2020. - 241 с.

11. Плотникова Е.В. Развитие инициативного бюджетирования в Краснодарском крае / Е.В. Плотникова, А.А. Дементьева, Н.Ю. Феликиди // Экономика и предпринимательство. - 2020. - №6(119). - С. 586-590.

12. Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 11 ноября 2014 г. №1249. Об утверждении Порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления схем размещения нестационарных торговых объектов на территории Краснодарского края.

13. Плотникова Е.В. Развитие информационно-консультационной деятельности в агропромышленном комплексе Краснодарского края / Е.В. Плотникова // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2017. - №7. - С. 55-60.

14. Kiseleva E. M., Artemova E. I., Litvinenko I. L., Kirillova T. V., Tupchienko V. A., Bing W. Implementation of innovative management in the actions of the business enterprise // International Journal of Applied Business and Economic Research.

- 2017. - Т.15. - №13. - С. 231-242. References

1. Plotnikova E.V. The use of a program-target approach to state regulation of the development of family livestock farms in the Krasnodar Territory / E. V. Plotnikova / / Problems and prospects for the development of the agricultural market: A collection of scientific articles. Edited by M. P. Dulin. - Krasnodar, 2013. - pp. 240-245.

2. Gladysheva E.I. Strategic planning of the development of the sanatorium-resort complex in the municipal formation of the resort city of Anapa / E.I. Gladysheva, E.V. Plotnikova // Economics and Management: topical issues of theory and practice: Proceedings of the VIII International Scientific and Practical Conference. - 2017. - pp. 71-78.

3. Federal Law No. 381-FZ of December 28, 2009. On the basics of state regulation of trade activities in the Russian Federation.

4. Draft Strategy for the development of Trade in the Russian Federation until 2025 [Electronic resource]. - Access mode: http://export-ugra.ru/upload/iblock/390/3908cab3795cf208c2b2e8b82e286128.pdf.

5. Resolution of the Government of the Russian Federation No. 291 of April 09, 2016. On the approval of the Rules for the establishment by the subjects of the Russian Federation of the standards for the minimum provision of the population with the area of retail facilities and the methodology for calculating the standards for the minimum provision of the population with the area of retail facilities.

6. Resolution of the Head of the Administration (Governor) of the Krasnodar region of November 21, 2016 No. 916. About

the approval of standards of the minimum provision of the population of the Krasnodar region with the area of shopping facilities.

7. Plotnikova E.V., Mazninov V.V. Development of agricultural logistics infrastructure in the Krasnodar region / E.V. Plotnikova, V.V. Mazninov // Economics and Entrepreneurship. - 2018. - №3 (92). - P. 1080-1086.

8. Order of the Government of the Russian Federation No. 768-r of April 17, 2019. On the approval of the standard for the development of competition in the subjects of the Russian Federation.

9. Order of the head of the administration (Governor) of the Krasnodar region of 16.12.2019 No. 416-R. On the approval of the action plan ("road map") to promote the development of competition in the Krasnodar region.

10. Program-target regulation of the functioning of organizations of the livestock complex of the Krasnodar region: monograph / E.I. Artemova, E.V. Plotnikova, V.G. Kudryakov, A.G. Koshchaev. - Krasnodar: KubGAU, 2020. - 241 p.

11. Plotnikova E.V. Development of initiative budgeting in the Krasnodar region / E.V. Plotnikova, A.A. Dementieva, N.Yu. Felikidi // Economics and Entrepreneurship. - 2020. - №6 (119). - P. 586-590.

12. Resolution of the Head of the Administration (Governor) of the Krasnodar region of November 11, 2014 No. 1249. On Approval of the Procedure for the Development and approval by Local Self-government Bodies of Schemes for the placement of non-stationary commercial objects on the territory of the Krasnodar region.

13. Plotnikova E.V. Development of information and consulting activities in the agro-industrial complex of the Krasnodar region / E. V. Plotnikova // Economics and Business: theory and practice. - 2017. - No. 7. - pp. 55-60.

14. Kiseleva E. M., Artemova E. I., Litvinenko I. L., Kirillova T. V., Tupchienko V. A., Bing V. Implementation of innovative management in the actions of the business enterprise // International Journal of Applied Business and Economic Research. - 2017. - №15. - № 13. - pp. 231-242.

DOI: 10.24412/2309-6139-2021-11035

С.А. Аслаханова - старший преподаватель кафедры управления региональной экономикой ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», Zvezdochkagoodluch@mail.ru,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

S.A. Aslakhanova - Senior Lecturer, Department of Regional Economy Management, Chechen State University, Zvezdochkagoodluch@mail.ru;

З.У. Темирова - к.э.н., доцент кафедры «Экономика и управление», ФГБОУ ВО «СевероКавказская государственная академия»,

Z.U. Temirova - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Economics and Management, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "North Caucasus State Academy".

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ METHODOLOGICAL FOUNDATIONS FOR ASSESSING THE EFFECTIVENESS OF ENTERPRISES

Аннотация. Эффективность предприятия в экономике в условиях выхода из кризиса приобретает в настоящее время значительную актуальность. Целью любого предприятия является оптимизация экономических результатов своей деятельности, достижение которой обеспечивается за счет увеличения объема и качества продукции, продажи товаров, оказания услуг и выполнения работ. Удовлетворение текущих потребностей коммерческой организации определяет ее финансовое состояние, которое характеризуется набором финансовых показателей и является результатом кругооборота капитала или движения активов и источников их формирования.

В статье исследуются и анализируются теоретико-методологические составляющие финансово-хозяйственной деятельности предприятий.

Abstract. The goal of any enterprise is to improve the economic results of its activities. Achieving this goal is possible by increasing the volume and quality of products, selling goods, providing services and performing work. Meeting the current needs of a commercial organization determines its financial condition, which is characterized by a set of financial indicators and is the result of the circulation of capital or the movement of assets and sources of their formation.

The article examines and analyzes the theoretical and methodological components of the efficiency of economic activity of enterprises. Studied the problem of increasing the economic efficiency of enterprises that are part of the energy complex. The efficiency of the enterprise in the economy in the conditions of its exit from the crisis is currently acquiring significant relevance. The main indicators characterizing the financial and economic activities of the enterprise are considered.

Ключевые слова: анализ, выручка, оборотные средства, оценка финансово-хозяйственная деятельность, прибыль, рентабельность, ликвидность.

Keywords: analysis, revenue, working capital, assessment of financial and economic activities, profit, profitability, liquidity.

Важными составляющими системы оценки результативности и степени надежности предприятия являются показатели прибыли и рентабельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.