Научная статья на тему 'Анализ развития розничной торговли в городе Армавире Краснодарского края'

Анализ развития розничной торговли в городе Армавире Краснодарского края Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
506
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
потребительский рынок / розничная торговля / магазины / формат / рынки / ярмарки / нестационарные торговые объекты / consumer market / retail trade / shops / format / markets / fairs / non-stationary trade objects.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Г. Р. Абрамян

Отражены роль и значение потребительского рынка и розничной торговли как основной его составляющей в городской экономике Армавира Краснодарского края. Осуществлена оценка основных показателей городской розничной торговли. Указаны факторы, определяющие динамичность и особенности развития данной сферы. Анализ распределения магазинов по специализации позволил сделать вывод об их росте в разрезе всех типов и тенденции к росту сетевых торговых объектов. Анализ рыночноярмарочного сектора выявил расширение сети различных ярмарок. Приведены показатели схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города. Сделаны выводы о положительной динамике развития розничной торговли города в разрезе всех ее форматов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF DEVELOPMENT OF RETAIL TRADE IN THE CITY OF ARMAVIR IN KRASNODAR KRAI

The role and importance of the consumer market and retail trade as its main component in the urban economy of Armavir, Krasnodar region. The assessment of the main indicators of urban retail trade. The factors determining dynamics and features of development of this sphere are specified. Analysis of the distribution of stores by specialization has led to the conclusion of their growth in the context of all types and trends in the growth of retail chains. The analysis of the market and fairs of the sector has identified the expansion of the network at various fairs. Indicators of the scheme of placement of non-stationary trade objects in the territory of the city are given. Conclusions about the positive dynamics of the retail trade of the city in the context of all its formats.

Текст научной работы на тему «Анализ развития розничной торговли в городе Армавире Краснодарского края»

АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ В ГОРОДЕ АРМАВИРЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

Г.Р. Абрамян, студент

Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина (Россия, г. Краснодар)

DOI: 10.24411/2500-1000-2019-10648

Аннотация. Отражены роль и значение потребительского рынка и розничной торговли как основной его составляющей в городской экономике Армавира Краснодарского края. Осуществлена оценка основных показателей городской розничной торговли. Указаны факторы, определяющие динамичность и особенности развития данной сферы. Анализ распределения магазинов по специализации позволил сделать вывод об их росте в разрезе всех типов и тенденции к росту сетевых торговых объектов. Анализ рыночно-ярмарочного сектора выявил расширение сети различных ярмарок. Приведены показатели схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города. Сделаны выводы о положительной динамике развития розничной торговли города в разрезе всех ее форматов.

Ключевые слова: потребительский рынок, розничная торговля, магазины, формат, рынки, ярмарки, нестационарные торговые объекты.

Сфера потребления является индикатором благополучия населения. Потребительский рынок решает комплекс задач, ориентированных на наиболее полное удовлетворение спроса населения на потребительские товары и услуги в широком ассортименте, по доступным ценам и в пределах территориальной доступности при гарантированном качестве [1].

Потребительский рынок в городе Армавире является одной из приоритетных бюджетообразующих сфер экономики. Его развитие позволяет пополнять городской бюджет, создавать новые рабочие места, развивать социальную инфраструктуру. Доля потребительской сферы в объеме базовых отраслей городской экономики составляет 58,7%. Реализация инвестиционных проектов, улучшение культуры обслуживания, расширение ассортимента товаров способствуют обеспечению потребностей не только армавирцев, но и жителей близлежащих районов.

По размеру оборота и количеству хозяйствующих субъектов ведущей отраслью потребительского рынка города является розничная торговля. Армавир - город с многоотраслевой экономикой, развитой современной инфраструктурой и выгодным транспортным положением, в котором розничная торговля отличается стабильностью, высокой степенью товарного

насыщения и положительной динамикой. В городе созданы необходимые условия для удовлетворения спроса населения на товары и услуги, обеспечения качества и безопасности их предоставления, внедряются новые технологии и оборудование, используются современные способы управления, создаются новые рабочие места. Динамичное развитие розничной торговли также обусловлено такими особенностями отрасли как быстрая окупаемость бизнеса, преимущества города как крупного муниципального образования и центра агломерации в восточной части края, отсутствие серьезных рисков в данной отрасли и достаточно легко прогнозируемое поведение потребителей [2].

Показатели розничной торговли в городе Армавире представлены в таблице 1. Как видно из таблицы 1, оборот розничной торговли увеличился как в целом, так и в расчете на душу населения. Рост оборота розничной торговли обусловлен относительно стабильной в последние годы экономической ситуацией, повышением уровня жизни и положительной динамикой роста доходов населения. По обороту розничной торговли на душу населения город Армавир занимает 6-ое место в Краснодарском крае, перед ним городские округа Краснодар, Анапа, Сочи, Новороссийск, Горячий Ключ [3].

Таблица 1. Основные показатели розничной торговли в городе Армавире

Показатель 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2017 г. к 2015 г., %

Оборот розничной торговли, млн руб. 50138,8 52011,3 52861,6 105,4

- к краевому обороту розничной торговли, % 4,3 4,2 4,0 -

Оборот розничной торговли на душу населения, руб. 238833 248251 252531 105,7

Рейтинг города Армавира по обороту розничной торговли на душу населения в Краснодарском крае, место 6 6 6 -

Оборот продовольственных товаров, млн руб. 17770,8 19305,4 13638,7 76,7

- к городскому обороту розничной торговли, % 35,4 37,1 25,8 -

Количество объектов розничной торговли, ед. 2090 2121 2137 102,2

Обеспеченность населения торговыми площадями на 1000 жителей, кв м 1033,7 1052,5 1083,0 104,8

- для сравнения среднекраевой уровень 814,4 799,0 831,6 102,1

Прибыль организаций торговли, млн руб. 881,9 708,7 1104,8 125,3

Объем налоговых поступлений от предприятий розничной торговли города Армавира, млн руб.: 281,8 273,4 331,1 117,5

- к общему объему налоговых поступлений от всех организаций города, % 32,1 29,0 34,0 -

В структуре оборота розничной торговли на протяжении ряда лет преобладает доля непродовольственных товаров, что является одним из показателей роста среднедушевых денежных доходов и благосостояния населения. Обеспеченность торговыми площадями на 1000 человек населения составила в Армавире в 2017 году 1083 кв м, что почти на 5% выше уровня 2015 года и в 1,3 раза выше среднекраево-го уровня (831,6 кв м) [4].

Показателями успешного функционирования объектов розничной торговли является увеличение их прибыли в 1,25 раза

и объема налоговых поступлений на 17,5%. При этом доля налоговых поступлений от предприятий розничной торговли составила 34% в общем объеме налоговых поступлений от всех организаций города [5].

Как видно из таблицы 1, на рынке города осуществляют деятельность 2137 объектов розничной торговли. Из них по типам на территории города функционирует 1653 магазинов, 454 павильонов и 30 палаток и киосков. Распределение магазинов по форматам и специализации представлено в таблице 2.

Таблица 2. Распределение объектов розничной торговли по форматам и специализации в городе Армавире [6]

Показатель 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2017 г. к 2015 г., %

коли-чест-во, ед площадь торгового зала, кв м коли-чест-во, ед площадь торгового зала, кв м коли-чест-во, ед площадь торгового зала, кв м коли-чест-во площадь торгового зала

Магазины - всего 1615 203313 1641 206994 1653 213537 102,4 105,0

в том числе:

- гипермаркеты 1 8933 1 8933 1 8933 100,0 100,0

- супермаркеты 28 24765 28 24765 31 27345 110,7 110,4

- специализирован-ные продовольственные магазины 40 1307 40 1307 44 1477 110,0 113,0

- специализирован-ные непродовольственные магазины 251 39879 257 40730 262 43753 104,4 109,7

- магазины товаров повседневного спроса (минимар-кеты) 220 9600 230 11183 228 12757 103,6 132,9

- неспециализиро-ванные непродо-вольственные и прочие магазины 1075 118829 1085 120076 1087 119273 101,1 100,4

Как видно из таблицы 2, в разрезе всех форматов за рассматриваемый период произошло увеличение, как количества объектов, так и торговой площади. На территории города функционируют местные сетевые компании по реализации продовольственных товаров - ООО «Кредо», ООО «Баязет», ООО «Магазины», ООО «Эконом», ИП Гуливанский, а также федеральные сети АО «Тандер», ООО «Лента», «Пятерочка», ООО «Агроторг», АО «М-Видео», «Зенден», «Модис», «Остин», «Синта», «Спортмастер». В сфере реализации продовольственных товаров к преимуществам сетевых торговых объектов можно отнести применение формы самообслуживания и свободного доступа к товару, гибкой системы скидок, сезонных распродаж товаров по сниженным ценам, проведение рекламных акций и внедрение

Таблица 3. Показатели рыночно-ярмаро1

9]_

дисконтных карт льготного обслуживания постоянных клиентов [7].

Розничные рынки и ярмарки как структура потребительского сектора вносят свой вклад в решение ряда социальных задач благодаря установлению относительно низких цен, широкому ассортименту, территориальной доступности товаров и услуг, обеспечению занятости населения посредством создания рабочих мест в сфере непосредственной торговой деятельности, управления и обслуживания рынков. Рынки и ярмарки предоставляют широкие возможности для реализации продукции местными товаропроизводителями [8]. Доля оборота розничной торговли, осуществляемой на ярмарках и рынках, в структуре оборота розничной торговли составляет 24%. Показатели рыночно-ярмарочного сектора торговли представлены в таблице 3.

^о сектора торговли в городе Армавире [4,

Показатель 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2017 г. к 2015 г., %

Количество рынков, ед 5 5 5 100,0

Количество торговых мест на рынках, ед 2305 2305 2305 100,0

Количество сельскохозяйственных ярмарок, ед 128 130 150 117,2

Количество ярмарок «выходного дня», ед 26 30 36 138,5

Количество ярмарок в формате «социальных рядов», с целью создания альтернативной торговой сети для реализации излишков плодоовощной продукции, выращенной населением, ед 9 9 10 111,1

Как видно из таблицы 3, показатели рыночного сектора торговли являются неизменными на протяжении всего рассматриваемого периода. На территории Армавира функционирует 5 розничных частных рынков на 2305 торговых мест, из них 3 сельскохозяйственных и 2 универсальных рынка.

Федеральным законом от 30.12.2006 г. №271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации», предусмотрено, что с 1 января 2013 года для организации деятельности по продаже товаров на рынках управляющие рынками компании вправе использовать исключительно капитальные здания, строения, сооружения, что требует значительных финансовых вложений со стороны управляющих рынками компа-

ний. В связи с этим рынки постепенно ликвидировались или переквалифицировались в ярмарки [10]. Как видно из таблицы 3, в городе организована целая сеть ярмарок, в том числе сельскохозяйственных, ярмарок «выходного дня», ярмарок в формате «социальных рядов», количество которых за изучаемый период возрастает.

В настоящее время с целью поддержки развития малого бизнеса большое внимание уделяется размещению нестационарных торговых объектов и упорядочению их работы. С этой целью каждое муниципальное образование разрабатывает схему размещения данных объектов, которая в соответствии с законодательством должна предусматривать размещение не менее 60% нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или

среднего предпринимательства. Кроме того, схема позволяет рационально разместить данные объекты по территории и повысить доступность торговых точек для

потребителей [11]. В городе Армавире схема размещения постановлением городской администрации от 27 мая 2015 г. №1363 (табл. 4).

Таблица 4. Показатели схемы размещения нестационарных торговых объектов в городе Армавире, 2017 г. [12]

Показатель Количество, ед

Количество нестационарных торговых объектов, предусмотренных схемой их размещения - всего, ед 404

В том числе по специализации:

- продовольственные товары 123

- непродовольственные товары 155

- по конкретной специализации (квас, цветы, помидоры, бахчевые культуры, мороженое, мясо, молоко, живая рыба, газетно-журнальная продукция и др.) 126

В том числе по периоду функционирования:

- постоянно 332

- сезонно 72

В том числе по типу:

- торговый павильон 286

- киоск 42

- бахчевой развал 12

- торговая палатка 38

- торговая тележка 12

- торговый автомат 4

- автоцистерна 9

- мобильная кофейня 1

Как видно из таблицы 4, в актуализированной по состоянию на 1 января 2018 года схеме размещения предусмотрено 404 нестационарных торговых объекта, при этом по специализации доминируют непродовольственные товары (38,4% от общего количества объектов), по периоду функционирования - постоянные объекты (82,2%) и по типу - торговые павильоны (70,8%). Следует отметить, что все объекты используются субъектами малого биз-

Таким образом, в Армавире розничная торговля вносит существенный вклад в социально-экономическое развитие города и характеризуется динамичным развитием. При этом наблюдается активное развитие всех форматов розничной торговли: от супермаркетов крупных федеральных и региональных ритейлеров до магазинов «шаговой доступности», а также рынков, ярмарок и нестационарных торговых объектов.

неса.

Библиографический список

1. Тонян М.Н. Регулирование розничной торговли в муниципальном образовании город Краснодар / М.Н. Тонян, Е.В. Плотникова // Экономика и управление: актуальные вопросы теории и практики: Материалы VIII международной научно-практической конференции. - 2017. - С. 329-336.

2. Плотникова Е.В. Основные проблемы развития малого предпринимательства на муниципальном уровне и направления их решения / Е.В. Плотникова // Экономика и управление: актуальные вопросы теории и практики: Материалы V международной научно-практической конференции: в 2-х томах. - 2016. - С. 72-76.

3. Социально-экономическое положение городских округов и муниципальных районов Краснодарского края: Статистический сборник. - Краснодар: Краснодарстат, 2018. -216 с.

4. Торговля в Краснодарском крае, 2013-2017: Статистический сборник. - Краснодар: Краснодарстат, 2018. - 100 с.

5. Отчеты о состоянии и развитии конкурентной среды на рынках товаров, работ и услуг муниципального образования город Армавир за 2015-2017 годы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.armawir.ru/gorodskaya-sreda/razvitie-konkurencii/vnedrenie-standarta.

6. Инфраструктура муниципальных образований Краснодарского края, 2015-2017: Статистический сборник. - Краснодар: Краснодарстат, 2018. - 155 с.

7. Плотникова Е.В., Сидоренков Б.М. Развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в Краснодарском крае / Е.В. Плотникова, Б.М. Сидоренков // Экономика и предпринимательство. - 2018. - №9 (98). - С. 539-545.

8. Плотникова Е.В., Мазнинов В.В. Развитие сельскохозяйственной логистической инфраструктуры в Краснодарском крае / Е.В. Плотникова, В.В. Мазнинов // Экономика и предпринимательство. - 2018. - №3 (92). - С. 1080-1086.

9. Отчеты о работе отдела потребительского рынка и услуг администрации муниципального образования город Армавир за 2015-2017 годы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.armawir.ru/gorodskaya-sreda/torgovlya/articles.

10. Русинова Ю.С. Стратегическое планирование развития жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации / Ю.С. Русинова, Е.В. Плотникова // Экономика и управление: актуальные вопросы теории и практики: Материалы IV международной научно-практической конференции. - 2016. - С. 331-335.

11. Сидоренко Б.М. Программно-целевое регулирование развития малого предпринимательства в Краснодарском крае / Б.М. Сидоренко, Е.В. Плотникова // Экономика и управление в условиях современной России: Материалы всероссийской научно-практической конференции. - 2018. - С. 266-271.

12. Постановление администрации муниципального образования город Армавир от 27 мая 2015 года № 1363. Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной или муниципальной собственности на территории муниципального образования город Армавир.

ANALYSIS OF DEVELOPMENT OF RETAIL TRADE IN THE CITY OF ARMAVIR IN KRASNODAR KRAI

G.R. Abramyan, student

Trubilin Kuban state agrarian university

(Russia, Krasnodar)

Abstract. The role and importance of the consumer market and retail trade as its main component in the urban economy of Armavir, Krasnodar region. The assessment of the main indicators of urban retail trade. The factors determining dynamics and features of development of this sphere are specified. Analysis of the distribution of stores by specialization has led to the conclusion of their growth in the context of all types and trends in the growth of retail chains. The analysis of the market and fairs of the sector has identified the expansion of the network at various fairs. Indicators of the scheme of placement of non-stationary trade objects in the territory of the city are given. Conclusions about the positive dynamics of the retail trade of the city in the context of all its formats.

Keywords: consumer market, retail trade, shops, format, markets, fairs, non-stationary trade objects.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.