УДК 339.37
тенденции и проблемы организации
размещения предприятий
розничной торговли
продовольственными товарами крупного города
Л.В. НЕКРАСОВА,
кандидат экономических наук, доцент кафедры социального менеджмента и туризма E-mail:[email protected]
Е.С. АНдРЕЕВА,
кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры социального менеджмента и туризма E-mail: [email protected] Курский институт социального образования, филиал Российского государственного социального университета
Интенсивность разрастания городской застройки на современном этапе характеризуется высоким оборотом коммерческой недвижимости, диспропорциями в развитии инфраструктуры обслуживающего сектора, что, в конечном счете, влияет на удобство проживания в городе и качество жизни. В статье представлены результаты исследования торговой сети города Курска в 2009 и 2011 гг., где имеющиеся приемы и методы статистического сравнительного анализа были гармонично дополнены авторским методом, основанным на приемах геоинформационного моделирования и анализа. Подход к оценке развития торговой сети показывает преимущество предлагаемой методики и возможность ее применения в ряде случаев.
Ключевые слова: розничная торговля, размещение предприятий, обеспеченность населения площадью торговых объектов, геомаркетинговые исследования
Функционирование потребительского рынка обеспечивается за счет развития инфраструктурных
объектов обслуживания, формирующих предложение товаров и услуг на различных территориях города. Рыночный этап накладывает отпечаток на застройку городов, а интенсивный оборот коммерческой недвижимости может негативно влиять на конъюнктурообразующие процессы, развитие всех секторов потребительского рынка в городе, удобство проживания населения и его качество жизни. Стратегически важными видятся эти проблемы в крупных городах с высокой численностью населения и диверсификацией уровня спроса.
Город Курск является административным, промышленным и культурным центром Курской области с численностью населения 426,9 тыс. чел. и обладает развитой социальной инфраструктурой. В настоящее время на территории города функционируют 2 596 предприятий сферы потребительского рынка, в том числе 1 031 предприятие торговли, 420 предприятий общественного питания, 286 павильонов, 276 киосков, 579 предприятий бытового обслуживания и 4 рынка. Успешно осуществляют свою деятельность 50 торговых сетей [2].
Территорию города можно рассматривать с позиций конъюнктурообразующих факторов потребительского рынка, что объективно дополняет имеющийся инструментарий исследования вопросов организации размещения предприятий розничной торговли продовольственными товарами методами «геоинформационного анализа». Актуальность оценки размещения предприятий розничной торговли продовольственными товарами современных крупных городов объясняется рядом аспектов:
1) высокой трансформацией жилой застройки: проблемами обветшания жилья и уплотнения застройки центральных кварталов города;
2) разрастанием окраины за счет введения новых, преимущественно многоэтажных жилых домов;
3) изменением организационных подходов к формированию городской торговой сети;
4) разрастанием и укреплением на территории города Курска торговых сетей регионального и федерального формата, формирующих мощные и эффективные каналы продвижения продукции. Потребительский спрос, формируемый населением города, рассредоточенного в различных кварталах, и предложение, формируемое торговыми предприятиями, сосредоточенными локально относительно покупателей, можно рассматривать через совокупность предприятий торгового обслуживания различного уровня и их удаленность от жителей, используя различные показатели обеспеченности населения товарами и услугами.
Организация размещения предприятий розничной торговли продовольственными товарами является важным фактором, определяющим степень выполнения торговлей своих социальных и экономических функций, что определяет актуальность исследования системы размещения различных торговых предприятий (малых и крупных) (табл. 1).
Тенденции и проблемы размещения предприятий розничной торговли продовольственными товарами г. Курска изучались на основе данных статистики, а также методами геомаркетинговых исследований (пространственно-весовое зонирование) с применением современных компьютерных технологий, что позволило проанализировать организацию сети объектов обслуживания на местном и городском уровнях, учитывая специфику строения города, взаимное расположение кварталов неоднородной застройки [1].
Таблица 1
Разграничение современных торговых предприятий в функциональной системе городского торгового обслуживания
Показатель Вид торговой формы
Крупная Малая
Тип обслуживания Специализированное Стандартное
Площадь предприятия, м2 Свыше 400 До 400
Ассортимент товаров Универсальный Специализированный, узкоспециализированный
Доступность для населения, м Транспортная, 800-1500 Шаговая, 300-500
Уровень в системе городской торговой сети Объекты городского значения Местный уровень
Информационной базой для проведения анализа состояния городской торговой сети Курска послужили реестры данных о дислокации продовольственных магазинов в 3 административных округах города.
Анализируя на карте города систему расселения и структуру городской торговой сети, авторы получили соотношение в пространстве этих двух показателей. Внутреннее деление жилой зоны осуществлялось с позиций этажности застройки, что позволило выявить плотность населения, проживающего в различных микрорайонах. Структура торговой сети отмечалась нанесением ее элементов на карту города согласно адресной привязке, а размер характеризовался площадью торговых объектов.
В результате проведенного анализа авторами было выявлено, что размещение торговых предприятий на территории города неравномерно, а в некоторых жилых кварталах, особенно на окраинах, рекомендуемый норматив «шаговой» доступности не соблюдался. Концентрация и рост количества торговых объектов в центральной части города приводят к усилению нагрузки на транспорт, к удалению мест реализации товаров от потребителей. Особого внимания заслуживает факт преобладания внутри жилых кварталов особо плотной застройки крупных торговых магазинов корпоративной сети «Европа», в результате чего жители таких кварталов и местные товаропроизводители становятся заложниками торговой политики сетевых компаний.
Сформированные данные о количестве, местонахождении и размерах торговых предприятий в 2009 и 2011 гг. позволили провести анализ измене-
Таблица 2
Динамика размеров торговой сети продовольственных товаров в Курске в 2009 и 2011 гг.
Показатель Крупные торговые объекты Малые торговые объекты
2009 г. 2011 г. Темп роста, % 2009 г. 2011 г. Темп роста, %
Количество торговых объектов 55 64 116,4 323 338 104,6
Общая площадь, м2 74 169,3 84 773,2 114,3 33 598,8 31 749,4 94,5
Торговая площадь, м2 33 376,2 48 320,7 144,8 17 471,4 17 779,6 101,8
Доля торговой площади 0,47 0,56 135,7 0,53 0,54 107,7
ний городской торговой сети продовольственных товаров г. Курска (табл. 2).
В 2009 г. размер торговой площади продовольственных магазинов составлял 124 м2 на одного жителя Курска, в 2011 г. этот показатель вырос до 158 м2. Таким образом, рост торговых площадей опережает рост численности населения города, причем наблюдаются тенденция снижения размера торговых предприятий местного значения и увеличение предложения крупных торговых форм, которое, с одной стороны, улучшает качество обслуживания за счет роста торговых площадей, с другой - увеличивает нагрузку на транспортную инфраструктуру.
Используя авторский метод оценки обеспеченности населения торговыми предприятиями, была проведена оценка состояния развития торговой сети
г. Курска, где по совокупности критериев были оценены некоторые параметры, формирующие спрос и предложение на различных городских территориях.
В результате анализа территории города с недостатком торговых площадей по отношению к количеству проживающих были помечены как территории, требующие развития или корректировки торговой сети (значками «Р» и «К» соответственно). Территории, где наблюдается избыток торговых площадей или параметры торговых объектов соответствуют уровню минимальной обеспеченности населения торговыми объектами, помечены значком «С».
Результаты анализа сети торговых предприятий продовольственного сектора города Курска в 2009 и 2011 гг. представлены в таблице-матрице (см. рисунок).
А Б В Г
Д
Е
Ж
3
И
К
Л
м
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
С р к
Р к р р Р К К
Р р с с Р Р
р Р к с с К Р Р
к С р с р Р
к С р с к К
Р с к
к к
Р С р Р к р
Р Р к Р с
с Р р к
К к
Характеристики торговой сети в 2009 г.: С - зона стабилизации; Р - зона развития; К - зона корректировки
1234 56789 10
А Б В Г
д
Е
Ж
3
И
К
Л
м
+ -
- - +
- - + + +
+ - + + - + +
- + + + -
- + +
+ +
+ + - - +
- +
-
Характеристики торговой сети в 2011 г.:
- общее сокращение торговых предприятий; + рост торговых предприятий
Характеристики расселения:
- зона с низкой численностью проживающего населения;
- зона со средней и высокой численностью населения;
- зона с повышенной численностью проживающего населения, территория преимущественно с высотной застройкой
Мини-матрицы оценки развития сети предприятий розничной торговли продовольственными товарами г. Курска в 2009 и 2011 гг.
Результаты применения методов пространственно-весового зонирования позволили выявить следующие тенденции:
• центральные зоны города находятся преимущественно в состоянии стабилизации, большинство из них не требует развития сети предприятий торговли. Напротив, окраины преимущественно характеризуются недостаточностью торговых площадей, причем это отрицательно сказывается на качественных характеристиках торгового обслуживания населения;
• динамичные изменения в параметрах и размерах торговой сети за относительно незначительный временной промежуток могут рассматриваться как дестабилизирующие тенденции;
• районы с высокой численностью населения, являясь коммерчески привлекательными, преимущественно прирастали торговыми объектами, что привлекает внимание исследователей, поскольку возникает закономерный вопрос, насколько развитие торговой сети города в этих районах соответствует критериям эффективного социально-экономического развития потребительского рынка?
Возникновение диспропорций в развитии сети предприятий розничной торговли продовольственными товарами объясняется высокой коммерческой привлекательностью густозаселенных территорий, ограниченным количеством свободных площадей с одновременно высокой социальной нагрузкой в этих районах. Именно эти факты обостряют вопросы физической, ценовой и качественной доступности товаров для населения.
Федеральный закон № 381-Ф3 от 28.12.2009 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности» утверждает новую методику расчета и порядок установления субъектами РФ нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Также указанный закон делает ключевым понятие «торговая площадь» как при определении показателя обеспеченности населения торговой услугой, так и
при расчете налоговых отчислений при некоторых формах налогообложения.
Данные официальной статистики за исследуемый период позволили определить величину коэффициента региональной корреляции (0,91 в 2009 г.) и норматив минимальной обеспеченности населения торговыми площадями по продаже продовольственных товаров в Курске как основного критерия оценки доступности продовольственных товаров для населения и удовлетворения спроса на них. Базовый показатель минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов по продаже продовольственных товаров по РФ принимается равным 159 м2 на 1 тыс. чел. населения, а нормативная величина определяется как произведение коэффициента региональной корреляции на базовый показатель.
Данные статистики и результаты авторских расчетов позволили провести сравнение соотношения фактического состояния торговой сети и норматива минимального обеспечения торговыми площадями (табл. 3).
Анализ данных табл. 3 показывает, что ситуация с обеспеченностью населения муниципального образования «Город Курск» торговыми площадями по продаже продовольственных товаров изменилась. Если в 2009 г. наблюдался недостаток торговых площадей, то в 2011 г. уже зафиксирован избыток. Это объясняется активной экспансией российских торговых сетей в регионы: ЗАО «Тандер» - сеть магазинов «Магнит»; X5 Retail Group - супермаркеты «Перекресток» и магазины «Пятерочка». Также отметим высокие темпы роста ввода в эксплуатацию магазинов крупнейшей в городе и Курской области розничной торговой сети «Европа».
Геомаркетинговое исследование расположения объектов розничной торговли города Курска гармонично дополнило экономико-статистические исследования и позволило выявить основные тенденции развития пространственной организации торговли: 1) диспропорции в развитии города за счет роста
числа крупных торговых объектов;
Таблица 3
Сравнение фактических и нормативных размеров торговых объектов по продаже продовольственных товаров в г. Курске
Год Среднегодовая численность постоянного населения, чел. Торговая площадь предприятий, м2 Фактическая площадь на 1 тыс. чел., м2 Норматив минимальной обеспеченности, м2 Отклонение, %
2009 412 184 52 267 126,8 144,7 -12,4
2011 420 021,5 67 411,7 160,5 144,7 10,9
2) высокие темпы диффузных процессов;
3) неравномерное размещение и снижение доступности торговых предприятий для населения;
4) концентрация торговых площадей в центральных районах;
5) отсутствие обоснованной городской политики в части регулирования размещения и развития торговой сети.
Результаты проведенного геомаркетингового исследования могут быть использованы органами местного самоуправления, разрабатывающими программы развития потребительского рынка и проекты муниципально-частного партнерства, изначально ориентирующие инвесторов на определенные объемы продаж и высокие показатели социально-экономической эффективности (в том числе за счет рационального размещения объектов розничной торговли).
Гармоничное пространственное развитие городов в рамках концепции социально ориентированного общества на уровне муниципального управления затрудняется целым рядом причин:
• регулирование развития потребительского рынка носит скорее разрешительный, чем рекомендательный характер;
• органы местного самоуправления в своей отчетности оперируют объемными показателями структуры городской торговли сети и показателями товарооборота, не затрагивая такие качественные стороны деятельности субъектов потребительского рынка, как территориальная и ценовая доступность товаров для потребителей;
• коммерческие структуры не всегда формируют полную информацию о размере и структуре торговых площадей;
• население крупных городов демонстрирует малоактивную гражданскую позицию при возникновении споров в вопросах благоустройства и развития городских территорий, в случае приобретения некачественной продукции, при подозрении в олигополистическом сговоре участников рынка.
На взгляд авторов, формирование информационного пространства, способного отражать состо-
яние процессов обеспечения населения городов доступными и качественными торговыми услугами, позволит учитывать фактор адресной привязки магазинов в пространстве города при принятии решений о развитии инфраструктуры жилых районов.
Сводная база данных о расселении и размещении городской торговой сети, сформированная с использованием предлагаемого подхода, может найти практическое применение при разработке программ развития потребительского рынка и малого предпринимательства, программ формирования доступной среды, а также может использоваться при корректировке генерального плана развития города.
В заключение отметим, что дальнейшее применение гравитационных и пространственных моделей (геомаркетинга) даст новые широкие возможности для организации муниципальных распределительных логистических центров, обоснованного ведения объектов торговли на потребительском рынке, повышения экономической и социальной эффективности как потребительского рынка, так и объектов коммерческой недвижимости. Зная численность населения жилых кварталов и потенциальные объемы потребления продуктов питания, распределенные в системе координат карты города, а также используя координаты центров, можно будет легко определять фокус распределенных единиц потребления.
Список литературы
1. Андреева Е.С. Результаты применения пространственно-весового зонирования в целях оптимизации городской торговой сети с учетом факторов, влияющих на размещение торговых предприятий // Ученые записки РГСУ. 2011. № 6. С. 124-129.
2. Об основах государственного регулирования торговой деятельности: Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-Ф3.
3. Развитие потребительского рынка. URL: http://www.kurskadmin.ru/node/1154.
4. Статистический ежегодник Курской области. 2012: стат. сборник / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Курской области. Курск, 2012. 440 с.
Strategy of economic advancement
TRENDS AND ISSUES OF RETAIL FOOD PRODUCTS PLACEMENT
IN A METROPOLIS
Liliia V. NEKRASOVA, Elena S. ANDREEVA
Abstract
Urban expansion intensity is characterized by high turnover of commercial real estate, disparities in infrastructure service sector that impact on convenience of living in a city and life quality at the present stage. The article presents the research results of the trading network of the city of Kursk in 2009 and 2011, where existing techniques and methods of statistical comparative analysis were harmoniously complemented by author's method based on geo-information modeling techniques and analysis. The approach to assessment of development allows showing the advantage of the suggested method and possibility of application.
Keywords: retail trade, accommodation of enterprises, provision of population of area of trade objects, geo-marketing research
References
1. Andreeva E.S. Rezul'taty primeneniia prostran-stvenno-vesovogo zonirovaniia v tseliakh optimizatsii gorodskoi torgovoi seti s uchetom faktorov, vliiaiush-chikh na razmeshchenie torgovykh predpriiatii [Results of application of space-weight zoning to optimize the municipal trade network according to the factors influence on trade enterprises placement]. Uchenye
zapiski RGSU- Scientific notes of RGSU, 2011, no. 6, pp.124-129.
2. Federal Law "On Fundamentals of public regulation of trade activity" of December 28, 2009 № 381-FZ. (In Russ.)
3. Development of the consumer market. Available at: http://www.kurskadmin.ru/node/1154. (In Russ.)
4. Statisticheskii ezhegodnikKurskoi oblasti. 2012: ctatisticheskii sbornik [Statistical Yearbook of the Kursk region. 2012: Statistical collection]. Territorial authority of the Federal statistics service in Kursk, the Kursk region. Publ., 2012, 440 p.
Liliia V. NEKRASOVA
Kursk Institute of Social Education
(Branch of Russian State Social University), Kursk,
Russian Federation
nekrasova.65.@ mail.ru
Elena S. ANDREEVA
Kursk Institute of Social Education
(Branch of Russian State Social University), Kursk,
Russian Federation