Научная статья на тему 'РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В РОССИИ В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ'

РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В РОССИИ В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
503
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экономические санкции / рынок труда / ВВП / импортозамещение / малый и средний бизнес / образование и наука / economic sanctions / labor market / GDP / import substitution / small and mediumsized businesses / education and science

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Б З. Кармова, А А. Кожаев

В статье рассмотрено влияние экономических санкций западных государств на развитие экономики России за 2018-2023 гг. В ходе исследования выявлены факторы, мешающие быстрому решению проблемы импортозамещения в России. Предложены меры по решению проблемы импортозамещения за счет внутренних резервов страны. Сделан вывод, что рост национального производства невозможен без активного государственного вмешательства в развитие инновационной и инвестиционной деятельности бизнеса. А наиболее эффективная схема развития национального производства реализуется только в тесном взаимовыгодном взаимодействии государства, науки и бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOLVING THE PROBLEM OF IMPORT SUBSTITUTION IN RUSSIA UNDER SANCTIONS

The article examines the impact of economic sanctions of Western states on the development of the Russian economy in 2018-2023. In the course of the study, the factors preventing a quick solution to the problem of import substitution in Russia were identified. Measures are proposed to solve the problem of import substitution at the expense of the country's internal reserves. It is concluded that the growth of national production is impossible without active government intervention in the development of innovative and investment business activities. And the most effective scheme for the development of national production is implemented only in close mutually beneficial cooperation between the state, science, and business.

Текст научной работы на тему «РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В РОССИИ В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ»

РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В РОССИИ В УСЛОВИЯХ

САНКЦИЙ

Б.З. Кармова, старший преподаватель А.А. Кожаев, магистрант

Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова (Россия, г. Нальчик)

DOI:10.24412/2411-0450-2024-3-1-151-157

Аннотация. В статье рассмотрено влияние экономических санкций западных государств на развитие экономики России за 2018-2023 гг. В ходе исследования выявлены факторы, мешающие быстрому решению проблемы импортозамещения в России. Предложены меры по решению проблемы импортозамещения за счет внутренних резервов страны.

Сделан вывод, что рост национального производства невозможен без активного государственного вмешательства в развитие инновационной и инвестиционной деятельности бизнеса. А наиболее эффективная схема развития национального производства реализуется только в тесном взаимовыгодном взаимодействии государства, науки и бизнеса.

Ключевые слова: экономические санкции, рынок труда, ВВП, импортозамещение, малый и средний бизнес, образование и наука.

В современном мире стали действовать все новые факторы, подрывающие экономическую стабильность. Реальность такова, что угрозы экономической безопасности, возникающие в связи с действием антироссийских экономических санкций и агрессивной внешней политикой недружественных стран, несут в себе подрыв устойчивости экономической и финансовой системы нашей страны.

В условиях экономических санкций одной из угроз национальной безопасности России стала проблема импортозамеще-ния, порожденная спадом национальной экономики. Решение данной проблемы является важной стратегической задачей, требующей разработки мер для развития отечественного производства за счет внутренних резервов, расширение ассортимента производимой продукции, освоение и внедрение новых технологий с целью увеличения эффективности производства [1].

Целью научной статьи является исследование проблемы импортозамещения и формирование эффективных путей преодоления зависимости российской экономики от импорта в условиях санкций.

В качестве методов исследования применялись: методы анализа и синтеза, ме-

тод абстрагирования, методы статистической обработки данных.

Начиная с 2014 года по сегодняшний день со стороны отдельных западных государств выдвигаются санкции в виде ограничительных мер в отношении отдельных физических и юридических лиц нашей страны, а некоторые из них направлены на блокировку целых отраслей экономики России. В 2022 году Россия стала страной с наибольшим количеством санкций в мире. На нее было наложено более 5 тыс. различных целевых санкций - больше, чем на Иран, Венесуэлу, Мьянму и Кубу вместе взятых.

Из ограничений в отношении финансового сектора наиболее значительным стало замораживание половины золотовалютных резервов России, хранящихся на Западе, -300 млрд. дол. Кроме этого, некоторые страны приостановили обслуживание филиалов российских банков, действующих на их территории, а ведущие российские банки были отключены от системы SWIFT. В дополнение к этим мерам сотни западных компаний отказались продолжать работу в стране, в том числе такие гиганты, как McDonald's, Coca-Cola, KFC, BP и Shell и др.

Так же наиболее очевидные потери были в секторе воздушного транспорта. Российская гражданская авиация столкнулась с беспрецедентными запретами: почти половина мира закрыта для полетов его авиапарка, иностранные арендодатели отозвали свои самолеты, страховщики из-за рубежа расторгли контракты, западные производители авиационной техники приостановили техническое обслуживание самолетов, принадлежащих России. Такая ситуация вызвала не только сокращение авиаперевозок, но и персонала в крупнейших аэропортах страны.

Еще одна область, где отчетливо проявилось влияние санкций, - это автомобильная промышленность. Почти все автомобильные заводы в России производят автомобили либо под иностранным брендом, либо с использованием иностранных комплектующих. В результате, в начале II квартала 2022 года полностью функционировали только 2 завода по сборке автомобилей, остальные перешли на неполный рабочий день или остановились. Такая ситуация, конечно же, отразилась и на и рынке труда в стране (табл. 1).

Таблица 1. Динамика показателей рынка труда в РФ за 2019-2023 гг. [2, 3]

№ Макроэкономические показатели Фактические значения показателей

2019 г. 2020 г. 2021 г. 2022 г. 2023 г.

1. Численность рабочей силы, тыс. чел. 75398 74923 75350 74924 -

2. Численность безработных, тыс. чел. (по методологии МОТ) 3465 4321 3631 2951 -

3. Лица, не входящие в состав рабочей силы, тыс. чел. 45665 45916 45462 45359 -

4. Уровень занятости, всего, % 59,4 58,4 59,4 59,8

5. Уровень безработицы, всего, % 4,6 5,8 4,8 3,9 3,5

Несмотря на нестабильность и подверженность влиянию российского рынка труда различным политическим, правовым и демографическим факторов, за 20162023 гг. уровень безработицы в стране снизился с 5,7% до 3,5%. Пик роста данного показателя приходится на 2020 год (5,8%), на что повлияли повышение пенсионного возраста в стране, пандемия ко-роновирусной инфекции и антироссийские экономические санкции западных государств. Важным для экономического роста является «качественное» снижение уровня безработицы, которое идет за счет создания новых рабочих мест и расширения объема национального производства, чему способствовали политика стимулирования малого и среднего бизнеса и реализация

стратегии импортозамещения в стране. Влияние же на снижение уровня безработицы таких факторов, как снижение количества и качества рабочей силы (в том числе и мобилизация населения из-за военных действий на Украине) не дают нужного эффекта для роста ВВП страны [3].

По данным Всемирного банка, Международного валютного фонда (МВФ) и Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), 2022 год был неудачным для российской экономики, так ВВП снизился на 2,1%. А по прогнозам ОЭСР, в 2023 году ВВП должен был сократится на 2,5%. По данным же Всемирного банка, снижение ВВП России должен был составить 0,2%, а по данным МВФ ожидается рост на 0,7% (рис. 1).

Рис. 1. Динамика ВВП России за 2018-2023 гг. [4]

Что же мы наблюдаем в действительности? Ускорение темпов прироста ВВП за 2016-2018 гг. (с 0,2% до 2,8%) замедляется в 2019-2020 гг. и связано со снижением

роста мировой экономики, отразившееся на экспорте и оттоке капитала, что привело к спаду в промышленном производстве и инвестиционной сфере (табл. 2).

Таблица 2. Динамика ВВП РФ за 2018-2023 гг. [21

№ Макроэкономические показатели Фактические значения показателей

2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г. 2022 г. 2023 г.

1. Объем ВВП, млрд. руб. (в текущ. ценах) 103861,7 109608,3 107658,1 135295,0 153435,2 158958,8

2. Среднегодовые темпы прироста ВВП, в % 102,8 102,2 97,3 105,6 97.9 103,6

3. Индекс физического объема ВВП на душу населения, в % 102,7 102,1 97,5 106,0 98,3 103,8

Пиком роста ВВП России является 2021 год (+5,9%), после которого 2022 год показал спад ВВП на 2,1%. Стоит отметить рост ВВП на 3,6% за 2023 год, несмотря на усиление влияния антироссийских санкций, что уже говорит об устойчивости национальной экономики. Индекс физического объема ВВП на душу населения показал нестабильную динамику роста, он минимален в 2020 году (97,5%). После роста показателя в 2021 году до 106,0%, наблюдается его снижение в 2022 году до 98,3%. Номинальные среднедушевые денежные доходы продолжают повышаться, но темпы их роста являются неустойчивыми. В 2022 году, в условиях наиболее значительного падения ВВП на душу населения, темп роста доходов достиг 111,5%.

Сейчас для роста национального производства необходимы крупные инвестиции в основной капитал. За исследуемый период инвестиции в основной капитал возросли только на 1,6% (с 17,2 % до 18,8% от

ВВП). Для решения данной проблемы в России реализуется План действий по повышению инвестиций в основной капитал до 25% от ВВП, реализуются национальные проекты «Производительность труда и поддержка занятости», «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».

Далее, ограничительные меры направлены против экспорта определенных товаров из России и импорта определенных товаров в Россию. Список запрещенных продуктов разработан с целью максимизировать негативное воздействие санкций на российскую экономику при одновременном ограничении последствий для бизнеса и граждан ЕС. Цифры доказывают, что ограничительные меры действуют. По подсчетам Всемирного банка и МВФ, в 2022-2023 гг. торговля товарами и услугами России значительно сократилась (рис. 2).

150 100 50 О

2018

2019

2020

2021

100 102,8 90.7 105,8 89,9 97.3

100 96,65 92.4 93 кл о Я5

2022

2023

^^"Импорт Экспорт

Рис. 2. Импорт и экспорт России в 2018-2023 гг. (по данным МВФ) [5]

В 2023 году импорт выше, чем в 2022 году, в то время как экспорт почти на том же уровне. Важно отметить, что доходы России от ископаемого топлива сокращаются. В то время как в первой половине

2022 года Россия извлекала выгоду из роста цен на ископаемое топливо на мировых рынках, санкции против импорта нефти, вступившие в силу в декабре 2022 года, привели к ограничению доходов Рос-

сии. По данным Международного энергетического агентства, доходы России от продажи нефти упали более чем на чет-

Февраль Январь

Конечно, в условиях санкций Россия столкнулась с множественными ограничениями в разных сферах деятельности. Тем не менее, именно санкции стали стимулом для развития отечественного производства. По данным Росстата рост промышленного производства в 2021 году составил 6,3%, в 2022 году - 0,7%, а в 2023 году - 3,5%. За 2023 год на динамику роста промышленного производства оказало влияние обрабатывающая промышленность (рост достиг 7,5%), при росте производства добывающей промышленности на 1,3% [7].

Вот еще некоторые возможности, которые открываются перед Россией:

1. Повышение инновационной активности. Ограничения на импорт могут стимулировать развитие инновационных технологий и их внедрение на отечественных предприятиях. Рост расходов на НИОКР и разработку собственных технологий позволит российским предприятиям повысить конкурентоспособность продукции и заменить импортные аналоги.

2. Совместные проекты с партнерами из других стран. В условиях санкций Россия может активнее развивать сотрудничество с партнерами из дружественных стран. Создание совместных предприятий, технологическое сотрудничество и обмен опытом могут помочь в освоении новых технологий и доступе к рынкам, находящихся за пределами санкционного влияния.

3. Поддержка отечественных производителей. Государство может предоставлять поддержку отечественным производителям в виде государственных грантов, субсидий, льготной кредитной политики и

верть в январе 2023 года (по сравнению с январем 2022 года), а падение в феврале составило более 40% (рис. 3).

т.д. Это поможет создать благоприятные условия для развития отечественного производства и повысить его конкурентоспособность [6].

4. Развитие внутреннего рынка. Повышение покупательной способности населения может стимулировать спрос на отечественную продукцию и создать условия для ее конкурентоспособности.

5. Совершенствование образования и профессиональной подготовки. Инвестиции в развитие человеческого капитала необходимы для содействия импортоза-мещению. Создание программ профессионального обучения, адаптированных к потребностям конкретных отраслей, может обеспечить необходимую квалифицированную рабочую силу и ликвидировать технологический разрыв.

Таким образом, из-за разрыва с мировой экономической системой российская экономика проходит трудный период трансформации, начальным этапом которой стало решение проблемы импортозамеще-ния в стране. Данная проблема актуальна с 2014 года по сегодняшний день, так как более быстрому и эффективному осуществлению процесса импортозамещения помешали такие факторы как: высокая изношенность основных фондов; зависимость производства от импортного оборудования и комплектующих средств; рост цен на импортируемое сырье, используемое для переработки; высокие процентные ставки на кредитные ресурсы; незащищенность инновационных производств и производств, обеспечивающих население товарами первой необходимости и др.

10 15

12023 И2022

Рис. 3. Доходы России от экспорта нефти (в млрд. долл.) [6]

С учетом всех этих факторов, рост национального производства невозможен без активного государственного вмешательства в развитие инновационной и инвестиционной деятельности бизнеса, что и так является одной из главных функций государства. Поэтому наиболее эффективная схема развития национального производства реализуема только в тесном взаимодействии государства, науки, бизнеса, так как в результате таких взаимовыгодных отношений совершенствуются и осваиваются новые технологии производства, идет освоение капиталоемких и рисковых направлений НТП, вводятся новые механизмы и регуляторы развития инновационной деятельности.

Развитие взаимовыгодных отношений между бизнесом, наукой и государством, направленное на рост национального производства, в том числе и решение проблемы импортозамещения состоит:

- в обеспечении органами власти продуктивной занятости через разработку и внедрение инновационных технологий производства, налаживание путей реализации товаров, развитие внутреннего рынка;

- в создании условий для привлечения инвестиций в отрасли, производящие инновационную продукцию;

- в повышении эффективности труда и обеспечении условий для создания и расширения бизнеса, ориентированного на инновационное производство;

- во внедрении мер защиты отечественных производителей для роста национального производства и решения проблем им-портозамещения.

Для успешного проведения импортоза-мещения в стране необходимо стимулировать выпуск товаров с высокой добавленной стоимостью, который возможен только при использовании результатов научных разработок. Новые технологии и знания по производству инновационной конкурентоспособной продукции способствуют получению высокой прибили, что станет стимулом для тесного сотрудничества бизнеса с наукой. Но для бизнеса такие нововведения связаны с огромными финансовыми затратами и риском, усугуб-

ляемыми нестабильной макроэкономической обстановкой. Поэтому решение проблемы импортозамещения требует планомерной работы на уровне государства, которая должна включать:

1. Для бизнеса:

- разработку и внедрение мер государственной поддержки бизнеса в условиях санкций и макроэкономической нестабильности;

- использование государственных заказов для финансирования импортозамещающих производств, выпускающих товары первой необходимости [8];

- создание условий для эффективного взаимодействия науки и бизнеса;

- оказание финансовой поддержки, включающей: предоставление гарантий, поручительств, субсидий; финансирование на возвратной основе; страхование инвестиций, налоговые послабления для инвесторов и др. [9];

- разработку и внедрение льготных программ по поддержке предприятий, ориентированных на инновационное производство;

- внедрение ресурсосберегающих и экологически безопасных технологий для производства конкурентоспособной продукции;

- поддержку уязвимых и стратегически необходимых производств, зависимых от импортных ресурсов;

- проведение постоянного мониторинга эффективности предпринимаемых мер по развитию бизнеса и применению инновационных технологий, а также их совершенствование и др.

2. Для образования и науки:

- увеличение финансирования сферы образования и науки (удержание на определенном уровне объема бюджетного финансирования сферы образования в соответствии с программными документами Правительства РФ, предусматривающими необходимость вложений в данную сферу) [10];

- улучшение материально-технической базы, для выполнения на базе учебных заведений стартапов и иных инновационных разработок;

- создание на базе ВО и СПО небольших научно-исследовательских структур (НИС), целью которых является: оказание специализированной помощи разработчикам стартапов и обладателям иных инновационных идей (студентам, ученым) в части экономического обоснования проекта и доведения до представителей бизнеса, заинтересованных в их реализации;

- совершенствование нормативно-правового обеспечения по защите интеллектуальной собственности;

- государственное финансирование запуска стартапов и реализации инновационных проектов по созданию инновационной продукции;

- профессиональная подготовка и переподготовка специалистов по производству инновационной продукции.

Итого, введенные экономические санкции западных государств кроме перечис-

Библиографический список

1. Кармова, Б.З. Роль АПК в обеспечении продовольственной безопасности РФ / Б.З. Кармова // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2023. - № 11-2(105). - С. 18-23. -DOI 10.24412/2411-0450-2023-11-2-18-23. - EDN PAXKQI.

2. Официальный сайт Федеральной службы статистики РФ. Режим доступа: http://www.gks.ru (дата обращения 20.03.2024).

3. Кармова, Б.З. Особенности безработицы в России на современном этапе / Б.З. Кармова, Л.О. Асланова // Фундаментальные исследования. - 2020. - № 12. - С. 88-92. - DOI 10.17513/fr.42914. - EDN CGGHHT.

4. Всемирный Банк. Годовой отчет 2023. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.vsemirnyjbank.org/ru/about/annual-report.

5. Международный валютный фонд. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.imf.org/ru/Home.

6. IEA - International Energy Agency. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.iea.org/.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Рост промышленности в России в 5 раз превысил уровень 2022 года - РБК. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.rbc.ru/economics/31/01/2024/65ba64589a794776cf49b625.

8. Повышение инвестиционной активности и наращивание инновационных ресурсов малого и среднего бизнеса в условиях обеспечения государственными закупками и развитием льготного кредитования / Ю.К. Альтудов, А.Х. Шидов, Б.З. Батова, Ф.М. Мамбетова // Фундаментальные исследования. - 2017. - № 11-2. - С. 355-359. - EDN ZWNHAR.

9. Кармова, Б.З. Продовольственное импортозамещение в РФ и его региональный аспект / Б.З. Кармова, М.М. Сабанова // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2023. -№ 1-1(95). - С. 143-148. - DOI 10.24412/2411-0450-2023-1-1-143-148. - EDN SYTOVZ.

10. Тимофеев, И. Н. Санкции против России: взгляд в 2021 г.: доклад 65/2021 / [И.Н. Тимофеев]; Российский совет по международным делам (РСМД). - М.: НП РСМД, 2021. - 24 с.

ленных в статье проблем имеют и положительные моменты, одним из которых является возможность развития отечественного производства из-за снижения конкуренции со стороны недружественных стран.

Важным для решения проблемы им-портозамещения в России является создание условий для развития отечественного производства, укрепление инновационного потенциала и повышение конкурентоспособности российской экономики за счет внутренних резервов, что является главной задачей государства. При этом следует отметить, что импортозамещение не должно приводить к изоляции нашей страны или ограничению доступа к иностранным технологиям и инновациям, конечно, в зависимости от того, на сколько это доступно в современных условиях.

SOLVING THE PROBLEM OF IMPORT SUBSTITUTION IN RUSSIA

UNDER SANCTIONS

B.Z. Karmova, Senior Lecturer A.A. Kozhaev, Graduate Student

Kabardino-Balkarian State University named after H.M. Berbekova (Russia, Nalchik)

Abstract. The article examines the impact of economic sanctions of Western states on the development of the Russian economy in 2018-2023. In the course of the study, the factors preventing a quick solution to the problem of import substitution in Russia were identified. Measures are proposed to solve the problem of import substitution at the expense of the country's internal reserves. It is concluded that the growth of national production is impossible without active government intervention in the development of innovative and investment business activities. And the most effective scheme for the development of national production is implemented only in close mutually beneficial cooperation between the state, science, and business.

Keywords: economic sanctions, labor market, GDP, import substitution, small and medium-sized businesses, education and science.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.