Решение проблем урбанистики путем формирования среды для развития инновационного и малого бизнеса
Solution of Urban Problems by Forming an Environment for the Development of Innovative and Small Business
Анна Жерноклеева 1
Anna Zhernoklieieva
1V. N. Karazin Kharkiv National University 4 Svobody Square, Kharkiv, 61022, Ukraine
DOI: 10.22178/pos.24-4 JEL Classification: G14
Received 25.06.2017 Accepted 27.07.2017 Published online 31.07.2017
Corresponding Author: [email protected]
© 2017 The Author. This article is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License
Аннотация. В статье раскрыты методы решения проблем современного города путем стимулирования новых форм инновационного малого бизнеса и молодёжного предпринимательства на примере г. Харькова. Проанализировано формирование стартап-культуры Харькова и состояние развития Co-working зон. Определено, что построение эффективного государственно-частного партнёрства местных властей и новых форм предпринимательства должно строиться на возможности создания Co-working зон на неиспользуемых городом территориях, а стимулирование социальной ответственности предпринимателей - через предоставление соответствующего финансирования. По результатам компаративного анализа количества и доходов фрилансеров г. Харькова с данными по Украине установлено, что харьковские фрилансеры являются лидерами как по величине совокупного, так и удельного дохода. На основе анализа динамики поступлений единого социального взноса, уплаченного предпринимателями г. Харькова, сделан вывод о том, что добиться устойчивого роста наполнения фондов социального страхования можно за счёт увеличения количества фрилансеров. Выделены особенности стартап-культуры г. Харькова, а именно: ориентация на новый продукт, молодёжный характер проектов, осознание важности реализации социально-значимых проектов, инновационный характер деятельности, приоритетность самовыражения участников над финансовой составляющей проектов, сотрудничество в местными властями.
Ключевые слова:
предпринимательство.
co-working; start-up; фрилансеры; молодёжное
Abstract. The article reveals the methods of solving the problems of the modern city by stimulating new forms of innovative small business and youth entrepreneurship, using Kharkov as an example. The formation of the start-up culture of Kharkov and the state of development of co-working zones are analyzed. It was determined that the construction of an effective public-private partnership of local authorities and new forms of entrepreneurship should be based on the possibility of creating co-working zones in the areas that are not used by the city, while stimulating the social responsibility of entrepreneurs through the provision of appropriate financing. Based on the results of a comparative analysis of the number and amount of incomes of freelancers in Kharkiv with the overall data for Ukraine, it is established that Kharkov freelancers are leaders both in terms of total and specific income. Based on the analysis of the dynamics of the revenues of the single social contribution paid by the entrepreneurs of Kharkiv, a conclusion is drawn that it is possible to achieve a sustainable growth in the filling of social insurance funds by increasing the number of freelancers. The peculiarities of the Start-up of the culture of Kharkov have been singled out, namely: the orientation towards a new product, the youth character of projects, understanding of the importance of implementing socially significant projects, the innovative nature of the activity, the priority of participants' self-expression over the financial component of projects, and cooperation with local authorities.
Keywords: co-working; start-up; freelancers; youth entrepreneurship.
Введение
В современном городе жизнь постоянно усложняется. Для эффективной работы и полноценного отдыха человеку необходимы комфортные условия, которые зависят от ряда решений в сфере современной урбанистки. Каждый город имеет социальные, экономические, экологические и технические, а также архитектурные проблемы. Способы их решения всегда отличаются и имеют разную эффективность, это зависит от уровня развития города и желания городских органов управления находить наиболее приемлемые пути. Немаловажную роль для улучшения качества жизни в условиях городской среды играет развитие социально ответственного предпринимательства и малого бизнеса, значение которого заключается в том, чтобы выявлять и удовлетворять потребности жителей города в процессе развития бизнеса. Одним из наиболее перспективных направлений является молодёжное предпринимательство. Поддержка молодёжного предпринимательства играет большую роль для создания благоприятного городского бизнес-климата. Стимулирование молодёжного предпринимательства сталкивается с рядом проблем, одной из них является недостаток объектов инфраструктуры, дающих возможность развиваться такому виду бизнеса, также проблемой является низкий уровень доступности консультационных услуг, слабая финансовая поддержка, низкая заинтересованность городских властей.
В основу статьи положены концептуальные научные труды, посвящённые инновационному развитию Л. И. Федуловой и И. А. Шов-кун [1], Г. А. Бардаша и У. Б. Гладкой [2], О. В. Стефанишин [3], Н. Т. Рудь [4]. Проблемы молодёжного предпринимательства освещены в работе А. О. Левченко и А. В. Янишевской [5]. Вопросы комплексного формирования благосостояния освещены в работах О. В. Глущенко [6, 7], а проблема поддержания надлежащего уровня финансового контроля в предпринимательской культуре -в работе А. В. Хмелькова [8].
Исходя из формулировки основной проблемы исследования поставлена цель: определить пути решения проблем современной урбанистики путём формирования стартап-культуры города и государственной поддержки инновационного и малого бизнеса.
Результаты исследования
Развитие города, модернизация различных отраслей экономики и экономический рост в целом возможны только при поддержке политики создания благоприятной среды для инноваций и реализации идей научно-технического характера.
На современном этапе развития города необходимо привлечение большого количества стартапов. Стартап - это новая компания, которая только развивается и строит свой бизнес на основе только что появившихся технологий или инновационных идей. Сейчас в Харькове их количество увеличивается и они становятся самой динамичной частью бизнес-среды, так как привлекают инвестиции, улучшают репутацию города, способствуют его развитию. С целью создания и развития в Украине и Харькове социальной системы молодежного инновационного предпринимательства в рамках европейского проекта TEMPUS SUCSID был основан первый в Украине региональный межуниверситетский стартап центр FIRST CAPITAL. Городская власть Харькова, понимая всю важность наличия стартапов, пытается предоставить жителям своего города большое количество грантов. Сейчас предоставлены актуальные гранты для получения образования в другой стране, для проектов UNDEF, которые направлены на демократию, для проектов в сфере рекламных технологий и новых медиа - Go to AdTech и другие. Это делается с целью внедрения в Харькове стартап-культуры и популяризации ее среди молодых людей [9].
Наличие динамично развивающейся стартап-культуры является признаком развития предпринимательской среды в Харькове, его местных финансов (финансов города), выхода из кризиса и восприятия европейской культуры ведения бизнеса.
С целью предоставления возможности развития малого или инновационного бизнеса необходимо создать среду, в которой начинающие предприниматели смогли бы получить всестороннюю поддержку. Таким местом может стать бизнес-инкубатор. Бизнес-инкубатором является структура, которая занимается поддержкой начинающих предпринимателей путем предоставления им необходимых услуг и поддержкой проекта на всех этапах развития вплоть до коммерциализации.
В процессе развития Харькова как урбанистического конгломерата стали появляться co-working зоны. Дословный перевод с английского языка термина «co-working» - совместная работа, что подразумевает под собой объединение людей для роботы и общения. Co-working - это пространство, которое оборудовано всей необходимой мебелью, оргтехникой, свободным интернетом, зоной отдыха и, как правило, кухней. Оно сдается любому желающему в аренду на различное время, это могут быть несколько часов, день, неделя или даже месяц.
Co-working относительно новое понятие. Они схожи с бизнес-инкубаторами, но главным отличием является наличие у co-working общего рабочего пространства. Именно он способствует распространению культуры, которая строится на основании новых технологий или каких-либо инновационных идей. Ее еще можно назвать стартап-культурой.
Для начинающих предпринимателей, занимающихся развитием малого и среднего бизнеса в Харькове, существует ряд проблем. С ними можно справиться с помощью создания пространства, которое объединит в себе co-working и бизнес-инкубатор. Для его открытия городу необходимы средства на помещение, специалистов, помогающих в различных вопросах, которые связаны с развитием и продвижения бизнеса, ведения бухгалтерского учёта, обеспечением техникой, мебелью, информационной поддержкой [9].
Рассмотрим состояние развития бизнес-инкубаторов и co-working-офисов в Украине и сравним их с харьковскими показателями.
Сегодня в Украине действует много различных бизнес-инкубаторов [10]. К самым известным можно отнести FasterCapital, который прибыл к нам из ОАЭ и заинтересован в IT-проектах, Военкубатор, занимающийся разработками в военной сфере, ИнКуБатор, который создан ПриватБанком и за первый месяц собрал более 880 заявок от предпринимателей, а также GrowthUP, Polyteco, EastLabs, Happy Farm, Школа Стартаперов, iHUB.
В Харькове также существуют бизнес-инкубаторы. Среди них инновационный бизнес-инкубатор при Центре «Харьковские технологии», Startup Factory Nure на основе Харьковского национального университета
радиоэлектроники, Инкубатор 1991 для ученых и молодых предпринимателей Харьковского политехнического института, ZAarchitects IT бизнес-инкубатор, академический бизнес-инкубатор при Харьковском национальном университете имени Бекетова. Сегодня в Харькове есть проект по строительству современного студенческого городка до 2020 года. В нем должны появиться научно-исследовательские институты, учебные корпуса, общежития для студентов, в которых будут библиотеки, столовые, научные лаборатории и спортивные комплексы.
С каждым годом количество co-working в Харькове увеличивается, это обусловлено популярностью данных пространств для работы. В 2017 году co-working в мире пользуются более 1 млн. человек. Сегодня в Харькове существует около 30 co-working. В мировой практике они могут быть размещены в совершенно разных типах помещений (рис. 1).
Западный опыт утверждает, что co-working рассчитан на тех удаленных работников, кто хочет большего, чем просто виртуальное общение по электронной почте, скайпу и в социальных сетях и нуждается в живом общении со своими коллегами, обсуждая как профессиональные, так и повседневные «бытовые» вопросы [11]. Сегодня co-working-офисы, где совместно, трудятся некоторое количество стартаперов и фрилансеров, количество которых стремительно растет с принятием в 2016 году закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно устранения административных барьеров для экспорта услуг)» [12].
Фрилансером является свободный предприниматель (самозанятое лицо), который сам ищет себе проекты и может одновременно работать на несколько фирм. Фрилансер выполняет работу без заключения долговременного договора с работодателем и нанимается только для выполнения определённого перечня работ. С каждым годом количество фрилансеров в мире растет. Это связано с удобным графиком работы, отсутствием необходимости находиться в офисе, самостоятельном выборе выполняемой работы. Начинающие фрилансеры имеют малый заработок и используют эту работу для получения дополнительных денег, но те, кто занимается этим давно и имеет хорошую репутацию, получают значительно больше.
Другие
Жилые здания
Индустриальные здания
Коммерческие здания
2014-2013 годы
2015-2016 годы
0% 10% 20% 30% 40% 50% 60%
Рисунок 1 - Типы зданий, где размещаются co-working [11]
Заработок фрилансеров вырос на 49 % за последние 5 лет, а их регистрация - на 27,4 %. Они стали зарабатывать больше благодаря тому, что качество их услуг повысилось и навыки улучшились и в техническом плане, и в умении продавать эти навыки. В период с 2012 года по 2016 год количество фрилансе-ров в Харькове было на 2 месте в Украине и составляло 14 993 чел., а то время как в Киеве их было 32 332 чел., но по заработанным деньгам Харьков вышел на первое место сре-
ди всех украинских городов. Количество заработанных денег харьковскими фрилансе-рами составило 54,0 млн. долл. США, а в Киеве - всего 39,4 млн. долл. США. Ещё более убедительным выглядит соотношение заработка на одного фрилансера по городам Украины. Доходы харьковских фрилансеров почти в три раза превышают доходы киевских. Значителен отрыв по сумме доходов от Днепра и Львова (табл. 1).
Таблица 1 - Распределение фрилансеров по го
зодам Украины и их заработок, 2012-2016 гг. [13]
Город Численность фрилансеров (чел.) Суммарный доход (долл. США) Доход на одного фрилансера (долл. США)
Харьков 14 993 54 008 384,82 3 602,24
Киев 32 332 39 356 826,52 1 217,27
Львов 8 206 17 663 091,42 2 152,46
Днепр 3 654 11 008 912,9 3 012,84
Запорожье 9 865 17 746 786, 34 1 798,96
Одесса 5 389 6 458 461,99 1 198,45
Другие города 40 561 17 733 380, 66 437,20
Можно сделать вывод о том, что города с мощным интеллектуальным потенциалом, имеющие устоявшиеся традиции предпринимательства и активно формирующие бизнес культуру являются идеальной средой для фрилансеров. Изменяется философия городского бизнес-среды: от нескольких крупных промышленных предприятий к множеству
людей - носителей предпринимательского ресурса, с востребованным интеллектуальным капиталом, своим трудом созидающим благосостояние.
Общая динамика заработка фрилансеров в Украине представляет собой довольно большую сумму (рис. 2)
Рисунок 2 - Заработок фрилансеров в Украине в 2006-2016 гг., долл. США. [13]
Самозанятые лица - фрилансеры облегчают нагрузку на городской рынок труда, их деятельность может хорошо сочетаться с основным местом работы. Фрилансеры очень востребованы, так как их работа может обойтись на 20-30 % дешевле, чем услуги компании-подрядчика. Большой спрос порождает и большие заработки. 3 ноября 2016 года Верховной Радой был принят Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно устранения административных барьеров для экспорта услуг)»[12]. Этот закон вносит изменения в ряд нормативных актов, что позволит фрилансерам заключать договоры с заказчиками не только в письменной, но и в электронной форме или вообще работать только по оферте и выписывать одни инвой-сы, в которых подпись заказчика не нужна. Изменения в Налоговом Кодексе Украины повлекли за собой регулирование новой категории налогоплательщиков, осуществляющих независимую профессиональную деятельность, - частных исполнителей для решения на законодательном уровне вопросов уплаты единого социального взноса (ЕСВ). Все фрилансеры и мелкие предприниматели должны платить ЕСВ. Так с 1 января 2017 года предприниматель «за себя» уплачивает 704 грн. (3200 грн. * 0,22). Для плательщиков единого налога 1 группы ЕСВ эта сумма составит вдвое меньше - 352 грн.
Социальную значимость малого бизнеса можно проиллюстрировать, рассматривая динамику поступлений единого социального взноса, который направляется в фонды социального страхования и служит для государственной поддержки населения, а также источником выплаты пенсий. Из рис. 4, видно, что поступления ЕСВ неравномерны, колеблются очень значительно в феврале, марте и мае 2017 года. Устойчивое поступление средств от уплаты ЕСВ фрилансерами, могли бы компенсировать эту волатильность.
Для каждого города развитие бизнеса имеет большое значение и Харьков не исключение. Создавая благоприятные условия для молодых предпринимателей, увеличиваются денежные поступления в бюджеты всех уровней, привлекаются инвестиции, возрастает привлекательность города, формируется особая городская бизнес-среда. Именно для поддержки стартапов, бизнеса в Харькове необходимо создать платформу, которая объединит co-working-офисы и бизнес-инкубатор. Она сможет позволить людям получить квалифицированную помощь для своих проектов, дать место для работы, приобрести новые знакомства и, возможно, прославиться на весь мир. Многие украинские стартапы основываются на изобретениях, которые могут быть полезны городу или быть реализованы только с коммерческой целью. В любом случае это заставляет окружающих обратить внимание на Харьков.
Рисунок 4 - Сумма уплаченного единого социального взноса в Харькове в первом полугодии 2017 г., тыс. грн. [14]
Есть некоторые изобретения харьковчан, о которых известно в других странах. К ним относятся [15]:
- проект Gitlab (платформа, которая предназначена для хранения исходного кода проектов в «облаке»);
- автомобиль, который работает на воздухе;
- съедобный полиэтилен;
- бескровный анализ крови;
- жидкий струйный скальпель.
Если бы этим изобретателям вовремя была дана поддержка со стороны города, то эти изобретения и проекты уже могли бы принести огромную пользу городу и большие суммы поступлений в городской бюджет. Их можно внедрять в больницах, учебных заведениях, кампаниях на льготных условиях и тем самым выделить Харьков среди других городов Украины. Но пока они остаются на стадии нереализованных проектов.
Для развития деятельности изобретателей необходимо определенное место, где они смогут реализовывать твои идеи.
В каждом городе Украины есть здания советского периода постройки, изрядно уже обветшавшие к нашему времени, которые уже несколько лет являются заброшенными. Как правило, это остатки строений старых предприятий или учреждений, которые можно использовать как co-working или креативный центр, если привести их в надлежащее состояние. Сейчас очень много молодых людей с отличными идеями ищут, чем занять себя в
жизни и как помочь развитию города, но для этого у них нет бесплатного или дешевого места для работы. Для успеха этой идеи нужны две составляющие: желание городской власти и инвестор, который согласится привести здание в хорошее состояние. Вскоре такая территория стала бы городским магнитом, куда тянулась бы молодежь.
Реализация данной идеи не требует огромных финансовых вложений. По состоянию на 6 июня 2017 года доходы бюджета города Харькова составили 5,7 млрд. грн., а расходы 4,9 млрд. грн. Текущие расходы (оплата труда, приобретение медикаментов, продуктов питания, оплата коммунальных услуг и энергоносителей, социальное обеспечение) составили 4,4 млрд. грн., а капитальные -447,5 млн. грн. [14]. Наблюдается прирост доходов над расходами, что говорит о возможности выделения денежных средств на развитие города. Харьковский региональный фонд поддержки предпринимательства, Харьковский областной совет, Управление инвестиционного развития и имиджевых проектов Харьковского совета и другие постоянно предоставляют информацию об актуальных грантах. Например, в 2016 году гранты ПРООН на открытие бизнеса получили 12 переселенцев [16].
Выводы
Проблемы современного города можно решить с помощью стимулирования и поддержки малого инновационного бизнеса. За-
брошенные и пустующие помещения и территории могут быть выделены под бизнес-инкубаторы и то^огк^-офисы. Налоговые поступления от новых форм предпринимательства смогут стать существенным источником пополнения доходной части местных бюджетов, а суммы платежей в фонды социального страхования источником социальной поддержки населения. Формирование стар-тап-культуры при поддержке городских властей способно стать положительным примером эффективного государственно-частного партнёрства. Высокая конкуренция между стартапами за финансовую поддержку из средств города заставляет их быть социально ответственными, необходимыми городу, зарабатывать положительный имидж среди его жителей. Немаловажным элементом качества жизни в городе является увеличение доходов у лиц, занятых в новых формах предпринимательства, что создаёт востребованность образования и повышает общее качество жизни.
В Харькове активно формируется стартап-
культура, которая демонстрирует следующие
особенности:
-курс на новый продукт;
-высокая социальная ответственность;
-молодёжный характер стартапов;
-осознание важности реализации социально-значимых проектов;
- инновационный характер деятельности; -работа как самовыражение, а не исключительно ради получения прибыли;
- сотрудничество с местными властями.
Городская среда постоянно меняется. Город становится самодостаточным центром, формирующим бизнес-среду, что характерно для постиндустриальной экономики. Малые бизнес структуры имеют равное значение для города как и крупные промышленные предприятия. Качество современной урбанистической среды определяется благоприятным отношением к различным видам молодёжного предпринимательства, лёгкостью открытия бизнеса и наличием инфраструктуры для его осуществления.
Список використаних джерел / References
1. Fedulova, L. I., & Shovkun, I. A. (2009). Pidkhody do formuvannia diievoi innovatsiinoi stratehii
Ukrainy [Approaches to formation of effective innovative strategy of Ukraine]. Nauka ta innovatsii, 3(5), 5-15 (in Ukrainian)
[Федулова, Л. I., & Шовкун, I. А. (2009). Пщходи до формування дieвоï' шновацшно'' стратеги Укра'ни. Наука та тноваци, 3(5), 5-15].
2. Bardysh, H. O., & Hladka, U. B. (2010). Udoskonalennia derzhavnoho rehuliuvannia investytsiino-
innovatsiinoi diialnosti v Ukraini [Improvement of state regulation of investment and innovation activity in Ukraine]. Visnyk Universytetu bankivskoi spravy Natsionalnoho banku Ukrainy, 3(9), 114-120 (in Ukrainian)
[Бардиш, Г. О., & Гладка, У. Б. (2010). Удосконалення державного регулювання швестицшно-шновацшно' дiяльностi в Укра'ш. Bïchuk Утверситету бантвськог справи Нащонального банку Украти, 3(9), 114-120].
3. Stefanyshyn, O. V. (2007). Liudskyipotentsial ekonomiky Ukrainy (polityko-ekonomichnyi analiz)
[Human potential of the Ukrainian economy (political and economic analysis)] (Doctoral thesis).
Lviv: Lvivskyi natsionalnyi universytet imeni Ivana Franka (in Ukrainian)
[Стефанишин, О. В. (2007). Людський потенщал eKOHOMiKU Украти (полтико-економiчний
аналiз) (автореферат дисертаци). Львiв: Львiвський нащональний ушверситет iменi 1вана
Франка].
4. Rud, N. T. (2012). Infrastrukturne zabezpechennia innovatsiinykh protsesiv u rehionakh
[Infrastructure provision of innovative processes in the regions] (Doctoral thesis). Lutsk: Lutskyi natsionalnyi tekhnichnyi universytet (in Ukrainian)
[Рудь, Н. Т. (2012). 1нфраструктурне забезпечення тновацшних процеаву регюнах (автореферат дисертаци). Луцьк: Луцький нащональний техшчний ушверситет].
5. Levchenko, A. O., & Yanishevska, A. V. (2009). Molodizhne pidpryiemnytstvo - perspektyvnyi shans
dlia molodykh spetsialistiv [Youth entrepreneurship is a promising opportunity for young professionals]. Naukovipratsi Kirovohradskoho natsionalnoho tekhnichnoho universytetu. Ekonomichni nauky, 15, 52-56 (in Ukrainian)
[Левченко, А. О., & Яшшевська, А. В. (2009). Молодiжне пщприемництво - перспективний шанс для молодих спещалктт Науков1 пращ Шровоградського нацюнального техтчного утверситету. Економ1чш науки, 15, 52-56].
6. Hlushenko, O. (2016). Well-being as an imperative of Ukraine's social development. Economic
Annals-XXI, 156 (1-2), 31-36. doi: 10.21003/ea.V156-0007 (in Ukrainian) [Глущенко, О. В. (2016). Добробут як iмператив сустльного розвитку Украши. Економ1чний часопис-ХХ1, 156(1-2), 31-36. doi: 10.21003/ea.V156-0007].
7. Hlushchenko, O. (2016). Well-being funding: essence and estimation method. Rivista di Studisulla
Sostenibilita, 2, 45-55. doi: 10.3280/RISS2016-002005
8. Khmelkov, A. V. (2016). Cennost' instituta kontrolja dlja ustojchivogo razvitija obshhestva [The
meaningfulness of the institution of control for the sustainable development of society]. Vestnik Har'kovskogo nacional'nogo universiteta imeni V. N. Karazina. Serija: Jekonomicheskaja, 91, 65-73 (in Russian)
[Хмельков, А. В. (2016). Ценность института контроля для устойчивого развития общества. Вестник Харьковского национального университета имени В. Н. Каразина. Серия: Экономическая, 91, 65-73].
9. InvestKharkov. (2017). Aktual'nye konkursy otgrantovyh organizacij [Contemporary Contests from
Grant Organizations]. Retrieved June 20, 2017, from http: //invest.kh.ua/ru/grants / recent-contests-from-grant-organizations (in Russian)
[InvestKharkov. (2017). Актуальные конкурсы от грантовых организаций. Актуально на 20.06.2017. URL: http://invest.kh.ua/ru/grants/recent-contests-from-grant-organizations].
10. Pishkovtsii, S. (2013, November 18). 50 idei dlia rozvytku bud-yakoho ukrainskoho mistsia [50
ideas for the development of any Ukrainian place]. Inspired. Retrieved from http://inspired.com.ua/ideas/50-ideas-for-cities (in Ukrainian)
[Шшковцш, С. (2013, Листопад 18). 50 щей для розвитку будь-якого украшського мкця. Inspired. URL: http://inspired.com.ua/ideas/50-ideas-for-cities].
11. Deskmark. (2017). A New Income Stream? The Future of Shared Services in Coworking. Retrieved
from http://www.deskmag.com/en/coworkers
12. Pro vnesennia zmin do deiakykh zakoniv Ukrainy shchodo usunennia administratyvnykh barieriv
dlia eksportu posluh [On Amendments to Some Laws of Ukraine on the Elimination of Administrative Barriers to the Export of Services] (Ukraine) 3 November 2016, No 1724-VII. Retrieved June 20, 2017, from http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/1724-19 (in Ukrainian) [Про внесення змш до деяких закошв Украши щодо усунення адмшктративних бар'eрiв для експорту послуг (Украша) 3 Листопада 2016, № 1724- VII. Актуально на 20.06.2017. URL: http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/1724-19].
13. Bozhkova, K. (2017, March 29). Yakzminyvsia frilans v Ukrainiza 5 rokiv: konkurentsiia,
spetsialnosti, reitynhy [How Freelance has changed in Ukraine for 5 years: competition, specialties, ratings]. Retrieved from http://startupdepot.lviv.ua/yak-zminyvsya-frilans-v-ukrayini-za-5-rokiv (in Ukrainian)
[Божкова, К. (2017, Березень 29). Якзмтився фрланс в Украш за 5ротв: конкуренщя, спещалъностг, рейтинги. URL: http://startupdepot.lviv.ua/yak-zminyvsya-frilans-v-ukrayini-za-5-rokiv].
14. Har'kov. (2017). Operativnaja informacija o hode ispolnenija bjudzhetag. Har'kova v2017godu
[Operational information on the implementation of the budget of Kharkov in 2017]. Retrieved June 19, 2017, from http://www.city.kharkov.ua/ru/document/operativna-informatsiya-pro-khid-vikonannya-byudzhetu-m-kharkova-u-2017-rotsi-51390.html (in Russian) [Харьков. (2017). Оперативная информация о ходе исполнения бюджета г. Харькова в 2017
году. Актуально на 19.06.2017. URL: http://www.city.kharkov.ua/ru/document/operativna-informatsiya-pro-khid-vikonannya-byudzhetu-m-kharkova-u-2017-rotsi-51390.html].
15. MyKharkov. ua. (2016, July 5). Top-5 izobretenij har'kovchan vXXI veke [Top 5 inventions of
Kharkiv in the 21st century]. Retrieved from https://mykharkov.info/interesno/ratings/top-5-izobretenij-harkovchan-v-xxi-veke-58940.html (in Russian)
[MyKharkov. ua. (2016, July 5). Топ-5 изобретений харьковчан в XXI веке. Retrieved from https: //mykharkov.info / interesno/ratings / top -5-izobretenij -harkovchan-v-xxi-veke-58940.html].
16. Kharkivska oblasna derzhavna administratsiia. (2016, Fabruary 9). 12pereselentsivotrymaly
hranty vid PROON dlia vidkryttia biznesu [12 migrants received grants from UNDP to open a business]. Retrieved from http://kharkivoda.gov.ua/news/78922 (in Ukrainian) [Харювська обласна державна адмшсгращя. (2016, Лютий 9). 12 переселенщв отримали гранти вщ ПРООН для вщкриття 6i3^cy. URL: http://kharkivoda.gov.ua/news/78922].