Научная статья на тему 'Особенности развития фриланса на российском рынке труда: социологический аспект анализа'

Особенности развития фриланса на российском рынке труда: социологический аспект анализа Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2994
348
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УДАЛЁННАЯ РАБОТА / САМОЗАНЯТОСТЬ / ФРИЛАНСЕР / ФРИЛАНС-БИРЖА / REMOTE WORK / SELF-EMPLOYMENT / FREELANCER / FREELANCE EXCHANGE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Байтенизов Данияр Тюлюгунович, Патласов Олег Юрьевич

Дана оценка ёмкости рынка удалённой работы. Вскрыты страновые различия законодательного регулирования фриланса. Описаны основные направления телекомпьютинга. Проведён видовой анализ фриланс-бирж. Представлены результаты авторского социологического исследования фриланс-услуг. Дан социально-демографический портрет фрилансера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Байтенизов Данияр Тюлюгунович, Патласов Олег Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF DEVELOPMENT OF FREELANCE ONTHE RUSSIAN LABOUR MARKET: SOCIOLOGICAL ASPECT OF THE ANALYSIS

The estimation of the capacity of distance work was given. Country differences of legal regulation of freelancing were revealed. The basic directions of telecommuting were described. Specific analysis of freelance exchanges was conducted. The results of the author's sociological research of freelance services were presented. The socio-demographic profile of a freelancer was given.

Текст научной работы на тему «Особенности развития фриланса на российском рынке труда: социологический аспект анализа»

УДК 331.5 DOI 10.17238^п1998-5320.2016.26.156

Д. Т. Байтенизов,

Евразийский национальный университет им. Л. Н. Гумилева, Республика Казахстан

О. Ю. Патласов,

Омская гуманитарная академия, Омский региональный институт

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ФРИЛАНСА НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ ТРУДА: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ АНАЛИЗА

Дана оценка ёмкости рынка удалённой работы. Вскрыты страновые различия законодательного регулирования фриланса. Описаны основные направления телекомпьютинга. Проведён видовой анализ фриланс-бирж. Представлены результаты авторского социологического исследования фриланс-услуг. Дан социально-демографический портрет фрилансера. Ключевые слова: удалённая работа, самозанятость, фрилансер, фриланс-биржа.

Актуальность темы оценки тенденции телекомпьютинга как формы самозанятости аккумулируется следующими обстоятельствами. Во-первых, развитием информационно-коммуникационных технологий, электронной коммерции и электронных денег. Во-вторых, процессами глобализации. В-третьих, созданием креативной экономики, построенной на инновациях, развитием несырьевых секторов экономики. В-четвёртых, значительным количеством зарегистрированных пользователей на международных фриланс-биржах [1]. В 2015-2016 гг. произошло кратное увеличение числа фри-лансеров в РФ, что сопряжено с возросшей напряжённостью на традиционном рынке труда и сокращением персонала, замедлением темпов роста зарплаты и как реакция на поиск новых источников дохода вне штатов фирм. Первые научные работы по становлению телеработы в России относятся к концу прошлого века [2].

Определённые изменения произошли в правовом поле. Так, Госдумой принят Федеральный закон № 88331-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (об особенностях правового регулирования труда работников, выполняющих работу вне места расположения работодателя)»; в ТК РФ введена новая глава 48.1, согласно которой у работодателей -субъектов малого предпринимательства (включая работодателей - индивидуальных предпринимателей), которые в соответствии с законодательством отнесены к микропредприятиям, регулирование трудовых отношений осуществляется с учётом установленных особенностей (Федеральный закон от 03.07.2016 № 348-ФЗ).

Законодатель в ст. 65 ТК РФ определил возможность предъявления документов поступающим на дистанционную работу в форме электронного документа, однако по требованию работодателя данное лицо обязано направить ему по почте заказным письмом с уведомлением нотариально заверенные копии указанных документов на бумажном носителе. Страховое свидетельство государственного пенсионного страхования при заключении трудового договора о дистанционной работе работник получает самостоятельно.

Глобализация меняет фон осуществления бизнеса, появляются новые формы трудовой занятости [3], которые находятся на грани предпринимательства и самозанятости [4]. Значительную роль при этом играют трудовые кадры, и с каждым годом требования к их квалификации возрастают, возрастает конкуренция. Низкая эффективность труда в малом предпринимательстве восполняется другими положительными свойствами данного вида бизнеса, в частности, возможностью незамедлительно обеспечивать занятость [5]. Сформирована новая повестка государственной политики в сфере поддержки малых и средних предприятий, в основе которой лежит долгосрочная позитивная программа действий - Стратегия развития МСП до 2030 года. Совместно с предпринимательским сообществом в Стратегию заложены четыре целевых ориентира, достижение которых позволит говорить о выходе на новый качественный уровень развития малого и среднего предпринимательства. В частности, это увеличение в 2,5 раза оборота малых и средних компаний по отношению к 2014 году, в 2 раза - оборота на одного работника в секторе по отношению к 2014 году, доли обрабатывающей промышленности в обороте МСП с 11,8 до 20 %, доли занятых в общей численности занятого населения до 35 %. Для достижения целевых индикаторов предполагается выделить в рамках Стратегии две ключевые группы предприятий, на которые планируется ориентировать предлагаемые

решения: массовый сектор - это предприятия, специализирующиеся на торговле и предоставлении услуг. Такие компании обеспечивают занятость, повышают уровень комфорта среды для граждан; и «высокотехнологичные» - малые и средние экспортно-ориентированные предприятия в сферах обрабатывающего производства и предоставления услуг, быстрорастущие, нацеленные на диверсификацию экономики и повышение её конкурентоспособности [6].

По прогнозным данным Министерства экономического развития РФ, рынок труда к 2030 г. будет охарактеризован сокращением трудоспособного населения на 12 %. По данным опубликованного доклада Института Рузвельта и Фонда Кауфмана, к 2040 году экономика США и всего мира изменится до неузнаваемости: традиционные формы работ перестанут существовать в нынешнем виде, а будущие изменения можно наблюдать уже сейчас: в США общая доля фрилансеров составляет 34 % всего населения - 53 млн человек [7], и в ближайшие 25 лет данная цифра будет увеличиваться вследствие возросшего интереса к краткосрочным проектам, количественного роста мелких фирм и увеличения популярности краудсорсинговых платформ. Но при отходе от традиционной модели работы государство, в конечном итоге, рискует потерять значительную часть налогов, получаемых с доходов населения, что приведёт к заметным проблемам в налоговой системе, если такая политика не будет адаптирована социально. Возможен эффект, который затронет развивающиеся рынки.

В докладе, где представлены мнения 30 экономистов, политиков, предпринимателей и технологов, особое внимание уделяется следующим темам: будущее фриланса, предпринимательства, технологий и неравенства. Отмечены пять изменений, которые повлияют на экономику США, а следовательно, изменят и другие мировые трудовые рынки, в том числе рынок занятости Российской Федерации.

Во-первых, работа будет носить характер многочисленных, но краткосрочных проектов. Ранее считалось, что наличие постоянной работы означало успех и безопасность. Однако на фоне последних изменений в мировой экономике мнение о том, что хорошая работа является базисом «хорошей экономики», несправедливо - люди приходят к мысли, что постоянная работа не гарантирует постоянную занятость. К 2040 году рынок труда будет состоять из людей, работающих одновременно в нескольких местах в мелких фирмах, имея неполный рабочий день. Ежедневная монотонная работа, состоящая из одних и тех же обязанностей, сменится бизнесом, который будет предоставлять массу краткосрочных проектов, разнообразие которых человек будет контролировать самостоятельно на протяжении всей жизни. Таким образом, люди будут выполнять небольшие проекты длительностью от нескольких дней до нескольких лет, что создаст условия для роста количества предпринимателей, работающих исключительно на себя. Малый бизнес к 2040 году станет основным локомотивом создания основной массы рабочих мест.

Во-вторых, создание новых платформ для снижения экономических рисков. Перестанут существовать традиционные компании, которые предоставляют своим сотрудникам пенсии и медицинское страхование. Вместо этого будут развиваться новые платформы и учреждения для оказания помощи работникам, их семьям. Если верить докладу, эти платформы будут способны удовлетворить различные потребности: необходимость новых площадок и средств маркетинга для продажи товаров и услуг.

В-третьих, развитие платформ, где люди смогут узнавать о новых специалистах, проектах и задачах, осуществлять транзакции, составлять личную таблицу выполнения работ, а также решать самые различные ежедневные вопросы жизни; появление образовательных программ для специалистов с целью интеграции в более широкий рынок.

В-четвёртых, будет задействовано большее количество разнообразных агентств по работе с талантами для поиска обычных специалистов. Если сейчас агентства по работе с талантами занимаются исключительно поиском людей творческих направленностей, таких как художники и спортсмены, то в будущем такие рекрутинговые компании и организации будут играть заметную роль в жизни людей самых разных профессий, ищущих развития своей карьеры.

В-пятых, рост малого бизнеса и самостоятельной занятости приведёт к увеличению зарплаты. Кроме того, выход на пенсию стареющего населения, если не удастся законодательно поднять возраст выхода на пенсию, и уровень рождаемости ниже порога воспроизводства приведут к снижению предложения рабочей силы, что отразится на росте заработной платы. В то время как иммиграция частично удовлетворит требования нового спроса на рабочую силу, но не будет препятствовать росту заработной платы.

Наконец, в-шестых, каждый будет ответственен за свой успех. Профессионалам придётся постоянно думать о будущих проектах, а также перманентно развивать специальные навыки и получать образование, необходимое для успешной реализации этих задач. Не будет необходимости в продвижении по карьерной лестнице и готовых указаний. Таким образом, специалисты будут работать в ещё более жёстких условиях по сравнению со своими предшественниками, потому что их жизненные условия будут гораздо сложнее.

Организация экономического сотрудничества и развития использует классификацию самозанятых с делением на 4 группы:

1. Индивидуальные предприниматели, не привлекающие наёмный труд (own-account workers).

2. Предприниматели некорпоративного бизнеса, привлекающие наёмный труд.

3. Члены производственных кооперативов.

4. Неоплачиваемые работники семейных предприятий.

В классификации МОТ непосредственно к самозанятым относят первые две категории, в то время как членов производственных кооперативов и неоплачиваемых работников семейного бизнеса рассматривают отдельно.

Анализ тенденций развития мирового, российского и регионального рынков труда убеждает в том, что Российская Федерация и Республика Казахстан являются странами с рыночной экономикой на пути к креативной экономике. Отсутствие научного обоснования трансформации рынка труда может стать препятствием на пути дальнейшего развития экономики и требует дальнейшего научного исследования. Одной из особенностей современного развития рынка труда является удалённость «рабочей силы» от места применения результатов этого труда. Появление такого явления, как фри-ланс, является формой, суть которой находится между предпринимательством и самозанятостью [4].

Фрилансер (англ. freelancer - «вольный копейщик», «свободный копьеносец», «наёмник»; в переносном значении - «вольный художник») - человек, выполняющий работу без заключения долговременного договора с работодателем, нанимаемый только для выполнения определённого перечня работ (внештатный работник). Термин «фрилансер» впервые употребляется Вальтером Скоттом вромане «Айвенго» для описания «средневекового наёмного воина».

Понятия «самозанятость» и «фриланс» пересекаются, но есть отличия.

Под самозанятыми понимают индивидуальных предпринимателей, которые имеют доход, а не зарплату. Фрилансерами же называют независимых профессионалов, которые работают в различных проектах на гонорарной основе вне постоянного штата какой-либо компании. То есть критерием различия выступает заказчик труда - это клиент или босс. К самозанятым относятся лица, занятые в личном подсобном хозяйстве, фермеры, стартаперы и др.; к фрилансерам - свободные художники, программисты, web-дизайнеры, журналисты, переводчики, работники, связанные договорными обязательствами в рамках гражданско-правовых отношений, а не трудовых; приглашённые для выполнения работ в ходе аутстаффинга и т. д.

Деятельность фрилансер может осуществлять как самозанятое лицо, зарегистрированное в налоговых органах или работающее «в теневом секторе экономики».

Основные направления удалённой работы:

- Создание сайтов.

- Программирование.

- Разработка игр и приложений.

- Текстовое наполнение.

- Написание студенческих работ.

- Оформление и дизайн.

- Услуги аутсорсинга.

- Репетиторство.

- Иностранные тексты, переводы.

- Графика.

- Маркетинг и продвижение.

- Анимационные видео.

- Менеджмент и продажи.

- Оптимизация.

Видовой анализ фриланс-бирж

Сегодня российский рынок фриланс-услуг является частью общемирового рынка данного вида удалённой занятости [9], инфраструктура представлена биржами как общей, так и специализированной направленности (табл. 1, 2) [1]. В Казахстане также доминирует русскоязычная биржа allfreelance.ru.

Таблица 1

Фриланс-биржи общей направленности

Название биржи Год основания Количество зарегистрированных пользователей

Заказчиков Исполнителей

Fl.ru 2005 1 600 000

Freelance.ru 2010 -

FreelanceJob.ru 2006 -

Prohq.ru 2011 75 726

Dalance.ru 2006 49 077

Webpersonal.ru 2007 24 333

Jaaj.ru 2012 7957

Best-lance.ru 2010 1820 9146

Weblancer.net 2003 - 9733

Таблица 2

Специализированные фриланс-биржи

Название биржи Профиль Год основания Количество зарегистрированных пользователей Статистика посещаемости за месяц

Заказчиков Исполнителей

Advego.ru Контент 2008 1 624 579 399 139

Etxt.ru Копирайт, переводы 2008 157 819 419 111 184 189

Gogetlinks.net ГГ 2007 182 599 -

E-generator.ru Копирайт 2002 134 704

Textsale.ru Копирайт 2008 85 543

rllustrators.ru Дизайн 2007 82 532

Telderi.ru Сайты и домены 2007 65 811

Modber.ru 1С 2012 47 287

1clancer.ru 1С 2009 35 221

Turbotext.ru Копирайт 2008 8198 72 493 34 851

Help-s.ru Студенческие работы - 151 793 4579 27 827

Textbroker.ru Копирайт 2007 46 386 320 -

Copylancer.ru Копирайт 2007 23 650

Proektanti.ru Инженерия 2008 - 16 487 18 248

Neotext.ru Копирайт 2007 7500 26 000 7988

Votimenno.ru Нейминг 2008 3037 20 559 -

Ankors.ru Анкоры 2008 7866 7469 1683

Современный рынок труда предлагает фриланс-биржи для частичного решения проблемы безработицы и модернизации структуры экономики, создав креативный класс фрилансеров.

Динамика ёмкости рынка фриланса

С формированием сетевой и креативной экономики, расширением удалённой работы учёные связывают возрастание роли коммуникативной функции маркетинга персонала [7]. О масштабах удалённой занятости свидетельствуют имеющиеся профессиональные оценки. На первом месте по числу зарегистрированных на Elance фрилансеров находится США (больше 1 млн человек), на втором месте - Индия (600 тыс.). Третье место разделили жители Филиппин и Пакистана (по 170 тыс.). Россия на 21 месте в общем списке стран - на бирже зарегистрировано всего 20 тыс. россиян, и в основном это ГГ-специалисты. Кстати, несмотря на свою немногочисленность, по совокупным заработкам российские фрилансеры находятся на восьмом месте, поскольку их рабочее время стоит недёшево [10].

Онлайн-занятость в мире, согласно данным агентства Staffing Industry Analysts, вырастет с 1,6 млрд долл. по итогам 2013 г. до 16 млрд долл. в 2020 г. (по самым скромным оценкам). По оптимистичным прогнозам агентства, она может достигнуть 46 млрд долл.

Фриланс-услуги появились в России в начале ХХ века. При этом рынок фриланс-услуг России считается быстроразвивающимся, и количество фрилансеров из года в год только увеличивается. Достаточно посмотреть первый сайт для фрилансеров free-lance.ru. Так, по данным наиболее востребованной фриланс-биржи в Рунете - fl.ru, рынок фрилансеров с 2008 г. уверенно растёт. И по состоянию на 23.09.2014 г. количество зарегистрированных пользователей (заказчиков и исполнителей) составляет 1 600 000 человек [1]. А уже на 23.05.2016 г. число зарегистрированных только фрилансеров составляет 1 150 000 специалистов [9].

Согласно опубликованному в газете «Эксперт Online» материалу от 17 апреля 2014 г., в России на тот момент было около 2 млн фрилансеров. Похожие цифры приводят и другие источники, однако установить точное количество участников этого рынка крайне сложно. При этом в США в том же 2014 году (по данным Elance-oDesk, которые приводят «Ведомости») насчитывалось 53 млн «свободных копейщиков» (около 34 % всех участников рынка труда). Это позволяет оценить ёмкость для роста рынка в России - он может увеличиться как минимум в 10 раз. Около 20 млн фрилансеров в России начнут активно работать уже в течение ближайших 5-10 лет. Предположим, что средний доход российского фрилансера - около 50 000 рублей в месяц, что в пересчёте на 2 млн человек даст 1,2 трлн рублей в год [11]. При дальнейшем росте рынка теневой сегмент будет находиться под давлением со стороны государства, поэтому постепенно будет переход на легальные расчёты, к открытому документообороту.

Социологический аспект анализа фриланс-услуг

На площадке Fl.ru ежемесячно публикуется свыше 30 000 проектов, вакансий и конкурсов по различным специализациям. Аудитория Fl.ru - это активные пользователи Интернета от 20 до 50 лет из 27 стран мира (Россия, Украина, Беларусь, Казахстан и т. д.) [9]. Только на двух русскоязычных биржах (общей направленности Fl.ru и специализированной направленности Advego.ru) количество зарегистрированных пользователей составляет как минимум более 3 млн человек. Понятно также то, что один и тот же фрилансер или заказчик может быть зарегистрирован на нескольких биржах одновременно, а также и то, что зарегистрированные пользователи могут быть представителями всех стран «русского мира». Но общее их количество превышает 1 600 000 человек однозначно. Если сравнивать с общей численностью населения РФ и ЕАЭС, то это 1,13 и 1 % соответственно. Население этих стран потенциально может быть вовлечено в процесс фриланса, так как данный вид занятости не определён ни возрастными, ни физическими ограничениями [12]. Согласно исследованию самой большой русскоязычной фриланс-биржи, 40 % фрилансеров становятся таковыми, только когда остаются без работы, 33 % занимаются этим в свободное от работы время, и только 27 % являются «чистыми» фрилансерами (рис. 1). А основными пользователями фриланс-услуг являются частные лица и малый бизнес - 90 % (рис. 2).

45% 40% 35% 30% 25% 20°% 15% 10% 5% 0%

□ "Мигранты" (занимаются фрилансом, когда остаются без работы)

□ Специалисты на подработке (в свободное от работы время)

■ "Чистые"фрилансеры

Российский фрилансер

Рис. 1. Групповой портрет фрилансера [9]

60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

□ Малый бизнес

□ Частные лица

□ Средний и крупный бизнес

Российский заказчик

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 2. Групповой портрет заказчика фриланс-услуг [9]

Согласно данным рекрутингового агентства Superjob.ru [13], наиболее востребованными профессиями в России в 2014 г. стали программисты, квалифицированные рабочие, врачи, инженеры. Программисты пользуются популярностью у рекрутеров в связи с велением времени, эпохой глобализации и информационного общества. Сегодня практически в любой средней или крупной организации РФ есть ГГ-отделы, где находится штат программистов. И чем опытнее и профессиональнее программист, тем более ощущается его нехватка в регионах страны, так как крупные и солидные компании Москвы и Санкт-Петербурга предлагают лучшие условия для профессиональных специалистов в ГГ-сферах.

Примечательно, что уровень общероссийской безработицы среди молодёжи, уже закончившей учреждения профессионального образования в 2012 г., составил 12,7 %, что на 4,4 % выше общероссийского показателя в кризисный 2009 год. А уровень безработицы среди сельской молодёжи выше, чем у городской на 2,5 % [14]. Несомненно, часть из них пополняет ряды фрилансеров и находит свою профессию, работая удалённо. Для того, чтобы стать по-настоящему профессиональным фрилансером, зарабатывать больше, необходимо проделать определённый путь, который является, по сути, работой над портфолио. Известно, что международные фриланс-биржи применяют разные подходы к верификации, сертификации пользователей, способам распределения заказов и регистрации, поэтому молодому человеку необходимо изучить данный рынок занятости самостоятельно, чтобы стать успешным фрилансером [1].

Компания «KeПyServices» [15] провела международное исследование, которое выявило, что финансово-экономический спад и рецессия в РФ стимулировали развитие фриланс-услуг. Около 30 % респондентов ассоциируют себя в качестве индивидуальных предпринимателей или фрилансе-ров, а около 50 % оставшихся планируют стать ими в будущем.

По мнению респондентов, к основным факторам, которые тормозят свободную деятельность, относятся: нестабильность доходов, недостаток опыта и поддержки. Люди, которые стали безработными из-за экономического кризиса 2008 г., в итоге работают как внештатные специалисты и независимые подрядчики. Современный человек со всей ответственностью подходит к своей карьере, при этом видя в самостоятельной занятости достижение личного и профессионального роста.

Сегодня многие компании переводят непрофильные бизнес-функции в аутсорсинг, что, конечно, создаёт для фрилансеров дополнительные возможности. В данных условиях работодатели должны понимать, что для удержания и привлечения молодых одарённых специалистов в уже настоящем и будущем требуется особенная мотивация, основанная на личной свободе и антрепренёрской системе.

Результаты авторского исследования фриланса

В период с 18 апреля по 20 мая 2016 г. в Интернете проведено авторское исследование среди русскоязычных фрилансеров. Основой нашего социологического опроса выступила анкета фундаментального исследования среди фрилансеров, проведённого «Высшей школой экономики» и сервисом удалённой работы fl.ru в период 2008-2014 гг. В нашем пилотном исследовании приняли участие 115 человек.

Ссылка была размещена на платформе www.cyberforum.ru, в тематической группе социальной сети www.vk.com, а также разослана фрилансерам через электронную почту E-mail.ru. Анкета составлена с помощью google-форм и включала из 24 вопроса, 20 из которых состояли из закрытых

ответов. Так, согласно опросу, самым важным при переходе во фриланс явилась возможность работать дома - 18,3 %, на втором (17,4 %) и третьем месте (16,5 %) - возможность самому выбирать время работы и интересующие фрилансера проекты. 74 % опрошенных ассоциируют себя с самозанятыми, 22 % - с предпринимателями, оставшиеся выбрали «другое».

Большинство фрилансеров - это жители мегаполиса, они составили 62,6 % опрошенных, а 16,5 % - это жители города с населением менее 200 тыс. человек и 5,2 % - сельские жители. Таким образом, каждый пятый фрилансер живет в «глубинке», и его доход потенциально оказывается равным фриланс-жителям Москвы и Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и Омска. 15,7 % фрилансеров составляют нероссийские русскоязычные жители, включая Казахстан.

Выяснилось, что подавляющее большинство опрошенных оказались «чистыми» фрилансера-ми - 69,6 % (рис. 3).

□ Работаю только как фрилансер

□ Также работаю как сотрудник в организации

□ Также имею свой бизнес с наёмными сотрудниками

Рис. 3. Комбинирование фриланса с другими видами занятости, %

Более чем в три раза меньше тех, кто работает так же, как сотрудник в организации. 7,8 % опрошенных имеют свой бизнес с наёмными сотрудниками.

Большая часть фрилансеров предпочитает работать с текстами, заниматься копирайтингом и переводами. На втором месте - дизайн и графика (рис. 4). По нашему мнению, это как раз отражает спрос рынка. А вот такие более сложные виды деятельности, как программирование и инжиниринг, в общей сложности занимают около седьмой части фриланс-услуг.

Фото Инжиниринг Аудио и видео Другое Программирование Разработка и поддержка веб-сайтов Дизайн и графика Реклама, маркетинг и консалтинг Тексты, копирайтинг и переводы

Рис. 4. Виды фриланс-услуг, %

Авторское исследование 2016 г. не подтвердило вывод ранее проведённого исследования компании KellyServices относительно соотношения женщин и мужчин, занятых во фрилансе, где говорилось об их равном количестве. Касательно российского рынка фриланс-услуг, согласно нашему опросу, женщин - 61,7 %, мужчин - 38,3 %, либо женщины охотнее отвечают на опрос фри-лансеров, проводимый в Интернете. Согласно Федеральной службе государственной статистики, уровень занятости мужчин среди экономически активного населения в трудоспособном возрасте немного выше и составляет 77,8 против 72 % у женщин. Интересно, что женщин, занятых удалённой инженерией, не нашлось, а программированием занимаются 23 % от всех программистов. Зато их в 9 раз больше в сравнении с мужчинами, кто занимается текстами, копирайтингом и переводами. Мужчины, таким образом, явно предпочитают заниматься программированием, инжинирингом, а также разработкой и поддержкой веб-сайтов.

Авторские данные подтверждают другие исследования относительно среднего возраста фрилансера. Фрилансер - это молодой человек в возрасте 26 лет: 60,9 % фрилансеров - это молодые люди в возрасте 22-30 лет, 22,6 % - 31-40 лет. Тогда как в целом по РФ возраст людей, занятых в экономике, распределён примерно равными группами: от 25 до 54 лет. А средний возраст составляет 40,3 года [14].

Большая часть фрилансеров имеет высшее образование или послевузовское. Их общая доля составляет 71,4 %. Людей в России, имеющих высшее и послевузовское образование, всего 31,7 % [14]. Таким образом, фриланс - профессия молодых и образованных.

В ходе социологического исследования проверялась гипотеза о существовании зависимости доходов фрилансера от стажа и количества часов работы, при этом, если зарабатывать удалённо. При анализе данных обнаружена слабая корреляционная зависимость доходов от стажа во фрилансе и количества часов работы (г = 0,33; г = 0,35 соответственно). Таким образом, доход скорее зависит от направления деятельности фрилансера и конъюнктуры на фриланс-рынке, то есть цена определяется обычным законом спроса и предложения.

Также не обнаружено связи между удовлетворённостью работой и количеством часов работы во фрилансе (г = 0,18). Тогда как среднее количество часов работы фрилансера в неделю составляет 29.

Гипотеза автора о том, что больше всех получают доход от фриланса те, кто имеет свой бизнес с наёмными работниками, меньший доход - у «чистых» фрилансеров, и, наконец, наименьший доход у тех, кто совмещает фриланс и другой вид занятости, в данном случае подтвердилась (табл. 3).

Таблица 3

Зависимость дохода от формы участия во фрилансе

Вид участия во фрилансе Средний доход от деятельности во фрилансе, р.

Имеет свой бизнес с наёмными работниками 90 133

Занимается только фрилансом 32 071

Совмещает работу в штате и фриланс 12 350

Таким образом, авторский портрет русскоязычного фрилансера - это молодая девушка до 30 лет с высшим образованием, занимающаяся текстами или копирайтингом, проживающая в мегаполисе РФ, которая работает 29 часов в неделю только как фрилансер. Она считает себя самозанятой, не имеет в данный момент детей и зарабатывает около 32 тыс. рублей в месяц.

Также можно сделать вывод, что современный частичный переход рынка труда во фриланс является закономерным продолжением времени новых технологий и создания креативной экономики. Временем, когда человек может в далёкой сельской местности либо на «краю земли» зарабатывать ровно столько, сколько и его коллега, живущий в Москве, используя современные информационно-коммуникационные технологии. Временем, когда заработная плата определяется не количеством отработанных часов в офисе или в принципе количеством часов, а скорее интеллектуальной сложностью проекта, что не является стажем работы. Временем, когда работа становится жизнью, и удовлетворённость работой не зависит от количества часов, проведённых за ней. А основным драйвером данного роста являются современные молодые люди.

Библиографический список

1. Развитие русскоязычного рынка удалённой работы, 2009-2014 гг. (по результатам Переписи фрилан-серов) / Д. О. Стребков, А. В. Шевчук, М. О. Спирина ; отв. ред. сер. В. В. Радаев ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики» ; Лаб. экон.-социол. исслед. - М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2015. - 225 с.

2. Патласов, О. Ю. Маркетинг-менеджмент рынка труда / О. Ю. Патласов. - Томск : Изд-во Томского гос. ун-та, 2000. - С. 506-535.

3. Патласов, О. Ю. Маркетинговое управление рынком труда / О. Ю. Патласов. - 2-е изд., доп. и пере-раб. - Омск : ОмГАУ-ОГИ, 2006.

4. Bogenhold, Dieter, Heinonen, Jarna, Akola, Elisa (2014): Entrepreneurship and Independent Professionals: Social and Economic Logics // International Atlantic Economic Society. РР. 296-298.

5. Патласов, О. Ю. Субъекты малого и среднего бизнеса: критерии, структура, финансовый механизм / О. Ю. Патласов, А. В. Гордусенко // Омский научный вестник. - 2011. - №6 (102). - С. 41-46.

6. Министерство экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.Economy.gov.ru.

7. Патласов, О. Ю. Маркетинг персонала : учебник для бакалавров / О. Ю. Патласов. - М. : Издатель-ско-торговая корпорация «Дашков и К», 2015. - С. 109-110.

8. Украинский бизнес-ресурс [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.Ubr.ua

9. Сайт удалённой работы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.Fl.ru;www.freelance.ru

10. Четиль Олсен. Про перспективы фриланса. 24 июля 2014 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://firrma.ru/data/articles/3231/

11. Шинкаренко, П. Чего хотят фрилансеры? [Электронный ресурс] / Фриланс в России: статистика. 22 января 2016. - Режим доступа: http://rb.ru/opinion/freelancers/

12. Итоги Национальной переписи населения Республики Казахстан 2009 года : аналитический отчёт [Электронный ресурс] ; под ред. А. А. Смаилова. - Астана, 2011. - 65 с. Сайты статорганов. - Режим доступа: www.Gks.ru;www.belstat.gov.by

13. Портал онлайн-рекрутмента [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.Superjob.ru

14. Рабочая сила, занятость и безработица в России (по результатам выборочных обследований рабочей силы). 2016 : стат. сб. / Росстат. - M., 2016. - 146 c.

15. Сайт компании Kelly Services, Inc [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.KellyServices.com

D. T. Baitenizov, Eurasian national university named after L. N. Gumilev O. Yu. Patlasov, Omsk Humanitarian Academy, Omsk Regional Institute

FEATURES OF DEVELOPMENT OF FREELANCE ONTHE RUSSIAN LABOUR MARKET:

SOCIOLOGICAL ASPECT OF THE ANALYSIS

The estimation of the capacity of distance work was given. Country differences of legal regulation of freelancing were revealed. The basic directions of telecommuting were described. Specific analysis of freelance exchanges was conducted. The results of the author's sociological research of freelance services were presented. The socio-demographic profile of a freelancer was given.

Keywords: Remote work, self-employment, freelancer, freelance exchange.

References

1. Strebkov D. O., Shevchuk A. V., Spirina M. O. Razvitie russkoiazy^chnogo ry^nka udalyonnoV raboty\ 2009-2014 gg. (po rezuVtatam Perepisi frilanserov) [The development of the Russian market of remote work, 20092014 (according to the census of freelancers)]/; Ed. by Radaev V. V., Moscow, VSHU publ., 2015, 225 с.

2. Patlasov O. Iu. Marketing-menedzhment rysnka truda [Marketing management of the labour market]. Tomsk, TSU publ., 2000, pp. 506-535.

3. Patlasov O. Iu. Marketingovoe upravlenie rysnkom truda [Marketing management labour market]. Omsk, OmGAU-OGI publ., 2006.

4. Bogenhold, Dieter, Heinonen, Jarna, Akola, Elisa (2014): Entrepreneurship and Independent Professionals: Social and Economic Logics. International Atlantic Economic Society. pp. 296-298.

5. Patlasov O. Iu. Small and medium business: criteria, structure, financial mechanism. OmskiV nauchnysis vestneyk, 2011, No. 6 (102), p. 41-46.

6. The Ministry of economic development of the Russian Federation. Available at www.Economy.gov.ru.

7. Patlasov O. Iu. Marketingpersonala [Marketing staff]. Moscow, Dashkov i K publ., 2015, pp. 109-110.

8. Ukrainskif biznes-resurs [Ukrainian business resource]. Available at www.Ubr.ua

9. SaVt udalennoV rabotys [Website for remote work]. Available at www.Fl.ru;www.freelance.ru

10. Chetil Olsen. Pro perspektivys frilansa. 24 iiulia 2014 [About the prospects of freelancing. 24 July 2014]. Available at http://firrma.ru/data/articles/3231/

11. Shinkarenko P. What do the freelancers want? Frilans v Rossii: statistika. 22 ianvaria 2016. Available at http://rb.ru/opinion/freelancers/

12. ltogi NatcionaVnoi" perepisi naseleniia Respubliki Kazakhstan 2009 goda : analiticheskii" otchet [The results of the National census of the Republic of Kazakhstan 2009 : analytical report]. Ed. by Smailov A. A. Astana, 2011, 65 p. Available at www.Gks.ru;www.belstat.gov.by

13. Portal onlaVn-rekrutmenta [The portal of the online recruitment]. Available at www.Superjob.ru

14. Rabochaia sila, zaniatosf i bezrabotitca v Rossii (po rezuVtatam vy^borochny^kh obsledovanif rabocheV si-ly). 2016. [Labor force, employment and unemployment in Russia (by results of sample surveys of the workforce). 2016]. Moscow, Rosstat publ., 2016, 146 p.

15. Site of the Kelly Services, Inc Available at www.KellyServices.com.

© Д. Т. Байтенизов, О. Ю. Патласов, 2016

Авторы статьи:

Данияр Тюлюгунович Байтенизов, магистр экономики, докторант кафедры экономики, Евразийский национальный университет им. Л. Н. Гумилева, г. Астана, Республика Казахстан, e-mail: [email protected] Олег Юрьевич Патласов, доктор экономических наук, профессор, Омская гуманитарная академия, Омский региональный институт, e-mail: [email protected]

Рецензенты:

Т. А. Азатбек, доктор экономических наук, и. о. профессора кафедры экономики, Евразийский национальный университет им. Л. Н. Гумилева, г. Астана, Республика Казахстан.

Р. А. Байжолова, доктор экономических наук, профессор кафедры экономики, Евразийский национальный университет им. Л. Н. Гумилева, г. Астана, Республика Казахстан.

УДК 657.6 DOI 10.17238^п1998-5320.2016.26.165

Е. А. Балашова, А. В. Кириченко, Омский государственный технический университет

КООРДИНАЦИЯ СИСТЕМЫ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕРАСПРЕДЕЛЁННОЙ ПРИБЫЛИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ СФЕРЫ ТУРИЗМА: МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД

В рассматриваемой статье предпринята попытка применения методического подхода к координации системы аудиторской проверки использования нераспределённой прибыли с целью организации эффективного механизма внутреннего контроля, позволяющего с достаточной степенью надёжности оценить качество финансовой информации по показателям формирования и использования прибыли. Результаты данного исследования будут полезны коммерческим организациям сферы туризма, не подлежащим обязательному аудиту, поскольку собственники зачастую лишены возможности самостоятельно убедиться в законности и правильности отражённых в отчётности данных ввиду отсутствия соответствующего опыта и знаний.

Ключевые слова: аудит, прибыль, проверка, существенность, риск, ошибки, нарушения.

Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ

научного проекта № 16-12-55007

В условиях современного открытого экономического пространства прибыль является базовым показателем эффективности деятельности коммерческого предприятия, в том числе и сферы туризма. Основным отличием прибыли от других финансовых инструментов является то, что чаще всего она выражает реальный доход в денежном эквиваленте. Наличие стабильного дохода всегда характеризует развивающееся предприятие, наличие у него грамотного управленческого аппарата и достаточного количества ресурсов для реализации стратегии развития в долгосрочной перспективе. В настоящее время в связи с растущим уровнем конкурентной борьбы наблюдается расширение масштабов деятельности организаций, их интеграция и специализация [1, с. 7]. С каждым годом

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.