Научная статья на тему 'Компетенции фрилансеров в условиях современного рынка труда'

Компетенции фрилансеров в условиях современного рынка труда Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1131
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ВЫПУСКНИК ВУЗА / ФРИЛАНСЕР / КОМПЕТЕНЦИИ / РАБОТОДАТЕЛЬ / GLOBALIZATION / GRADUATES / FREELANCER / COMPETENCIES / EMPLOYER

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Леонтьева Елена Геннадьевна, Моисеенко Юлия Алексеевна

Изменения на современном рынке интеллектуального труда, вызванные глобализацией, привели к появлению нового сегмента мирового рынка фриланса. Актуальность данного исследования продиктована постоянно растущим рынком фриланса как в России, так и в мире. Количество фрилансеров увеличилось в России за последний год почти на 100 % и достигло около двух миллионов человек. В настоящее время вузы России не занимаются подготовкой фрилансеров, теряя при этом ценный сегмент рынка интеллектуального труда. Для подготовки фрилансеров вузу необходимо знать, какими компетенциями должен обладать данный специалист. Цель работы: определить компетенции, которые необходимы выпускнику вуза для успешной работы на современном рынке интеллектуального труда в качестве фрилансера. Для достижения поставленной цели использовались такие методы, как анкетирование, глубинное интервью, анализ и синтез полученных данных. На основе исследования составлен перечень ключевых компетенций фрилансеров, которые обеспечивают конкурентоспособность выпускников вуза на современном рынке интеллектуального труда. Выявлено, что фрилансер это не только специалист, способный применять современные профессиональные знания, но и предприниматель, который наряду с умением организовать себя, управлять своими финансами и временем должен быть способен к самообучению и профессиональному росту, к построению собственной сети коммуникаций, а также к работе в условиях неопределенности и стресса. Авторами отмечается, что активное владение иностранными языками и способность работать в условиях другой культуры это те компетенции, которые повышают уровень конкурентоспособности фрилансера на международном рынке фриланса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Леонтьева Елена Геннадьевна, Моисеенко Юлия Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Transformation of intellectual labor market, caused by globalization, has triggered development of freelance as a new market segment. The relevance of the research is determined by the rapid growth of global freelance market. In Russia the freelancing marketplace industry has been growing by 100 % year over year with freelancing community reaching 2 million members. Currently, Russian universities that are not engaged in teaching and training freelancers are considered to be neglecting this valuable segment of intellectual labor market. In order to train freelancers, it is vital for universities to have the comprehension of the competencies that a freelancer needs to be competitive in the market. The main aim of the study is to determine the essential competencies for graduates to become a successful freelancer and a participant of global intellectual labor market. Methods. A series of surveys and in-depth interviews were conducted by the authors. The systematic analysis and analysis by synthesis were applied while processing the obtained dataset. Results. The paper provides the list of competencies necessary for a graduate to become a successful freelancer and a competitive participant of global intellectual labor market. It was revealed that a freelancer can be considered not only as a specialist able to apply his professional knowledge, but also as an entrepreneur accountable for personal-, financialand time-management, he should be capable of professional development and education, networking and operating under pressure and in uncertain conditions. The authors also highlight that foreign language possession and capability of working in international environment are prerequisites for improved competiveness on international freelance market.

Текст научной работы на тему «Компетенции фрилансеров в условиях современного рынка труда»

УДК 331.552

КОМПЕТЕНЦИИ ФРИЛАНСЕРОВ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО РЫНКА ТРУДА COMPETENCIES OF FREELANCERS IN NEW LABOR MARKET CONDITIONS

Е.Г. Леонтьева, Ю.А. Моисеенко E.G. Leontyeva, Yu.A. Moiseenko

Томский политехнический университет, Россия Tomsk Polytechnic University, Russia

Изменения на современном рынке интеллектуального труда, вызванные глобализацией, привели к появлению нового сегмента мирового рынка - фриланса. Актуальность данного исследования продиктована постоянно растущим рынком фриланса как в России, так и в мире. Количество фрилансеров увеличилось в России за последний год почти на 100 % и достигло около двух миллионов человек. В настоящее время вузы России не занимаются подготовкой фрилансеров, теряя при этом ценный сегмент рынка интеллектуального труда. Для подготовки фрилансеров вузу необходимо знать, какими компетенциями должен обладать данный специалист. Цель работы: определить компетенции, которые необходимы выпускнику вуза для успешной работы на современном рынке интеллектуального труда в качестве фрилансера. Для достижения поставленной цели использовались такие методы, как анкетирование, глубинное интервью, анализ и синтез полученных данных. На основе исследования составлен перечень ключевых компетенций фрилансеров, которые обеспечивают конкурентоспособность выпускников вуза на современном рынке интеллектуального труда. Выявлено, что фрилансер - это не только специалист, способный применять современные профессиональные знания, но и предприниматель, который наряду с умением организовать себя, управлять своими финансами и временем должен быть способен к самообучению и профессиональному росту, к построению собственной сети коммуникаций, а также к работе в условиях неопределенности и стресса. Авторами отмечается, что активное владение иностранными языками и способность работать в условиях другой культуры - это те компетенции, которые повышают уровень конкурентоспособности фрилансера на международном рынке фриланса.

Ключевые слова: глобализация, выпускник вуза, фрилансер, компетенции, работодатель.

Transformation of intellectual labor market, caused by globalization, has triggered development of freelance as a new market segment. The relevance of the research is determined by the rapid growth of global freelance market. In Russia the freelancing marketplace industry has been growing by 100 % year over year with freelancing community reaching 2 million members. Currently, Russian universities that are not engaged in teaching and training freelancers are considered to be neglecting this valuable segment of intellectual labor market. In order to train freelancers, it is vital for universities to have the comprehension of the competencies that a freelancer needs to be competitive in the market. The main aim of the study is to determine the essential competencies for graduates to become a successful freelancer and a participant of global intellectual labor market. Methods. A series of surveys and in-depth interviews were conducted by the authors. The systematic analysis and analysis by synthesis were applied while processing the obtained dataset. Results. The paper provides the list of competencies necessary for a graduate to become a successful freelancer and a competitive participant of global intellectual labor market. It was revealed that a freelancer can be considered not only as a specialist able to apply his professional knowledge, but also as an entrepreneur accountable for personal-, financial- and time-management, he should be capable of professional development and education, networking and operating under pressure and in uncertain conditions. The authors also highlight that foreign language possession and capability of working in international environment are prerequisites for improved competiveness on international freelance market.

Key words: globalization, graduates, freelancer, competencies, employer.

Леонтьева Елена Геннадьевна, канд. филос. наук, доцент кафедры инженерного предпринимательства Института социально-гуманитарных технологий Томского политехнического университета (Россия, 634050, г. Томск, пр. Ленина, д. 30). E-mail: leoeg@mail.ru Моисеенко Юлия Алексеевна, студент кафедры инженерного предпринимательства Института социально-гуманитарных технологий Томского политехнического университета (Россия, 634050, г. Томск, пр. Ленина, д. 30). E-mail: yam8@tpu.ru

В условиях все возрастающей глобализации, которая сегодня характеризуется как положительными [1], в том числе для системы образования, так и отрицательными параметрами в целом для всего общества [2, 3], мировой рынок интеллектуального труда значительно изменился за последние 20 лет. На формирование этого рынка повлияло несколько факторов. В первую очередь, это появление глобальной информационной среды и разработка новых программных продуктов, таких как IP-телефония Skype, служба мгновенных сообщений ICQ, социальные сети Facebook, Twitter, которые способствуют активным коммуникациям в едином информационном пространстве независимо от местонахождения человека. Вследствие стремительного развития информационных технологий экономика перешла на сервисный этап своего развития, когда появилась возможность круглосуточного функционирования мировых финансовых рынков. Возможность в режиме реального времени знать, как проживают жители Земли в разных ее уголках, среди прочих причин, привело к повышению уровня международной миграции. Как результат, все вышеназванные факторы привели к изменению трудовых ценностей человека.

Рис. 1. Схематическое изображение факторов, влияющих на формирование рынка фриланса

По результатам анкетирования среди студентов 4-го курса Русско-американского центра (РАЦ) ТПУ в 1997-2000 гг. студенты выделяли основными факторами успеха высокую заработную плату, комфортную обстановку в коллективе, возможность карьерного роста, повышения квалификации и международного сотрудничества [4]. Сегодня, по результатам исследования, проводимого порталом www.elance.com [5], выпускники при выборе будущей работы на первое место ставят возможность самому планировать свое расписание (70 %), на второе - отсутствие шефа (69 %), а на третье - увлеченность своей работой (64 %).

Возможность самостоятельно планировать свое расписание

Отсутствие начальника и постоянного контроля Возможность выбирать работу по душе Возможность работы из любого места Возможность выбирать проекты Нет ограниченности офисным пространством Отсутствие дресс-кода

Рис. 2. Диаграмма результатов опроса на тему причин выбора фриланса как карьеры

Данные этого исследования показывают, что современная молодежь ценит прежде всего свободу в широком смысле этого понятия: свободу в планировании собственной жизни, свободу слова, свободу передвижения, свободу выбора, свободу в одежде и т. д.; свободу, которую Пинк Д. определяет как возможность оставаться самим собой, ответственность и собственные критерия успеха [6]. Именно благодаря всем вышеназванным изменениям в мировом сообществе сформировался новый сегмент рынка под названием фриланс и, соответственно, появилась новая категория работников - фрилансеры (удаленные сотрудники). Для более четкого понимания, кто такие фрилансеры, воспользуемся определением ученых НИУ ВШЭ Д.О. Стребкова и А.В. Шевчука. «Фрилансер - независимый профессионал высокой квалификации, который не состоит в штате организаций и не включен в традиционные трудовые отношения, а самостоятельно реализует свои услуги на рынке различным клиентам, не являясь субподрядчиком единственного заказчика» [7].

Мировой рынок онлайн-фриланса постоянно растет, и очень стремительными темпами, увеличивая свой объем от 500 млн долл. в 2009 году до 3,2 млрд долл. в 2014 году [5].

3,5

2,5

* 2 ч

0

1 1,5 ч

а

1

0,5

0

$3,2 млрд

2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015

Рис. 3. График объема выручки фрилансеров на портале elance.com с 2008 по 2014 г.

3

Что касается российского рынка фриланса, то, несмотря на то что на мировом рынке по количеству фрилансеров Россия занимает только 21 -ю позицию, внутри страны этот сегмент рынка постоянно увеличивается, количество фрилансеров ежегодно растет на 100 % и сегодня уже достигло почти 2 млн человек [8].

Таким образом, совершенно очевидно, что как в мире, так и в России существует постоянно растущий сегмент рынка, который занимает фриланс. Н.В. Чаплашкин в своем исследовании определяет объективные и субъективные факторы появления фриланса в России [9]. Выделим, на наш взгляд, наиболее важные среди них. Объективные факторы: политическая и социально-экономическая ситуация в стране, общественная потребность в свободной занятости, уровень ее социальной значимости и престиж. Субъективными факторами являются социальная и профессионально-познавательная активность работников, уровень образования, степень удовлетворенности работников своим трудом, мотивы труда.

По результатам переписи фрилансеров, проводимой НИУ ВШЭ, которые выложены на интернет-портале Free-lance.ru [10], портрет российского фрилансера выглядит следующим образом: преимущественно мужчины (61 %), 71 % - молодые люди до 30 лет, 82 % имеют высшее или незаконченное высшее образование. Основными направлениями деятельности фрилансе-ров на российском рынке являются: разработка и поддержка веб-сайтов, программирование, дизайн, графика, переводы, маркетинг, консалтинг, инжиниринг. Социально-психологический портрет фрилансера имеет общие черты с портретом предпринимателя, который был предложен Й. Шумпетером [11] и достаточно подробно описан в работе Е.А. Ярославской и Б.А. Якубова, где предлагается рассматривать три основные компоненты предпринимателя: личностные, экономические и организационно-управленческие [12]. В нашем исследовании мы предлагаем так же рассматривать эти три компоненты в единстве, при этом необходимо сделать акцент на то, что все три компоненты дополняют и обуславливают друг друга. Как считает Т.А. Родермель, компетентность - это знания, умения и навыки, которые восполняются качествами, свойствами личности, способностями, готовностью и т. п. [13].

В российской и зарубежной литературе нет расхождения по определению, что такое «компетенция». Компетенция рассматривается как совокупность или набор знаний, умений, навыков, способностей, ценностей, необходимых для эффективной профессиональной и социальной деятельности и личного развития выпускников. Некоторые компетенции являются предметными (професиональными), другие - универсальными (общекультурными) [14, 15].

Фрилансеры, работающие на современном рынке интеллектуального труда, в основном должны обладать теми же компетенциями, что и любой выпускник вуза, но при этом некоторые компетенции являются для фриласера первостепенными, а некоторые, наоборот, отходят на второй план. Цель данного исследования - определить компетенции, которые необходимы выпускнику вуза для успешной работы на современном рынке интеллектуального труда в качестве фрилансера. Исследование проводилось посредством анкетирования на портале https://ru.surveymonkey.com, а также с помощью глубинного интервью и опроса. В исследовании приняли участие 15 руководителей из городов: Томск, Москва, Алма-Ата, Любляна. Бизнес представлен такими сферами, как: нефтегазовая отрасль, разработка проектов, программирование, торговля, производство продуктов питания, консалтинг и образование. В опросе принимали участие как руководители малых предприятий (5-7 чел.), так и крупных (7 тыс. чел.). Среди опрошенных 73 % женщины, 27 % мужчины. Возраст респондентов: 23 % -до 25 лет, 37 % - до 35 лет, 42 % - старше 35 лет. Высшее образование имеют 50 %, еще 50 % -аспиранты, кандидаты и доктора наук. Для анализа работодателям было предложено 20 компетенций, среди которых необходимо выделить, на их взгляд, наиболее важные для работы фри-лансером. Оценка проводилась по пятибалльной шкале. Среди наиболее важных компетенций фрилансеров руководителями были отмечены следующие.

Способность применять знания в профессиональной сфере и способность демонстрировать высокую результативность. Эти компетенции отметили 96 % респондентов, что свидетельствует о том, что они являются для фрилансеров ключевой. Если фриласер способен применять в своей работе профессиональные знания, умения и навыки и показывает высокий результат во время работы над проектом, то он очень быстро на рынке фриланса получает репутацию профессионала и, соответственно, на длительное время обеспечивается заказами на реализацию проектов.

Способность критически оценивать достоинства и недостатки проекта (91 %) - в основе этой компетенции способность к системному мышлению и аналитическим возможностям.

Способность анализировать возможности Способность работать в условиях неопределенности

Способность рисковать Способность управлять собственными финансами

Способность управлять собственным временем

Способность проявлять творческий подход к решению задач

Способность проявлять лидерские качества

Способность работать в состоянии стресса

Способность устанавливать сеть коммуникаций (нетворкинг)

Способность применять знания в профессиональной сфере

Способность демонстрировать высокую результативность Способность толерантно относиться к членам команды

Способность к самообучению и профессиональному росту

Способность адаптироваться к различным деловым культурам

Способность принимать решения и нести за них ответственность

Способность формировать цели и ставить задачи

Способность использовать инностранные языки

Способность критически оценивать достоинства и недостки проекта Способность логически аргументировать и ясно строить устную и письменную речь

87%

70%

65%

91%

74%

74% 74%

96%

97%

70% 65% 61%

91%

83%

0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90%100% Рис. 4. Диаграмма результатов опроса о важности владения фрилансерами компетенциями

Способность управлять собственным временем (91 %) - компетенция, которая показывает высокий уровень самоменеджмента, умение правильно планировать свою жизнь и сочетать различные виды активности (профессиональные, досуговые и пр.). Данные компетенции позволяют выполнять проекты вовремя и с высоким качеством. При этом важно уметь определять сбалансированное число заказов, которые формируют постоянную занятость и доход, что ведет к формированию положительной репутации фрилансера.

Способность логически аргументировать и ясно строить письменную и устную речь (83 %). Данная компетенция особенно важна на начальном этапе проекта, когда ведутся переговоры, составляется техническое задание, и на финальном, когда необходимо уметь не только представлять свою работу, но и аргументированно обосновывать правильность предложенных решений.

Способность к самообучению и профессиональному росту (83 %). Фрилансер как никто другой обязан постоянно совершенствовать знания в своей профессиональной области, изучать последние новации и применять их в работе. При этом только сам фрилансер может и должен выбирать, чему, когда и как ему обучаться, в отличие от офисных работников, которые проходят повышение квалификации по графикам, утвержденным в компании. Для фрилансера самообучение и профессиональный рост - это развитие карьеры по горизонтали [16].

Способность анализировать возможности Способность работать в условиях неопределенности

Способность рисковать Способность управлять собственными финансами

Способность управлять собственным временем

Способность проявлять творческий подход к решению задач

Способность проявлять лидерские качества

Способность работать в состоянии стресса

Способность устанавливать сеть коммуникаций (нетворкинг) Способность применять знания в профессиональной сфере Способность демонстрировать высокую результативность Способность толерантно относиться к членам команды

Способность к самообучению и профессиональному росту

Способность адаптироваться к различным деловым культурам

Способность принимать решения и нести за них ответственность

Способность формировать цели и ставить задачи

Способность использовать инностранные языки

Способность критически оценивать достоинства и недостки проекта

Способность логически аргументировать и ясно строить устную и письменную речь

0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90%100% Рис. 5. Диаграмма результатов опроса степени владения фрилансерами компетенциями

Как и следовало ожидать, способность проявлять лидерские качества (47 %) не была оценена респондентами ключевой компетенцией, т. к. для работы фрилансером лидерские качества не являются превалирующими, так же как и способность толерантно относиться к членам команды (65 %), т. к. фрилансер - это, как правило, не работник команды, а специалист, предпочитающий работать самостоятельно и в одиночестве. Но, наш взгляд, экспертами были недооценены такие компетенции, как способность рисковать (43 %) и способность работать в условиях неопределенности (70 %), способность работать в условиях стресса (74 %), т. к. фрилансер, особеннно начинающий, чаще всего работает в условиях риска и неопределенности, которые влекут за собой состояние постоянного стресса: где взять заказ, как его не потерять на этапе переговоров и переписки, как его выполнить с наивысшей результативностью. Установление сети коммуникаций, или, другими словами, нетворкинг, отметили только 74 % респондентов, хотя многие исследователи в этой области считают, что установление длительных многоуровневых отношений, создание собственной сети является необходимым условием для успешной работы на рынке фриланса. Способность использовать иностранные языки (61 %) и адаптироваться к различным деловым культурам (48 %) также получили невысокую оценку. По-нашему мнению, причиной такой оценки компетенций является то, что все респонденты работают на отечественном рынке и не сталкиваются с проблемами, возникающими из-за не-

знания иностранного языка или из-за непонимания деловой культуры представителей другой национальности. Хотя для мирового рынка фриланса эти проблемы достаточно очевидны и, соответственно, вышеназванные компетенции имеют большое значение.

При оценке владения вышеназванными компетенциями, по оценке респондентов, было отмечено, что 95 % фрилансеров, с которыми им приходится работать, владеют ключевыми компетенциями, такими как: способность к самообучению и профессиональному росту, способность проявлять знания в профессиональной сфере, способность демонстрировать высокую результативность, творческий подход к решению задачи. Однако владение фрилансерами некоторыми из компетенций оценены респондентами как «владение в определенной степени»: способность формировать цели и ставить задачи (70 %), принимать решения и нести за них ответственность (65 %), способность устанавливать сеть коммуникаций (64 %), способность управлять собственным временем (61 %).

Если в ранее проводимых исследованиях [17] отмечалось, что работодатели опасаются принимать на работу молодых выпускников вузов в силу того, что «в них нет стабильности и надежности, не хватает ответственности, нет умения работать на результат, нет адекватности и восприятия себя», то у фрилансеров эти качества отсутствуют, т. к. именно стабильность, надежность, высокое чувство ответственности, умение работать на результат, адекватное восприятие себя и своих профессиональных компетенций составляют главные личностные качества фрилансера.

Таким образом, данное исследование показало, что фрилансер - это не просто специалист, способный применять современные профессиональные знания, умения и навыки при реализации различных проектов, умеющий ясно строить устную и письменную речь, имеющий системное мышление и аналитические способности, но и предприниматель, который наряду с умением организовать себя, управлять своими финансами и временем должен быть способен к самообучению и профессиональному росту, к построению собственной сети коммуникаций, а также к работе в условиях неопределенности и стресса. Необходимо отметить, что активное владение иностранными языками и способность работать в условиях другой культуры - это те компетенции, которые повышают уровень конкурентоспособности фрилансера на международном рынке фриланса. С целью более адекватного трудоустройства выпускников подготовка фрилансеров может быть включена в учебные планы вузов или в программу ресурсоэффектив-ных технологий. Так, например, в программе развития ТПУ как национального исследовательского университета ресурсоэффективных технологий подготовка фрилансеров может стать одной из задач, т. к. фриланс является ресурсоэффективной технологией в области управления человеческими ресурсами.

При работе с фрилансерами значительно сокращаются общепринятые затраты как для заказчика проекта, так и для исполнителя:

1. Экономические (оплата начисляется только за конкретно выполненную работу, а не за 8-часовой рабочий день, в который входят перекуры, личное общение, не относящееся к работе по Интернету в социальных сетях, многочисленные совещания, затраты на повышение квалификации работника, эффективность которого сложно определить, и многое другое, из чего состоит рабочий день среднестатистического офисного работника).

2. Временные (фрилансер планирует свое время так, чтобы не было временных потерь, иначе это грозит потерей работы).

3. Потребительские (фрилансеру необходимо гораздо меньше одежды, чем офисному работнику, что является одной из причин, почему 31 % фрилансеров выбрали именно эту деятельность).

4. Энергетические и водные ресурсы (работая дома, фриласер либо осознанно экономит эти ресурсы, либо вынужден это делать, т. к. платит за их использование из своего собственного кармана).

Именно фрилансеры, как правило, обладают «осознанным ресурсосберегательным мировоззрением» и деятельность фрилансеров может рассматриваться в разделе трудовых ресурсов в рамках модуля ТПУ «Ресурсоэффективность» [18]. Также необходимо подчеркнуть, что в вузах, в частности в ТПУ, накоплен достаточно большой опыт по оценке компетенций с помощью информационных систем. Эти разработки могут быть использованы и при оценке результатов обучения фрилансеров [19]. Ориентация на компетентностно-ориентированный подход и

применение инновационных методов в обучении фрилансеров [20] в очень скорой перспективе могут дать положительные результаты по подготовке междисциплинарных специалистов, так необходимых сегодня современному рынку интеллектуального труда.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гайнутдинова И.М. Модели управления высшей школой в условиях глобализации и международной интеграции: предпринимательский университет // Вестник Военного университета. - 2010. - № 1 (21). - С. 21-25.

2. Stephen, Matthew D. Alter-Globalism as Counter-Hegemony: Evaluating the "postmodern Prince" // Globalizations, 2009, vol. 6(4), pp. 483-498.

3. Goklany, Indur M. The Improving State of the World: why we're living longer, healthier, more comfortable lives on a cleaner planet. Cato Institute: Washington D.C., 2006.

4. Леонтьева Е.Г. Опыт работы Русско-американского центра в условиях интернационализации образования // Международное сотрудничество: опыт и проблемы подготовки кадров: Материалы международной конференции, посвященной 10-летию Русско-американского центра Томского политехнического университета, Томск, 17 мая 2002 г. - Томск: Изд-во ТПУ, 2002. - С. 5-7.

5. Online work report. URL: http://elance-odesk.com/online-work-report-global (дата обращения: 30.04.2015).

6. Пинк Д. Нация свободных агентов: как новые независимые работники меняют жизнь Америки. - М., 2005. - С. 71-88.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Стребков Д О., Шевчук А.В. Электронная самозанятость в России // Вопросы экономики. -

2011. - № 10. - С. 91-112.

8. Российская биржа фриланса FL.ru. URL: https://www.fl.ru (дата обращения: 30.04.2015).

9. Чаплашкин Н.В. Фриланс как новое социальное явление и его последствия // Человек и труд. - 2012. - № 7. - С. 48-51.

10. Российская биржа фриланса freelance.ru. URL: https://freelance.ru (дата обращения: 30.04.2015).

11. Шумпетер И. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия / предисл. В С. Автономова. - М.: ЭКСМО, 2007. - 455 c.

12. Ярославская Е.А., Якубов Б.А. Инновационное предпринимательство в единстве трех основных компонентов // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 6; URL: www.science-education.ru/106-7994 (дата обращения: 30.04.2015).

13. Родермель Т.А. Соотношение понятий "профессионализм" и "компетентность" в современном культурном контексте // Известия Томского политехнического университета.

- 2012. - Т. 320. - № 6. - С. 125-127.

14. Лагерев А.В., Попков В.И., Горленко О.А. Компетентностный подход и ФГОС третьего поколения // Инженерное образование. - 2012. - № 11. - С. 36-41.

15. Ремо Б. Компетенции выпускников инженерных специальностей: европейские перспективы // Инженерное образование. - 2013. - № 12. - С. 12-21.

16. Харченко В.С. Ценностные предпочтения как основа формирования стиля жизни фрилансеров // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2013. -№ 1.- С. 120-124.

17. Малышева А.А., Невраева И.В. Компетенции молодых выпускников вузов глазами работодателей // Известия Томского политехнического университета. - 2006. - Т. 309, № 8.

- С. 225-229.

18. Дульзон А.А., Петровская Т.С., Ушаков В.Я. «Основы ресурсоэффективности» - новая дисциплина в учебных планах ТПУ // Известия Томского политехнического университета. -

2012. - Т. 320, № 6. - С. 47-50.

19. Мокина Е.Е., Гергет О.М., Марухина О.В. Информационная поддержка процесса оценки компетенций студентов университета // Вестник науки Сибири. - 2012. - № 3 (4). - С. 136-142.

20. Кириллов Н.П., Леонтьева Е.Г. Конкурентоспособность выпускников вузов: проблемы и решения // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2014. -№ 6. - С. 9-13.

REFERENCES

1. Gaynutdinova I.M. Modeli upravleniya vysshey shkoloy v usloviyakh globalizatsii i mezhdunarodnoy integratsii:predprinimatel'skiy universitet [Models of higher school education in circumstances of international integration: entrepreneurial university] // Military University Bulletin, 2010, vol. 1, no. 21, pp. 21-25.

2. Stephen, Matthew D. Alter-Globalism as Counter-Hegemony: Evaluating the "postmodern Prince" // Globalizations, 2009, vol. 6(4), pp. 483-498.

3. Goklany, Indur M. The Improving State of the World: why we're living longer, healthier, more comfortable lives on a cleaner planet. Cato Institute: Washington D.C., 2006.

4. Leontyeva E.G. Opyt raboty Russko-amerikanskogo tsentra v usloviyakh internatsionalizatsii obrazovaniya [The experience of Russian-American center in circumstances of education's internationalization] // Materialy mezhdunarodnoy konferentsii, posvyashchennoy 10-letiyu Russko-Amerikanskogo tsentra Tomskogo politekhnicheskogo universiteta (Proc. International Conference «International cooperation: experience and issues in specialists' cultivation» in the honor of 10 years anniversary of Russian-American center of TPU). Tomsk, 2002, pp. 5-7.

5. Online work report. Available at: http://elance-odesk.com/online-work-report-global (accessed 30 April 2015).

6. Pink D. Natsiya svobodnykh agentov: kak novye nezavisimye rabotniki menyayut zhizn Ameriki [Nation of free agents: How new free independent workers are changing America's life]. Moscow, 2005, pp. 71-88.

7. Strebkov D. O., Shevchuk A. V. Elektronnaya samozanyatost v Rossii [Electronic Self-employment in Russia] // Voprosy ekonomiki, 2011, vol. 10, pp. 91-112.

8. Russian freelance market FL.ru. Available at: https://www.fl.ru (accessed 30 April 2015).

9. Chaplashkin N.V. Frilans kak novoe sotsialnoe yavlenie i ego posledstviya [Freelance as new social phenomenon]// Chelovek i trud, 2012, vol. 7, pp. 48-51.

10. Russian freelance market freelance.ru. Available at: freelance.ru (accessed 30 April 2015).

11. Shumpeter Y. Teoriya ekonomicheskogo razvitiya. Kapitalizm, sotsializm i demokratiya [Theory of economic development. Capitalism, socialism, democracy] / intro by V.S. Avtonomova, Moscow, EKSMO Publ., 2007, 455 p.

12. Yaroslavskaya E.A., Yakubov B.A. Innovatsionnoe predprinimatel'stvo v edinstve trekh osnovnykh komponentov [Innovative entrepreneurship in the unity of the three major components] // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya, 2012, vol. 6; Available at: https://www.science-education.ru/106-7994 (accessed 30 April 2015).

13. Rodermel T.A. Sootnoshenie ponyatiy "professionalizm" i "kompetentnost'" v sovremennom kul'turnom kontekste [Relations of professionalism and competence in the modern cultural context] // Tomsk Polytechnic University Bulletin, 2012, vol. 320, no. 6, pp. 125-127.

14. Lagerev A.V., Popkov V.I., Gorlenko O.A. Kompetentnostnyy podkhod i FGOS tret'ego pokoleniya [Competencies-based approach and National Education Standards of the third generation] // Inzhenernoe obrazovanie, 2012, vol. 11, pp. 36-41.

15. Remaud B. Kompetentsii vypusknikov inzhenernykh spetsialnostey: evropeyskie perspektivy [Competencies of graduates that have changed their major: European perspective] // Inzhenernoe obrazovanie, 2013, vol. 12, pp. 12-21.

16. Kharchenko V.S. Tsennostnye predpochteniya kak osnova formirovaniya stilya zhizni frilanserov [Value preferences as the foundation of freelancers' life-style] // Gumanitarnye, sotsialno-ekonomicheskie i obshchestvennye nauki, 2013, vol. 1, pp. 120-124.

17. Malysheva A.A., Nevraeva I.V.. Kompetentsii molodykh vypusknikov vuzov glazami rabotodateley [Competencies of young graduates: The employers' point of view] // Tomsk Polytechnic University Bulletin, 2006, vol. 309, no. 8, pp. 225-229.

18. Dulzon A.A., Petrovskaya T.S., Ushakov V.Ya. "Osnovy resursoeffektivnosti" - novaya distsiplina v uchebnykh planakh TPU ["Basics of resource efficiency" - new discipline of TPU study plans] // Tomsk Polytechnic University Bulletin, 2012, vol. 320, no. 6, pp. 47-50.

19. Mokina E.E., Gerget O.M., Marukhina O.V. Informatsionnaya podderzhka protsessa otsenki kompetentsiy studentov universiteta [Informational support for estimating the competencies of university students] // Siberian Journal of Science, 2012, vol. 3 (4), pp. 136-142.

20. Kirillov N.P., Leontyeva E.G. Konkurentosposobnost vypusknikov vuzov: problemy i resheniya [Competitiveness of the graduates: problems and solutions] // Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2014, vol. 6, pp. 9-13.

Поступила 17.05.2015 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.