УДК 37.01
МОСИНА Оксана Анатольевна, Кубанский государственный университет, г. Краснодар, Россия
УС Оксана Александровна, Кубанский государственный университет, г. Краснодар, Россия
РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА В КОНТЕКСТЕ МЕЖПОКОЛЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
В статье рассматриваются вопросы формирования социализирующей среды с использованием воспитательного потенциала межпопоколенного взаимодействия. Современная российская семья испытывает значительное социально-экономическое давление, не имея возможности, в большинстве случаев, полноценно заниматься воспитанием детей. В результате этого количество проблемных (девиантных) подростков, требующих систематического психолого-педагогического воздействия, увеличивается. Образовательные учреждения и центры по объективным причинам (дефицит кадров; растущая численность детей, нуждающихся во внимании; экономические трудности и т.п.) не всегда могут помочь ребенку преодолеть сложные условия жизнедеятельности, поддержать, защитить, реабилитировать. Авторы статьи предлагают возможное решение обозначенной проблемы в инсталляции в традиционную модель воспитательной среды образовательных учреждений практики межпоколенного взаимодействия. Одним из решений данной задачи может быть грамотный волонтер. Роль волонтёров, по мнению авторов, способны осуществить пожилые люди, которые вышли на пенсию и прервали свою активную трудовую деятельность, но имеют соответствующее образование и психолого-педагогический опыт работы. Кроме того, пройдя специальную подготовку, такие люди смогут работать с детьми, имеющими проблемы в психологическом или этическом развитии.
Oksana A. MOSINA, Kuban State University, Krasnodar, Russia
Oksana A. US, Kuban State University, Krasnodar, Russia
SOLUTION OF TEENAGE PROBLEMS IN CONTEXT OF INTERGENERATIONAL
INTERACTION
In article questions of forming of the socializing environment with use of educational potential of inter-generational interaction are considered. The modern Russian family is under considerable social and economic pressure, without having an opportunity, in most cases, fully to be engaged in education of children. As a result of it the number of the problem (deviant) teenagers requiring systematic psychology and pedagogical impact increases. Educational institutions and centers for the objective reasons (staff deficit; the growing number of the children needing attention; economic difficulties, etc.) not always can help the child to overcome difficult conditions of activity, to support, protect, rehabilitate. Authors of article propose the possible solution of the designated problem in installation in traditional model of the educational environment of educational institutions of practice of inter-generational interaction. The competent volunteer can be one of solutions of this task. According to authors, elderly people who have retired and have interrupted the vigorous labor activity are capable to perform a role of volunteers, but have the corresponding education and a psychology and pedagogical work experience. Besides, having had special training, such people will be able to work with the children having problems in psychological or ethical development.
Ключевые слова: воспитательная среда, волонтерство, межпоколенное взаимодействие, психолого-
педагогическая деятельность, социализация, педагогическое взаимодействие, подростковый возраст
Keywords: educational environment, volunteering, in-tergenerational interaction, psychology and pedagogical activities, socialization, pedagogical interaction, teenage age
Целью психолого-педагогической деятельности в образовательной организации является приобретение учащимися ориентации и эталона поведения (убеждений, ценностей, соответствующих чувств и действий). Ведущим содержанием работы педагога-психолога, социального педагога при этом выступает помощь ребенку в преодолении как сложных условий жизнедеятельности, так и его поддержка, и защита, реабилитация.
Достижение поставленных целей возможно посредством реализации ряда функций, а именно: изучение состояний ребенка, его отношений в семье, в школе и т.д.; оказание помощи ребенку, попавшему в трудную жизненную ситуацию; изучение и анализ характеристик социального воспитания в тех социальных сферах, которые окружают ребенка и воздействуют на него; ориентация деятельности ребенка на самообразование и самовоспитание, развитие ответственности за свои поступки и пр. [1].
Ключевым условием эффективности реализации психолого-педагогической деятельности выступает опора на следующие принципы:
- воспитательная направленность деятельности (предполагает организацию в соответствии с возрастными потребностями и особенностями контингента, разнообразной деятельности и общения учащихся, формирование у детей гуманного отношения к окружающему миру, воспитание у них позитивных, общественно необходимых и личностно-значимых качеств личности; при этом воспитательный процесс строится на основе принципов позитивной педагогики: единства учебной и внеучебной деятельности, культуросообразности, вариативности, природо-сообразности, индивидуализации воспитания);
- обеспечение взаимодействия детей между собой, детей и взрослых участников образовательного процесса (учителей, родителей); его организация возможна в форме совместной
ISSN 2075-9908 Историческая и социально-образовательная мысль. Том 8 №5/3, 2016 _Historical and Social Educational Ideas Volume 8 #5/3, 2016_
деятельности (коммуникативной (общение), учебной, творческой и пр.), предполагающей сотрудничество участников на основе общих целей и ценностей;
- включение в круг объектов (объект - субъектов) социально-педагогической деятельности не только обучающихся, но и их родителей, учителей, администрацию образовательной организации.
Особенно значимой считаем работу социального педагога с семьями учащихся и/или с людьми, которые могут их заменить. Опираясь на ряд работ современных исследований (Н.В. Василец, В.М. Гребенникова,
Н.Б. Горбачева, С.Ю. Дудина, Л.С. Моцарь, К.В. Нилова, Е.А. Петрова, Т.А. Петрова, D. Spulber), предлагаем конструкцию инновационной образовательной среды, способной положительно повлиять на социализацию подростка [2, 3, 4, 5, 6, 7, 8].
Педагогическое взаимодействие, ориентированное на сотрудничество с узкопрофильными специалистами, может стать эффективным механизмом формирования и развития личности подростка, способной добиться успеха в любой сфере человеческой деятельности. Такое взаимодействие обеспечивает, с одной стороны, высокое качество решения учебно-воспитательных задач, а с другой - создание благоприятных условий, способствующих личностному развитию подростков, формированию их ценностных ориентаций [9].
В связи с этим вопросы обеспечения условий для эффективной организации педагогического взаимодействия в образовательных учреждениях являются весьма значимыми и требующими пристального внимания со стороны педагогической науки и практики.
Современная российская семья испытывает значительное давление в социовременном диапазоне, так как взрослые члены заняты на производстве или в бизнесе. Родители, в большинстве случаев, не имеют возможности полноценно заниматься детьми. Бабушки и дедушки тоже не всегда в состоянии заменить их. В подобных обстоятельствах грамотный волонтер станет решением многих вопросов.
Роль волонтёров способны осуществить, пожилые люди, вышедшие на пенсию, прервавшие активную трудовую деятельность и имеющие соответствующее образование и опыт работы. Кроме того, пройдя специальную подготовку, такие люди смогут работать с детьми, имеющими проблемы в психологическом или этическом развитии.
Специального внимания заслуживает тот факт, что волонтеры способны наладить взаимодействие образовательных учреждений различного профиля с детьми из неблагополучных семей. Они скорее, чем социальные работники смогут выяснить условия проживания детей, нуждающихся в уходе или особом внимании, и определить перспективы неблагополучной семьи, возможности ее реальной реабилитации [10].
В рамках реабилитационных мероприятий возможно осуществление обучения подростков различным видам искусства, возможно, бытовых навыков, психотерапевтических интерактивных занятий и т.д.
Конструирование подобной воспитательной среды должно способствовать реализации социально значимых ролей, как лицами пожилого возраста, так и подростками, создавать особую атмосферу доверия между поколениями, активизировать процессы взаимной социализации. Главное, что участники процесса смогут сами выбирать формы и способы самореализации в зависимости от состояния здоровья, личных интересов и пристрастий, а также ресурсов развития.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Хазова С.А. Психолого-педагогическое сопровождение как компонент конкуренторазвивающего образовательного процесса / Хазова С.А. // Образование и общество. - Орел, 2011. - № 2. - С. 11-14.
2. Василец Н.В. Влияние ценностей отца и матери на формирование ценностно-потребностной сферы личности подростков. Историческая и социально-образовательная мысль. 2015; 7(6/1):236-238. DOI:10.17748/2075-9908-2015-7-6/1-236-238
3. Гребенникова В.М., Моцарь Л.С., Spulber D. Профессиональная адаптация личности в пожилом возрасте. Историческая и социально-образовательная мысль. 2016; 8(2/1):97-108. DOI:10.17748/2075-9908-2016-8-2/1-97-108
4. Горбачева Н.Б. Роль межпоколенной коммуникации в развитии ценностей молодого поколения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 13. - С. 2381-2385. - URL: http://e-koncept.ru/2015/85477.htm.
5. Дудина С.Ю. Межпоколенное взаимодействие в расширенных семьях: дис. канд. психол. наук. Костр. гос. университет. Кострома., 2013.
6. Нилова К.В. Конфигурация речевых стратегий в семейном общении между представителями разных поколений (на основе наблюдений и данных эксперимента) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». -2013. - Т. 4. - С. 196-200. - URL: http://e-koncept.ru/2013/64040.htm
7. Петрова Е.А., Межпоколенные отношения как ресурс совладающего поведения: дис. канд. психол. наук. Костром. гос. университет. Кострома, 2008.
8. Петрова Т.А. Динамика отношения к старости у молодежи в процессе практики межпоколенного взаимодействия: дис. канд. психол. наук. Санкт-Петербург, 2008.
9. Ус О.А. Роль социального педагога в профилактике аддиктивного поведения / О.А. Ус // Акмеология. - 2015. - № 3 (55). - С. 163-164.
10. Васильева Е.Н., Мосина О.А. Ресурсный потенциал «пожилых»: технологии реализации / Е.Н. Васильева, О.А. Мосина // Современные проблемы науки и образования. - Издательский Дом «Академия Естествознания». Пенза, 2014. - № 1. - 458 с.
REFERENCES
1. Hazova S.A. Psychology and pedagogical maintenance as component of konkurentorazvivayushchy educational process [Psikhologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie kak komponent konkurentorazvivayushchego obrazovatel'nogo protsessa]. Education and society. Orel, 2011.No. 2. Р. 11-14.
2. Vasilets N.V. The impact of father's and mother's values on the formation of values of adolescents [Vliyanie tsennostey ottsa i materi na formirovanie tsennostno-potrebnostnoy sfery lichnosti podrostkov]. Historical and social-educational ideas. 2015;7(6/1):236-238. (In Russ.) DOI:10.17748/2075-9908-2015-7-6/1-236-238
3. Grebennikova V.M., Motsar L., Spulber D. Professional and social adaptation in old age [Professional'naya adaptatsiya lichnosti v pozhilom vozraste]. Historical and social-educational ideas. 2016;8(2/1):97-108. (In Russ.) D0I:10.17748/2075-9908-2016-8-2/1 -97-108
4. Gorbachev N. B. Role of inter-generational communication in development of values of the younger generation [Rol' mezhpokolennoy kommunikatsii v razvitii tsennostey molodogo pokoleniya]. The Scientific and methodical electronic magazine «Kontsept».2015. T. 13. P. 2381-2385. URL: http://e-koncept.ru/2015/85477.htm.
5. Dudra S.Y. Intergenerational interaction in extended families [Mezhpokolennoe vzaimodeystvie v rasshirennykh sem'yakh]: dis. cand. psychol. Sciences. Campfires. state. University. Kostroma. 2013.
6. Nilova K.V. Configuration speech strategies in family communication between people of different generations (based on observations and experimental data) [Konfiguratsiya rechevykh strategiy v semeynom obshchenii mezhdu pred-stavitelyami raznykh pokoleniy (na osnove nablyudeniy i dannykh eksperimenta)]/ Scientific and methodical electronic journal "Concept". 2013. T. 4. P. 196-200. URL: http://e-koncept.ru/2013/64040.htm
7. Petrova E.A. Intergenerational relations as a resource for coping [Mezhpokolennye otnosheniya kak resurs sovla-dayushchego povedeniya]: dis. cand. psychol. Sciences. Campfires. state. University. Kostroma 2008.
8. Petrova T.A. The dynamics of the relationship to the age of young people in the practice of intergenerational interaction [Dinamika otnosheniya k starosti u molodezhi v protsesse praktiki mezhpokolennogo vzaimodeystviya]: dis. cand. psy-chol. Sciences. Sankt- Peterburg, 2008.
9. Us O.A. The role of the social educator in the prevention of addictive behavior [Rol' sotsial'nogo pedagoga v profilaktike addiktivnogo povedeniya]. Akmeology. Moscow. 2015. № 3 (55). P. 163-164.
10. Vasilieva E.N., Mosina O.A. Resource potential «elderly»: technology implementation [Resursnyy potentsial «pozhi-lykh»: tekhnologii realizatsii]. Modern problems of science and education. Publishing House «The Academy of Natural Sciences». Penza. 2014. No 1.P. 458.
Информация об авторе
Мосина Оксана Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра общей и социальной педагогики, Кубанский государственный университет, г. Краснодар, Россия
Ус Оксана Александровна, преподаватель, кафедра общей и социальной педагогики, Кубанский государственный университет, г. Краснодар, Россия
Получена: 15.05.2016
Для цитирования статьи: Мосина О.А., Ус О.А. Решение проблем подросткового возраста в контексте межпоколенного взаимодействия. Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Том 8. № 5. Часть 3. с.- 112-114
Information about the author
Oksana A. Mosina, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of General and Social Pedagogy, Faculty of Pedagogy, Psychology and Communication Studies, Kuban State University, Krasnodar, Russia
Oksana A. Us, Lecturer, Department of General and Social Pedagogy, Faculty of Pedagogy, Psychology and Communication Studies, Kuban State University, Krasnodar, Russia
Received: 15.05.2016
For article citation: Mosina O.A., Us O.A. Resh-enie problem podrostkovogo vozrasta v kontek-ste mezhpokolennogo vzaimodeystviya. [Solution of teenage problems in context of intergenerational interaction]. Istoricheskaya i sotsial'no-obrazovatel'naya mysl'= Historical and Social Educational Ideas. 2016. Vol. 8. № 5Part 3. p.- 112-114