УДК 37.018.26
РАЗОРВИНА Анна Сергеевна
Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова г. Ульяновск, Россия [email protected]
РОДИТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КАК НОВАЯ ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Данная статья посвящена родительским университетам как новой форме взаимодействия семьи и образовательных организаций в России. Тема является актуальной, так как на данный момент педагогическая неграмотность родителей остается важной проблемой в российском обществе и система просвещения родителей фактически отсутствует. В то же время содержание учебных программ и подходы к обучению постоянно меняются и родители не могут помочь своим детям в учебе, даже если у них есть такое стремление. Явление интенсификации в образовании приводит к тому, что необходимо обучать детей и родителей новым способам эффективного планирования времени, эффективным приемам запоминания и психологической разгрузки. С решением этих и ряда других проблем могут успешно справиться родительские университеты. В статье показаны преимущества внедрения родительских университетов и недостатки в работе уже существующих. Польза от посещения занятий родительских университетов очевидна и подтверждается участниками пилотных проектов, но доля скептически настроенных и занимающих пассивную позицию родителей очень велика. Автор делает выводы на основе данных, полученных с помощью опросов, разработанных и проведенных автором самостоятельно среди родителей детей подходящего возраста. Для успешного развития ребенка имеет важное значение взаимодействие трех групп: детей, родителей и учителей. Основой взаимодействия педагогов, психологов, родителей является принцип: наиболее эффективный способ помочь детям - помочь их родителям.
Ключевые слова: родительский университет, взаимодействие семьи и образовательной организации, психолого-педагогическое сопровождение, педагогическая неграмотность родителей, проблемы в общении детей и родителей, совместная деятельность, всестороннее развитие личности ребенка
DOI: 10.17748/2075-9908-2017-9-1/2-167-172
Anna S. RAZORVINA
Assistant professor, Department of English Language I.N. Ulyanov Ulyanovsk State Pedagogical University
Ulyanovsk, Russia [email protected]
PARENT UNIVERSITY AS A NEW FORM OF INTERACTION OF FAMILY AND EDUCATIONAL INSTITUTIONS
This article deals with the parent universities as a new form of interaction of families and educational institutions in Russia. The theme is relevant, because at the moment the parent pedagogical illiteracy remains a major problem in the Russian society and the system of education of parents is virtually absent. At the same time, the curriculum and teaching approaches are constantly changing, and the parents can not help their children in their studies, even if they have such a desire. The phenomenon of intensification in education leads to the need to educate children and parents new ways of effective time management, effective methods of memorizing and psychological relief. Parent universities can successfully cope with these and other problems. The article shows the advantages of the introduction of parental universities and shortcomings of the existing ones. Benefit from the attendance of parent universities is obvious and confirmed by the participants of the pilot projects, but the share of skeptics and those, who takes a passive position, is very high. The author draws conclusions on the basis of data obtained from surveys designed and conducted by the author herself among parents of children of the appropriate age. The interaction of three groups: children, parents and teachers is important for the successful development of the child. The basis of this interaction of teachers, psychologists and parents is the principle: The most effective way to help children is to help their parents.
Keywords: parent university, interaction of family and educational organization, psychological and educational support, pedagogical illiteracy of parents, communication problems of children and parents, joint activity, full development of child's personality
Современные родители нередко проявляют абсолютную неграмотность в вопросах воспитания, развития и образования собственных детей. Причинами семейных проблем становятся не только экономические, социальные трудности, но и неблагоприятный социально-психологический климат, неумение и нежелание строить благоприятные внутрисемейные отношения, что наносит серьезный вред духовному и психологическому развитию и становлению личности ребенка. Современная семья находится в глубоком кризисе. Нарушены нравственные представления о браке, семье, утрачены традиционные представления о родительстве, детстве, супружестве.
Динамичная и непредсказуемая социально-политическая обстановка в стране серьезно усложнила воспитательный процесс, когда подрастающее поколение, вобрав в себя многие недостатки общества переломного периода, становится само все более непредсказуемым. Интернет, аудио-видеопродукция, компьютеризация, культ насилия и жестокости, отсутствие родительского общения и авторитета окончательно подрывают авторитет семьи, школы, образовательных организаций. Выход из создавшейся ситуации возможен в выработке механизмов эффективного взаимодействия семьи и системы образовательных организаций, в коренной перестройке отношения к семье как основному воспитательному институту подрастающего поколения. Решение проблем семейного воспитания зависит во многом от целенаправленной педагогической
подготовки родителей, что предполагает значительное повышение уровня педагогической культуры [5]. Эффективной формой решения создавшейся ситуации является организация взаимодействия образовательных организаций и семьи, особую значимость решения данной проблемы находим в Законе об Образовании и Профессиональном стандарте педагога.
Главными целями взаимодействия образовательной организации и семьи являются:
• создание условий, благоприятных для успешной социализации детей, подготовки
их к будущей семейной жизни, освоение ими опыта создания здоровой и благополучной семьи, формирование ценностей семейной жизни, детства, родитель-ства, повышение роли брака, родства, семьи в жизни подрастающего поколения;
• содействие гармонизации супружеских отношений;
• повышение родительской грамотности в вопросах воспитания детей;
• вооружение родителей современными знаниями по проблемам психического, физического, интеллектуального, половозрастного развития ребенка;
• создание условий, способствующих развитию взаимопонимания, сотрудничества семьи и школы [4].
Необходимость создания подобного элемента в системе образования очевидна, и во многих городах России уже действуют родительские университеты, школы и т.д. - название может быть разным, но смысл одинаков - оказать помощь родителям в воспитании их детей, ликвидировать пробелы в знаниях родителей в таких областях, как возрастная и семейная психология, педагогика, научить родителей общаться со своими детьми и понимать их.
Если рассмотреть программы наиболее известных родительских университетов страны, то можно обнаружить определенные недостатки.
В г. Ульяновске идея родительских университетов также получает свое воплощение на различных уровнях, например:
• ОГКУСО «Центр социально-психологической помощи семье и детям "Семья" в г. Ульяновске» предлагает курс «Школа эффективного родителя»; занятия проходят один раз в 2 недели и длятся 3-4 часа. Методы и формы работы: беседа, интервью, психологическое тестирование, приемы психотерапии, групповые тренинги, праздничные семейные мероприятия [6]. Формы разнообразны, частота занятий допустима, но продолжительность слишком велика: за 3-4 часа устанет даже взрослый.
• На уровне муниципальных детских садов (например, ДОУ № 257 «Самоцветы») для родителей предусмотрены занятия с психологом ДОУ, на которых затрагиваются наиболее актуальные вопросы взаимодействия детей и родителей, даются ответы на возникающие вопросы. Программа занятий известна родителям, занятия проводятся один раз в месяц, продолжительность 1-1,5 часа. Темы занятий актуальны («Как говорить с ребенком», «Детская жестокость и агрессия», «Формируем характер и волю ребенка», «Как мы портим своих детей» и др.), информация подается в понятной и доступной форме.
• Рассмотрен вопрос об открытии «Родительского университета» в Ульяновском государственном педагогическом университете имени И.Н. Ульянова, создана рабочая группа, проект находится на стадии разработки и внедрения в ближайшее время.
Необходимо отметить, что активность родителей, как правило, очень низкая, и причин этому несколько:
1. Сказывается нехватка времени вследствие загруженности большей части родителей на работе и в быту.
2. Если явных проблем в отношениях с ребенком нет, родители могут занимать пассивную позицию в посещении занятий родительской школы.
3. В качестве еще одной причины можно назвать несовершенство психолого -педагогического сопровождения в нашей стране - получить квалифицированную и действенную помощь педагога-психолога крайне сложно, и обращение к психологу в самом российском менталитете считается если не постыдным, то явно не поощряемым явлением.
Программа родительских университетов в большей степени рассчитана на родителей детей 6-8 лет. Данный возраст весьма значим в жизни каждого ребенка (подготовка к школе и начало обучения в ней сопровождается адаптационными трудностями, появлением нового статуса «школьник» и связанных с этим обязанностей, оцениванием результатов учебной деятельности - появлением оценок и т.д.) [3]. Именно организация специальных занятий для родителей в неформальной обстановке способствует оптимизации семейных отношений, является своеобразной профилактикой трудностей в преддверии школьного адаптационного периода, помогает родителям детей младшего школьного возраста создать благоприятный климат в семье, эмоциональный комфорт для ребенка в школе и за ее пределами.
Мы считаем, что активность участия родителей в работе родительских университетов будет выше, если образовательная организация будет не только помогать решать педагогические и психологические проблемы семьи, но и пойдет навстречу разумным пожеланиям родителей. Должна быть ориентация на потенциальных потребителей услуги, а не формальное функционирование родительского университета. Для выявления предпочтений мы разработали примерную анкету для родителей; подобные опросы нужно проводить обязательно, тщательно анализировать результаты и корректировать работу, насколько это возможно.
Анкета для родителей
1. Слышали ли Вы о создании родительских университетов, школ и пр. как о форме взаимодействия семьи и образовательных учреждений с целью оказания помощи семье в воспитании детей?
2. Хватает ли у Вас знаний по педагогике и психологии для воспитания своего ребенка?
3. Возникают ли у Вас трудности в воспитании Ваших детей? В общении с ними?
4. Хотели бы Вы получать знания, которых Вам не хватает на занятиях своеобразной родительской школы?
5. Как часто Вы бы хотели посещать подобные занятия?
6. Какую форму занятий Вы считаете предпочтительной? (лекции, тренинги, дискуссии, конференции, консультации, виртуальные формы и проч.)
7. Хотели бы Вы, чтобы образовательная организация, которую посещает Ваш ребенок, проводила больше мероприятий для детей с участием родителей? Какой направленности должны быть эти мероприятия? (спортивные, эстетические, экологические, учебные)
8. Какой стороне развития личности ребенка, по Вашему мнению, не уделяется должного внимания в образовательных организациях?
Мы провели этот опрос в г. Ульяновске среди родителей детей школьного и старшего дошкольного возраста разных профессий, уровня образования и материального достатка. Получены следующие результаты:
75% родителей не слышали о существовании родительских университетов; 50% родителей признают, что знаний для воспитания собственных детей у них недостаточно;
65% говорят, что у них периодически возникают трудности в воспитании детей и при общении с ними;
75% опрошенных родителей хотели бы получать недостающие знания при посещении родительской школы.
В ответах на остальные вопросы наблюдалось значительное разнообразие, в качестве желаемой частоты занятий встречались варианты «от 1 раза в неделю» до «1 раза в 2 месяца», встречались варианты «по необходимости», «нечасто», «если найду время», чаще всего встречался ответ «1 раз в месяц», который мы считаем оптимальным. Форму занятий также родители выбирали разную, много вариантов «консультации» (35%), «дискуссии» (20%) и «виртуальные формы» (35%). Последнее вполне закономерно - виртуальная реальность прочно вошла в нашу жизнь и во многих случаях может ее значительно облегчить. Поэтому преимуществами этой формы работы (экономия времени родителей, большая открытость и честность родителей, чем при общении «глаза в глаза») нужно пользоваться при возможности, но полностью переводить занятия родительского университета в такую форму нельзя.
В ответе на 7-й вопрос 50% родителей ответили, что не хотели бы, чтобы образовательные организации проводили больше мероприятий для детей с участием родителей («нам хватает, если будет больше - не найдем времени участвовать в этих мероприятиях»), 30% считают, что нужны мероприятия эстетической направленности, и 20% - учебные. В ответе на последний вопрос 62% опрошенных уверены, что в школе развивают все стороны личности ребенка в достаточной мере, 20% полагают, что недостаточно внимания уделяется развитию интеллекта, остальные варианты - трудовое, физическое, нравственное воспитание - встречались в единичных случаях, а 5% считают, что всем сторонам развития личности не уделяется должного внимания. Еще 5% считают, что в школе обязательно нужно учить детей эффективным приемам запоминания, концентрации внимания, механизмам психологического расслабления, эффективного планирования своего времени и т.п. Это абсолютно верно, учебные нагрузки крайне высоки, объем информации по каждому предмету огромен, поэтому крайне важно научить не только фактам и формулам, а самому умению эффективно учиться, но этому не уделяется никакого внимания [2]. Итак, с помощью подобного опроса можно выявить действительно актуальные проблемы, возникающие у родителей в воспитании детей, и корректировать тематику занятий родительского университета.
По ответам (особенно на последние два вопроса) ясно прослеживается пассивность значительной части родителей. Изначально Россия - страна с глубокими традициями семейного воспитания, но во времена СССР государство стремилось полностью взять на себя организацию образования, воспитания и даже отдыха подрастающего поколения граждан, роль семьи сводилась к минимуму и многие традиции семейного воспитания были разрушены и утеряны. Россия переходного периода не выдвигала на первый план проблемы воспитания и семьи, поскольку приоритетной задачей был выход из кризиса в экономике, политике и т.д. В последнее десятилетие в рамках реформ системы образования роль семьи снова становится определяющей, решающей в воспитании гражданина, но родителями становится как раз то поколение, которое не знает, как и что воспитывать в семье. Активность родителей можно повысить различными способами: например, первые занятия родительского университета можно проводить как часть родительского собрания, тщательно продумав его форму и содержание, чтобы заинтересовать родителей в дальнейших посещениях занятий уже отдельно от собрания. Полезно так же изучить опыт США по организации взаимодействия семьи и образовательных организаций и способам вовлечения родителей в это взаимодействие.
В заключение нужно подчеркнуть, что эффективное взаимодействие образовательной организации и семьи возможно лишь при создании соответствующих условий и образовательной среды, способствующей формированию у родителей, педагогов, учащихся опыта продуктивной совместной деятельности и самореализации в учебе, творчестве, социальной жизни. Для успешного развития ребенка важно взаимодей-
ствие трех коллективов: детей, родителей и педагогов. В основе взаимодействия педагогов, психологов с родителями действует принцип: самый эффективный способ помощи детям - оказание помощи их родителям, так как они главные помощники детей в их успешном развитии [1].
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Евдокимова Е.С. Родительский университет как источник непрерывного духовного развития и сотрудничества воспитывающих взрослых / Е.С. Евдокимова // Альманах родительского университета / ФГБОУ ВПО "Волгоградский гос. социально-пед. ун-т, Каф. педагогики, Науч.-исслед. лаборатория проблем образования родителей; [под общ. ред. Е.С. Евдокимовой]. - Москва, 2014. - Вып. 4: Воспитание ребенка начинается с воспитания себя. - С. 175.
2. Зинурова Р.Р. Психология творчества преподавателя / [Электронный ресурс]: электронный учебный курс / Зинурова Р.Р.; разраб. Кокорева М.Н. [и др.]. - Ульяновск: УлГУ, 2015. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
3. Социализация детей раннего возраста в центрах раннего развития: «за» и «против» (из опыта работы МБОУ СОШ № 5 «Обыкновенное чудо» г. Йошкар-Олы, республики Марий Эл) / Кислицына Г.В. [и др.] // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и бирск. - 2015. - № 52. - С. 148-157.
4. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: // www.eg-online.ru/news
5. Разорвина А.С. Взаимодействие семьи и образовательных учреждений в воспитании ребенка / А.С. Разорвина // Современные тенденции развития науки и технологий : сборник научных трудов по материалам II Международной научно-практической конференции 31 мая 2015 г.: в 7 ч. Ч. V/ под общ. ред. Е.П. Ткачевой. - Белгород: ИП Ткачева Е.П., 2015. - С. 134-139.
6. Клуб «Школа эффективного родителя» / [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.cspp-semya.ru/index.php?id=49
REFERENCES
1. Evdokimova E.S., Roditel'skiy universitet kak istochnik nepreryvnogo dukhovnogo razvitiya i sotrudnich-estva vospityvayushchikh vzroslykh. [Parent University as a source of continuous spiritual development and cooperation of adults involved in education]. Al'manakh roditel'skogo universiteta = Almanac of Parent University. FGBOU VPO "Volgogradskiy gos. sotsial'no-ped. un-t, Kaf. pedagogiki, Nauch.-issled. labora-toriya problem obrazovaniya roditeley ; [pod obshch. red.: E. S. Evdokimovoy]. Moskva, 2014. Vyp. 4: Vospitanie rebenka nachinaetsya s vospitaniya sebya. p. 175. (in Russ.)
2. Zinurova R. R., Psikhologiya tvorchestva prepodavatelya. [The psychology of creativity of the teacher] [El-ektronnyy resurs] : elektronnyy uchebnyy kurs. Zinurova R. R.; razrab.: Kokoreva M. N. [i dr.]. Ul'yanovsk :UlGU, 2015. 1 elektron. opt. disk (CD-ROM) (in Russ.)
3. Kislitsyna G. V., Sherstneva V. P., Mel'nik L. I., Mikhaylova M. I., Sotsializatsiya detey rannego vozrasta v tsentrakh rannego razvitiya: «za» i «protiv» (iz opyta raboty MBOU "SOSh №5 «Obyknovennoe chudo» g. Yoshkar-Oly, respubliki Mariy El). [ Socialization of young children in the early development centers:"for" and "against" (from the experience of MBOU "School №5" Ordinary Miracle "Yoshkar-Ola, Mari El Republic).]. Lichnost', sem'ya i obshchestvo: voprosy pedagogiki i psikhologii. (Novosibirsk) = Person, family and society: questions of pedagogy and psychology.2015. No. 52. Pp. 148-157. (in Russ.) ISSN: 2309-334X
4. Kontseptsiya Federal'noy tselevoy programmy razvitiya obrazovaniyana 2011-2015 gody. [The concept of the Federal target program of education development for 2011-2015]. (in Russ.) Available at: www.eg-online.ru/news
5. Razorvina A.S., Vzaimodeystvie sem'i i obrazovatel'nykh uchrezhdeniy v vospitanii rebenka. [Interaction between Family and Educational Institutions in the Upbringing of the Child]. Sovremennye tendentsii razvitiya nauki i tekhnologiy :sbornik nauchnykh trudov po materialam II Mezhdunarodnoy nauchno- prak-ticheskoy konferentsii 31 maya 2015 g.: v 7 ch. Pod obshch. red. E.P. Tkachevoy. Belgorod: IP Tkacheva E.P., 2015. Chast' V. Pp. 134-139.
6. Klub «Shkola effektivnogo roditelya». Available at: http://www.cspp-semya.ru/index.php?id=49
Информация об авторе: Information about the author:
Разорвина Анна Сергеевна, Ассистент кафед- Anna S. Razorvina, Assistant, Department of
ры английского языка, Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова,
г. Ульяновск, Россия [email protected]
Получена: 17.11.2016
English Language, I.N. Ulyanov Ulyanovsk State Pedagogical University, Ulyanovsk, Russia [email protected]
Received: 17.11.2016
Для цитирования: Разорвина А.С., Родитель- For citation: Razorvina A.S., Parent university as ский университет как новая форма взаимодей- a new form of interaction of family and education-ствия семьи и образовательных организаций. al institutions. Istoricheskaya i sotsial'no-Историческая и социально-образовательная obrazovatelnaya mysl' = Historical and Social мысль. 2017. Том. 9. № 1. Часть 2. с. 167-172. Educational Idea. 2017. Vol . 9. no.1. Part. 2. Pp. doi: 10.17748/2075-9908-2017-9-1/2-167-172. 167-172.
doi: 10.17748/2075-9908-2017-9-1/2-172. . (in Russian)