Научная статья на тему 'Коворкинг для детей и родителей - инновационная форма совместного развития'

Коворкинг для детей и родителей - инновационная форма совместного развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4824
404
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОВОРКИНГ / КОВОРКИНГ-ПРОСТРАНСТВА / СОВМЕСТНОЕ РАЗВИТИЕ / ОБЩЕНИЕ / ИГРА / СЕМЬЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР / COWORKING / COWORKING SPACE / JOINT DEVELOPMENT / COMMUNICATION / GAME / FAMILY / EDUCATIONAL CLUSTER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Разорвина Анна Сергеевна

Статья посвящена инновационной форме совместного развития детей и родителей коворкинг-пространствам для родителей детей, предпосылок для появления которых достаточно много, что подтверждается данными проведенного нами опроса. В жизни современной семьи трудовая деятельность имеет большое значение, для достижения успеха в ней необходимо постоянное саморазвитие, продолжение образования, иногда выполнение сверхурочной работы, но при наличии в семье ребенка нельзя забывать о его интересах и необходимости всестороннего развития его личности. Для того, чтобы совместить потребности всех членов семьи в образовании и всестороннем развитии появляются коворкинги, в которых родители могут заниматься работой, а дети в это время находятся под присмотром профессиональных педагогов, психологов и других специалистов. В заключение автор высказывает предположение о том, что оптимальной базой для создания коворкинга может стать педагогический университет, т.к. он обладает большим потенциалом в плане кадрового обеспечения, образовательных и развивающих программ и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Разорвина Анна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COWORKING FOR CHILDREN AND PARENTS AS AN INNOVATIVE FORM OF JOINT DEVELOPMENT

The article is devoted to an innovative form of joint development of children and parents coworking spaces for parents and children. The backgrounds for the appearance of coworking spaces for children and parents are quite numerous, which is confirmed by the data of our survey. In the life of a modern family labor activity is important, for success it requires constant self-development, continuing education, sometimes performing overtime work, but in the presence of a child in the family, one should not forget about his interests and the need for comprehensive development of his personality. In order to combine needs of all family members for education and comprehensive development, coworking centers appear, where parents can work, and children at that time will be under the care of professional teachers, psychologists and other professionals. As a conclusion, the author suggests that the pedagogical university can become the optimal basis for creating coworking spaces, because it has great potential in terms of staffing, educational and development programs, etc.

Текст научной работы на тему «Коворкинг для детей и родителей - инновационная форма совместного развития»

УДК 371.398

КОВОРКИНГ ДЛЯ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ - ИННОВАЦИОННАЯ ФОРМА СОВМЕСТНОГО РАЗВИТИЯ

А.С. Разорвина

Аннотация. Статья посвящена инновационной форме совместного развития детей и родителей -коворкинг-пространствам для родителей детей, предпосылок для появления которых достаточно много, что подтверждается данными проведенного нами опроса. В жизни современной семьи трудовая деятельность имеет большое значение, для достижения успеха в ней необходимо постоянное саморазвитие, продолжение образования, иногда выполнение сверхурочной работы, но при наличии в семье ребенка нельзя забывать о его интересах и необходимости всестороннего развития его личности. Для того, чтобы совместить потребности всех членов семьи в образовании и всестороннем развитии появляются коворкинги, в которых родители могут заниматься работой, а дети в это время находятся под присмотром профессиональных педагогов, психологов и других специалистов. В заключение автор высказывает предположение о том, что оптимальной базой для создания коворкинга может стать педагогический университет, т.к. он обладает большим потенциалом в плане кадрового обеспечения, образовательных и развивающих программ и т.д.

Ключевые слова: коворкинг, коворкинг-пространства, совместное развитие, общение, игра, семья, образовательный кластер.

COWORKING FOR CHILDREN AND PARENTS

AS AN INNOVATIVE FORM OF JOINT DEVELOPMENT

A. Razorvina

Abstract. The article is devoted to an innovative form of joint development of children and parents - coworking spaces for parents and children. The backgrounds for the appearance of coworking spaces for children and parents are quite numerous, which is confirmed by the data of our survey. In the life of a modern family labor activity is important, for success it requires constant self-development, continuing education, sometimes performing overtime work, but in the presence of a child in the family, one should not forget about his interests and the need for comprehensive development of his personality. In order to combine needs of all family members for education and comprehensive development, coworking centers appear, where parents can work, and children at that time will be under the care of professional teachers, psychologists and other professionals. As a conclusion, the author suggests that the pedagogical university can become the optimal basis for creating coworking spaces, because it has great potential in terms of staffing, educational and development programs, etc.

Keywords: Coworking, coworking space, joint development, communication, game, family, educational cluster.

Коворкинг (от англ.

«Coworking» - совместная работа) в широком смысле - подход к организации труда людей с разной занятостью в общем пространстве; в узком - подобное пространство, коллективный офис (англ. coworking space). Идея коворкинга возникла с развитием фриланса, одним из главных недостатков которого является изоляция работающего человека и отсутствие коллектива. Эту проблему решает коллективный офис, при этом возникает деловая атмосфера, способствующая повышению производительности и качества работы.

Мы будем рассматривать коворкинг с точки зрения педагогики, в самом узком смысле, имея в виду коворкинг-пространства для детей и родителей - это место, где каждый может заниматься своим важным делом: родители -работать в уютном, хорошо оборудованном офисе, общаться, заниматься своими хобби, а

дети - играть, общаться и развиваться под присмотром квалифицированных педагогов, психологов, логопедов и т.д. [2]. По нашему мнению, деятельность детей и взрослых в коворкинг-центрах может идти не только параллельно (каждый занят своим делом), возможны и совместные занятия, праздники, игры, тренинги и т.д., которые будут способствовать не только развитию каждого участника, но и укреплению семейных отношений, связей между детьми и родителями.

Коворкинг-пространства уже давно существуют в Америке и Европе, и недавно начали появляться в России. Тема коворкинга родителей и детей остается практически не разработанной в научно-педагогической литературе. Это связано с тем, что возникающие и существующие подобные пространства для их создателей скорее являются оригинальным бизнес-проектом, чем научно-обоснованным и

необходимым элементом семейного воспитания и образования. Продвигаются подобные проекты в основном через социальные сети, практика показывает, что самые действенные способы продвижения - это передача устной информации об услуге от потребителя к потребителю и через бизнес-партнеров. Ориентир - на сознательных и активных родителей, но ценовая политика доступна далеко не каждой семье [6].

Предпосылок для появления таких пространств объективно много:

1. После рождения ребенка у многих мам появляется множество новых идей, желание реализовать себя в профессии, не «выпадать» из рабочего ритма, не терять профессионализма, не переставать развиваться и т.д. Но в то же время оставлять ребенка с няней или бабушкой и пропускать самое приятное время материнства молодые мамы не хотят [1].

2. Часто родителям приходится делать выбор между своими интересами и интересами ребенка, постоянно стоит вопрос: либо родителям работать, учиться, заниматься спортом или другими своими увлечениями пока ребенок сидит с няней или бабушкой, либо бегать по детским кружкам и занятиям, часами бесполезно сидеть в коридорах развивающих центров, спортивных школ, центров творчества и т.д. в ожидании окончания занятий у ребенка

[4;5].

3. Государственная программа обеспечения каждого ребенка местом в дошкольном образовательном учреждении (далее - ДОУ) была практически выполнена, но в ряде случаев это было сделано не путем открытия дополнительных учреждений и групп, а за счет увеличения списочного состава групп до 30 и более человек. При этом каждый ребенок получает меньший объем внимания педагога -для воспитателя, каким бы профессионалом он не был, объективно сложно работать с большими группами детей дошкольного возраста. Во многих случаях у родителей возникают жалобы, которые были выявлены в ходе проведенного нами опроса.

Опрос для родителей

a. Сколько детей по списку в группе ДОУ, которую посещает Ваш ребенок? (все ответы -от 28 до 38 человек);

b. Довольны ли Вы профессиональными качествами педагогов, которые работают с Вашим ребенком в ДОУ? (ответы «да», «в основном да», «скорее да» -75%, «нет», «не совсем», «частично» - 25%);

c. Какие проблемы во взаимодействии педагогов ДОУ с детьми вы видите в вашей группе? (вариантов было много, самые частые -

не используют индивидуальный подход, не уделяют достаточно внимания, не организуют игры, плохо смотрят за детьми, плохо одевают на прогулки и прочее, но с замечанием, что с таким количеством детей трудно ожидать другого - 38%);

^ Если у Вас есть возможность не водить ребенка в ДОУ (отпуск, выходной и т.д.) или забрать раньше, пользуетесь ли вы ей? («пользуюсь» - 75%);

е. Возникают ли ситуации, когда вам негде и не с кем оставить ребенка (сверхурочная работа, работа в выходные и праздники, прочая занятость, когда ДОУ не работает, или карантин, ремонт в ДОУ и т.п.)? Как вы решаете подобные ситуации? (возникают - 82%, варианты решения - беру с собой на работу (встречался чаще всего), прошу соседей, друзей, родственников посидеть с ребенком).

4. При привыкании к детскому саду все дети (и многие матери) испытывают стресс от вынужденной разлуки, но другого выхода у многих семей нет - необходимо вести трудовую деятельность и ребенка водить в детский сад. При этом как показывает наш опрос, при возникающей возможности не водить ребенка в ДОУ, забрать раньше и побыть вместе, большинство родителей пользуются ей. Находясь на работе, многие матери волнуются о том, как ребенок чувствует себя в детском саду, что может отрицательно сказываться на качестве выполняемой работы.

5. Ситуации, когда ребенка не с кем и негде оставить периодически возникают в каждой семье. Если брать в расчет провинциальные города, то в них чаще встречаются расширенные семьи или родственники проживают недалеко друг от друга. Если брать большие города, в которые происходит трудовая миграция и имеется большой процент некоренного населения, то в таких городах помощь родственников отсутствует, практически родители в воспитании детей могут рассчитывать только для себя. Для данных ситуаций самое частое решение - взять ребенка с собой на работу. Но там ребенок должен сидеть тихо, не мешать и не отвлекать взрослых своими нуждами и вопросами. Подобное происходит довольно часто и не доставляет удовольствия ни работодателям, ни родителям, ни детям, для которых на рабочем месте родителей нет никаких условий для комфортного и полезного пребывания.

Исходя из этих предпосылок и данных опроса можно сделать вывод, что коворкинг-пространства - прекрасное решение данных проблем. У родителей всегда есть возможность

проверить своего малыша, они находятся в одном помещении с ребенком и точно знают, чем он занят, а у ребенка отсутствует стресс из-за разлуки с матерью. В основном мы в данной работе фокусируем внимание на дошкольниках и их родителях, но все вышесказанное так же относится и к младшим школьникам.

В Челябинске появился коворкинг «Лейка» (2014г., основатель - Наталья Завьялова, преподаватель), в Ульяновске - «Малина Style» (2016г., основатель - Ольга Жуковская, педагог), в Санкт-Петербурге - «Дом Гнома» (2013, основатель - Мария Юдаева, педагог) [1;6].

В существующих коворкингах можно найти ряд недостатков, и самый существенный на наш взгляд в том, что они начинают работать как уже привычные центры раннего развития, это можно увидеть и по расписанию работы, и по объявлениям о наборе детей в группы на определенные курсы. Создавая коворкинг не нужно забывать о его основной цели - помочь работающим родителям не разрываться между работой и ребенком, развиваться совместно с помощью профессионалов и быть рядом. Изучив существующие примеры коворкингов, наиболее соответствующим данной цели можно назвать коворкинг на базе детской библиотеки № 21 в г. Тольятти (2015 г.). Целевая аудитория проекта: молодые работающие родители; родители, находящиеся в отпуске по уходу за ребёнком; родители-студенты; родители, чьи дети по тем или иным причинам не посещают дошкольные учреждения; родители-переселенцы и беженцы, не имеющие постоянной работы; бабушки и дедушки, осуществляющие уход за детьми-дошкольниками. Основным принципом привлечения партнёров к реализации проекта стали добровольность и безвозмездность, основным плюсом нового пространства помимо его бесплатности является гостеприимная атмосфера. Работа по проекту осуществляется штатом квалифицированных детских библиотекарей и психолога, имеющих значительный опыт работы с детьми, хорошо владеющих разнообразными формами и методами работы по привлечению детей к систематическому чтению детской литературы, навыками активизации игровой деятельности и развития сюжетной линии игры. Кроме развивающих и обучающих курсов для детей, включаемых в программу работы коворкинг-пространств, нельзя забывать, что главное для ребенка - это Игра. Именно в игре ребенок

учится общаться со сверстниками, постигает законы жизни в обществе, понимает, кто он, что он может, хочет.

Предметно-развивающая детская игровая среда включает зоны для индивидуального и группового чтения книг; подвижных игр, предполагающую возможность физической деятельности ребенка (мягкие модули, сухой бассейн с шарами); зону, обеспечивающую возможность организации сюжетных игр; для дидактических игр и детского творчества; зону с телевизором и аудиосистемой для просмотра детских фильмов и прослушивания сказок; компьютерный зал [3].

Ульяновский государственный

педагогический университет им. И.Н. Ульянова стремится к созданию образовательного кластера - цельного образовательного пространства, начиная с детского сада «У-Знайки» до обеспечения высшего образования на семи факультетах университета, включая дополнительное образование в рамках «Малых Академий» и работу с родителями обучающихся на всех этапах в рамках программы «Родительского университета». Создание коворкинг-пространства на базе университета было бы полезным элементом кластера для сотрудников университета, аспирантов, магистрантов, имеющих детей дошкольного и младшего школьного возраста. Для студентов многих специальностей коворкинг-пространство может обеспечить практику по получаемой специальности. Программа работы таких пространств должна быть разнообразна и охватывать все стороны развития личности ребенка (эстетическое воспитание, нравственное, спортивное, интеллектуальное, художественное, экологическое и т.д.). База университета как никакое другое место может это обеспечить -имеются оборудованные спортивные залы и бассейн, библиотека с мультимедиа оборудованием, музеи и лаборатории и многие другие площадки, которые можно использовать, а главное - специалисты-профессионалы. Целью является именно совместное развитие ребенка и родителей, именно этот вариант мы полагаем единственно верным для современной семьи -не нужно делать выбор развивать ребенка или развиваться родителям, т.к. развитие, обучение и занятия своими увлечениями необходимы каждому и, как показывает практика, это возможно.

1. Зямалова Э. Мамы в деле [Электронный ресурс] / Э. Зямалова // Информационный портал Улправда, 2016, 14 октября. - Режим доступа: http://ulpravda.ru/rubrics/delovoi-partner/mamy-v-dele

2. Левинская О. Как устроен коворкинг для детей и родителей [Электронный ресурс] / О. Левинская // САЙТ BIZ360 о малом бизнесе для малого бизнеса, 2015, 6 ноября. - Режим доступа: https://biz360.ru/materials/kak-ustroen-kovorking-dlya-detey-i-roditeley/

3. Новое библиотечное пространство -коворкинг-зоны: Из выступления В.А. Уховой, главного библиотекаря отдела инновационной поддержки чтения Центральной детской библиотеки МБУК городского округа Тольятти // Наша молодежь: общерос. молодеж. журнал; учредитель ООО «Наша молодежь». - Москва, 2014. - № 21. - С. 22.

4. Разорвина А.С. «За» и «против» раннего обучения и развития. Innovations and modern

pedagogical technologies in the education system: materials of the VII international scientific conference on February 20-21, 2017. - Prague: Vedecko vydavatelske centrum «Sociosfera-CZ», 2017. - 203 p. - ISBN 978-80-7526-1755.

5. Разорвина А.С. Проблемы, возникающие у родителей при выборе учреждения дополнительного образования. Традиции и инновации в современной науке / А.С. Разорвина // XVI Международная научно-практическая конференция. - М.: Издательство «Олимп», 2016. - 632с. ISBN 978-5-9909061-6-7.

6. Юдаева М. Мария Юдаева: коворкинг для детей и родителей «Дом Гнома» [Электронный ресурс] // WOMEN & STARTUP | SPACE Федеральная сеть региональных и городских порталов нового формата о женском предпринимательстве, 2015, 15 октября. Режим доступа: https://women-startup.ru/svoe-delo/maria-yudaeva-coworking-for-parents-and-children-house-gnome/

Сведения об авторе:

Разорвина Анна Сергеевна (г. Ульяновск, Россия), старший преподаватель кафедры английского языка, аспирант кафедры педагогики и социальной работы, Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова, e-mail: anna141281@mail.ru

Data about the author:

A. Razorvina (Ulyanovsk, Russia), Senior Lecturer, School of Foreign Languages, Post-graduate student, Department of Pedagogy and Social Work, Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanov, e-mail: anna141281@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.