1996. N9 1
ДОКУМЕНТЫ О РАЗВИТИИ УЧЕБНОГО ОКРУГА
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВЫСШЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ СОБРАНИЕ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
РЕШЕНИЕ “О работе и перспективах развития
Регионального учебного округа Мордовского государственного
университета имени Н. П. Огарева”
” 12 ” июля 1995 г.
Эдним из стратегических направлений реформирования системы образования Рос-:кой Федерации является структурная перестройка образовательного пространст-основными направлениями которой являются:
разработка и внедрение государственных образовательных стандартов общего и профессионального образования всех ступеней с федеральным и национально-региональным компонентами;
дифференциация и интеграция образовательных учреждений по уровням и профилям образования, территориям их функционирования;
становление новой системы государственно-общественного управления образованием на основе приоритетного развития академического самоуправления коллективов образовательных учреждений и разграничения полномочий федеральных, региональных и муниципальных органов управления образованием.
На современном этапе особую активность в структурной перестройке образовательного пространства проявляют академические сообщества и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, усилия которых по формированию качественно новых региональных систем образования получают поддержку федеральных органов управления образованием.
Одним из регионов, в котором проводится большая работа по развитию системы образования, является Республика Мордовия. В республике сохранены и последовательно развиваются все образовательные учреждения общего и профессионального
образования, создаются условия для вариативного образования и образования по выбору, становления образовательных учреждений “повышенного типа” — гимназий, лицеев, колледжей.
В академическом сообществе Мордовии ведущая роль принадлежит коллективу
государственного шую работу по
тельных
стратегических задач обновления содержания образования, особенно
работников высшей и средней
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
школы по общеобразовательным предметам и направлениям профессиональной подготовки. Эта деятельность приобрела качественно новый характер в связи с созданием » 1993 г. Регионального учебного округа Мордовского государственного университета имени Н. П. Огарева, представляющего собой добровольное академическое сообщество учебных заведений Республики Мордовия.
К настоящему времени учебный округ объединяет более 70 образовательных
учреждений республики, в том числе все высшие учебные заведения, инновационные образовательные учреждения среднего общего и профессионального образования, ряд научных учреждений, хозяйственных и коммерческих организаций.
Возглавляют и координируют деятельность округа попечительский совет во главе с ректором университета, научно-методический совет и дирекция. Создано 27 на~ учно-мстодических секций по предметам и направлениям образования. Секции работают по перспективным планам, главным содержанием которых является:
создание рабочих учебных планов, программ, учебников и учебных пособий
арственных
дартов;
создание “сквозных”
образовательных программ, обеспечивающих преемствен* эбразоватсльной и профессиональной подготовки учащих-
ся по основным направлениям;
издательская деятельность;
разработка рекомендаций по совершенствованию управления региональной системой образования.
Деятельность учебного округа плодотворно воздействует на качество работы всех образовательных учреждений республики, содействует становлению органически це-
щественного управления ее функционированием и развитием
государственно-об^
государственного
получил высокую оценку Всероссийской научно-практической конфер
16
систем образования”, состоявшейся
ции Интеграция региональных
18 мая 1995 г. в г. Саранске.
Учитывая изложенное и руководствуясь Законом Российской Федерации “Об обра-
постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 1995 г.
зовании
профессионального образования
Российской Федерации”. Государственный комитет Российской Федерации по высшему образованию, Министерство образования Российской Федерации, Государственное Собрание Республики Мордовия, Правительство Республики Мордовия решают:
1. Одобрить опыт организации и работы Регионального учебного округа Мордовского государственного университета имени Н. П. Огарева как одной из перспективных форм интеграции региональных систем образования на территориях, субъектов Российской Федерации.
для
еятельности
онального учебного округа Мордовского государственного университета имени Н. П. Огарева как экспериментальной формы академического самоуправления региональной системы образования на территории субъектов Российской Федерации.
В этих целях:
2.1. Принять меры по включению Мордовского государственного университета имени Н. П. Огарева в число ведущих университетов Российской Федерации.
Предоставить
го-
товки рекомендаций к изданию учебно-методической литературы, предназначенной
учреждении
2.3. Для обеспечения издательской деятельности учебного округа создать издательский фонд попечительского совета. Издательство Мордовского государственного университета считать базовым издательством округа.
2.4. Обеспечить завершение строительства объектов образовательных учреждений учебного округа» включенных в инвестиционные федеральные и республиканские программы 1995 г.
3. Считать основными направлениями академической деятельности учебного округа на 1995 — 2000 гг.:
— разработку национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов для всех ступеней и направлений общего и профессионального образования;
— подготовку и издание образовательных программ, учебников, пособий для научно-методического обеспечения всех учебных дисциплин, включенных в,национально-региональные компоненты государственных образовательных стандартов;
— кадровое и научно-методическое обеспечение системы првышения квалификации педагогических работников всех образовательных учреждений Республики Мордовия;
— создание региональной системы академической информации на базе Мордовского республиканского центра новых информационных технологий;
— активную поддержку становления инновационных образовательных учреждений (гимназии, лицеи, колледжи), разработку для них учебных планов, обеспечивающих высокое качество образования и преемственность всех ступеней общего и профессионального образования.
4. Считать целесообразным установить должность проректора Мордовского государственного университета — директора Регионального учебного округа Мордовского государственного университета.
5. Финансирование деятельности учебного округа осуществлять на основе консолидирования бюджетных и внебюджетных источников с целью реализации конкретных проектов академической деятельности, согласованных руководством округа с Госкомвузом, Минобразованием России, Правительством Республики Мордовия.
6. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на заместителя председателя Госкомвуза России В. М. Жураковского, заместителя министра образования России В. К. Бацина, заместителя Председателя Государственного Собрания Республики Мордовия А. Н. Бурканова, заместителя Председателя Правительства Республики Мордовия В. Д. Сироткина.
Председатель Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию
Министр образования Российской Федерации
Председатель Государственного Собрания Республики Мордовия
Председатель Правительства Республики Мордовия
В. Г. КИНЕЛЕВ
Е. В. ТКАЧЕНКО
Н. И. МЕРКУШКИН
В. Н. ШВЕЦОВ