Научная статья на тему 'РЕШЕНИЕ КОМБИНАТОРИКИ С ЦЕЛЬЮ ФОРМИРОВАНИЯ ВЕРОЯТНО-СТАТИСТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКА'

РЕШЕНИЕ КОМБИНАТОРИКИ С ЦЕЛЬЮ ФОРМИРОВАНИЯ ВЕРОЯТНО-СТАТИСТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
76
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМБИНАТОРНОЕ МЫШЛЕНИЕ / COMBINATORIAL THINKING / СТАТИСТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / STATISTICAL THINKING / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ / TEACHING TECHNIQUE / ШКОЛЬНИКИ / SCHOOL STUDENTS / РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ / PROBLEM SOLVING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Езенев А.В.

В статьерассматривается понимание и необходимость вероятно-статистического мышления в жизни школьника, связь вероятно-статистического мышления и комбинаторики с окружающей средой.The understanding and need of probable and statistical thinking for the school student’s life, communication of probable and statistical thinking and a theory of combinations with a surrounding medium is studied.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РЕШЕНИЕ КОМБИНАТОРИКИ С ЦЕЛЬЮ ФОРМИРОВАНИЯ ВЕРОЯТНО-СТАТИСТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКА»

занимает 3-5 секунд, где программа обрабатывает данные и выставляет соответствующие баллы;

5. Преподаватель на экран выводит результаты экспресс-тесстирования.

6. Программа автоматически производит накопление данных, формирование отчетов и статистических показателей.

Детальные отчеты, полученные по завершению тестирования, помогают преподавателю анализировать ответы учащихся в режиме реального времени и наиболее полно и объективно оценить уровень их знаний, а также сопоставить данные по активности, уровню знаний и мотивации студентов.

Разработанная программа успешно внедрена в ФГБОУ ВО «Казанский государственный энергетический университет».

Библиографический список:

1. Закиева, Р. Р. Оценка качества подготовки студентов технических вузов [Текст] / Р. Р. Закиева // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. - Волгоград, 2016. - № 1(34). - С. 273-278.

УДК 371

РЕШЕНИЕ КОМБИНАТОРИКИ С ЦЕЛЬЮ ФОРМИРОВАНИЯ ВЕРОЯТНО-СТАТИСТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКА THE SOLUTION OF THE THEORY OF COMBINATIONS FOR THE PURPOSE OF FORMATION OF PROBABLE AND STATISTICAL THINKING OF THE SCHOOL STUDENT

Езенев А. В., студент Научный руководитель: Темербекова А. А., д-р. пед. наук, профессор ГАГУ «Горно-Алтайский государственный университет» Россия, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск

Аннотация. В статьерассматривается понимание и необходимость вероятно-статистического мышления в жизни школьника, связь вероятно-статистического мышления и комбинаторики с окружающей средой.

Ключевые слова: комбинаторное мышление, статистическое мышление, методика преподавания, школьники, решение задач.

Abstract. The understanding and need of probable and statistical thinking for the school student's life, communication of probable and statistical thinking and a theory of combinations with a surrounding medium is studied.

Key words: combinatorial thinking, statistical thinking, teaching technique, school students, problem solving.

Вероятно-статистическое мышление - это метод анализа множества объектов. Каждый объект из множества объектов может анализироваться отдельно от остальных, хотя этот метод анализа в применении ко множеству объектов методологически неверен.Однако многие люди упорно пытаются анализировать множества опираясь на анализ отдельного его объекта и в следствии чего упускают из внимания все закономерности, касающиеся именно множества.

Возьмём к примеру где наглядно рассматривается вероятно-статистическое мышление, игра в обожаемые детьми лабиринты, нарисованные на бумаге, которые нужно проходить с помощью карандаша. Многие из этих лабиринтов содержат несколько возможных путей, отходящих от начальной точки, и среди них только один верный путь, который приведет в конец лабиринта, где и будет решение лабиринта [2]. Пример такого лабиринта приведен на рисунке 1.

Рисунок 1 - Лабиринт

Любой школьник без вероятно-статистического мышления будет искать решение лабиринта с начала пути где есть множество вариантов входа. Но если у школьника развито вероятно-статистическое мышление то, он сразу заметит что проще и быстрее решить эту задачу будет не проверять каждый из путей, а применить стратегию с конца, то есть начать путь не с исходного положения, а из конечной точки.

«Вы все обдумываете и обдумываете свою задачу; попробуйте упростить ее... Довели ли вы ее до максимально возможного упрощения, до той ясности, которая наталкивает на мысли?» [3].

Задачи, вызывающие затруднения при решении чаще всего сложные по структуре описания. Хороший способ справиться с такой задачей - это упростить ее настолько, насколько возможно.

В настоящее время никто не подвергает сомнению необходимость изучения комбинаторики в школьном курсе математики. О необходимости изучения в школе элементов теории вероятностей и статистики речь идет очень давно. Ведь именно изучение и осмысление теории вероятностей и статистических проблем особенно нужно в нашем перенасыщенном информацией мире. Но внедрение комбинаторного и статистического мышления в школьный курс столкнулось с некоторыми трудностями, в первую очередь, это методическая неподготовленность учителей и отсутствие единой методики и школьных учебников.

Современная концепция школьного математического образования ориентирована, прежде всего, на учет индивидуальности ребенка, его интересов и склонностей. Этим определяются критерии отбора содержания, разработка и внедрение новых, интерактивных методик преподавания, изменения в требованиях к математической подготовке ученика. И с этой точки зрения, когда речь идет не только об обучении математике, но и формировании личности с помощью математики, необходимость развития у всех школьников вероятностной интуиции, статистического и комбинаторного мышления становится насущной задачей. Причем речь сегодня идет об изучении вероятностно-статистического материала в обязательном основном школьном курсе «математике для всех» в рамках самостоятельной содержательно-методической линии на протяжении всех лет обучения.

Исследования психологов (Ж. Пиаже, Е. Фишбейн) показывают, что человек изначально плохо приспособлен к вероятностной оценке, к осознанию и верной интерпретации вероятностно-статистической информации. Работы психологов

утверждают, что наиболее благоприятен для формирования вероятностных представлений возраст 10-13 лет (это 5-7 классы). Экспериментальная работа в 5 и 6 классах по пропедевтике вероятностных представлений, проведению экспериментов со случайными исходами и обсуждению на качественном уровне их результатов показало, что этот не закрепленный формальными «обязательными результатами» период дает хорошее развитие вероятностной интуиции и статистических представлений детей [1].

Согласно данным ученых-физиологов и психологов, в среднем звене школы заметно падение интереса к процессу обучения в целом и к математике в частности. На уроке математики в основной школе, в пятых-девятых классах, проводимых по привычной схеме и на традиционном материале, у ученика зачастую создается ощущение непроницаемой стены между изучаемыми объектами и окружающим миром. Именно вероятностно-статистическая линия, или, как ее стали называть в последнее время, -стохастическая линия, изучение которой невозможно без опоры на процессы, наблюдаемые в окружающем мире, на реальный жизненный опыт ребенка, способна содействовать возвращению интереса к самому предмету «математика», пропаганде его значимости и универсальности [1].

Знакомство школьников с очень непростой областью математики, где между черным и белым существует целый спектр цветов и оттенков, возможностей и вариантов, а между однозначными «да» и «нет» существует еще и «быть может» (причем это «может быть» поддается строгой количественной оценке), способствует устранению укоренившегося ощущения, что происходящее на уроке математики никак не связано с окружающим миром, с повседневной жизнью. Учащиеся видят непосредственную связь математики с окружающей действительностью, реальной жизнью.

В современном мире для формирования вероятно-статистического мышления необходимо решение практических задач. Решение задач является важнейшим средством формирования у школьников системы основных математических знаний, умений и навыков. От эффективности использования задач в обучении математике в значительной мере зависит не только качество обучения, воспитание и развитие учащихся, но и степень их практической подготовленности к последующей деятельности в любой сфере.

Задачи - основное средство развития математического мышления учащихся. И здесь речь идёт не об упражнениях тренировочного характера, а о нестандартных задачах практического содержания, являющихся важнейшим слагаемым на пути развития способностей учащегося. Ведь человеку в жизни и практической деятельности приходится решать не только неоднократно повторяющиеся задачи, но и новые, никогда не встречавшиеся. Учитель должен научить школьника находить пути к решению проблем, а это значит - формировать у учащихся способность к самостоятельному, творческому мышлению. Решение любой задачи, особенно сложной, требует от учащихся напряжённого труда и упорства[4]. А упорство проявляется только тогда, когда задача интересна. Значит, нужно подбирать задачи, которые ученики хотели бы решать. Чаще всего интерес вызывают задачи практического содержания. Это задачи следующего содержания: комбинаторно современном - вероятностные задачи, важнейшим задачи человек межпредметного содержания, задачи связанные с производством, задачи логические.

На рубеже третьего тысячелетия становится очевидной универсальность вероятностно - статистических законов. Современная физика, химия, биология, демография, социология, весь комплекс социально - экономических наук развиваются на вероятностно - статистической базе. Ребёнок в своей жизни ежедневно сталкивается с вероятностными ситуациями, ведь игра и азарт составляют существенную часть его жизни, в нашу жизнь вошли выборы, банковские кредиты, страховые полисы, таблицы занятости и социологические опросы. Подготовку человека к таким проблемам во всём мире осуществляет курс математики.

Современная школа должна дать учащимся достаточные знания, умения и навыки, чтобы комбинаторика и теории вероятностей стали действительно научной базой для понимания учащимися вероятно - статистических моделей в обществе или каких-либо массовых явлений в природе. Введение теории вероятностей в школьный курс математики, несомненно, необходимо.

В данной статье была сделана попытка проанализировать возможность реализации решение комбинаторики с целью формирования вероятно-статистического мышления школьника в основной школе. Была проанализирована различная учебно-методическая литература и различные рассуждения по этой теме, приведен пример задачи с ее решением с помощью статистического мышления и без него, и на основе этого анализа сделаны конкретные выводы.

Библиографический список:

1. Бунимович, Е. А. Вероятностно-статистическая линия в базовом школьном курсе математики [Текст] / Е. А. Бунимович // Математика в школе [Текст]. - 2002. - №4. -С. 52-58.

2. Студопедия (Решение с конца) [Электронный ресурс] // ред. От 04.07.2015. -URL : https://studopedia.ru/13_100072_reshenie-s-kontsa.html (30.05.2018).

3. Халперн Дайана. Стратегии решения задач // Психология критического мышления [Электронный ресурс]. - URL : https://psy.wikireading.ru/35350 (30.05.2018).

4. FB.ru (Педагогические ситуации и пример их решения. Методы решения сложных педагогических ситуаций) [Электронный ресурс] // ред. От 22.06.2014. - URL : http://fb.ru/article/144122/pedagogicheskie-situatsii-i-primer-ih-resheniya-metodyi-resheniya-slojnyih-pedagogicheskih-situatsiy (30.05.2018).

УДК 373.1

АРТ-ПРОЕКТ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГРАФИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ART PROJECT AS A MEANS OF FORMING GRAPHIC CULTURE OF STUDENTS

Байкунакова Г. В., аспирант, педагог-психолог МБОУ «СОШ № 8 г. Горно-Алтайска» Научный руководитель: Темербекова А. А., д-р пед. наук, профессор ФГОУ ВО «Горно-Алтайский государственный университет» Россия, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск

Аннотация. В статье раскрываются понятия «проект», «арт-проект». Обозначаются их возможности в образовательном процессе как средство формирования графической культуры обучающихся. Также представлены компоненты арт-проектирования.

Ключевые слова: образование, обучение, графика, проект, проектирование, средство обучения.

Abstract. The article describes concepts of "project" and"art project". Their potential in the educational process as a means of forming the graphic culture of students is defined. The components of art design are also presented.

^y words: education, training, graphics, project, design, learning tool.

В последние годы в деятельности образовательного процесса широкое распространение получили новые формы учебной деятельности - творческие проекты. Они возникают и как самостоятельное направление деятельности по сохранению и развитию отдельных отраслей или учреждений образования, и как некий творческий замысел, выраженный в конкретной художественной форме. Проект сегодня рассматривается как замысел или нацеленный на преобразование план, как составная часть, как предварительная модель одной из форм социально-культурной деятельности в образовательном процессе по реализации разработанной концепции. Проект является обязательным компонентом профессиональной деятельности творческой команды обучающихся или инициативы одного обучающегося.

По мнению А. Р. Камалеевой и Н. В. Шигаповой, под «проектной деятельностью обучающихся понимается совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности» [1, С. 78].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.