Научная статья на тему 'АРТ-ПРОЕКТ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГРАФИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ'

АРТ-ПРОЕКТ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГРАФИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
293
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ОБУЧЕНИЕ / TRAINING / ГРАФИКА / GRAPHICS / ПРОЕКТ / PROJECT / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / DESIGN / СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ / LEARNING TOO

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Байкунакова Г.В.

В статье раскрываются понятия «проект», «арт-проект». Обозначаются их возможности в образовательном процессе как средство формирования графической культуры обучающихся. Также представлены компоненты арт-проектирования.The article describes concepts of “project” and“art project”. Their potential in the educational process as a means of forming the graphic culture of students is defined. The components of art design are also presented.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АРТ-ПРОЕКТ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГРАФИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

В данной статье была сделана попытка проанализировать возможность реализации решение комбинаторики с целью формирования вероятно-статистического мышления школьника в основной школе. Была проанализирована различная учебно-методическая литература и различные рассуждения по этой теме, приведен пример задачи с ее решением с помощью статистического мышления и без него, и на основе этого анализа сделаны конкретные выводы.

Библиографический список:

1. Бунимович, Е. А. Вероятностно-статистическая линия в базовом школьном курсе математики [Текст] / Е. А. Бунимович // Математика в школе [Текст]. - 2002. - №4. -С. 52-58.

2. Студопедия (Решение с конца) [Электронный ресурс] // ред. От 04.07.2015. -URL : https://studopedia.ru/13_100072_reshenie-s-kontsa.html (30.05.2018).

3. Халперн Дайана. Стратегии решения задач // Психология критического мышления [Электронный ресурс]. - URL : https://psy.wikireading.ru/35350 (30.05.2018).

4. FB.ru (Педагогические ситуации и пример их решения. Методы решения сложных педагогических ситуаций) [Электронный ресурс] // ред. От 22.06.2014. - URL : http://fb.ru/article/144122/pedagogicheskie-situatsii-i-primer-ih-resheniya-metodyi-resheniya-slojnyih-pedagogicheskih-situatsiy (30.05.2018).

УДК 373.1

АРТ-ПРОЕКТ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГРАФИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ART PROJECT AS A MEANS OF FORMING GRAPHIC CULTURE OF STUDENTS

Байкунакова Г. В., аспирант, педагог-психолог МБОУ «СОШ № 8 г. Горно-Алтайска» Научный руководитель: Темербекова А. А., д-р пед. наук, профессор ФГОУ ВО «Горно-Алтайский государственный университет» Россия, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск

Аннотация. В статье раскрываются понятия «проект», «арт-проект». Обозначаются их возможности в образовательном процессе как средство формирования графической культуры обучающихся. Также представлены компоненты арт-проектирования.

Ключевые слова: образование, обучение, графика, проект, проектирование, средство обучения.

Abstract. The article describes concepts of "project" and"art project". Their potential in the educational process as a means of forming the graphic culture of students is defined. The components of art design are also presented.

^y words: education, training, graphics, project, design, learning tool.

В последние годы в деятельности образовательного процесса широкое распространение получили новые формы учебной деятельности - творческие проекты. Они возникают и как самостоятельное направление деятельности по сохранению и развитию отдельных отраслей или учреждений образования, и как некий творческий замысел, выраженный в конкретной художественной форме. Проект сегодня рассматривается как замысел или нацеленный на преобразование план, как составная часть, как предварительная модель одной из форм социально-культурной деятельности в образовательном процессе по реализации разработанной концепции. Проект является обязательным компонентом профессиональной деятельности творческой команды обучающихся или инициативы одного обучающегося.

По мнению А. Р. Камалеевой и Н. В. Шигаповой, под «проектной деятельностью обучающихся понимается совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности» [1, С. 78].

Очевидно, что под проектированием (от projektus - «брошенный вперед») понимается деятельность, имеющая начало и конец во времени, направленная на достижение заранее определенного результата, создание уникального продукта или услуги, при заданных ограничениях по ресурсам и срокам, а также требованиям к качеству и допустимому уровню риска. Такое понимание приводит нас к рассмотрению проектирования с точки зрения деятельностного подхода, то есть как этапа педагогической деятельности по решению конкретной учебно-воспитательной задачи или как особого вида педагогической деятельности - «непременного условия осуществления регулятивной функции педагогики» [2].

Так, для понимания сущности понятия «педагогическое проектирование» необходимо обратиться к исследователю Г. К. Селевко [3], который в понятие «проект» вкладывает:

1) замысел переустройства того или иного участка действительности согласно определенным правилам;

2) разработанный план сооружения, конструкции, процесса, мероприятия, изготовления чего-либо; в этом случае «проект» есть результат некоторой «проектной, проектировочной» деятельности, целостный образ будущего объекта;

3) предварительный, предположительный текст какого-либо документа;

4) определенную форму организации совместной деятельности людей по осуществлению крупных, относительно самостоятельных начинаний, кампании, дел, имеющих определенные цели.

Важными для настоящего исследования являются работы, рассматривающие сущность проектной деятельности, ее проблемный характер, место в воспитательно-образовательном процессе (В. П. Беспалько, А. Л. Блохин, О. В. Брыкова, О. Б. Волжина, Е. А. Гилева, В. В. Давыдов, А. Н. Джуринский, И. И. Джужук, Дж. Дьюи, Л. А. Дорджиева, Н. А. Забелина, А. Д. Климова, У. Килпатрик, Н. Н. Курова, О. В. Ляпина, И. И. Ляхов, И. В. Никитина, Е. А. Пеньковских, М. Л. Сердюк, Н. Г. Чернилова и др.)

Таким образом, понятие, «проект» - это некое новое временное предприятие, направленное на создание уникальных продуктов, услуг или результатов. Здесь под словом «временно» понимается то, что у проекта есть начало и конец. Иначе образовательный арт-проект - это инновационная, творческая, рассчитанная на определенный промежуток времени, совместная детско-взрослая деятельность, направленная на создание новых условий в образовательном пространстве для эффективного развития образования обучающихся средствами творческих технологий.

В данном проекте мы предположили, что процесс формирования графической культуры обучающегося будет проходить успешнее, если на основе обобщенного опыта использования арт-проекта создать условия для активной самореализации личностного творческого потенциала всех участников образовательного процесса в новой форме творческого взаимодействия. Тогда мы выйдем на развитие особой творческой образовательной среды, которая позволит интегрировать и актуализировать приобретенный в рамках реализации проекта новый конструктивный жизненный опыт современного позитивного образа жизни, направленный на достижение перспективных потребностей личности за счет создания более креативной, технологичной, здоровой, физически, подвижной, постоянно меняющейся дружественной, безопасной среды активного взаимодействия в школьном образовательном пространстве.

По нашему мнению, «арт-проектирование» как средство формирования графической культуры обучающихся состоит из следующих компонентов:

- творческий компонент, представляющий собой синтез творческую деятельность и творческую способность (врожденные и приобретенные навыки);

- дизайн-компонент, владеющий такими действиями, как планирование, генерирование идей, реализация задуманного в материале;

- информационный компонент, позволяющий работать с огромным объемом информации разного рода;

14. этнокультурный компонент, раскрывающий культуру разных народов, духовно-

нравственные ценности, социальные нормы поведения.

Теоретический анализ литературы показывает, что проблема рассматривалась достаточно широко. В то же время целый ряд конкретных (методических) вопросов,

связанных с арт-проектом как средство формирования графической культуры обучающихся остается мало разработанным.

Библиографический список:

1. Камалеева, А. Р. Проектная деятельность как средство формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников [Текст] / А. Р. Камалеева, Н. В. Шигапова // Путь науки. - Волгоград, 2014. - № 3 (3).- С. 73-83.

2. Краевский, В. В. Методология педагогики: новый этап : учеб. пособ. Для студ. высш. учеб. завед. [Текст] / В.В. Краевский, Е.В. Бережнова. - М. : издат. Центр «Академия», 2008. - 394 с. - С. 120.

3. Селевко, Г. К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств [Текст] / Г. К. Селевко. - М. : НИИ школьных технологий, 2005. - 208 с.

УДК 51-37

СОВРЕМЕННЫЕ КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, КАК ПОМОЩЬ В РЕШЕНИИ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ MODERN COMPUTER TECHNOLOGIES USED TO SOLVE MATHEMATICAL TASKS

Ярушкин А. И., студент Научный руководитель: Темербекова А. А., д-р пед. наук, профессор Горно-Алтайский государственный университет Россия, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск yaruhkin@gmail.com

Аннотация. В материале ниже указаны современные компьютеризированные способы решения уравнений и неравенств графическим методом.

Ключевые слова: технология, математика, обучение, уравнение, неравенство, решение, информационные технологии.

Abstract. The materials of the research show modern computerized ways of the solution of the equations and inequalities with the help of a graphic method.

Key words: technology, mathematics, training, equation, inequality, decision, information technologies.

Развитие компьютерных технологий не стоит на месте. Постоянное увеличение мощностей у систем, для решения разного рода профессиональных задач, ускоряет процесс изучения мира. В математике компьютеры занимают первое место, ведь компьютер - это машина с вычислениями, которая на базе своего процессора производит миллионы, а то и миллиарды вычислений за короткий промежуток времени. Простейшая вычислительная машина - это калькулятор, который позволяет ускорить процесс вычисления для обычного человека, например, бухгалтера.

Нашей целью является изучение разного рода ресурсов или программ, которые позволяют упростить нам процесс вычисления и построения для уравнений и неравенств. Одним из таких ресурсов является приложение DESMOS, который располагается на сайте www.desmos.com Сайт данного ресурса целиком и полностью на английском, но их графический калькулятор переведен на русский, что, несомненно, упрощает его использование. Так же для удобства у ресурса есть мобильное приложение для смартфонов.

Интерфейс калькулятора довольно прост и удобен в использовании. Есть окно для написания формул, так же имеется клавиатура, которая позволяет набирать функцию, а сердцем является поле для графика (см. рис. 1).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.