Научная статья на тему 'Решение Коллегии Министерства здравоохранения Российской Федерации О результатах деятельности Российского государственного медико-дозиметрического регистра по изучению медицинских последствий чернобыльской катастрофы (№ 6 от 25 марта 1999 г.'

Решение Коллегии Министерства здравоохранения Российской Федерации О результатах деятельности Российского государственного медико-дозиметрического регистра по изучению медицинских последствий чернобыльской катастрофы (№ 6 от 25 марта 1999 г. Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
98
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Решение Коллегии Министерства здравоохранения Российской Федерации О результатах деятельности Российского государственного медико-дозиметрического регистра по изучению медицинских последствий чернобыльской катастрофы (№ 6 от 25 марта 1999 г.»

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КОЛЛЕГИЯ

РЕШЕНИЕ

от 25 марта 1999 года № 6

О результатах деятельности Российского государственного медико-дозиметрического регистра по изучению медицинских последствий чернобыльской катастрофы

Коллегия Минздрава России отмечает, что Российским государственным медико-дозиметрическим регистром (далее Регистр) проведена значительная работа по созданию автоматизированного персонального учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию в результате аварии на Чернобыльской АЭС, накоплению и уточнению дозиметрической информации на них, оценке состояния и динамики здоровья этой категории населения. В банке данных Регистра на 01.01.99 г. находится информация на 530965 человек, в том числе на 174916 участников ликвидации чернобыльской катастрофы, проживающих во всех регионах Российской Федерации, и 313816 - проживающих (проживавших) на наиболее загрязненных радионуклидами (более 5 кюри/м2) территориях Брянской, Калужской, Тульской и Орловской областей.

Для обеспечения и совершенствования деятельности Регистра созданы 11 региональных и 4 областных центра Регистра, разработаны и введены в действие статистические формы, которые позволили не только вести учет и обработку медицинской информации, но и создать несколько специализированных подрегистров: причин смерти, рака щитовидной железы, лейкозов, межведомственных экспертных Советов, канцер-подрегистр. Эти меры позволили с большей достоверностью вести радиационно-эпидемиологический анализ медицинских последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

Разработано и функционирует на всех уровнях Регистра программно-математическое обеспечение сбора, контроля, хранения и анализа медико-дозиметрических данных на лиц, включенных в Регистр.

Деятельность Регистра позволила установить повышенный уровень заболеваемости в когорте ликвидаторов по сравнению с аналогичными общероссийскими показателями (эндокринной системы в 10 раз, психических расстройств в 5 раз, сердечно-сосудистых в 4 раза). При этом отмечена тенденция к повышению заболеваемости эндокринной системы в наиболее молодой группе ликвидаторов (30-34 года). В то же время динамика и показатель смертности среди ликвидаторов в настоящее время характерны для мужского населения России в целом.

Отмечается увеличение темпов роста инвалидности у ликвидаторов за период с 1991 по 1994 годы в 6,6 раза, с 1994 по 1997 годы - 1,6 раза. Основными причинами инвалидности являются болезни нервной системы, системы кровообращения и психические расстройства. Самый высокий темп роста инвалидности отмечается в возрастной группе 30-34 года и минимальный - в группе 50-54 года.

Среди населения, проживающего на загрязненных радионуклидами территориях, отмечается устойчивая тенденция к росту заболеваемости злокачественными новообразованиями. Установлено, что величина стандартизованных показателей заболеваемости раком щитовидной железы среди населения Брянской, Тульской и Орловской областей по отношению к населению России имеет статистически достоверный рост с 1991 года, то есть после окончания латентного периода. Риск заболеваемости радиогенными раками щитовидной железы среди детей от 0 до 4 лет на момент облучения в 6-10 раз превышает риск для взрослого населения. Наиболее высокий уровень заболеваемости раком щитовидной железы отме-

чается у населения в Брянской и Орловской областях, при этом не установлена связь с уровнями загрязнения территории радионуклидами и требуется проведение дополнительного изучения данной ситуации.

Оценка, проведенная Регистром, потенциального пожизненного ущерба для здоровья ликвидаторов, обусловленного облучением, показала, что атрибутивный риск смертности через 20 лет после чернобыльской катастрофы составляет для лейкозов - 23,6%, для солидных раков - 2,8%. Среди населения Брянской области пожизненный атрибутивный риск смертности для солидных раков составит 0,5% для мужчин и 0,7% для женщин. Однако, для более точной оценки необходимо проведение дальнейших исследований, так как основные стохастические эффекты последствий радиационной аварии будут проявляться спустя 20-30 лет после аварии.

В Регистре содержится информация об индивидуальных дозах облучения на 126 тыс. из 174 тыс. участников ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, а также на 38 тыс. человек, проживающих на загрязненной территории Калужской области.

Регистром как Сотрудничающим центром ВОЗ по исследовательской работе и подготовке кадров в области радиационной эпидемиологии подготовлено около 120 специалистов из России, стран СНГ и дальнего зарубежья.

Результаты радиационно-эпидемиологического анализа регулярно публикуются Регистром в выпускаемом им Бюллетене "Радиация и риск".

Вместе с тем, в деятельности Российского государственного медико-дозиметрического регистра имеют место серьезные недостатки и нерешенные вопросы.

Отсутствуют в необходимом объеме данные индивидуализированных доз внутреннего и внешнего облучения жителей загрязненных радионуклидами территорий, включенных в Регистр, а также доз облучения щитовидной железы. Объективность оценки динамики состояния здоровья лиц, подвергшихся воздействию радиации в результате аварии на ЧАЭС, в последнее время снижается в связи с сокращением объемов и ухудшением качества представляемой документации органами управления здравоохранением субъектов Российской Федерации по результатам ежегодной диспансеризации данной категории населения, а также в результате нарушения периодичности медицинских осмотров. Так, в Брянской области процент охвата населения диспансеризацией снизился с 58,4% в 1994 г. до 31,0% в 1997 г.

Межведомственные экспертные Советы по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти с радиационным воздействием неудовлетворительно представляют сведения о результатах рассмотрения медицинских документов, а Томский региональный центр Регистра практически полностью прекратил передачу информации.

В связи с недостаточным финансированием Регистра (в 1996 г. на 64,9%, в 1997 г. на 45,0% от плана) не решены вопросы обеспечения программно-техническими средствами, в том числе компьютерами, региональных центров, областных отделений и федерального уровня Регистра.

Отсутствует программное обеспечение для перекодировки кодов болезней при переходе в 1999 году с МКБ-9 на МКБ-10, что может отрицательно повлиять на проведение анализа динамики состояния здоровья наблюдаемых лиц в Регистре.

Нарушены информационные связи Российского государственного медико-дозиметрического регистра с регистрами Минобороны России и МПС России.

В практику работы Регистра не внедрена подготовка аналитических справок и предложений по совершенствованию медицинской помощи в субъектах Российской Федерации. Не отрегулирована работа Регистра с управлениями здравоохранения субъектов Российской Федерации по корректировке организации медицинской помощи населению, подвергшемуся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, исходя из региональных особенностей состояния здоровья населения и тенденций ее динамики.

В целях дальнейшего совершенствования работы Российского государственного медико-дозиметрического регистра

КОЛЛЕГИЯ РЕШАЕТ:

1. Отметить позитивный вклад Российского государственного медико-дозиметрического регистра в изучение и оценку медицинских последствий чернобыльской катастрофы.

2. Департаменту госсанэпиднадзора и Департаменту организации медицинской помощи Минздрава России:

2.1. Организовать ежегодную проверку качества ведения медицинской документации в 2-3 региональных центрах и областных отделениях Регистра.

2.2. Подготовить проект приказа по улучшению взаимодействия Регистра с органами управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, межведомственными экспертными Советами по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти с радиационным воздействием.

Срок: 1 сентября 1999 г.

2.3. Подготовить предложения об организации взаимодействия ведомственных Регистров Минобороны России и МПС России с Российским государственным медико-дозиметрическим регистром лиц, подвергшихся радиации в результате аварии на Чернобыльской АЭС.

Срок: 1 июня 1999 г.

2.4. Провести совещание со специалистами региональных центров по совершенствованию деятельности Регистра.

Срок: 1 ноября 1999 г.

2.5. Подготовить методические указания по расчету доз облучения щитовидной железы у населения, проживающего на радиоактивно загрязненных территориях.

Срок: 1 декабря 1999 г.

2.6. Организовать в течение года совместно с управлением здравоохранения администрации Орловской области изучение причин повышенной заболеваемости раком щитовидной железы населения, подвергшегося воздействию радиации в результате аварии на Чернобыльской АЭС.

3. Медицинскому радиологическому научному центру РАМН:

3.1. Переработать и утвердить в установленном порядке положение о Российском государственном медико-дозиметрическом регистре с учетом перехода на новый этап деятельности Регистра по решению задач радиационно-эпидемиологического анализа заболеваемости населения, подвергшегося облучению в результате радиационных аварий.

Срок: 1 сентября 1999 г.

3.2. Осуществить необходимые мероприятия по созданию банка данных доз облучения населения, включенного в Регистр.

Срок: 1 октября 1999 г.

3.3. Обеспечить ежегодное представление в Минздрав России и органы управления здравоохранением субъектов Российской Федерации аналитических справок по результатам сводных данных с предложениями по принятию управленческих решений.

3.4. Подготовить методические указания для работы межведомственных экспертных Советов по установлению причинной связи онкологических заболеваний с воздействием радиации.

Срок: 1 октября 1999 г.

3.5. Осуществлять ежегодный выезд специалистов в два-три региональных (областных) центра Регистра для оказания практической и методической помощи по вопросам их деятельности.

3.6. Обеспечить ежегодный выпуск Бюллетеня "Радиация и риск" с аналитическими материалами о состоянии здоровья населения, подвергшегося воздействию радиации вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, по регионам России.

3.7. Подготовить предложения по механизму создания эталонного подрегистра лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, для радиационно-эпидемиологического анализа общесоматической заболеваемости.

Срок: 1 декабря 1999 г.

3.8. Провести научно-практическую конференцию по проблемам радиационно-эпидемиологического анализа заболеваемости участников ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС.

Срок: 1 марта 2000 г.

3.9. Принять меры по укреплению материально-технической базы региональных и областных центров Регистра и совершенствованию их программного обеспечения.

Срок: 1 декабря 1999 г.

3.10. Внести изменения в программное обеспечение Регистра в связи с внедрением в практику здравоохранения международной классификации болезней 10 пересмотра (МКБ-10).

Срок: 1 декабря 1999 г.

4. Руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации:

4.1. Обеспечить проведение медицинских осмотров лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, в объеме и с периодичностью, установленными приказами Минздрава России.

4.2. Осуществлять своевременное и качественное оформление документации, направляемой в Регистр, по итогам диспансеризации населения, подвергшегося воздействию радиации вследствие аварии на Чернобыльской АЭС.

5. Председателям межведомственных экспертных Советов по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти с радиационным воздействием направлять ежегодно в Регистр информацию по установлению причинной связи по установленной форме.

6. Контроль за выполнением решения коллегии оставляю за собой.

За председателя Коллегии,

Первый заместитель Министра

здравоохранения Российской Федерации Г.Г.Онищенко

Секретарь Коллегии Л.Н.Жуков

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.