Научная статья на тему 'Решение IX Всероссийской конференции по дополнительному образованию «Кадровое обеспечение инновационных процессов в экономике и образовании России» и Всероссийского Форума «Социальное партнерство в системе непрерывного образования»'

Решение IX Всероссийской конференции по дополнительному образованию «Кадровое обеспечение инновационных процессов в экономике и образовании России» и Всероссийского Форума «Социальное партнерство в системе непрерывного образования» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
62
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Решение IX Всероссийской конференции по дополнительному образованию «Кадровое обеспечение инновационных процессов в экономике и образовании России» и Всероссийского Форума «Социальное партнерство в системе непрерывного образования»»

100 Высшее образование в России • № 2, 2009

Решение

IXВсероссийской конференции по дополнительному образованию «Кадровое обеспечение инновационных процессов в экономике и образовании России» и Всероссийского форума «Социальное партнерство в системе непрерывного образования»

10-11 декабря 2008 года в г. Казани на базе государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Казанский государственный технологический университет» в соответствии с приказом Рособразования от 4 мая 2008 г. № 410 состоялись IX Всероссийская конференция по дополнительному образованию «Кадровое обеспечение инновационных процессов в экономике и образовании России» (далее - Конференция) и Всероссийский форум «Социальное партнерство в системе непрерывного образования» (далее - Форум).

Организаторами Конференции и Форума являлись: Федеральное агентство по образованию, Кабинет министров Республики Татарстан, Министерство образования и науки Республики Татарстан, Министерство экономики Республики Татарстан, Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, Совет ректоров вузов Республики Татарстан, Казанский государственный технологический университет, Российский союз промышленников и предпринимателей, Национальный фонд подготовки кадров, Российский союз химиков, Российское химическое общество им. Д.И. Менделеева, Международное общество по инженерной педагогике Ю1Р, Союз руководителей учреждений и подразделений дополнительного профессионального образования и работодателей (Союз ДПО), Международная академия наук высшей школы, редакция журнала «Высшее образование в России», Межгосударственная ассоциация последипломного образования (МАПДО), Казанский научный центр РАН, Академия наук Республики Татарстан, Поволжское отделение РАО, Торгово-промышленная палата Республики Татарстан, Ассоциация предприятий и предпринимателей Республики Татарстан, Межотраслевой региональный центр профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов Республики Татарстан.

Работа Конференции и Форума проходила в четырех секциях:

• «Актуальные вопросы развития системы повышения квалификации преподавателей высшей школы в условиях модернизации российского образования » (руководитель -

Практика модернизации

101

начальник отдела подготовки и повышения квалификации научно-педагогических кадров Управления научных исследований и инновационных программ Федерального агентства по образованию Мосичева И.А.);

• «Инновационные процессы в системе дополнительного профессионального образования: методология, теория и практика. Обсуждение концепции непрерывного образования » (руководитель - старший государственный инспектор Управления лицензирования, аккредитации и надзора в образовании Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Лобанова И.Д.);

• «Дополнительное образование как фактор социально-экономического и общественно-политического развития региона» (руководитель - министр экономики Республики Татарстан Сафиуллин М.Р.);

• «Повышение квалификации в области создания и использования информационных технологий - определяющего фактора обеспечения конкурентоспособности современного производства » (руководитель - министр промышленности и торговли Республики Татарстан Когогин А.А.).

Были проведены круглые столы по вопросам высшей школы и непрерывного образования, инновационного менеджмента в Республике Татарстан и проблемам бизнес-образования.

Состоялись:

• расширенное заседание пленума Правления республиканского химического общества им. Д.И. Менделеева, посвященное проблемам взаимосвязи образования, науки и производства;

• рабочая встреча представителей РСПП, РСХ и руководителей предприятий нефтехимического и нефтегазового комплекса Республики Татарстан;

• заседание Поволжского отделения Российской академии образования;

• встреча редколлегии журнала «Высшее образование в России » с вузовской общественностью и журналистами Республики Татарстан;

• мастер-классы по инженерной педагогике (опыт Ю1Р) и организации деятельности в сфере дополнительного профессионального образования (опыт Российского университета дружбы народов).

На пленарных и секционных заседаниях было заслушано 50 докладов и сообщений, проведены дискуссии и коллегиальное обсуждение проблем модернизации российского образования.

Были изданы:

- сборник докладов, представленных участниками Конференции и Форума, объемом 32,2 усл. печ. л.;

- каталог образовательных учреждений и программ дополнительного профессионального образования Республики Татарстан;

- сборник информационных документов и нормативных правовых актов в сфере дополнительного профессионального образования.

На заключительном пленарном заседании Конференции и Форума были приняты следующие решения и рекомендации:

1. Одобрить работу Федерального агентства по образованию по организации повышения квалификации педагогических и научно-педагогических работников системы профессионального образования, обеспечивающую улучшение качества научных исследований и реализацию инновационных программ в высшей школе России.

2. Отметить, что введение в действие внутреннего регламента Федерального агентства по образованию по исполнению государственной функции «Организация повыше-

102

Высшее образование в России • № 2, 2009

ния квалификации и переподготовки научно-педагогических работников государственных учреждений высшего профессионального образования и государственных научных организаций, действующих в системе высшего и послевузовского профессионального образования» обеспечило конкурсный и прозрачный механизм отбора вузов, организующих повышение квалификации за счет средств федерального бюджета.

3. Одобрить инициативу Федерального агентства по образованию по объединению Всероссийской конференции по дополнительному образованию и Форума в одно мероприятие, что обеспечивает масштабное коллегиальное рассмотрение проблем дополнительного профессионального образования в России, консолидацию опыта работы образовательных учреждений и его адаптацию к потребностям отраслей экономики.

4. Одобрить программные цели Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, обеспечить разработку программ дополнительного профессионального образования, направленных на поддер-жкузапланированных в Концепции мероприятий.

5. Считать приоритетными направлениями повышения квалификации научно-педагогических работников вузов направления, связанные с модернизацией образовательной отрасли, в том числе с реструктуризацией сети университетов России.

6. Учитывая современные экономические реалии России, просить рабочую группу Минобрнауки России по пересмотру Постановления Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 года № 610 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов » рассмотреть целесообразность введения коротких (от 18 часов) программ для всех категорий слушателей с выдачей документов государственного образца.

7. Одобрить работу органов исполнительной власти и организаций Республики Татарстан по развитию дополнительного образования в республике. Поддержать инициативу превращения Республики Татарстан в «обучающийся регион».

8. Отметить положительный опыт 10-летней деятельности созданного на базе Казанского государственного технологического университета (ректор Г.С. Дьяконов) Межотраслевого регионального центра профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов Республики Татарстан (руководитель -первый проректор КГТУ по учебной работе В.Г. Иванов), консолидирующего работу вузов Республики Татарстан в сфере дополнительного профессионального образования, обеспечившего эффективность федерального эксперимента по отработке региональной системы управления дополнительным профессиональным образованием, проведенного Рособразованием в Республике Татарстан.

9. Считать целесообразным продолжение работы Межотраслевого регионального центра профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов Республики Татарстан по разработке инновационной модели дополнительного профессионального образования на основе программ, обеспечивающих единое образовательное пространство образовательных учреждений высшего профессионального образования, корпоративных университетов и образовательных подразделений предприятий реального сектора экономики.

10. Отметить эффективность деятельности Московского государственного института радиотехники, электроники и автоматики (технического университета) (МИРЭА) (ректор А.С. Сигов) по обеспечению организационного и методического сопровождения деятельности вузов по повышению квалификации, осуществлению мониторинга процессов повышения квалификации.

Практика модернизации

1G3

11. Просить Департамент государственной политики в образовании Минобрнауки России провести актуализацию государственных требований к минимуму содержания и уровню требований к специалистам для получения дополнительных квалификаций.

В обстановке проведения антикризисных мероприятий в экономике России просить ускорить процедуру утверждения вновь предлагаемых государственных требований к специалистам для получения дополнительных квалификаций.

12. Признать целесообразным государственную аккредитацию учреждений дополнительного профессионального образования, реализующих программы профессиональной переподготовки длительностью свыше 500 часов, по которым нет утвержденных государственных требований.

13. Отметить необходимость повышения инновационной активности вузов в организации и проведении корпоративного обучения для предприятий отраслей экономики России.

14. Одобрить и рекомендовать к изучению опыт Российского университета дружбы народов (ректор В.М. Филиппов) по реализации программ дополнительного образования в качестве важного компонента системы непрерывного образования России.

15. Поручить Союзу ДПО (генеральный директор В.В. Валентинов) обратиться в Минобрнауки России с предложением о создании межведомственного координационного совета по проблемам дополнительного профессионального образования.

16. Разместить материалы IX Всероссийской конференции по дополнительному образованию «Кадровое обеспечение инновационных процессов в экономике и образовании России» и Всероссийского форума «Социальное партнерство в системе непрерывного образования » на официальных Интернет-сайтах Рособразования (http://www.ed.gov.ru), МИРЭА (http://www.mirea.ru), КГТУ (http://www.kstu.ru) и Союза ДПО (http:// www.dpo.gain.ru).

17. Направить настоящее решение в Минобрнауки России, Рособрнадзор, Роснауку, Союз ДПО, МАПДО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.