Научная статья на тему 'Инженерное образование в международном контексте'

Инженерное образование в международном контексте Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
57
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инженерное образование в международном контексте»

Инженерное образование в международном контексте

С 26 по 30 ноября 2012 г. на базе Казанского национального исследовательского технологического университета (КНИТУ) прошел крупный научный форум - Международная научная школа «Новые задачи инженерного образования для нефтегазохимического комплекса в условиях членства России в ВТО». Она собрала около 420 участников из разных стран мира (США, Г ермании, ОАЭ, Австрии, Украины, Казахстана) и городов России (Москвы, Санкт-Петербурга, Томска, Архангельска, Новосибирска).

Организаторами школы выступили Международное общество по инженерной педагогике (Ю1Р), Национальный фонд подготовки кадров, Российский мониторинговый комитет Ю1Р, Министерство образования и науки РФ, Министерство образования и науки РТ, Министерство экономики РТ, Министерство промышленности и торговли РТ, Академия наук РТ, Общественная палата РТ, Совет ректоров Республики Татарстан, Казанский национальный исследовательский технологический университет. Активное участие в проведении школы приняли зарубежные коллеги, представляющие Американское общество по инженерному образованию (ASEE), Глобальный инженерный совет деканов (GEDS), Университет Пердью (США). Среди участников школы были также Международная академия наук высшей школы (МАН ВШ), Российский союз ректоров, Российская академия наук (Институт экономики), Ассоциация инженерного образования России (АИОР), Ассоциация ведущих университетов России, Ассоциация технических университетов, Союз ДПО, Всероссийская академия внешней торговли Минэкономразвития России, Ассоциация предприятий и предпринимателей РТ.

Целями МНШ явились: выработка профессиональных рекомендаций по реформированию высшего инженерного образования в свете вступления России в ВТО, международная интеграция российского образования и науки в глобальный рынок образования и исследований, содействие международному признанию результатов деятельности отечественных вузов, промышленных предприятий нефтегазохимического комплекса, НИИ и научно-производственных организаций.

Официальное открытие международной научной школы состоялось 27 ноября в ТРК

Международная научная школа 29

«Корстон ». С приветственным словом к участникам обратились: первый вице-премьер РТ Р.Ф. Муратов, ректор КНИТУ Г.С. Дьяконов, работник департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России Л.В. Шмель-кова, представитель Ю1Р - главный редактор международного журнала по инженерному образованию Э. Ликл, Президент ASEE У. Бьюкенен (США), исполнительный директор Национального фонда подготовки кадров И.В. Аржанова, член исполнительного комитета Глобального инженерного совета деканов А. Ашмави, вице-президент Российского союза ректоров, президент Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского Р.Г. Стронгин, Президент АИОР Ю.П. Похолков, профессор МГТУ им. Н.Э. Баумана В.Е. Медведев, представитель МАН ВШ, профессор РУДН В.С. Сена-шенко, замдекана по работе с промышленностью Университета Пердью (США) Д. Данлап, Президент российского союза руководителей ДПО Н.Н. Аниськина.

Первый вице-премьер РТ Равиль Муратов в своем приветствии отметил, что подобные научные собрания очень важны для развития российской экономики, для Татарстана. «В преддверии будущих изменений в экономике РФ, связанных со вступлением в ВТО, мы нашли в себе смелость двигаться в направлении интеграции в мировую экономику, и сегодня от правильно расставленных приоритетов зависит будущее России». По мнению вице-премьера, на первом месте в реализации этих планов стоит образование, которое должно озаботиться тем, чтобы молодежь овладела необходимыми навыками, могла работать на высокотехнологичных производствах. «Углеводородное сырье сегодня во многом предопределяет будущее экономики Татарстана, поэтому главным для нас сегодня является инженерное образование», - подчеркнул Равиль Муратов. В этой связи он упомянул успешную работу в республике федерального и двух национальных исследовательских университетов, а также 14 образовательных кластеров профессионального образования. «В общем, все составляющие успеха у нас есть, - завершил выступление вице-премьер. - От имени руководства республики могу заверить в том, что мы готовы работать с вами в полном взаимодействии».

Член правления Международного общества по инженерной педагогике Элеонора Ликл отметила своевременность вступления России в ВТО, очертила грядущие изменения и выгоды, которые получит российский бизнес. «Я не сомневаюсь в том, что Россия сможет занять достойное место в мировой системе», - заключила Э. Ликл. Она также вручила ректору Герману Дьяконову сертификат о международной аккредитации дополнительной образовательной программы КНИТУ «Международный преподаватель инженерного вуза».

Президент Американского общества по инженерному образованию Уолтер Бьюкенен рассказал о более чем 100-летней истории общества и намерении тесно сотрудничать с вузами Татарстана и России в целом.

Исполнительный директор Национального фонда подготовки кадров И.В. Аржанова сообщила, что «НФПК участвует в конференции второй год подряд, ибо это одно из главных событий в области инженерного образования по теме, формату и составу участников. Здесь встречаются лучшие эксперты, а обсуждаемые темы имеют большое значение для развития не только инженерного, но и всего образования в целом ».

Член исполнительного комитета Глобального инженерного совета деканов Алаа Аш-мави подчеркнул значимость столь глобального мероприятия для укрепления международного сотрудничества в сфере инженерного образования и призвал руководителей российских вузов взаимодействовать с представляемой им организацией.

Отметив ряд позитивных тенденций в инженерном деле и инженерном образовании

30

Высшее образование в России • № 2, 2013

(рост инноваций, реконструкция производств, повышение качества обучения), вице-президент Российского союза ректоров Р.Г. Стронгин вместе с тем обратил внимание на проблему падения интереса к инженерной профессии среди молодежи. Решать ее нужно, опираясь на опыт прошлого. «Вперед с сохранением традиций!» - такими словами закончил свое выступление Р.Г. Стронгин.

«Мы с надеждой смотрим на нынешнее поколение выпускников технических вузов, способных в будущем изменить российскую экономику, - заявил Президент АИОР Ю.П. Похолков. - Организованный форум, несомненно, нацелен на поддержку тех, кто заинтересован в развитии инженерного образования».

«Всегда с удовольствием приезжаю в ваш город. Казань - центр образования, науки, культуры, спорта, - начал свое выступление профессор В.Е. Медведев (МГТУ им. Н.Э. Баумана). - Девиз технического образования - образование на основе науки ». Докладчик передал присутствующим приветствие от съезда Ассоциации технических университетов.

В рамках научной школы рассматривался самый широкий спектр проблем, связанных с современным инженерным образованием и вступлением России в ВТО. Они обсуждались на двух основных секциях: «Новые задачи инженерного образования для нефтегазохимического комплекса в условиях членства России в ВТО» и «Формирование и реализация торговой политики России с учетом ее присоединения к Всемирной торговой организации, создания Таможенного союза трех государств и Зоны свободной торговли стран СНГ».

Важным направлением работы школы стал семинар по проблемам профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов предприятий (ведущий - Н.Н. Аниськина), на котором шла речь о стратегии развития ДПО в условиях сокращения государственного регулирования и усиления взаимодействия работодателей и вузов через систему общественной аккредитации образовательных программ. «Сейчас наступает поворотный момент как для инженерного, так и для дополнительного образования, - отметила президент российского союза руководителей ДПО. -Теперь каждый вуз должен во многом опираться на свои силы, поддерживать репутацию».

Кроме того, в дни работы школы были проведены круглые столы «Профессиональная переподготовка и повышение квалификации руководителей и специалистов предприятий нефтегазохимического комплекса РТ: традиции и инновации» и «Развитие национальной системы квалификации и компетенций в Российской Федерации ».

Многоплановость обсуждаемых проблем обусловила разнообразие тем докладчиков и лекторов. На пленарном заседании о международно-правовых обязательствах России перед ВТ О в сфере образования рассказал Президент Российской ассоциации международного права, руководитель Центра сравнительно-правовых исследований Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ А.Я. Капустин. Хотя Россия получила десятилетний срок для трансформации национального законодательства, многие вопросы, такие как прием на работу в российские образовательные учреждения иностранных специалистов, защита обучающихся от некачественного открытого образования, контроль за деятельностью иностранных представительств и филиалов образовательных организаций зарубежных стран, требуют незамедлительного реагирования.

Семинар «Условия присоединения России кВТО и его последствия для отечественной

Международная научная школа 31

экономики» провел профессор ВАВТ Минэкономразвития РФ В.П.Оболенский. Он представил доклад «Россия в ВТО: обязательства, возможности, риски » и рассказал слушателям семинара о том, на каких условиях Россия вступила в ВТО, какие это может нести последствия для российской экономики в целом и отдельных ее областей. «Основная функция ВТО - это либерализация всемирной торговли», - отметил В.П. Оболенский. На семинаре «Теория и практика защиты внутреннего рынка мерами тарифного и нетарифного регулирования, разрешенного нормами ВТО» участники обсуждали антидемпинговые и другие защитные меры для бизнеса в условиях членства России в ВТО. Вопросы и ответы показали, что сфере высшего образования требуется подготовка соответствующих специалистов.

Ряд семинаров был посвящен экономике, торговой политике и праву ВТО. Не секрет, что наше нынешнее отношение к ВТО во многом повторяет то, что несколько лет назад можно было наблюдать в связи с присоединением России к Болонскому процессу. Многовековые традиции, сохраняющиеся в отечественной высшей школе, при всех их положительных качествах по части формирования комплексности, основательности и широты мышления, часто мешают тщательному углублению в детали конкретных процессов. В данном случае продолжается излишне поверхностное восприятие процесса, в который мы погружены. Негативные оценки последствий присоединения России к ВТО для системы высшего образования бывают преувеличены. В тех областях науки и практики, где качество образования высокое, опасаться надо скорее зарубежным вузам, а в тех, где мы реально отстаем, это событие станет еще одним фактором совершенствования образовательных технологий. Это - сфера компетенции самих вузов, а не вышестоящих органов. Изучение норм и правил ВТО должно стать нормой жизни ведущих университетов, активно развивающих академическую мобильность, готовых поставлять образовательные услуги на международный рынок и использовать мировой научно-педагогический потенциал в интересах своего развития.

Участники научной школы в своих отзывах отмечали большую эффективность и пользу научной школы для обмена мнениями и сопоставления различных взглядов на развитие и повышение качества образования. «КНИТУ успешно решил сложнейшую задачу - собрать “под одной крышей” всех крупнейших специалистов в области организации инженерного образования из России и других стран. Жаль только, что поучаствовать во всех круглых столах и семинарах по различным интересным темам не получилось, так как иногда они шли параллельно», - отметил В.Ф. Жилин, профессор РХТУ им. Д.И. Менделеева.

Проблематика международной научной школы, проведенной в Казани при активном участии вузовского сообщества, работодателей, представителей государственной власти и потребителей услуг, отражает стремление найти ответы на веления времени. В октябре 2011 г. на базе КНИТУ при поддержке Ю1Р состоялось крупное мероприятие мирового масштаба - международная научная школа на тему «Высшее техническое образование как инструмент инновационного развития» (см.: Высшее образование в России. 2011. № 12; 2012. № 11). В университете регулярно проходит обсуждение путей реформирования инженерного образования, в том числе в формате методологического семинара, организованного академиком АН РТ С.Г. Дьяконовым. На его заседаниях преподаватели вузов России анализируют проблемы и международные тенденции развития инженерного образования и инженерного дела.

Коллектив КНИТУ не останавливается на достигнутом. Фактически проведенная на-

32

Высшее образование в России • № 2, 2013

учная школа стала стартом для подготовки и проведения мероприятия, масштабы которого выходят далеко за рамки привычного. В сентябре 2013 г. в Казани также на базе КНИТУ пройдет 42-й симпозиум Ю1Р по инженерному образованию. После успешной презентации Казани и КНИТУ на двух международных симпозиумах Ю1Р - в г. Сантос (Бразилия) в 2011 г. и в г. Филлах (Австрия) в 2012 г. - предварительное согласие на участие в международном симпозиуме дал целый ряд специалистов мирового уровня.

Проблематика симпозиума, безусловно, определяется актуальными целями и задачами Ю1Р (продвижение научных методов преподавания технических дисциплин, то есть педагогики и методологии), однако главным является то, что подобные мероприятия представляют всем, кто заинтересован в развитии инженерного образования, возможность встретиться с коллегами, обменяться опытом, установить новые связи. Участие в мероприятиях будущего симпозиума будет в равной степени полезно как руководителям и научно-педагогическим работникам ведущих вузов России, так и представителям бизнес-сообщества, профессиональных общественных объединений, международных обществ в выработке единой стратегии развития инженерного образования в интересах общества, экономики и отдельной личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.