Научная статья на тему 'Высшее техническое образование как инструмент инновационного развития'

Высшее техническое образование как инструмент инновационного развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
98
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Высшее техническое образование как инструмент инновационного развития»

МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНАЯ ШКОЛА

Высшее техническое образование как инструмент инновационного развития

С 5 по 7 октября2011 г. на базе Казанского национального исследовательского технологического университета по инициативе Общественной палаты Республики Татарстан и руководства университета под эгидой Международного общества по инженерной педагогике IGIP (Internationale Gesellschaft für Ingenieurpädagogik) и его Российского мониторингового комитета фондом «Инженерная педагогика» была проведена научная школа с международным участием «Высшее техническое образование как инструмент инновационного развития». В рамках научной школы была организована дискуссионная площадка «Содержание ВПО для инновационного развития ».

Среди организаторов и участников научной школы были:

• Международное общество по инженерной педагогике IGIP и его создатель и почётный Президент, основатель всемирно известной «Клагенфуртской школы» профессор Адольф Мелецинек (Австрия);

• Российский мониторинговый комитет IGIP во главе с первым вице-президентом IGIP, чл.-корр. РАН, ректором МАДГТУ (МАДИ) В.М. Приходько;

• Национальный фонд подготовки кадров и руководитель экспертно-аналитическо-го центра НФПК, член ММК IGIP, академик РАО В.М. Жураковский;

• Российский союз ректоров и его вице-президент, председатель совета ректоров вузов ПФО, президент НИУ «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского» Р.Г. Стронгин;

• Ассоциация инженерного образования России и ее президент Ю.П. Похолков;

• Международная академия наук высшей школы;

• Ассоциация технических университетов;

• Общественная палата Республики Татарстан и ее председатель И.К. Хайруллин;

• Национальный мониторинговый комитет Украины IGIP и его генеральный секретарь А.В. Куприянов;

• Министерство образования и науки РТ;

• Академия наукРТ.

На форум собрались руководители 26 из 29 ведущих вузов России. Участие в мероприятии приняли также представители центров инженерной педагогики России и Украи-

ны, Международной академии наук высшей школы, Ассоциации технических университетов России и др.

На официальном открытии мероприятия зам. министра образования и науки РТ А. Поминов зачитал обращение Президента РТ Р.Н. Минниханова к участникам Школы, в котором, в частности, отмечалось: «Казань не случайно стала площадкой для проведения международной научной школы, ведь в настоящее время Татарстан является одним из самых динамично развивающихся регионов РФ. Здесь реализуются крупные по мировым меркам инвестиционные проекты, базирующиеся на самых современных технологиях. Поэтому мы активно поддерживаем вузовскую науку. Особую роль в подготовке инженерных кадров для основополагающей для республики отрасли играет Казанский национальный исследовательский технологический университет... Успешное обсуждение и решение вопросов, вынесенных на повестку дня Международной научной школы, окажет самое благоприятное влияние на развитие современного инженерного и технического образования».

Участников Школы также приветствовали ректор КНИТУ, профессор Г.С. Дьяконов, руководитель экспертно-аналитического центра НФПК, профессор В.М. Жураковский, вице-президент РСР, Председатель Совета ректоров вузов Приволжского федерального округа, профессор Р.Г. Стронгин, Президент Ассоциации инженерного образования России, профессор Ю.П. Похолков, профессор В.С. Сенашенко (РУДН), директор ЦППКП МГТУ им. Н.Э. Баумана, профессор В.Е. Медведев, академик А.М. Гумеров (АН РТ).

Почётный президент Международного общества по инженерной педагогике (IGIP) Адольф Мелецинек осветил мировые тенденции в инженерном образовании и инженерной педагогике. О деятельности Российского мониторингового комитета IGIP в условиях модернизации системы ВПО рассказал ее вице-президент, профессор В.М. Приходько.

Темой выступления В.М. Жураковского стали национальные исследовательские университеты как центры инновационной активности. Представители вуза-организатора форума с удовлетворением отметили, что по многим показателям выполнения Программы развития Казанский национальный исследовательский университет занимает ведущие места.

За три дня работы были проведены: два мастер-класса (чл.-корр. РАО А.А. Вербицкий и профессор Ф.А. Сангер [США]), семинар-тренинг (президент АИОР Ю.П. Похолков), три семинара, круглый стол, заседания правления АИОР и Российского мониторингового комитета IGIP, заслушаны и обсуждены 20 докладов ведущих зарубежных и отечественных ученых. В работе школы и дискуссионной площадки приняли участие около 400 представителей системы образования, промышленности, министерств и ведомств, в том числе более 200 преподавателей и сотрудников КНИТУ.

Приветствие Президента Республики Татарстан

Дорогие друзья!

Сердечно приветствую на гостеприимной земле Татарстана организаторов и участников столь представительного научного форума.

В современных условиях вопросы совершенствования высшего инженерно-технического образования и повышения престижа технических специальностей приобретают всё более актуальное значение.

Высококвалифицированные инженерно-технические кадры - это интеллектуальная основа промышленности, одна из важнейших предпосылок её инновационного развития. Стране сегодня нужны инженеры новой формации, способные интегрировать специальные знания, навыки и результаты исследований по фундаментальным дисциплинам.

Думаю, не случайно площадкой проведения научной школы избрана именно Казань. В настоящее время Татарстан считается одним из наиболее динамично развивающихся регионов Российской Федерации, обладающим мощным научно-образовательным и промышленным потенциалом. Здесь реализуются крупные по мировым меркам инвестиционные проекты, базирующиеся на самых современных технологиях. Поэтому мы активно поддерживаем вузовскую науку. Разворачивают свою деятельность федеральный и два национальных исследовательских университета. Сильные научные школы сосредоточены в Казанском научном центре РАН и Академии наук Татарстана.

Республика последовательно реализует стратегию перехода от экспортно-сырьевого к инновационному типу развития экономики. Большое внимание уделяется машиностроению, агропромышленному комплексу, строительству, сфере 1Т-тех-нологий. При этом базисом инновационно-технологического развития республики и ее конкурентным преимуществом является нефтяная и нефтехимическая промышленность. Особую роль в подготовке инженерных кадров для данной отрасли играет Казанский национальный исследовательский технологический университет, являющийся одним из организаторов данного форума.

Уверен, что успешное обсуждение и решение вопросов, внесенных в повестку дня, окажет самое благоприятное влияние на развитие современного инженерно-технического образования, выстраивание эффективного партнёрства, ориентированного на современные научные и образовательные тренды.

Желаю вам успешной работы и самых добрых впечатлений от знакомства с нашей республикой!

Р.Н. МИННИХАНОВ, Президент Республики Татарстан

Приветствие от Общественной палаты Республики Татарстан

От имени Общественной палаты Республики Татарстан позвольте приветствовать участников научной школы с международным участием «Высшее техническое образование как инструмент инновационного развития » и дискуссионной площадки «Содержание высшего профессионального образования для инновационного развития ».

Общественная палата Республики Татарстан создана с целью обеспечения открытого, гласного обсуждения важнейших проблем государственного, экономического и социального развития республики, совершенствования механизма учета общественного мнения при принятии решений органами государственной власти и местного самоуправления, содействия процессу формирования институтов гражданского общества.

Общественная палата формируется из представителей общественных объединений независимо от их организационно-правовой формы, союзов (ассоциаций) общественных объединений, иных негосударственных некоммерческих организаций, зарегистрированных на территории Республики Татарстан.

Основными задачами Общественной палаты являются:

- привлечение организаций и граждан к формированию государственной политики, обеспечение их взаимодействия с органами государственной власти и органами местного самоуправления;

- проведение общественной экспертизы важнейших законопроектов, проектов программ социально-экономического развитияРеспублики Татарстан;

- проведение общественного мониторинга хода реализации республиканских программ, законов республики, нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления по проблемам развития социально-экономической сферы;

- выдвижение и поддержка гражданских инициатив, направленных на реализацию конституционных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, обеспечение гласности в работе организаций по формированию институтов гражданского общества в Республике Татарстан.

Выступив соучредителем данного мероприятия, мы рассматриваем его как событие высокой социальной, научной и экономической значимости, и участие в нем представителей науки, образования, бизнеса, общественности России и зарубежных стран придает ему масштабность и особую важность.

Нынешний форум призван ответить на целый ряд актуальных вопросов, касающихся качества образования, содержания и результатов профессионального образования в условиях изменяющегося мира, международной интеграции российского образования и науки.

Неоценима роль мероприятия в объединении усилий высшей школы, научно-исследовательских центров, профессиональных сообществ. Сберечь накопленный потенциал, развивать лучшие отечественные традиции, поддерживать талантливых ученых и преподавателей - эти задачи также должны стать темой для обсуждения всех, кто связан с образовательной сферой.

Желаю всем участникам форума плодотворной работы и принятия конструктивных рекомендаций и предложений!

И.К. ХАЙРУЛЛИН, председатель Общественной палаты РТ

Приветствие от Академии наук РТ

Имидж Татарстана неразрывно связан с его определением как крупного научного и образовательного центра. Так сложилось исторически, что в нашей республике гармонично сочетаются фундаментальная, отраслевая и вузовская науки. Во всем мире известны выдающиеся казанские научные школы.

Наши ученые по ряду научных направлений достигли самых передовых в мире позиций. Фундаментальные и прикладные исследования, проводящиеся в Академии наук Татарстана в тесном содружестве с вузовской и академической общественностью, имеют большой научный резонанс в стране и за рубежом, неизменно привлекают пристальное внимание передовых научных центров мира.

Республика Татарстан обладает огромным интеллектуальным богатством -более 2 тыс. докторов и более 7 тыс. кандидатов наук по всем отраслям научных знаний. Это национальное достояние, к которому следует относиться очень бережно. Без активной работы деятелей науки и образования невозможно дальнейшее развитие Татарстана как мощного, экономически и интеллектуально богатого региона России. Сегодня поддержка образовательных и научных центров республики, сохранение их потенциала, создание условий для плодотворного и творческого труда - в числе важнейших государственных приоритетов.

Наука может расти и давать результаты только на основе качественного, элитного образования. Однако уровень образования, его основательность и качество во многом определяются состоянием фундаментальных и прикладных наук. Академия наук РТ и учреждения образования призваны работать в теснейшем контакте. Во многом это нам и удается.

Наши ученые принимают активное участие в разработке важных республиканских программ и проектов, проведении экспертизы республиканских конкурсов. Стали хорошей традицией совместные крупные научные конференции разного уровня. Академия наук РТ совместно с Министерством образования и науки, с вузами Казани организует публичные лекции в рамках проекта «Народным университет ».

В современных условиях востребовано дальнейшее расширение связей академических учреждений с вузами, использование различных форм взаимодействия науки и образования в инновационной сфере. Руководством страны поставлена цель всесторонней модернизации. Вместо примитивного сырьевого хозяйства мы должны создать умную экономику, производящую уникальные знания, вещи и технологии, полезные людям. И можем мы это сделать только вместе - через активную совместную работу. Уверен, совместное планирование научных проектов, мероприятий, согласованная деятельность в области науки и образования дадут мощный интегральный эффект. Пусть неустанный самоотверженный труд ученых старшего поколения, постоянный поиск ими новых знаний будут замечательным примером для пытливой молодежи, для воспитания новых поколений современных, интеллектуально и культурно развитых людей.

Приветствую участников форума и желаю нам всем плодотворной работы!

А.М. МАЗГАРОВ, академик, Президент Академии наук РТ

Приветствие от Союза ДПО

Уважаемые коллеги!

От имени Союза руководителей учреждений и подразделений ДПО и работодателей («Союз ДПО» ) приветствую организаторов и участников научной школы «Высшее техническое образование как инструмент инновационного развития» и семинара «Национальные исследовательские университеты как центры инновационной активности ».

Сегодня на первый план выходит задача обеспечения непрерывного профессионального образования на основе тесного взаимодействия профессиональных сообществ, работодателей и образовательных учреждений. Это связано не только с необходимостью адекватно реагировать на запросы рынка труда в условиях функционирования свободной экономики, но и с возрастающими требованиями к кадровому потенциалу страны и постепенным уходом государственного регулирования из системы ДПО.

Вместе с тем действующая законодательная и нормативно-правовая база в области дополнительного профессионального образования нуждается в серьезном совершенствовании, в том числе ввиду перевода государственных образовательных учреждений в автономные.

Разработка и внедрение системы общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ ДПО и системы менеджмента качества потребует создания и существенной переработки большого количества регламентирующей нормативно-методической документации, серьезной целенаправленной работы с профессиональными сообществами и работодателями. Важным фактором в этой работе станет непременный учет требований профессиональных стандартов, особенностей региональных рынков труда и рынков образовательных услуг, специфики работы интегрированных образовательных учреждений в системе профессионального образования.

Изменение нормативно-правовой базы дополнительного профессионального образования с начала 2011 г. породило множество волнений в образовательных учреждениях, однако стимулирование свободной конкуренции в сфере ДПО - очень верный ход со стороны государства. В российском дополнительном профессиональном образовании формирование рыночных отношений идет уже давно: потребитель, как правило, не просто выбирает некую программу некоего образовательного учреждения - он участвует в проектировании этой программы, добиваясь соответствия ее своим целям.

Представители различных структур, собравшиеся на конференции и форуме, имеют возможность обменяться опытом, выработать конструктивные предложения по совершенствованию непрерывного образования, дать импульс развитию социального партнерства и всестороннего сотрудничества работодателей и образовательных учреждений .

От имени Союза ДПО искренне желаю всем участникам научной школы и семинара эффективной творческой работы и успехов в деловом сотрудничестве.

Н.И. АНИСЬКИНА, президент Союза ДПО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.