Научная статья на тему 'Международный форум в Казани'

Международный форум в Казани Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
84
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Международный форум в Казани»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ФОРУМ

Три крупных международных события произошли в Казани с 23 по 28 сентября 2013 г. на базе Казанского национального исследовательского технологического университета: 42-й Международный симпозиум IGIP по инженерному образованию «Глобальные вызовы в инженерном образовании », 16-я Международная конференция ICL по интерактивному обучению и Международная научная школа «Инженерное образование для новой индустриализации ».

Научные мероприятия были проведены под эгидой Национального фонда подготовки кадров (НФПК), Международного общества по инженерному образованию (IGIP) и его Российского мониторингового комитета (РМК), а также Технического института Каринтии (CTI, Австрия). Среди соорганизаторов и участников - более десяти крупных международных организаций и ассоциаций и около 15 российских правительственных, научных и общественных организаций, в том числе Международная федерация обществ инженерного образования (IFEES), Российский мониторинговый комитет IGIP, Американское общество по инженерному образованию (ASEE), Глобальный совет деканов инженерных факультетов (GEDC), Европейское общество по инженерному образованию (SEFI), Международная ассоциация онлайн-инженерии (IOAE), Общество по образованию института инженеров по электротехнике и электронике (IEEE-EdSoc), Европейская сеть дистанционного и электронного обучения (EDEN), центры инженерной педагогики России и зарубежья.

Для участия в заседаниях секций, семинарах и круглых столах съехалось более пятисот участников из 44 стран мира, в том числе ученые и преподаватели, руководители крупных международных организаций, представители органов власти, руководители промышленных предприятий и общественных организаций России и Татарстана. В ходе работы совместной конференции и школы состоялось более ста научных мероприятий, в том числе семь пленарных заседаний, общее собрание членов IGIP, более полусотни заседаний различных секций конференции, в том числе секции молодых ученых, на которых было заслушано 214 докладов. В рамках научной школы состоялось более 40 семинаров, круглых столов и мастер-классов, выставка достижений бизнеса и образования.

Международный научный форум

33

Генеральным председателем совместной конференции был Михаэль Ауэр, Президент 1С1Р (Австрия); почетным председателем - Рустам Минниханов, Президент Республики Татарстан; международными сопредседателями - Мелани Чампи (Южная Америка); Кебеде Абегаз (Африка); Эван Линдсей (Австралия/ Океания) ; Герман Дьяконов (Европа); Кристина Класс (БлижнийВосток); Ольга Шипулина (Северная Америка); сопредседателями программного комитета - Василий Иванов (Россия); Элеонора Ликл (Австрия); генеральным секретарем - Владимир Кондратьев (Россия); техническим программным секретарем - Данило Зутин (Австрия).

На открытии и пленарном заседании симпозиума 1С1Р прозвучали приветственные слова руководителей крупнейших международных и российских обществ и ассоциаций инженерного образования, представителей Минобрнауки Российской Федерации, органов власти Республики Татарстан.

«Предприятия нефтехимического кластера Татарстана обеспечивают устойчивый рост экономики и социальной сферы, и наше будущее зависит сегодня от человеческого капитала, уровня подготовки молодежи. В нашей республике много делается для развития этого потенциала», - отметил министр образования и науки РТ Энгель Фаттахов.

От имени министра образования и науки России Д.В. Ливанова гостей приветствовал директор департамента государственной политики в сфере высшего образования Александр Соболев. Он назвал основные причины, выдвигающие сегодня на первый план проблемы инженерного образования: международный контекст, отсутствие профессиональных стандартов, невысокий уровень образовательных программ в средней школе. Среди возможных решений накопившихся проблем он выделил самые важные: организацию базовых кафедр на предприятиях, сетевое обучение и развитие системы прикладного бакалавриата.

Президент 1С1Р Михаэль Ауэр детально рассказал об истории и деятельности 1С1Р, отметив, что его первостепенной целью является улучшение м-етодов преподавания. Он отметил, что «нынешняя 42-я по счету конференция, проходящая ежегодно в разных городах мира, уникальна по своим масштабам. Инженерное образование претерпевает изменения, но по-прежнему основывается на базовых научных принципах инженерной педагогики».

Президент РМК1С1Р Вячеслав Приходько подчеркнул, что «профессия преподавателя технических дисциплин становится все более престижной, именно педагог создает необходимый потенциал тем, кто м-ечтает стать инженером. РМК, один из самых активных национальных комитетов 1С1Р, подготовил и сертифицировал сегодня более 500 инженеров-педагогов. В России создано 19 центров инженерной педагогики, 14 из них получили аккредитацию 1С1Р».

От имени Европейского общества по инженерному образованию собравшихся приветствовала его генеральный секретарь Франсуаза Коме. Она рассказала об организации, созданной 40 лет назад в Бельгии, которая вносит большой вклад в развитие инженерного образования в Европе, в том числе через сетевое взаимодействие вузов и компаний, обучение преподавателей на тематических семинарах. SEFI сотрудничает с 1С1Р, а в 2010г. была проведена совместная конференция в г. Трнаве (Словакия).

Роман Стронгин (вице-президент Российского союза ректоров) в своем выступлении подчеркнул: «Мы возвращаемся к тем временам, когда инженерное образование и инженер были героями дня, однако новое время рождает новые вызовы, связанные с растущей стоимостью оборудования для подготовки инженера, невозм-ожностью увеличивать время обучения при стремительном росте информации. Следовательно,

34

Высшее образование в России • № 12, 2013

нужно обучать людей всю жизнь и в связи с этим наращивать потенциал технических вузов, все более кооперироваться в силу растущей конкуренции. А для этого необходим новый опыт, и конференция должна послужить решению этих задач».

Доктор Датук Сун Тинг-Ку (Институт химии, Малайзия) поприветствовал делегатов от Федерации азиатских химических обществ. «Подготовка профессионального инженера - одна из главных задач сегодняшнего дня, - отметил он. - Мы надеемся, что будем долго и активно работать вместе ».

«Казань уже можно назвать одной из столиц инженерного образования, - заявил Юрий Похолков, президент Ассоциации инженерного образования России. - Мир меняется, но, к сожалению, Россия отстает в инженерном образовании и инженерном деле, и нам сегодня нужно меняться самим».

Заместитель директора Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России Татьяна Алимова напомнила о важнейших шагах Правительства России, направленных на развитие инженерного образования.

«Казань традиционно объединяет нас, - отметил Валентин Медведев (Ассоциация технических университетов). - Мы все болеем за совершенствование инженерного образования, и я уверен, что российский метод подготовки инженеров послужит его дальнейшему развитию».

Ректор КНИТУ Герман Дьяконов акцентировал внимание на актуальных проблемах инженерного образования: «Главная проблема инженерного образования - его непопулярность, причем это актуально не только для России, но и для других стран. Мир бизнеса сулит большие доходы, поэтому финансовые специальности далеко обошли специальности технические. Несомненно, нам надо думать о том, как повысить популярность инженерного образования, и здесь необходимо сетевое взаимодействие».

В первый день работы форума состоялся круглый стол под председательством Президента Республики Татарстан Р.Н. Минниханова «Актуальные проблемы подготовки инженерных кадров для нефтегазохимического комплекса». Модератором круглого стола выступил Г.С. Дьяконов, а участниками стали представители Минобрнауки России, ректоры национальных исследовательских университетов, руководители ряда министерств и ведущих предприятий Татарстана, представители международных и российских общественных организаций.

В ходе симпозиума преподавателям, прошедшим обучение по программе «Международный преподаватель инженерного вуза» в аккредитованном центре ІСЇР на базе КНИТУ, были выданы международные сертификаты о включении в профессиональный регистр ING-PAEDІСІР с присвоением звания «Инженер-педагог».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.