Научная статья на тему 'По пути реализации современной модели образования'

По пути реализации современной модели образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
85
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «По пути реализации современной модели образования»

В.И. КОШКИН И.А. МОСИЧЕВА В.П. ШЕСТАК

Федеральное агентство по образованию

IX Всероссийская конференция по дополнительному профессиональному образованию «Кадровое обеспечение инновационных процессов в экономике и образовании России» и Всероссийский форум «Социальное партнерство в системе непрерывного образования» прошли на базе Казанского государственного технологического университета по вполне очевидным причинам.

Десять лет назад был создан Межотраслевой региональный центр профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов Республики Татарстан (МРЦПК РТ) - структурное подразделение университета, изначально ориентированное на практическое воплощение принципа единства образования, науки и производства. Так что идея Рособразования об организации совместного мероприятия по проблемам дополнительного профессионального образования в контексте объединения усилий вузов и бизнес-сообщества не могла не найти здесь понимания и поддержки. Высокий потенциал сферы дополнительного образования республики, а также успехи программы развития инновационной деятельности в Республике Татарстан объясняют и то, что уже не первый раз мероприятие такого высокого уровня проводится в Казани.

Идея Федерального агентства по образованию об одновременном проведении конференции и форума была направлена на консолидацию всех образовательных структур, учреждений

По пути реализации современной модели образования (некоторые итоги конференции и форума)

и предприятий России, реализующих программы дополнительного профессионального образования, что необходимо в современных российских условиях для поддержания процессов кадрового обеспечения инновационных процессов в отраслях экономики, включая образовательную.

Именно эта идея обеспечила повышенное внимание широкой общественности к заседаниям, участие в которых приняли представители образовательных учреждений и промышленных предприятий многих субъектов Российской Федерации.

Большой интерес к организации и работе конференции и форума проявили ответственные работники Кабинета министров Республики Татарстан - Министерства образования и науки РТ, Министерства экономики РТ, Министерства труда, занятости и социальной защиты РТ; а также Совет рек-

торов вузов РТ, Казанский научный центр РАН, Академия наук РТ, Поволжское отделение РАО, Торговопромышленная палата РТ, Ассоциация предприятий и предпринимателей РТ, Межотраслевой региональный центр профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов РТ.

Все участники конференции и форума ощутили искреннее гостеприимство хозяев, их желание поделиться своим опытом созидания единого образовательного пространства в Республике Татарстан.

В выступлениях первого заместителя Премьер-министра РТ Б.П. Павлова, заместителя министра образования и науки РТ А.И. Поминова и первого заместителя министра экономики РТ А.Н. Кудрявцевой были подчеркнуты важность и эффективность развития системы повышения квалификации и переподготовки кадров при проведении мероприятий по социально-экономическому развитию региона. Прозвучала инновационная идея по реализации концепции непрерывного образования путем превращения Республики Татарстан в «обучающийся регион».

В работе конференции принял участие А.Г. Свинаренко - исполнительный вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), бывший заместитель министра образования и науки Российской Федерации, которому хорошо известны потенциал образовательных учреждений России и их внутренние проблемы. В своем выступлении он напомнил участникам, что бизнес крайне заинтересован в развитии и совершенствовании системы профессионального образования. Рабочая сила, ее количество и качество являются решающим нематериальным фактором конкурентоспособности компаний и всей российской экономики и, как след-

ствие, общественного благополучия страны. Ключевой вопрос сегодняшнего дня - придание нового импульса развитию профессионального образования и, в частности, дополнительного профессионального образования, что возможно только на основе эффективного партнерства государства и бизнеса. Позитивным переменам в профессиональном образовании должно способствовать широкое применение рыночных механизмов для повышения качества образования и обеспечения доступности качественных образовательных услуг. А.Г. Свинаренко предложил руководителям учреждений дополнительного профессионального образования в своей деятельности руководствоваться структурой своих бюджетов, имея в виду расширение предоставления образовательных услуг отраслевым предприятиям. Он напомнил, что в рамках национального проекта нет программы переподготовки кадров, но сейчас готовятся предложения, в том числе и от РСПП, о переподготовке людей, которые пострадали от изменившейся экономической ситуации. Предложив вводить в действие антикризисные программы дополнительного образования как можно оперативнее, он отметил, что в ус-

ловиях экономического кризиса более эффективными могут оказаться программы повышения не узкопрофессиональных, а базовых квалификаций.

Важным результатом конференции и форума явилось активное участие в обсуждении проблем ДПО представителей Национального фонда подготовки кадров, Российского союза химиков, Российского химического общества им. Д.И. Менделеева, Международного общества по инженерной педагогике, которые поддержали усилия, предпринимаемые Рособразованием, по улучшению качества программ дополнительного профессионального образования, широкому распространению опыта инновационных вузов, развитию системы повышения квалификации преподавательского корпуса учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования. Проблемы взаимосвязи образования, науки и производства были рассмотрены в аспекте реализации современной модели непрерывного профессионального образования.

Участники конференции и форума выразили озабоченность по поводу необходимости в условиях кризисной ситуации в экономике России разработки и реализации коротких (от 18 часов) программ дополнительного профессионального образования, обеспечивающих быструю профессиональную ориентацию освобождающихся трудовых ресурсов.

Наибольший интерес участников конференции и форума был проявлен к следующим темам, вызвавшим оживленные дискуссии на секционных заседаниях:

• развитие системы повышения квалификации преподавателей системы образования - как за счет средств федерального бюджета, так и в режиме взаимодействия с предприятиями отраслей экономики России;

• инновационные процессы в системе дополнительного профессионального образования: содержание образовательных программ и технология организации обучения;

• роль представителей образовательной отрасли в реализации концепции непрерывного образования как организации «обучения через всю жизнь»;

• дополнительное образование как фактор социально-экономического и общественно-политического развития региона и установление социального партнерства с предприятиями и органами исполнительной власти регионов;

• опыт инновационного менеджмента в сфере дополнительного и непрерывного профессионального образования в Республике Татарстан, а также опыт Российского университета дружбы народов по организации дополнительного образования в формате непрерывного образования;

• проблемы участия вузов в организации и обеспечении корпоративного и бизнес-образования;

• вопросы инженерной педагогики (опыт ГСІР).

Множество актуальных вопросов было поднято в сообщении И.А. Моси-чевой, начальника отдела подготовки и повышения квалификации научно-педагогических кадров Управления научных исследований и инновационных программ Федерального агентства по образованию, в частности о работе по внесению изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 года № 610 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов», проводимой рабочей группой Минобрнауки России. В выступлении прозвучала тема о необходимости обеспечения ка-

чества программ дополнительного профессионального образования, был поставлен вопрос о мониторинге процесса повышения квалификации преподавателей, осуществляемого за счет средств федерального бюджета.

Всего на пленарных и секционных заседаниях было заслушано более 50 докладов и сообщений, проведены дискуссии и коллегиальный анализ проблем российского образования. В частности, генеральный директор Союза ДПО В.В. Валентинов поставил на обсуждение вопрос об отсутствии четко сформулированных требований работодателей к образовательным программам дополнительного профессионального образования, президент Межгосударственной ассоциации последипломного образования (МАПДО) А.Г. Демьянченко обратил внимание участников конференции и форума на необходимость тщательного изучения Концепции развития системы непрерывного образования в Российской Федерации до 2012 г., разработанной Минобрнауки России.

На заключительном пленарном заседании конференции и форума были приняты следующие решения и рекомендации.

• Одобрить работу Федерального агентства по образованию по организации повышения квалификации педагогических и научно-педагогических работников системы профессионального образования, обеспечивающую улучшение качества научных исследований и реализацию инновационных программ в высшей школе России.

• Отметить, что введение в действие внутреннего регламента Федерального агентства по образованию по исполнению государственной функции «Организация повышения квалификации и переподготовки научно-педагогических работников государственных учреждений высшего профессионального образования и государственных

научных организаций, действующих в системе высшего и послевузовского профессионального образования» обеспечило конкурсный и прозрачный механизм отбора вузов, организующих повышение квалификации за счет средств федерального бюджета.

• Одобрить инициативу Федерального агентства по образованию -объединение Всероссийской конференции по дополнительному образованию и форума в одно мероприятие, что обеспечивает масштабное коллегиальное рассмотрение проблем дополнительного профессионального образования в России, консолидацию опыта работы образовательных учреждений и его адаптацию к потребностям отраслей экономики.

• Одобрить программные цели Концепции долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, обеспечить разработку программ дополнительного профессионального образования, направленных на поддержку запланированных в Концепции мероприятий.

• Считать приоритетными направлениями повышения квалификации научно-педагогических работников вузов те направления, которые связаны с модернизацией образовательной отрасли, в том числе с реструктуризацией сети университетов России.

• Учитывая современные экономические реалии России, просить рабочую группу Минобрнауки России по пересмотру Постановления Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 года № 610 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов» рассмотреть целесообразность введения коротких (от 18 часов) программ для

всех категорий слушателей с выдачей документов государственного образца.

• Одобрить работу органов исполнительной власти и организаций Республики Татарстан по развитию непрерывного и дополнительного профессионального образования в республике. Поддержать инициативу превращения Республики Татарстан в «обучающийся регион».

• Отметить положительный опыт 10-летней деятельности созданного на базе Казанского государственного технологического университета (ректор Г.С. Дьяконов) Межотраслевого регионального центра профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов Республики Татарстан (руководитель В.Г. Иванов), консолидирующего работу вузов Республики Татарстан в сфере дополнительного профессионального образования, обеспечившего эффективность федерального эксперимента по отработке региональной системы управления дополнительным профессиональным образованием, проведенного Рособразованием в Республике Татарстан.

• Считать целесообразным продолжение работы Межотраслевого регионального центра профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов Республики Татарстан по разработке инновационной модели дополнительного профессионального образования на основе программ, обеспечивающих единое образовательное пространство образовательных учреждений высшего профессионального образования, корпоративных университетов и образовательных подразделений предприятий реального сектора экономики.

• Отметить эффективность деятельности Московского государственного института радиотехники, электро-

ники и автоматики (технического университета) (МИРЭА) (ректор А.С. Сигов) по обеспечению организационного и методического сопровождения деятельности вузов по повышению квалификации, осуществлению мониторинга процессов повышения квалификации.

• Просить Департамент государственной политики в образовании Минобрнауки России провести актуализацию государственных требований к минимуму содержания и уровню требований к специалистам для получения дополнительных квалификаций. В обстановке проведения антикризисных мероприятий в экономике России просить ускорить процедуру утверждения государственных требований к специалистам для получения дополнительных квалификаций.

• Признать целесообразным государственную аккредитацию учреждений дополнительного профессионального образования, реализующих программы профессиональной переподготовки длительностью свыше 500 часов, по которым нет утвержденных государственных требований.

• Отметить необходимость повышения инновационной активности вузов в организации и проведении корпоративного обучения для предприятий отраслей экономики России.

• Одобрить и рекомендовать к изучению опыт Российского университета дружбы народов (ректор В.М. Филиппов) по реализации программ дополнительного и дополнительного профессионального образования в качестве важного компонента системы непрерывного образования России.

• Поручить Союзу ДПО (генеральный директор В.В. Валентинов) обратиться в Минобрнауки России с предложением о создании межведомственного координационного совета по проблемам дополнительного профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.