Научная статья на тему 'Решение и Методические рекомендации по выполнению заданий ЕГЭ по информатике уровня а'

Решение и Методические рекомендации по выполнению заданий ЕГЭ по информатике уровня а Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
25
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ ИНФОРМАТИКЕ / ЕГЭ ПО ИНФОРМАТИКЕ / УЧЕНИК / УЧИТЕЛЬ / TEACHING COMPUTER SCIENCE / NATIONAL EXAM IN COMPUTER SCIENCE / A PUPIL / A TEACHER

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Левченко Ирина Витальевна, Заславская Ольга Юрьевна, Дергачева Лариса Михайловна

В первой части данной статьи авторы предлагают вниманию подходы к решению и методические рекомендации по выполнению заданий группы А проекта демонстрационного варианта Единого государственного экзамена (ЕГЭ) по информатике 2010 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Левченко Ирина Витальевна, Заславская Ольга Юрьевна, Дергачева Лариса Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

National Exam (Computer Science) A-Level Tasks Solving Procedures, Recommendations

The first part of the article gives a presentation of solving procedures and recommendations relating to the A-level tasks of the Demonstration Version of the 2010 National Exam in Computer science.

Текст научной работы на тему «Решение и Методические рекомендации по выполнению заданий ЕГЭ по информатике уровня а»

И.В. Левченко, О.Ю. Заславская, Л.М. Дергачева

Решение и методические рекомендации по выполнению заданий ЕГЭ по информатике уровня А

В первой части данной статьи авторы предлагают вниманию подходы к решению и методические рекомендации по выполнению заданий группы А проекта демонстрационного варианта Единого государственного экзамена (ЕГЭ) по информатике 2010 года.

Ключевые слова: обучение информатике; ЕГЭ по информатике; ученик; учитель.

Рассмотрим задания группы А проекта демонстрационного варианта Единого государственного экзамена (ЕГЭ) по информатике 2010 года, приведя их решения и необходимые методические рекомендации.

А1. Дано А = 9 Б16, В = 2378. Какое из чисел С, записанных в двоичной системе, отвечает условию А < С < В?

1)10011010

2)10011110

3)10011111

4)11011110

Методические рекомендации. Цель выполнения данного задания — осуществление проверки знаний о системах счисления и двоичном представлении информации в памяти компьютера.

Прежде чем приступить к решению задачи, необходимо проанализировать ее условие с целью выбора оптимального решения. Так как в данном задании ответы предложены в двоичной системе счисления, числа А и В предпочтительнее перевести в двоичную систему счисления (в противном случае решение задачи отнимет больше времени).

Дано: Решение:

А = 9Б16, Следует воспользоваться правилами перево-

В = 2378, да целых чисел из системы счисления с основа-

А < С < В. нием 16 (8) в систему счисления с основанием 2.

916= 10012, Б16 = 11012,

А= 100111012

28= 0102, 38= 0112, 78= 1112,

В = 100111112. Поскольку 100111012 < С < 100111112, то данному интервалу принадлежит только число 100111102, что соответствует номеру ответа «2». Ответ: 100111102.

Найти: С — ? Номер ответа: 2.

А2. В некоторой стране автомобильный номер состоит из 7 символов. В качестве символов используют 18 различных букв и десятичные цифры в любом порядке.

Каждый такой номер в компьютерной программе записывается минимально возможным и одинаковым целым количеством байтов, при этом используют посимвольное кодирование и все символы кодируются одинаковым и минимально возможным количеством битов.

Определите объем памяти, отводимый этой программой для записи 60 номеров.

1) 240 байт

2) 300 байт

3) 360 байт

4) 420 байт

Методические рекомендации. Цель выполнения данного задания - осуществление проверки умения вычислять информационный объем сообщения. Для определения объема памяти воспользуемся алфавитным подходом к измерению количества информации.

Решение:

Воспользуемся формулой I = к • 1. Для записи одного символа автомобильного номера необходимо 5 бит, поскольку с помощью 5 бит можно представить 25 = 32 различных букв и десятичных цифр (4 бита будет недостаточно, т.к. 24 = 16, а 16 < 18).

Если для кодирования одного символа необходимо 5 бит, 1 = 5 бит, то для кодирования автомобильного номера, состоящего из 7 символов, нужно

I = к • 1 = 7 • 1 = 35 бит. Однако в условии задачи указано, что каждый номер в компьютерной программе записывается минимально возможным и одинаковым целым количеством байтов, значит, для кодирования одного символа необходимо 5 байт, а 4 байта недостаточно (4 байта < 35 бит < 5 байт)._

I = 5 байт, V = I ■ Б = 60 ■ 5 = 300 (байт). Ответ: объем памяти, отводимый этой программой для записи 60 номеров, равен 300 байт, что соответствует номеру ответа «2».

Найти: V — ? Номер ответа: 2.

A3. В таблице ниже представлена часть кодовой таблицы ASCII:

Символ 1 5 A B Q a b

Десятичный код 49 53 65 66 81 97 98

Шестнадцатеричный код 31 35 41 42 51 61 62

Каков шестнадцатеричный код символа «q»?

1) 71

2) 83

3) А1

4) В3

Методические рекомендации и решение. Данное задание относится к теме «Кодирование текстовой информации. Кодировка ASCII. Основные кодировки кириллицы».

В задании рассмотрен фрагмент стандартной части таблицы ASCII, содержащей цифры, заглавные и строчные буквы английского алфавита. Следует вспомнить один из принципов организации данной таблицы: в ней соблюдается лексикографический порядок в расположении букв. Значит, количество букв, находящихся между символами «А» и «Q» таково же, что и между «а» и «q». Шестнадцатеричный код буквы «А» на 10 больше шест-надцатеричного кода буквы «Q». Следовательно, шестнадцатеричный код буквы «q» на 10 больше чем шестнадцатеричный код буквы «а», т.е. 61 + 10 = 71, что соответствует номеру ответа «1».

Номер ответа: 1.

A4. Вычислите сумму чисел X и Y, если X = 1101112, Y = 1358. Результат представьте в двоичном виде:

1)110101002

2)101001002

3)100100112

4)100101002

Методические рекомендации. Цель выполнения данного задания — осуществление проверки умения выполнять арифметические операции в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления.

Возможно выполнение данного задания путем перевода чисел в десятичную систему счисления, нахождение суммы, после чего результат переводится в двоичную систему счисления и сравнивается с приведенными вариантами ответов. Однако данный способ достаточно трудоемок, требует

много времени и не исключает обычных арифметических ошибок. Целесообразно осуществить перевод второго числа в двоичную систему счисления, выполнить сложение двух чисел, после чего сравнить результат с предложенными вариантами ответов.

Дано: X = 1101112, Y = 1358. Решение: Используем правила перевода целых чисел между системами счисления с основаниями 8 и 2. 18= 0012, 38= 0112, 58 = 1012, 1358= 0010111012= 10111012. Y = 10111012. X + Y = 1101112 + 10111012= 100101002. Данное число совпадает с ответом «4». Ответ: 100101002.

Найти: X + Y — ? Номер ответа: 4.

А5. Определите значение переменной «с» после выполнения следующего фрагмента программы (записанного ниже на разных языках программирования):

Бейсик Паскаль

a = 100 b = 30 a = a - b * 3 IF a > b THEN c = a - b ELSE c = b - a a := 100; b := 30; a := a - b * 3; if a > b then c := a - b else c := b - a;

ENDIF

Си Алгоритмический

a = 100; a := 100

b = 30; b := 30

a = a - b * 3; a := a - b * 3

if (a > b) если a > b то c := a - b

c = a - b; иначе c := b - a

else c = b - a; все

1) c = 20

2) c = 70

3) c = - 20

4)c=180

Методические рекомендации и решение. Задание относится к теме «Использование переменных. Объявление переменной (тип, имя, значение). Локальные и глобальные переменные».

Проследим изменение значений переменных, воспользовавшись следующей таблицей:

Команда a b c Значение логического выражения

a := 100 100 0 0

b := 30 100 30 0

a := a - b * 3 10 30 0

a > b ложно (10<30)

c := b - a 10 30 20

Искомое значение «с» равно 20, что соответствует номеру ответа «1».

Номер ответа: 1.

А6. В программе используется одномерный целочисленный массив А с индексами от 0 до 10. Ниже представлен фрагмент программы, записанный на разных языках программирования, в котором значения элементов сначала задаются, а затем меняются.

Бейсик Паскаль

FOR i=0 TO 10 for i:=0 to 10 do

A(i)=i A[i]:=i;

NEXT i for i:=0 to 10 do

FOR i=0 TO 10 begin

A(10-i)=A(i) A[10-i]:=A[i];

A(i)=A(10-i) A[i]:=A[10-i]

NEXT i end;

Си Алгоритмический язык

for (i=0;i<=10;i++) нц для i от 0 до 10

A[i]=i; A[i]:=i

for (i=0;i<=10;i++) кц

{ нц для i от 0 до 10

A[10-i]=A[i]; A[10-i]:=A[i]

A[i]=A[10-i]; A[i]:=A[10-i]

} кц

Чему будут равны элементы этого массива после выполнения фрагмента программы?

1) 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2) 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

3) 10 9 8 7 6 5 6 7 8 9 10

4) 0 1 2 3 4 5 4 3 2 1 0

Методические рекомендации и решение. Задание относится к теме «Работа с массивами (заполнение, считывание, поиск, сортировка, массовые операции и др.)».

В результате выполнения данного фрагмента программы значения элементов массива сначала становятся равны их порядковым номерам (индек-

сам), после чего значение последнего элемента становится равным значению нулевого элемента, предпоследнего - значению первого элемента и т. д. Таким образом, после выполнения фрагмента программы элементы массива будут равны:

0 1 2 3 4 5 4 3 2 1 0, что соответствует номеру ответа «4».

Номер ответа: 4.

А7. Какое из приведенных имен удовлетворяет логическому условию: - (первая буква гласная ^ вторая буква гласная) Л последняя буква гласная

1) ИРИНА

2) МАКСИМ

3) АРТЕМ

4) МАРИЯ

Методические рекомендации и решение. Цель выполнения данного задания - осуществление проверки знаний основных понятий и законов математической логики.

При решении данной задачи целесообразно построение таблицы истинности для предложенного высказывания:

Первая буква гласная Вторая буква гласная Последняя буква гласная Первая буква гласная ^ вторая буква гласная - (Первая буква гласная ^ вторая буква гласная) - (Первая буква гласная ^ вторая буква гласная) Л последняя буква гласная

0 0 0 1 0 0

0 0 1 1 0 0

0 1 0 1 0 0

0 1 1 1 0 0

1 0 0 0 1 0

1 0 1 0 1 1

1 1 0 1 0 0

1 1 1 1 0 0

Результирующий столбец таблицы истинности содержит значение 1 (истина) для строки, содержащей наборы значений 1, 0, 1. Из этого следует, что первая буква имени гласная, вторая - согласная и последняя - гласная. Данному условию соответствует только имя ИРИНА.

Правильный ответ соответствует номеру ответа «1».

Номер ответа: 1.

А8. Какое логическое выражение равносильно выражению:

- (-А V - В) Л С

1) -А V В V - С

2) А Л В Л С

3) (А V В) /\ С

4) (-А /\ - В) \/ - С

Методические рекомендации и решение. Цель выполнения данного задания — осуществление проверки умений строить и преобразовывать логические выражения.

Возможно построение таблиц истинности для имеющихся логических выражений и их анализ.

Б0 = - (^ А V ^ В) /\ С

А В С ^ А ^ В ^ А V ^ В ^ (^ А V ^ В) Т0

0 0 0 1 1 1 0 0

0 0 1 1 1 1 0 0

0 1 0 1 0 1 0 0

0 1 1 1 0 1 0 0

1 0 0 0 1 1 0 0

1 0 1 0 1 1 0 0

1 1 0 0 0 0 1 0

1 1 1 0 0 0 1 1

= -А V В V -С

А В С ^ А ^ С ^ А\/ В V ^ С

0 0 0 1 1 1

0 0 1 1 0 1

0 1 0 1 1 1

0 1 1 1 0 1

1 0 0 0 1 1

1 0 1 0 0 0

1 1 0 0 1 1

1 1 1 0 0 1

Б2 = А Л В Л С

А В С А /\ В /\ С

0 0 0 0

0 0 1 0

0 1 0 0

0 1 1 0

1 0 0 0

1 0 1 0

1 1 0 0

1 1 1 1

Бз = (А V В) Л С

А В С А V В (А V В) /\ С

0 0 0 0 0

0 0 1 0 0

0 1 0 1 0

0 1 1 1 1

1 0 0 1 0

1 0 1 1 1

1 1 0 1 0

1 1 1 1 1

Б4 = (А /\ ^ В) V ^ С

А В С ^ А ^ В ^ С ^А Л ^ В (^А Л ^ В) V ^ С

0 0 0 1 1 1 1 1

0 0 1 1 1 0 1 1

0 1 0 1 0 1 0 1

0 1 1 1 0 0 0 0

1 0 0 0 1 1 0 1

1 0 1 0 1 0 0 0

1 1 0 0 0 1 0 1

1 1 1 0 0 0 0 0

Логическому выражению - (—А V -В) Л С равносильно выражение А Л В Л С. Однако данный способ решения является достаточно трудоемким. Воспользовавшись законом Де Моргана и двойного отрицания, возможно преобразовать исходное логическое выражение:

- (^ А V ^ В) /\ С = - - А Л - ^ В Л С = А Л В Л С .

Сравнив его с предложенными выражениями, получим — (—А \/ —В) /\ /\ С = А /\ В /\ С, что соответствует номеру ответа «2».

Номер ответа: 2.

А9. Дан фрагмент таблицы истинности выражения Б:

X У ъ Б

1 1 1 1

1 1 0 1

1 0 1 1

Каким выражением может быть Б?

1) X Л У Л ъ

2) —X V — У V ъ

3) X V У V ъ

4) X Л У Л — ъ

Методические рекомендации и решение. Цель выполнения данного задания — осуществление проверки умений строить таблицы истинности и логические схемы. Возможно построение фрагментов таблиц истинности для необходимых наборов значений трех аргументов имеющихся логических выражений и их сравнение с предложенным фрагментом таблицы истинности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

X Л У Л ъ

X У ъ Б

1 1 1 1

1 1 0 0

1 0 1 0

—X V —У V ъ

X У ъ Б

1 1 1 1

1 1 0 0

1 0 1 1

X V У V ъ

X У ъ Б

1 1 1 1

1 1 0 1

1 0 1 1

X Л У л - ъ

X У ъ Б

1 1 1 0

1 1 0 1

1 0 1 0

Правильный ответ соответствует номеру ответа «3». Номер ответа: 3.

А10. Путешественник пришел в 08:00 на автостанцию населенного пункта КАЛИНИНО и обнаружил следующее расписание автобусов:

Пункт отправления Пункт прибытия Время отправления Время прибытия

КАМЫШИ КАЛИНИНО 08:15 09:10

КАЛИНИНО БУКОВОЕ 09:10 10:15

РАКИТИНО КАМЫШИ 10:00 11:10

РАКИТИНО КАЛИНИНО 10:05 12:25

РАКИТИНО БУКОВОЕ 10:10 11:15

КАЛИНИНО РАКИТИНО 10:15 12:35

КАЛИНИНО КАМЫШИ 10:20 11:15

БУКОВОЕ КАЛИНИНО 10:35 11:40

КАМЫШИ РАКИТИНО 11:25 12:30

БУКОВОЕ РАКИТИНО 11:40 12:40

Определите самое раннее время, когда путешественник сможет оказаться в пункте РАКИТИНО согласно этому расписанию.

1) 12:25

2) 12:30

3) 12:35

4) 12:40

Методические рекомендации и решение. Цель выполнения данного задания — осуществление проверки умений представлять и считывать данные в разных типах информационных моделей (схемы, карты, таблицы, графики и формулы). Проанализировав таблицу, можно сделать вывод, что прямой рейс КАЛПНИНО - РАКИТИНО позволит путешественнику попасть в пункт назначения в 12:35.

Однако выбор рейсов КАЛИНИНО - КАМЫШИ, КАМЫШИ - РАКИТИНО позволит достичь аэропорта РАКИТИНО в 12:30, что соответствует номеру ответа «2».

Номер ответа: 2.

A11. Для передачи по каналу связи сообщения, состоящего только из символов А, Б, В и Г, используется посимвольное кодирование: А-00, Б-11, В-010, Г-011. Через канал связи передается сообщение: ВАГБГВ. Закодируйте сообщение данным кодом. Полученную двоичную последовательность переведите в шестнадцатеричный вид.

1) AD34

2) 43DA

3)101334

4) CADBCD

Методические рекомендации. Цель выполнения данного задания - осуществление проверки умений кодировать и декодировать информацию. Переведем сообщение вначале в двоичный код, а затем в шестнадцатеричный.

Дано: Решение:

А = 002, ВАГБГВ2 = 01000011110110102 =

Б = 112, 1000011110110102.

В = 0102, Можно сразу заметить, что результатом бу-

Г = 0112. дет являться четырехзначное шестнадцатерич-ное число, поскольку количество двоичных цифр равно пятнадцати, а четыре двоичные цифры соответствуют одной шестнадцатерич-ной. Поэтому возможны варианты 1 и 2. ВАГБГВ2 = 1000011110110102 = 43БА16, что соответствует номеру ответа «2». Ответ: 43БА16.

Найти: Номер ответа: 2.

ВАГБГВ 16 — ?

A12. Витя пригласил своего друга Сергея в гости, но не сказал ему код от цифрового замка своего подъезда, а послал следующее SMS-сообщение: «В последовательности чисел 3, 1, 8, 2, 6 все числа больше 5 разделить на 2, а затем удалить из полученной последовательности все четные числа». Выполнив указанные в сообщении действия, Сергей получил следующий код для цифрового замка:

1) 3, 1

2) 1, 1, 3

3) 3, 1, 3

4) 3, 3, 1

Методические рекомендации и решение. Цель выполнения данного задания — осуществление формального исполнения алгоритма, записанного на естественном языке. Выполним действия с числами последовательности 3, 1, 8, 2, 6. После деления на 2 чисел больше пяти последовательность примет вид: 3, 1, 4, 2, 3. После удаления всех четных чисел из последовательности, получим: 3, 1, 3.

Таким образом, третья цепочка формируется по указанному правилу.

Номер ответа: 3.

А13. Для групповых операций с файлами используются маски имен файлов. Маска представляет собой последовательность букв, цифр и прочих допустимых в именах файлов символов, в которых также могут встречаться следующие символы: символ «?» (вопросительный знак) означает ровно один произвольный символ; символ «*» (звездочка) означает любую последовательность символов произвольной длины, в том числе «*» может задавать и пустую последовательность.

Определите, какое из указанных имен файлов удовлетворяет маске:

?Ьа*г.?х1

1) bar.txt

2) obar.txt

3) оЬаг^

4) barr.txt

Методические рекомендации и решение. Цель выполнения данного задания — осуществление проверки знаний о файловой системе организации данных.

Имя файла, удовлетворяющее маске ?Ьа*г?х^ должно содержать один произвольный символ, стоящий перед буквой Ь. Поэтому имя может быть представлено в ответах 2 и 3. Расширение также должно содержать один произвольный символ, стоящий перед буквой х. Следовательно, имя obar.txt удовлетворяет маске ?ba*r.?xt, что соответствует номеру ответа «2».

Номер ответа: 2.

А14. Ниже приведены фрагменты таблиц базы данных участников конкурса исполнительского мастерства:

Страна Участник

Германия Силин

США Клеменс

Россия Холево

Грузия Яшвили

Германия Бергер

Украина Численко

Германия Феер

Россия Каладзе

Германия Альбрехт

Участник Инструмент Автор произведения

Альбрехт флейта Моцарт

Бергер скрипка Паганини

Каладзе скрипка Паганини

Клеменс фортепиано Бах

Силин скрипка Моцарт

Феер флейта Бах

Холево скрипка Моцарт

Численко фортепиано Моцарт

Яшвили флейта Моцарт

Представители скольких стран исполняют Моцарта?

1) 5

2) 2

3) 3

4) 4

Методические рекомендации и решение. Цель выполнения данного задания — осуществление проверки знаний технологии хранения, поиска и сортировки информации в базах данных.

Воспользовавшись данными второй таблицы, выявим участников, исполняющих Моцарта, это: Альбрехт, Силин, Холево, Численко, Яшвили.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Определим страны, которые представляют данные участники:

Альбрехт - Германия,

Силин - Германия,

Холево - Россия,

Численко - Украина,

Яшвили - Грузия.

Таким образом, пять участников представляют четыре страны: Германия, Россия, Украина, Грузия, что соответствует номеру ответа «4».

Номер ответа: 4.

А15. Для кодирования цвета фона web-cтpaницы используется атрибут Ь§со1ог="#ХХХХХХ", где в кавычках задаются шестнадцатеричные значения интенсивности цветовых компонент в 24-битной ЯОВ-модели. Какой цвет будет у страницы, заданной тэгом ^оёу Ь§со1ог="#00ББ00">?

1) белый

2) зеленый

3) красный

4)синий

Методические рекомендации и решение. Цель выполнения данного задания — осуществление проверки знаний о технологии обработки графиче-

ской информации. В задаче для зеленого цвета 24-битной ЯОВ-модели задана максимальная интенсивность, красный и синий цвета заданы с нулевой интенсивностью. Значит, страница будет иметь зеленый цвет, что соответствует номеру ответа «2».

Номер ответа: 2.

А16. В динамической (электронной) таблице приведены значения пробега автомашин (в км) и общего расхода дизельного топлива (в литрах) в четырех автохозяйствах с 12 по 15 июля. В каком из хозяйств средний расход топлива на 100 км пути за эти четыре дня наименьший?

12 июля 13 июля 14 июля 15 июля За четыре дня

Название автохозяйства Пробег Расход Пробег Расход Пробег Расход Пробег Расход Пробег Расход

Автоколонна № 11 9989 2134 9789 2056 9234 2198 9878 2031 38890 8419

Грузовое такси 490 101 987 215 487 112 978 203 2942 631

Автобаза № 6 1076 147 2111 297 4021 587 1032 143 8240 1174

Трансавтопарк 998 151 2054 299 3989 601 1023 149 8064 1200

1) Автоколонна № 11

2) Грузовое такси

3) Автобаза № 6

4) Трансавтопарк

Методические рекомендации и решение. Цель выполнения данного задания — осуществление проверки знаний в области технологии обработки информации в электронных таблицах. Для решения задачи воспользуемся данными столбцов «Пробег» за четыре дня и «Расход» за четыре дня.

Расход топлива автохозяйства «Автоколонна № 11» составляет 8 419 л за 38 890 км, вычислим средний расход топлива на 100 км пути, составив пропорцию и найдя необходимое значение:

38 890 - 8 419;

100 - х;

х = 8 419 ■ 100 : 38 890 « 21,648 (л).

Расход топлива автохозяйства «Грузовое такси» составляет 631 л за 2 942 км, вычислим средний расход топлива на 100 км пути, составив пропорцию и найдя необходимое значение:

2 942 - 631;

100 - х;

х = 631 ■ 100 : 2 942 « 21,448 (л).

Расход топлива автохозяйства «Автобаза № 6» составляет 1 174 л за 8 240 км, вычислим средний расход топлива на 100 км пути, составив пропорцию и найдя необходимое значение:

8 240 - 1 174;

100 - х;

х = 1 174 ■ 100 : 8 240 « 14,248 (л).

Расход топлива автохозяйства «Трансавтопарк» составляет 1 200 л за 8 064 км, вычислим средний расход топлива на 100 км пути, составив пропорцию и найдя необходимое значение:

8 064 - 1 200;

100 - х;

х = 1 200 ■ 100 : 8 064 « 14,881 (л).

Сравнив результаты, получим наименьший средний расход топлива на 100 км пути за четыре дня у автохозяйства «Автобаза № 6».

Правильный ответ соответствует номеру ответа «3».

Номер ответа: 3.

А17. В цехе трудятся рабочие трех специальностей — токари (Т), слесари (С) и фрезеровщики (Ф). Каждый рабочий имеет разряд не меньше второго и не больше пятого. На диаграмме I отражено распределение рабочих по специальностям, а на диаграмме II количество рабочих с различными разрядами. Каждый рабочий имеет только одну специальность и один разряд.

I) II)

Какое из утверждений:

A) Среди слесарей найдется хотя бы один третьего разряда. Б) Среди токарей найдется хотя бы один второго разряда.

B) Все токари могут иметь четвертый разряд.

Г) Все фрезеровщики могут иметь третий разряд. — следует из диаграмм?

1) А

2) Б

3) В

4) Г

Методические рекомендации и решение. Цель выполнения данного задания — осуществление проверки знаний о визуализации данных с помощью диаграмм и графиков. Вычислим общее количество рабочих, трудящихся в цехе, воспользовавшись данными второй диаграммы: Второй разряд — 25 рабочих, Третий разряд — 40 рабочих,

Четвертый разряд — 20 рабочих, Пятый разряд — 15 рабочих, Общее количество — 100 рабочих.

Из первой диаграммы видно, что токари составляют половину всех рабочих. Таким образом, в цехе 50 токарей. Слесари и фрезеровщики составляют ХА всех рабочих, значит, в цехе 25 слесарей и 25 фрезеровщиков. Далее проверим истинность предложенных утверждений:

A) Среди слесарей найдется хотя бы один третьего разряда.

Данное утверждение неверно, поскольку, например, третий разряд могут иметь только токари.

Б) Среди токарей найдется хотя бы один второго разряда. Данное утверждение неверно, поскольку, например, второй разряд могут иметь только фрезеровщики.

B) Все токари могут иметь четвертый разряд.

Данное утверждение неверно, поскольку количество рабочих, имеющих четвертый разряд, меньше количества токарей.

Г) Все фрезеровщики могут иметь третий разряд.

Данное утверждение верно, поскольку количество фрезеровщиков меньше количества рабочих, имеющих третий разряд.

Из диаграмм следует, что верно последнее утверждение. Правильный ответ соответствует номеру ответа «4». Номер ответа: 4.

А18. Система команд исполнителя РОБОТ, «живущего» в прямоугольном лабиринте на клетчатой плоскости: вверх вниз влево вправо.

При выполнении любой из этих команд РОБОТ перемещается на одну клетку соответственно: вверх вниз влево вправо Четыре команды проверяют истинность условия отсутствия стены у каждой стороны той клетки, где находится РОБОТ: сверху свободно снизу свободно слева свободно справа свободно. Цикл

ПОКА < условие > команда выполняется, пока условие истинно, иначе происходит переход на следующую строку.

Если РОБОТ начнет движение в сторону стены, то он разрушится и программа прервется.

Сколько клеток лабиринта соответствуют требованию, что, выполнив предложенную программу, РОБОТ уцелеет и остановится в той же клетке, с которой он начал движение?

НАЧАЛО

ПОКА < сверху свободно > вправо

ПОКА < справа свободно > вниз

ПОКА < снизу свободно > влево

ПОКА < слева свободно > вверх

КОНЕЦ

1) 1

2) 2

3) 3

4) 4

Методические рекомендации и решение. Цель выполнения данного задания — осуществление проверки умений исполнять алгоритм для конкретного исполнителя с фиксированным набором команд. При выполнении данного задания возможно последовательное выполнение предложенной программы, в ходе которого выясняется, что только клетка В4 удовлетворяет необходимому требованию.

Можно оптимизировать алгоритм поиска нахождения необходимых клеток лабиринта. Поскольку движение РОБОТА должно закончиться в той же клетке, что и началось, а последняя команда алгоритма предполагает возможность движения вверх, то необходимым условием для искомой начальной клетки является наличие границы сверху — эта граница не позволит РОБОТУ продвинуться правее начального положения, если он в него попадет. Однако при отсутствии границы слева РОБОТ разрушится, поскольку продолжит движение в сторону стены. Следует рассмотреть клетки, имеющие границы сверху и слева. Таких клеток 3: А6, В4, С1.

Начальная клетка Перемещения Конечная клетка

A6 A6 - A4 разрушение

B4 B4 - B1 - B4 B4

C1 C1 разрушение

Таким образом, искомая клетка одна — B4. Правильный ответ соответствует номеру ответа «1». Номер ответа: 1.

Продолжение следует.

Levchenko, Irina V., Zaslavskaya, Olga Y,. Dergacheva, Larisa M.

National Exam (Computer Science) A-Level Tasks Solving Procedures, Recommendations

The first part of the article gives a presentation of solving procedures and recommendations relating to the A-level tasks of the Demonstration Version of the 2010 National Exam in Computer science.

Key-words: teaching computer science; National Exam in computer science; a pupil; a teacher.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.