Научная статья на тему 'Решение художественно-педагогических задач на занятиях по композиции'

Решение художественно-педагогических задач на занятиях по композиции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
934
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЗУЧЕНИЕ КОМПОЗИЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ УЧИТЕЛЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА / ПРОБЛЕМЫ КОМПОЗИЦИОННОГО ПОСТРОЕНИЯ / КОМПОЗИЦИЯ В ИСКУССТВЕ / СТУДЕНТЫ ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шабанов Н. К., Шабанова М. Н.

Статья раскрывает проблему изучения композиции студентами художественного факультета. Важность законов композиции, ее выразительных средств неоспоримый этап обучения искусству. Для будущего учителя изобразительного искусства эта тема является важной и сложной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Решение художественно-педагогических задач на занятиях по композиции»

УДК 378:7

РЕШЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ НА ЗАНЯТИЯХ ПО КОМПОЗИЦИИ

© 2017 Н. К. Шабанов1, М. Н. Шабанова2

1докт. пед. наук, профессор кафедры художественного образования

и истории искусств e-mail [email protected] 2докт. пед. наук, профессор кафедры художественного образования

и истории искусств e-mail [email protected].

Курский государственный университет

Статья раскрывает проблему изучения композиции студентами художественного факультета. Важность законов композиции, ее выразительных средств - неоспоримый этап обучения искусству. Для будущего учителя изобразительного искусства эта тема является важной и сложной.

Ключевые слова: изучение композиции, профессиональное образование учителя изобразительного искусства, проблемы композиционного построения, композиция в искусстве, студенты художественно-графического факультета.

Композиция - это учебная дисциплина, являющаяся важным звеном системы «педагогический вуз-школа», обладающая большими возможностями в формировании личности будущего учителя изобразительного искусства, в формировании у него в равной мере как педагогических, так и художественных знаний, умений и навыков.

Будущий художник-педагог должен овладеть методическими приемами, чтобы в доступной форме раскрывать учащимся законы, правила и средства композиции, последовательности работы над композицией. Если художник-практик может в какой-то степени оперировать композиционными приемами интуитивно, то студенту художественно-графического факультета - будущему учителю изобразительного искусства необходимо в совершенстве знать правила и приемы построения композиции на плоскости. Ему нужно быть не только творчески работающим художником, но и методистом, теоретиком, искусствоведом, уметь квалифицированно проанализировать работу учащегося.

Приобретение художественно-педагогических знаний, умений и навыков в области композиции предполагает прежде всего овладение системой композиционных законов, правил, приемов и средств, а также теоретическое и практическое использование их в предстоящей педагогической деятельности.

Однако многие преподаватели и студенты считают, что знание правил и законов в композиции является помехой в их свободе и следование им сужает их творческие возможности. «Главное в композиции - это интуиция», - утверждают они, забывая при этом, что свобода художника заключается не в его независимости от знаний, а в способности творить в соответствии с законами природы, опираясь на фундаментальные знания художественной педагогики.

Следовательно, художественную и педагогическую деятельность студентов по овладению профессиональными умениями и навыками в процессе занятий по композиции необходимо реализовывать в соответствии с логикой науки и искусства (психологией творчества, психологией детского художественного творчества,

художественной педагогикой, психологией искусства) и с опорой на такие их характерологические черты, как трудолюбие, целеустремленность, самостоятельность, настойчивость, организованность.

Основными принципами организации занятий по композиции должны являться связь с жизнью; единство теоретического и практического; систематичность, непрерывность, усложнение занятий от курса к курсу; связь с теоретическими и практическими курсами рисунка и живописи; связь с будущей профессией.

Единство систематичности и непрерывности предполагает, что композиция организуется и проводится целенаправленно, с усложнением содержания занятий от курса к курсу, с последовательным осуществлением преемственности методов и средств проведения занятий по композиции, рисунку и живописи.

Композиция преподается на всех курсах, с первого по четвертый, при этом теория (лекционный курс) чередуется с практикой. Каждому курсу свойственно определенное направление в выполнении заданий. Так, на первом курсе стержневым заданием является натюрморт: композиция несложного тематического натюрморта, сложного тематического натюрморта, сложного тематического натюрморта в интерьере. Программой по «Композиции» для художественно-графических факультетов вузов в разделе «Натюрморт» предусмотрены, во-первых, разработка эскизов композиции на основе или наблюдении натуры и размышлений над тем или иным сюжетом, мотивом, или в результате возникновения в воображении художника замысла, несущего в себе черты образности, и, во-вторых, сбор натурного материала (зарисовок, этюдов).

Это связано прежде всего с тем, что студенты данного курса работают над натюрмортом по рисунку и живописи, формируя и совершенствуя знания, умения и навыки по методике работы над натюрмортами разной степени сложности, без профессионального владения которыми будущий учитель не сможет преподавать изобразительное искусство в школе.

Занятия по композиции, так же как и занятия по рисунку и живописи, педагогу следует начинать с организации постановок натюрмортов. При этом следует отметить, что от студентов с самого начала обучения необходимо требовать в процессе организации, постановки и выполнения работ раскрывать методику, этапы выполнения задания, общие и специфические изобразительно-выразительные средства, и приемы работы в разных материалах и техниках. По ходу объяснения они должны выполнять не только фор-эскизы, зарисовки, наброски и этюды, как это рекомендовано программой по композиции, но и педагогические рисунки, подробно раскрывая и анализируя с учетом детского восприятия такие понятия, как симметрия и асимметрия, статика и динамика, ритм, контраст, колорит, пространство, плановость, композиционный центр.

Таким образом, раскрывая правила, приемы и средства композиции, а также основные законы композиции, студенты уже на начальной стадии будут формировать у себя не только художественно-практические знания и умения, но и педагогические, в частности коммуникативно-аналитические.

Основным заданием по композиции на втором курсе являются пейзаж, интерьер и экстерьер. Следует отметить, что дети в школе, начиная с первого класса, выполняют большое количество тематических заданий, связанных с изображением природы, различных времен года. И будущему учителю необходимо в совершенстве владеть этим жанром, уметь не только самому грамотно выполнять работу, но и научить этому детей, научить видеть красоту природы, любоваться ею и передавать в своих рисунках. Здесь не обойтись без глубоких знаний по цветоведению, которые должны быть тесно связаны с художественным наблюдением, с практикой изучения окружающей нас действительности. Систематическое, целенаправленное наблюдение и активное

отношение студентов к жизненным явлениям в сочетании с непосредственным изображением увиденного составляет основной источник развития творческого воображения.

Для развития художественного видения, наблюдательности студентов существенное значение имеет целевая установка педагога, то есть ясность и конкретность постановки задач наблюдения.

Так, в процессе выполнения заданий по композиции в жанре пейзажа при рассматривании репродукций работ художников В.И. Сурикова, Н.П. Крымова, Е.И. Зверькова и др. педагог просит студентов ответить, почему на работах художников снег, покрывающий землю, гораздо светлее, чем небо, или почему белая стена в пасмурный день изображена гораздо ярче неба.

Одним из важных упражнений на развитие фантазии, образного и пространственного представлений, творческого воображения, а также других художественно-педагогических способностей является упражнение на анализ и доработку неструктурных формообразований, представляемых самой природой (причудливые очертания плывущих по небу облаков, фантастические узоры замерзшего окна, пляшущие языки пламени костра, игра теней от деревьев, пятна краски на палитре, масляные пятна в лужах воды и т.д.).

Надо заметить, что развивать фантазию посредством разглядывания различных абстрактных, нестандартных формообразований в природе и нахождения в них сходства с реальными объектами (людьми, пейзажами, животными, сражениями и т.д.) советовал еще великий художник эпохи Возрождения Леонардо да Винчи. Все это связано с одной из важных художественно-педагогических способностей -способностью импровизировать! Б. Рунин, в частности, отмечает, что импровизация как «первотворчество», как самая непосредственная попытка извлечь порядок из беспорядка, как чисто интуитивное самоопределение в хаосе впечатлений и эмоций, как свободный полет своевольной фантазии; самое удивительное свойство импровизации в том и заключается, что она и в поистине изощренном творчестве способна породить эту чудесную инверсию, когда реализация как бы сама ведет мысль и созданное фиксируется, подхватывается и оценивается автором лишь постфактум. Больше того, именно эта инверсия часто становится свидетельством подлинного взлета творческой энергии человека. Многие учителя изобразительного искусства часто дают детям разных классов практические задания, связанные с изображением неструктурного формообразования. Дети с огромным желанием выполняют задания такого рода.

Несомненно, огромную роль в восприятии объекта наблюдения играет жизненный опыт человека, который трансформируется в создаваемых им мыслительных образах.

Следовательно, если в общеобразовательной школе с помощью изображения детьми нестандартных формообразований учитель пытается развить у них фантазию, воображение, сформировать творческие способности, то целью процесса восприятия и изображения абстрактных нестандартных формообразований студентами на занятиях по композиции является формирование личности педагога, выработка таких профессиональных умений, которые обеспечат способность и готовность выпускника факультета в будущем решать сложные художественно-творческие задачи.

При переходе от регуляции внешних зрительных функций к управлению чувствами и творческим вдохновением роль воображения становится очень важной. Общеизвестно, что сила фантазии помогает человеку внутренне преобразиться, обрести новое «я». Однако воображение будет действенным лишь в том случае, если оно обладает не только яркостью, но и реальностью вымысла. Другими словами, для

восприятия и изображения абстрактного образа не всегда оказывается достаточным отчетливо представить себе нечто. Требуется еще умение глубоко пережить образ, открыть для воображаемой картины не только глаза, но и чувства. Как этому научиться?

На занятиях по композиции кроме программных заданий художник-педагог может предложить студентам специальные техники, которые окажут неоценимую роль как в развитии творческих способностей, так и в приобретении художественно-педагогического опыта работы с детьми.

Студентам раздаются листы бумаги с одинаковым цветным или графическим изображением различных геометрических фигур, точек, линий, пятен и дается задание выполнить композицию, возможно тематическую (портрет, пейзаж, интерьер, натюрморт), используя уже имеющиеся на листе изображения.

При выполнении задания «Свеча» группа рассаживается по кругу, в центре на подставке горит свеча. Перед студентами ставится задача: выполнить композицию, навеянную горящим пламенем свечи. При этом необязательно изображать свечу и огонь. Психологи не без основания утверждают, что любая работа (тем более связанная с изобразительным искусством) при достаточно глубоком в нее погружении должна приво-дить к такой перестройке режима функционирования психики, которая в наибольшей степени соответствует избранной деятельности. Очень часто изменение состояния сознания порождает минуты творческого озарения, душевного подъема, происходит наибольшее раскрытие чувств.

Следует отметить, что, кроме вышеназванных заданий, объектами анализа и изображения, составления композиций на основе наблюдений формообразований могут служить, как уже отмечалось ранее, облака и тени от деревьев, причудливые разводы на стене, морозные оконные стекла, абстрактные масляные пятна на палитре и т. д. Студенты выполняют как индивидуальные, так и коллективные работы, комментируя и обсуждая полученные композиции.

Результаты опросов и творческих заданий студентов позволили убедиться в том, что наряду с традиционной формой проведения занятий включение в учебный процесс заданий, связанных с изображением нестандартных абстрактных формообразований, импровизация в выполнении отдельных заданий, сочетание коллективных и индивидуальных форм работы, обсуждение проблем композиции, разбор терминологических понятий, аналитический разбор своих работ и работ детей качественно влияют на уровень художественно-педагогических знаний, умений и навыков и на сформированность профессиональной направленности студентов.

Однако в процессе длительного наблюдения за работой студентов было замечено, что у них во время занятий по композиции периодически в течение дня, недели, месяца могут наступать спады и подъемы работоспособности.

Если преподаватель видит, что у студентов в процессе выполнения академических заданий наступает спад в работе, он может предложить им различные виды работ, направленные более на затрату интеллектуальных сил, нежели на выполнение практических заданий, - к примеру, решение проблемно-творческих педагогических задач. Приведем некоторые из них.

1. Существует точка зрения на природу искусства. Искусство не может и не должно выражать мысль в ее чистом виде - это прерогатива науки. Согласны ли вы с данной точкой зрения?

2. Как вы думаете, что заставляет человека писать картины, сочинять стихи, ваять, снимать фильмы и т.д., то есть заниматься художественным творчеством?

3. В искусствоведческой литературе по изобразительному искусству обнаруживаются самые противоречивые мнения по вопросам творчества и профессионального мастерства.

Одни пропагандируют в творчестве «выразительность без изобразительности» на примерах работ Пикассо, Брака, Шагала. Другие, напротив, за предметную живость, за скрупулезную и четко проработанную форму предметов.

Какой позиции придерживаетесь Вы и почему?

4. Некоторые художники, искусствоведы и психологи рассматривают специфику искусства лишь в чувственно-эмоциональном плане, в частности, утверждается, что если ученый мыслит абстрактно, то художник - конкретно, предметно, что науке присущи чувственная и интеллектуальная интуиция, а искусству лишь чувственная интуиция.

Каково, по вашему мнению, соотношение рационального и эмоционального компонентов в искусстве?

5. Существует мнение, что художественное творчество - есть полет фантазии, взращенный лишь на почве подсознания и мотивированный одними только иррациональными импульсами, в силу этого творчество носит якобы чисто субъективный характер.

Верна ли, по-вашему, данная точка зрения?

6. Американский исследователь А. Доу под творческой деятельностью понимает и труд ученого, и разрушение горы, и волнение моря. Им допускается даже сравнение творчества с комбинациями детских кубиков, варианты которых неисчислимы.

В чем недостаток такого взгляда на творчество?

7. До сих пор встречаются авторы, которые пытаются создавать художественные произведения, не осознав в должной мере, что художественное творчество уходит своей сущностью и своими корнями в действительность. Одни из них учитывают лишь то, что в произведениях искусства - в одних больше, в других меньше - содержится внешнее подобие объектов, и любые отступления от этого внешнего подобия рассматривают как проявление творческой несостоятельности художника. Поэтому они стараются, с большим или меньшим успехом, не допускать в своих произведениях таких отступлений, пытаясь достичь иллюзионно-натуралистического эффекта. Другие обращают внимание на то, что в подлинных художественных произведениях всегда существуют интервалы подобия, и делают отсюда вывод, что это, очевидно, и есть основной принцип художественного творчества; но так как они постигают истинную функцию этих интервалов (для них интервалы подобия - только внешний признак художественного творчества), то на деле они попросту имитируют их, полагая, что это и придаст их произведениям художественность.

Ваша точка зрения на рассматриваемые проблемы.

8. В раскрытии проблемы эстетического воспитания ребенка в отечественной и зарубежной литературе проявляются существенные методические разногласия.

Так, Фрейд и его последователи доказывали, что художественные образы, возникающие у детей и реализуемые в их рисунках, драматизациях, рассказах, -выражение лишь чисто субъективных, аффективных тенденций, способов реализации асоциальных, сексуальных и агрессивных влечений. Запрет взрослых мешает их удовлетворению. Надо давать выход внутренним силам детей, а не развивать их согласно каким-либо целям. Концепция Бюллера, Холла и др. строится на утверждении того, что художественные способности присущи ребенку от рождения. Одаренностью якобы обладают лишь немногие, избранные дети, некая детская элита. Если этих данных нет, то никакое воспитание не может этого заменить. Сторонники формалистической эстетики (Мейман, Фолькент) утверждают, что эстетические

переживания у детей вызываются формой воспринимаемых явлений и объектов (симметрией, пропорциями, гармонией, ритмом и т. д.), независимо от того, какое внутреннее содержание выражается в этой форме. Детское художественное восприятие сводится к тому, что доказывает эклектическую природу эстетического выражения детей (Джеферсон), что означает развитие художественно-творческой деятельности у детей в разных направлениях - сюрреалистическом, реалистическом, натуралистическом.

Правы или нет авторы данных теорий?

9. Ученые, художники, искусствоведы по-разному подходят к проблеме становления личности художника. Так, одни считают, что каждый человек может стать художником, если он обладает определенными задатками (хорошее зрение, цветочувствительность и т. д.), которые могут развиться в художественные способности. Другие уверены, что художником нужно родиться.

Кто, по-вашему, прав?

Проанализируйте данные точки зрения.

В данном исследовании мы привели только часть проблемных художественно-педагогических задач.

Схема решения педагогических ситуаций на занятиях по композиции включала в себя следующие этапы.

1. Анализ микросреды происходящего события или явления.

2. Установка сути проблемы.

3. Перевод фактов, данных в задаче, на язык художественно-творческих и педагогических категорий.

4. Выдвижение гипотезы решения педагогической задачи.

5. Определение выводов и оценка задачи с точки зрения ее необходимости для педагогической деятельности учителя изобразительного искусства.

Можно с уверенностью сказать, что целенаправленное решение педагогических задач на занятиях по композиции повысит уровень владения студентами коммуникативно-аналитическими умениями, на более высоком уровне сформирует их педагогическую направленность.

Наряду с решением педагогических задач студенты в период низкой активности в работе (эмоционально-творческого спада) могут привлекаться преподавателями к аналитическому разбору работ художников, студентов, учащихся школы, организации постановок, выполнять педагогические рисунки. Большое место должно быть отведено работе над композициями оформления книги.

В период эмоционального спада студенты переключаются на чтение литературы, иллюстрируемого произведения. На данном этапе от них требуется не поверхностное чтение, а глубокое проникновение в суть произведения. По ходу чтения студенты делают первые композиционные наброски карандашом, пером, кистью и другими художественными материалами.

Данный этап характеризуется сбором и накоплением информационного и изобразительного материала - независимо от того, иллюстрируется историческое произведение или сказка. Студенты делают зарисовки костюмов, предметов быта, архитектурных сооружений. Здесь уже на начальной стадии необходимо проникнуть в характер главных персонажей, почувствовать дух изображаемой эпохи. Если это сказка, не потерять нарочитость содержательной стороны, добиться того, чтобы изобразительный язык соответствовал настроению произведения. Нельзя одинаково подходить к иллюстрированию прозы и поэзии, сказки и басни.

В период эмоционального, интеллектуального и физического подъема студенты могут приступить к выполнению эскизов будущих иллюстраций. На данном этапе

иллюстрируется весь информационный и изобразительный материал, накопленный на подготовительной стадии. Следует отметить, что при работе над выполнением эскизов композиции по оформлению книг педагогу не следует ограничиваться рекомендациями программы, в которой заложено выполнение данного задания только в 6-м семестре третьего курса. Учителю изобразительного искусства необходимо в совершенстве владеть теорией и практикой художественного оформления книги, поскольку любая программа по изобразительному искусству содержит большое количество заданий по работе с книгой, иллюстрированию произведений. Практика работы в школе показала, с каким интересом дети выполняют задания, связанные с иллюстрированием сказок, стихов, исторических произведений. Объектами изображения служат не только люди, но и архитектура, предметы быта, пейзажа, орнамент и т. д.

Исходя из вышесказанного, занятия по композиции педагог организует следующим образом. Работу над иллюстрированием книги студенты могут начинать не с третьего курса, как это указано в программе, а с первого. На первом курсе студенты, в основном, должны работать над иллюстрациями по мотивам русских сказок. Так, в 1-м и 2-м семестре перед учащимися ставится задача выполнить иллюстрации к произведениям А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о золотом петушке» и «Сказка о Руслане и Людмиле». При желании студенты сами могут подобрать себе произведение. Объектами изображения, композиционным центром иллюстрации должен быть натюрморт или натюрморт в интерьере.

На втором курсе, в 3-м семестре, когда студенты выполняют композицию сельского и городского пейзажей и получают представление об интерьере, в контексте данных заданий перед ними ставится задача выполнить иллюстрацию сказочного пейзажа.

В 4-м семестре студенты в свои иллюстративные композиции вводят фигуру человека, изображая ее в интерьере или пейзаже. Методика выполнения этих заданий логически вытекает из предыдущих и тесно связана с ними.

На третьем курсе студенты уже вплотную знакомятся с книгой, ее оформлением и элементами (обложкой, иллюстрацией, буквицей, авантитулом, титулом, шмуцтитулом, заставкой, концовкой и т.д.), выполняют эскиз, макет, иллюстрации.

В 7-м семестре (четвертый курс) параллельно с работой над основной композицией портрета и многофигурной композицией на свободную или заданную тему (историко-революционную, батальную, современную) можно предложить выполнить иллюстрацию на историческую тему.

В 8-м семестре студенты продолжают работать над иллюстрациями к произведениям (сказки, басни, стихи, исторические романы), совершенствуя свои художественные умения и навыки и развивая педагогические способности.

Наряду с традиционными заданиями можно рекомендовать студентам внимательно ознакомиться с Библией, выбрать сюжет и выполнить иллюстрацию к этому выдающемуся произведению. Для выполнения столь сложного задания студентам необходимо ознакомиться с иконографией, фресками в православных храмах, выполнить наброски и зарисовки культовых сооружений, церковной утвари, выехать на экскурсию в монастыри.

Несомненно, вся эта работа, связанная с решением сложных профессионально-педагогических задач, повлияет на качество выполнения дипломных работ.

Следует отметить, что формирование профессиональной направленности личности будущего учителя изобразительного искусства в условиях стихийного построения занятий по композиции малоэффективно. Организация формирования художественно-педагогических умений предполагает создание специальных учебных ситуаций, вовлекающих студента в решение профессионально-творческих,

продуктивных задач в естественных условиях учебных взаимодействий между участниками обучения. Конечная цель такого рода обучения - формирование профессиональной направленности у студентов.

Тактика работы в вузе показала, что занятия по композиции на художественно-графических факультетах вузов будут иметь профессионально-педагогическую направленность при условии, если преподаватель будет формировать у студентов коммуникативно-аналитические, прогностические, оценочные умения. На наш взгляд, именно эти умения, приобретенные на занятиях по композиции, позволяют студентам сформироваться в высококвалифицированных учителей изобразительного искусства, равноценно владеющих художественными и педагогическими умениями и навыками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.