Научная статья на тему 'Взаимодействие предметов гуманитарного и художественного циклов в обучении иллюстрированию литературных произведений'

Взаимодействие предметов гуманитарного и художественного циклов в обучении иллюстрированию литературных произведений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
268
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кириллова Ольга Сергеевна

Рассматривается актуальная для подготовки будущих учителей проблема взаимодействия предметов гуманитарного и художественного циклов в процессе профессионального обучения искусству книжной графики, а также предложены возможные психолого-педагогические и методические пути ее решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие предметов гуманитарного и художественного циклов в обучении иллюстрированию литературных произведений»

А ведь гуманитарный калека не способен созидать знание, в общем, не способен создавать ничего, кроме пустоты. С другой стороны, так называемое духовное гурманство также непродуктивно, ибо не обладает знанием разделенного, согласованного смысла. Оба феномена игнорируют существование антропогенного пространства, насыщенного усилием, работой сферы духа. Педагогическая антропология ставит и обсуждает вопрос о смысле человеческой жизни, но его решение выходит за ее рамки и является прерогативой философской антропологии.

О.С. КИРИЛЛОВА (Волгоград)

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРЕДМЕТОВ ГУМАНИТАРНОГО И ХУДОЖЕСТВЕННОГО ЦИКЛОВ В ОБУЧЕНИИ ИЛЛЮСТРИРОВАНИЮ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

Рассматривается актуальная для подготовки будущих учителей проблема взаимодействия предметов гуманитарного и художественного циклов в процессе профессионального обучения искусству книжной графики, а также предложены возможные психолого-педагогические 4' и методические пути ее решения.

Профессиональная подготовка будущих учителей изобразительного искусства в рамках занятий по книжной графике связана с проблемой освоения в процессе обучения средств художественной образности различных видов искусства. Решение данной проблемы обусловливает необходимость включения в подготовку студентов всех компонентов художественно-позна-вательной деятельности: первоначального художественного накопления, возникновения и развития замысла, материализации замысла и его критического анализа.

Данный подход позволил сформулировать цель обучения, разработать содержание занятий книжной графикой с учетом реальных возможностей студентов, условий развития их художественно-по-

знавательной активности. Рассмотрим вышеназванные аспекты более подробно.

Необходимо подчеркнуть, что в течение всего курса обучения (V - X семестры) учебный процесс должен начинаться с теоретического изучения вопросов художественного иллюстрирования произведений литературы. Основное внимание должно быть сосредоточено на проблеме стиля иллюстраций, организации предметных, пространственно-временных отношений изображения в связи с литературой, что позволит сформировать представления о жанрово-стилистических особенностях произведений, основанных на фольклоре. В тексты лекций необходимо включать вопросы изучения взаимосвязи стилистики поэтического фольклора и средств худо-жественно-образной выразительности народного изобразительного искусства и национальных видов графики и живописи.

Кроме того, на начальном этапе обучения иллюстрированию литературных произведений, во вводной лекции рассматриваются вопросы, связанные с историей искусства книги, ее функциональным значением и основными компонентами, а также роль художника в ее оформлении и иллюстрировании. Также на лекциях рассматриваются проблемы художественного конструирования и организации целостности книги, ее основные композиционные средства, изучается книжная графика как часть искусства книги, выявляются главные функции иллюстрации в издании.

На практических занятиях осваивается «плоскость» книжной страницы, ведется работа по освоению «пространства» книги, студенты выполняют ряд заданий по иллюстрированию произведений литературы, основанной на фольклорных жанрах. Затем студенты осваивают специфику книжной графики: разработку макета предполагаемого издания, иллюстративного ряда, его основных элементов.

Выбор литературы для практической деятельности зависит от индивидуальной подготовки каждого студента, однако педагогическая направленность обучения изначально определила круг произведений -детский фольклор и современная детская литература. Как правило, это небольшие по объему произведения, рассчитанные на особенности детской психики.

© Кириллова О.С., 2007

Одним из видов работы на практических занятиях является изучение текста литературного произведения. Выявленная в результате анализа зависимость языковых и композиционных характеристик фольклора от его педагогической направленности, от уровня развития читателя, его национального характера позволяет студентам глубже осмыслить жанровую специфику фольклора в иллюстрациях.

Так, например, исследовалась зависимость динамики сказки от национального своеобразия. Изучалась восточная сказка, в которой повествование ведется в размеренном темпе, с рядом отступлений от основного сюжета, и славянская сказка, которая строится на быстрой смене эпизодов. Метод сравнения активизировал студентов в поиске графического решения, отражающего данное своеобразие сказочной литературы.

Разработка макета к иллюстрируемому произведению представляет собой также немаловажный этап в художественной деятельности студентов, т. к. он формирует структуру книги во взаимосвязи и взаимодействии всех ее информационных, оформительских и иллюстративных элементов. Учитывая то обстоятельство, что у студентов в результате обучения основам книжной графики уже были сформированы общие понятия и практические навыки художественного конструирования книги, на занятиях по специализации при разработке примерного макета к выбранному произведению целесообразно дать представление о книге как о «техническом приспособлении», которое обеспечивает удобство чтения литературного произведения. При этом главную «жизнедеятельную» функцию книги как передатчика информации обеспечивают шрифт и материальная конструкция блока, следовательно, ей, как хранительнице текста, свойственна не только функция отражения его содержания в оформлении, но и прикладное начало.

Поскольку из материала лекции студенты усвоили, что литературные произведения, опирающиеся на фольклорные традиции, характеризуются тесными связями с народным художественным творчеством и органически могут включать в себя широкий круг декоративных приемов, свойственных материальной культуре народа, то, обращаясь к основным принци-

пам оформления книги - конструктивности и декоративности, необходимо провести совместно со студентами анализ произведений народных художников, умевших сочетать декоративное начало с конструктивными требованиями, подчинять декор форме, продиктованной функцией вещи, не «разрушая» ее и учитывая при этом фактуру материала '.

Говоря об архитектурном строении книги, целесообразно обратиться к опыту художника-педагога В.А. Фаворского, который использовал идею конструкции древнеславянской книги как архитектурного целого, но решал ее средствами XX в.2 Поэтому на примере средневековой гравированной, а также лубочной книги можно вместе со студентами ХГФ проследить, как древнему мастеру удается сохранить цельность, конструктивность книжной формы в синтетической связи изображения и слова.

Следующим этапом может быть подробное рассмотрение со студентами вопросов архитектонического строения: ритмики, соотношения полей и текста, взаимоотношения декоративных и текстовых элементов, соразмерности заставок, полосных иллюстраций и концовок, плотности и характера шрифта, размещения его на развороте, пластического ритма заполненных и чистых плоскостей бумаги.

С учетом важности подготовительного этапа творческой деятельности в ходе практических занятий регулярно организовывалась работа с натуры. Предварительный выбор эпизодов литературного повествования, разработка примерного макета позволяли конкретизировать работу каждого учащегося по сбору фактологического материала.

Организация процесса восприятия предметов и явлений природы требует концентрации внимания студентов на осмыслении зарисованных объектов как предполагаемых элементов графического оформления сказочной литературы. Поэтому в процессе работы учащимся предлагается зарисовать тот или иной объект изображения с разных точек зрения, выделить его наи-

1 Сидоров, А.А. Искусство книги / А.А. Сидоров; предисл. Е.Л.Немировского. М.: Книга, 1979. 216 с.

2 Фаворский, В.А. Литературно-творческое наследие / В.А. Фаворский. М.: Сов. художник, 1988. 583 с.

более характерные черты, детали и особенности. Помимо работы с натуры, студенты выполняют дома рисунки по памяти и представлению, что способствует развитию воссоздающего и творческого воображения. Работая по представлению, студенты стремятся изменить изначальное положение предмета в пространстве, его форму, детали и таким образом освоить приемы трансформации реальных форм предметов и явлений действительности в условно-декоративные. В процессе работы большое внимание уделяется цветовой трактовке формы.

Кроме того, студентам необходимо активное изучение искусства шрифта во взаимосвязи с задачами оформления художественной книги. Освоение шрифтовой композиции проходит после знакомства с опытом ее разработки в национальных видах графики - рукописной и старопечатной книге, поэтому у студентов должно быть уже сформировано понимание того, как графика в книге, восходя изначально к письменному тексту, связана с ним через систему «иллюстрация - шрифтовой набор».

Большое внимание в процессе обучения уделяется проблеме организации литературы в архитектоническое пространство книги, в котором огромную роль также играет шрифт. Студенты должны прийти к пониманию того, что как явление ансамблевое шрифт получает свое настоящее звучание лишь в конкретном применении. В иллюстрированной книге он живет как текстовой и титульный набор. В книжном художественном пространстве шрифт является его составной и значимой частью.

На занятиях студентам предлагается самостоятельно проанализировать особенности разработки инициала в рукописных книгах. В результате изучения литературных источников, репродукций с образцами известных старопечатных книг выявляется, каким образом строились инициалы древних рукописей.

Важным этапом теоретических занятий является беседа о творчестве наиболее известных художников книги для детей, в ходе которой анализируются авторские стилистические приемы создания образов на основе литературы и устного фольклора. Студенты, используя метод сравнительного анализа, коллективно размышляют о том, как и в какой мере художникам уда-

лось передать в иллюстрациях национальный колорит, стилистические особенности - декоративность, орнаментальность, условность места и времени действия и др. В беседе со студентами необходимо развить их представления об индивидуальных художественных средствах образности мастеров, приемах создания декоративности и условности иллюстраций к детской литературе (на примере творчества таких художников, как Е.Д. Поленова, B.C. Малютин, И.Я. Билибин и их последователи Г.И. Нарбут, Д.И. Митрохин). С этой целью предъявляются в качестве наглядности различные графические интерпретации народных и литературных сказок, в оформлении которых нашли свое отражение видовые образы народной фантазии.

В результате теоретического усвоения представлений о творчестве многих известных художников-графиков в работах студентов появляется более сложная взаимосвязь иллюстраций со стилистическими особенностями текста, стремление использовать различные средства художественной выразительности. Более разнообразно используются композиционные приемы организации пространства иллюстрации, а также в целом архитектонической структуры книги. Этому способствует наглядное изучение методов создания графических образов различными художниками - иллюстраторами сказочной литературы для детей.

Практические занятия начинаются с разработки примерного макета к выбранной студентами литературе, основного замысла иллюстрации и оформления. Большую роль в этом играют последующая организация и проведение занятий-экскурсий, которые позволяют студентам собрать различные материалы для дальнейшей художественно-познавательной деятельности. В ситуации творческого поиска учащиеся решают художественные задачи практического иллюстрирования литературы.

В последнем семестре студентам читается лекция об особенностях детского восприятия и изобразительного творчества, его близости к специфике изобразительного фольклора. Практические занятия, помимо работы над образным строем книги, включают разработку изображения героев повествования, зарисовки в различных музеях города, наброски пейзажа. Подготовка осуществляется совместно с ведущим

преподавателем. Важным этапом художественно-познавательной деятельности студентов является выбор сюжетов в повествовании для отражения их в зрительных образах. Он тесно связан с задачами специализации: созданием графической интерпретации сказочного повествования, доступной для художественного восприятия и осмысления юным читателем. Многое в выборе эпизодов зависит от стилистической характеристики текста, от его восприятия студентом. В то же время студенты должны понимать, что главное в выборе сюжета для иллюстрирования - это отражение ключевых моментов повествования и характера основных героев, последовательное и логичное подчинение изобразительных элементов книги смысловому содержанию текста.

С этой целью на занятиях предлагается рассмотреть примеры иллюстрирования одного и того же произведения разными авторами: А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане» (С. Малютин, И. Билибин, В. Конашевич), «Сказка о рыбаке и рыбке» (И. Билибин и В. Дехтерев); Л.Н. Толстой «Три медведя» (Ю. Васнецов и В. Лосин) и др. Использование метода сравнения позволяет решить следующие творческие задачи: вместе со студентами определить, какой из вариантов художественного оформления сказки ближе детскому восприятию и осмыслению, а какой больше соответствует восприятию взрослого (после чтения текста короткой сказки студенты должны выделить 2-3 момента в развитии сюжета, которые, по их мнению, следует взять в качестве объектов отображения в иллюстрациях). Сравнивая выбор студентов с выбором профессионального художника, можно говорить о том, что на занятиях по книжной графике главной задачей должна стать выработка умения сосредоточиться в работе над узловыми моментами текста, т. е. кульминационными, наиболее характерными сценами повествования.

Анализ результатов проведенной работы показал устойчивость интереса студентов к занятиям книжной графикой. Основным мотивом изучения материальной культуры, памятников народного творчества для большинства стала потребность отразить в иллюстрациях жизненную среду разворачивающегося действия: элемен-

ты интерьера, своеобразие костюмов героев, утвари, архитектуры домашних построек и т. д. Ответы студентов на вопрос об использовании различных информационных источников, пополняющих в процессе работы над иллюстрацией их знания по истории, устному народному поэтическому творчеству, традициям народного изобразительного искусства, этнографии, истории книжной графики, искусствоведению, дали возможность судить об их возросшем интересе к подготовительной работе, сбору различного фактологического материала. Помимо этого, отмечалась заинтересованность студентов в использовании средств художественной выразительности, композиционных приемов решения пространства народной изобразительной культуры в процессе собственной творческой деятельности.

Все вышесказанное, в контексте понимания искусства книги как искусства синтетического, позволяет говорить о необходимости обучения студентов искусству книжной графики для детей на межпредметном уровне: с учетом знаний по различным предметам гуманитарного и художественного циклов, а также психологии восприятия и особенностей детской психологии.

Г. В. ПАНИНА (Москва)

ЦЕННОСТНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Исследуются процессы изменений в образовательных системах под воздействием социокультурных трансформаций, имеющих общецивилизационные ритмы, устанавливаются закономерности смены образовательных парадигм.

Образование - сложный процесс. Помимо главной своей части - субъект-субъектных отношений учителя и ученика - он включает в себя множество сопряженных, обеспечивающих этот процесс факторов, таких как дидактическое и методическое обеспечение педагогической

© Панина Г.В., 2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.