Научная статья на тему 'Решение экологических проблем через переход от целевых комплексных программ к целевым проектам'

Решение экологических проблем через переход от целевых комплексных программ к целевым проектам Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
65
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Е В. Андросова, В Т. Мак

В работе исследованы пути решения, стоящих перед Украиной экологических проблем. Показано, как с помощью существующих экологических программ можно добиться успеха во внедрении в Украине системы экологического менеджмента

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Досліджені шляхи вирішення екологічних проблем, що стоять перед Україною. Показано, як за допомогою існуючих екологічних програм можна досягти успіху в упровадженні в Україні системи екологічного менеджменту

Текст научной работы на тему «Решение экологических проблем через переход от целевых комплексных программ к целевым проектам»

Посилання на статтю_

Андросова Е.В. Решение экологических проблем через переход от целевых комплексных программ к целевым проектам / Е.В. Андросова, В.Т. Мак // Управлшня проектами та розвиток виробництва: Зб.наук.пр. - Луганськ: вид-во СНУ iм. В.Даля, 2003. - № 3(7).- ^87-95._

УДК 338.486:711.2

Е.В. Андросова, В.Т. Мак

РЕШЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ЧЕРЕЗ ПЕРЕХОД ОТ ЦЕЛЕВЫХ КОМПЛЕКСНЫХ ПРОГРАММ К ЦЕЛЕВЫМ ПРОЕКТАМ

В работе исследованы пути решения, стоящих перед Украиной экологических проблем. Показано, как с помощью существующих экологических программ можно добиться успеха во внедрении в Украине системы экологического менеджмента. Ист. 7.

О.В. Андросова, В.Т. Мак

ВИР1ШЕННЯ ЕКОЛОГ1ЧНИХ ПРОБЛЕМ ЧЕРЕЗ ПЕРЕХ1Д В1Д Ц1ЛЬОВИХ КОМПЛЕКСНИХ ПРОГРАМ ДО Ц1ЛЬОВИХ ПРОЕКТ1В

Дослщжеы шляхи виршення еколопчних проблем, що стоять перед УкраТною. Показано, як за допомогою юнуючих еколопчних програм можна досягти устху в упровадженн в УкраТы системи еколопчного менеджменту. Дж. 7.

Y.V. Androsova, V.T. Mak

SOLVING OF ECOLOGICAL PROBLEMS THROUGH TRANSITION FROM TARGET COMPLEX PROGRAMMES TO TARGET PROJECTS

The ways of solving the ecological problems of Ukraine are studied. The scheme allowing ecological management system to be effective in Ukraine is developed.

Постановка проблемы. Переход к новым условиям хозяйствования и признание того факта, что рыночный механизм функционирования экономики обладает большими возможностями, чем административный, влекут за собой принципиальные изменения в управлении природопользованием.

Состояние, в котором в настоящий момент находится экономика нашей страны, создает очень сложные условия для формирования стратегии природопользования. Основными чертами такой стратегии должно быть создание гибкого экономического механизма на рыночной основе с элементами конкуренции производителей за рынок сбыта, игрой цен на ресурсы и платой за их неправильную эксплуатацию. В результате защита окружающей среды должна стать рентабельной. Для того, чтобы такие предприятия стали конкурентоспособными, необходим установление санитарного и технического контроля потребительских качеств продукции и качества окружающей среды, субсидирование и создание льготных налоговых условий производствам, либо дающим экологически чистую продукцию, либо не загрязняющим окружающую среду [1].

"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2003, № 3(7)

1

Обеспечение экологической безопасности страны относится к числу приоритетных задач государственного значения. Любая рыночная экономика в цивилизованном государстве регулируема. Система природоохранного регулирования достигнет наибольшей эффективности, если будет использовать преимущества различных инструментов регулирования в зависимости от ситуации и цели. Экономические методы стимулирования природоохранной деятельности представляют один из таких инструментов.

Анализ последних достижений. В последние годы появились новые предложения по применению рыночных механизмов в области охраны окружающей среды. При этом следует подчеркнуть, что необходимо иметь ввиду не абсолютно свободные рыночные силы, а их использование в помощь жестким природоохранным нормативам.

В интересах защиты окружающей среды и рационального использования природных ресурсов следует поставить потребителей и производителей продукции перед лицом истинной цены для принимаемых ими решений. В качестве соответствующих мер можно использовать такие механизмы, как торговля правами на выбросы загрязняющих воздух веществ, плата за загрязнение, введение залога за складируемые в малых количествах опасные отходы, снижение издержек на производство электроэнергии с целью повышения эффективности ее использования, а также устранение рыночных барьеров, которые стимулируют нерациональное ресурсопользование.

Рыночный подход позволяет достигнуть более высокого уровня защиты окружающей среды при тех же удельных издержках на борьбу с загрязнением, стимулирует инициативу промышленных предприятий в отношении удобных им методов защиты окружающей среды. Предприятия будут стремиться принимать решения, связанные с меньшими издержками, разрабатывать новые технологические меры борьбы с загрязнением.

Рыночный подход позволит также сделать более понятными для населения природозащитные цели, укрепить экономику и уменьшить дефицит государственного бюджета. Рекомендации, разрабатываемые в рамках целостной системы природоохранного регулирования, должны касаться экологических проблем, признанных на сегодняшний день главными.

В настоящее время в управлении окружающей средой различают два аспекта: управление через организацию экономической деятельности, что тесно связано с управлением народным хозяйством, и управление непосредственно объектами окружающей среды путем целенаправленного воздействия на них. Тенденции резкого ухудшения качества окружающей среды заставляют создать во многих странах государственную систему природной среды. Одним из элементов этой системы являются экологические программы. В Украине, 31 декабря 1993 года, Кабинет Министров утвердил своим постановлением порядок разработки экологических программ. Этим постановлением определяется порядок разработки, утверждения, согласия государственных, региональных и местных экологических программ.

Эффективность системы производственной и экологической безопасности обеспечивается следующими принципами. Принцип приоритетности экологической безопасности, при котором, решающим фактором является принцип «безопасность прежде всего». Успех соответствующих мероприятий ставится в прямую зависимость от действий низших подразделений предприятия. Директора предприятий обязаны постоянно проводить инспекции и организовывать дежурства инженеров по технике безопасности и охране труда и окружающей среды. Это позволяет выявить и устранить недочеты в области экологической безопасности в различных подразделениях предприятия.

2

"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2003, № 3(7)

Необходимо ужесточить правила, нормативы и предписания по экологической безопасности и создать условия, при которых специальные технические и экономические знания можно широко использовать для совершенствования управления экологической и производственной безопасностью.

Следующим принципом служит партисипативность управления, то есть массовость участия в мероприятиях по экологической безопасности. Так как специалистов постоянно воспитывают в духе неукоснительного соблюдения экологического кодекса предприятия, то таким образом формируются группы активистов, которые принимают предупредительные меры, сообщают о предотвращенных авариях и проводят их анализ, указывают руководству на новые проблемы экологической безопасности и добиваются принятия соответствующих правил.

Следующий принцип, который можно предложить при разработке проекта, это надежность производственных операций и оборудования, то есть совершенствование руководства по эксплуатации оборудования и принятие мер по повышению квалификации. Необходимо на всех уровнях предприятия осознавать необходимость подготовки на случай чрезвычайной производственной и экологической ситуации, иметь план подготовки на случай чрезвычайной экологической ситуации на местном уровне [2].

Для повышения уровня обоснованности экологических решений на предприятиях вводятся специальные природоохранные и экологические паспорта. Они позволяют детально проанализировать сложившуюся экологическую ситуацию, определить периодичность решаемых задач и их влияния на состояние окружающей среды. Экологический паспорт является документом, в котором должны быть отражены такие сведения, как сведения об использованных предприятием технологиях, количественные и качественные характеристики используемых ресурсов (сырья, топлива, энергии), характеристики выбросов загрязняющих веществ от предприятия а так же результаты сравнения используемых предприятием технологий с лучшими отечественными и зарубежными.

Нерешенные проблемы и цель статьи. В условиях рыночных форм хозяйствования система управления должна быть заменена новой, обеспечивающей активную экологическую политику. Уже в настоящее время банки требуют, чтобы предприятия-клиенты страховали свой экологический риск или гарантировали отсутствие такового. Многие предприятия заявляют, что исповедуют концепцию экоразвития, но на практике ее не применяют. Одна из причин - недостаточное методологическое и методическое обеспечение экологического менеджмента. Поэтому в данной статье поставлена цель рассмотрения возможности внедрения системы экологического менеджмента с помощью существующих экологических программ.

Основная часть. Одним из этапов на пути развития экологического менеджмента является разработка целевых экологических программ, которые включают в себя комплекс взаимосогласованных территориальных методов, направленных на улучшение существования природных экологических систем и общества. Государственными экологическими программами определяется единая политика в области охраны природной среды и рационального природопользования, которая должна реализовываться через специальные региональные программы. Эти программы включают природоохранные мероприятия, которые распространяются не только в одной административной области, но и вне ее. Местная экологическая программа состоит из природоохранных мероприятий, которые реализуются в рамках одной области, региона или города.

"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2003, № 3(7)

3

Подготовка и реализация экологических программ осуществляется с расчетом требований действующего законодательства и межгосударственных договоров в области охраны природной среды и рационального использования природных ресурсов. В экологических программа рассматриваются такие вопросы, как необходимость и краткое обоснование целесообразности разработок программ, основная цель программы и порядок ее реализации, характеристика реального положения для рассмотрения которого направления программа, основные направления действий для осуществления конечной цели программы, этапы разрешения заданной программы и сроки ее выполнения, комплекс подходов, которые должны реализовываться на каждом из этапов, а так же ориентировочная оценка стоимости реализации программы, источники финансирования и ожидаемые результаты реализации подходов программы [3].

Решение о разработке государственных программ принимает Кабинет Министров Украины по заявкам Минприроды, которое вносит предложения о целесообразности разработки этих программ по результатам изучения и исследования положения природной среды Украины.

Проекты государственных и региональных экологических программ согласовываются с органами государственной исполнительной власти, в компетенцию которых входит осуществление природоохранных мероприятий, предусмотренных программами.

В связи с резким ухудшением экологической обстановке во всем мире, необходима реализация экологических программ связанных с такими проблемами, как глобальное потепление и истощение озонового слоя [4]. Так как Украина является неотъемлемой частью мирового сообщества, она должна принять непосредственное участие в реализации этих программ. Рассматривая факторы формирования украинской стратегии борьбы с глобальным потеплением, следует помнить, что программы сокращения выбросов СО2 имеют несколько позитивных последствий: предотвращение глобальных климатических изменений и замедление использования минеральных ресурсов. Ограничение выбросов СО2 приведет к сокращению спроса на энергетические ресурсы и изменение пропорций потребления этих ресурсов. Абсолютное сокращение спроса может быть расценено как негативный результат в аспекте сокращения нагрузки на минерально-сырьевые ресурсы. Это будет способствовать, как сокращению использования не возобновляемых ресурсов, так и снижению ущерба при эксплуатации месторождений.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что уже сейчас целесообразно начинать работу по формированию украинской стратегии сокращения выбросов парниковых газов.

Опыт показывает, что страны Западной Европы в качестве одного из основных стимулов к освоению нетрадиционных видов энергии и сокращению потребления топлива на единицу полезной работы, используют налог на выбросы углекислого газа. Механизмы его установления, взимания и использования в разных странах не совпадают, однако логика их формирования практически одинакова. Она заключается в следующем: налог вводится на топливо и дифференцируется по количеству содержащегося там углерода. Таким образом, при прочих равных условиях максимальная ставка устанавливается на уголь (так как содержание углерода в нем составляет практически 100%). Для углеводородного топлива ставка налога ниже. Она тем ниже, чем меньше углерода содержит химическое соединение.

Говоря о глобальном климатическом потеплении, нельзя оставлять без внимания вопросы международных отношений. СНГ занимает второе место в мире по выбросам СО2. На долю этих стран приходится 18,3% всех выбросов в

4

"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2003, № 3(7)

мире. В расчете на душу населения у нас выбрасывается ежегодно 19,7% СО2. Решить данную проблему можно, экономически заинтересовав страны с таким же высоким процентов выбросов, в снижении темпов наращивания выбросов. Необходимо разработать проект в котором, для каждой страны должны быть установлены квоты по выбросам СО2. Распределение квот является исходным пунктом для включение экономического механизма. Следующим шагом на пути разработки и реализации данного проекта должна стать торговля правами на загрязнение, перепродажу странами установленных квот. Если речь идет о выбросах вредных веществ, виновных в парниковом эффекте, то можно считать, что в аспекте воздействия на климат обеспечивается эквивалентность выбросов СО2 от разных источников. Государства смогли бы, таким образом, перераспределить квоты между собой. Тем самым, обеспечивалось бы оптимальное распределение инвестиций в природоохранные технологии.

Механизм торговли лицензиями на выбросы СО2 и других веществ, приводящих к глобальным климатическим изменениям, открывает широкие возможности для реализации природоохранных стратегий политических организаций. Аналогичным образом могли бы быть построены взаимоотношения по поводу трансграничного переноса выбросов. Сначала на межгосударственном уровне устанавливаются квоты, а затем начинается торговля ними. Межгосударственные договоренности о квотировании выбросов стали бы исходным пунктом внутренней политики управления объемами загрязнения. Так, собственником национальной квоты на выбросы СО2 может остаться государство. Взяв на себя международные обязательства, оно тем самым контролирует на своей территории размещение источников выбросов (через налог на СО2). Возможен и другой вариант, когда государство передает часть квоты в собственность предприятий-загрязнителей, сохраняя монополию внешней торговли лицензиями. Эти предприятия продают лицензии друг другу, но только мировой рынок им недоступен. Наконец, возможен третий вариант, когда государство продает лицензии и «умывает руки». При этом владельцы лицензий самостоятельно выходят на мировой рынок [5]. Данный вариант в наименьшей степени приемлем для развивающихся стран и для нашей страны тоже. Квоты на выбросы СО2 должны находиться в государственной собственности, а вот квоты на выбросы веществ, приводящих к трансграничному переносу, могли бы быть переданы в собственность регионов и предприятий. Однако вопросы продажи прав на выбросы этих веществ за пределы Украины должны регулироваться государством.

Единственный путь кардинального снижения выбросов, приемлемый для развивающихся стран, в том числе и для Украины, радикальное преобразование технологической структуры украинской экономики на основе экологизации производства. Желаемая перестройка воспроизводственной структуры будет возможна, если западные инвесторы будут финансировать распространение в развивающихся странах экологически чистых технологий. К сожалению, по опыту Украины большинство инвестиционных проектов со стороны зарубежных партнеров предполагает наращивание нагрузки на природно-ресурсный потенциал.

Присоединение Украины к Европейской энергетической хартии при сохранении существующего технического уровня в энергетике приведет к дальнейшему наращиванию выбросов. Подобная инвестиционная политика будет иметь негативные последствия и для Украины, и для стран инвесторов. Поэтому целесообразным представляется выработка единых правил инвестирования в развитии производства в Украине, которым бы следовали и развитые страны, и их закрепление в международных соглашениях. Управление

"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2003, № 3(7)

5

выбросами парниковых газов наиболее благоприятная сфера для применения проектных методов управления природоохранной деятельностью.

Еще одной важной темой для Украины в области охраны окружающей среды, является реализация программы об истощении озонового слоя и его охраны.

Истощение озонового слоя происходит в результате попадания в атмосферу озоноразрушающих веществ (ОРВ). В большинстве случаев ОРВ могут быть заменены на вещества, выполняющие такие же функции, но не разрушающие озонового слоя. Глобальный характер проблемы истощения озонового слоя требует координации действий различных государств, где производятся и потребляются ОРВ. С этой целью были подписаны Венская конвенция (1985г.) и Монреальский протокол (1987г.), определившие для государств, подписавшие данные документы задания по сокращению и прекращению производства и потребления озоноразрушающих веществ [6].

Задачи, стоящие перед Украиной в области перехода на производство и потребление заменителей ОРВ, гораздо сложнее, чем решаемые другими странами. Период замещения ОРВ на озонобезопасные вещества совпадает с экономическим кризисом в стране. Из этого следует, что нельзя рассчитывать на частные инвестиции в производство заменителей ОРВ. В то же время, при существующем дефиците государственного бюджета трудно будет получить требуемое финансирование из этого источника. Подобные обстоятельства определяют своеобразие экономического механизма защиты озонового слоя.

В России существует государственная программа «Озонобезопасные хладоны». Реализация программы должна обеспечить выполнение российских обязательств по защите озонового слоя. Экономический механизм является одной из основных частей программы. Цель разработки экономического механизма заключается в формировании благоприятных экономических условий реализации программы «Озонобезопасные хладоны» на основе создания системы экономических стимулов и финансового обеспечения преобразования производственной структуры в направлении сохранения производства и замещение ОРВ на озонобезопасные.

Формирование проектов, направленных на сокращение производства таких веществ, обеспечит создание у потребителей ОРВ стимулов к переориентации на использование озонобезопасных, создание у производителей стимулов к замещению производства ОРВ на озонобезопасные, обеспечение стимулов к экологически безопасной утилизации предметов длительного пользования как у пользователей этой продукции, так и у предпринимателей, занимающихся утилизацией. Необходимость преобразования структуры производства требует привлечения финансовых ресурсов для поддержания данного процесса. Основным элементом реализации данного проекта, на первом этапе, должны являться платежи за производство озоноразрушающих соединений. Система платежей за производство ОРВ в целом повторяет систему платежей за загрязнение окружающей среды. Устанавливаются два вида базовой нормативной платы за производство ОРВ: в пределах установленной лицензионной квоты и сверх лицензионного объема. Способ установления платежей ориентирован на привлечение средств для последующего их инвестирования в производство. В условиях инфляции такие платежи должны индексироваться. Размеры индексации должны соответствовать росту стоимости проекта, для реализации которого и собираются средства путем установления платежей.

Управление проектами, обеспечивающими уменьшение выбросов озоноразрушающих веществ, могло бы эффективно осуществляться теми же

6

"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2003, № 3(7)

методами, что и управление проектами, уменьшающими выбросы парниковых газов. Однако проблема прекращения производства и потребления озоноразрушающих веществ должна решаться в сжатые сроки. Поэтому, для Украины и других стран ближнего зарубежья на это просто нет времени. Именно по такой причине, здесь предпочтительными являются административные меры, а экономический механизм может дополнить их. Однако, он не будет основным инструментом, побуждающим предприятия прекратить производство и потребление ОРВ. Использование экономических рычагов в данном случае послужит сбору финансовых ресурсов, необходимых для поддержки предприятий, переходящих на изготовление или использования озонобезопасных веществ.

В Украине не менее важным аспектом охраны окружающей среды является разработка и реализация проектов водохозяйственной деятельности, так как проблемы водоснабжения и водоотведения очень актуальны. Водный фактор становится лимитирующим в социально-экономическом развитии страны, особенно юго-восточных регионов. Проблема водоснабжения обусловлена количественной ограниченностью ресурсов пресных вод и неблагополучным качественным состоянием водных объектов. Не только в поверхностных, но и в подземных водах обнаружены тяжелые металлы, токсичные вещества, наблюдается повышение минерализации вод и бактериальное загрязнение [3].

На сегодняшний день деятельность предприятий Украины водопроводно-канализационного хозяйства не отвечает современным потребностям потребителей и их услуг, как по объемным, так и по качественным показателям. Особенно острой является ситуация в водообеспечении сельского населения. Перед водохозяйственной сферой стоит несколько актуальных задач. Одной из них является обеспечение высококачественного питьевого водоснабжения населения на базе прогрессивных технологий и технических средств очистки.

Практический опыт указывает на превалирующую до настоящего времени государственную монополию в водном хозяйстве. Разрабатываемые государственными органами программы, посвященные развитию водохозяйственного комплекса, ориентированы только на бюджетное финансирование, величина которого должна составлять ежегодно несколько сотен миллионов гривен, что ставит под сомнение возможность реализации программ. Положение еще больше ухудшается в связи с введением в Украине в действие Государственных Санитарных правил и норм «Вода питьевая. Гигиенические требования к качеству воды централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения» (СанПиНр 136/194021). Это нормативный документ нового типа, выполнить требования которого полностью ни одна станция очистки воды Украины не в состоянии. Это обусловлено тем, что в документе с одной стороны, расширен перечень нормируемых показателей качественного состава питьевой воды, а с другой стороны, изменен сам подход к организации проведения лабораторного контроля. Так, если согласно предыдущему требованию (ГОСТ 2874-82), содержание алюминия не должно превышать 0,5 мг/л, то по требованиям СанПиНр этот показатель уменьшается до 0,2 мг/л. По некоторым показателям требования СанПиНр к качеству питьевой воды оказываются даже жестче требований Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ).

Тяжесть ситуации обусловлена также тем, что станции очистки воды в Украине предназначены лишь для осветления и обесцвечивания воды и не могут обеспечить достаточный эффект по растворенным примесям-солям тяжелых металлов и органическим соединениям. Прогрессивные технологии удаления из воды этих загрязнений известны, однако они требуют огромных

"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2003, № 3(7)

7

капиталовложений. Рост затрат существенным образом отразится на величине тарифов на отпускаемую воду практически для всех групп водопотребителей, что крайне неблагоприятно с учетом низкого платежеспособного спроса. При этом не гарантируется необходимое качество воды в кране потребителя. Это объясняется тем, что крупные предприятия водопроводно-канализационного хозяйства отпускают воду одинакового качества и не в состоянии удовлетворить дифференцированный качественно различающийся спрос для отдельных групп водопотребителей, в частности, потребности населения в высококачественной питьевой воде и запросы промышленных предприятий в воде для технологических процессов [7].

Таким образом, монополизация в водном хозяйстве не содействует оперативному решению насущных запросов, имеющих социальную и экологическую значимость. Поэтому на практике начинает складываться парадоксальная ситуация: рынок потребителя динамически расширяется, а рынок производителя из-за государственного монополизма «заморожен». В связи с этим потребитель начинает сам решать задачу удовлетворения своих запросов. Уже наблюдаются факты использования населением воды из артезианских скважин, зачастую не прошедших санитарно-эпидемиологический контроль. Целый ряд промышленных предприятий, пытаясь решить проблему водообеспечения на локальном уровне, зачастую действуют стихийно, осуществляют закупку технических средств по очистке воды в странах дальнего зарубежья, далеко не на выгодных для предприятия условиях.

Наиболее эффективным рыночным рычагом является развитие малого бизнеса на базе частной собственности, то есть развития негосударственного частного сектора в области питьевого и локального водоснабжения и водоотведения. В Одессе действует система малых предприятий по реализации экологически чистой воды. К сожалению, эта вода производится зачастую не на самых прогрессивных установках очистки, без учета состава исходной воды в каждом конкретном случае, из-за чего не всегда требуемые нормы достигают нужного качества.

Важными факторами эффективной работы систем доочистки воды являются не только рациональный выбор технических и технологических параметров систем, но и определение мест их размещения.

Ввиду всей сложности и значимости для Одессы таких систем, а также необходимости организации эффективного контроля, как со стороны эксплуатирующего предприятия, так и со стороны СЭС, представляется разумным проведение следующих мероприятий в рамках разработанных проектов. Размещение систем доочистки воды на территории гидроузлов города, что дает такие преимущества, как возможность обработки воды, имеющей незначительную концентрацию активного хлора, однотипность систем и сравнительно небольшое их количество, наличие в водоснабжающих предприятиях города квалифицированных специалистов, а также возможности организации оперативного контроля за качеством получаемой воды.

Необходимо также решение такой задачи, как обеспечение населения доочищенной водой. Эта задача является сложной и многоплановой. На сегодняшний день в Одессе реализуется программа по очистке питьевой воды с помощью бювет, которые строятся в каждом районе города и должны обеспечить каждого жителя Одессы очищенной питьевой водой. Чтобы эта программа имела успех, необходимо формирование устойчивого мнения о доочищенной воде при информационной поддержке со стороны органов СЭС, здравоохранения и образования с активным привлечением средств массовой информации.

8

"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2003, № 3(7)

Задача получения качественной питьевой воды и доставки ее потребителю не имеет простого и однозначного решения, однако, в любом случае, требует высокой квалификации специалистов различного профиля, участвующих во всей цепи этого решения.

Общие выводы и перспективы дальнейшего исследования. Кризисная экономическая ситуация, сложившаяся в Украине, существенно усложняет решение экологических проблем. Не смотря на значительный спад производства, в большинстве отраслей промышленности, Украина имеет по всей своей территории наивысший показатель отрицательных антропогенных нагрузок на природную среду. Существующая в настоящее время структура промышленного производства базируется на устаревших технологиях и применении долгие годы устаревшего оборудования, что обуславливает ухудшение качества окружающей среды, несмотря на стагнацию производства. Изменить сложившуюся на Украине кризисно экологическую ситуацию, пользуясь только аналитическими выкладками и расчетами различных показателей, невозможно. Для решения стоящих перед Украиной экологических проблем требуется реализация существующих экологических программ, а также разработка и внедрение новых экологических проектов. При этом в рамках программ для каждой территории, каждого региона и каждого предприятия, необходимо разрабатывать конкретные проекты, в которых предусмотрена последовательность обязательных мероприятий, методы контроля за их выполнением и мера ответственности за нарушение в выполнении проекта. При этом должны быть увеличены инвестиции в технико-технологическую реконструкцию экономики, в оздоровление природной среды, воспроизводство и охрану ресурсов, что может быть осуществлено при условии предоставления инвестору объективной информации о сложившейся экологической ситуации на Украине.

ЛИТЕРАТУРА

1. Глобальная экологическая перспектива: общий обзор.ЮНЕП.1997.^В^92-807-1638-7.

2. Голуб А.А., Струкова Е.Б. Экономика природопользования, М., Аспект пресс,1995.

3. Пахомова Н.В., Рихтер К.К. Экономика природопользования и экологический менеджмент: Издательство С.-Пет. Ун-та, 1999. - 488с.

4. Вакулин А.А., Банников А.Г., Рустамов А.К. Основы экологии и охрана окружающей среды, М., Колос,1999.

5. Fourth Ministerial Conference "Environment for Europe".Arhus.Denmark.1998,23-25 June.

6. Janicke M., Weidner H. (eds) National environmental policies. A comparative study of capacity-building. Berlin, 1997.

7. Хачатуров Т.С. Экономика природопользования М.,1991.

Стаття надмшла до редакцп 12.12.2002 р.

"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2003, № 3(7)

9

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.