репутационные риски в системе риск-менеджмента коммерческого банка
_Аннотация
В статье рассматриваются проблемы управления репутационными рисками и обосновывается целесообразность интегрированного подхода к риск-менеджменту в рамках единой системы корпоративного управления.
Ключевые слова: деловая репутация, репутационные риски, корпоративное управление, риск-менеджмент и комплаенс, глобальный индекс корпоративной репутации
Репутация коммерческого банка, как и любой другой компании, формируется на основе опыта взаимодействия с клиентами, персоналом, собственниками, представителями государственных органов власти и другими участниками экономических отношений. Репутация всегда была социально значимым понятием. Тем не менее, долгое время вопросам репутации уделялось недостаточное внимание в общей системе управления рисками, что было связано с низким влиянием этого фактора на финансовые показатели, и прежде, всего прибыль и рентабельность. Кроме того, деятельность коммерческих структур рассматривалась в краткосрочной временном горизонте, при этом стратегическая перспектива в лучшем случае только декларировалась из-за жесткой необходимости выжить «здесь и сейчас».
Типичные банковские риски
В современной ситуации, когда продолжается отзыв лицензий у ряда кредитных организаций, значимость репутационных рисков резко возрастает. Причины отзыва лицензий приблизительно одни и те же: несоблюдение банковского законода-
Кораблева Ольга Николаевна,
д-р экон. наук, профессор,
Санкт-Петербургский
государственный
экономический
университет,
_репутация всегда тельства, нормативных актов Банка России, недо-
_была социально стоверность отчетных данных и ряд других.
значимым понятием Выявленные факты недобросовестной банков__ской деятельности негативно влияют на репута-
__цию банковской системы в целом. Кредиторы и
__вкладчики сталкиваются с возможностью воз__никновения реальной угрозы, если банки вовле-
__чены в проведение сомнительных операций. У
__клиентов возникает опасение оказаться в ситу__ации, когда банки будут неспособны выпол-
__нять требования по денежным обязательствам.
__Неудовлетворительное качество активов приво-
__дит к невозможности формировать достаточный
__денежный поток, что в свою очередь может вызы-
__вать кризис ликвидности.
__В том случае, если банки скрывают свое реальное
__финансовое положение и недостаточный уровень
__капитализации, предоставляют недостоверную
__отчетность целесообразно использовать термин
__негативная репутация. Но такая репутация может
__быть сформирована не только из-за финансовых
__проблем. Например, участие банков в публичных
__скандалах, отрицательная информация недоволь-
__ных клиентов в СМИ приводит к резкому возраста__нию репутационных рисков, при этом дальнейшее
__существование банка также ставится под сомнение
__из-за оттока частных и корпоративных клиентов.
__Центральным банком уделяется достаточное вни-
__мание учету репутационного риска в деятельнос-
__ти кредитных организаций.
__Риск потери деловой репутации был включен в
__перечень типичных банковских рисков наряду с
__кредитным, рыночным, страновым, валютным,
__процентным, операционным и рядом других видов
__рисков. Этот риск определяется как «возможность
__возникновения убытков в результате уменьшения
__числа клиентов/контрагентов вследствие форми-
__рования в обществе негативного представления о
__финансовой устойчивости кредитной организа-
__ции, качестве оказываемых ее услуг или характе-
__ре деятельности в целом» [3]. Кроме того, в 2005 г.
__было опубликовано Письмо 92-Т «Об организации
__управления правовым риском и риском потери
__деловой репутации», в котором приводится пере__чень внутренних и внешних факторов, приводя__щих к потере деловой репутации.
Все факторы можно разделить на две группы: объективные и субъективные.
Первая группа факторов вытекает из практики банковского бизнеса и связана с противоправной деятельностью, неисполнением договорных обязательств и т. д. Вторая группа факторов обусловлена конфликтом интересов между основными стекхолдерами - собственниками, клиентами, контрагентами, служащими, регулирующими органами. Именно второй группе факторов длительное время уделялось недостаточное внимание, несмотря на то, что межличностные взаимоотношения играют чрезвычайно важную роль в управлении репутационными рисками и требуется создание эффективного механизма, позволяющего на постоянной основе осуществлять мониторинг и регулировать конфликт интересов.
Единая система защиты репутации банков
В практике зарубежных банков уделяется все большее внимание построению оптимальной системы взаимодействия с заинтересованными сторонами. В связи с этим одним из обсуждаемых вопросов является изменение «источника» власти. Если до недавнего времени финансовые ресурсы давали возможность управлять всеми процессами в интересах собственников банков, то сегодня на первый план выходит новый ресурс управления - это информация. Появились средства информационного обмена, доступные всем, и каждый из экономических контрагентов получил возможность влиять на деятельность кредитной организации путем выражения своего отношения, например, в социальных сетях. Свобода передачи информации, в том числе негативной, сделала банковскую деятельность чрезвычайно чувствительной к общественному мнению. Одним из современных направлений защиты репутации банков и интегрирования этих видов рисков в структуру риск менеджмента является разработка единой системы GRC - Корпоративное управление, Риск-менеджмент и Комплаенс1.
1 Комплаенс (англ. compliance — согласие, соответствие; происходит от глагола to comply — соответствовать). В Оксфордском словаре английского языка — действие в соответствии с запросом или указанием.
-риск потери деловой -репутации был
_типичных банковских
_рисков
м:
_ к!
В(
вног
Эта система основана на принципах Базельского комитета по банковскому надзору [2]. В рамках данного документа корпоративное управление рассматривается как система взаимодействия между руководителями организации, Советом директоров, акционерами и другими заинтересованными лицами.
Одна из функций корпоративного управления заключается в адекватном управлении рисками на основе информационной интеграции службы управления рисками, комплаенс контроля и внутреннего контроля. Преодоление разобщенности информации и ее концентрация на уровне корпоративного управления позволит эффективно работать со всеми видами рисков, в том числе репутационными.
Кроме того, в документе отмечается, что совершенствование корпоративного управления важно не только для отдельно взятого банка, но и инансовой системы в целом, поскольку именно корпоративное управление «должно обеспечить олжный уровень доверия, необходимый для нормального функционирования рыночной экономики» [2].
Вопросы доверия являются ключевыми при управ-ении репутационным риском. Мы полагаем, что йственный механизм должен быть направлен е столько на предотвращение этого вида риска, а на формирование доверительных отношений в рамках банковского бизнеса. Доверие строится, прежде всего, на информационной открытости и транспарентности. Именно поэтому прозрачность рассматривается как один из принципов надлежащего корпоративного управления. Основой доверия является знание и видение ситуации. Центральным Банком были предложены ряд механизмов по изучению банками своих контрагентов, например «Знай своего служащего», «Знай своего клиента» [4]. Но реальный эффект можно получить лишь интегрируя эти механизмы в единую систему Корпоративное управление, Риск-менеджмент и Комплаенс.
Поскольку репутационные риски носят системный характер, Ассоциация российских банков разработала Стандарт качества управления этими видами рисков [5]. В рамках стандарта установ-
лены единые требования к процессу управления репутационным риском с целью повышения финансовой устойчивости, эффективности деятельности и конкурентоспособности. Этот стандарт не носит обязательного характера, но может служить ориентиром для коммерческих банков при проведении мероприятий, направленных на поддержание их позитивной репутации. Важность вопросов репутации и необходимость создания единой многоуровневой интегрированной системы управления рисками подтверждается внесением ряда изменений и дополнений в Закон «О банках и банковской деятельности» в редакции, действующей с 01.01.2014. В соответствие с этими изменениями определяются требования к деловой репутации руководства кредитной организации и ответственность первых лиц банка за принимаемый уровень риска проводимых операций.
Вывод
В отечественной практике риск потери деловой репутации связывается, в первую очередь, с убытками кредитной организации. Зарубежный опыт показывает, что деловая репутация - это важный фактор, влияющий на капитализацию и рыночную стоимость, поэтому многие банки участвуют в Глобальном индексе корпоративной репутации, уровень которого во многом определяет их рыночную стоимость.
Литература
1.Закон 17 ФЗ «О банках и банковской деятельности» в редакции, действующей с 01.01.2014.
2.Письмо Банка России 14-Т «О рекомендациях Базельского комитета по банковскому надзору «Принципы совершенствования корпоративного управления»» от 06.02.2012.
3.Положение Банка России 242-П «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах» от 16.12.2003.
4.Письмо Банка России 92-Т «Об организации управления правовым риском и риском потери деловой репутации в кредитных организациях и банковских группах» от 30.06.2005.
5.Стандарт качества управления репутационным риском в кредитных организациях // Ассоциация банков России. - Версия 1.1 от 17.11.2010.
межличностные_
взаимоотношения играют чрезвычайно
важную роль_
в управлении_
репутационными рисками
6. Гриффин Э. Управление репутационными рисками: стратегический подход. - М.: Альпина паблишер, 2009.
7. Заман А. Репутационный риск в целях создания стоимости. - М.: Олимп-Бизнес, 2008.
8. Агеев В.И., Чернышов П.В. Эволюция подходов к управлению кредитными рисками в коммерческих банках // Российское предпринимательство. - 2013. - № 19 (241). - с. 59-68. - http://www. creativeconomy.ru/articles/29836/.
9. Пыткин А.Н., Зике Р.В. Банковские риски и новые требования к организации банковского надзора // Российское предпринимательство. - 2013. - № 14 (236). - с. 65-70. - http://www.creativeconomy.ru/ articles/29186/.
10. Рублева Т.А. Моделирование системы управления риском дефолта заемщика при ипотечном кредитовании // Экономика, предпринимательство и право. - 2012. - № 4 (15). - c. 34-52. - http:// www.creativeconomy.ru/articles/24472/.
Olga N. Korableva
Doctor of Economics, Professor, Saint-Petersburg State University of Economics
Reputation risks in the risk management system of a commercial bank
_Abstract
The article deals with the management problems of reputational risks and substantiates practicability of integrated approach to risk management in the JL framework of unified corporate management system.
Keywords: business reputation, reputation risks, corporate management, risk management and compliance, global index of corporate reputation