Научная статья на тему 'РЕПРОДУКТИВНЫЕ СТРАХИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ И КОЛЛЕДЖЕЙ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ'

РЕПРОДУКТИВНЫЕ СТРАХИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ И КОЛЛЕДЖЕЙ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
16
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
страх / репродуктивный страх / репродуктивные планы / репродуктивные установки / рождаемость / fear / reproductive fear / reproductive plans / reproductive attitudes / fertility

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гафизова Наталья Борисовна

Автор, опираясь на результаты четырех фокус-групповых интервью, выявляет и описывает репродуктив-ные страхи студентов колледжей и вузов Ивановской области, ключевые факторы их формирования. Анализ статистических данных показывает, что Ивановская область продолжает «стареть», негативные демографи-ческие процессы сопровождаются формированием и устойчивым воспроизводством репродуктивных стра-хов. Автор понимает под репродуктивными страхами особую разновидность социальных страхов, проявля-ющихся в сумме когнитивных состояний, эмоциональных переживаний и поведенческих реакций, которые идентифицируются человеком как «тревожность», «опасение чего-либо», «ощущение угрозы», «рискованная ситуация», «боязнь» и в качестве основных ценностных и поведенческих последствий имеют установки на малодетность, откладывание рождения детей и даже сознательный отказ от родительства. Автор выявляет и описывает страхи, возникающие вследствие физиологических аспектов беременности и родов, взаимодей-ствия с институтами здравоохранения, влияния экономической ситуации на благополучие, взаимодействия с родными и близкими, мифами и суевериями, восприятия желаемого будущего для ребенка. Автор приходит к выводу, что репродуктивные страхи возникают как субъективная реакция индивида на неблагоприятные (прежде всего социально-экономические и институциональные) условия реализации ре-продуктивных планов. Детоцентристские установки студентов проявляются в стремлении обеспечить ребен-ку максимально высокий уровень и качество жизни, желании учесть все риски и быть максимально готовыми к появлению потомства на свет. Экономические сложности, проблемы с трудоустройством и жильем, досту-пом к объектам «инфраструктуры заботы о детстве» вызывают репродуктивные страхи уже на этапе плани-рования ребенка. Репертуар репродуктивных страхов у студентов вузов более разнообразный и более отрефлексированный, чем у студентов колледжей. Выявлена гендерная обусловленность репродуктивных страхов, их связь с суще-ствующими моделями фемининности и маскулинности. Автор заключает, что репродуктивные страхи свидетельствуют об ответственном поведении в репродук-тивной сфере. Государство, реализуя семейную политику, должно принимать во внимание репродуктивные страхи, только в этом случае меры стимулирования рождаемости и поддержки семей с детьми будут эффек-тивными.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REPRODUCTIVE FEARS OF STUDENTS AT COLLEGES AND HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF THE IVANOVO REGION

The author, based on the results of four focus group interviews, identifies and describes the reproductive fears of students of colleges and universities in the Ivanovo region, the key factors in their formation. The analysis of statistical data shows that the Ivanovo region continues to «age», negative demographic processes are accompanied by the appear-ance and sustainable (re)production of reproductive fears. The author understands reproductive fears as a special kind of social fears, manifested in the sum of cognitive states, emotional experiences, and behavioral reactions, which are identi-fied by a person as «anxiety», «fear of something», «feeling of threat», «risk situation», «fear» and as the main value and behavioral consequences, they have attitudes towards having few children, postponing the birth of children, and even a conscious rejection of parenthood. The author identifies and describes the fears arising from the physiological aspects of pregnancy and childbirth, interaction with healthcare institutions, the impact of the economic situation on well-being, interaction with relatives and friends, myths and superstitions, perception of the desired future for the child. The author concludes that reproductive fears arise as a subjective reaction of an individual to unfavorable (primarily socio-economic and institutional) conditions for the implementation of reproductive plans. Child-centered attitudes of students are manifested in the desire to provide the child with the highest possible level and quality of life, the desire to consider all the risks and be as prepared as possible for the birth of offspring. Therefore, economic difficulties, problems with employment and housing, access to the objects of the «childcare infrastructure» cause reproductive fears already at the stage of planning a child. The repertoire of reproductive fears among university students is more diverse and more reflective than among col-lege students. Also revealed is the gender conditionality of reproductive fears, their connection with existing models of femininity and masculinity. The author concludes that reproductive fears indicate responsible behavior in the reproductive sphere, the desire to consider all the risks and be as prepared as possible to provide themselves and their children with the highest possible level and quality of life. The state, when implementing family policy, should take into consideration reproductive fears and offer effective measures to stimulate the birth rate and support families with children.

Текст научной работы на тему «РЕПРОДУКТИВНЫЕ СТРАХИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ И КОЛЛЕДЖЕЙ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

102 Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лоба чевского. Се рия: Социальные науки, 2023, № 3 (71), с. 102-111

УДК 316.4

DOI 10.52452/18115942_2023_3_102

РЕПРОДУКТИВНЫЕ СТРАХИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ И КОЛЛЕДЖЕЙ

ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

© 2023 г. Н.Б. Гафизова

Гафизова Наталья Борисовна, к.и.н.; доц.; доцент кафедры теории управления Ивановского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

gafizova-nb@ranepa.ru

Статья поступила вредакцою 04.04.2023 Статья пронята к публикации 25.07.2023

Автор, опираясь на результаты четырех фокус-групповых интервью, выявляет и описывает репродуктивные страхи студентов колледжей и вузов Ивановской области, ключевые факторы их формирования. Анализ статистических данных показывает, что Ивановская область продолжает «стареть», негативные демографические процессы сопровождаются формированием и устойчивым воспроизводством репродуктивных страхов. Автор понимает под репродуктивными страхами особую разновидность социальных страхов, проявляющихся в сумме когнитивных состояний, эмоциональных переживаний и поведенческих реакций, которые идентифицируются человеком как «тревожность», «опасение чего-либо», «ощущение угрозы», «рискованная ситуация», «боязнь» и в качестве основных ценностных и поведенческих последствий имеют установки на малодетность, откладывание рождения детей и даже сознательный отказ от родительства. Автор выявляет и описывает страхи, возникающие вследствие физиологических аспектов беременности и родов, взаимодействия с институтами здравоохранения, влияния экономической ситуации на благополучие, взаимодействия с родными и близкими, мифами и суевериями, восприятия желаемого будущего для ребенка.

Автор приходит к выводу, что репродуктивные страхи возникают как субъективная реакция индивида на неблагоприятные (прежде всего социально-экономические и институциональные) условия реализации репродуктивных планов. Детоцентристские установки студентов проявляются в стремлении обеспечить ребенку максимально высокий уровень и качество жизни, желании учесть все риски и быть максимально готовыми к появлению потомства на свет. Экономические сложности, проблемы с трудоустройством и жильем, доступом к объектам «инфраструктуры заботы о детстве» вызывают репродуктивные страхи уже на этапе планирования ребенка.

Репертуар репродуктивных страхов у студентов вузов более разнообразный и более отрефлексированный, чем у студентов колледжей. Выявлена гендерная обусловленность репродуктивных страхов, их связь с существующими моделями фемининности и маскулинности.

Автор заключает, что репродуктивные страхи свидетельствуют об ответственном поведении в репродуктивной сфере. Государство, реализуя семейную политику, должно принимать во внимание репродуктивные страхи, только в этом случае меры стимулирования рождаемости и поддержки семей с детьми будут эффективными.

Ключевые слова: страх, репродуктивный страх, репродуктивные планы, репродуктивные установки, рождаемость.

Введение

В современном российском обществе огромное внимание уделяется сбережению населения: принимаются беспрецедентные меры, направленные на увеличение активного долголетия и стимулирование рождаемости. Социальная политика исходит из понимания того, что репродуктивные установки россиян формируются с учетом определенных требований к уровню и качеству жизни, а риски, их идентификация и учёт являются обязательным условием принятия положительного или отрицательного репродуктивного решения. В этой связи анализ репродуктивных страхов как разновидности социальных страхов представляет научный и при-

кладной интерес. Изучение репродуктивных страхов позволяет формировать более чувствительную к реальным потребностям людей политику рождаемости.

Научное и практическое значение изучения репродуктивных страхов молодежи связано с тремя моментами. Первый - возраст, который медики именуют фертильным. Несмотря на глобальный тренд взросления первородящих, по-прежнему большая часть рождений приходится на возраст до 35 лет, а пик рождений второго ребенка приходится на 26-летних матерей [1]. Второй - в последнее время государство сделало ставку на молодых родителей, поэтому исследование их страхов в области деторождения позволит оценить эффективность мер сти-

мулирования рождаемости и мер поддержки семей с детьми. Третий - исследование репродуктивных установок, страхов позволяет в определенной мере спрогнозировать, какими соображениями будет руководствоваться «новое взрослое» поколение, какие усилия на уровне государственной политики необходимо предпринимать для нормализации естественного воспроизводства. Цель данной статьи - исследовать репертуар репродуктивных страхов учащейся молодежи, выявить интенсивность их переживания в зависимости от пола и типа образовательного учреждения.

Понятия «страх» и «репродуктивный страх»

«Страх» - категория междисциплинарная. Философы, например С. Кьеркьегор, К. Ясперс, Ж. Сартр, связывали страхи с сущностью человека, спецификой его существования, стремлением осмыслить самого себя, свою судьбу, конечность бытия. В психологии акцент делается на исследовании источников страхов - природе, обществе и роли страхов в формировании личности [2-5].

Социологическая наука имеет довольно длительную традицию исследования страхов, а в последние годы их изучение активизировалось в связи с пандемией СОУШ-19. В частности, западные исследователи обратили внимание, что ограничение привычных для людей социальных связей и взаимодействий в условиях режима самоизоляции негативно влияет на здоровье, благополучие и общую эффективность функционирования человека [6], а роль социальной поддержки приобретает особо важное значение в ситуации нехватки индивидуальных ресурсов жизни в условиях стресса [7]. Исследуются социально-демографические факторы поведения людей в условиях пандемии, выявляются стратегии «боязливого» и «смелого» реагирования на угрозы [8]. В части репродуктивного поведения социологи исследуют прежде всего страх перед рождением ребенка как экзистенциальный. Австралийские социологи исследовали влияние доминирующих дискурсов материнства на принятие решений о рождении ребенка и пришли к выводу, что женщины, ориентированные на современные модели (не пат-риархатные) женственности, испытывают страх «потерять себя», поскольку идеал «хорошей матери» требует полной самоотдачи и частичного отказа (хотя бы временного) от иных форм самореализации [9].

В отечественной социологии тоже накоплен опыт изучения страхов. Д.Н. Баринов, опираясь

на наследие Э. Дюркгейма, считает страх социальным фактом, казуально и функционально взаимосвязанным с иными общественными процессами [10]. В.Г. Немировский и А.В. Немировская отмечают, что страх - это предмет изучения социологии эмоций. Изучение страхов позволяет устанавливать взаимообусловленность разных уровней социальной реальности, например социальные страхи выступили основой типоло-гизации регионов Сибири [11]. Согласно М.И. Витковской, предметом социологического исследования должна быть роль страха в социальной жизни, основные механизмы функционирования страхов в обществе, а также репертуар страхов для различных видов социальных общностей. Она отмечает, что рост числа и степени выраженности социальных страхов происходит в периоды социальных кризисов, тревога же возникает как предчувствие кризиса на начальных этапах его развития [12]. Согласно Л.И. Гудкову, страхи - это форма редукции сложности и неопределенности происходящего. Они, по его мнению, являются следствием расхождения представлений и ценностей частной жизни и институциональных структур [1 3]. И.В. Троцук считает, что социология должна сосредоточиться на изучении репертуара страхов, доминирующих в конкретном обществе; оценке силы, специфики и распространенности какого-то конкретного страха; сконструировать внутри-, этно- или геополитический модус массового сознания, апеллируя к страхам через понятия врагов и угроз стране/обществу [14].

Резюмируя вышеизложенное, отметим:

- страх - неотъемлемая черта бытия человека и общества;

- страх является одновременно и биологической эмоцией, и социализируемым элементом культуры;

- социальные страхи существуют объективно как феномен индивидуального и коллективного сознания;

- страхи, особенности их переживания обусловлены разными социальными контекстами жизнедеятельности социальных общностей и групп;

- репертуар страхов и особенности реакции на них могут способствовать изменению базового типа личности;

- страхи могут трансформировать ценностные ориентации, установки и модели поведения индивидов и социальных групп;

- страхи, порождаемые социальными условиями, могут выступать в качестве объектов социального управления.

Категория «страх» во многом обусловливает содержание категории «репродуктивный страх».

Это особая разновидность социальных страхов, проявляющаяся в сумме когнитивных состояний, эмоциональных переживаний и поведенческих реакций, которые идентифицируются человеком как «тревожность», «опасение чего-либо», «ощущение угрозы», «рискованная ситуация», «боязнь» и в качестве основных ценностных и поведенческих последствий имеют установки на малодетность, откладывание рождения детей и даже сознательный отказ от ро-дительства. Выявлено, что репродуктивные страхи возникают под влиянием негативных оценок мер поддержки рождаемости и семей с детьми [15, с. 89].

Специфика этой разновидности страхов проявляется в их связанности с ситуациями планирования рождения ребенка, его появления на свет и последующими процессами ухода и заботы. Процесс вынашивания, рождения, ухода за младенцем меняет телесные практики: беременность может быть чревата специфическими ощущениями, болезненными (мастит, родовые боли и пр.) и неприятными (например, вследствие токсикоза) состояниями. Тело женщины меняется, зачастую вызывая последствия, отражающиеся неблагоприятно на внешности, -пигментные пятна, растяжки, лишний вес, гормональная рыхлость тела. В этот период брачная пара/женщина оказывается в активном взаимодействии со специфическим набором социальных институтов, преимущественно институтов здравоохранения, то есть тех учреждений, которые призваны помочь в вынашивании, рождении и взращивании ребенка. Появление ребенка на свет - это всегда особая экономическая ситуация, проявляющаяся в росте нагрузки на работающих членов семьи, необходимости планировать расходы на здоровье родителей и ребенка, средства ухода, обувь, одежду, решение задач по воспитанию и организации досуга. Существенно трансформируется система взаимоотношений с родителем (родителями) и иными родственниками, которые в российских условиях, как правило, активно вовлекаются в процесс ухода, заботы и воспитания. Рождение ребенка непосредственно связано с процессами де- и ресоциализации, и как любое переходное в жизни человека состояние имеет особый символический контекст. Все, что связано с беременностью, родами, последующим уходом за младенцем, зачастую сопровождается мифами, ритуалами, стереотипами. Важно учитывать, что планирование, рождение ребенка, уход за ним -процессы, растянутые во времени, поэтому страхи начинают формироваться с учетом оценки возможности рождения ребенка здесь и сейчас и экстраполяции имеющегося опыта (своего

и других) в будущее. Люди пытаются спрогнозировать возможные риски, связанные с будущим ребенка, понять и оценить их влияние и силу, продумать меры по их преодолению. Есть основание полагать, что репродуктивные страхи -своего рода проекция рисков в репродуктивной сфере.

Методика исследования

Эмпирической базой исследования выступают материалы четырех фокус-групповых интервью (два - со студентами вузов, два - со студентами колледжей), проведенных в апреле-мае 2022 года1 на тему «Репродуктивные установки студенческой молодежи Ивановской области». В фокус-группах для студентов вузов участвовали 5 юношей и 7 девушек, представляющие большую часть вузов города Иванова2. Основными критериями отбора респондентов выступили - пол, тип учебного заведения (колледж/ вуз), место проживания (средний/малый город). Возраст участников - от 19 до 24. Семеро отметили, что имеют постоянного партнера, четверо - в поиске. Все бездетные. Двое воспитывались в неполной семье, остальные - в полной. Средняя самооценка здоровья 9.1 из 10. Семеро оценили уровень своего материального благополучия как «живу прилично, но приходится работать изо всех сил», двое - «живу в достатке, ни в чем себе не отказываю», двое - «живу от зарплаты до зарплаты, еле свожу концы с концами», и один - «отказался почти от всего, все средства уходят на продукты питания».

В фокус-группах для студентов колледжей приняли участие 10 человек, из них 5 юношей и 5 девушек3. Они представляют все типы городских поселений области: средние по численности города - четыре человека из Иваново, двое из Кинешмы и трое из малых городов - Вичуга, Родники, Тейково. Возраст участников варьируется в диапазоне от 18 до 20. Один состоит в зарегистрированном браке, четверо - имеют постоянного партнера, трое в поиске, один отметил, что одинок(а) и не ищет партнера. Все бездетны. Двое имеют опыт воспитания в неполной семье. Средняя самооценка состояния здоровья - 7.2. Пятеро оценили уровень своего материального благополучия как «живу хорошо, но приходится работать изо всех сил», а четверо отметили, что живут в достатке и не имеют никаких материальных трудностей.

В целом, как видим, студенты вузов выше оценили свое здоровье (9.1 в сравнении с 7.2 у студентов колледжей), они более критичны в оценке уровня своего материального благосостояния (чаще выбирали низкие показатели).

Результаты исследования

Все групповые интервью начинались с вопросов, выявляющих базовые репродуктивные установки. В видении будущего студенты колледжей демонстрировали преимущественно позитивный настрой, а студенты вузов чаще демонстрировали умеренную настороженность, градус которой повышался по мере взросления и роста материального благополучия студента. Идеальная семья для большинства опрошенных - это полная семья с двумя детьми (но есть и те, кто называл большее число). В этой семье царит любовь, дружба, уважение, взаимопомощь. Желаемое количество детей в семье зачастую увязывалось опрошенными с возможностями семьи, согласованной позицией супругов. Обнаружены существенные различия в понимании того, в каком возрасте лучше родить первенца: для студентов колледжей - это возраст с 20 до 25 лет, для студентов вузов с 25 до 30 лет, но при этом и те, и другие обосновывают свой выбор необходимостью начать полноценную трудовую жизнь, строить карьеру, обрести финансовую подушку безопасности. В целом, все участники фокус-групп имеют сформировавшиеся репродуктивные установки - могут вполне четко сформулировать видение семьи, определить желаемое количество детей в ней.

Следуя заявленной выше логике характеристики репродуктивных страхов, начнем их описание и анализ с физиологических аспектов вынашивания, рождения детей и ухода за ними. В большей степени эти страхи отрефлексированы у девушек. Несмотря на то, что никто из участниц фокус-групп не планирует в ближайшее время рождение детей, тревоги вызывают протекание беременности (угроза выкидыша, обострение заболеваний), роды (возможные осложнения, необходимость оперативного вмешательства и даже смерть). Остро проявляются страхи за здоровье малыша - первым появляется опасение, чтобы ребёнок не родился с какими-то отклонениями (Мария, студентка ИГХТУ, 24 года), что может родиться с какими-либо отклонениями, например без руки, без ноги... (Маша, студентка ИвГУ, 21 год). Отмечу, что страхи, связанные с изменениями внешности, - лишние килограммы, растяжки, пигментные пятна и пр. -отсутствуют либо воспринимаются как временные и успешно преодолеваемые сложности. Присутствуют страхи, связанные с уходом за младенцем, вызванные его хрупкостью: когда они рождаются, у них ещё темечко не полностью затянуто. Я видела, как у него шевелится это место, пульсирует. Я на это всё смотрела, и мне страшновато становилось. Плюс ещё,

когда они маленькие, их же надо ещё держать как-то под определённым уклоном, их нельзя сажать, потому что может искривление позвоночника быть. Это, действительно, очень много усилий требует и во время беременности, и после уже (Дарья, студентка ИФ РАНХиГС, 20 лет). И еще один общий страх - страх недосыпа (наверное, самым страшным для меня является период первых трёх месяцев - постоянный недосып, изнеможение, когда вроде бы ты рад, но вроде бы и тяжеловато (Мария, студентка ИФ РАНХиГС, 21 год)). Одна участница отметила еще одно проявление дискомфорта во время беременности, переживаемое женщиной, -невозможность спать на животе: но самое, наверное, такое интересное - это то, что беременным нельзя спать на животе. Я вот, например, люблю спать на животе, и я не представляю, как я смогу пережить этот период в будущем (Дарья, студентка ИФ РАНХиГС, 20 лет).

Среди опрошенных юношей - студентов вузов превалирует боязнь за здоровье партнерши: на самом деле у меня был бы огромный страх за свою партнершу. Все зависит от физиологического/биологического строения женщины (Павел, студент ИФ РАНХиГС, 19 лет); неприятное ощущение вызывает тот факт, какое количество боли получает женщина во время родов. Меня очень сильно напрягает. Это очень сильный вопрос. Захочу ли я, чтобы моя партнерша испытывала вот такую сильную боль (Константин, студент ИГЭУ, 19 лет). Практически не выражены переживания по поводу возможных негативных перемен во внешности. Лишь один участник высказал иное мнение: для меня ещё важно, как она будет выглядеть. Я бы очень хотел, чтобы после родов она оставалась такой же прекрасной, как она есть и сейчас (Максим, студент ИФ РЭУ, 20 лет).

В отличие от студенток вузов, у студенток колледжей физиологические аспекты вынашивания и рождения не вызывают тревожности: На примере двух хороших подруг, которые уже родили, у меня нет такого, что бы меня сильно шокировало (Мария, студентка колледжа, Иваново, 18 лет); чего бы страшного ни было в родах и беременности, вы должны быть к этому готовы, когда планируете ребенка (Виктория, студентка колледжа, Иваново, 18 лет). Ряд участниц высказали опасения по поводу сложностей ухода за младенцем, например: у меня есть страх, что я не знаю достаточно теории по уходу за ребёнком. То есть его дадут в роддоме, и как его кормить? (Юлия, студентка колледжа, Родники, 19 лет); страх что-то ему сломать или повредить, потому что они маленькие, и у них еще не всё сформировалась, и

как бы страшно (Аня, студентка колледжа, Вичуга, 18 лет).

В отличие от своих собратьев по вузам, студенты колледжей оказались менее озабоченными физиологическими аспектами деторождения и отметили, что по этому поводу страхов не испытывают: я считаю, что если пара хочет завести ребенка, то она должна быть как минимум готова к возможным нюансам (Владимир, студент колледжа, Иваново, 19 лет).

Гораздо большую озабоченность вызывает тема здоровья младенца: Ну а так естественно, имеется тревога. За то же здоровье будущего ребенка. Как? Что? Почему? Это я считаю нормально (Владимир, студент колледжа, Иваново, 19 лет); надо заботиться об этом заранее, то есть когда уже ребенок зачат, следить за своим здоровьем и так далее. Тогда ребенок должен родиться хорошим, то есть никаких отклонений не должно быть (Николай, студент колледжа, Иваново, 19 лет); нужно следить за здоровьем, чтобы ребёнок был здоровым (Кирилл, студент колледжа, Иваново, 18 лет).

В целом мы видим, что у студентов вузов репертуар страхов, связанных со здоровьем, более разнообразен. Кроме того, стереотипы фемининности накладывают отпечаток на страхи студенток. Для них важно не просто «быть матерью», а важно «быть правильной, компетентной матерью» - быть физиологически, психологически и педагогически подготовленной к рождению ребенка. И дефицит навыков вызывает соответствующие страхи и повышает интенсивность переживания страхов, связанных с физиологическими аспектами вынашивания, рождения детей и ухода за ними.

Второй аспект репродуктивных страхов связан с функционированием социальных институтов, взаимодействие с которыми становится неотъемлемым атрибутом периода планирования, вынашивания, рождения и ухода за ребенком. В представлениях студенческой молодежи -это прежде всего учреждения здравоохранения в части акушерско-гинекологической помощи и педиатрии.

Для девушек, независимо от уровня образовательной организации, этот вопрос оказался более отрефлексированным, поскольку опыт взаимодействия с медицинской сферой в женских кругах - дружеских, семейных - активно обсуждается. Для девушек медицинские учреждения - это источник угроз, рисков для женского здоровья и здоровья ребенка, а поэтому выступают как объект планирования. Девушки, исходя из сведений, полученных от своих родственников, подруг, знакомых, осмысливая их опыт, убеждены в необходимости тщательного

отбора медицинской организации, специалистов: медицинское сопровождение, пожалуй, довольно важный аспект, за который стоит переживать (Мария, студентка ИФ РАНХиГС, 21 год); на самом деле, очень сильно пугает непрофессиональность некоторых врачей. Поэтому при планировании беременности я буду избирательно относиться к тому, куда я пойду обследоваться и так далее - рожать и пр. (Елизавета, студентка ИвГПУ, 21 год).

В репликах девушек довольно часто чувствуется неудовлетворенность качеством медицинского обслуживания беременных, рожениц и младенцев, ощущается недоверие к врачам: ... насчет врачей. Если становиться на учет, под постоянное наблюдение, то это, скорее всего, будет платная клиника. Моя мама наблюдалась в государственной. И в последнюю беременность в 2018 году ей поставили миому. А оказалось, что у неё беременность уже там чуть ли не 5 недель. Не знаю, как к этому относиться. Скорее всего, только к платным специалистам, проверенным можно обращаться. Насчет педиатрии. На самом деле есть страхи, что это будет некачественное сопровождение. Думаю, всегда надо найти специалиста хорошего, проверенного. То есть, наверное, в детскую поликлинику по месту жительства я не пойду (Мария, студентка ИГХТУ, 24 года); я соглашусь по поводу клиник. Нужно выбирать проверенных специалистов и прежде всего в частные обращаться. У государственных и финансирование не то, и уже отношение к ним такое низкое идёт. Есть, конечно, опасность, что могут перепутать, что-то сделать (Маша, студентка ИвГУ, 21 год).

Недоверие и неудовлетворенность вызывают преимущественно бюджетные медицинские учреждения, отмечается плохое обращение, бытовая коррупция: ... я недавно стала тётей, у меня появилась племянница. Моя сестра испытывала достаточно большие проблемы в плане здравоохранения. Вообще сильно углубляться я не буду, но, если так поверхностно, очень тяжело было попасть в больницу без затрат (Виктория, студентка колледжа, Иваново, 18 лет); да, у меня есть знакомая, она рассказывала про наши больницы в Ивановской области. В первый раз попала в ужасные условия, где она как раз рожала, ей ничего не объясняли, отношение было так себе. Второй раз она пошла рожать в платную ивановскую клинику, и там, говорит, всё было на высшем уровне, даже уходить не хотелось. Я буду осторожно выбирать место для родов (Юлия, студентка колледжа, Родники, 19 лет); взять мою сестру, которая недавно тоже родила, ей

до последнего не сообщали пол ребенка до самого рождения, и когда за ней приехала скорая, то при погрузке ее ударили головой. Это меня сильно шокировало. И когда педиатр вел консультирование, то вообще ничего не советовал, нам подсказывала наша мама. На врачей надежды нет (Анна, студентка колледжа, Кинешма, 18 лет).

В противоположность девушкам, юноши-студенты, независимо от типа образовательной организации, позитивно оценивают медицинское сопровождение женщин и детей: страха, что что-то пойдет не так, или, условно говоря, что мою жену недообследуют, у меня нет. Мне кажется, эта сфера очень хорошо контролируется, очень хорошо заливается деньгами. Проблем с этим не возникает, все нужное оборудование у врачей имеется (Максим, студент ИФ РЭУ, 20 лет); я считаю, что сейчас хорошая современная медицина, наверное, в этом проблем не будет (Кирилл, студент колледжа, Иваново, 18 лет). Но при этом ребята осознают риски возникновения незапланированных расходов и готовы нести их для обеспечения благополучия матери и ребенка: без денег, как правило, мало чего можно получить хорошего. Медицина, конечно, не стоит на месте, становится лучше, повышается квалификация. Но если столкнешься с проблемой, лишних трат не избежать. И если бы у партнерши возникли проблемы, то, само собой, пришлось бы искать варианты лечения за деньги (Владимир, студент колледжа, Иваново, 19 лет); я к этому вопросу отношусь серьезно. И эта девушка, с которой я сейчас встречаюсь, может стать невестой, перед тем как куда-то её сводить, куда-то с ней отправиться, я сам сначала всё проверяю на себе. И по отношению к акушерскому делу и к родам самим 100% буду проверять только частные клиники. Я даже рассматривать бесплатные не собираюсь, только частное и через знакомых, потому что есть хорошие знакомые в больнице (Владимир, студент колледжа, Кинеш-ма, 20 лет).

Следующая разновидность репродуктивных страхов - страхи, обусловленные экономическими аспектами жизни, боязнь ухудшения материального благополучия, снижения уровня жизни. Этот страх в большей степени отмечали студенты колледжа: взять курс доллара, то повышается, то падает резко. Это влияет на цены, то есть резко поднялись цены. Например, компьютер, выложили на него 50000, а сейчас такой стоит уже 70 [тыс.]. Ну, конечно, это решаемо, но это бьет по тебе (Николай, студент колледжа, Иваново, 19 лет); у многих нет работы либо нет возможности её найти. Люди боятся её потерять. Наличие ребенка пред-

полагает наличие работы, денег. Сейчас с этим в области достаточно плохо (Кирилл, студент колледжа, Иваново, 18 лет); в материальном плане пока что опасения есть, потом вот только-только начинаю вставать на ноги, в дальнейшем думаю это пройдёт наверняка, в этом уверен, потому работаю (Владимир, студент колледжа, Кинешма, 20 лет).

И девушки, и юноши, размышляя о влиянии экономического благополучия на репродуктивную сферу, говорили об экономической нестабильности, отсутствии уверенности в финансовом благополучии как поводе для откладывания рождения ребенка или отказа от рождения последующего: ...не секрет, конечно, что в 90-е очень сильно упала рождаемость. Этому объективно были причины. Просто потому, что когда люди не понимают, как им самим прожить, мысли о ребенке просто не могут появиться в этот момент (Мария, студентка ИФ РАНХиГС, 21 год); мой брат с женой отложили рождение ребенка до тех пор, пока у них не сформируется финансовая подушка безопасности (Елизавета, студентка ИвГПУ, 21 год); если ты и сам себе не можешь буханку хлеба купить, то какой там ребёнок, ты его просто этим убьёшь (Владимир, студент колледжа, Иваново, 19 лет).

Вместе с тем стоит отметить, что, даже фиксируя материальные сложности, опрошенные говорили о важности рождения ребенка: . конечно, для ребенка хочется лучшего, чтобы у него и в будущем всё сложилось. Нельзя сказать, что будет завтра. Но ждать, пока все наладится, ждать хорошего политического положения страны или экономического, нет смысла. Просто надо рожать и исходить из ситуации (Мария, студентка ИГХТУ, 24 года).

В целом экономические аспекты репродуктивных страхов говорят нам о рациональном, ответственном отношении учащейся молодежи к рождению детей как сфере своей персональной ответственности и попытке просчитать возможные экономические риски и создать финансовую подушку безопасности. Материальное обеспечение жены и ребенка, в сознании студентов, - главная задача мужчины как мужа и отца, это проявление ответственного отцовства, именно поэтому страхи, обусловленные экономическими аспектами жизни, боязнь ухудшения материального благополучия, снижения уровня жизни, потери работы переживаются ими более интенсивно, чем девушками.

Обратимся теперь к анализу страхов, связанных с социальным окружением. Семья, родственники, друзья - это важная часть того контекста, в котором молодая семья реализует свои

репродуктивные планы. Отмечу, что данный страх не так явно выражен, как прочие, и проявляется в контексте размышлений о самостоятельности и личной ответственности за принятое репродуктивное решение: мы рожаем ребенка не для родителей, в первую очередь для себя, конечно, но поддержки хочется очень, очень желательно, но даже если её нет, то это не повод отказываться от ребёнка, если уже запланировали его завести (Полина, студентка ИФ РАНХиГС, 21 год); да, я думаю, что если человек приобрёл некую независимость от родителей, то есть экономическую, например, свое жилье, и родители никаким образом не могут повлиять, то к их мнению можно не прислушиваться. Если вы независимы, то решайте сами (Константин, студент ИФ РАНХиГС, 22 года). Подобные мнения подтверждают наш вывод о том, что сфера репродукции воспринимается студентами как область самостоятельных решений, в которой их персональное мнение играет главенствующую роль. При этом мнение родителей или друзей, особенно если это несогласие, отказ в помощи и т. п., всего лишь досадная помеха в реализации принятых решений.

Все, что связано с беременностью, родами, последующим уходом за младенцем, зачастую сопровождается мифами и суевериями. Суеверия и приметы - это формы существования основных мифологем массового сознания. Суеверные люди, как указывает Р.Г. Ардашев, обращаются к суевериям, чтобы уменьшить чувство беспомощности, чтобы стать более уверенными в себе [19, с. 188]. Автор считает, что суеверность не взаимосвязана с незрелостью мышления или недостаточным личностным опытом, а наибольшую выраженность суеверность приобретает в тех возрастных периодах, в которых у человека создается нестабильная жизненная ситуация или снижается его жизненная активность [19, с. 189]. Фокус-групповое интервью показало, что сфера репродукции воспринимается бездетной учащейся молодежью вполне рационально. Большая часть интервьюируемых отмечали, что подобные суеверия транслируются родительским поколением, но сами отрицали приверженность подобным взглядам: я могу сказать, что мне мама сказала, что, когда только забеременеешь, нужно рассказывать об этом только на месяце 4-5. Я с ней согласна. А когда ребенок родится... я думаю, что выставлять его фотографии можно только после того, как 40 дней пройдет после рождения. Но, вообще, я не думаю, что какая-то порча будет, если только зависть какая-то... (Мария, студентка ИГХТУ, 24 года); я согласна.

Тут скорее играет роль какая-то осведомленность. У меня сестра глубоко верующий человек, и она верит, что и ребеночку на кофту надо булавочку прикалывать, что нельзя фотографировать, закрывать лицо, никому не показывать. Я не верю (Виктория, студентка колледжа, Иваново, 18 лет); ну, я в подобные суеверия не верю. Это полная ерунда, я на такие вещи вообще не обращаю внимания (Владимир, студент колледжа, Иваново, 19 лет).

Следующая группа репродуктивных страхов связана с оценкой рисков после рождения ребенка. Молодые люди пытаются спрогнозировать возможные сложности и затруднения в ходе реализации родительской роли, продумать меры по их преодолению. В ходе рассуждений на эту тему участники фокус-групп высказывали очень осторожные суждения. Общее мнение, высказываемое и студентами вузов, и студентами колледжей, - все надо планировать и уж если приняли решение, то надо «тянуть лямку»: ...допустим, в ближайшие несколько лет будут подниматься зарплаты, будут улучшаться условия жизни людей. Но я в это не верю. Отток умов так и будет происходить за границу. Но для начала надо снизить цены или поддерживать матерей. Открывать кружки, секции, чтобы было чем заниматься ребенку. Чтобы у родителей была уверенность, например, что ребёнка возьмут в детский сад. Я говорю из своего опыта. Проблемы были с детским садом и со школой. То есть если родитель хочет устроить своего ребёнка в хорошую школу, а его не берут... А детям надо хорошее образование. Ну и медицина. Не верю, что это будет улучшаться (Мария, студентка ИГХТУ, 24 года); все молодые люди, которые собираются родить ребенка, воспитывать его, подстраиваться под ситуацию, которая происходит в стране. Следовательно, мы не можем гарантировать, что будет, допустим, завтра. И, соответственно, мы этого не можем избежать. ...с этим нужно просто смириться и продолжать жить (Маша, студентка ИвГУ, 21 год); ... если ты планируешь ребенка, ты должен быть готов к тому, что у тебя будут большие средства уходить и на образование, и на одеть/обуть, и первый класс, и садик. Поэтому, как только родился ребенок и даже до этого, я думаю, можно уже начинать планировать все, начиная с пеленок. Ну, например, средства откладывать на колледж, чтобы, если что, на всякий случай было. Я не из тех людей, которые приверженцы того, что «дал бог зайку, даст и лужайку». Нужно все-таки быть готовым к тому, что расходы будут большие (Виктория, студентка колледжа, Ива-

ново, 18 лет). В целом мы видим, что решение о рождении ребенка воспринимается студенческой молодежью как очень ответственный шаг в жизни, к которому необходимо готовиться - и в экономическом, и в психолого-педагогическом смысле. Но при этом опрошенные демонстрировали понимание того, что любые трудности -это их персональная забота, которая ляжет на их плечи, и к этому нужно быть готовыми.

Заключение

Проведенное исследование показало, что учащаяся молодежь Ивановской области преимущественно ориентирована на двухдетную семью. В понимании и юношей, и девушек рождение ребенка является ответственным шагом, к которому надо готовиться основательно. Рождение первого ребенка связывается с необходимостью начать полноценную трудовую жизнь, строить карьеру, обрести финансовую подушку безопасности. Студенты вузов выше оценили свое здоровье (средняя оценка 9.1 в сравнении с 7.2 у студентов колледжей), они более критичны в оценке уровня своего материального благосостояния (чаще выбирали низкие показатели). Именно поэтому у вузовских студентов преобладает умеренно-настороженное видение будущего, в отличие от позитивного восприятия студентами колледжей. Причем настороженные оценки высказывали участники с высокими оценками материального благополучия.

Можно отметить, что репертуар репродуктивных страхов у студентов вузов более разнообразный и более отрефлексированный. Особенно это касается страхов, связанных со здоровьем, медицинским сопровождением беременности, родов и ухода за младенцем, возможными рисками в случае рождения ребенка. Для студентов колледжей наиболее выраженным стал страх ухудшения материального благополучия и недоступности качественной медицинской помощи, а вот физиологические аспекты деторождения не вызвали у них каких-либо опасений.

Исследование показывает гендерную обусловленность репродуктивных страхов. Для девушек - готовность к материнству в отношении ухода за новорожденным и последующего процесса воспитания, ярко выражены опасения в плане медицинского сопровождения женщин и младенцев; и в отличие от юношей они имеют определенную склонность к суевериям, сопровождающим сферу репродукции. Для юношей -топ-страх - страх не справиться с материальным обеспечением семьи, не обеспечить качественную медицинскую помощь жене и ребен-

ку. При этом юноши практически не испытывают страхи в связи с физиологическими аспектами беременности и родов и устойчивы к различным суевериям в этой сфере. Таким образом, мы видим, что одним из источников репродуктивных страхов выступают гендерные стереотипы, предписывающие женщине и мужчине разные модели поведения в репродуктивной сфере.

Проведенное исследование репродуктивных страхов свидетельствует об ответственном поведении в сфере деторождения, желании по возможности учесть все риски и быть максимально готовыми к тому, чтобы обеспечить себе и ребенку максимально высокий уровень и качество жизни. Репродуктивные страхи учащейся молодежи являются отражением социально-экономического неблагополучия региона, тех сложностей, с которыми молодые люди встречаются, выстраивая свою самостоятельную жизнь. Страхи, в свою очередь, влияют на репродуктивные планы молодежи - они все чаще предпочитают малодетную семью, а наличие социально-экономических проблем и невозможность обеспечить ребенку желаемое качество жизни побуждает их откладывать рождение ребенка на неопределенный срок. Все это крайне неблагоприятно отражается на демографических процессах в регионе.

Выявленные особенности репродуктивных страхов могут быть учтены при разработке органами управления мер поддержки молодых семей и стимулирования рождаемости. Важно создать гибкую, чувствительную именно к потребностям молодых, систему налоговых льгот, социальных выплат, программ гибкой занятости для молодых родителей. Будут востребованы коворкинги для молодых семей с детьми и различные формы психолого-педагогической помощи в реализации родительской функции. Повышение качества акушерско-гинекологической и педиатрической помощи позволит снять страхи молодых относительно здоровья матери и ребенка и, возможно, в перспективе преодолеть установки на малодетность.

Примечания

1. Фокус-группы проводились совместно с к.социол.н., доцентом Е.О. Цалко в рамках совместной НИР «Разработка программы социологического исследования репродуктивных установок учащейся молодежи Ивановской области в контексте устойчивого развития региона» и являются логическим продолжение НИР «Факторы и мотивы репродуктивного поведения жителей Ивановской области», проведенной в 2019 году, результаты которой представлены [16-18]. Гайд фокус-групп включал в себя четыре

основных блока - факторы репродуктивного поведения, восприятие бездетности, репродуктивные страхи, мотивы репродуктивного поведения.

2. В фокус-группах приняли участие студенты 6 ивановских вузов - Ивановского государственного химико-технологического университета (ИГХТУ), Ивановского государственного энергетического университета (ИГЭУ), Ивановского государственного политехнического университета (ИвГПУ), Ивановского государственного университета (ИвГУ), Ивановского филиала РАНХиГС (ИФ РАНХиГС), Ивановского филиала РЭУ (ИФ РЭУ).

3. В фокус-группах приняли участие студенты Кинешемского политехнического колледжа, Родни-ковского политехнического колледжа, Тейковского индустриального колледжа, Вичугского многопрофильного колледжа, Ивановского автотранспортного колледжа, Ивановского технического колледжа, Ивановского политехнического колледжа, Ивановского промышленно-экономического колледжа.

Список литературы

1. Естественное движение населения в Российской Федерации за 2021 год. Статистический бюллетень. М., 2022. URL: EDN_2021.xlsx (live.com) (дата обращения: 12.03.2023).

2. Кьеркьегор С. Страх и трепет / Пер. с дат. Изд. 2-е, дополненное и исправленное. М.: Культурная революция, 2010 (Классики современности). 488 с.

3. Ясперс К. Философия. В 3 кн. Кн. 2. Просветление экзистенции / Пер с нем. А.К. Судакова. М.: Канон+, 2012. 448 с.

4. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии / Пер. с фр., предисл., примеч. В.И. Колядко. М.: Республика, 2000. 639 с.

5. Катастрофическое сознание в современном мире в конце ХХ века (По материалам международных исследований) / В.Э. Шляпентох и др. (ред.). М.: МОНФ, 1999. 347 с.

6. Humphrey A., March E., Lavender A.P., et al. Buffering the Fear of COVID-19: Social Connectedness Mediates the Relationship between Fear of COVID-19 and Psychological Wellbeing // Behavioral Science. 2022. № 12 (3). P. 86.

7. Turska E., St^pien-Lampa N. Wellbeing of Polish university students after the first year of the coronavirus pandemic: The role of core self-evaluations, social support and fear of COVID-19 // PLoS ONE. 2021. № 16 (11). Р. e0259296.

8. Santha A., Telegdy B., Gergely О., Nistor L. The Social Roots of Fears at the Start of the SARS-CoV-2 Pandemic. An Online Study of the Ethnic Hungarian

Population in Romania // Acta Univ. Sapientiae Social Analysis. 2021. № 11. P. 79-99.

9. Maher J.M., Saugeres L. To be or not to be a mother? Women negotiating cultural representations of mothering // Journal of Sociology. 2007. № 43 (1). P. 5-21.

10. Баринов Д.Н. Страх как феномен общественного сознания // Бюллетень науки и практики. 2019. № 7 (5). С. 448-457.

11. Немировский В.Г., Немировская А.В. Чувство незащищенности от социальных опасностей как основа типологизации регионов (по материалам социологических исследований в Восточной и Западной Сибири) // Мониторинг общественного мнения. 2012. № 1 (107). С. 113-127.

12. Витковская М.И. Теоретико-методологические проблемы изучения «страха» в социологии // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2003. № 4-5. С. 74-79.

13. Гудков Л.И. Страх как рамка понимания происходящего // Мониторинг общественного мнения. 1999. № 6 (44). С. 46-53.

14. Троцук И. В. Мировоззренческие доминанты молодежи: возможности эмпирической фиксации сквозь призму страхов, надежд и опасений // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2013. № 3. С. 25-39.

15. Гафизова Н.Б., Цалко Е.О. Репродуктивные страхи жителей малых городов Ивановской области // Городские исследования и практики. 2021. № 1 (6). С. 87-99.

16. Гафизова Н.Б., Цалко Е.О. Добровольная бездетность в русской провинции (по материалам социологического исследования в Ивановской области) // Социальные процессы современной России (материалы Международной научно-практической конференции, 19-20 ноября 2020 г., Нижний Новгород) / Под общ. ред. проф. З.Х. Саралиевой. В 2 т. Т. 1. Н. Новгород: ООО «Научно-исследовательский социологический центр», 2020. С. 547-550.

17. Гафизова Н.Б., Цалко Е.О. Репродуктивные установки мужчин (на примере Ивановской области) // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2020. № 3 (59). С. 102-106.

18. Гафизова Н.Б., Цалко Е.О. Репродуктивное благополучие и репродуктивные страхи населения как фактор социального благополучия и устойчивого развития региона (на примере Ивановской области) // Социологические подходы к изучению социального благополучия / М.Ф. Черныш, Ю.Б. Епихина (ред.). М.: ФНИСЦ РАН, 2021. С. 205-222.

19. Ардашев Р.Г. Суеверия в жизни современных студентов: иррациональные стратегии сознания // Социология. 2020. № 3. С. 182-189.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

REPRODUCTIVE FEARS OF STUDENTS AT COLLEGES AND HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS

OF THE IVANOVO REGION

N.B. Gafizova

Ivanovo branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration

The author, based on the results of four focus group interviews, identifies and describes the reproductive fears of students of colleges and universities in the Ivanovo region, the key factors in their formation. The analysis of statistical

data shows that the Ivanovo region continues to «age», negative demographic processes are accompanied by the appearance and sustainable (re)production of reproductive fears. The author understands reproductive fears as a special kind of social fears, manifested in the sum of cognitive states, emotional experiences, and behavioral reactions, which are identified by a person as «anxiety», «fear of something», «feeling of threat», «risk situation», «fear» and as the main value and behavioral consequences, they have attitudes towards having few children, postponing the birth of children, and even a conscious rejection of parenthood. The author identifies and describes the fears arising from the physiological aspects of pregnancy and childbirth, interaction with healthcare institutions, the impact of the economic situation on well-being, interaction with relatives and friends, myths and superstitions, perception of the desired future for the child.

The author concludes that reproductive fears arise as a subjective reaction of an individual to unfavorable (primarily socio-economic and institutional) conditions for the implementation of reproductive plans. Child-centered attitudes of students are manifested in the desire to provide the child with the highest possible level and quality of life, the desire to consider all the risks and be as prepared as possible for the birth of offspring. Therefore, economic difficulties, problems with employment and housing, access to the objects of the «childcare infrastructure» cause reproductive fears already at the stage of planning a child.

The repertoire of reproductive fears among university students is more diverse and more reflective than among college students. Also revealed is the gender conditionality of reproductive fears, their connection with existing models of femininity and masculinity.

The author concludes that reproductive fears indicate responsible behavior in the reproductive sphere, the desire to consider all the risks and be as prepared as possible to provide themselves and their children with the highest possible level and quality of life. The state, when implementing family policy, should take into consideration reproductive fears and offer effective measures to stimulate the birth rate and support families with children.

Keywords: fear, reproductive fear, reproductive plans, reproductive attitudes, fertility.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.