Научная статья на тему 'Репродуктивная ориентация образования как инструмент мотивации репродуктивной активности населения России'

Репродуктивная ориентация образования как инструмент мотивации репродуктивной активности населения России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
952
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАСЕЛЕНИЕ / РЕПРОДУКЦИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / РЕПРОДУКТИВНОЕ ВОСПИТАНИЕ / РЕПРОДУКТИВНАЯ АКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Багирова А.П.

В статье рассматривается один из возможных механизмов преодоления репродуктивной пассивности, а именно, обращение к этой проблеме системы образования. Формулируются цель и задачи введения репродуктивной составляющей в систему высшего образования. На основе анализа действующих стандартов образования предлагается вариант их дополнения дидактическими единицами репродуктивного содержания. Репродуктивная ориентированность образования рассматривается как малозатратный инструмент перехода к расширенному типу воспроизводства населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Репродуктивная ориентация образования как инструмент мотивации репродуктивной активности населения России»

репродуктивная ориентация образования как инструмент мотивации репродуктивной активности населения россии*

а. п. багирова,

кандидат социологических наук, доцент

Уральский государственный технический университет — УПИ имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, г. Екатеринбург

Обоснование необходимости введения репродуктивной составляющей в систему образования: исторические аспекты. Демографический кризис, охвативший нашу страну значительно раньше, чем экономический, актуализирует поиск самых разных механизмов выхода из него. Принятие и начало реализации Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г. приносят пусть пока и небольшие, но уже достаточно заметные результаты — например, в части определенного повышения уровня репродуктивной активности населения (число родившихся в расчете на каждую тысячу жителей составило в 2005, 2006, 2007 и 2008 гг. соответственно 10,2; 10,4; 11,3 и 12,1). Для сохранения и развития наметившихся позитивных тенденций представляется целесообразным привлечение внимания молодежи к проблеме сокращения российского населения (и, конечно, к необходимости ее решения) уже на стадиях общего и тем более профессионального образования.

Обоснованность включения репродуктивной составляющей в систему современного образования раскрывается при обращении к демографической истории России.

Так, на заре человеческой цивилизации подготовка детей и подростков к собственной будущей репродуктивной деятельности реализовывалась в процессе самой жизни, в совместной жизнедеятельности с взрослыми. Как отмечает Н. М. Бо-рытко, «растущий человек, взрослея, приучался

* Статья подготовлена к печати Екатеринбургским информационным центром Издательского дома «Финансы и Кредит».

не только к выполнению трудовых операций, но и норм жизни в семье, племени» [1, с. 5]. Вместе с этим он осваивал и содержание основных процессов репродуктивной деятельности, традиционные способы их реализации. Семейного воспитания и обучения в то время было вполне достаточно для дальнейшего осуществления самостоятельной деятельности в сфере человеческой репродукции.

В доиндустриальных общественных формациях по мере усложнения общественного производства «интегрированное» обучение и воспитание из исключительно семейной функции постепенно трансформировались в смешанную семейно-про-фессиональную деятельность. При этом репродуктивное воспитание и обучение различным видам репродуктивной деятельности оставались функцией семьи, тогда как обучение набору трудовых навыков в сфере продуктивной деятельности — преимущественно функцией профессионального сообщества (цех, гильдия, мануфактура и т. д.).

В индустриальный период человеческий фактор был идентифицирован как один из самых важных факторов роста производительности труда. Семья стала рассматриваться в качестве основы не только репродуктивного воспитания, но и важного элемента трудового воспитания в целом. Так, Генри Форд, выплачивая своим рабочим повышенную заработную плату, утверждал, что он платит главе семьи ровно столько, чтобы его жена могла работать не в продуктивном, а в домашнем репродуктивном секторе, воспитывая трех и более детей и обеспечивая восстановление витальной энергии

мужа, интенсивно расходуемой на конвейерах заводов автомобильного магната.

Падение рождаемости, типичное для развитых стран, находящихся на постиндустриальной стадии, стало одним из показателей неспособности семьи в одиночку сформировать личность, готовую к предстоящей жизни (семейной, трудовой и общественной). Причина этой неготовности семьи к реализации своих, казалось бы, прямых функций состояла как в усложнившейся среде и системе отношений, в рамках которых происходила эта подготовка (трудность реализации одновременно нескольких компонентов семейного воспитания — физического, нравственного, интеллектуального, эстетического, трудового, полового), так и в возросших требованиях к самому «готовому продукту» — «сформированной» личности. Как справедливо замечают ученые, «в современной социально-экономической системе, имеющей чрезвычайно сложную структурно-функциональную организацию, человек выполняет многообразные функции, играет разнообразные общественные роли» [2, с. 12], что позволяет говорить о полифункциональной роли человека.

В обществе, в частности, для решения проблемы преодоления депопуляции возникла потребность в увеличении количества субъектов воспитательного и даже образовательного процесса, осуществляющих подготовку к будущей семейной жизни своих подопечных. Особенно это стало актуальным для такого важнейшего компонента семейной жизни, как формирование и развитие будущего человеческого капитала. Именно этот вид семейной деятельности приобрел черты, которые позволили назвать его полноценным трудом — со своими специфическими содержанием, стимулами и мотивами. Формирование репродуктивной культуры трансформировалось в конце концов в сложный процесс, который включил в себя как формирование ориентации на соответствующие ценности (ценность семьи, детей, родительства, ценность служения своему социальному слою, обществу и государству, ценность качественного репродуктивного труда и др.), так и выработку умений воплотить их в собственной репродуктивной деятельности. Система образования имеет возможность часть этих функций взять на себя — тем более что в постиндустриальном обществе «образование как социокультурный феномен становится решающим фактором продуктивного взаимодействия с новой для человека действительностью» [3, с. 20]. Именно в этот период образование меняется качественно, становясь целостным, совокупным и личностно-ориентированным.

Актуальность, цель и задачи нового педагогического направления. Полное название предлагаемого направления таково: профессиональная подготовка репродуктивно образованных специалистов, усвоивших совокупность дисциплин с репродуктивист-ским содержанием (ДРС), — подготовка, которая призвана представлять собой репродуктивную составляющую высшего образования в современной депопулирующей России.

Как известно, в качестве одного из критериев отбора содержания обучения известный ученый Ю. К. Бабанский выделил критерий целостного отражения в содержании обучения задач формирования всесторонне развитой личности [6, с. 276—277]. Однако сегодняшняя система российского высшего образования не включает в понятие «всесторонне развитая личность» такой элемент ее развитости, как готовность к репродуктивной деятельности, направленной на формирование высокоценного человеческого капитала. Формирование этой составляющей личности не находит должного (полного и системного) отражения и на других ступенях российского образования и, по существу, является исключительно функцией семейного воспитания. Между тем потребителями результатов репродуктивного труда выступают не только (и даже не столько) родители, но и другие заинтересованные субъекты — речь идет об обществе, работодателях, экономической и государственной системе страны в целом.

Известно, что образованию необходима не только поддержка со стороны государства и общества, но и регуляция со стороны этих институтов. Одна из ведущих образовательных парадигм — функцио-налистская — строится на понимании выполнения образованием социального заказа общества. Суть этого «заказа» состоит в обеспечении стабильности и развития общества. При этом образование, будучи частью социальной практики, «ответственно» за политическое, социокультурное и экономическое развитие общества. В рамках данной парадигмы задача профессионального образования, формулируемая как подготовка личности только к профессиональной деятельности в сфере продуктивного труда, выглядит недостаточной.

На наш взгляд, система российского образования ни в коем случае не должна оставаться в стороне при поиске вариантов решения актуальнейшей для нашей страны проблемы — проблемы преодоления депопуляции. Участие образовательной системы в решении этой проблемы должно заключаться в активном внедрении в образовательный процесс так называемой «репродуктивной составляющей». Именно в студенческом возрасте «формируется обобщенная картина

- 49

мира, устанавливаются глубинные взаимосвязи между различными областями изучаемой реальности» [5, с. 141]. Изучение ДРС, являясь, в частности, элементом высшего образования, должно быть направлено на подготовку студентов (девушек и юношей) к будущей репродуктивной деятельности, на формирование таких личностных качеств, которые необходимы для успешной реализации ими репродуктивной функции в сфере репродуктивного труда.

Целями направления являются:

для общества: преодоление тенденций депопуляции российского населения, повышение репродуктивной активности населения и качества вступающих в самостоятельную трудовую жизнь человеческих ресурсов;

для студентов: изучение современных механизмов реализации репродуктивного труда и формирование у студентов высшей школы мотивации к репродуктивной деятельности.

Задачами направления выступают:

1) продолжение ранее начатого (в семье и школе) процесса формирования и включения ценности репродуктивной деятельности в ряд ценностей других видов деятельности;

2) изучение механизмов рационального совмещения сфер экономического и демографического воспроизводства на всех иерархических уровнях;

3) изучение содержания, структуры и функций трудового поведения в репродуктивной сфере (домашней и социальной);

4) рассмотрение эффективных механизмов практической реализации репродуктивного труда.

После изучения ДРС студенты должны:

знать:

1) место репродуктивной деятельности в иерархии человеческих ценностей;

2) альтернативные варианты совмещения продуктивного и репродуктивного труда, достоинства и недостатки каждого из них;

3) стадии и организационно-правовые формы репродукции;

4) содержание, видовой состав и структуру репродуктивного труда (по стадиям репродукции);

5) существующие механизмы реализации репродуктивного труда (репродуктивной функции);

6) пути, возможности и резервы повышения качества репродуктивного труда;

7) инновационные технологии обеспечения высокого качества человеческого капитала;

уметь:

1) четко определить свое отношение и выстраивать собственное трудовое поведение в репродуктивной сфере;

2) применять механизмы практической реализации репродуктивного труда в приватной и социальной сферах жизнедеятельности;

3) выбирать оптимальный для себя и основных социальных групп молодежи механизм совмещения своего (их) участия в сферах продуктивного и репродуктивного труда;

4) выполнять комплекс элементарных трудовых операций на младенческой и дошкольной стадиях репродукции, требующих владения основами профессиональных знаний в области педиатрии, возрастной психологии и педагогики, кулинарии, детской гигиены, культуры общения, физической культуры, музыки, хореографии и т. п.;

5) применять информационные технологии для разностороннего развития ребенка.

В государственных образовательных стандартах целями изучения ДРС являются:

1) интеллектуальное развитие студентов, формирование качеств мышления, характерных для репродуктивной деятельности и необходимых человеку для полноценной жизни в семье и обществе;

2) овладение конкретными знаниями, умениями и навыками репродуктивного труда, необходимыми для применения в практической деятельности по формированию высокоценного человеческого капитала;

3) формирование глубоких представлений о репродуктивном труде как важнейшей форме труда в двуединой системе «продуктивный труд — репродуктивный труд»;

4) воспитание личности в процессе освоения ДРС, все лучшего понимания их значимости для современного российского общества.

Изучение этих дисциплин в рамках вариативной части государственных образовательных стандартов позволит более полноценно выполнить системе образования ее социальный заказ, заключающийся, в числе прочего, и в обеспечении развития общества в разных сферах.

Таким образом, могут быть выделены следующие четыре стороны назначения ДРС:

1) личностная, связанная с представлением о репродуктивной деятельности как отдельном виде деятельности индивидуума, имеющей как общие, так и особенные характеристики в сравнении с другими видами деятельности (продуктивная, научное творчество, художественное творчество и т. д.);

2) практическая, связанная с применением специальных механизмов реализации репродуктивного труда;

3) социальная, в основе которой лежит связь репродуктивного труда с развитием общества. Со-

циальная значимость репродуктивного образования особо велика и заключается в обеспечении функциональной грамотности в сфере человеческой репродукции каждого выпускника высшей школы, что является необходимым условием повышения качества будущего человеческого капитала;

4) демографическая, призванная обеспечить методически и практически переход от почти двадцатилетнего периода суженного воспроизводства населения нашей страны к его расширенному воспроизводству.

Методологические основы направления. Представляется, что в основе реализации ДРС должен лежать комплекс педагогических подходов: лич-ностно ориентированный, компетентностный, ин-тегративный. Рассмотрим специфику реализации в рамках данного направления каждого из них.

Личностно-ориентированный подход. Данный подход подразумевает «... образование, в процессе которого организация взаимодействия субъектов обучения в максимальной степени ориентирована на профессиональное развитие личности и специфику будущей профессиональной деятельности» [3, с. 45]. Несмотря на то, что это определение дано для профессионального образования, оно в полной мере справедливо и для изучения репродуктивной образовательной составляющей как составной части высшего образования. Применение личност-но-ориентированного подхода в образовании нацелено на становление духовности, позволяющей личности реализовывать свою природную, биологическую и социальную сущность. Данный подход «предусматривает воспитание свободного, развитого и образованного индивидума, способного жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира» [4, с. 8]. Современное воспитание уже не может заниматься только воспроизводством унаследованных из прошлого ценностей и навыков, а его инновационный характер должен проявляться в том числе и во включении в этот процесс как одного из своих элементов репродуктивной составляющей. Эффективность же образовательного процесса в рамках личностно-ориентированного подхода определяется наличием знаний, умений и опыта, позволяющих личности решать как собственные, так и общественно значимые проблемы.

Условиями применения данного подхода для решения задач приращения численности российского населения выступают:

1) четкая формулировка общественно значимых задач российского образования, состоящих в необходимости количественно-качественного роста будущего человеческого капитала;

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ:

2) оценка эффективности системы образования через степень готовности молодежи к самостоятельной деятельности, к постановке и решению задач, специфичных именно для данного поколения;

3) разработка и внедрение в образовательный процесс адекватных новым задачам педагогических и воспитательных технологий.

Компетентностный подход. Усложнение содержания репродуктивного труда, появление различных его форм, методов реализации репродуктивной деятельности выдвинули задачу определения ее ключевых компетенций. На наш взгляд, компетентностный подход, основанный на принципах гибкости обучения с целью расширения спектра выполняемых задач, ориентации деятельности на бесконечное разнообразие жизненных ситуаций, органично сочетается с репродуктивным образованием.

Формированию ключевых компетенций предшествует формирование квалификаций, что указывает на необходимость их выделения в анализируемой нами сфере труда. На наш взгляд, в качестве квалификаций в сфере репродуктивной деятельности могут выступать:

1) любовь к детям — способность к альтруистическому поведению, основанному на помощи, самоотверженности вплоть до самопожертвования;

2) способность к самостоятельному труду — данная квалификация предполагает во многом самостоятельную постановку целей и задач репродуктивного труда, самостоятельный выбор методов его реализации, персональную ответственность за его результаты;

3) коммуникативные умения — умение выстраивать общение внутри и вне семьи, умение преодолевать конфликтные ситуации, отходчивость;

4) умение работать с большими объемами информации — способность анализировать разнородную и зачастую противоположную информацию, способность принимать решения на основе собственного анализа;

5) умение действовать в ситуации нервных перегрузок — способность быстрого реагирования на непредвиденные ситуации, постоянное внимание к мелочам, способность оперативно осуществлять действия, способность сочетать репродуктивный труд с другими видами деятельности;

6) физическое развитие — физическая способность родить и вырастить здорового ребенка;

7) креативность — способность находить решения в проблемных ситуациях, способность видеть суть проблемы, сопротивляться стереотипам, способность рождать новые необычные идеи;

„„. - 51

8) эмпатия — способность к пониманию эмоционального состояния ребенка, знание основ возрастной психологии, умение оказать ребенку психологическую поддержку, способность к проникновению в субъективный мир ребенка.

На разных стадиях репродуктивного процесса данные квалификации приобретают различную роль. Формирование и развитие этих квалификаций должны происходить в сферах семейного и внесе-мейного воспитания. Одним из субъектов формирования и развития выделенных квалификаций может и должна выступать и система образования.

Развитость ключевых квалификаций, в свою очередь, является важным условием развития ключевых компетенций. К ключевым компетенциям, значимым для успешной адаптации к репродуктивной деятельности и дальнейшей реализации труда в этой сфере, мы относим четыре их группы: специальные, социальные, информационные и коммуникативные компетенции.

Специальные компетенции характеризует способность будущего родителя самостоятельно, ответственно и качественно реализовывать функции репродуктивного труда, в том числе:

• уход за ребенком;

• воспитание и социализация ребенка;

• обучение ребенка (обеспечение условий для дошкольного, школьного и послешкольного образования);

• разностороннее развитие ребенка. Данный вид компетенций предполагает знания

форм и механизмов реализации репродуктивного труда. Однако специальные компетенции характеризуют не только способность человека к осуществлению функций репродуктивного труда, но также и его способность к обучению, самообразованию и повышению собственной квалификации в данной сфере деятельности, к саморазвитию и построению своеобразной «репродуктивной карьеры».

Социальные компетенции характеризуют способность ориентироваться в социально-экономической жизнедеятельности, в существующих социальных связях, ставить цели и выбирать признаваемые обществом средства их достижения, способность брать на себя ответственность за результаты своей деятельности.

Информационные компетенции характеризуют способность будущего родителя собирать, обрабатывать и анализировать информацию, поступающую из разных источников и посредством разных каналов, выделять главные и второстепенные информационные потоки, способность адаптировать полученную информацию к имеющейся ситуации.

52 -

Коммуникативные компетенции характеризуют способность выстраивать успешную коммуникацию с ребенком, в семейном окружении в целом, с внешними по отношению к семье институтами, выступающими теми или иными агентами репродуктивной деятельности (работники учреждений медицинской, образовательной и других сфер).

Для развития ключевых компетенций должны использоваться личностно-ориентированные технологии (тренинги, имитационные и ролевые игры, метод «кейс-стади» и др.), предполагающие эмоциональную насыщенность занятий, учитывающие субъективный (полученный в семье) опыт обучающихся, использование которых ставит своей целью формирование личности, готовой к полноценной репродуктивной деятельности.

Интегративный подход. Применение интегра-тивного подхода к преподаванию ДРС основывается на установлении широких связей как между отдельными разделами изучаемых курсов, так и между различными дисциплинами в целом. Потребность в подобном синтезе обусловлена значительным количеством комплексных проблем, возникающих в сфере репродуктивной деятельности, проблем, решение которых возможно лишь с привлечением знаний из различных областей. Интегративный подход в обучении развивает способность к переносу знаний, полученных применительно к сфере продуктивного труда, на труд репродуктивный. Возможность применения интегративного подхода обосновывается и тем, что реализация репродуктивной деятельности происходит в различных сферах жизнедеятельности, ее «обслуживают» различные социальные институты, деятельность которых, в свою очередь, должна быть взаимосвязанной и направленной на решение демографических задач.

Содержание репродуктивного обучения. Анализ действующих государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования — ГОС ВПО (на примере трех специальностей сферы экономики и управления) позволил выделить существующие дидактические единицы, направленные на придание образованию репродуктивного содержания (табл. 1).

Следовательно, в действующих ГОС ВПО репродуктивное содержание в некоторой степени присутствует. Так, рассматриваются вопросы смысла человеческого бытия, свободы и ответственности, нравственных ценностей, социальных взаимодействий и отношений, работоспособности человека и формирования здорового образа жизни. В отдельных дисциплинах рассматривается семейная проблематика (так, в курсе «Педагогика и пси-

Таблица 1

Дисциплины федерального компонента в действующих ГОС ВПО, включающие репродуктивное содержание (специальности «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Менеджмент организации»)

Блок Дисциплина Единицы

ГСЭ Философия Человек, общество, культура. Человек в системе социальных связей. Свобода и необходимость. Смысл человеческого бытия. Свобода и ответственность. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Будущее человечества

ГСЭ Культурология Культурные ценности и нормы, культурные традиции, культурная картина мира, социальные институты культуры, культура и личность

ГСЭ Социология Малые группы и коллективы. Социальное взаимодействие и социальные отношения. Личность как социальный тип. Социальный контроль и девиация. Личность как деятельный субъект. Социальные изменения

ГСЭ Психология и педагогика Структура психики. Познавательные процессы. Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение. Мышление и интеллект. Творчество. Внимание. Эмоции. Психическая регуляция поведения и деятельности. Общение и речь. Психология личности. Межличностные отношения. Психология малых групп. Межгрупповые отношения и взаимодействия. Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача. Образование как общечеловеческая ценность. Образование как социокультурный феномен и педагогический процесс. Цели, содержание, структура непрерывного образования, единство образования и самообразования. Педагогический процесс. Образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения. Воспитание в педагогическом процессе. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности

ГСЭ Физическая культура Физическая культура личности. Основы здорового образа жизни студента. Особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений. Основы методики самостоятельных занятий и самоконтроль за состоянием своего организма

ГСЭ Правоведение Отрасли права (в ГОС ВПО по специальности «Менеджмент организации» дополнительно: брачно-семейные отношения. Взаимные права и обязанности супругов, родителей и детей. Ответственность по семейному праву)

ЕН Концепции современного естествознания Человек: физиология, здоровье, эмоции, творчество, работоспособность

ОПД Основы менеджмента Управление человеком и управление группой (только в ГОС ВПО спец. «Менеджмент организации»)

хология» семья исследуется как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности, в курсе «Основы права» ГОС ВПО по специальности «Менеджмент организации» в специальную область рассмотрения выделены брачно-семейные отношения). Однако в действующих ГОС ВПО не ставится задача и отсутствует системное рассмотрение репродуктивной деятельности человека, характера и содержания труда в репродуктивной сфере — сферы, роль которой в жизнедеятельности личности как минимум не меньше, чем значение профессиональной.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На наш взгляд, уже существующие дисциплины ГОС ВПО блоков гуманитарных и социально-экономических, математических и естественнонаучных (и, частично, общепрофессиональных)

дисциплин могут быть дополнены следующим репродуктивным содержанием (табл. 2).

Предлагаемое дополнение направлено на постановку проблемы депопуляции российского населения и ее многоаспектное рассмотрение, формирование понимания ответственности (как личной, так и других субъектов репродукционного процесса) за результаты репродуктивной деятельности, изучение форм поддержки семьи.

Однако, на наш взгляд, репродуктивное содержание даже в дополненном варианте является незавершенным, поскольку в нем отсутствует обобщающий курс, в котором репродуктивная деятельность рассматривалась бы как труд по формированию и развитию человеческого капитала, раскрывалось бы его содержание и формировалась бы осознанная

Таблица 2

Вариант дополнения существующих дисциплин дидактическими единицами репродуктивного содержания

Блок Дисциплина Предлагаемые дидактические единицы

ГСЭ Философия Проблема брака и семьи в философии. Универсальность семьи и формы реализации «идеи» семьи (Ф. Энгельс, Г. Спенсер). Функциональный подход к изучению семьи (Э. Дюркгейм)

ГСЭ Культурология Семья в контексте культуры. Семейная культура

ГСЭ Социология Репродуктивное поведение семьи и личности и его элементы: репродуктивные нормы и ценности, потребность в детях, репродуктивные установки и мотивы, результаты репродуктивного поведения. Место потребности в детях в иерархии потребностей личности. Формирование репродуктивных установок личности. Категории идеального, желаемого и ожидаемого числа детей в семье

ГСЭ Психология и педагогика Компоненты родительства. Психология формирования родительства. Родительская любовь как психологический феномен. Психология супружеских отношений. Первостепенность семьи в формировании личности ребенка. Воспитательный потенциал семьи. Субъекты семейно-воспитательного процесса. Внутрисемейные отношения как специфический воспитательный фактор. Особенности воспитательного воздействия родительского примера

ГСЭ Физическая культура Здоровьесбережение как предпосылка улучшения качества результатов репродуктивного труда. Здоровьесберегающие технологии. Формирование мотивации к физкультурно-оздоровительной деятельности в контексте проблемы репродуктивной активности населения

ГСЭ Правоведение Система семейного права. Защита семейных прав. Понятие брака. Права и обязанности супругов, родителей и детей. Финансово-правовое обеспечение репродуктивной деятельности. Усыновление, опека и попечительство. Приемная семья и ее материальное обеспечение

ГСЭ Экономическая теория Оценка инвестиций в человеческий капитал. Показатели объема, качества и эффективности кругооборота человеческого капитала

ЕН Концепции современного естествознания Глобализация и парадигмы развития цивилизации и личности. Депопуляция населения как снижение способности системы к самовоспроизводству и замедление процесса самогенерирования предпосылок для дальнейшего существования. Индивидуальное и популяционное здоровье

ОПД Экономика организаций (предприятий) Стоимость человеческого капитала и его износ. Затраты предприятия на репродукцию (репродукционные отчисления). Репродуктивно-гендерный фонд предприятия и механизм его формирования. Методика оценки эффективности репродукционных затрат предприятия

ОПД Статистика Статистика рождаемости. Экономико-демографический анализ рождаемости через типы репродуктивных ситуаций в странах мира. Использование факторного анализа для выявления факторов репродуктивной пассивности российского населения. Возможности формирования ситуации репродуктивной активности в России

готовность к его реализации. Основное содержание данного курса может быть выражено через следующие дидактические единицы дисциплины «Теория и практика реализации репродуктивного труда»:

понятие человеческого капитала. Деятельность по формированию иразвитию человеческого капитала как трудовая деятельность. Понятие репродуктивного труда и его особенности в сравнении с трудом продуктивным. Предмет и средства труда в репродуктивной сфере. Функции репродуктивного труда. Характеристика условий репродуктивного труда. Содержание репродуктивного труда на разных этапах репродуктивной деятельности, формы его реализации. Институты, обслуживающие репродуктивную деятельность. Стимулирование репродуктивного труда: цель и механизмы. Мотивационная структура репродуктивного труда. Суженный тип воспроизводства в России как результат низких стимулов и нереализованных мотивов репродуктивного труда.

Репродуктивная активность и пассивность населения, механизмы их формирования и влияющие

факторы. Типы репродуктивных ситуаций. Последствия устойчивой репродуктивной пассивности населения. Задача формирования и развития репродуктивной активности российского населения как направление государственной политики.

Такого рода учебную дисциплину целесообразно включить, к примеру, в региональный компонент блока гуманитарных и социально-экономических дисциплин. Ее введение придаст всему циклу дисциплин с репродуктивным содержанием логичность и завершенность, что станет предпосылкой реализации целей и задач, стоящих перед репродуктивным обучением и воспитанием в системе высшего и других видов профессионального образования. Логика изучения дисциплин для этого случая представлена на рис. 1.

Конечным результатом практической реализации подобной логики репродуктивного обучения должно стать формирование ключевых компетенций в сфере репродуктивной деятельности. Содержание ключевых компетенций в разрезе пред-

лагаемого наполнения репродуктивного обучения представлено в табл. 3.

Таким образом, полноценная реализация репродуктивного содержания образования представляется возможной через сочетание трех его элементов:

1) действующих в ГОС ВПО компонентов содержания дисциплин, рассматриваемых в аспекте репродуктивной проблематики;

2) дополнения уже включенных в ГОС ВПО дисциплин дидактическими единицами репродуктивного содержания;

3) введения одного «специального» курса, целиком посвященного теории и практике реализации репродуктивного труда.

5. Воспитание как составляющая репродуктивного образования. Известно, что современная педагогика формулирует задачу воспитания человека как «человека, способного к самоопределению и конструированию своего жизненного пути в потоке социально-экономических и культурных перемен» [1, с. 47]. При формировании цели репродуктивного воспитания важно определить место репродуктивных ценностей в общей системе ценностей студентов, во взглядах самих студентов на свое будущее.

Цель репродуктивного воспитания можно определить как убеждение в необходимости формирования и реализации ответственности за результаты собственного репродуктивного поведения и будущего своего участия (более полного либо частичного) в репродуктивном труде.

Методы репродуктивного воспитания представляется возможным объединить в следующие группы: рефлексивные методы, ценностные методы, проективные методы и комплексные методы.

К рефлексивным методам репродуктивного воспитания можно, в частности, отнести:

1. Сочинение — эссе. Для него могут быть предложены следующие примерные вопросы:

• В чем, по-вашему, заключаются суть и основное противоречие популяционного кризиса в России?

• Каковы, на ваш взгляд, возможные позитивные и негативные последствия сокращения численности российского населения?

• Каковы, по вашему мнению, причины этого явления в нашей стране?

Общее осмысление идеи семьи и человеческой репродукции (общие представления о семье и репродукции)

• Философия • Культурология

Оценка современной ситуации в сфере человеческой репродукции • Концепции современного естествознания • Статистика

Рис. 1. Предлагаемая логика изучения дисциплин с репродуктивным содержанием

• Какие экономические, политические, социально-психологические изменения в стране, регионе и обществе в целом облегчили бы решение этой проблемы?

• Как вы думаете, должно ли и может ли руководство российских предприятий участвовать в решении этой проблемы? Если нет, то почему? Если да, то каким именно образом?

• Какой вам видится сегодня своя собственная будущая «репродуктивная карьера»?

• Как вы считаете, что в ней зависит от вас, какие условия и средства оптимальны для ее максимально полной реализации?

55

Таблица 3

Формирование ключевых компетенций в сфере репродуктивной деятельности

через изучение дисциплин с репродуктивным содержанием в системе высшего образования

Компетенции Дидактические единицы Дисциплины

Понятие человеческого капитала. Деятельность по формированию и развитию человеческого капитала как трудовая деятельность. Понятие репродуктивного труда и его особенности в сравнении с трудом продуктивным. Предмет и средства труда в репродуктивной сфере. Функции репродуктивного труда. Характеристика условий репродуктивного труда. Содержание репродуктивного труда на разных этапах репродуктивной деятельности, формы его реализации. Институты, обслуживающие репродуктивную деятельность. Стимулирование репродуктивного труда: цель и механизмы. Мотиваци-онная структура репродуктивного труда. Суженный тип воспроизводства в России как результат низких стимулов и нереализованных мотивов репродуктивного труда. Репродуктивная активность и пассивность населения, механизмы их формирования и влияющие факторы. Типы репродуктивных ситуаций. Последствия устойчивой репродуктивной пассивности населения. Задача формирования и развития репродуктивной активности российского населения как направление государственной политики Теория и практика репродуктивного труда

Специальная Репродуктивное поведение семьи и личности и его элементы: репродуктивные нормы и ценности, потребность в детях, репродуктивные установки и мотивы, результаты репродуктивного поведения. Место потребности в детях в иерархии потребностей личности. Формирование репродуктивных установок личности. Категории идеального, желаемого и ожидаемого числа детей в семье Социология (предлагаемая)

Компоненты родительства. Психология формирования родительства. Родительская любовь как психологический феномен. Психология супружеских отношений. Первостепенность семьи в формировании личности ребенка. Воспитательный потенциал семьи. Субъекты семейно-воспитательного процесса. Внутрисемейные отношения как специфический воспитательный фактор. Особенности воспитательного воздействия родительского примера Психология и педагогика (предлагаемая)

Оценка инвестиций в человеческий капитал. Показатели объема, качества и эффективности кругооборота человеческого капитала Экономическая теория (предлагаемая)

Стоимость человеческого капитала и его износ. Затраты предприятия на репродукцию (репродукционные отчисления). Репродуктивно-гендерный фонд предприятия и механизм его формирования. Методика оценки эффективности репродукционных затрат предприятия Экономика организаций (предприятий) (предлагаемая)

Глобализация и парадигмы развития цивилизации и личности. Депопуляция населения как снижение способности системы к самовоспроизводству и замедление процесса самогенерирования предпосылок для дальнейшего существования. Индивидуальное и популяционное здоровье КСЕ (предлагаемая)

я л ч Статистика рождаемости. Экономико-демографический анализ рождаемости через типы репродуктивных ситуаций в странах мира. Использование факторного анализа для выявления факторов репродуктивной пассивности российского населения. Возможности формирования ситуации репродуктивной активности в России Статистика (предлагаемая)

а и ц о и Человек, общество, культура. Человек в системе социальных связей. Свобода и необходимость. Смысл человеческого бытия. Свобода и ответственность. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Будущее человечества Философия (существующая)

Проблема брака и семьи в философии. Универсальность семьи и формы реализации «идеи» семьи. Функциональный подход к изучению семьи Философия (предлагаемая)

Семья в контексте культуры. Семейная культура Культурология (предлагаемая)

К ц Человек: физиология, здоровье, работоспособность КСЕ (существующая)

Информа онная Физическая культура личности; основы здорового образа жизни студента; особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности; индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений; основы методики самостоятельных занятий и самоконтроль за состоянием своего организма Физическая культура (существующая)

Компетенции Дидактические единицы Дисциплины

Здоровьесбережение как предпосылка улучшения качества результатов репродуктивного труда. Здоровьесберегающие технологии. Формирование мотивации к физкультурно-оздоровительной деятельности в контексте проблемы репродуктивной активности населения Физическая культура (предлагаемая)

Система семейного права. Защита семейных прав. Понятие брака. Права и обязанности супругов, родителей и детей. Финансово-правовое обеспечение репродуктивной деятельности. Усыновление, опека и попечительство. Приемная семья и ее материальное обеспечение Правоведение (предлагаемая)

Коммуникативная Общение и речь. Психология личности. Межличностные отношения. Психология малых групп. Межгрупповые отношения и взаимодействия Психология и педагогика (существующая)

Культурные ценности и нормы, культурные традиции, культурная картина мира, культура и личность Культурология (существующая)

• Каким вам представляется соотношение объективных и субъективных факторов в вашей «репродуктивной карьере»?

• Какие требования предъявляет к человеку ро-дительство, их ранги?

• Какими методами можно реализовать эти требования наилучшим образом?

• Оцените собственные предложения с точки зрения их реальности и авторской новизны. 2. Метод примера. Эффективными в репродуктивном воспитании нам представляются примеры достижения высоких количественных и качественных результатов репродуктивного процесса из реальной жизни (как обычных людей — родственников, друзей и знакомых, так, например, и из жизни известных людей). Обсуждение подобных примеров побуждает студентов к саморазмышлению, к построению собственных жизненных перспектив (известный из философии социально-конструктивистский подход).

К ценностным методам репродуктивного воспитания можно отнести метод диалога как «особого способа взаимодействия, при котором достигается известная свобода от стереотипов при оценке «другого», для которого характерно отношение к «другому» как к равнодостойному человеку и стремление к достижению взаимопонимания» [1, с. 85].

К проективным методам репродуктивного воспитания следует причислить:

1) метод упражнения (тренинг), результатом которого должны стать устойчивые навыки и привычки. В результате формируются качества, необходимые для репродуктивной деятельности: организованность, самоконтроль, внимательность;

2) метод социальных проб (социальных практик). Данный метод реализуется через создание и разрешение проблемных ситуаций. Социальные пробы должны достаточно полно описывать буду-

щую репродуктивную деятельность, чтобы в процессе их обсуждения у студентов формировалась определенная позиция и ответственность, которые в дальнейшем станут основной для вхождения в новый для себя вид деятельности в реальной жизни;

3) метод проектов. Он предполагает решение определенной проблемы самыми разнообразными средствами и приемами, а также путем интегрирования полученных знаний и сформированных умений. Данный метод подходит для репродуктивного воспитания в силу нескольких причин:

• проблема обеспечения достаточно быстрого количественного и качественного роста результатов репродуктивного процесса в стране имеет комплексный характер, а ее решение невозможно с помощью раз и навсегда выбранных «универсальных» средств;

• практическая значимость результатов решения данной проблемы очевидна;

• данная проблема может быть структурирована — как на уровне общества, так и на более низких уровнях, можно определить поэтапные результаты ее решения;

• для ее решения необходимо использование творческих, инновационных методов. Тематика проектов в рамках репродуктивного

воспитания может быть примерно следующей:

• достижение высоких количественных результатов репродуктивного процесса;

• оценка качества репродуктивного труда и средства его обеспечения;

• эффективные формы совмещения продуктивного и репродуктивного труда.

К комплексным методам репродуктивного воспитания можно, в частности, отнести:

1) метод воспитывающих ситуаций. Этот метод удобен в сфере репродуктивного воспитания, так как данная сфера буквально пронизана пробле-

- 57

мами, сложностями и противоречиями. В рамках таких ситуаций студент может решать проблемы выбора между сроками и этапами реализации продуктивного и репродуктивного труда, способов организации репродуктивного труда и т. д.;

2) метод анализа ситуаций. Можно предложить следующие вопросы для анализа репродуктивной ситуации:

• Определите проблему, возникшую в репродуктивной деятельности. В чем она состоит?

• Где, на Ваш взгляд, находятся истоки этой проблемы?

• Можно ли решить данную проблему с помощью имеющихся у вас знаний и умений?

• Сформулируйте ряд вариантов решения проблемы и эффективного поведения в этом случае;

• Выберите и обоснуйте оптимальную логику репродуктивной деятельности в данной ситуации;

• Какие специалисты и какими способами должны участвовать в решении этой проблемы?

• Определите критерии достижения и методы оценки планируемого результата.

В анализе ситуаций отсутствуют единственно верные решения. Этот метод требует сформулировать и обосновать свою точку зрения на описываемые события и предложить свой вариант решения выделенных противоречий. При применении этого метода становится очевидной и необходимость теоретической подготовки (особенно на этапе прогнозирования развития ситуации), которая воспринимается как обобщенный опыт.

Данный метод может быть реализован в форме ролевой игры и предполагать выступления и доказательства с позиции своей роли.

3. Метод консультирования. Может быть использован в разных ситуациях: для ориентации в жизненных ценностях, для оказания помощи в обнаружении смысла репродуктивной деятельности, в проектной деятельности студентов.

Перечисленные методы должны применяться избирательно, в зависимости от фазы репродуктивного воспитания:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На первой — рефлексивной фазе (фазе осмысления) — происходит переживание ситуаций будущей репродуктивной деятельности, их обсуждение, осознание ее смысла. На этой фазе необходимо стимулировать самопознание студентов, включить их в разнообразные формы рефлексии репродуктивной деятельности, сформировать их интерес к приобретению необходимого минимума теоретической информации, помочь овладеть аналитическими умениями. Характерными методами тут должны выступать написание эссе и анализ ситуаций.

На второй — ценностной фазе (фазе осознания) смыслы репродуктивной деятельности должны трансформироваться в индивидуальные репродуктивные ценности. Эта фаза характеризуется повышением активности студентов в освоении эффективных технологий репродуктивной деятельности. Происходит теоретическое осмысление собственного имеющегося опыта, его соотнесение с закономерностями репродуктивной деятельности. На данной стадии эффективными являются метод социальных проб, метод упражнений, метод диалога.

На третьей — проектной фазе оформляются ценностные ориентации, цели репродуктивного труда, осознаются его принципы. Для данной фазы репродуктивного воспитания целесообразно использование метода проектов. В его рамках возможно понимание того, что репродуктивная деятельность органически связана с собственными потребностями и интересами, что она всегда предполагает выбор, носит гуманистический характер и наполнена гуманитарным содержанием.

Развитие личности в процессе репродуктивного обучения и воспитания. Обобщая рассмотрение репродуктивного обучения и воспитания, спроектируем процесс развития личности в репродуктивной сфере. Для этого, в свою очередь, конкретизируем задачи и технологии этого развития.

1. Задачи развития личности в репродуктивной сфере. В качестве задач развития личности в репродуктивной сфере выступают:

• актуализация репродуктивного потенциала личности;

• стимулирование и мотивирование репродуктивного труда, «репродуктивной карьеры»;

• повышение социальной и репродуктивной компетентности;

• развитие репродуктивно-важных качеств и ключевых компетенций;

• освоение технологий репродуктивного поведения.

2. Ключевое содержание репродуктивного обучения и воспитания. Содержание включает в себя целый комплекс знаний и умений — репродуктивных, экономических, правовых, психологических, медицинских. Важным элементом учебного материала должен выступать субъективный опыт студентов, анализ субъективно значимых ситуаций и задач.

Для определения субъективной составляющей учебного материала могут использоваться такие приемы, как [3, с. 99]:

• диагностика готовности студентов к нововведениям, к инновационной деятельности;

• рефлексия прогнозируемого уровня своей репродуктивной активности;

• составление психобиографии своего репродуктивного опыта;

• заполнение карты проектируемой репродуктивной деятельности;

• определение психологических барьеров и трудностей своего будущего репродуктивного труда;

• заполнение карты самооценки способностей к репродуктивному труду.

Результатом реализации этого этапа должна стать программа повышения социально-репродуктивной компетентности, ориентированная на субъективный опыт обучаемых.

3. Формы и методы репродуктивного обучения и воспитания. Все технологии, ориентированные на развитие репродуктивной составляющей субъектной личностной позиции, можно классифицировать по следующим четырем группам:

1) технологии обогащения репродуктивной направленности:

• знакомство с содержанием репродуктивной деятельности;

• рефлексивно-инновационный практикум;

• тренинги самопознания;

• технологии, направленные на формирование имиджа родителя;

2) технологии развития значимых психофизиологических свойств:

• тренинги внимания;

• тренинги наблюдательности;

• медитативно-релаксационные упражнения;

3) технологии развития ключевых квалификаций репродуктивного труда:

• тренинги, формирующие и развивающие чувство родительской любви;

• тренинги партнерского общения;

• тренинги разрешения конфликтов;

• тренинги эффективного взаимодействия детей и родителей;

• тренинги, направленные на развитие внутриг-руппового взаимодействия;

• тренинги толерантности;

• тренинги развития межличностной чувствительности и взаимопонимания;

4) технологии формирования и развития ключевых компетенций репродуктивной деятельности:

• диалогические лекции по репродуктивной проблематике;

• групповые дискуссии;

• ролевые игры;

• тренинги осознанного родительства.

Таким образом, развитие личности в репродуктивной сфере может быть реализовано посредством комплекса личностно-ориентированных технологий.

Подчеркнем, что реализация содержания репродуктивной составляющей представляется нам возможной скорее в логике гуманитаризации образования, нежели в традиционном образовании. Именно гуманитаризация образования предполагает осознание смыслов, оформление их в ценности и утверждение их в качестве норм деятельности в репродуктивной сфере. Традиционному же образованию более свойственны эмоционально-ценностное переживание значений, наделение личностными смыслами внешних норм и ценностей культуры. В условиях же распространения репродуктивных норм, не обеспечивающих даже нормальный тип воспроизводства, простое восприятие этих норм студентами в рамках традиционного образования не сможет привести к коренному изменению демографической ситуации в стране.

Для создания системы репродуктивного образования в стране, пропагандах репродуктивистских знаний в обществе необходимо решить следующие задачи:

• включение в традиционные дисциплины реп-родуктивистской проблематики;

• введение курса «Теория и практика репродуктивного труда» в высших учебных заведениях, «Основы репродуктивистики» — в средних специальных учебных заведениях, общеобразовательной средней школе;

• издание учебников и другой учебной литературы по теории и практике репродуктивного труда;

• публикация научно-популярных работ по реп-родуктивистике, доступных широким слоям населения;

• образование в вузах страны кафедр репродуктивистики, комплектуемых занимающимися репродуктивистской проблематикой экономистами, социологами, психологами, философами, врачами, правоведами и другими, т. е. на основе междисциплинарного подхода. Репродуктивная ориентированность образования (как общего, так и трехуровневого профессионального образования), по нашему глубокому убеждению, может служить эффективным инструментом мотивирования молодых россиян к их собственному репродуктивно активному поведению. Осознание обществом и решение данной проблемы для новых поколений соотечественников, вступающих в ближайшие годы в жизнь (численность каждой возрастной когорты составляет ежегодно

- 59

до 1,5 млн человек и более), позволят поставить на реальную почву, во-первых, обеспеченность высококачественными человеческими ресурсами создаваемой в России инновационной экономики, во-вторых, гарантированность необратимости перехода от суженого к расширенному типу воспроизводства населения. Репродуктивная ориентированность нашего образования представляет собой малоинвестиционный путь решения двух названных сложнейших проблем. И его необходимо использовать безотлагательно.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Борытко Н. М. Система профессионального воспитания в вузе. — Волгоград: ТЦ «ОПТИМ». 2006. — 120 с.

2. Добрынин А. И., Дятлов С. А., Цыренова Е. Д. Человеческий капитал в транзитивной экономике:

формирование, оценка, эффективность использования. — СПб.: Наука. 1999. — 309 с.

3. Зеер Э. Ф. Психология личностно-ориен-тированного профессионального образования. — Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф. -пед. ун-та. 2000. — 258 с.

4. Илышев А. М., Спиридонова С. А. Демографическая программа: симптомы неблагополучия и проблема социальной ответственности сферы образования // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2008. № 12. С. 7—16.

5. Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. — М.: Академия. 2001. — 272 с.

6. Фокин Ю. Г. Психодидактика высшей школы: Психолого-дидактические основы преподавания. — М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана. 2002. — 424 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.