Научная статья на тему 'Репрезентация образа матери в местной прессе'

Репрезентация образа матери в местной прессе Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
375
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Соколова Е. А.

В статье рассматривается один их популярных гендерных стереотипов в современных провинциальных СМИ: базовый стереотип женщины-матери. Выделяются следующие стереотипные представления журналистов, связанные с созданием образа матери в газетных материалах: женщине предписана роль матери, она обеспечивает уют и любовь в семье; женщина по своей природе лучше работает с детьми; женщина берется за любую, в том числе – низкооплачиваемую и тяжелую работу, чтобы прокормить семью; обществом женщине отведена роль домохозяйки – матери семейства. В качестве материала используются публикации провинциальных городских и районных газет. Делается вывод о том, что одним из самых распространенных стереотипных образов в провинциальной городской газете выступает образ женщины-матери как в прямом его выражении (мать семейства), так и в косвенном (учительница, крестьянка-домохо­зяйка и т.д.) как отражение представления масс о том, какой следует быть женщине.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Репрезентация образа матери в местной прессе»

РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ОБРАЗА МАТЕРИ В МЕСТНОЙ ПРЕССЕ

© Соколова Е.А.*

Шадринский государственный педагогический институт, г. Шадринск

В статье рассматривается один их популярных тендерных стереотипов в современных провинциальных СМИ: базовый стереотип женщины-матери. Выделяются следующие стереотипные представления журналистов, связанные с созданием образа матери в газетных материалах: женщине предписана роль матери, она обеспечивает уют и любовь в семье; женщина по своей природе лучше работает с детьми; женщина берется за любую, в том числе - низкооплачиваемую и тяжелую работу, чтобы прокормить семью; обществом женщине отведена роль домохозяйки - матери семейства.

В качестве материала используются публикации провинциальных городских и районных газет. Делается вывод о том, что одним из самых распространенных стереотипных образов в провинциальной городской газете выступает образ женщины-матери как в прямом его выражении (мать семейства), так и в косвенном (учительница, крестьянка-домохозяйка и т.д.) как отражение представления масс о том, какой следует быть женщине.

Исследование тендерных отношений постепенно становится неотъемлемой частью современной науки о журналистике. Об этом пишут Н.И. Аж-гихина, Е.Л. Вартанова, О.В. Смирнова и другие исследователи [1-3]. Проблемы взаимоотношения полов, дискуссии о положении мужчин и женщин, борьба женщин за гармоничные отношения с мужчинами, тендерный дисбаланс - в освещении этих вопросов большая роль отводится СМИ как главному инструменту отражения реальности.

Тендерный стереотип - это устойчивое обобщенное и упрощенное представление человека и масс о моделях поведения и чертах характера, соответствующее понятиям «мужчина» и «женщина», их социальным ролям и функциям, выработанное культурой и выраженное в визуальных и вербальных образах. Исследователи пока не пришли к единому мнению относительно природы, характера и функционирования тендерных стереотипов, однако тревожные ноты в их рассуждениях на эту тему заставляют полагать, что проблема использования тендерных стереотипов в журналистике требует внимания. Так, В.Ф. Олешко замечает, что большинство произведений, транслируемых аудитории средствами массовой информации, активно формирующих и насаждающих сегодня тендерные стереотипы, не имеют отношения к журналистике. Их можно отнести к пропагандистским выступ-

* Заведующий кафедрой Литературы и журналистики, кандидат филологических наук, доцент.

лениям и деятельности в рамках РЯ, лоббирования интересов определенных групп и т.д. [3, с. 76].

Задача СМИ как зеркала жизни - создать адекватный вербальный или визуальный образ, основанный на устоявшемся в общественном сознании отношении к роли женщины, ее положению; образ, выдвигаемый и распространяемый СМИ в качестве идеала. Как показывает практика, провинциальная пресса пока не вполне готова к выполнению подобной функции, поскольку растущая тендерная асимметрия в обществе искажает передачу взаимоотношений полов, социальных ролей мужчин и женщин медиасред-ствами периферии. Это происходит по ряду причин, в числе которых - устойчивое следование журналистами тендерным стереотипам в творческом осмыслении и отражении явлений действительности.

Обладая огромными ресурсами воздействия на сознание людей, мас-смедиа манипулирует представлениями людей о том, какими следует быть женщине или мужчине, прибегая к набору тендерных стереотипов. В последнее время образ женщин в СМИ представлен разносторонне, но система тендерных стереотипов как один из ресурсов манипулирования общественным сознанием продолжает существовать, причем, в провинциальной прессе «новые» стереотипы причудливым образом переплетаются с патриархальными.

Особенности провинциальной жизни российского общества накладывают определенный отпечаток на конструирование местной прессой ме-диаобраза современной женщины. Так, анализ газет «Курган и Курганцы» (г. Курган), «Троицкий вестник» (г. Троицк), «Исеть» (г. Шадринск), «При-тоболье», «Вечерний Нефтеюганск», «Вечерний Челябинск», «Златоустов-ский рабочий», «Наша газета» (г. Екатеринбург) и др. показывает, что самым распространенным стереотипным образом в их материалах выступает «женщина-мать» (около 33 % от всей образной системы в газеты за год) в различных ее интерпретациях. Этот образ тесно связан с предписанными женщине массовым сознанием такими качествами, как пассивность, эмоциональность, покорность, преданность - т.е. устойчивыми чертами фе-минности. Из этого следует, что предназначение женщины заключается в рождении и воспитании детей и ведении домашнего хозяйства, - то есть в выполнении функций материнства. Поэтому возникают материалы, основанные на эксплуатации вышеприведенных упрощенных устойчивых представлений.

Исходя из ожиданий масс, журналисты при создании материалов о женщине чаще всего используют базовый стереотип матери. Под ним понимается прежде всего устойчивое представление масс о женщине как о продолжательнице рода (рождение детей), обладающей «врожденными» способностями к воспитанию детей (своих и чужих), к управлению домашним хозяйством, семьей, предприятием. Таким образом, функции матери, предписанные женщине обществом и вслед за ним - журналистами, выхо-

дят за рамки ее семьи, распространяясь в область ее профессиональной деятельности. Авторы статей об успешных женщинах приветствуют «перенесение» материнских ролей в социальную сферу: успешная женщина изображается не только как состоявшаяся личность и уверенный профессионал, но всегда подчеркивается, что она - счастливая мать семейства, а иное, например, бездетность, несложившаяся личная жизнь и т.п. - не встречается.

В вышеперечисленных местных газетах интерпретируется по следующим направлениям:

Женщине свойственна роль матери, она обеспечивает уют и любовь в семье. В местной прессе эта роль автоматически приписывается любой героине материала позитивного характера: если женщина успешна в социальной сфере, то она - априори - хорошая мать и жена, это обязательно отмечается в прессе.

Женщина по своей природе лучше работает с детьми (стереотипные образы «Учительница», «Воспитательница»). В местной прессе этот стереотип представлении героинями материалов - учителями, воспитателями, работниками детских домов и интернатов, сотрудницами инспекций по делам несовершеннолетних и проч. Их работа охарактеризована как трудная, высококвалифицированная, подходящая именно женщине в силу заложенных природой материнских инстинктов. Визуальный образ также стереотипный: женщина - в центре, окружена своими воспитанниками.

Со стереотипным представлением о материнских функциях женщины как основе ее социального поведения связан распространенный в местной прессе образ - учительницы. С ним связаны следующие стереотипные представления: современный учитель в России - это женщина средних лет, уровень жизни которой - средний или ниже среднего, погруженная в свою работу в ущерб семье, она согласна на более низкую заработную плату и более подготовлена к работе с детьми. Обращает на себя внимание следующая тенденция: если представители других профессий (не обязательно престижных) тяготеют к современной обработке, то образ женщины в провинциальной прессе менее современен, даже патриархален, а в некоторых случаях анахроничен.

На страницах газет появляется портрет учительницы от 40 лет, она выросла на профессиональном уровне: материалы рассказывают о ее профессиональных успехах, а не семейной жизни, она любит свою специальность и счастлива в работе (и обязательно - в семье). Подавляющее большинство материалов посвящено учителям-ветеранам. О молодых учителях, недавно пришедших в школу и делающих первые успехи, не говорится вообще. В региональных СМИ отмечаются такие профессиональные характеристики, как осведомленность в своем предмете и связанных с ним жизненных явле -ниях, забота о детях. Вообще, характеристики учителя положительные. Как и в советскую эпоху, в газетах воспевают учителя.

Визуальный ряд также базируется на стереотипах, затеняющих как истинное положение учителя в школе, так и наличие проблем в профессиональной или личной сфере (понижение мотивации к учебе школьников, низкая заработная плата и т.п.). Как правило, на фотографиях изображены либо учителя во время Последнего звонка, либо улыбающееся лицо героя материала.

Как видим, образ учителя в сознании современников вырисовывается вполне стройный и ясный: организованная и сосредоточенная на работе опрятная женщина средних лет среднего или ниже среднего уровня жизни с не вполне благополучным материальным положением.

Женщина берется за любую, в том числе - низкооплачиваемую и тяжелую работу, чтобы прокормить семью (стереотипный образ «Вьючное животное»). Женщина изображается как бесполое существо, взвалившее на себя всю ответственность за благополучие семьи, выполняя две роли: хранительницы домашнего очага и главы семьи, зарабатывающего деньги. Осознавая собственную значимость в семье, она вполне уверена в себе как в работнике. В статьях подчеркивается тяжелая работа, какую ей приходится выполнять, сама героиня характеризуются прежде всего как отличный труженик. В одних статьях подчеркивается героизм труженицы, выполняющей тяжелую работу, в других - внимание акцентируется на беспросветной жизни, горькой судьбе, одиночестве и неприкаянности героини в старости.

На иллюстрирующих материалы фотографиях героини часто предстают похожими на мужчину: образ, ассоциирующийся с маскулинностью, создают темная грубая одежда, напоминающая мужскую, отсутствие прически, украшений, макияжа. С одной стороны, фотокорреспондент отразил реальность, ведь сельская жительница, выполняющая тяжелый труд, одета по принципу «просто и удобно». С другой стороны, материалы посвящены не только работе героинь, а вообще, их жизни, в том числе - частной, семейной, - то есть сферам, предполагающим более мягкий, женственный имидж. Подобные промахи в журналистской унижают достоинство современной женщины-труженицы, невольно усиливая тендерную асимметрию, а визуальный ряд показывает тендерное неблагополучие в российской провинции.

Обществом женщине отведена роль домохозяйки - матери семейства (стереотипный образ «Крестьянка-домохозяйка»). Этот стереотип реже встречается в провинциальных медиа. Героиня материалов - погруженная в семейные заботы женщина, мир которой заключен в ее доме и домашних заботах. Создается впечатление, что, кроме домашнего мирка, ей ничего не нужно. Статьи носят одобрительный характер. Героиня изображается доброй, обаятельной, улыбчивой, счастливой.

Итак, одним из самых распространенных стереотипных образов в провинциальной городской газете выступает образ женщины-матери в прямом (мать семейства) или косвенном (крестьянка-домохозяйка, добытчица любой ценой, и т.д.) его выражении. Во втором случае очевидна тен-

денция к слиянию в представлении журналиста «природных» (мать) и социальных (хозяйка и воспитатель) функций женщины.

Список литературы:

1. Ажгихина Н. Тендерные стереотипы в современных масс-медиа // Тендерные исследования. - 2000. - № 5. - С. 261-273.

2. Смирнова О.В. Тендерная проблематика. Проблематика СМИ. - М.: 2008. - С. 223-238.

3. Олешко В.Ф. Есть ли пол у медийного творчества? Заметки на полях анкетного опроса, проведенного мужчиной // Журналист. - 2005. - № 1.

ОСОБЕННОСТИ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ЖУРНАЛА «НАУКА И ЖИЗНЬ»

© Якименко A.A.*

Нижегородский государственный лингвистический университет им. H.A. Добролюбова, г. Нижний Новгород

Статья посвящена выявлению специфики информационной политики научно-попупярного журнала «Наука и жизнь». Ее определяет кредо редакции: «О науке - доступно, о жизни - серьезно». В издании в основном освещаются вопросы мировоззренческого, научно-практического и прикладного характера, важные для текущей жизни.

Вопрос о популяризации науки в средствах массовой информации сейчас особенно актуален. Невзирая на непрерывное развитие науки, появление и внедрение нанотехнологий, открывающих принципиально новые возможности, создание современных технологических научных центров исследований и разработок, в обществе в целом наблюдается снижение внимания к научным вопросам. Косвенным доказательством этого процесса является, в частности, резкое сокращение тиражей научно-популярных изданий. Если в 80-е гг. в СССР тиражи исчислялись миллионами, то сейчас ситуация изменилась не в лучшую сторону. Лидером продаж является журнал «Вокруг света», его тираж составляет 250 тыс. экземпляров в месяц (это против трех миллионов 20-30 лет назад), далее идет журнал «Geo» с 220 тыс. экз., и замыкает тройку лидеров журнал «National geographic - Россия» (200 тыс. экземпляров). По несложным подсчетам, теперь вместо каждого 20-го жителя страны, потребителем научно-популярной периодики является лишь каждый 140-й. Весьма показательна в этом плане судьба некогда одного из

* Доцент кафедры Культурологии, истории и древних языков, кандидат филологических наук, доцент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.