Комплексные исследования детства, 2019, т. 1, № 4 Comprehensive Child Studies, 2019, vol. 1, no. 4 _www.kid-journal.ru
Статьи
УДК 32.019.51 ЭОЬ 10.33910/2687-0223-2019-1-4-312-319
Репрезентация образа детства в либеральных СМИ
современной России
Л. Л. Клещенко01
1 Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, 191186, Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д. 48
Аннотация. Статья рассматривает особенности репрезентации образов детства и детей в современных российских либеральных СМИ на примере трех медиа: интернет-издания «Медуза», федерального издания «Новая газета» и радиостанции «Эхо Москвы». Автор приходит к выводу, что идеологическая направленность издания является важным фактором, определяющим характер использования образов детства. Тема детей и детства значима для либеральных СМИ. Для либерального дискурса характерна апелляция к такому смыслу концепта детства, как инаковость по отношению ко взрослому, которая интерпретируется как в положительном, так и отрицательном ключе в зависимости от тематики и цели материала СМИ. Образы детей и детства чаще всего используются в контексте таких тем, как политика, семья, школа, благотворительность, социальные проблемы. В либеральном дискурсе образ детства зачастую используется для привлечения внимания к определенной проблеме. Упоминание детей в политическом контексте способно существенно увеличить как количество комментариев к материалу, так и степень их эмоциональности. Даже не содержащие прямых мобилизационных призывов материалы, использующие детские образы, способны вызвать сильную эмоциональную реакцию читателя. Комментируя данные материалы, читатели формулируют призывы к политическому участию самостоятельно, что свидетельствует о высоком мобилизационном потенциале символа детства. В связи с этим обращение к теме детства при описании событий, напрямую не связанных с детьми и детством (к примеру, при описании действий людей, юридически являющихся совершеннолетними), может свидетельствовать о манипулятивном использовании образа детства. В свою очередь, описание страданий детей, имеющее место при обращении к теме политического участия детей в несанкционированных митингах, сопряжено с негативными реакциями читателя на действия органов власти, потому способно провоцировать утрату доверия властным институтам и способствовать делегитимации власти.
Ключевые слова: дети, детство, либеральный дискурс, либеральные СМИ, инфантилизм, делегитимация власти, политический символ.
Сведения об авторе
Людмила Леонидовна Клещенко, SPIN-код: 2051-3052, e-mail: ludmila.popova2011@ yandex.ru
Для цитирования:
Клещенко, Л. Л. (2019) Репрезентация образа детства в либеральных СМИ современной России. Комплексные исследования детства, т. 1, № 4, с. 312-319. DOI: 10.33910/26870223-2019-1-4-312-319 Получена 26 октября 2019; прошла рецензирование 11 ноября 2019; принята 15 ноября 2019. Финансирование: Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и АНО ЭИСИ в рамках научного проекта № 19-011-31711. Права: © Автор (2019). Опубликовано Российским государственным педагогическим университетом им. А. И. Герцена. Открытый доступ на условиях лицензии CC BY-NC 4.0.
Representations of the image of childhood in the liberal media
in modern Russia
L. L. Kleshchenko™
1 Herzen State Pedagogical University of Russia, 48 Moika River Emb., Saint Petersburg 191186, Russia
Author
Liudmila L. Kleshchenko, SPIN: 2051-3052, e-mail: ludmila.popova2011@ yandex.ru
For citation: Kleshchenko, L. L. (2019) Representations of the image of childhood in the liberal media in modern Russia. Comprehensive Child Studies, vol. 1, no. 4, pp. 312319. DOI: 10.33910/2687-02232019-1-4-312-319
Received 26 October 2019; reviewed 11 November 2019; accepted 15 November 2019. Funding: The research was funded by RFBR and Expert Institute for Social Research as a part of the research project No. 19-01131711.
Copyright: © The Author (2019). Published by Herzen State Pedagogical University of Russia. Open access under CC BY-NC License 4.0.
Abstract. The article discusses the features of representing the images of childhood and children in modern Russian liberal media. The author chose three cases: the "Meduza" online periodical, the "Novaya Gazeta" federal periodical and the "Ekho Moskvy" radio station. The author concludes that the ideological orientation of the publication is an important factor determining the nature of the use of childhood images. The topic of children and childhood is significant for the liberal media. Liberal discourse is characterised by an appeal to the concept of childhood as being different from adulthood, which is interpreted both positively and negatively, depending on the subject and purpose of the article or broadcast. The images of children and childhood are most often associated with such topics as politics, family, education, charity, and social problems. In liberal discourse, the image of childhood is often used to attract attention to a specific problem. The author observes that mentioning children in a political context can significantly increase both the number of comments on the published material and the degree of their emotionality. Even the publications that do not contain direct mobilisation appeals can cause a strong emotional reader reaction by including children's images: the readers formulate calls for political participation on their own. This suggests that childhood symbols have a rather high mobilisation potential. In this regard, an appeal of the topic of childhood when describing events that are not directly related to children and childhood (such as the actions of adults) may indicate manipulative use of the symbol. In turn, the description of suffering children that occurs when addressing the topic of children's participation in unauthorised political protests is associated with readers' negative reactions to the actions of the authorities; therefore, it can provoke a loss of confidence in government institutions and facilitate the delegitimasion of power.
Keywords: children, childhood, liberal discourse, liberal media, infantilism,
delegitimasion of power, political symbols.
Введение
Участие детей и подростков в политике становится все более популярной темой публикаций, освещающих протестную политическую активность в современной России. В 2017 году тема «детство в политике» оказалась в центре внимания СМИ после организации «Фондом борьбы с коррупцией» (ФБК) всероссийской акции протеста 26 марта, в которой принимали участие подростки и молодежь, что обусловило хронологические рамки исследования — период с 26 марта по 26 апреля 2017 года. В отличие от «провластных» СМИ, единодушно осуждающих вовлечение несовершеннолетних граждан в политику, оппозиционные либеральные издания освещают проблему участия детей в политике более разносторонне. В современном демократическом обществе СМИ являются значимым субъектом политики, выполняющим
функцию политической мобилизации. Политические символы, в свою очередь, являются ресурсом политической мобилизации, способным апеллировать как к рациональности, так и к чувствам (Юапёегшаш 1984). Эксплуатация символов малозатратна, и это особенно важно для тех политических акторов, чьи материальные ресурсы ограничены (Рябова 2015).
Высокая эмоциональная нагруженность символа детства, близость к опыту каждого определяет мобилизационный потенциал символа, который используют в современной России как политические партии и политические лидеры, так и СМИ. Выявлению специфики использования образа детства и детей в либеральных СМИ посвящено настоящее исследование.
В качестве либерального дискурса в настоящем исследовании маркированы материалы, для которых характерна апелляция к таким ценностям, как частная собственность, правовое
государство, права и свободы человека, свободный рынок, индивидуализм, политический плюрализм, демократия. Либеральные ценности не занимают лидирующих позиций в системе ценностей современного российского общества. Политическими элитами предпринимаются попытки «вытеснить» либеральный дискурс из федеральных СМИ и из публичной политики. В связи с этим в настоящее время неотъемлемым атрибутом либерального дискурса становится оппозиция существующему политическому режиму. Либеральные СМИ, в свою очередь, отличает отсутствие прямого государственного финансирования. Либеральный дискурс широко представлен в интернет-среде, в том числе в блогосфере, новостных агрегаторах, тематических группах в социальных сетях, мессенджерах.
Среди массива либеральных изданий в настоящем исследовании в качестве источников выбраны: интернет-издание «Медуза», «Новая газета» (федеральное издание), радиостанция «Эхо Москвы».
Критерием отбора изданий для анализа выступил объем аудитории. Кроме того, при выборе изданий автор руководствовался критерием разнообразия их форм («Новая газета» — печатное издание, «Медуза» — интернет-издание, «Эхо Москвы» — радиостанция).
Русскоязычное интернет-издание «Медуза», зарегистрированное в Латвии, выпускает собственные материалы, а также является агрега-тором новостей, отбираемых в ручном режиме. По данным «Медиалогии», в 2017 году «Медуза» являлась самым цитируемым российским интернет-изданием (Федеральные СМИ... 2017).
Федеральная «Новая газета» — общественно-политическое издание, выпускается с периодичностью 3 раза в неделю. Материалы газеты размещаются также на интернет-ресурсе www.novayagazeta.ru.
«Эхо Москвы» — российская круглосуточная информационно-разговорная станция, в 2017 году являлась самой цитируемой радиостанцией, по данным «Медиологии». Материалы размещаются также на интернет-ресурсе echo.msk.ru. В настоящем исследовании были проанализированы транскрипты радиоэфира и блоги на сайте радиостанции.
Исследование было сплошным, охватывающим все упоминания темы «детства» в период с 26 марта до 26 апреля 2017 г. Метод исследования — контент-анализ. Был проанализирован контекст упоминаний детей и детства, а также комментарии пользователей интернет-
ресурсов вышеназванных изданий. Использовалось скрытое кодирование.
Помимо митинговой активности подростков, значимого информационного повода, в рассмотренный период были и другие, связанные с детьми: проблемы детей и детства упоминаются в либеральных СМИ в контексте таких тем, как политика, семья, школа, благотворительность, социальные проблемы.
Смысловые единицы анализа сформулированы исходя из содержания символа ребенка, стереотипных представлений о детских качествах. Общей характеристикой детства является ина-ковость по отношению к норме — состоянию взрослого человека (Рябова, Рябов 2019). При этом отклонение от нормы может обладать как положительными, так и отрицательными чертами.
Смысловые единицы анализа: «дети как неполноценные взрослые» (индикаторы: несамостоятельность, зависимость, послушность, подчиненность, слабость, беспомощность, несерьезность, пассивность, нерешительность, некомпетентность, неразумность, инфантилизм, эмоциональность, капризность), «дети как жертвы» (индикаторы: беспомощность, безобидность, уязвимость, страдание), «дети как помощники взрослых» (индикаторы: послушность, дисциплинированность, исполнительность, ответственность), «дети как герои» (индикаторы: мужество, бесстрашие, собственное мнение, решительность, инициативность, энергичность, любознательность, благородство, активность), «дети как неиспорченные обществом взрослые» (индикаторы: миролюбие, высшая мудрость, чистота, безгрешность, беззаботность, человечность, искренность, мечтательность), «дети как будущее» (индикаторы: олицетворение вечности, олицетворение будущего, надежда на лучшее будущее, символ продолжения жизни).
Результаты исследования показали, что в либеральных СМИ наиболее широко представлены следующие образы детства: «дети-герои», «дети-жертвы», «дети — неполноценные взрослые». Рассмотрим их более подробно.
«Дети-герои»
Позитивные отличия детей от взрослых: энергичность, активность, инициативность, мужество, бесстрашие, решительность, честность, любознательность — создают образ «дети-герои»: это самостоятельные субъекты политики, которые показаны как альтернатива взрослым, пассивный конформизм которых не позволяет им активно участвовать в политике. «Медуза» называет под-
ростков «Героями 2017 года» (Борзенко 2017). В итоговой статье 2017 года автор выступает с критикой мнения, что подростки принимали участие в митингах, откликнувшись на агитацию оппозиционных политиков. Напротив, дети предстают как самостоятельные субъекты деятельности, как граждане, выражающие свою этическую, а также и политическую позицию: «Сегодня весь фейсбук и СМИ пишут о высокой мобилизации подростков на акции 26 марта так, будто их сагитировал Навальный. Это миф, который хотелось бы развеять» (Борзенко 2017). Говоря об участии детей и подростков в политике, либеральные СМИ особо подчеркивают его автономный характер.
Поскольку либеральный дискурс представляет детей активными и автономными участниками политических отношений, либеральные СМИ публикуют суждения детей и подростков о политических событиях. Особое внимание уделяется мотивам политического участия подростков, есть много материалов, содержащих «прямую речь» подростков (Вилен 2017). Какой образ детства/детей формируют эти публикации? Прежде всего, данные материалы объединяет апелляция к таким отличиям детей от взрослых, как бесстрашие и решительность. Указывается, что подростки, в отличие от старшего поколения, не лишены моральных ориентиров, не боятся говорить правду. Дети выходят на митинг, поскольку им «надоело, что врут и воруют». Они открыто заявляют свои требования, они инициативные, ответственные, самостоятельные («сами принимают решения», «достаточно взрослый и имеет право решать сам») (Страховская 2017).
В либеральном дискурсе часто именно дети оказываются проницательнее взрослых; образ детства используется для противопоставления различных поколений, и именно дети должны стать для взрослых примером для подражания, а не наоборот (Мартынов 2017). В качестве одной из возможных причин такого положения вещей называют отсутствие у них советского опыта: «...при этом они лишены советского менталитета, им несвойственна эта идея: ой, я выйду куда-нибудь, а меня уволят, бумажку накатают. Они, конечно, опасаются, что их, условно, выгонят из школы, но приходят» (Горбачев 2017).
Образ «дети-герои» используется в либеральном дискурсе также при обращении к теме противостояния подростков давлению взрослых. В качестве примера можно привести материал «Новой газеты» (№ 34) «А у вас есть чувства?», где описана история суда над Русланом Соко-
ловским. Молодому человеку уже больше 18 лет, но СМИ представляют его как ребенка, несерьезного, инфантильного, но — типичного представителя своего поколения. Блогер — ловец покемонов, представший перед судом, не боится осуждения и высказывает собственные мнения, что не вызывает сочувствия судьи.
Аналогичные материалы, где подростки отстаивают право на собственное мнение, публикует «Медуза»: «Во Владимирском госуниверситете показали ролик о преступнике Навальном. И сравнили его с Гитлером» (19.04), «Кто кричал про коррупцию в России — ушли туда. На тот свет» (31.03), «Губернатор Самарской области провел форум "Экстремизму нет". Для массовки на него свезли студентов» (31.03).
В материалах, формирующих образ «дети-герои», при описании детей используются активные глаголы: «делают», «скажут», «выходят», «имеют право», «решают», «видят».
Таким образом, в либеральном дискурсе используется образ «дети-герои» при обращении к теме политического участия подростков, а также для сравнения и противопоставления поколений, детей и их родителей. В материалах либеральных СМИ «дети-герои» обладают качествами, которых лишены старшие поколения, что позволяет им быть инициативными и самостоятельными субъектами политики.
«Дети-жертвы»
«Дети-жертвы» — это дети, которые являются объектами преследования тех, перед чьей властью они уязвимы и беспомощны. Образ «дети-жертвы» конструируется с помощью таких слов, как «запрещать», «задерживать», «пострадать», «сядут», «судить», «пугать», «потерять» и др. Дети могут быть жертвами обстоятельств, несправедливости, войны, деятельности взрослых, правоохранительных органов. Использование образа «дети-жертвы» сопряжено с негативными реакциями читателя на действия органов власти, потому способно провоцировать утрату доверия властным институтам и способствовать делегитимации власти (Клещенко 2019). Эти образы, «дети-жертвы» и «дети-герои», не являются взаимоисключающими, поскольку одним из аспектов героизма является самопожертвование, вчерашние «герои» сегодня могут стать «жертвами»; четких границ между выделенными образами не существует, отдельные их характеристики переплетаются между собой, что обусловлено пластичностью содержания символа (Б^епш8 2011).
При описании проблем детей, ставших жертвами, используются слова и выражения, № 4 315
вызывающие эмоции; при этом такие тексты в большинстве случаев не сопровождаются призывами к конкретным действиям или к политическому участию. Они направлены на то, чтобы с помощью яркого образа привлекать внимание к социальным и политическим проблемам. Такие материалы находят отклик у читателей. «Детскость» в них интерпретируется субъективно: молодые люди, ставшие жертвами какой-либо несправедливости, могут юридически уже являться совершеннолетними.
Одной из форм использования образа «дети-жертвы» является упоминание наличия детей при описании задержаний и арестов оппозиционных политиков. Упоминание детей в подобном контексте вызывает множество негативных комментариев читателей, особенно если оно сопряжено с описанием страдания детей. В данном случае сильная эмоциональная на-груженность образа детства может стать фактором делигитимации государственной власти, поскольку страдания детей воспринимаются как следствие ее действий.
Так, например, «Медуза» указывает в статье факт наличия детей у задержанного: «В Казани под стражей находится лидер "Татарского патриотического фронта ,Алтын Урда'" Данис Сафаргали. Отцу шестерых детей и капитану теплохода вменяют возбуждение ненависти по признаку национальности» (Чиков 2017).
Данный пример можно рассматривать как манипулятивное использование образа детства, поскольку информация о детях в статье не является необходимой для понимания сути происходящего события и указана с целью усилить эмоциональное воздействие на читателя.
В образе жертв режима предстают и дети бастующего дальнобойщика Андрея Бажутина (Ребров 2017). После его задержания в СМИ появилась информация о том, что троих его несовершеннолетних детей могут изъять органы опеки, а беременной жене Бажутина пришлось уйти из больницы, чтобы забрать детей. Упоминание этой информации в статьях находит отклик у читателей, которые в комментариях выражают сочувствие пострадавшей семье.
Другой формой использования образа «дети-жертвы» является описание административного давления или действий региональных чиновников, имеющих негативные последствия для детей. Так, например, в статье «Новой газеты» представлена история школьников, которые не смогли приехать на конкурс «Человек в истории. Россия — XX век», организованный «Международным мемориалом» (Рачева 2017). Детей не отпускали в Москву, поэтому они не полу-
чили заслуженные награды. К теме обращается также «Эхо Москвы» в материале «Упыри из НОД против школьников: история одной провокации». Образ детства здесь используется для противопоставления с образом власти или провластными силами, и действия органов власти представлены как абсурдные, лишенные смысла, жестокие по отношению к детям.
Своеобразной формой использования образа «дети-жертвы» является обращение к теме детства в материалах, напрямую с проблематикой детства не связанных. Так, в материале «Новой газеты» об адвокате Андрее Павлове есть подзаголовок: «Дума решила детей мочить» (Шмагун 2017). Здесь дети — жертвы принятого в 2012 году «Закона Димы Яковлева». Андрей Павлов, электронная почта которого была взломана хакерами, вспоминает, что предлагал иные варианты российского ответа на американские санкции, но его рекомендации не понадобились: «Дума решила детей мочить» (Шмагун 2017). Несмотря на то, что «Закон Димы Яковлева» не являлся предметом статьи, автор счел необходимым вынести в подзаголовок провокационную фразу адвоката, чтобы привлечь внимание читателей.
Своеобразной жертвой предстает в либеральном дискурсе школьник, задержанный в Норвегии по обвинению в подготовке теракта: «Ставил "лайки" Джихади Джону» (Брицкая 2017). В материале указано, что «полиция перегнула палку, выдав "ребенка с игрушкой" за террориста» (Брицкая 2017). В статье используется образ ребенка, которого незаконно преследуют власти. Использование образа детства здесь призвано усилить критику исламофобии.
Таким образом, в либеральном дискурсе образ «дети-жертвы» используется для повышения внимания читателя к той или иной проблеме, для усиления эмоционального воздействия на читателя, а также для делигитимации властных институтов.
«Дети — неполноценные взрослые»
Негативные смысловые оттенки образа детства — это качества, в которых ребенок уступает взрослому. В данном значении образ ребенка олицетворяет неразумность, некомпетентность, отсутствие опыта, в совокупности называемые «инфантилизмом» (Рябова, Рябов 2019).
Такие интерпретации символа детства используются в либеральном дискурсе преимущественно при упоминании детей вне политического контекста, а также при формировании образов отдельных политиков. Ярким примером
является образ Д. Медведева в либеральных СМИ, в котором сочетаются негативные детские качества: премьер-министр предстает несамостоятельной фигурой, не способной к серьезному политическому диалогу, беззащитной, некомпетентной.
В рассматриваемый период одной из наиболее обсуждаемых тем становится ответ премьер-министра на выпущенное ФБК расследование «Он вам не Димон», после распространения которого и состоялась прошедшая 26 марта 2017 г. всероссийская акция протеста против коррупции. 4 апреля у «Медузы» выходит статья «Медведев и компот: как в соцсе-тях отреагировали на ответ премьера Навальному», где премьер снова в невыгодном свете: «Расследование премьер-министр охарактеризовал как "чушь и какие-то бумажки', а также отметил, что оно похоже на компот. Кажется, никто не понял, почему Медведев сравнил расследование именно с компотом» (Медведев и компот... 2017).
В некоторых материалах либеральных СМИ и подростки — участники протестных митингов представляются инфантильными, экспрессивными, несерьезными, а мотивы их политического участия — бессознательными: «были и такие, кто пришел просто потому, что "здесь весело"» (Вилен 2017).
Необходимо отметить, что либеральные СМИ, в отличие от консервативных, даже указывая на неполитические мотивы участия в митингах, подчеркивают его автономный характер, не считают детей объектами манипуляции оппозиционных лидеров (пр.: «Навальный действительно звал людей на марш, но нигде ни разу он не звал несовершеннолетних») (Эхо Москвы 2017).
В отдельных случаях либеральные СМИ выступают с критикой эксплуатации образа детства федеральными телеканалами, символической инфантилизации отдельных политиков. Так, например, в материале «Новой Газеты» № 42 «Не просто Мария» (Петровская 2017) автор сетует, что Марию Максакову в ток-шоу на феде-
ральном канале изображают девочкой — непослушной, капризной, взбалмошной. «Новая газета», напротив, пытается развенчать этот образ.
Контекст упоминания детей и детства в материалах, использующих образ детей — неполноценных взрослых — слова, подчеркивающие несамостоятельность и несерьезность: «заставлять», «манипулировать», «повторять», «баловаться», «веселиться».
Выводы
Тема детства значима для либеральных СМИ. В либеральном дискурсе образ детства зачастую используется для привлечения внимания к определенной проблеме. Упоминание детей в политическом контексте способно существенно увеличить как количество комментариев к материалу, так и степень их эмоциональности. Даже не содержащие прямых мобилизационных призывов материалы, использующие детские образы, способны вызвать сильную эмоциональную реакцию читателя. Комментируя данные материалы, читатели формулируют призывы к политическому участию самостоятельно, что свидетельствует о высоком мобилизационном потенциале символа детства, а также о возможности для его манипулятивного использования. Приписывая объекту атрибуты «детскости», СМИ могут вызывать у читателя определенные эмоциональные реакции, такие как, например, сочувствие к арестованным политикам, у которых есть дети, или задержанным на митингах подросткам. Необходимо отметить, что использование образа детей и детства в либеральных СМИ противоречиво: с одной стороны, подчеркивается право детей на политическое участие на равных правах со взрослыми, с другой стороны, — несознательность, безответственность, несерьезность детей. В зависимости от целей статьи, журналисты апеллируют к тем или иным смысловым оттенкам образа детства, конструируя образы «дети-герои», «дети-жертвы» или «дети — неполноценные взрослые».
Источники
Борзенко, А. (2017) Почему подростки — главные герои 2017 года? Медуза, 28 декабря. [Электронный ресурс]. URL: https://meduza.io/slides/pochemu-glavnye-geroi-2017-goda-podrostki (дата обращения 13.10.2019).
Брицкая, Т. (2017) Ставил «лайки» Джихади Джону. Новая газета, 11 апреля. [Электронный ресурс]. URL: https://novayagazeta.ru/articles/2017/04/11/72106-stavil-layki-dzhihadi-dzhonu?print=true (дата обращения 13.10.2019).
Вилен, А. (2017) Мы вышли постыдиться за свою страну и погордиться ей. Новая газета, 29 марта. [Электронный ресурс]. URL: https://novayagazeta.ru/articles/2017/03/29/71955-aleksandr-vilen-my-vyshli-postyditsya-za-svoyu-stranu-i-pogorditsya-ey (дата обращения 13.10.2019).
Горбачев, А. (2017) Почему на акции протеста вышло столько подростков? Отвечают ученые из группы «Мониторинг актуального фольклора». Медуза, 27 марта. [Электронный ресурс]. URL: https://meduza.io/feature/2017/03/27/pochemu-na-a^ctsii-protesta-vyshlo-stolko-podrostkov-i-chego-oni-hotyat (дата обращения 13.10.2019).
Мартынов, К. (2017) Кто теперь на алгебре. О бунте детей, которых предали взрослые. Новая газета, 27 марта. [Электронный ресурс]. URL: https://novayagazeta.ru/articles/2017/03/27/71928-kto-teper-na-algebre?print=true (дата обращения 13.10.2019).
Медведев и компот: как в соцсетях отреагировали на ответ премьера Навальному. (2017) Медуза, 4 апреля. [Электронный ресурс]. URL: https://meduza.io/shapito/2017/04/04/medvedev-i-kompot-kak-v-sotssetyah-otreagirovali-na-otvet-premiera-navalnomu (дата обращения 13.10.2019).
Петровская, И. (2017) Не просто Мария. Новая газета, 20 апреля. [Электронный ресурс]. URL: https:// novayagazeta.ru/articles/2017/04/20/72237-ne-prosto-mariya (дата обращения 13.10.2019).
Рачева, Е. (2017) Угрозы учителям и родителям, отказ в аренде помещения, взлом почты, охрана МВД. Как проходит подготовка школьного конкурса общества «Мемориал». Новая газета, 25 апреля. [Электронный ресурс]. URL: https://novayagazeta.ru/articles/2017/04/25/72291-ugrozy-uchitelyam-i-roditelyam-otkaz-v-arende-pomescheniya-vzlom-pochty-ohrana-mvd?print=true (дата обращения 13.10.2019).
Ребров, Д. (2017) Два дня против «Платона». Чем объявленная в понедельник стачка дальнобойщиков обернулась для ее участников. Новая газета, 28 марта. [Электронный ресурс]. URL: https://novayagazeta. ru/articles/2017/03/28/71944-sutki-protiv-platona (дата обращения 13.10.2019).
Страховская, О. (2017) В следующий раз мне бы хотелось пойти вместе с ним: на акциях протеста 26 марта было много подростков. Что об этом думают их родители? Медуза, 27 марта. [Электронный ресурс]. URL: https://meduza.io/feature/2017/03/27/v-sleduyuschiy-raz-mne-by-hotelos-poyti-vmeste-s-nim (дата обращения 13.10.2019).
Чиков, П. (2017) Сепаратисты с клавиатурами: Павел Чиков о потоке уголовных дел за высказывания и записи в соцсетях. Медуза, 18 апреля. [Электронный ресурс]. URL: https://meduza.io/feature/2017/04/18/ separatisty-s-klaviaturami (дата обращения 13.10.2019).
Шмагун, О. (2017) Адвокат Павлов, «товарищ и партнер». Следователи и судьи могут играть ведущие роли в резонансных уголовных делах — но кто может быть «режиссером»? Новая газета, 30 марта. [Электронный ресурс]. URL: https://novayagazeta.ru/articles/2017/03/30/71969-advokat-pavlov-tovarisch-i-partner (дата обращения 13.10.2019).
Эхо Москвы. [Электронный ресурс]. URL: https://echo.msk.ru/ (дата обращения 13.10.2019).
Литература
Клещенко, Л. Л. (2019) Репрезентация образа детства в либеральных СМИ современной России. В кн.: Т. Б. Рябова, О. В. Рябов (ред.). Символ детства в политике: от холодной войны к современности. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, с. 54-57.
Рябова, Т. Б. (2015) «Родина-мать» в практиках политической мобилизации современной России. Женщина в российском обществе, № 3-4 (76-77), с. 124-137.
Рябова, Т. Б., Рябов, О. В. (2019) Образы детства и детей в символической политике. Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС, т. 15, № 3, с. 95-112. DOI: 10.21638/11701/spbu23.2019.307
Федеральные СМИ: 2017 год. (2017) Медиалогия. [Электронный ресурс]. URL: https://www.mlg.ru/ratings/ media/federal/5766/#tv (дата обращения 21.08.2019)
Elgenius, G. (2011) Symbols of nations and nationalism: Celebrating nationhood. Basingstoke: Palgrave Macmillan, 248 p.
Klandermans, B. (1984) Mobilization and participation: social-psychological expansions of resource mobilization theory. American Sociological Review, vol. 49, no. 5, pp. 583-600. DOI: 10.2307/2095417
Sources
Borzenko, A. (2017) Pochemu podrostki — glavnye geroi 2017 goda? [Why are teenagers the main heroes of 2017?]. Meduza, 28 December. [Online]. Available at: https://meduza.io/slides/pochemu-glavnye-geroi-2017-goda-podrostki (accessed 13.10.2019). (In Russian)
Britskaya, T. (2017) Stavil "lajki" Dzhikhadi Dzhonu ["Likes" for Jihadi John]. Novaya gazeta, 11 April. [Online]. Available at: https://novayagazeta.ru/articles/2017/04/11/72106-stavil-layld-dzhihadi-dzhonu?print=true (accessed 13.10.2019). (In Russian)
Chikov, P. (2017) Separatisty s klaviaturami: Pavel Chikov o potoke ugolovnykh del za vyskazyvaniya i zapisi v sotssetyakh [Separatists with keyboards: Pavel Chikov about the flow of criminal cases for statements
A. A. KAe^eHKO
and entries in social networks]. Meduza, 18 April. [Online]. Available at: https://meduza.io/feature/2017/04/18/ separatisty-s-klaviaturami (accessed 13.10.2019). (In Russian) EkhoMoskvy [Echo of Moscow]. [Online]. Available at: https://echo.msk.ru/ (accessed 13.09.2019). (In Russian) Gorbachev, A. (2017) Pochemu na aktsii protesta vyshlo stol'ko podrostkov? Otvechayut uchenye iz gruppy "Monitoring aktual'nogo fol'klora" [Why did so many teenagers attend the protest? The scientists from the group of "Monitoring of actual folklore" are answering]. Meduza, 27 March. [Online]. Available at: https:// meduza.io/feature/2017/03/27/pochemu-na-aktsii-protesta-vyshlo-stolko-podrostkov-i-chego-oni-hotyat (accessed 13.10.2019). (In Russian) Martynov, K. (2017) Kto teper' na algebre. O bunte detej, kotorykh predali vzroslye [Who is now in algebra: about the riot of children betrayed by adults]. Novaya gazeta, 27 March. [Online]. Available at: https://novayagazeta.ru/articles/2017/03/27/71928-kto-teper-na-algebre?print=true (accessed 13.10.2019). (In Russian)
Medvedev i kompot: kak v sotssetyakh otreagirovali na otvet prem'era Naval'nomu [Medvedev and compote: How social networks reacted to Prime Minister response to Navalny]. (2017) Meduza, 4 April. [Online]. Available at: https://meduza.io/shapito/2017/04/04/medvedev-i-kompot-ka^c-v-sotssetyah-otreagirovali-na-otvet-premiera-navalnomu (accessed 13.10.2019). (In Russian) Petrovskaya, I. (2017) Ne prosto Mariya [Not just Maria]. Novaya gazeta, 20 April. [Online]. Available at:
https://novayagazeta.ru/articles/2017/04/20/72237-ne-prosto-mariya (accessed 13.10.2019). (In Russian) Racheva, E. (2017) Ugrozy uchitelyam i roditelyam, otkaz v arende pomeshcheniya, vzlom pochty, okhrana MVD. Kak prokhodit podgotovka shkol'nogo konkursa obshchestva "Memorial" [Threats to teachers and parents, refusal to rent premises, hacking of mail, security of the Ministry of internal Affairs. How is the preparation of the school competition of the "Memorial" society taking place]. Novaya gazeta, 25 April. [Online] Available at: https://novayagazeta.ru/articles/2017/04/25/72291-ugrozy-uchitelyam-i-roditelyam-otkaz-v-arende-pomescheniya-vzlom-pochty-ohrana-mvd (accessed 13.10.2019). (In Russian) Rebrov, D. Dva dnya protiv "Platona" Chem ob'yavlennaya v ponedel'nik stachka dal'nobojshchikov obernulas' dlya ee uchastnikov [Two days against "Plato". How did the trucker strike announced on Monday turn out for its participants]. Novaya gazeta, 28 March. [Online] Available at: https://novayagazeta.ru/articles/2017/03/28/71944-sutki-protiv-platona (accessed 13.10.2019) (In Russian) Shmagun, O. (2017) Advokat Pavlov, "tovarishch i partner" Sledovateli i sud'i mogut igrat' vedushchie roli v rezonansnykh ugolovnykh delakh — no kto mozhet byt' "rezhisserom"? [Lawyer Pavlov, "comrade and partner'! Investigators and judges can play leading roles in high-profile criminal cases — but who can be the "director"?]. Novaya gazeta, 30 March. [Online]. Available at: https://novayagazeta.ru/articles/2017/03/30/71969-advokat-pavlov-tovarisch-i-partner (accessed 13.10.2019). (In Russian) Strakhovskaya, O. (2017) V sleduyushchij raz mne by khotelos' pojti vmeste s nim: na aktsiyakh protesta 26 marta bylo mnogo podrostkov. Chto ob etom dumayut ikh roditeli? [Next time I would like to go with him: There were many teenagers in the March 26 protests. What do their parents think about this?]. Meduza, 27 March. [Online]. Available at: https://meduza.io/feature/2017/03/27/v-sleduyuschiy-raz-mne-by-hotelos-poyti-vmeste-s-nim (accessed 13.10.2019). (In Russian). Vilen, A. (2017) My vyshli postydit'sya za svoyu stranu i pogordit'sya ej [We went out to be ashamed of our country and proud of it]. Novaya gazeta, 29 March. [Online]. Available at: https://novayagazeta.ru/articles/2017/03/29/71955-aleksandr-vilen-my-vyshli-postyditsya-za-svoyu-stranu-i-pogorditsya-ey (accessed 13.10.2019). (In Russian)
References
Kleshchenko, L. L. (2019) Reprezentatsiya obraza detstva v liberal'nykh SMI sovremennoj Rossii [Representations of the image of childhood in the liberal media of modern Russia]. In: T. B. Ryabova, O. V. Ryabov (eds.). Simvol detstva v politike: ot Kholodnoj vojny k sovremennosti [A symbol of childhood in politics: From the Cold War to the present]. Saint Petersburg: Herzen State Pedagogical University of Russia Publ., pp. 54-57. (In Russian) Ryabova, T. B., Ryabov, O. V. (2019) Obrazy detstva i detej v simvolicheskoj politike [The images of childhood and children in symbolic politics]. Politicheskaya ekspertiza: POLITEKS — Political Expertise: POLITEX, vol. 15, no. 3, pp. 95-112. DOI: 10.21638/11701/spbu23.2019.307 (In Russian) Ryabova, T. B. (2015) "Rodina-mat'" v praktikakh politicheskoj mobilizatsii sovremennoj Rossii [The "Motherland" in the practices of political mobilization]. Zhenshchina v rossijskom obshchestve — Woman in Russian Society, no. 3-4 (76-77), pp. 124-137. (In Russian) Federal'nye SMI: 2017 god [Federal media: 2017]. (2017) Medialogiya. [Online]. Available at: https://www.mlg.ru/
ratings/media/federal/5766/#tv (accessed 21.08.2019). (In Russian) Elgenius, G. (2011) Symbols of nations and nationalism: Celebrating nationhood. Basingstoke: Palgrave Macmillan, 248 p. (In English)
Klandermans, B. (1984) Mobilization and participation: Social-psychological expansions of resource mobilization theory. American Sociological Review, vol. 49, no. 5, pp. 583-600. DOI: 10.2307/2095417 (In English)