Научная статья на тему 'Репрезентация концепта войны в текстах песен музыкальной группы Sodom'

Репрезентация концепта войны в текстах песен музыкальной группы Sodom Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
223
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЙНА / КОНЦЕПТ / ПЕСЕННЫЙ ДИСКУРС / СЕМАНТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ / КОГНИТИВНАЯ ЛИНГВИСТИКА / WAR / CONCEPT / SONG DISCOURSE / SEMANTIC MEANING / COGNITIVE LINGUISTICS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Малетин Евгений Андреевич

Статья посвящена особенностям репрезентации концепта в песенном дискурсе. В качестве центрального объекта исследования выступает концепт «War». Автор утверждает, что данный концепт получил многообразное отражение в песнях музыкального коллектива «Sodom». Песенный дискурс рассматривается в статье как часть художественного дискурса, в нем получают своеобразное отражение значимые для cоциокультурного сознания представления, смыслы и оценки. Рассмотрение концепта войны в теоретической проекции позволяет автору более детально изучить выбранную им тематику. На примере песенных текстов на военную тематику изучается парадигма ключевого исследуемого концепта «война». Песенный образ не только отражает, но и обобщает действительность, благодаря чему война в песне предстает как социально-личностное событие. Цельность и внутреннее единство песенного образа обеспечивают его воспроизводимость и интенсивность эмоционального воздействия. В результате анализа автор приходит к выводу, что в песнях рассматриваемого им коллектива выделяется устойчивый набор средств, эксплицирующих концепт «War», а именно негативно окрашенная лексика, стилистические фигуры (рефрен и строфическая анафора). Более того, автор обращает внимание на специфику эмоциональной окраски в контексте отображения концепта войны в песенном дискурсе и констатирует, что она способна варьироваться от негативно до положительно окрашенной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE REPRESENTATION OF THE CONCEPT OF WAR IN THE LYRICS OF MUSIC BAND SODOM

The article is dedicated to the peculiarities of representation of the concept in the song discourse. As the central object of this scientific work the concept of “War” has special significance. The author asserts that this concept was reflected in the various songs of “Sodom” band. In this article song discourse is considered as a part of the artistic discourse, it produced a kind of reflection of the significant social and cultural consciousness of notions, meanings and evaluations. Considering the concept of war through the theoretical vector makes the author study the chosen theme more thoroughly. The author shows that in the artistic discourse, the figurative meaning of the concept is primarily actualized by the example of song texts about war. Song image not only reflects, but also summarizes the reality, so that the war in the song appears as a social and personal event. Inner unity of song image ensures reproducibility and intensity of its emotional impact. As a result of analysis, the author concludes that in the “Sodom ”songs’ discourse a stable set of means stands out and it explicates the concept of “war” (negative vocabulary, refrain and strophic anaphora). Besides, the author pays attention to the specificity of the emotional manifestation in the war concept through the song discourse and claims that it may vary from negative to positive vocabulary.

Текст научной работы на тему «Репрезентация концепта войны в текстах песен музыкальной группы Sodom»

Maletin Evgeny Andreevich

THE REPRESENTATION OF THE CONCEPT .

philological sciences -linguistics

УДК 81

РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ КОНЦЕПТА ВОЙНЫ В ТЕКСТАХ ПЕСЕН МУЗЫКАЛЬНОЙ ГРУППЫ SODOM

© 2018

Малетин Евгений Андреевич, старший преподаватель кафедры иностранных языков в сфере физических и химических наук Санкт-Петербургский государственный университет (199034, Россия, Санкт-Петербург, Университетская набережная, д. 7—9, e-mail: gtskeugen@yandex.ru)

Аннотация. Статья посвящена особенностям репрезентации концепта в песенном дискурсе. В качестве центрального объекта исследования выступает концепт «War». Автор утверждает, что данный концепт получил многообразное отражение в песнях музыкального коллектива «Sodom». Песенный дискурс рассматривается в статье как часть художественного дискурса, в нем получают своеобразное отражение значимые для социокультурного сознания представления, смыслы и оценки. Рассмотрение концепта войны в теоретической проекции позволяет автору более детально изучить выбранную им тематику. На примере песенных текстов на военную тематику изучается парадигма ключевого исследуемого концепта «война». Песенный образ не только отражает, но и обобщает действительность, благодаря чему война в песне предстает как социально-личностное событие. Цельность и внутреннее единство песенного образа обеспечивают его воспроизводимость и интенсивность эмоционального воздействия. В результате анализа автор приходит к выводу, что в песнях рассматриваемого им коллектива выделяется устойчивый набор средств, эксплицирующих концепт «War», а именно негативно окрашенная лексика, стилистические фигуры (рефрен и строфическая анафора). Более того, автор обращает внимание на специфику эмоциональной окраски в контексте отображения концепта войны в песенном дискурсе и констатирует, что она способна варьироваться от негативно до положительно окрашенной.

Ключевые слова: война, концепт, песенный дискурс, семантическое значение, когнитивная лингвистика.

THE REPRESENTATION OF THE CONCEPT OF WAR IN THE LYRICS OF MUSIC BAND SODOM

© 2018

Maletin Evgeny Andreevich, senior lecturer of the Department of foreign languages in the field of physical and chemical Sciences

SPbSU

(199034, Russia, Saint-Petersburg, Universitetskaya Naberezhnaya, 7-9, e-mail: gtskeugen@yandex.ru)

Abstract. The article is dedicated to the peculiarities of representation of the concept in the song discourse. As the central object of this scientific work the concept of "War" has special significance. The author asserts that this concept was reflected in the various songs of "Sodom" band. In this article song discourse is considered as a part of the artistic discourse, it produced a kind of reflection of the significant social and cultural consciousness of notions, meanings and evaluations. Considering the concept of war through the theoretical vector makes the author study the chosen theme more thoroughly. The author shows that in the artistic discourse, the figurative meaning of the concept is primarily actualized by the example of song texts about war. Song image not only reflects, but also summarizes the reality, so that the war in the song appears as a social and personal event. Inner unity of song image ensures reproducibility and intensity of its emotional impact. As a result of analysis, the author concludes that in the "Sodom "songs' discourse a stable set of means stands out and it explicates the concept of "war" (negative vocabulary, refrain and strophic anaphora). Besides, the author pays attention to the specificity of the emotional manifestation in the war concept through the song discourse and claims that it may vary from negative to positive vocabulary.

Keywords: war, concept, song discourse, semantic meaning, cognitive linguistics.

Когнитивная лингвистика представляет собой зародившееся в конце второй половины двадцатого столетия совершенно новое течение в науке, посвященной изучению языковых явлений. Появлению такой отрасли лингвистики поспособствовал тот факт, что существовавшая ранее формальная лингвистика попросту не смогла больше давать верные и полные ответы на все новые возникающие вопросы. Появившись, когнитивная лингвистика позволила рассматривать языковые явления в качестве определенного инструментария для познания имплицитных лингвистических структур. Стоит также отметить и то, что, в отличие от доминировавшей прежде формальной лингвистики, когнитивная лингвистика отображает собой принцип конвергентности, взаимодействия познавательной сущности и лингвистики. Другими словами, когнитивная лингвистика есть отражение познаваемого с лингвистической точки зрения, корреляция человеческого сознания с языком, а также языковая роль в рамках познавательного процесса.

Как и любая научная отрасль, когнитивная лингвистика имеет ряд своих разделов. Подобное разделение обусловливается полиморфным назначением рассматриваемого нами вида лингвистики, который, в отличие от занявшей в середине двадцатого века позицию традиционной формальной логики, охватывает более широкий спектр векторов науки, тем самым не представляя язык как самоцель. Кроме того, в защиту данного аргумента следует сделать особый акцент на том, что исследователем И.И. Шафигуллиной констатировался тот

факт, что для детального и полного рассмотрения того или иного концепта важно помнить о том, что «концепт значительно шире языкового значения» [1, с. 227]. Отметим, что для изучения репрезентативности концепта войны в текстах песен музыкальной группы «Sodom» нам необходимо обратиться к такому разделу когнитивной лингвистики как когнитивная семантика, которая, в свою очередь, в качестве основной научной директивы ставит лексическую семантику. Выбор данного ответвления когнитивной лингвистики объясняется тем, что именно посредством лексико-семантического подхода представляется возможным осуществление исследования того или иного концепта, в данном случае концепта войны, и его репрезентативности.

Говоря о степени изученности репрезентативности концепта войны, стоит констатировать, что подобный феномен является достаточно исследованным с точки зрения когнитивной лингвистики. Так, в качестве подтверждения этих слов можно привести в пример проведенные российскими учеными научные исследования, в ряде которых можно выделить труды И.В. Ерофеевой [2], М.А. Потапчук [3], А.А. Осиповой [4] и др. Стоит указать на тот факт, что данные авторы в разных вариациях рассматривали концепт войны и, как следствие, им удалось расширить диапазон научности данного исследуемого и в нашей работе лингвистического явления. Так, например, И.В. Ерофеева исследовала более двухсот текстов, содержащихся как в российских газетах, так и взятых из программ вещания основных телеканалов.

филологические науки -языкознание

Малетин Евгений Андреевич РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ КОНЦЕПТА ...

И примечательно то, что результативность проводимого исследования заключается в выявлении вариативности и множественности «объективации концептуальной сферы война» [2, с. 72]. Также нельзя не отметить, что М.А. Потапчук в качестве основного предмета исследования в сфере лингвистики выбрала именно концепт войны, при изучении которого автор пришел к умозаключению о том, что, вследствие своей «полиструктурности», концепт «война» может отражаться в различных форматных вариациях: «в виде фрейма или сценария, картинки, схемы, пропозиции, гештальта или понятия» [5, с. 50].

Говоря о том, что было сделано в области изучения концепта «война» с точки зрения когнитивной лингвистики, нельзя не упомянуть тот факт, что некоторые исследователи, такие как Д.Д. Хайруллина и А.А. Осипова, задавались целью проанализировать роль так называемых «средств» отображения самого концепта, изучая его отображение в рамках идиоматического контекста [6] и паремии [4]. Исходя из этого, можно прийти к умозаключению, что концепт «война» является достаточно изученным элементом в контексте когнитивной лингвистики, включая рассмотрение данного концепта в парадигме песенных текстов [3]. Однако данное исследование направлено на расширение диапазона научной изученности отображения концепта войны сквозь призму когнитивной лингвистики, руководствуясь песенными текстами музыкального коллектива «Sodom» в качестве материальной базы.

Цель данного научного исследования заключается в изучении репрезентативности концепта «War» в песенном дискурсе музыкального коллектива «Sodom». Поставленная цель научного исследования подразумевает под собой решение следующего ряда задач:

- провести лексико-семантический анализ основных и производных лексем, относящихся к исследуемому концепту;

- определить ряд средств, с помощью которых осуществляется репрезентация концепта в песенных текстах;

- изучить основные характеристики созависимости концепта «война» с другими концептами;

- исследовать роль стилистических фигур (анафора, эпифора) в отображении концепта войны в песенном дискурсе.

Такое явление как концепт и его репрезентативность зависит от многих факторов. Но ключевым из таковых нами выбран именно лексико-семантический вектор, который, как уже было указано выше, является производным от когнитивной семантики. Исходя из того, что война являет собой «социально-личностное событие» [7, с. 66], она обязательным закономерным образом проявляет себя в текстах песен. Подобное действие реализуется посредством лексических рядов. Так, О.А. Гордиенко и В.Е. Зиньковская в своей совместной научной работе в качестве лексического средства отображения концепта «война» указывают на антиномические ряды: «активное разрушение - пассивное созерцание; противник - союзник; война - мир» [8, с. 29]. Более того, при рассмотрении репрезентации концепта войны в теоретической проекции К.А. Жуков отмечает среди прочих средств отображения рассматриваемого нами концепта так называемые «лексические спутники» концепта, как то «боль», «скорбь», «страдание», «горе», «болезнь» [9, с. 82]. Придерживаясь аналогичной точки зрения, а также отмечая в качестве основной характеристики репрезентативности концепта «война» «остро напряженную лексику», Д.Д. Хайруллина, помимо отмеченных выше К.А. Жуковым, вводит такой лексический спутник концепта «война», как «огонь», которые подразумевает под собой многообразные трансформации, как то «пламя», «битва», «искупление», «наказание» [6, с. 124].

Исследуя важные теоретические положения касательно концепта «война» и его репрезентативности с точки зрения когнитивной семантики, нельзя оставить

без внимания тот примечательный факт, что выше указанный концепт не обязательно должен отображаться посредством негативно окрашенной эмоциональной лексикой. Данная точка зрения была представлена М.А. Потапчук в ее научной работе «Концепт «война» в русском языке и культуре» и подтверждалась констатацией ученым того факта, что война может отображаться «как негативными ..., так и положительными лексическими вариациями: солдат, герой, верность, память, честь, Родина, победа» и т.д. [5, с. 50]. Относительно негативно-окрашенной лексики автор уточняет, что концепт войны актуализируется посредством «изображения горящих домов, огня, дыма пожарищ или пепелищ» [5, с. 50]. Отметим также, что такого же мнения придерживается и такой исследователь как Т.Ю. Колупанова [lo, с. 58].

Теперь, когда нами были обозначены наиболее важные для практической части данного исследования теоретические положения, следует приступить к выполнению всех отмеченных выше задач на основе текстов песен англоязычной музыкальной группы Sodom. Для детального исследования репрезентации концепта «War» в песенном дискурсе этой группы нами будут отобраны тексты из двух альбомов группы, а именно «Agent Orange» (1989) [11] и «M-16» (2001) [12]. В общей сложности нами было исследовано 19 композиций из 21, потому как в оставшихся двух песнях тематика войны не фигурировала абсолютно, чего нельзя сказать о подавляющем большинстве песен из двух конкретных альбомов. Для того чтобы объективным образом оценить степень репрезентации концепта «War» в песенном дискурсе группы «Sodom», целесообразным будет представить полученную информацию не по каждой композиции отдельно, а общим списком песен из двух исследуемых нами альбомов. Таким образом, представим обнаруженные нами слова и словосочетания репрезентативности концепта «War» в альбомах «Agent Orange» и «M-16» группы Sodom в порядке уменьшения частотности употребления: «war» - война (7 р.); «fire» -огонь (5 р.); «scars» - шрамы, «to die» - умирать (2 р.), «gun» - оружие (2 р.); «bullets» - пули (5 р.); «magazine»

- обойма, магазин; «slaughter» - резня, бойня (3 р.); «trigger» - курок (2 р.); «pain» - боль; «death» - смерть (5 р.); «knife» - нож (2 р.); «power» - сила, мощь (2 р.); «honor»

- честь; «heroes» - герои; «perish» - умирать; «battle» -битва; «patriotism» - патриотизм; «dictator» - диктатор; «kamikaze» - камикадзе; «bomb» - бомба (3 р.); «death»

- смерть (2 р.); «blood» - кровь (5 р.); «attack» - атака (2 р.); «fight» - бой (4 р.); «weapon» - оружие; «enemy» - враг (2 р.); «shot» - выстрел; «to destroy» - разрушать (3 р.); «pilots» - пилоты; «machine» - военная машина; «crush»

- крушить; «rage» - ярость, боль; «bout» - бой; «courage»

- мужество; «arena» - арена; «thunder» - буря, ураган (2 р.); «vendetta» - вендетта, месть; «to burn» - гореть (2 р.); «machine gun» - автоматическое оружие (3 р.); «dead» -мертвый; «graves» - могилы; «evil» - зло (2 р.); «flame»

- пламя (3 р.); «warrior» - воин; «hell» - ад (2 р.); «fury»

- ярость; «triumph» - триумф; «mine» - мина; «genocide» -геноцид; «glory» - слава; «extermination» - уничтожение; «firepower» - огневой удар; «killer» - убийца; «hero» - герой; «legion» - легион; «flag» - флаг; «aggressor» - агрессор; «hate» - ненависть; «soldier» - солдат; «marine» - военно-морской флот.

Из полученных нами данных становится очевиден тот факт, что концепт войны репрезентирован в текстах песен данного музыкального коллектива преимущественно посредством негативно-окрашенной лексики (кровь, ненависть, убийство, оружие, бой, битва, смерть и т.д.). Однако совершенно неверным было бы утверждение того, что положительная эмоциональная лексика в процессе репрезентации военного концепта полностью отсутствует (флаг, герой, слава, триумф, патриотизм). Итого, из исследованного нами общего числа лексико-семантических элементов количеством 65 слов с положительной эмоциональной окраской оказалось всего 5,

Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 4(25)

75

Maletin Evgeny Andreevich

THE REPRESENTATION OF THE CONCEPT ...

что дает возможность прийти к заключению о том, что концепт «война» в текстах песен группы «Sodom» в основном выражена лексикой с негативной смысловой нагрузкой.

Также, отдельное внимание в процессе репрезентации концепта воны в песенном дискурсе данного музыкального коллектива заслуживает такая стилистическая фигура, как рефрен, заключающийся в неоднократном повторе целой фразы. Например, -«Agent Orange... burn

Agent Orange... burn» (песня «Agent Orange»); -«We shoot 'em down We shoot 'em down (down) We shoot 'em down, down» (песня «M-16»). Помимо рефрена, в процессе репрезентации рассматриваемого нами концепта также играет роль строфическая анафора, которая представляет собой лексический повтор в начале каждой строфы: -«I am the war Never disarmed I am the war Within my heart I am the war Supreme command I am the war Living on the edge I am the war» (песня «M-16»).

Более того, кроме отмеченной выше строфической анафоры, в тексте отображается сама образная сторона концепта «War».

Подводя итоги, следует отметить, что проведение данного исследования обеспечило детальное изучение репрезентативности концепта «War» на примере текстов песен музыкальной группы «Sodom». В ходе проведения исследования нами был проработан концепт и его отображения в различных по характеру контекстах. Также, в качестве дополнительного вывода можно привести тот факт, что нами было обнаружено, что концепт войны преимущественно репрезентируется посредством негативно окрашенной лексики. Примечательно и то, что нами не было обнаружено определенных различий в лексико-сематическом отображении концепта «War» в альбоме 1989 и 2001 годов, о чем свидетельствует статичная для музыкального коллектива манера его представления в песенных текстах. Более того, нам удалось установить, что в процессе отображения концепта войны немаловажно и наличие стилистических фигур, таких как рефрен и строфическая анафора. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Шафигуллина И.И. Репрезентация концепта страх в современной лингвокультуре // Вестник Казанского технологического университета. - 2012. - С. 227-229.

2. Ерофеева И.В. Концепт «война» в современном медиа-тексте: репрезентация традиционных моделей // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Филология, история, востоковедение. - 2015. - С. 72-80.

3. Потапчук М.А. Специфика вербализации концепта в песенном дискурсе // Гуманитарный вектор. Серия: Филология, востоковедение. - 2014. - №4 (40). - С. 30-32.

4. Осипова А.А. Специфика вербализации концепта в песенном дискурсе // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. - 2014. - №77. - С. 193-195.

5. Потапчук М.А. Концепт «война» в русском языке и культуре // Челябинский гуманитарий. - 2011. - №4 (17). - С. 48-51.

6. Хайруллина Д.Д. Репрезентация концепта «огонь» во внутренней форме английских и татарских фраззеологизмов // Вестник Костромского государственного университета. - 2009. - №1. - С. 124128.

7. Эмер Ю. А. Концепт «война» в современном песенном фольклоре: когнитивно-дискурсивный анализ // Вестн. Томск. гос. ун-та. 2012. Сер. Филология. № 4 (20). С. 58-67.

8. Гордиенко О.А., Зиньковская В.Е. Концепт «война» в литературе XXI века (на материалах Кавказской войны) // Концепт. - 2015. - №8. - С. 27-35.

9. Жуков К.А. Отражение концепта «война» в английских и русских паремиях // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. - 2005. - С. 82-84.

10. Колупанова Т.Ю. Лексико-семантические особенности репрезентации концепта «Россия» в поэзии М.Ю. Лермонтова //Мир русского слова. - 2015. - №1. - С. 57-61.

philological sciences -linguistics

11. Sodom/Agent Orange // Genius Режим доступа: https://genius. com/Sodom-agent-orange-lyrics (дата обращения: 24.10.2018).

12. Sodom/M-16 // Genius Режим доступа: https://genius.com/ albums/Sodom/M-16 (дата обращения: 23.10.2018).

Статья поступила в редакцию 29.10.2018 Статья принята к публикации 27.11.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.