Научная статья на тему 'Репрезентация концепта ‘огонь’ как элемента души в творчестве М. Ю. Лермонтова 1828–1839-х гг'

Репрезентация концепта ‘огонь’ как элемента души в творчестве М. Ю. Лермонтова 1828–1839-х гг Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
512
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
М.Ю. ЛЕРМОНТОВ / КОНЦЕПТ / ИНДИВИДУАЛЬНО-АВТОРСКАЯ ЯЗЫКОВАЯ КАРТИНА МИРА / НОСИТЕЛЬ ЯЗЫКА / M.Y. LERMONTOV / AUTHOR’S OWN LANGUAGE PICTURE OF WORLD / CONCEPT / NATIVE SPEAKER

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Хохлова Анастасия Николаевна

Рассматривается репрезентация концепта ‘огонь’ в творчестве М.Ю. Лермонтова как ярком представителе русской культуры. Целью данной работы является определение содержания указанного концепта в произведениях Лермонтова. Нами были выделены карточки с цитатами из наиболее значительных для понимания творчества поэта произведений 1828–1839-х гг., включая романтическую поэму «Демон» и реалистический роман «Герой нашего времени». Материал исследовался от формы к содержанию, сопоставлялся с данными толковых словарей, а также словаря мифологической символики. В результате исследования мы пришли к следующим выводам: 1) концепт ‘огонь’ относится к наиболее важным концептам в идиостиле Лермонтова; 2) данный концепт связан с лексемами «чувства», «душа», «жизнь», «Бог», а также с категориями пространства и времени (ад, небо, вечность и др.). Научная новизна статьи заключается в том, что впервые проводится языковедческий анализ концепта ‘огонь’ в творчестве Лермонтова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

‘FIRE’ CONCEPT REPRESENTATION AS SOUL ELEMENT IN M.Y. LERMONTOV’S WORK OF 1828–1839s

The article considers the representation of the concept ‘fire’ in the works of M.Y. Lermontov as a bright representative of Russian culture. The aim of this study is to determine the content of this concept in the works of Lermontov. We have identified cards with quotes from the most significant for the understanding of the poet's works of 1828–1839s, including a romantic poem “The Demon” and the realist novel “A Hero of Our Time”. The material was studied from the form to content, compared with data dictionaries and dictionary of mythological symbolism. As a result of the research we came to the following conclusions: 1) the concept of ‘fire’ refers to the most important concepts in Lermontov’s idiostyle, and 2) this concept is associated with lexemes “feelings”, “soul”, “life”, “God”, as well as categories of space and time (hell, heaven, eternity, etc.). Scientific novelty of the paper is that the linguistic analysis performed for the first time the concept of ‘fire’ in the Lermontov`s works.

Текст научной работы на тему «Репрезентация концепта ‘огонь’ как элемента души в творчестве М. Ю. Лермонтова 1828–1839-х гг»

УДК 81.37

РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ КОНЦЕПТА ‘ОГОНЬ’ КАК ЭЛЕМЕНТА ДУШИ В ТВОРЧЕСТВЕ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА 1828-1839-х гг.

© Анастасия Николаевна ХОХЛОВА

Липецкий государственный педагогический университет, г. Липецк, Российская Федерация, аспирант, кафедра современного русского языка и методики его преподавания, e-mail: beliar_claw@mail.ru

Рассматривается репрезентация концепта ‘огонь’ в творчестве М.Ю. Лермонтова как ярком представителе русской культуры. Целью данной работы является определение содержания указанного концепта в произведениях Лермонтова. Нами были выделены карточки с цитатами из наиболее значительных для понимания творчества поэта произведений 1828-1839-х гг., включая романтическую поэму «Демон» и реалистический роман «Герой нашего времени». Материал исследовался от формы к содержанию, сопоставлялся с данными толковых словарей, а также словаря мифологической символики. В результате исследования мы пришли к следующим выводам: 1) концепт ‘огонь’ относится к наиболее важным концептам в идиостиле Лермонтова; 2) данный концепт связан с лексемами «чувства», «душа», «жизнь», «Бог», а также с категориями пространства и времени (ад, небо, вечность и др.). Научная новизна статьи заключается в том, что впервые проводится языковедческий анализ концепта ‘огонь’ в творчестве Лермонтова.

Ключевые слова: М.Ю. Лермонтов; концепт; индивидуально-авторская языковая картина мира; носитель языка.

Когнитивная лингвистика - научное направление, возникшее в последние два десятилетия ХХ века, которое исследует особенности усвоения и обработки информации, а также способы ментальной репрезентации знаний с помощью языка [1, с. 6]. Несмотря на то что это направление в науке возникло относительно недавно, предмет когнитивной лингвистики - взаимодействие восприятия, представления и воспроизведения информации в слове - осмыслялся в работах лингвистов XIX в. Так, Вильгельм фон Гумбольдт писал, что язык «не только внешнее средство общения людей в обществе, но заложен в природе самих людей и необходим для развития их духовных сил и образования мировоззрения, которого человек только тогда может достичь, когда свое мышление ясно и четко ставит в связь с общественным мышлением» [2, с. 51]. Важнейшим объектом когнитивной лингвистики является концепт.

Понятие ‘концепт’ рассматривали такие ученые, как Ю.С. Степанов, С.Г. Воркачев, Е.С. Кубрякова, З.Д. Попова, И.А. Стернин, Н.Д. Арутюнова, В.В. Колесов и др. В статье мы используем лингвокогнитивный (семан-тико-когнитивный) подход к этому понятию. Согласно ему, концепт представляет собой единицу «ментальных или психических ресурсов нашего сознания и той информационной структуры, которая отражает знания и

опыт человека». Концепт - «оперативная содержательная единица памяти, ментального лексикона, концептуальной системы и языка мозга (lingua mentalis), всей картины мира, отраженной в человеческой психике» [3, с. 90]. Анализ художественных и языковых концептов дает возможность исследователям выделить языковую картину мира писателей или поэтов и языковую картину мира представителей определенной ментальности. По мнению И.А. Тарасовой, «в индивидуальной картине мира проявляются основные категории человеческого мировидения, но в своей личностной интерпретации, ценностные установки, цели и мотивы субъекта» [4, с. 24].

Концепт ‘огонь’ - один из наиболее значимых концептов в русской языковой картине мира. Это доказывает наличие 10 лексикосемантических вариантов, описанных в различных толковых словарях, наличие синонимов и словообразовательных дериватов [5, с. 444; 6, с. 604]. В творчестве М.Ю. Лермонтова в концептуальное поле ‘огонь’ входят лексемы «любовь», «ненависть» и другие репрезентанты чувства: «Огонь любви первоначальной» («Раскаянье»), «Что-то новое пылало / В душе неопытной моей» («Корсар»), «Миллион чувствований теснится, кипит в ее душе» («Вадим»).

В концепт ‘огонь’ входят лексемы с семой «первоэлемент». «Вполне понятно по-

этому, что слова, обозначающие огонь, нередко соотносились со значением «середина, центр»» [7, с. 240] Ср. индоевропейское *кег - «гореть», а *кег(ё) - «середина». В русском языке лексема «сердце» имеет также сему «середина». С лексемой «сердце» связана лексема «душа».

Концепт ‘огонь’ репрезентируется не только лексемой «огонь», но и лексемами «пламенный», «жаркий», «пылкий», «пылающий», «кипучий: «<...> твой сын душою закипит» («Великий муж! Здесь нет награды...»), «мог бы открыть в них редкую пылкость души» («Княгиня Лиговская»), «я рожден с душою пылкой» («К друзьям»), «с деятельной и пылкою душой» («К друзьям»). Интенсивная работа души лирического героя в творчестве Лермонтова ассоциируется с ощущением жара: «отражение жара душевного» («Герой нашего времени»), «ты души моей отринул жар» («Посвящение N.N.>0. Лирическому герою Лермонтова кажется, что огонь присутствует в самом теле человека, в его крови: «Душа рвала свои оковы, / Огонь по жилам пробегал» («Демон»).

«Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля указывает на словосочетание «небесный огонь» [8, с. 1659], объясняя его как огонь, «нисшедший сверху, из облаков, молния». Это словосочетание в русской языковой картине мира часто является метонимическим переносом огня как метафоры Бога, что обусловлено библейскими традициями: в Ветхом Завете Бог-Отец Яхве появляется в виде огненного куста (Исход 3, 2-5), столпа огня, (Исход 13, 21). В Библии о нем говорится: «Яхве, Бог твой, есть огонь поядающий» (Втор. 4, 24). На апостолов Святой Дух сходит в виде языков огня. В творчестве М.Ю. Лермонтова словосочетание «небесный огонь» имеет место в следующем примере: «И утомленный и немой, / Он забывал огонь небесный» («Поэт») -так Лермонтов говорит о поэте, утратившем вдохновение. Вдохновение и есть «небесный огонь».

Словосочетание «небесный огонь» в сочетании с лексемой «человек» имеет значение «проводник слов Бога». Быть проводником слов Господа человек может благодаря душе, хранящей воспоминания о божественном мире: «Что люди угасить в душе моей хотели / Огонь божественный, от самой ко-

лыбели / Горевший в ней, оправданный творцом?» («Ужасная судьба отца и сына»). Лексемы «душа», «гореть» и словосочетание «божественный огонь» объединяют лексикосемантические поля «Бог» и «человек». Бог зарождает в душе человека огонь, и этот огонь - жизнь: «И ей пришло тогда желанье / Огонь в очах его родить» («Ангел смерти»).

«Женщина с огненной душой, с душой чистой и светлой», - характеризует Лермонтов в незаконченном романе «Вадим» главную героиню Ольгу. «Огненная душа» Ольги имеет и другое значение - «душа живая, не тронутая мертвящим влиянием общества». Греческое слово «фЕууод» (огонь) среди своих лексико-семантических вариантов имеет значение «жизнь» [9, с. 1307]. Лирического героя Лермонтова переполняет жизнь: «В устах живых уста давно немые, / В глазах огонь угаснувших очей» («Нет, не тебя так пылко я люблю.»). Лексема «огонь» в творчестве Лермонтова является составляющей расширенной метафоры: «Я видел

взгляд, исполненный огня» («Звезда»), «Опять его сердце трепещет / И очи пылают огнем» («Исповедь»). То же справедливо для синонимического ряда субстантива «огонь»: «Одни страданья / Еще горят в душе моей» («Корсар»).

Ведущими лермонтоведами (В.В. Зень-ковским, И.Л. Андронниковым, Б.Т. Удодовым, Б.М. Эйхенбаумом и др.) была отмечена противоречивость личности Лермонтова, что нашло отражение в его творчестве. Концепт ‘огонь’ в произведениях Лермонтова имеет как положительную, так и отрицательную коннотацию. В душе героев поэта поселяются уничтожающий огонь и даже огонь ада: «Тоскою горькой и мятежной / Душа, как адом, вся зажглась» («Хаджи Абрек»). Благодаря метонимическому переносу «в груди огонь - весь ад...» («Маскарад») душа человека расширяет пространство своего местонахождения от груди до ада. Так, страдание Нина Арбенина связывает с муками грешников в аду и представляет, что ее душа уже находится там и выносит нестерпимый огонь. Однако лексемы, репрезентирующие концепт ‘огонь’, передают не только негативные чувства, в лексико-семантическое поле концепта ‘огонь’ в творчестве Лермонтова входит лексико-семантическое поле «Бог».

1. Попова З.Д., Стернин И.А. Когнитивная лингвистика (Лингвистика и межкультурная коммуникация. Золотая серия). М., 2007.

2. Гумбольдт фон В. О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человеческого рода // Гумбольдт фон В. Избранные труды по языкознанию. М., 1984.

3. Кубрякова Е.С. Концепт // Кубрякова Е.С., Демьянков В.З., Панкрац Ю.Г. Краткий словарь когнитивных терминов. М., 1996.

4. Тарасова И.А. Структура семантического поля в поэтическом идиостиле (на материале поэзии И. Анненского): автореф. дис. ... канд. филол. наук. Саратов, 1994.

5. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1998.

6. Срезневский И.И. Материалы для словаря древнерусского языка: в 3 т. Спб., 1902. Т. 2.

7. Маковский М.М. Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках. М., 1996.

8. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. Санкт-Петербург; Москва, 1905. Т. 2.

9. Греческо-русский словарь / сост. А.Д. Вейс-ман. Спб., 1899.

Поступила в редакцию 26.Q8. 2013 г.

UDC 81.37

‘FIRE’ CONCEPT REPRESENTATION AS SOUL ELEMENT IN M.Y. LERMONTOV’S WORK OF 1828-1839s Anastasia Nickolayevna KHOKHLOVA, Lipetsk Pedagogical State University, Lipetsk, Russian Federation, Post-graduate Student, Modern Russian Language and its Teaching Methodics Department, e-mail: beliar_claw@mail.ru

The article considers the representation of the concept ‘fire’ in the works of M.Y. Lermontov as a bright representative of Russian culture. The aim of this study is to determine the content of this concept in the works of Lermontov. We have identified cards with quotes from the most significant for the understanding of the poet's works of 1828-1839s, including a romantic poem “The Demon” and the realist novel “A Hero of Our Time”. The material was studied from the form to content, compared with data dictionaries and dictionary of mythological symbolism. As a result of the research we came to the following conclusions: 1) the concept of ‘fire’ refers to the most important concepts in Lermontov’s idiostyle, and 2) this concept is associated with lexemes “feelings”, “soul”, “life”, “God”, as well as categories of space and time (hell, heaven, eternity, etc.). Scientific novelty of the paper is that the linguistic analysis performed for the first time the concept of ‘fire’ in the Lermontov's works.

Key words: M.Y. Lermontov; concept; author’s own language picture of world; native speaker.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.