Научная статья на тему 'Языковое воплощение основных стихий в стихотворных текстах В. Солоухина (на примере стихии «Огонь»)'

Языковое воплощение основных стихий в стихотворных текстах В. Солоухина (на примере стихии «Огонь») Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
356
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕКСТ / ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / В. СОЛОУХИН / ЛЕКСЕМА / СТИХИЯ / КОНЦЕПТ / TEXT / LINGUISTIC ANALYSIS / V.SOLOUKHIN / LEXEME / ELEMENT / CONCEPT

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кушнир К. И.

В статье анализируются языковые особенности стихотворений В. Солоухина. Исследуется структурно-семантическая организация «огненной» лексики и ее функциональные особенности. Дается комплексное описание языкового воплощения стихии «ОГОНЬ» в художественной картине мира автора. Воплощение лексемы «ОГОНЬ» рассматривается с двух позиций. С одной стороны, стихия ОГНЯ определяется как олицетворение христианского начала; с другой стороны, ОГОНЬ характеризуется как символ разрушительной силы. Основным мотивом написания статьи послужило желание наиболее полно осветить использование Владимиром Солоухиным в стихотворных произведениях наименований стихий природы, а именно ОГНЯ. Стихия развернуто рассматривается как блок коллективного знания в его тесной связи с особенностями русского менталитета, культуры, истории и в его национальной специфике. Особое внимание уделяется описанию содержательной стороны языкового знака ОГОНЬ и связанных с данной лексемой философских, исторических и культурных смыслов, реализация и употребление данной единицы в конкретных текстах и в сознании носителей языка. В данной работе приведено теоретическое описание и экспериментальное исследование природы на примере стихии ОГНЯ, структуры и функций значений данного слова. Теоретической базой описания послужили методологические подходы в описании стихий отечественных и зарубежных исследователей. Исследование может иметь практическую направленность в рамках преподавания русского языка, в том числе русского языка как иностранного; при изучении творчества В. Солоухина в литературоведческом курсе и при составлении авторских словарей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LANGUAGE embodiment of the main elements in poems by V. Soloukhin (on the example of fire)

The article concerns language features of poems by V. Soloukhin. Structural and semantic organization of “FIRE” vocabulary and its functional features are studied. Complete description of language embodiment of the FIRE element in the author’s artistic picture of the world is given. The embodiment of the lexeme “FIRE” is sited from the two points of view. On one hand, the element of FIRE is defined as the symbol of Christianity; on the other hand, FIRE is characterized as the symbol of devastating power. The main purpose of the article is to demonstrate completely how the names of the elements, especially FIRE, are used in the poems by V.Soloukhin. The element is sited as the part of collective knowledge deeply connected with Russian mentality, culture, history and national features. Special attention is paid to the description of the substantive aspect of the lexeme FIRE and philosophical, historical and cultural meanings connected with it as well as realization and usage of the lexeme in certain texts and in the mind of native speakers. In the article we present theoretical description and experimental research of nature on the example of the element of FIRE as well the structure and the functions of this word. Our description is theoretically based on methodological approaches in the description of elements suggested by Russian and foreign researches. Our research has practical importance for teaching Russian as native or foreign language, for literary studies of V. Soloukhin’s works and for compilation of authorial vocabularies.

Текст научной работы на тему «Языковое воплощение основных стихий в стихотворных текстах В. Солоухина (на примере стихии «Огонь»)»

УДК 81.42

Воронежский государственный универси- Voronezh State University

тет

Магистрант 3-го курса

Philological department third-year master student

филологического факультета Кушнир К. И.

Kushnir K.I.

Russia, Voronezh, 89507784224 e-mail: ksyu. kushnir.93 @mail.ru

Россия, Воронеж, 89507784224 e-mail: [email protected]

К.И. Кушнир

ЯЗЫКОВОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ ОСНОВНЫХ СТИХИИ В СТИХОТВОРНЫХ ТЕКСТАХ В. СОЛОУХИНА (НА ПРИМЕРЕ СТИХИИ «ОГОНЬ»)

В статье анализируются языковые особенности стихотворений В. Солоухина. Исследуется структурно-семантическая организация «огненной» лексики и ее функциональные особенности. Дается комплексное описание языкового воплощения стихии «ОГОНЬ» в художественной картине мира автора.

Воплощение лексемы «ОГОНЬ» рассматривается с двух позиций. С одной стороны, стихия ОГНЯ определяется как олицетворение христианского начала; с другой стороны, ОГОНЬ характеризуется как символ разрушительной силы. Основным мотивом написания статьи послужило желание наиболее полно осветить использование Владимиром Солоухиным в стихотворных произведениях наименований стихий природы, а именно - ОГНЯ.

Стихия развернуто рассматривается как блок коллективного знания в его тесной связи с особенностями русского менталитета, культуры, истории и в его национальной специфике. Особое внимание уделяется описанию содержательной стороны языкового знака ОГОНЬ и связанных с данной лексемой философских, исторических и культурных смыслов, реализация и употребление данной единицы в конкретных текстах и в сознании носителей языка.

В данной работе приведено теоретическое описание и экспериментальное исследование природы на примере стихии ОГНЯ, структуры и функций значений данного слова. Теоретической базой описания послужили методологические подходы в описании стихий отечественных и зарубежных исследователей.

Исследование может иметь практическую направленность в рамках преподавания русского языка, в том числе русского языка как иностранного; при изучении творчества В. Солоухина в литературоведческом курсе и при составлении авторских словарей.

Ключевые слова: текст, лингвистический анализ, В. Солоухин, лексема, стихия, концепт.

The article concerns language features of poems by V. Soloukhin. Structural and semantic organization of "FIRE" vocabulary and its functional features are studied. Complete description of language embodiment of the FIRE element in the author's artistic picture of the world is given.

The embodiment of the lexeme "FIRE" is sited from the two points of view. On one hand, the element of FIRE is defined as the symbol of Christianity; on the other hand, FIRE is characterized as the symbol of devas-

Кушнир К.И., 2017

K.I. Kushnir

LANGUAGE EMBODIMENT OF THE MAIN ELEMENTS IN POEMS BY V. SOLOUKHIN (ON THE EXAMPLE OF FIRE)

tating power. The main purpose of the article is to demonstrate completely how the names of the elements, especially FIRE, are used in the poems by V.Soloukhin.

The element is sited as the part of collective knowledge deeply connected with Russian mentality, culture, history and national features. Special attention is paid to the description of the substantive aspect of the lexeme FIRE and philosophical, historical and cultural meanings connected with it as well as realization and usage of the lexeme in certain texts and in the mind of native speakers.

In the article we present theoretical description and experimental research of nature on the example of the element of FIRE as well the structure and the functions of this word. Our description is theoretically based on methodological approaches in the description of elements suggested by Russian and foreign researches.

Our research has practical importance for teaching Russian as native or foreign language, for literary studies of V. Soloukhin's works and for compilation of authorial vocabularies.

Key words: text, linguistic analysis, V.Soloukhin, lexeme, element, concept.

Природа служит неиссякаемым источником вдохновения творцов слова, одним из вечных и прекрасных мотивов мирового искусства. Нет такого значительного поэта или художника, душа которого не отозвалась бы на ее красоту. Русская лирика рисует удивительные образцы родных пейзажей. Владимир Солоухин по праву занимает место одного из ключевых авторов, которые обращаются к пейзажной лирике.

Читая художественное произведение мастера, человек узнает мировоззрение автора, особенности его сознания. Через призму этого сознания читатель расширяет свой кругозор, ведь «способность посмотреть на явление через призму чужого сознания равноценна возможности заглянуть в параллельные миры» [2; с. 3].

Изучение особенностей индивидуально-авторского мировоззрения в рамках семантического пространства текста служит актуальным направлением современной лингвистики, получившим распространение в работах таких выдающихся ученых, как А.Г. Баранов, Ю.М. Валиева, В.В. Виноградов, Г.О. Винокур, В.П. Григорьев, Ю.Н. Караулов, В.В. Красных, Н.А. Кожевник, Б.А. Ларин, В.А. Лукин, З.Ю. Петрова, Л.Г. Бабен-ко, Ю.В. Казарин, Д.М. Поцепня, Н.А. Туранина, В.К. Харченко и др.

Художественные тексты определенного литературного периода представляют картину соответствующего языкового образного слоя, выявляют особенности сочетания традиционных семантических возможностей слова при авторской смысловой переориентации.

Одно из направлений исследования этого явления - это описание отдельных фрагментов мира, играющих важную роль как для обыденного, так и для художественного сознания. Такими составляющими картины мира являются архетипические образы ВОДЫ, ОГОНЯ, ВОЗДУХА и ЗЕМЛИ, которые имеют особый историко-культурный контекст, занимают важное место в жизни этноса и находят отражение в художественном дискурсе.

Стихия - это одно из первовеществ, основных элементов природы. Само это слово и обозначаемое им понятие пришло в русский язык в результате заимствования из греческого и обозначает оно следующее: «буква, элемент алфавита», «тень от стрелки часов; шаг, сдвиг», «основное положение, теорема, первичная материя, физический элемент, небесные частицы, природные духи» [4; с. 62]. Позднее это понятие было переосмыслено в традициях русской культуры и истории, христианского мировоззрения, что придало ему определенный культурный и национальный колорит.

Актуальность исследования обусловлена необходимостью выявления репрезентантов огненной стихии в рамках художественной картины мира. Возросший интерес общества к стихиям, их культурологическим и мифопоэтическим аспектам, требует

постановки вопроса о комплексном описании лингвистической специфики исследуемого явления.

Предметом нашего внимания является структурно-семантическая организация «огненной» лексики и ее функциональные особенности в стихотворном сборнике В. Солоухина.

Феномен огненной стихии подвергается комплексному лингвистическому описанию с позиций лексико-семантического, формального и функционального своеобразия на материале стихотворных текстов В. Солоухина. Исследование материала стихотворений с ориентацией на понятие тематической группы как объективной основы анализа авторского способа освоения некоторых фрагментов действительности в сопоставлении с данными обыденного сознания, что проводится впервые на материале произведений В. Солоухина. Исследуется авторская специфика контаминации и конвергенции тропов, отражающих огненную стихию в произведениях писателей второй половины XX века.

Наша задача состоит в комплексном описании номинаций стихии ОГОНЬ в стихотворном сборнике В. Солоухина как феномена отражения художественной картины мира.

По своей природе большой интерес вызывает образ ОГНЯ. Он часто используется писателями, но по настоящее время остается мало изученным.

Материалом для данной статьи послужили стихотворения Владимира Солоухина, а также материалы, собранные в процессе изучения соответствующей литературы.

В фольклоре ОГОНЬ воспринимался как стихия, которая наделена двойственной символикой. С одной стороны, со стихией ОГНЯ связывались свет и тепло, важные для жизни человека. Древние славяне считали ОГОНЬ и солнце родственно связанными -через отцовско-сыновние отношения Сварога и Дажьбога, божеств огня и солнца. С другой стороны, стихия ОГНЯ всегда осознавалась как опасная сила, которая несла разрушение и смерть.

Подобно воде, ОГОНЬ воспринимался как очистительная стихия. С принятием христианства представления об очищающей силе ОГНЯ продолжали существовать: сожжению подвергались люди, которых подозревали в колдовстве и ереси различного толка, как те люди, которым требовалось нравственное очищение. Эта же идея, как нам кажется, лежит в основе представления об аде, где души грешников, которые совершили смертный грех, вечно горят в ОГНЕ.

В исследуемом сборнике лексема ОГОНЬ и ее производные, такие, как ОГОНЕК, ОГНЕННЫЙ, ОГНЕВИНКА, ОГНЕПЕРЫЙ, ОГНЕННО и т.п., встречаются 72 раза.

Как известно, отправной точкой формирования характера каждого человека становится его детство. Этические и эстетические взгляды ребенка закладываются под влиянием тех людей, предметов и явлений, которые составляют его окружение. Сам Владимир Алексеевич говорил о детстве следующим образом: «На Западе ученые люди считают, что первые семь лет жизни человека закладывают фундамент личности и определяют ее дальнейший ход развития. Я должен сказать, что мои первые семь лет были счастливейшими годами жизни» [6].

Нельзя сказать, что лексема ОГОНЬ занимает ведущее положение в исследуемом сборнике, но, тем не менее, мы не могли обойти ее вниманием.

Как известно, Владимир Алексеевич родился в крестьянской семье в селе Алепи-но Владимирской губернии. В своих воспоминаниях он пишет о том, что вокруг него была российская доколхозная деревня. С особой любовью автор говорит о дорогих

сердцу местах «с яблонями и пасеками, с частными лошадьми, со скрипом телег, с колокольным звоном, с праздниками и сенокосами, со светлой речкой Борщей, с грибными переселками, с васильками во ржи» [6].

Люди всегда вели себя осторожно со стихией ОГНЯ, столь необходимой человеку, так как одна незамеченная искра могла привести к пожару, а в деревнях, где деревянные строения находились очень близко, можно сказать, стояли бок о бок, возгорание одной постройки грозило исчезновением в пламени всего селения. Этот факт, несомненно, волновал Владимира Солоухина, как и любого сельского жителя, заботившегося об отчем доме. Разбушевавшаяся стихия являла собой страшное зрелище и воспринималась как самое большое бедствие.

Например:

И почти до самого рассвета,

Сил избыток, буйство и огонь [3; с. 44].

За черные ели родной стороны Врывались огонь и железо... [3; с. 105]

Но дремлет страсть в тебе, спокойной, Как дремлет в дереве огонь. [3; с. 119]

Все превращается в пепел. Бессмертен только огонь! [3; с. 138]

«Глаз не могла поднять, Когда к костру подвели. Красная от огня, Стройная Дочь Земли» [3; с. 36].

В приведенных выше примерах стихия ОГНЯ оценена автором как отрицательное явление, несущее разрушение и крах.

Но во многих стихотворных текстах исследуемый автор прибегает к употреблению данной лексемы с положительной коннотацией. Как каждый христианин в горе и радости обращается к Богу, так и лирическому герою в стихотворениях В. Солоухина близки христианские мотивы. При обращении к последним автор употребляет лексему ОГОНЬ. Стремление ОГНЯ вверх и неподвластность земному притяжению сближает эту стихию с человеческой душой, что можно проследить в некоторых произведениях.

Например:

Огоньками чистого рубина На цепочках золотых лампады [3; с. 185].

- Как зачем? Я утром рано встану, Маслицем протру ее легонько,

Огонек затеплю перед ликом, И она поговорит со мною [3; с. 192].

Огонек тихонечко засветит.

Разговор с заступницей заводит... [3; с. 193]

Надо лишь вовремя вспыхнуть, Не боясь, что окажется мало Вселенского в сердце огня [3; с. 138].

Он жив, огонь поэзии святой, И тьма его, как прежде, не объяла [3; с. 261].

Со стихией ОГНЯ обычно связываются небесные светила и явления, к которым относятся солнце, молния и т.д.

То молнию, то трудное терпенье Я вижу в танце огненном потом [3; с. 268].

А волосы мои пусть треплет ветер, А молнии, насквозь пронзая небо, Пускай в моих беснуются глазах, Их огненными делая из синих [3; с. 164].

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире? [3; с. 166]

За то, во-первых, что вполне подобен солнцу. Как будто солнце четко отразилось В бесчисленных осколочках зеркальных, Разбросанных по ласковой траве [3; с. 187].

Кроме того, особое внимание следует уделить употребляемым колоритам: красному, желтому и золотому:

Быть может, оно загорится (хоть ты не увидишь этого, Поскольку отдашь свою капельку, Золотую свою огневинку) [3; с. 260].

Золотое солнышко светилось, Золотая плавала луна [3; с. 291].

Иль золотистый свет лампадки Икону древнего письма [3; с.296].

«Взошло солнце красное, Осветило белый Дунай» [3; с. 365].

Желтоватый под солнцем,

Голубоватый под яркой луной [3; с. 212].

Можно заключить, что в творчестве Владимира Солоухина ОГОНЬ имеет двойственную природу: во-первых, ОГОНЬ олицетворяет собой спокойствие, благоговение, христианское начало, выступает как символ любви, души и веры. В отдельных произведениях автор использует это слово как синоним к лексемам свет, сердце, истина, вера. Во-вторых, ОГОНЬ символизирует губительное, разрушительное начало, которое уносит в небытие любое проявление жизни, в том числе как отдельные крестьянские дома, так и целые деревни, приобретает демонический, сакральный и космический характер.

При написании лирических произведений В. Солоухин старается отобразить свое понимание мира, донести до адресата то, как сам автор воспринимает явления, образы, пробудить в читателе соавтора, чтобы тот переживал вместе с самим Солоухиным.

Одним из значимых художественных средств, с помощью которых автору удается достичь поставленной цели, является олицетворение. В результате исследования этого тропа в текстах В. Солоухина мы получили яркое представление о духовно-биографическом опыте автора, о его взглядах на жизнь и об образах, играющих важную роль в его творчестве. Выбор лексических единиц при использовании этого приема обусловлен ценностными ориентирами и пристрастиями художника слова.

В подтверждение приведем несколько примеров:

Добрый, теплый огонь.

Он в гнезде из камней

Прожил тысячи лет - огнеперая птица [3; с. 227].

Какая власть настойчиво течет к нам?

Какую тайну знают огоньки? [3; с. 235]

За черные ели родной стороны

Врывались огонь и железо... [3; с. 108]

У глаз у твоих чистоты родниковой,

Над ними, где бьется огонь золотой [3; с. 117]

Но дремлет страсть в тебе, спокойной,

Как дремлет в дереве огонь [3; с. 119].

Таким образом, можно говорить о том, что использование писателем такого тропа, как олицетворение, является достаточно продуктивным семантическим процессом в данном стихотворном сборнике. Этот прием используется автором для создания экспрессии в тех случаях, когда рисуется разрушительный характер стихии или же, наоборот, с его помощью В. Солоухин изображает тепло и уют, которые дарит анализируемая стихия.

Исследование показало, что широкая представленность анализируемых номинаций в текстах писателя свидетельствует о важности концепта ОГОНЬ для ментальных представлений русского человека и художественной картины мира второй половины XX века. В сборнике ОГОНЬ символизирует душу, гнев и любовь к родной земле. Помимо этого, ОГОНЬ представлен В. Солоухиным как средство обновления окружающего мира.

Из проведенного анализа можно усмотреть, что у исследуемого автора данная стихия представляется соединением созидательного и разрушительного начал.

Библиографический список

1. Валевская М.С. Наименования стихий в русском и французском языках в семантическом и словообразовательном аспектах. Новосибирск: Новосибирский национальный исследовательский государственный университет, 2015. 80 с.

2. Кольцова Л.М. Художественный текст через призму авторской пунктуации. Воронеж: изд-во ВГУ, 2007. 48 с.

3. Солоухин В.А. Стихотворения. М.: Сов. Россия, 1990. 384 с.

4. Скляр М.С. Концепт слова «стихия» в русском языке. М., 2005. С. 260.

5. Туранина Н.А. Именная метафора в русской поэзии начала ХХ века. Орел,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2000.

6. Солоухин Владимир Алексеевич: советский писатель и общественный деятель из села Алепино Собинского района // http://cleverforever.ru/news/view/solouhin-vladimir-alekseevich-sovetskiy-pisatel-i-obschestvennyy-deyatel-iz-sela-alepino-sobinskogo-rayona

References

1. Valevskaya M.S. Naming of the elements in Russian and French languages: semantic and word-building aspects. Novosibirsk National Research State University, 2015. 80 p.

2. Koltsova L.M. Artistic text through the prism of the individual punctuation. Voronezh State University, 2007. 48 p.

3. Soloukhin V.A. Poems. M., 1990. 384 p.

4. Sklyar M.S. The concept of the word "element" in Russian language. M., 2005. P.

260.

5. Turanina N.A. Nominative metaphor in Russian poetry in the beginning of the 20th century. Orel, 2000.

6. Soloukhin Vladimir Alexeevich: Soviet writer and public activist from the village of Alepino, Sobinsky region // http://cleverforever.ru/news/view/solouhin-vladimir-alekseevich-sovetskiy-pisatel-i-obschestvennyy-deyatel-iz-sela-alepino-sobinskogo-rayona

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.