Научная статья на тему 'Репрезентация концепта мастер в фабрично-заводских народных песнях'

Репрезентация концепта мастер в фабрично-заводских народных песнях Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
87
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРОДНЫЕ ПЕСНИ / КОНЦЕПТ МАСТЕР / КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ / ВЕРБАЛИЗАЦИЯ ПОНЯТИЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Милейко Елена Владимировна, Стаценко Анна Сергеевна

В статье рассматриваются основные концептуализации понятия «мастер» в текстах фабрично-заводских народных песен XVIII-XIX вв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Репрезентация концепта мастер в фабрично-заводских народных песнях»

уравновешивают друг друга. Характерно, что другие зафиксированные варианты песни в целом сохраняют данный стилевой прием, распространяя его на другие фольклорные жанры поздней традиции. Приведенный образец принципа формообразования назовем распевным стилистическим типом, так как распевность фраз является важнейшим его компонентом. Характерным свойством такой формы является метрическая неуравновешенность фраз, выраженная в переменном метре, дополняемая противопоставлением различных темпов.

Другой стилевой тип, который характеризует исторические песни, можно назвать маршево-по-ходным, имея в виду его функциональную направленность. Его значимость в казачьем фольклоре велика, так как многие воинские, в том числе исторические, песни создавались с определенной целью: способствовать единому движению солдатской (казачьей) массы. Но могла происходить и обратная тенденция, когда созданная распевная песня превращалась в походную, выполняя возложенную на нее функцию.

Приведенные аналитические наблюдения над тематическими и стилевыми особенностями некоторых исторических песен, позволяют сделать предварительные выводы о высокой певческой культуре казаков Кубани, истоки которой кроются в традициях переселенцев. Сложная, порой наполненная драматическими коллизиями история

кубанского казачества воплотилась в песенном творчестве, которое представляет собой широкий тематический и стилевой спектр. Его изучение позволит создать целостную картину культуры региона.

Литература и источники

1. Камаев А. Ф. Народное музыкальное творчество: учеб. пособие. М., 2005. С. 222-223.

2. Жиганова С. А. Музыкальный фольклор. Очерки традиционной культуры казачеств России. Краснодар, 2005. С. 418-419.

3. Полевые материалы автора, собранные в Ленинградском (1995 г.) и Тбилисском (1997 г.) районах Краснодарского края.

4. Кирий О. А., Матвеев О. В. Исторические песни кубанских казаков глазами историка. Из культурного наследия славянского населения Кубани. Краснодар, 1997. С. 59.

5. Казачество - щит Отечества. М., 2005. С. 200.

6. Кирий О. А., Матвеев О. В. Исторические песни кубанских казаков ... С. 60.

7. Там же.

8. Полевые материалы автора.

9. Варавва И. Ф. Песни казаков Кубани. Краснодар, 1966. С. 138.

10. Кирий О. А., Матвеев О. В. Исторические песни кубанских казаков ... С. 62.

11. Захарченко В. Г. Народные песни Кубани. Краснодар, 1987. С. 17.

P. V. YARESHKO. ON THE THEMATIC AND STYLISTIC FEATURES OF HISTORICAL SONGS KUBAN COSSACKS

In the center of the article - thematic and stylistic features of historical songs Kuban Cossacks. Key words: historical song, Cossack Kuban, marching song, stylistic responsive type.

Е. В. МИЛЕЙКО, А. С. СТАЦЕНКО

РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ КОНЦЕПТА МАСТЕР В ФАБРИЧНО-ЗАВОДСКИХ

НАРОДНЫХ ПЕСНЯХ

В статье рассматриваются основные концептуализации понятия «мастер» в текстах фабрично-заводских народных песен ХУШ-Х1Х вв.

Ключевые слова: народные песни, концепт Мастер, концептуализация, вербализация понятия.

Главной темой рабочей песни становится тема труда, а основной проблемой - раскрытие взаимоотношений между рабочими и теми, кому они вынуждены были подчиняться (хозяин, предприниматель, администрация, мастера, надсмотрщики и т. д.).

В освещении темы труда рабочие песни представляют собой совершенно новое явление. Если в традиционных крестьянские песнях эта тема затрагивается лишь попутно и проступает только через очень скупые детали, то в рабочем песенном творчестве она занимает центральное место, ей посвящаются специальные песни.

В качестве источников фактического материала привлекались собрания русской народной лирики Х1Х-ХХ вв. (сборники В. И. Гусева «Русские песни и романсы» [1], С. Г. Лазутина «Русские народные песни» [2]), дополнительно привлекался региональный сборник сказок, песен, частушек, присловий Ленинградской области под редакцией В. С. Бахтина [3], поэтому считаем возможным в тексте нашей статьи не указывать источник цитирования.

При описании и анализе лексических экспли-каторов концепта «мастер» в песенных текстах следует учитывать то, что в силу особенностей

жанра (образности, иносказания, имплицитности) номинант концепта иногда не представлен в тексте, но значение его «актуализируется в сознании воспринимающего этот текст субъекта на основе текстовых ассоциатов» [4].

Регулярно повторяющиеся в песенных тестах признаки, содержащие положительную / отрицательную оценочность, мы, вслед за Л. А. Исаевой, назовем центральной концептуализацией [5].

Выделим основные концептуализации понятия «мастер» в текстах песен рабочих ХУШ-Х1Х вв.

Прежде всего, необходимо сказать, что ранние рабочие песни не имеют острого социального выражения, поэтому мастер входит в концептуальное пространство «свой» и оценивается положительно: выстраивается оппозиция «мастер / хозяин»: «Фабричны мастера сукна ткут... /Все хозяина бранят».

Первую группу концептуализаций можно обозначить как «мастер - высококвалифицированный работник». Как и в крестьянских, так и в фабрично-заводских песнях описывается поэтапный процесс труда, например, ткача: «молодец кросна сбирает», «берды подводит», «нитки подсекает», «близны натыкает». Уже в ранних рабочих песнях создается образ рабочего-умельца. Так, в песне XVIII века «Ярославль наш батюшко» - о рабочих-ткачах говорится, что они «во всем проворны», ткут скатерти, салфетки, платки, «тафты француски» и «кружева персицки». Причем все это они делают с большим мастерством: «это все у них ничто, хоть заморской приеть хто». С явным любованием другая фабричная песня XVIII века, «Близко, близко городочка», рисует «удалых молодцов» - ткачей, которые вышли за город гулять, и особенно «мастерка Васильюш-ку», который «ковры точит, вытыкает и наборы набирает». Мастер - силач, опытный в своем деле человек: «Молодым пареньком дружбу свел с молотком, /А дожить довелось до седых до волос./ Я ли не был силач?».

Песни, характеризующие мастера как ловкого, умелого, опытного человека в любом деле, содержат концептуализации «мастер на все руки» и «мастерство - талант». Например, Ванюша из песни «Близ города Ярославля» - мастер на все руки: «ковры ткать мастерок»; «горазд письма писать»; «горазд грамотки читать»; «сам во скрипочку играет». Эти качественные характеристики позволяют говорить о герое как о талантливом, грамотном, имеющем музыкальные способности человеке.

3. Концептуализации «мастерство - учение, в котором мастер - учитель» и «мастер - художник» содержатся в текстах песен, рассказывающих о том, что владение профессиональными навыками достигается в процессе обучения. В песне «В Москве строили палаты на все стороны покаты» рассказывается о том, как рабочих «набирают, нанимают, приучают мастерству». Еще более

подробно процесс обучения рабочих мастерству разработан в одной песне о вологодской фабрике. О мастерах-учителях здесь говорится: «Они стоят у столов, / Писать учат мастеров; / Как мастер с мастерами / Тонки платы составляли, / Тонки платы, новы моды. ». Обладая смысловой многозначностью, данный контекст песни содержит концептуализацию «мастер - художник». На это указывают семантические отрезки «платы составляли», «новы моды», которые имеют значение «творческий подход к делу». В песнях о мастере-учителе имплицитно выражена высокая общественная оценка: «Им хорошие основы /Мастера зато дают... », которая позволяет выделить концептуализацию «уважение к мастерству как созидательной деятельности». В некоторых песнях уважение к мастеру можно увидеть в обращении к нему по имени-отчеству: «Про мастера чернобрового, /Про Лексея про Ивановича... ».

Песни XVIII-XIX века описывают тяжелую жизнь рабочих, условия их труда и быта. С укрупнением производства хозяин становится недосягаемым, и непосредственным виновником всех несчастий теперь считается тот, с кем рабочий имеет непосредственную связь, а именно - мастер и подмастерье, особенно если они иностранцы. Концептуализированное понятие мастер в текстах песен рабочих этого периода следует рассматривать в оппозиции «свой / чужой». Мастер - это центральное звено, связывающее рабочего и хозяина: рабочий - мастер - хозяин.

Песни конца XVIII - начала XIX века имеют острую социальную направленность, поэтому в них выделяется отрицательно окрашенная концептуализация «мастер - руководитель цеха», где представлен мастер-начальник, который, добившись успеха в жизни, не входит в положение простых рабочих. В их восприятии он стоит в одном ряду с приказчиком, фабрикантом, артельщиком, нарядчиком: «Как не завидовать старому мастеру, / Что у окошка сидит, / Чай попивает да гладит бородушку - / Видно, душа не болит». Лексема мастер употребляется с определениями старый, главный, а слово подмастерье сопровождается эпитетом дорогой. Такие характеристики в контекстах песен указывают на наличие опыта и начальственных полномочий у этого человека; на успешность, состоятельность в жизни. Исходя из этого, можно сделать вывод, что в текстах песен рабочих реализуется концептуализация «мастерство - почет». Контекстными синонимами лексемы мастер являются слова злодей, кровопивец, так как такой начальник несправедливо оценивает работу: «Все норовит браковать... »; приказывает забыть о родной стороне, потому что это мешает эффективной работе: «Мастера приходили, / Близны рассмотрили, /Молодца журили... »; наказывает, выписывает штрафы, собирает подати: «На наши на кровные деньги /Себе он повыстроил дом... », «А Важгин-артельщик все хапал, /И то

не считая за грех... ». Такой руководитель характеризуется как нарядчик некошной, то есть несправедливый: «В праздник робить заставляет /И сам за что - не знает... »; имплицитно наделяется такими качествами, как жадность: «много ему проработал ночей»; жестокость: «гнал на работу <... > кнутом», «розгами дерет», «волосы на голове рвет». Классовые противоречия (рабочий / хозяин) соединяются с национальными (славяне / иноземцы) и приводят нас к пониманию мастера-иностранца: «Мастера-то англичане /Все штрафы становят... », а «подмастерья молодые ни черта не знают» (конструкция указывает на неопытность подмастерьев и их неспособность помочь рабочим).

В песнях рабочих концептуализация «мастер -страдалец» репрезентируется с помощью ЛСВ «квалифицированный работник» слова мастер, то есть в эту группу входят песни, герои которых являются умелыми, но не наделенными властью работниками. Речь идет о человеке труда как мастере выживать в ужасных условиях, например,

в контексте песен заводская мастерская - ад, в котором вынуждены находиться рабочие: «В дымных мрачных мастерских / Печи яркие горели; / Адский жар стоял от них... », в песнях «О се горные работы», «На разбор нас посылают»: «Мы по собственной охоте / были в каторжной работе / Во большой тайге./людям золото искали, /Себе не нашли... »; такой человек испытывает физические страдания, мучения из-за тяжелого под не -вольного труда и жестокого обращения представителей администрации (мастера, подрядчика и т.д.): «Там ведь все народ рабочий... / От утра до темной ночи / За работой спину гнет»; «На разбор нас посылают, /Шибко нас дерут и мают... ». Но вопреки всем этим ужасам любовь к труду остается неизменным качеством русских рабочих: «Мы в недрах наших мастерских / Куем, строгаем, рубим / Не покладая рук своих, / Свой труд тяжелый любим...».

На основе проведенного исследования в поле концепта мастер можно выделить следующие концептуализации, содержащиеся в таблице.

Центральные концептуализации (ЦК) Присутствие / отсутствие данных концептуализаций в текстах

Фабрично - заводских народных песен Лексикографических источников

1. Мастер - антимастер + —

2. Мастер - страдалец + —

3. Мастер - руководитель + +

4. Мастер - немастер — +

5. Мастер - искусник — +

6. Мастер - человек, достойный любви + —

7. Мастер - ловкач в каком-либо деле — +

8. Мастер - высококвалифицированный работник + +

9. Мастер на все руки + +

10. Мастер - художник + +

11. Мастерство - слава, почет + —

12. Залог мастерства - любовь к делу + —

13. Мастерство - учение, в котором мастер -учитель + +

14. Уважение к мастерству как созидательной деятельности (оценка окружающими) +

15. Залог мастерства - любовь к делу + —

Таблица. Сопоставительный анализ центральных концептуализации понятия мастер в текстах фабрично-заводских народных песен и словарных статей лексемы мастер

Как показывает таблица, лексема мастер в песенных текстах реализуется не во всех словарных значениях, но приобретает дополнительные значения, не зафиксированные в лексикографических источниках. Анализ фабрично-заводских народных песен показал, что экспликаторами концепта «мастер» является лексема мастер, ее ЛСВ: "квалифицированный работник", "искусник", "руководитель цеха", "мастер на все руки" "учитель"; дериваты лексемы мастер: мастерок, подмастерье, мастерская, также контекстные синонимы: удалой молодец, молодой паренек, артельщик; лексема мастер вступает в текстах песен в оппозицию «мастер -антимастер», в которой мастеру как высококвалифицированному работнику противопоставляется хозяин, предприниматель, урядник, мастер как руководитель: надсмотрщик, артельщик, нарядчик.

Анализ текстов народных песен рабочих показал, что концептуализированное понятие мастер представлено собственно лингвистическими и несобственно лингвистическими способами, в результате чего возникают приращения, основанные на текстовых ассоциативных связях слов: «мастер - любимый человек», «мастер - страдалец», «мастерская - ад», «мастер - антимастер».

Можно сказать, что концепт «мастер» содержит в себе представления русского народа о надежности, стабильности, душевной красоте и духовной стойкости, поэтому мастер в народном сознании помимо отличных профессиональных навыков, знаний, умений наделяется высокими морально-нравственными качествами: добротой, честностью, смелостью, дружелюбием.

Литература

1. Гусев В. И. Русские песни и романсы. М., 1989.

2. Лазутин С. Г. Русские народные песни. М., 1965.

3. Сказки, песни, частушки, присловья Ленинградской области: сб. // сост. В. С. Бахтин. Л., 1982.

4. Болотнова Н. С. Филологический анализ текста. Ч. IV: Методы исследования: пособие для филологов. Томск, 2003. С. 131.

5. Исаева Л. А. Лингвистический анализ художественного текста: проблемы интерпретации скрытых смыслов: учеб. пособие. Краснодар, 2009. С. 90.

E. V. MILEYKO, A. S. STATSENKO. REPRESENTATION OF CONCEPT EXPERT IN FACTORY AND MILL FOLK SONGS

The main conceptualizations of meaning «expert» in texts of factory and mill folk songs of XVIII-XIX centuries are considered in the article.

Key words: concept, conceptualization, verbalization, folk song.

Л. Ю. БРЫЛОВА, Н. А. ГАНГУР

ФЛОРАЛЬНЫЙ СТИЛЬ В ЮЖНОРУССКОЙ ВЫШИВКЕ КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX ВЕКА

(К вопросу о генезисе мотивов)

Анализируя наиболее часто встречающиеся флореальные мотивы в народной вышивке на тканях интерьер-ного назначения, авторы статьи выявляют генезис мотивов, проводят параллели с аналогичными мотивами в изделиях российских текстильных мануфактур конца XIX - начала XX века.

Ключевые слова: рушник/ полотенце, флореальные мотивы, русский стиль, вышивка крестом, «мыльные» узоры.

Русская народная вышивка постоянно привлекает к себе внимание специалистов разного профиля: искусствоведов, этнографов, культурологов, художников. Однако внимание исследователей в основном фокусируется на старинных типах вышивки (как со стороны предмета изображения, так и вышивальных техник) различных регионов России, при этом выпадет из поля зрения ее поздний пласт (modern), т. е. конец XIX -начало ХХ века. Природа этого пласта кажется бедной в сравнении с вышивкой архаического типа, причем во всех своих проявлениях: технике (крест), цветовой гамме (красный / черный /

синий), предмете изображения (цветы, редко животные), композиции (чаще полоса / бордюр с метрическим чередованием мотивов). Даже трех-частные композиции (мотив дерева с птицами по сторонам) с их трехчастной структурой оказываются лишь слепком древнего извода, отредактированной цитатой в «русском стиле» (à la russe). Многолетняя и кропотливая работа по сбору и систематизации материала в этнографических коллекциях краеведческих музеев Дона и Кубани со всей наглядностью показала, что флореальная орнаментика господствовала в вышивке тканей интерьерного назначения (рушники, скатерти) и в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.