Научная статья на тему 'РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ КОНЦЕПТА «КОШКА» В РУССКОЯЗЫЧНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ЮМОРИСТИЧЕСКИХ ЖАНРОВ'

РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ КОНЦЕПТА «КОШКА» В РУССКОЯЗЫЧНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ЮМОРИСТИЧЕСКИХ ЖАНРОВ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
4
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
когниция / прецедентный текст / концепт / национальная культура / анекдот / cognition / precedent text / concept / national culture / anecdote

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Е.И. Давыдова, Ю.В. Клюкина, А.А. Шиповская, Н.А. Камнева, О.А. Никишова

На протяжении тысячелетий кошки сопровождают человека. При этом отношение к кошкам отличается от культуры к культуре. Целью статьи является выявление признаков вышеупомянутого концепта в русскоязычной картине мира. Научная новизна данного исследования заключается в использовании русскоязычных прецедентных текстов юмористического жанра для реконструкции описываемой ментальной единицы. Авторы уделяют особое внимание выявлению взаимосвязи концептуальных признаков с социальными процессами и верованиями в российском обществе. Результаты исследования позволяют выявить обширную репрезентацию концепта «Кошка» в русскоязычных прецедентных текстах юмористического жанра. Установлено, что данный концепт раскрывается в пяти основных аспектах: привычки и характер кошек, отношение людей к кошкам, понимание кошек, мотивы приобретения кошек, причины привязанности к ним. Спецификой данного концепта является наличие антонимичных признаков. Авторы объясняют такую особенность процессами изменения ценностей и норм поведения в российской культуре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Е.И. Давыдова, Ю.В. Клюкина, А.А. Шиповская, Н.А. Камнева, О.А. Никишова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REPRESENTATION OF THE CONCEPT “CAT” IN RUSSIAN PRECEDENT TEXTS OF COMIC GENRES

Cats have accompanied humans for thousands of years. At the same time the attitude towards cats differs from culture to culture. The purpose of the article is to identify the characteristics of the above-mentioned concept in the Russian-language worldview. The scientific originality of this study lies in the use of Russian-language precedent texts of comic genre to reconstruct the described mental unit. The authors pay special attention to identifying the relationship of conceptual characteristics with social processes and beliefs in Russian society. The results of the study reveal an extensive representation of the concept “cat” in Russian-language precedent texts of the comic genre. It has been established that the concept “cat” is represented in five main aspects: habits and character of cats, people’s attitude to cats, understanding of cats, motives for acquiring cats, reasons for attachment to them. The specific feature of this concept is the presence of antonymous characteristics. The authors explain this peculiarity by the processes of changing values and behavioral norms in Russian culture.

Текст научной работы на тему «РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ КОНЦЕПТА «КОШКА» В РУССКОЯЗЫЧНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ЮМОРИСТИЧЕСКИХ ЖАНРОВ»

УДК 81

Davydova E.I., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Derzhavin Tambov State University (Tambov, Russia), E-mail: aleliv@rambler.ru Klyukina Yu.V., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Derzhavin Tambov State University (Tambov, Russia), E-mail: yuliya_klyukina@hotmail.com Shipovskaya A.A., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Derzhavin Tambov State University (Tambov, Russia), E-mail: shelska@narod.ru Kamneva N.A., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Derzhavin Tambov State University (Tambov, Russia), E-mail: ni_kamneva@mail.ru Nikishova O.A., senior teacher, Derzhavin Tambov State University (Tambov, Russia), E-mail: Nicolette1@mail.ru

REPRESENTATION OF THE CONCEPT "CAT" IN RUSSIAN PRECEDENT TEXTS OF COMIC GENRES. Cats have accompanied humans for thousands of years. At the same time the attitude towards cats differs from culture to culture. The purpose of the article is to identify the characteristics of the above-mentioned concept in the Russian-language worldview. The scientific originality of this study lies in the use of Russian-language precedent texts of comic genre to reconstruct the described mental unit. The authors pay special attention to identifying the relationship of conceptual characteristics with social processes and beliefs in Russian society. The results of the study reveal an extensive representation of the concept "cat" in Russian-language precedent texts of the comic genre. It has been established that the concept "cat" is represented in five main aspects: habits and character of cats, people's attitude to cats, understanding of cats, motives for acquiring cats, reasons for attachment to them. The specific feature of this concept is the presence of antonymous characteristics. The authors explain this peculiarity by the processes of changing values and behavioral norms in Russian culture.

Key words: cognition, precedent text, concept, national culture, anecdote

Е.И. Давыдова, канд. филол. наук, доц., Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, г. Тамбов, Е-mail: aleliv@rambler.ru

Ю.В. Клюкина, канд. филол. наук, доц., Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, г. Тамбов, E-mail: yuliya_klyukina@hotmail.com

А.А. Шиповская, канд. филол. наук, доц., Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, г. Тамбов, E-mail: shelska@narod.ru

Н.А. Камнева, доц., Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, г. Тамбов, Е-mail: ni_kamneva@mail.ru

О.А. Никишова, ст. преп., Медицинский институт Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина, г. Тамбов, E-mail: Nicolette1@mail.ru

РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ КОНЦЕПТА «КОШКА» В РУССКОЯЗЫЧНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ЮМОРИСТИЧЕСКИХ ЖАНРОВ

На протяжении тысячелетий кошки сопровождают человека. При этом отношение к кошкам отличается от культуры к культуре. Целью статьи является выявление признаков вышеупомянутого концепта в русскоязычной картине мира. Научная новизна данного исследования заключается в использовании русскоязычных прецедентных текстов юмористического жанра для реконструкции описываемой ментальной единицы. Авторы уделяют особое внимание выявлению взаимосвязи концептуальных признаков с социальными процессами и верованиями в российском обществе. Результаты исследования позволяют выявить обширную репрезентацию концепта «Кошка» в русскоязычных прецедентных текстах юмористического жанра. Установлено, что данный концепт раскрывается в пяти основных аспектах: привычки и характер кошек, отношение людей к кошкам, понимание кошек, мотивы приобретения кошек, причины привязанности к ним. Спецификой данного концепта является наличие антонимичных признаков. Авторы объясняют такую особенность процессами изменения ценностей и норм поведения в российской культуре.

Ключевые слова и фразы: когниция, прецедентный текст, концепт, национальная культура, анекдот

Кошки - божественные создания, это знают все любители кошек. В древности это прилагательное употреблялось в отношении них буквально. Всем известно, что кошкам поклонялись как богам.

В Древнем Египте главной богиней, связанной с кошкой, была богиня плодородия Бастет, изображавшаяся в виде женщины с кошачьей головой [1].

В Китае кошки пользуются высоким авторитетом. Бродячих кошек на улицах просто не существует Столетиями буддийские монахи давали приют кошкам. Монахи специально обучали кошек охранять сокровища в храмах, т. к. считали, что кошки способны видеть в темноте и отпугивать злых духов [2, с. 93].

В китайской Книге обрядов, датируемой третьим веком до нашей эры, фигурирует богиня по имени Ли Шоу в образе кошки. Фермеры поклонялись ей, потому что она предохраняла растения от поедания крысами и мышами [3].

В Мьянме и Таиланде кошки веками считались священными и почитались особым образом. Это было связано с буддийской традицией, в которой считалось, что после смерти людей их души пребывают в телах кошек, которые, словно сосуды, переносят их в последующие воплощения. Поэтому они жили с монахами в храмах, где их окружали самой лучшей заботой и обращались с ними как с маленькими богами, пока они не завершали свой жизненный путь [4].

В русской культуре существовало двоякое отношение к домашним кошкам. С одной стороны, кошки были полезны, т. к. защищали амбары с зерном и дома от мышей. Также верили, что кошки определенных расцветок могли приносить своим хозяевам богатство и удачу. С другой стороны, считалось, что кошки обладают некими экстрасенсорными способностями, например, видеть домовых и призраков, а также могут предсказывать погоду [5].

В Средние века в Западной Европе кошки стали считаться слугами дьявола и воплощением зла. В результате их жестоко убивали, пока чума, не последнюю роль в распространении которой сыграли грызуны, не побудила человечество «извиниться» перед кошками.

Как мы видим, восприятие домашних кошек было весьма неоднозначным в различных культурах на разных исторических этапах.

Несмотря на тысячелетнюю историю, их образ не утратил свежести и в наши дни: о кошках пишут сказки, снимают фильмы и мультфильмы, в Интернете появилось целое направление «видео про котиков», которое пользуется большой популярностью. Несмотря на то, что мы перестали строить им храмы, они по-прежнему являются неотъемлемой частью нашей жизни.

В этой связи чрезвычайно интересным становится вопрос о том, какое отношение к домашним кошкам имеет наша культура на текущий момент, и как данный концепт репрезентирован в языке.

В этом исследовании под концептом мы понимаем «оперативную содержательную единицу памяти, ментального лексикона, концептуальной системы и языка мозга (lingua mentalis), всей картины мира, отраженной в человеческой психике» [6, с. 90].

О концепте «Кошка» написано большое количество работ в области истории, культурологии, психологии и зоопсихологии, религиоведения, однако до сих пор существует ряд аспектов, не затронутых вниманием исследователей.

Целью статьи является описание признаков, входящих в концепт «Кошка».

В соответствии с вышеозначенной целью в статье решаются следующие задачи: на основе репрезентации в русскоязычных прецедентных текстах юмористических жанров выявить признаки концепта «Кошка», а также раскрыть причины их появления.

Актуальность исследования обусловлена недостаточной изученностью вопроса, а также интересом научного сообщества к проблеме отражения в языке ключевых концептов национальной картины мира.

В качестве материала исследования нами были выбраны русскоязычные прецедентные тексты юмористических жанров.

Важно отметить, что лингвисты неоднократно обращались к вопросу репрезентации концепта «Кошка». При этом материалом исследования преимущественно являлись пословицы, литературные произведения, лексические и фразеологические единицы, фольклор.

Новизна нашего исследования состоит в изучении концепта «Кошка» в рамках когнитивной лингвистики на материале современных русскоязычных шуток, анекдотов, баек и афоризмов.

Теоретическая значимость данного исследования связана с необходимостью выявления и описания основных компонентов национальной культуры.

Мы разделяем точку зрения исследователей, считающих, что тексты юмористических жанров представляют собой ценный источник для исследования культурных концептов [7].

Действительно, идеи, которые широко известны и постоянно цитируются, говорят о том, что они актуальны и вызывают сильные эмоции у читателей, подтверждая их важность в культурном контексте [7, с. 4-5].

Учитывая способность прецедентных текстов оперативно вбирать в себя культурные стереотипы, нормы и ценностные представления о том или ином явлении, можно сказать, что вербализация концепции «кошка» в современном юмористическом народном творчестве является самой сутью того, как общество воспринимает домашних питомцев в настоящее время.

Нам бы хотелось начать анализ репрезентации концепта «Кошка» в русскоязычных прецедентных текстах юмористических жанров с такого аспекта, как поведение.

Общаясь с мелкими представителями кошачьих, люди обнаружили ряд общих для них всех особенностей. Например,

1. Кот Барсик обладал очень полезным жизненным навыком: он умел красиво упасть в голодный обморок перед дверью на кухню... [8].

2. Закон Кота: не бывает закрытых дверей, бывает слишком тихое «мяу»... [9].

3. - Как легче поймать кота? - Возьми пустую картонную коробку. -И что? - И жди! [10].

4. Не надо искать чёрную кошку в тёмной комнате. Войдите туда с пузырьком валерьянки - и она сама найдёт вас! [11].

5. Встречает кошка гнома. Спрашивает: - Ты кто? - Я гном. Делаю пакости людям, порчу веши, ору по ночам, спать не даю. А ты? Кошка задумчиво: - Тогда я тоже гном [9].

6. Кота будет легче приучить к лотку, если сделать его в виде тапка [8].

7. Собака, если её позвать, прибежит; кошка - примет к сведению [8].

Приводимые примеры представляют собой квинтэссенцию бытовых наблюдений за кошками.

Так, в первом примере идет речь о склонности кошек беспокоить хозяев требованиями перекусов (он умел красиво упасть в голодный обморок перед дверью на кухню). Ученые отмечают, что кошки едят ровно столько, сколько им нужно, хотя любят делать это много раз в день. Однако, как и в случае с людьми, у кошек бывают расстройства пищевого поведения от перенесенного стресса (например, появление в доме нового питомца, изменения качества отношений с человеком в негативную сторону и т. д.) [12].

Во втором произведении можно наблюдать особенности проявления территориального поведения, свойственного кошкам (не бывает закрытых дверей, бывает слишком тихое «мяу»).

Основа кошачьего счастья - независимость: принимать пищу в любое время суток, спать в выбранном ими месте, бесконтрольно передвигаться по комнатам. Закрытые двери являются препятствием на пути к их свободе. Отсутствие доступа в помещение не только мешает кошкам удовлетворять свое ненасытное любопытство, но и блокирует доступ к местам, к которым животное привыкло. В знак недовольства кошки могут мяукать перед дверью запертой комнаты, в которую им не разрешено входить.

В третьей шутке внимание читателя акцентируется на любви котов к картонным коробкам (Как легче поймать кота? - Возьми пустую картонную коробку). Действительно, владельцы кошек прекрасно знают, как кошкам нравится прятаться и играть в картонных коробках. Основная причина данного поведения заключается в том, что кошки - засадные хищники. Инстинкт охотника заставляет кошку наблюдать за миром из безопасного и незаметного места. Картонная коробка - это скрытая точка наблюдения для кошек, которая позволяет им сохранять бдительность и в то же время защищает их от хищников, блокируя кошачий звук, запах и делая кошку «невидимой» [12; 13].

Фокус внимания четвертого анекдота прикован к забавной реакции кошек на валериану (Войдите туда с пузырьком валерьянки - и она сама найдёт вас!). Причина этого типа поведения заключается в том, что растение испускает запах, похожий на феромоны, которые любят кошки [12].

В пятом примере посредством аналогии с вредным сказочным существом (Тогда я тоже гном) описывается негативное поведение домашней кошки - привычки к ночной вокализации (ору по ночам, спать не даю), а также играм с вещами хозяев, которые приводят к их поломке (порчу вещи). К возможным поводам ночного мяуканья ветеринары относят брачное поведение (течку), скуку, чувство одиночества, болезнь, беспокойство. Ученые отмечают, что кошки намного умнее, чем некоторые думают. Если кошкам не давать надлежащую умственную стимуляцию, им быстро становится скучно. Многие так называемые «неприятные» проявления поведения могут возникать потому, что кошке просто нечем заняться, и она пытается развлечь себя сама - карабкаться по занавескам и играть с предметами, не предназначенными для кошек, например, с елочными игрушками и т. д. [12].

В шестом произведении указывается проблема мочеиспускания в неположенных местах (Кота будет легче приучить к лотку, если сделать его в виде тапка). Существует множество мотивов данных поступков, и определить подлинный может быть довольно сложной задачей не только у владельца животного, но и у ветеринара. Периурия может возникать как при многих заболеваниях мочеполовой системы (например, идиопатический цистит, мочекаменная болезнь, бактериальный цистит или обструкция мочевыводящих путей и другие), так и на фоне поведенческих расстройств, вызванных стрессом [12].

Как следует из седьмого примера, кошки не всегда демонстрируют своим владельцам тот же уровень желания общаться с ними, что и собаки (Собака, если её позвать, прибежит; кошка - примет к сведению). Дело в том, что история одомашнивания кошек и собак существенно различается. В то время как собаки были намеренно одомашнены первобытными людьми, чтобы помочь в охоте и защите человеческих жилищ, кошки отлично справлялись с обязанностью истреблять мелких грызунов в человеческих поселениях самостоятельно. У людей были амбары с зерном, которые превратились в замечательную кормовую базу для мышей. Вслед за ними в амбары потянулись кошки, для которых мелкие грызуны являлись основным источником пропитания. Люди сразу поняли выгоду от

такого компаньона и всячески способствовали развитию этих взаимовыгодных отношений. В этом смысле можно сказать, что кошки одомашнили себя сами. Уже потом люди обнаружили массу дополнительных эмоциональных бонусов от такого симпатичного и приятного в обращении собрата.

Таким образом, не спеша откликаться на зов хозяина, кошка проявляет свойственную ее виду изначальную независимость от человека.

Исходя из приведенных примеров, следует сделать вывод, что в состав концепта «Кошка», входят такие признаки, как склонность к расстройству пищевого поведения в силу стресса, переедание, мяуканье по ночам, периурия, может портить вещи, проявляет территориальное поведение, любит использовать картонные коробки для игр и отдыха, неравнодушное отношение к валериане, демонстрирует меньшую эмоциональную привязанность к хозяевам по сравнению с собакой.

В русскоязычных прецедентных текстах юмористических жанров о кошках вербализуется различное отношение людей к нашим пушистым собратьям. Например,

В обычной семье мать говорит сыну: - После того как погладил кошку -вымой руки! В семье кошатников: - Хорошенько вымой руки, прежде чем кошку гладить! [8].

Как следует из примера, мать просит ребенка смыть с рук следы контакта с кошкой (После того как погладил кошку - вымой руки). Как известно, кошки часто болеют сами и являются переносчиками опасных для человека микробов, бактерий и гельминтов. Таким образом, санация рук является более чем оправданной и говорит о приоритете собственного здоровья и благополучия. Однако для любителей кошачьих («кошатников») здоровье их любимца является гораздо большей ценностью, чем для обычных людей. Кошки очищают себя языком, поэтому все, что оказывается на шерсти, несомненно, попадает в желудок животного. На руках человека скапливается кожный жир, который является отличной средой для переноса вредных для кошки микроорганизмов. Принимая во внимание, что общение с человеком может также иметь негативные последствия для питомца, в шутке мы видим, что мама настаивает на наличии чистых рук, если ребенок хочет повзаимодействовать с кошкой (Хорошенько вымой руки, прежде чем кошку гладить).

Суммируя сделанные наблюдения, можно сделать вывод о наличии в структуре концепта «Кошка» таких признаков, как обожание одних людей, сдержанное отношение других людей.

В этой связи интересным остается вопрос о том, как конкретно принято проявлять свою любовь к этим существам в русскоязычной культуре в наши дни [14-21].

Рассмотрим примеры.

1. Хорошо быть котом: потянулся - все умиляются, перевернулся с одного бока на другой - все умиляются, потолстел на 5 кг - все опять умиляются [9].

2. Ёрзаю, ворочаюсь в кровати, не могу удобно лечь и спокойно уснуть. И вдруг... кот! Если я теперь шевельнусь, он проснётся и уйдёт [8].

3. Леша! Приезжай срочно! Тут здоровенная мышь бегает. - Лена, я не могу, я на работе. Кинь в неё Барсиком. - Не могу, он у меня на голове, когтями держится! [9].

4. Муж упрекает меня в том, что я коту готовлю чаще, чем ему. Я вот и думаю, сказать или нет, что я готовлю только коту, а он просто доедает? [19]

5. - Похоже, он ко мне действительно серьезно относится...

- Что, с родителями познакомил?!

- Бери выше - с котом! [20].

Как следует из примера, многие люди находят кошек очаровательными (все умиляются). Исследователи отмечают, что, набирая лишний вес, коты приобретают округлую форму и больше напоминают младенцев. Реакцией на данный психологический стимул является подключившееся родительское поведение. Людям хочется кормить кошек, держать на руках и всячески проявлять свою любовь и заботу [13].

Что делают родители, когда их любимый малыш заснул? Конечно же, оберегают его покой. Так, во втором произведении мы можем наблюдать типичную ситуацию с человеком, обожающим своего кота. Кот уснул рядом, и человек лежит в неудобной позе, чтобы его не потревожить (Если я теперь шевельнусь, он проснётся и уйдёт).

В третьем анекдоте демонстрируется способность простить своему котику любые недостатки.

Учитывая охотничью специализацию на грызунов, некоторые люди заводят котов для избавления от мышей. В данном случае юмористический эффект создается тем, что кот не может ловить мышей, т. к. боится их (Тут здоровенная мышь бегает... Барсик ... у меня на голове, когтями держится). Хозяйку этот аспект не волнует, она готова терпеть боль от вцепившегося в нее от ужаса любимца и звать на помощь мужа для решения проблемы (Леша! Приезжай срочно! Тут здоровенная мышь бегает).

Мы уже упоминали, что, являясь людьми, мы любим своих питомцев, очеловечивая их и относясь к ним как к своим детям. Окситоциновое удовольствие от такой заботы покрывает, как мы видим, все неприятности, которые могут доставить нам кошки.

Так, смысл четвертой шутки заключается в приоритете кота перед мужем. Жена готовит еду для кота, а не для мужа (я готовлю только коту, а он просто доедает).

В пятом примере говорится о том, что кот обладает правом вето в отношении выбора спутника жизни своего человека (он ко мне действительно серьезно относится... познакомил?!... с котом).

Из приводимых примеров становится ясно, что для многих людей их питомец становится больше, чем просто животным. К нему относятся как к члену семьи. Психологической основой данного поведения является подсознательное отношение к кошке как к ребенку. Эта игра в дочки-матери имеет свои плюсы как для одной, так и для другой стороны. Коты получают заботу, еду, ласку и внимание; а люди - повышение уровня дофамина от реализации родительского поведения, а также возможность сменить направление мыслей и избавиться от стресса.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что концепт «Кошка» содержит такие признаки, как умиление при виде котиков, способность терпеть временные неудобства в заботе о питомце, прощение недостатков, большая значимость по сравнению с другими членами семьи.

Несмотря на обилие шуток, в которых раскрывается то, как сильно человек любит кошек, как нежно и внимательно заботится о них и всячески пробует найти контакт, существует целый пласт произведений, демонстрирующих непривлекательные стороны отношения людей к этим животным. Обратимся к примерам.

1. Ребёнку подарили игрушечный набор доктора. У кота началась новая жизнь с трудноизлечимыми болезнями [9].

2. Жизненный опыт показывает, что провинившиеся коты хорошо понимают азбуку Морзе, только стучать надо тапкой по морде [9].

3. Надоел мужику кот жены и решил мужик от него избавиться. Взял кота, посадил в мешок, отнёс его на 3 км от дома и оставил там. Возвращается домой, а на крыльце сидит кот, его ждёт и радостно мурлыкает. Мужик сильно разозлился. На следующий день он взял кота и отнёс его на 5 км от дома. Опять та же история: кот сидит на пороге и терпеливо ждёт. Мужик вошёл в дикую ярость, взял кота, сел в машину и ехал 10 км прямо, 20 км налево, 7 км на юго-запад и 15 км на северо-восток, бросил кота и уехал. Через час мужик звонит жене по мобильнику: - Дорогая, кот дома? - Да, дорогой, пять минут назад вернулся, а почему ты спрашиваешь? - Дай мне эту скотину к телефону - я потерялся! [9].

Как следует из первого примера, домашние животные могут быть вынуждены физически терпеть навязчивость детей. Из приводимой шутки мы понимаем, что ребенок играет с кошкой, как с куклой, подвергая ее разным неприятным манипуляциям (игрушечный набор доктора. У кота началась новая жизнь с трудноизлечимыми болезнями).

Во втором анекдоте описывается ситуация, в которой домашнее животное становится жертвой жестокого обращения со стороны людей (коты хорошо понимают азбуку Морзе, только стучать надо тапкой по морде).

В третьем произведении в юмористическом ключе рассказывается о сноровке кота найти путь домой, но сопутствующие истории факторы ужасны сами по себе - домашнее животное выбрасывают из дома без всякой на то веской причины (Надоел мужику кот жены и решил мужик от него избавиться,... Взял кота, посадил в мешок, отнёс его на 3 км от дома и оставил там).

Анализ приводимых примеров позволяет заключить наличие в содержании концепта «Кошка» таких признаков, как отношение к кошке как к игрушке, возможность варварского обращения с кошкой, возможность для людей безжалостно избавиться от животного.

Обилие шуток, в которых репрезентируются данные концептуальные признаки, к сожалению, подтверждает актуальность темы абьюза.

Кто же заводит кошек и почему? Ответ на это вопрос мы с легкостью находим в шутках и анекдотах.

1. Разговаривал с мамой по поводу её желания иметь внуков. Сошлись на том, что она заводит кота [9].

2. Идеальная молодая семья - это спортивный парень, стройная девушка и жирный кот. А не когда всё перепутано [8].

3. Сегодня международный день кошек. Не забудь поздравить лучших друзей сильных и независимых девушек [14].

4. Для того чтобы спать с женой, я на ней женился. А кот с ней спит, вообще ничего не обещая [9].

5. Самые страшные звуки для кота - это слова маленького ребёнка:

- Киса, киса! [9].

В приводимых примерах мы видим, что стереотипно считается, что кошек заводят женщины (мама, жена, сильные и независимые девушки) и семьи (молодая семья, семья с ребенком). Как следует из первого и второго примеров, животное может служить заменой ребенку. Так, бабушка из первого произведения, не дождавшись внуков от сына, склоняется к тому, чтобы реализовать свое желание любить и заботиться с помощью кота. Во втором примере речь идет о молодой паре, которая по каким-то причинам пока не готова завести ребенка, поэтому тренирует родительское поведение на коте. Из слов «жирный кот» мы понимаем, что животное балуют и регулярно перекармливают.

В третьем примере звучит мысль, что одинокие девушки, которым не хватает мужского внимания из-за проблем с собственным характером и увлечения

идеями феминизма (сильных и независимых девушек), имеют тенденцию заводить котов.

Из четвертого и пятого произведений становится понятно, что котиков могут заводить семьи как игрушку для детей (слова маленького ребёнка: - Киса, киса) или объект привязанности одного из супругов (кот с ней спит).

Ученые отмечают, что люди, как биологический вид, имеют своего рода исходные программы мышления и поведения, которые в свое время обеспечили нашим предкам выживание. Одним из них является стремление к групповой интеграции - жизни в стае. Многие века нашей эволюции эта потребность быть частью коллектива (общества, семьи) поддерживалась естественным путем. Иными словами, институт семьи имел высокую экономическую и социальную значимость. Например, чтобы вести хозяйство, крестьянам нужны были работники; ими становились подросшие дети. Родители заботились о детях, дети заботились о родителях в старости. Любовь и теплые близкородственные отношения становились залогом выживания и процветания всего рода, они сохранялись на протяжении всей жизни и являлись залогом безопасности [15].

В наше время развитие технологий привело к большей обособленности. Роль семьи постепенно уменьшается, что проявляется в снижении демографических темпов роста в развитых странах, появлении течения «чайдфри», массовом заболевании цифровым аутизмом. Для экономического и физического выживания теперь не требуется наличия семьи или принадлежности к социальной группе. Отсюда появляются анекдоты про сильных и независимых феминисток, предпочитающих отношения с котом вступлению в брак с мужчиной, и молодых семьях, играющих в дочки-матери с котиком вместо рождения детей, бабушках, мечтающих о внуках и сублимирующих желание подарить заботу в любовь к животным. Приводимые примеры подтверждают, что технологии трансформировали жизнь людей слишком быстро, и психика не успевает адаптироваться к этим возможностям, продолжая воспроизводить привычные паттерны поведения в изменившемся социальном контексте.

Суммируя вышеперечисленные категории людей, следует сделать вывод о наличии в содержании концепта «Кошка» следующих признаков: котов заводят люди, которым не хватает любви, чаще всего одинокие женщины; семьи с детьми как игрушку для последних; семьи без детей для тренировки родительского поведения.

Ответ на то, как люди объясняют привязанность к домашним питомцам, мы также находим в прецедентных текстах юмористических жанров. Рассмотрим примеры.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Недавно моя жена решила похудеть. Я, тёща и кот худели вместе с ней. С того момента я понял, что кот очень любит меня, поскольку на третий день диеты он очень тихо и осторожно приволок мне дохлого воробья и показал на него: на, мол, кушай мясо [8].

2. За что я люблю кошек больше, чем людей? Если они и гадят, то не в душу [9].

3. Кот - очень необычное создание: он никогда не пристаёт с расспросами, какое у тебя настроение; его не интересует, богат ты или беден, глуп или умён, грешник или святой. Ты ему друг. Ему этого достаточно [9].

4. Первая кошачья заповедь: если тебя погладили по левой щеке - подставь правую! [9].

5. Кот - самый лучший друг. Он никогда не скажет: - Почему ты жрёшь по ночам? А скажет: - Давай жрать вместе! [14].

Как следует из первого примера, отношения с кошкой позволяют человеку почувствовать себя важным для кого-то и любимым (кушай мясо). Подобно тому, как мама-кошка приносит своим котятам добычу, своеобразные «подарки» кошек хозяевам в виде птиц, мышей и т. п. вызывают нем умиление, в данном примере мужчина интерпретирует поведение своего пушистого друга как проявление заботы и привязанности. Важно отметить, что он не одинок в этом умозаключении. Многие владельцы кошек убеждены, что таким образом кошка заботится о человеке и делится с ним добычей, чтобы тот не умер от голода. Более того, она выражает свою благодарность за нашу заботу и делает это, чтобы показать, как сильно она нас любит. Однако существует еще одна теория, состоящая в том, что кошки, принося хозяину затравленную добычу, хотят научить его охоте [12].

Из второго произведения становится понятным, что одной из причин любви к кошкам является чувство эмоциональной безопасности (Если они и гадят, то не в душу). Не секрет, что процесс коммуникации человека с себе подобными осложнен необходимостью учитывать множество факторов: будь то настроение собеседника, его вербальные и невербальные сигналы, ценности, верования, особенности реакции на разные раздражители и многое другое. Без постоянной практики это задача не из легких, особенно в наши дни, когда можно свести общение к минимуму и, например, работать и учиться онлайн из дома. Важно отметить, что не только взрослые, но и дети проводят все больше времени уткнувшись в телефон и прочие гаджеты. Таким образом, для многих людей коммуникация становится стрессовым фактором, который может заканчиваться неудачами, в то время как общение с домашним питомцем не способно вытолкнуть человека за пределы зоны комфорта.

Согласно третьей и четверной шуткам, в общении с животными людей подкупает возможность ощутить счастье полного принятия (его не интересует, богат ты или беден, глуп или умён, грешник или святой. Ты ему друг. Ему

этого достаточно) и психологический комфорт (он никогда не пристаёт с расспросами).

В четвертом анекдоте акцентируется внимание на привычке кошек ласкаться (подставь правую). Многие научные исследования подтверждают, что тактильный контакт чрезвычайно важен для общего самочувствия человека, а потребность в прикосновении ощущается как на физическом, так и на эмоциональном уровне. Отсутствие прикосновений и объятий имеет более серьезные последствия, чем мы могли бы подумать. Сенсорный голод способен вызвать тревогу, неуверенность, раздражительность, депрессию [16].

Получил широкую известность эксперимент, который был проведен в XIII веке императором Фридрихом II Гогенштауфеном. Правитель запретил няням говорить в присутствии детей и обнимать их. Он надеялся, что малыши начнут говорить слова на родном языке, на котором говорили Адам и Ева, но через три месяца младенцы умерли [17].

Сегодня нет никаких сомнений в том, что для крошечных детей прикосновение необходимо для жизни. Чем больше их гладят и обнимают, тем лучше они развиваются и лучше подготовлены к формированию межличностных отношений.

«Жажду прикосновений» испытывают не только люди. Весьма известен эксперимент, проведенный в США в 1960-х годах американским психологом Гарри Харлоу. Его исследования были сосредоточены на влиянии прикосновения на млекопитающих. Так называемый эксперимент Харлоу заключался в том, что молодых королевских макак отделяли от их биологических матерей и предоставляли им на выбор две искусственные фигуры - одну из проволоки и дерева, а другую - покрытую мягкой приятной тканью, чем-то напоминающую обезьяну. Интересно, что бутылку молока держала только первая из них. Несмотря на это, обезьяны чаще выбирали тот, который был покрыт мягким материалом. Они ели, когда нужно, но проводили большую часть времени, прижимаясь к своей мягкой пушистой «матери». Данный фактор говорит о том, что чувство безопасности, возникающее от приятного прикосновения, оказалось даже сильнее утоления голода [18].

Людям и кошкам чрезвычайно повезло друг с другом, потому что у тех и у других схожий язык проявления привязанности. Таким образом, как демонстрируется в примере, через поглаживания оба вида получают удовольствие, избавляются от стресса и налаживают теплые отношения.

Смысл пятого анекдота заключается в радости обретения товарища по пагубной привычке к перееданию, который не осудит, а поможет в полной мере насладиться моментом (Кот - самый лучший друг. . скажет: - Давай жрать вместе!).

Таким образом, можно сделать вывод, что такой аспект, как «почему люди любят кошек», также содержит следующие признаки: людей подкупает способность кошек демонстрировать эмоциональную привязанность к ним, возникающее чувство эмоциональной безопасности при взаимодействии с ней, возможность ощутить счастье полного принятия, психологический комфорт, так-тильность, способность разделить с человеком удовольствие от хорошей обильной еды.

Как известно, антроморфизация является одним из способов людей постижения и объяснения мира. С древних времен люди пытались объяснить себе природные явления, катаклизмы влиянием богов, которые своим поведением очень напоминали людей. Многие культуры на каком-то историческим этапе развития обожествляли животных и приписывали им качества и мотивы поведения, свойственные человеку.

Сегодня мы можем наблюдать отголоски этого мифического сознания в анекдотах и шутках о животных. Рассмотрим примеры.

1. Днём, когда кот дрыхнет, я считаю своим долгом потеребить его, несмотря на всё его недовольное ворчание. С пяти до семи утра ситуация меняется точно наоборот. Кто кому мстит? [19].

2. Кот удирает от собаки и думает: «Я сам за хомячком вчера по комнате гонялся, ему так же страшно было, бедный хомячок, бедный пушистик». Тут, бац, дерево. Кот на дерево, отдышался, сидит и думает: «Ну, хомяк, тварь волосатая, теперь держись!» [20].

Как демонстрируется в примерах, людям свойственно интроспектировать то, как они приходят к каким-то решениям и делают вывод, что у кошек происходит все примерно также. Так, в первом произведении речь идет о человеке, заключившем, что кот ему мстит, т. к. он в таких же условиях именно это и сделал бы (С пяти до семи утра ситуация меняется точно наоборот. Кто кому мстит?).

Во второй шутке от лица кота, убегающего от собаки, показан круговорот мыслей и чувств. Причем образ этих мыслей говорит нам о том, что их ход соответствует логике человека - в состоянии стресса кот проводит аналогию с обижаемым им хомяком, сочувствует ему, находясь в безопасности, обесценивает эти чувства, переходя в режим хулигана.

Не обладая человеческой речью, животные не могут объяснить мотивы своего поведения, но обилие произведений художественного и научного планов говорит о том, что эта проблема занимает умы множества людей.

Сегодня невозможно однозначно утверждать, мстят ли коты и способны ли они к сложным когнитивным операциям, таким, например, как проведение аналогий или проявление сочувствия.

Люди, профессионально занимающиеся психологией кошек, утверждают, что кошкам незнакомо чувство мести, и ночная активность объясняется тем, что кошачьи предпочитают охотиться по ночам, а никак не негативным отношением к человеку, ведущему дневной образ жизни [12]. Люди, действительно, разделяют с животными очень много базовых моделей мышления. Однако наша оценка мотивов их поведения может быть во многом игрой ума.

Более того, испытывая сочувствие к своей добыче, кошки остались бы голодными и умерли бы, не дожив до наших дней.

Суммируя сделанные наблюдения, можно с уверенностью утверждать, что в содержание концепта «Кошка» входит следующий признак: люди пытаются оценивать поведение котов, опираясь на паттерны, характерные для человеческого мышления и особенностей коммуникации.

Отсутствие у большинства людей знаний об особенностях мышления и поведения кошек приводит к коммуникативным неудачам в общении со своим питомцем. Обратимся к примерам.

1. Купил мужик кота. Пошёл на работу, а когда пришёл, то увидел лужу на ковре. Взял кота, потыкал носом в лужу и выкинул в форточку. Так повторялось неделю. Однажды пришёл мужик с работы и опять увидел лужу. Кот подошёл, потыкался носом и выпрыгнул в форточку [19].

Как можно заметить, суть шутки состоит в том, что, предпринимая неумелые попытки отучить кота мочиться на ковер, мужчина закрепил ненужный шаблон поведения - написать на ковер, увидеть хозяина, потыкаться носом в лужу и выпрыгнуть в окно.

Фелинологи скажут, что мужчина совершил ряд ошибок в общении с котом. Во-первых, с животными не работает отсроченное наказание [21]. Кот просто не поймет, зачем его мажут в его же экскрементах, что вызовет стресс, от которого кот может окончательно утратить контроль над мочеиспусканием. Во-вторых, причина, по которой кот выбрал ковер своим горшком, остается вне осознания мужчиной, а это может быть заболевание почек, территориальное поведение, стресс. Без ее решения деструктивное поведение не может угаснуть самостоятельно.

Анализ примеров подобного рода позволяет сделать вывод о существовании такого признака, как коммуникативные неудачи в общении с кошкой.

Суммируя сделанные в ходе исследования выводы и наблюдения, можно заключить, что концепт «кошка» является значимым культурным концептом.

В ходе исследования были в полной мере решены задачи исследования и достигнута его цель. Анализ репрезентации концепта «Кошка» в русскоязычных прецедентных текстах юмористических жанровб показал, что данная ментальная единица обладает обширным набором признаков. Было выявлено, что описываемый концепт представлен в пяти основных аспектах, а именно: привычки и характер кошек, отношение людей к кошкам, понимание кошек, кто заводит кошек, почему их любят.

Авторы обнаружили, что такой аспект, как «привычки и характер кошек», представлен следующими признаками: склонность к расстройству пищевого поведения в силу стресса, мяуканье по ночам, периурия, привычка портить вещи, проявляет территориальное поведение, любит использовать картонные коробки для игр и отдыха, неравнодушное отношение к валериане, демонстрирует меньшую эмоциональную привязанность к хозяевам по сравнению с собакой.

В «отношение людей к кошкам» входят такие признаки, как обожание одних людей, сдержанное отношение других людей, умиление при виде котиков, способность терпеть временные неудобства в заботе о питомце, прощение недостатков, большая значимость по сравнению с другими членами семьи, отношение к кошке как к игрушке, возможность варварского обращения с кошкой, возможность для людей безжалостно избавиться от животного.

Аспект «кто заводит кошек» включает следующие признаки: котов заводят люди, которым не хватает любви, чаще всего одинокие женщины, котов заводят семьи с детьми как игрушку для последних, семьи без детей для тренировки родительского поведения.

«Почему люди любят кошек» представлен следующим набором признаков: людей подкупает способность кошек демонстрировать эмоциональную привязанность к ним, возникающее чувство эмоциональной безопасности при взаимодействии с кошкой, возможность ощутить счастье полного принятия, психологический комфорт, тактильность, способность разделить с человеком удовольствие от хорошей обильной еды.

Согласно проведенному анализу, аспект «понимание поведения кошек» имеет следующие признаки: люди пытаются оценивать поведение котов, опираясь на паттерны, характерные для человеческого мышления и особенностей коммуникации, попытку найти сходство в человеческой и кошачьей психологии, коммуникативные неудачи в общении с кошкой.

В произведениях юмористических жанров продемонстрирован упрощенный и обобщенный образ домашнего любимца, который содержит наблюдения, сделанные на бытовом уровне о самих кошках и об отношении людей к ним.

В результате изучения русскоязычных прецедентных текстов юмористических жанров было сделано интересное наблюдение, касающееся современной культуры. На настоящий момент вербализуются две основные тенденции, раскрывающие отношение к кошкам. Первая - как к игрушке, которая не имеет права отказаться от навязчивого внимания своих хозяев, вынуждена терпеть физические наказания и пренебрежение, в итоге может быть выброшена на улицу; вторая противоположная ей - кота принимают в семью и относятся соответствующе:

его лечат, кормят, балуют, стараются понять, прощают погрешности в поведении. Несмотря на всю гуманность второго подхода, в прецедентных текстах явственно прослеживается мысль о том, что животному навязывают функцию быть эмоциональным пластырем на ранах человека, например, заменить ему детей, внуков, семью, отношения с другими людьми.

Звучащий в прецедентных текстах намек на созависимые отношения с питомцем, на наш взгляд, возник в результате информационно-технической революции и общей гуманизации общества. Интернет, социальные сети прочно обосновались в жизни каждого человека. Люди не заметили, как стали все больше времени проводить за экраном компьютеров или глядя на экран телефона. Гаджеты стали не только атрибутом рабочего места в офисе, но и дома. Гораздо большие, чем у поколений ранее, экономические, социальные и политические права привели к возможности человека сепарироваться, строить карьеру, позже вступать в брак и заводить детей, а также способствовали выбору комфортной замены социальных отношений.

С другой стороны, развитое общество вступило на путь гуманизации и существенно переосмысливает свое отношение к животным, выступая за сохран-

Библиографический список

ность среды обитания диких животных и расширяя права домашних животных. Волонтеры организуют приюты для бездомных животных и группы помощи, становясь более отзывчивыми к братьям нашим меньшим.

В совокупности данные факторы способствовали позитивному переосмыслению роли кошек в жизни человека.

Подводя итог исследованию репрезентации концепта «кошка» в русскоязычных прецедентных текстах юмористических жанров, следует отметить, что исследование вносит вклад в развитие концепции когнитивной организации языковой системы. Дальнейшие исследования особенностей репрезентации ключевых концептов культуры помогут нам лучше понять основные элементы россий-ской6 ментальности и выявить факторы, влияющие на развитие современного общества. Полученные результаты данного исследования имеют практическую ценность, так как они могут быть применены в образовательном процессе при преподавании различных курсов, таких как лексикология, общее языкознание и когнитивная лингвистика. Кроме того, эти результаты могут быть полезны при изучении русского языка как иностранного, помогая студентам развить практические навыки владения языком.

1. Пырерко Л.В. Значение кошек в древнем Египте. Актуальные вопросы научных исследований: материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. 2018: 50-53.

2. Багана Ж., Яковлева Е.С. Национально-культурные особенности лексем «кошка» и «собака» на материале английского и китайского языков. Вестник РУДН. Серия: Лингвистика. 2016; Т. 20, № 2: 91-98.

3. Joshua J. Mark Cats in the Ancient World. The World History Encyclopedia Available at: https://www.worldhistory.org/article/466/cats-in-the-ancient-world/

4. Clutterbuck Martin R. Siamese Cats: Legends and Reality Reviews and Ratings. Bangkok: White Lotus Co Ltd, 2004.

5. Лю С. Образ кошки в русском и китайском языках как репрезентация зоонимического кода культуры. Большое евразийское партнёрство: лингвистические, политические и педагогические аспекты: материалы II Международной научно-практической онлайн-конференции. 2021: 50-56.

6. Краткий словарь когнитивных терминов. Москва: Издательство Московского государственного университета Москва, 1996.

7. Слышкин Г Г. От текста к символу: лингвокультурные концепты прецедентных текстов в сознании и дискурсе. Москва: Academia, 2000.

8. Анекдот.ру. Available at: https://www.anekdot.ru

9. Анекдотов.пе1 Available at: Available at: https://anekdotov.net

10. Anekdotus.com. Available at: https://anekdotus.com

11. Humornet.ru. Available at: https://humornet.ru

12. Fogle B. The Cat's Mind: Understanding Your Cat's Behavior. New York: Howell Book House, 1995.

13. Бессант К. Перевод с кошачьего: Научитесь разговаривать со своей кошкой. Москва: Рипол Классик, 2005.

14. Всё шуточки. Available at: https://vse-shutochki.ru

15. Бутовская М.Л., Ростовцева В.В. Эволюция альтруизма и кооперации человека: Биосоциальная перспектива. Москва: Ленанд, 2021.

16. Шевырева Е.Г, Степанова О.А. Развитие тактильно-кинестетического контакта в онтогенезе. Бюллетень науки и практики. 2016; № 9 (10): 260-263.

17. Воскобойников О.С. Душа мира: Наука, искусство и политика при дворе Фридриха II (1200-1250). Москва: РОССПЭН Издательство АНО, 2008.

18. Harlow Harry F. The Nature of Love. American Psychologist. 1958; Vol 13 (12): 673-685.

19. Anekdotbar.ru. Available at: https://anekdotbar.ru

20. Anekdotov.me. Available at: https://anekdotov.me

21. Жеребилова М. КОТоЛОГИКА. О чем молчит кошка. Москва: Эксмо, 2020. References

1. Pyrerko L.V. Znachenie koshek v drevnem Egipte. Aktual'nye voprosy nauchnyh issledovanij: materialy Mezhdunarodnoj (zaochnoj) nauchno-prakticheskoj konferencii. 2018: 50-53.

2. Bagana Zh., Yakovleva E.S. Nacional'no-kul'turnye osobennosti leksem «koshka» i «sobaka» na materiale anglijskogo i kitajskogo yazykov. VestnikRUDN. Seriya: Lingvistika. 2016; T. 20, № 2: 91-98.

3. Joshua J. Mark Cats in the Ancient World. The World History Encyclopedia Available at: https://www.worldhistory.org/article/466/cats-in-the-ancient-world/

4. Clutterbuck Martin R. Siamese Cats: Legends and Reality Reviews and Ratings. Bangkok: White Lotus Co Ltd, 2004.

5. Lyu S. Obraz koshki v russkom i kitajskom yazykah kak reprezentaciya zoonimicheskogo koda kul'tury. Bol'shoe evrazijskoe partnerstvo: lingvisticheskie, politicheskie i pedagogicheskie aspekty: materialy II Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj onlajn-konferencii. 2021: 50-56.

6. Kratkij slovar' kognitivnyh terminov. Moskva: Izdatel'stvo Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta Moskva, 1996.

7. Slyshkin G.G. Ot teksta k simvolu: lingvokul'turnye koncepty precedentnyh tekstov v soznaniii diskurse. Moskva: Academia, 2000.

8. Anekdot.ru. Available at: https://www.anekdot.ru

9. Anekdotov.net. Available at: Available at: https://anekdotov.net

10. Anekdotus.com. Available at: https://anekdotus.com

11. Humornet.ru. Available at: https://humornet.ru

12. Fogle B. The Cat's Mind: Understanding Your Cat's Behavior. New York: Howell Book House, 1995.

13. Bessant K. Perevod s koshach'ego: Nauchites'razgovarivat' so svoej koshkoj. Moskva: Ripol Klassik, 2005.

14. Vseshutochki. Available at: https://vse-shutochki.ru

15. Butovskaya M.L., Rostovceva V.V. 'Evolyuciya al'truizma ikooperaciicheloveka: Biosocial'naya perspektiva. Moskva: Lenand, 2021.

16. Shevyreva E.G., Stepanova O.A. Razvitie taktil'no-kinesteticheskogo kontakta v ontogeneze. Byulleten'naukiipraktiki. 2016; № 9 (10): 260-263.

17. Voskobojnikov O.S. Dusha mira: Nauka, iskusstvo ipolitika pri dvore Fridriha II (1200-1250). Moskva: ROSSP'EN Izdatel'stvo ANO, 2008.

18. Harlow Harry F. The Nature of Love. American Psychologist. 1958; Vol 13 (12): 673-685.

19. Anekdotbar.ru. Available at: https://anekdotbar.ru

20. Anekdotov.me. Available at: https://anekdotov.me

21. Zherebilova M. KOToLOGIKA. O chem molchit koshka. Moskva: 'Eksmo, 2020.

Статья поступила в редакцию 15.02.24

УДК 1751

Shmul I.A., Cand. of Sciences (Philology), senior teacher, Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia),

E-mail: inna.shmul@gmail.com

INFINITIVE OR GERUND: DIFFERENTIATION OF CASES OF USE AFTER ASPECTUAL VERBS (BASED ON ENGLISH LANGUAGE SOURCES). The article declares a new approach to the issue of using the infinitive and gerund in a compound verbal predicate after verbs of an aspectual characteristic: to begin, to cease, to commence, to continue, to start in English, by analyzing the characteristics of the second part of the compound verbal predicate based on examples in the material studied for the article. The article examines material, about 900 examples, collected from texts of English and American fiction. It is proposed to consider the characteristics of the second part of a compound verbal predicate and identify patterns of their use in this regard, which greatly facilitates the understanding and further use of this grammar, as well as contributes to the development of corpus linguistics. As a result of the study, it is established that the second component of a compound

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.