Научная статья на тему 'РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ КОНЦЕПТА ДОРОГА В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КАРТИНЕ МИРА ДЖЕЙН ОСТИН'

РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ КОНЦЕПТА ДОРОГА В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КАРТИНЕ МИРА ДЖЕЙН ОСТИН Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
213
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЖЕЙН ОСТИН / КОНЦЕПТОСФЕРА / КОНЦЕПТ ДОРОГА / ХРОНОТОП ДОРОГИ / JANE AUSTEN / CONCEPTUAL SPHERE / JOURNEY CONCEPT / JOURNEY CHRONOTOPE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ерохина Юлия Евгеньевна

Цель исследования - выявление специфики отражения концепта ДОРОГА в творчестве Джейн Остин и определение его места и значения в концептосфере писательницы. Исследуется реализация концепта ДОРОГА в творчестве Джейн Остин в двух аспектах - пространственно-временном и духовно-философском. Научная новизна работы заключается в том, что репрезентация концепта ДОРОГА в основных романах писательницы ещё не рассматривалась как одна из структурных составляющих остиновской концептосферы. Полученные результаты показали, что в творчестве Джейн Остин значимую роль играет концепт ДОРОГА, семантическим наполнением которого служит жизненный путь героев, проходящий через испытания, потери и обретения, а также тесно связанный с ним хронотоп дороги.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

JOURNEY CONCEPT REPRESENTATION IN JANE AUSTEN’S ARTISTIC WORLDVIEW

The research objectives are as follows: to reveal specificity of the JOURNEY concept representation in Jane Austen’s creative work and to identify its role and place in the writer’s conceptual sphere. Realization of the JOURNEY concept in Jane Austen’s works is examined in two aspects: spatial-temporal and spiritual-philosophical. Scientific originality of the study lies in the fact that the JOURNEY concept has not been previously investigated as a component of Jane Austen’s conceptual sphere. The findings indicate that the JOURNEY concept, whose semantic content includes peripetias of the personages’ lives and the closely related journey chronotope, plays an important role in Jane Austen’s creative work.

Текст научной работы на тему «РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ КОНЦЕПТА ДОРОГА В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КАРТИНЕ МИРА ДЖЕЙН ОСТИН»

https://doi.org/10.30853/filnauki.2020.10.17

Ерохина Юлия Евгеньевна

Репрезентация концепта ДОРОГА в художественной картине мира Джейн Остин

Цель исследования - выявление специфики отражения концепта ДОРОГА в творчестве Джейн Остин и определение его места и значения в концептосфере писательницы. Исследуется реализация концепта ДОРОГА в творчестве Джейн Остин в двух аспектах - пространственно-временном и духовно-философском. Научная новизна работы заключается в том, что репрезентация концепта ДОРОГА в основных романах писательницы ещё не рассматривалась как одна из структурных составляющих остиновской концептосферы. Полученные результаты показали, что в творчестве Джейн Остин значимую роль играет концепт ДОРОГА, семантическим наполнением которого служит жизненный путь героев, проходящий через испытания, потери и обретения, а также тесно связанный с ним хронотоп дороги.

Адрес статьи: www.aramota.net/materials/2/2020/10/17.html

Источник

Филологические науки. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2020. Том 13. Выпуск 10. C. 87-91. ISSN 1997-2911.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2020/10/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.aramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: phil@aramota.net

https://doi.org/10.30853/filnauki.2020.10.17 Дата поступления рукописи: 01.08.2020

Цель исследования - выявление специфики отражения концепта ДОРОГА в творчестве Джейн Остин и определение его места и значения в концептосфере писательницы. Исследуется реализация концепта ДОРОГА в творчестве Джейн Остин в двух аспектах - пространственно-временном и духовно-философском. Научная новизна работы заключается в том, что репрезентация концепта ДОРОГА в основных романах писательницы ещё не рассматривалась как одна из структурных составляющих остиновской кон-цептосферы. Полученные результаты показали, что в творчестве Джейн Остин значимую роль играет концепт ДОРОГА, семантическим наполнением которого служит жизненный путь героев, проходящий через испытания, потери и обретения, а также тесно связанный с ним хронотоп дороги.

Ключевые слова и фразы: Джейн Остин; концептосфера; концепт ДОРОГА; хронотоп дороги.

Ерохина Юлия Евгеньевна

Рязанский государственный университет имени С. А. Есенина julia131089@mail. гы

Репрезентация концепта ДОРОГА в художественной картине мира Джейн Остин

Актуальность исследования определяется потребностью детального изучения и систематизации художественной картины мира Джейн Остин с целью её многоаспектного и углублённого восприятия в контексте осмысления этических установок викторианской эпохи и английской национальной идентичности в целом. Представляется важным анализ смыслового наполнения концепта ДОРОГА в контексте эволюции внутреннего мира героев, которые не просто познают жизнь, а проходят свой путь через испытания, потери и прозрения, через обретение внутренней гармонии и согласия с окружающим миром.

Для достижения указанной цели исследования необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть историю формирования концепта ДОРОГА в литературе;

- проанализировать сюжетообразующую функцию концепта ДОРОГА в основных произведениях Джейн Остин;

- исследовать духовно-философский аспект реализации концепта ДОРОГА в художественной картине мира писательницы;

- раскрыть взаимосвязь концепта ДОРОГА с концептами ДОМ и ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ в индивидуально -авторской концептосфере Джейн Остин.

Для изучения реализации концепта ДОРОГА в романном наследии писательницы в статье применяются следующие методы исследования: культурно-исторический и сравнительно-исторический методы, а также герменевтический и психологический подходы к анализу основных произведений Джейн Остин.

Теоретической базой исследования послужили работы М. М. Бахтина [1], А. А. Палий [7], О. Н. Щепи-ной [13], в которых анализируются роль хронотопа, система образов и своеобразие конфликтов в произведениях Джейн Остин. Сюжетообразующая функция концепта ДОРОГА раскрывается на материале шести основных романов писательницы.

Практическая значимость исследования заключается в том, что представленные материалы могут быть использованы в преподавании учебных дисциплин вузовских курсов истории западноевропейской литературы XIX века, а также курсов по выбору и факультативов, посвященных углублённому изучению истории английской литературы и творчества Джейн Остин.

Концепт ДОРОГА (ПУТЬ) представляет собой один из наиболее значимых архетипов в мировой литературе: вся совокупность понятий, образов, символов, мифов, связанных с универсумом дороги, является базой для его концептуализации. Как отмечает В. Н. Топоров, архетипические образы дороги постоянно возникают в творчестве больших художников [11]. В качестве примера приводятся произведения Гомера («Одиссея»), Вергилия («Энеида»), Данте («Божественная комедия»). Концепт ДОРОГА в контексте характеристики пространства обозначается в работах М. М. Бахтина, В. Н. Топорова, М. К. Мамардашвили, Т. В. Цивьян.

М. М. Бахтин в работе «Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике» подчёркивает определяющую роль образа дороги в античном бытовом романе странствий, в средневековых рыцарских романах, в испанском плутовском романе XVI века. Концепт ДОРОГА сохраняет своё сюжетное значение и в романах Д. Дефо, Г. Филдинга, Т. Смоллета, произведениях романтического и исторического жанров В. Скотта. Для европейской литературы Нового времени характерна фигура странствующего героя (Дон Кихот, Франкенштейн).

В литературном произведении события разворачиваются во времени и в пространстве, поэтому пространственно-временная, или хронотопическая, картина мира, воссозданная в художественном тексте, является его неотъемлемой характеристикой [10]. Концепт ДОРОГА в контексте пространства присутствует в большинстве литературных произведений, выполняя функцию сюжетообразующего и сюжетосвязующего звена, раскрывающего единство художественного времени и пространства. В то же время в мифопоэтической и религиозной традициях концепт ДОРОГА выступает не только в форме реального направления пути, но и метафорически -

как обозначение линии поведения (большей частью нравственного, духовного), как определённый свод правил, норм, этических принципов. В этом контексте концепт ДОРОГА - это, прежде всего, символ образа жизни и судьбы человека. Неотъемлемыми атрибутами дороги являются препятствия, требующие мобилизации воли и духовных сил, и перепутья, воплощающие свободу выбора. Путь в этом смысле - это всегда дорога к центру, к духовному совершенствованию, к высшим ценностям бытия.

М. М. Бахтин так пишет о взаимосвязи дорог и человеческих судеб: «Здесь время как бы вливается в пространство и течет по нему (образуя дороги), отсюда и такая богатая метафоризация пути-дороги: "жизненный путь", "вступить на новую дорогу", "исторический путь" и проч.; метафоризация дороги разнообразна и многоплановая» [1, с. 392]. Мотив дороги символизирует такие разносмысловые процессы, как движение, развитие, эволюция, поиск, испытание, обновление.

Разные аспекты художественного воплощения концепта ДОРОГА в литературных произведениях разных эпох отражены в работах Т. Э. Демидовой [2], А. И. Карпенко [3], А. С. Кононовой [4], Д. М. Максимова [5], В. И. Порудоминского [8], О. А. Черепановой [12] и др. Кроме того, концепт ДОРОГА может выступать в качестве образно-символической репрезентации художественно-философской концепции, представленной в контексте литературного произведения (с помощью концепта ДОРОГА и мотива путешествия Э. Блох анализирует «Фауста» И. В. Гёте, М. К. Мамардашвили - «В поисках утраченного времени» М. Пруста, В. А. Подорога - «Замок» Ф. Кафки).

Концепт ДОРОГА выступает значимым компонентом английской национальной концептосферы. Такой фактор обусловлен историческим ходом развития страны: коренными жителями Британских островов принято считать кельтов, которых англы, саксы и юты постепенно отодвигали все дальше на север и на запад, а у восточного побережья обозначилась новая волна завоевателей - скандинавских викингов. Эти профессиональные мореходы внесли в английский характер одну существенную черту - страсть к путешествиям. Со времён легендарного Фрэнсиса Дрейка, совершившего в 1577-1578 гг. второе кругосветное путешествие, англичане прокладывали пути в неведомое. Таким образом, положение островного государства сформировало определённую особенность английского национального характера, соединяющего в себе крестьянское начало с романтической тягой к дальним берегам, к путешествиям.

Концепт ДОРОГА является важнейшей концептуальной составляющей художественной картины мира Джейн Остин. В творчестве писательницы семантическое наполнение концепта репрезентируется не только как путешествие или перемещение в пространстве, но в большей степени представлено в контексте духовных поисков, взаимодействия внутреннего мира героев и окружающей их реальности, определяющих проблему нравственного выбора. В работе А. С. Кононовой выделены следующие функции концепта ДОРОГА в раннем периоде творчества писательницы: сюжетообразующая, связующая, пародийная, характеризующая персонажи, выражающая авторскую иронию. При этом автор статьи особо отмечает, что в ранних произведениях Джейн Остин «стремление к постоянной перемене места, не связанной с разумной целью, становится объектом авторского высмеивания и, таким образом, способом выражения позиции автора» [4, с. 26]. В шести основных романах Джейн Остин концепт ДОРОГА выполняет также сюжетообразующую и сюжетосвя-зующую функции, но основной является функция, выражающая духовно-нравственную авторскую позицию.

Сюжетообразующая роль концепта заключается в том, что образ дороги как физического объекта и связанное с ним перемещение выступают движущими силами развития событий, а иногда и их основным источником. Сю-жетосвязующую функцию концепта ДОРОГА воплощает хронотоп всего произведения, становясь своего рода «стержнем», на который «нанизываются» события. Так, в романе «Чувство и чувствительность» развитие сюжета начинается с дороги: семейство Дэшвуд покидает Норленд-парк и переезжает в скромный Бартон-коттедж Ещё один ключевой эпизод романа - знакомство Марианны с Уиллоби - происходит на прогулке в лесу. По приглашению миссис Дженнингс сёстры Дэшвуд приезжают в Лондон, что ведёт к дальнейшему развитию сюжета. И именно на прогулке по окрестностям Бартон-парка Элинор решается рассказать сестре об исповеди Уиллоби.

В романе «Гордость и предубеждение» завязкой служит приезд в Незерфилд-парк богатого молодого человека - мистера Бингли - в сопровождении своего друга мистера Дарси. Когда сёстры Бингли начинают всерьёз опасаться взаимного чувства, возникшего между братом и Джейн Беннет, они предпринимают поездку в Лондон. Вскоре и старшие мисс Беннет попадают в Лондон - погостить в доме своего дядюшки мистера Гардинера и его жены. Из Лондона Лиззи отправляется в гости к своей подруге Шарлотте, где опять встречает мистера Дарси. Эта встреча предопределяет их первое откровенное объяснение. Затем небольшое путешествие по Дербиширу с тётушкой Гардинер и её супругом приводит Лиззи к посещению поместья Дарси - Пемберли, что положило начало изменению её отношения к главному герою.

Сюжет романа «Нортенгерское аббатство» получает развитие с поездки главной героини Кэтрин Мор-ланд в Бат, а кульминация разворачивается с её приезда в Нортенгер. В романе «Мэнсфилд-парк» действие начинает развиваться с приездом бедной племянницы Фанни Прайс в роскошное имение Мэнсфилд-парк. Когда повзрослевшая Фанни приезжает в Портсмут повидаться с родными, она ужасается их уровню жизни, грубости, невоспитанности, их мелочным разговорам и заботам. В эти дни главная героиня понимает, что родной дом стал ей чужим, а Мэнсфилд осознаётся ею как составляющая внутреннего мира, поэтому портсмутская интерлюдия является одним из ключевых эпизодов романа.

В романе «Доводы рассудка» главная героиня Энн Элиот вынуждена уехать из родного дома - родового гнезда Киллинч-холла, который из-за долгов сдают в аренду и к которому она очень привязана. Энн приезжает погостить к замужней сестре на виллу Апперкросс, что предопределяет её встречу с любимым человеком -

капитаном Уэнтвортом. Главные герои с друзьями отправляются в Лайм, где происходит охлаждение симпатии капитана к Луизе Мазгроув. И наконец, обоих влюблённых судьба приводит в Бат, чтобы они смогли встретиться, объясниться и соединиться.

В творчестве Джейн Остин одной из ключевых констант смыслового наполнения концепта ДОРОГА является такая разновидность путешествия, как скромная прогулка. Утренние, полуденные, вечерние прогулки по парку - это особенно приятное времяпровождение, без которого не мыслится сельская жизнь, потому что «для человека, любящего природу, спокойная прогулка пешком, не более как за десять или двенадцать миль, является самым интересным из всех путешествий» [9, с. 76]. Любовь к долгим пешим прогулкам по уединенным тропинкам или аллеям парка отличает практически всех героинь Остин, выступая залогом физического и душевного здоровья, непременным атрибутом английской ментальности.

Так, Лиззи Беннет гуляет по рощам Розингса, размышляя над письмом мистера Дарси, в садах Мэнс-филд-парка Фанни Прайс находит отдохновение как для тела, так и для души. В романе «Эмма» сад служит героине убежищем, где она может успокоить расшатанные нервы и отдохнуть от забот по уходу за престарелым отцом: «Природа, освежившись и успокоясь после бури, нежилась на солнце, сверкала, благоухала, лаская взор и обонянье... она поспешила в сад... Прошлась разок-другой по аллее, чувствуя, как мало-помалу проясняются мысли и оживает душа.» [6, т. 3, с. 372-373].

Персонажи получают такое удовольствие от прогулок, что могут совершать их молча, не разговаривая, общаясь друг с другом через природу, как, например, герои «Мэнсфилд-парка», гуляющие в буковой роще, где «царили сумрак и тень и естественная красота. Все они ощутили её свежесть и несколько времени только шли и восхищались» [Там же, т. 2, с. 313]. Прогулки во времена Джейн Остин служили также благопристойным поводом для общения влюблённых, к примеру, Джейн Беннет и Бингли прогуливаются наедине по дорожкам сада («Гордость и предубеждение»), Фанни Прайс и Эдмунд Бертрам влюбляются друг в друга, «бродя по парку и сидя под деревьями. летними вечерами» («Мэнсфилд-парк»). Вполне закономерно, что предложения руки и сердца от своих любимых героини получали во время прогулок - Дарси во второй раз, теперь уже успешно, делает предложение Лиззи, пока они идут от поместья Беннетов до соседнего дома («Гордость и предубеждение»), Эмма получает предложение в цветущей аллее («Эмма»), Генри Тилни объясняется в любви Кэтрин, пока они идут от дома Морландов к жилищу Алленов («Нортенгерское аббатство»), прогуливаясь в тихой и пустынной аллее, капитан Уэнтворт признаётся в своих чувствах Энн Эллиот («Доводы рассудка»). Таким образом, в этих ключевых эпизодах концепт ДОРОГА переплетается с концептом ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ.

Концепт ДОРОГА в творчестве Джейн Остин тесно связан с концептом ДОМ. Любая дорога, любое путешествие обязательно должны завершаться возвращением домой, к родному очагу. Окно усадебного дома, распахнутое во внешний мир, манит и притягивает, за его пределы можно и необходимо выходить, но так, чтобы помнить о доме, чтобы было куда вернуться. Дом, усадьба для остиновских героев не только жилище, но главным образом центр своего мира, закрытое, стабильное, защищённое пространство, Понятие дома равнозначно понятию семьи. Дом не существует без близких людей, без их доброты, взаимного уважения и понимания, чувства долга, чести и ответственности. «Дом там, где сердце» - гласит старинная английская пословица. Приезжает домой, отогревается у родного очага и находит утешение в своих горестях Кэтрин Мор-ланд из «Нортенгерского аббатства»; Лиззи Беннет спешно возвращается в родной дом, чтобы утешить и поддержать семью после скандала, вызванного бегством Лидии.

Мотив потери и обретения родного дома присутствует во всех шести романах Джейн Остин: семейство Дэшвудов вынуждено покинуть Норленд-парк, и младшая из сестёр - Марианна - прощается с ним, как с близким человеком, однако и в новом жилище - Бартон-коттедже - Дэшвуды устроились достаточно комфортно, наполнив его атмосферой домашнего уюта, любви и поддержки. Совсем иные чувства приходится переживать Фанни Прайс, возвращающейся от родных из Портсмута. Она осознаёт, что стала для родных по крови людей чужим человеком, который уже не сможет легко и просто войти в их семью, в их ближний круг. Прожив некоторое время в Портсмуте, Фанни понимает, что её истинный дом в усадьбе Мэнсфилд-парк, это поместье становится для неё воплощением настоящего семейного очага, защитой от всех неприятностей и бед: «Когда она ехала в Портсмут, ей нравилось называть его домом, приятно было говорить, что едет домой; слово это было ей очень дорого; таким и осталось, только отнести его надобно к Мэнсфилду. Дом теперь там. Портсмут это Портсмут, а дом - это Мэнсфилд» [Там же, с. 612].

Существует и ещё один аспект концепта ДОРОГА - философский. Жизненный путь, судьба - это тоже своего рода путешествие. Предметом же изучения и изображения авторов художественных произведений всегда были человеческие судьбы, душевное состояние персонажей, события, влияющие на становление и эволюцию личности. Пестрая смена декораций, кризис, слом привычного образа жизни, драматичность ситуаций, заставляющих совершать судьбоносный выбор, - все это является исходным материалом для писателя, стремящегося показать внутренний мир героя в развитии. Концепт ДОРОГА в ипостаси судьбы, жизненного пути актуален для творчества Джейн Остин потому, что для неё, прежде всего, интересна личность, причем не просто познающая жизнь, а проходящая жизненный путь через переживания, через потери, прозрения и обретения самой себя. Семантическим наполнением концепта ДОРОГА служат испытания, через которые проходят героини, чтобы обрести внутреннюю гармонию и согласие с внешним миром.

Так, в романе «Гордость и предубеждение» эволюция чувств приводит к исчезновению в душах Элизабет и Дарси взаимной неприязни. В начале романа они демонстрируют высокомерие и предвзятость по отношению друг к другу. Остин разрешает проблемы, поставленные в романе, в этическом ключе, с позиций

совершенствования морально-нравственных качеств человека. Автор показывает, что, несмотря на гордость Дарси, оправданную английской ментальностью, и оскорбленное чувство собственного достоинства Элизабет, несмотря на взаимное предубеждение героев, они оказались способны, пройдя определённые этапы душевного совершенствования, опираясь на личный жизненный опыт, осознать свою неправоту, конструктивно осмыслить сложившиеся обстоятельства и пойти навстречу друг другу.

Духовную эволюцию Дарси подтверждает его признание Элизабет, когда он говорит о том, что хорошие принципы в человеке должны сочетаться с достойными манерами, с доброжелательностью и терпимостью к окружающему миру: «Всю жизнь я был эгоистом если не по образу мыслей, то, во всяком случае, в поступках. Когда я был ребенком, мне дали понятие о правильном и неправильном, но не показали, как надо лепить свой характер. <.. .> Вы преподали мне урок... Вы научили меня душевному смирению» [Там же, т. 1, с. 718-719].

В романе «Эмма», как во всех основных произведениях Джейн Остин, долгий путь развития души предшествует благополучному финалу, благополучному не в материальном смысле, хотя и таковой тоже имеется, а в смысле достижения гармонии внутреннего мира главной героини. Для Эммы характерны духовные усилия, её отличает личностное совершенствование. Образ Эммы не идеален, но тем он и привлекателен, что воплощает персонаж реального мира со всеми его достоинствами и недостатками. Кажущаяся твёрдость убеждений, способность следовать своим жизненным установкам, которые не выдерживают проверку реальностью, отражают обусловленность душевной эволюции героини. В конце романа Эмма, пройдя по дороге любовных переживаний и сомнений, познает свой внутренний мир, обретает себя. Понимая губительные последствия своей гордыни, преодолевая заложенную с детства уверенность в своём превосходстве и исключительности, Эмма приобретает необходимый опыт для дальнейшего духовного совершенствования. Она переосмысливает свою позицию по отношению к окружающим, пытается сдерживать свои эгоистичные порывы, старается следовать общепринятым этическим нормам.

О важности самопознания, о необходимости неустанного развития души и последний роман Джейн Остин -«Доводы рассудка», основной темой которого является становление, эволюция характера главной героини. На жизненном пути Энн Элиот душевная незрелость уступает место совершенствованию внутреннего мира, выработке личных моральных ориентиров, отличающихся от установок родственников и друзей. Обретённое убеждение Энн состоит в том, ценность человека определяется не богатством и аристократическим происхождением, а душевными и нравственными сторонами его характера. Она не страшится испытаний, которые могут возникнуть в её судьбе при отказе от своего положения в обществе, высшей жизненной ценностью ставя любовь и благополучие своей новой семьи. Для главных героинь Остин внутренние убеждения и осознанное адекватное восприятие действительности становятся навигаторами эволюции и совершенствования душевного мира. Разум руководит поступками героев, а основным источником знания становятся внешние обстоятельства и различные испытания на непростом жизненном пути.

Морально-этическая основа характеров героев, их мыслей и поступков - ведущий мотив творчества Джейн Остин. В то же время вопросы воспитания, заимствованные у просветителей, писательница рассматривает в совершенно ином контексте. Ей не присущ дидактизм в обозначении этой проблемы. Согласно ее убеждениям, личность не рождается с моральными принципами, она обретает их в процессе самосовершенствования. Так, главная героиня «Мэнсфилд-парка» Фанни Прайс много читает, думает, размышляет, наблюдает, сравнивает, страдает, радуется, тогда как, например, сёстры Бертрам упражняют память, разучивают фортепианные дуэты, приобретают внешний лоск, намереваясь в дальнейшем служить украшением любого богатого дома, то есть развитие кузин идёт поверхностно, формально, а изменения, происходящие с Фанни, касаются её внутреннего мира: совершенствуются душа и ум, проходя сложный путь становления и развития личности.

Таким образом, мы приходим к следующим выводам. Концепт ДОРОГА в творчестве Джейн Остин предоставляет возможность осмыслить своеобразие индивидуально-авторской концептосферы писательницы как в пространственно-временном, так и в духовно-мировоззренческом аспекте. Переезд на новое место жительства, поездки к родственникам и друзьям, путешествия с экскурсионными целями, долгие пешие прогулки по усадебным паркам и садам - всё это является непременным атрибутом остиновских романов, очень часто предопределяя мысли и поступки героев. Духовно-философский аспект концепта ДОРОГА в творчестве Джейн Остин представляет судьба, жизненный путь героев через испытания, потери и достижения, в результате которых происходит взросление и становление личности, выработка ею моральных и нравственно-этических принципов. Концепт ДОРОГА в художественной картине мира писательницы тесно связан с такими базовыми концептами, как ДОМ и ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ. В её произведениях любая дорога всегда приводит к родному дому, к месту, где тебя любят и ждут, а здравый смысл помогает остиновским героям на жизненном пути преодолевать невзгоды, достигать своих целей, обретая внутреннюю гармонию и согласие с окружающим миром. Перспективы исследования определяются необходимостью дальнейшего детального изучения и систематизации индивидуально-авторской концептосферы Джейн Остин, анализа взаимосвязи концепта ДОРОГА с другими составляющими художественной картины мира писательницы.

Список источников

1. Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике // Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Худож. лит., 1975. С. 234-407.

2. Демидова Т. Э. Метафорическая тема дороги (пути) в английском и русском романе 40-х годов XIX века: Теккерей,

Диккенс, Гоголь: дисс. ... к. филол. н. М., 1994. 228 с.

3. Карпенко А. И. Фольклорный мотив дороги в творчестве Н. В. Гоголя и Л. Н. Толстого // Научные доклады высшей школы. Филологические науки. 1980. № 1. С. 17-24.

4. Кононова А. С. Мотив дороги в ранних произведениях Джейн Остен // Вестник Полоцкого государственного университета. 2017. № 10. С. 23-27.

5. Максимов Д. М. Идея пути в поэтическом сознании Блока // Блоковский сборник: труды Второй науч. конф., посвящ. изучению жизни и творчества А. А. Блока / отв. ред. З. Г. Минц. Тарту: Тартуский гос. ун-т, 1972. Вып. 2. С. 25-121.

6. Остин Д. Собрание сочинений: в 3-х т. М.: Худож. лит., 1988. Т. 1. 750 с.; 1988. Т. 2. 670 с.; 1989. Т. 3. 669 с.

7. Палий А. А. Основные черты поэтики Джейн Остин и ценностные характеристики ее произведений. Омск: Ом. гос. пед. ун-т, 2003. 211 с.

8. Порудоминский В. И. «С тех пор как я сел в вагон». Железная дорога в творческом сознании Л. Н. Толстого // Человек. 1995. Вып. 5. С. 145-159.

9. Рескин Дж. Сочинения Джона Рескина: в 10-ти кн. / пер. Л. П. Никифорова. М.: Маг. «Кн. дело» и И. А. Баландин, 1902. Кн. 7. Сельские листья: отрывки из «Современных живописцев». 97 с.

10. Роднянская И. Б. Художественное время и художественное пространство // Литературная энциклопедия терминов и понятий / сост. и ред. А. Н. Николюкин. М.: НПК Интелвак, 2001. Ст. 1174-1177.

11. Топоров В. Н. Пространство и текст // Текст: семантика и структура / отв. ред. Т. В. Цивьян. М.: Наука, 1983. С. 227-285.

12. Черепанова О. А. Путь и дорога в русской ментальности и древних текстах // Материалы XXVIII Межвузовской научно-методической конференции. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1999. Вып. 7. С. 29-34.

13. Щепина О. Н. Семантика художественного пространства в романе Джейн Остен «Мэнсфилд-парк»: дисс. ... к. фи-лол. н. Н. Новгород, 2001. 182 с.

JOURNEY Concept Representation in Jane Austen's Artistic Worldview

Erokhina Yulia Evgenievna

Ryazan State University named after S. Esenin julia131089@mail. ru

The research objectives are as follows: to reveal specificity of the JOURNEY concept representation in Jane Austen's creative work and to identify its role and place in the writer's conceptual sphere. Realization of the JOURNEY concept in Jane Austen's works is examined in two aspects: spatial-temporal and spiritual-philosophical. Scientific originality of the study lies in the fact that the JOURNEY concept has not been previously investigated as a component of Jane Austen's conceptual sphere. The findings indicate that the JOURNEY concept, whose semantic content includes peripetias of the personages' lives and the closely related journey chronotope, plays an important role in Jane Austen's creative work.

Key words and phrases: Jane Austen; conceptual sphere; JOURNEY concept; journey chronotope.

https://doi.org/10.30853/filnauki.2020.10.18 Дата поступления рукописи: 24.08.2020

Цель исследования - определить, чем обусловлен полемичный характер манифеста Дю Белле «Защита и прославление французского языка», сопоставив его с опубликованным ранее «Французским поэтическим искусством» Тома Себиле. Научная новизна статьи заключается в комплексном сопоставительном анализе двух теоретических произведений, который позволил впервые выявить влияние ключевых положений трактата Себиле на манифест Плеяды. В результате очевидно, что решительный отказ от средневековой традиции и категоричность формулировок Дю Белле объясняются в том числе стремлением обособиться от текста Себиле и провозгласить принципиально новую для Франции поэтическую программу.

Ключевые слова и фразы: Тома Себиле; Жоашен Дю Белле; теория поэзии во Франции XVI века; нормативная поэтика; поэтический манифест.

Кропачева Ксения Александровна

Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова kropacheva93@mail. ru

Тома Себиле как предшественник Жоашена Дю Белле («Французское поэтическое искусство» и «Защита и прославление французского языка»)

Традиционно принято считать, что Жоашен Дю Белле в «Защите и прославлении французского языка» ("La Deffence et Illustration de la langue françoyse") открыто порывает с национальным наследием предыдущих столетий и, в частности, со средневековой жанровой традицией: «Оставь все эти старые жанры французской поэзии, подобно рондо (rondeaux), балладам (ballades), виреле (virelais), королевским песням (chants royaux), песням (chansons)» [8, p. 134]. Действительно, пытаясь построить в рамках своего теоретического произведения идеальную жанровую систему, он практически не приводит в качестве образцов французскую поэзию,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.