Научная статья на тему 'РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ЭТНОКУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ НА ТЕЛЕВИДЕНИИ: ТИПОЛОГИЯ ПРОГРАММ'

РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ЭТНОКУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ НА ТЕЛЕВИДЕНИИ: ТИПОЛОГИЯ ПРОГРАММ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
185
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / ТЕЛЕВИДЕНИЕ / РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ЭТНОКУЛЬТУРЫ / НАРОДЫ РОССИИ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Рева Екатерина Константиновна

Телевизионный контент проанализирован в аспекте проблемы медиарепрезентации этнокультуры народов России. Полиэтнический состав Российской Федерации, векторы современной государственной национальной политики, внимание к этнокультуре народов России со стороны государства, что особым образом проявило себя в инициативе Президента России объявить Год культурного наследия народов России, актуализируют изучение роли средств массовой информации в контексте популяризации этнокультурного многообразия нашей страны, распространении знаний об истории и уникальной культуре народов России. Для достижения цели исследования - определить жанрово-форматный и функциональный принцип предоставления сведений об этнокультуре - применены метод качественного анализа телевизионных программ, типологического анализа, институциональный подход. Результаты исследования могут быть применены в области этнополитологии и в рамках дисциплины «Этножурналистика», изучение которой предполагают учебные планы ряда российских вузов. Выявлены особенности репрезентации этнокультуры народов России на универсальных телевизионных каналах «Россия 1», «Первый канал» и тематическом канале «Культура». Выявлено, что в сегменте первой категории телеканалов этнокультурная тематика представлена в основном в сюжетах и репортажах информационно-развлекательных и информационно-аналитических программ, в эфирной сетке вещания канала «Культура» тема этнокультуры составляет основу серийных документальных проектов. Такой подход соответствует направленности канала и просветительской функции, которая концептуально доминирует в его работе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Рева Екатерина Константиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REPRESENTATION OF ETHNOCULTURE OF THE PEOPLES OF RUSSIA ON TELEVISION: PROGRAMS TYPOLOGY

Television content is analyzed in terms of the problem of ethnoculture media representation of the peoples of Russia. The polyethnic composition of the Russian Federation, the vectors of modern state national policy, the state’s attention to the ethnoculture of the peoples of Russia, which in a special way manifested itself in the initiative of the President of Russia to declare the Year of the Cultural Heritage of the peoples of Russia, update the study of the role of the media in the context of popularizing the ethnocultural diversity of our country, dissemination of knowledge about the history and unique culture of the peoples of Russia. To achieve the goal of the study - to determine the genre-format and functional principle of providing information about ethnoculture - the method of qualitative analysis of television programs, typological analysis, and institutional approach are used. The results of the study can be applied in the field of ethnopolitical science and within the framework of the discipline “Ethnojournalism”, the study of which is required by the curricula of a number of Russian universities. We reveal the ethnoculture representation features of the peoples of Russia on the universal television channels “Russia 1”, “Channel One” and the thematic channel “Culture”. We identify that in the segment of the first category of TV channels, ethnocultural topics are presented mainly in the plots and reports of infotainment and information-analytical programs, in the broadcast network of the “Culture” channel, the topic of ethnoculture forms the basis of serial documentary projects. This approach is in line with the direction of the channel and the educational function that conceptually dominates its work.

Текст научной работы на тему «РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ЭТНОКУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ НА ТЕЛЕВИДЕНИИ: ТИПОЛОГИЯ ПРОГРАММ»

Неофилология ISSN 2587-6953 (Print) ISSN 2782-5868 (Online)

Neofilologiya = Neophilology

http://journals.tsutmb.ru/neophilology/

Перечень ВАК, РИНЦ, DOAJ, Ulrich's Periodicals Directory, EBSCO, ResearchBib, CrossRef, НЭВ «eLIBRARY.RU», ЭБ «КиберЛенинка»

НАУЧНАЯ СТАТЬЯ УДК 654.197; 070

DOI 10.20310/2587-6953-2022-8-4-813-820

Репрезентация этнокультуры народов России на телевидении: типология программ

Екатерина Константиновна РЕВА

ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет» 440026, Российская Федерация, г. Пенза, ул. Красная, 40 Н геуа.ек(й!таП.ги

Аннотация. Телевизионный контент проанализирован в аспекте проблемы медиарепрезен-тации этнокультуры народов России. Полиэтнический состав Российской Федерации, векторы современной государственной национальной политики, внимание к этнокультуре народов России со стороны государства, что особым образом проявило себя в инициативе Президента России объявить Год культурного наследия народов России, актуализируют изучение роли средств массовой информации в контексте популяризации этнокультурного многообразия нашей страны, распространении знаний об истории и уникальной культуре народов России. Для достижения цели исследования - определить жанрово-форматный и функциональный принцип предоставления сведений об этнокультуре - применены метод качественного анализа телевизионных программ, типологического анализа, институциональный подход. Результаты исследования могут быть применены в области этнополитоло-гии и в рамках дисциплины «Этножурналистика», изучение которой предполагают учебные планы ряда российских вузов. Выявлены особенности репрезентации этнокультуры народов России на универсальных телевизионных каналах «Россия 1», «Первый канал» и тематическом канале «Культура». Выявлено, что в сегменте первой категории телеканалов этнокультурная тематика представлена в основном в сюжетах и репортажах информационно-развлекательных и информационно-аналитических программ, в эфирной сетке вещания канала «Культура» тема этнокультуры составляет основу серийных документальных проектов. Такой подход соответствует направленности канала и просветительской функции, которая концептуально доминирует в его работе.

Ключевые слова: средства массовой информации, телевидение, репрезентация этнокультуры, народы России, государственная национальная политика

Для цитирования: Рева Е.К. Репрезентация этнокультуры народов России на телевидении: типология программ // Неофилология. 2022. Т. 8, № 4. С. 813-820. https://doi.org/10.20310/ 2587-6953-2022-8-4-813-820

Материалы статьи доступны по лицензии Creative Commons Attribution («Атрибуция») 4.0 Всемирная

(ее)

OPEN

3

ACCESS

©Рева Е.К, 2022

Neophilology, 2022, vol. 8, no. 4, pp. 813-820.

ORIGINAL ARTICLE

DOI 10.20310/2587-6953-2022-8-4-813-820

Representation of ethnoculture of the peoples of Russia on television: programs typology

Ekaterina K. REVA

Penza State University 40 Krasnaya St., Penza 440026, Russian Federation H reva.ek(S!mail.ru

Abstract. Television content is analyzed in terms of the problem of ethnoculture media representation of the peoples of Russia. The polyethnic composition of the Russian Federation, the vectors of modern state national policy, the state's attention to the ethnoculture of the peoples of Russia, which in a special way manifested itself in the initiative of the President of Russia to declare the Year of the Cultural Heritage of the peoples of Russia, update the study of the role of the media in the context of popularizing the ethnocultural diversity of our country, dissemination of knowledge about the history and unique culture of the peoples of Russia. To achieve the goal of the study - to determine the genre-format and functional principle of providing information about ethnoculture -the method of qualitative analysis of television programs, typological analysis, and institutional approach are used. The results of the study can be applied in the field of ethnopolitical science and within the framework of the discipline "Ethnojournalism", the study of which is required by the curricula of a number of Russian universities. We reveal the ethnoculture representation features of the peoples of Russia on the universal television channels "Russia 1", "Channel One" and the thematic channel "Culture". We identify that in the segment of the first category of TV channels, ethnocultural topics are presented mainly in the plots and reports of infotainment and information-analytical programs, in the broadcast network of the "Culture" channel, the topic of ethnoculture forms the basis of serial documentary projects. This approach is in line with the direction of the channel and the educational function that conceptually dominates its work.

Keywords: mass media, television ethnoculture representation peoples of Russia, state national policy

For citation: Reva E.K. Reprezentatsiya etnokul'tury narodov Rossii na televidenii: tipologiya programm [Representation of ethnoculture of the peoples of Russia on television: programs typology], Neofilologiya - Neophilology, 2022, vol. 8, no. 4, pp. 813-820. https://doi.org/10.20310/ 2587-6953-2022-8-4-813-820 (In Russian Abstr. in Engl.)

[MW^m

This article is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License OPEN ^ ACCESS

ВВЕДЕНИЕ

Настоящее исследование продолжает серию работ, в которых изучается вопрос отражения этнокультуры народов России в средствах массовой информации. Внимание к телевидению продиктовано тем, что, несмотря на конкуренцию со стороны современных медиа, телевидение продолжает оставаться не просто источником социальной информации для потребителей, но и главным источником распространения общечеловече-

ских ценностей, проводником культурно-просветительской функции [1]. Не вызывает сомнений, что «являясь составной частью культуры страны, телевидение влияет на сохранение родного языка, традиций, обычаев народов нашей страны» [1, с. 55-56]. И этому тезису есть обоснование. М.В. Мартыненко, отмечая в 2010 г. недостаточное количество телепрограмм об этнокультурной специфике народов России («... на федеральных каналах, которые доступны всем, как правило, есть рассказы о народах дальнего зарубежья. Ко-

нечно, такие программы нужны, но рядовой зритель, как правило, очень мало знает даже о народах, населяющих Российскую Федерацию» [2, с. 250], пишет, что «необходимо показывать положительные моменты той или иной культуры, её многообразие, красоту» [2, с. 251]. С момента выхода цитируемой научной статьи, которая действительно фиксирует медиареальность того времени, в телевизионном контенте этнокультурной направленности много что изменилось. Считаем, что этому способствовало изменение вектора государственной национальной политики, которое пришлось на 2012 г.: подписывается Указ Президента Российской Федерации «Об обеспечении межнационального согласия»1, создаётся Совет при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям2, утверждается Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 г.3 В качестве подтверждения следует привести цитату из научной статьи В.Ю. Зорина: «На протяжении 2010-х гг. основными инновациями в сфере государственной национальной политики стали восстановление этнокультурного суверенитета Российской Федерации и начало возвращения государства в сферу этнополитики. Рубежным можно с полным основанием называть 2012 г., когда начинается разработка основополагающих документов, регулирующих сферу государственной национальной политики в нашей стране» [3, с. 15]. На федеральном телевидении всё чаще выходят проекты о народах России («Пряничный домик», «Редкие люди», «Земля людей»), репортажи (о Северной Осетии, Республике Дагестан, Республике Коми, Республике Алтай), сюжеты (о народах Дагестана, Республике Удмуртия, корен-

1 Об обеспечении межнационального согласия: Указ Президента Российской Федерации № 602 от 07.05.2012. URL: http://static.kremlin.ra/media/acts/files/ 0001201205070017.pdf (дата обращения: 20.05.2022).

2 О Совете при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям: Указ Президента Российской Федерации № 776 от 05.06.2012. URL: http://www.kremlin.ra/acts/bank/35435 (дата обращения: 20.05.2022).

3 О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года:

Указ Президента Российской Федерации № 1666 от

19.12.2012. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/36512 (дата обращения: 20.05.2022)._

ных малочисленных народах Севера). К новым проектам, выход в эфир которых пришёлся на 2022 г., относятся «Неизвестные маршруты России».

Чтобы классифицировать программы этнокультурной направленности, из эфирного вещания универсальных и тематических каналов были выбраны телевизионные продукты за последние два года, показывающие культуру народов России. Репрезентация этнокультуры народов России, то есть отражение как духовной, так и материальной культуры этносов, - критерий, который лёг в основу составления эмпирической базы исследования. Выборка проводилась посредством просмотра федеральных универсальных и тематического каналов, она включает как самостоятельные телевизионные проекты, так и материалы, составляющие новостные выпуски и информационно-аналитические программы.

Теоретическая база исследования представлена двумя тематическими блоками научных трудов. Первый - медиаисследования в области телевизионной журналистики (И.И. Волкова с соавт. [4], Н.С. Гегелова [1; 5], И.Н. Кемарская [6], A.M. Шестерина [7]), второй блок включает в себя работы по этно-политологии (В.Ю. Зорин [8], В.А. Тишков [9], В.К. Малькова [10]), поскольку исследование носит междисциплинарный характер и находится в плоскости проблемы национальных отношений Российской Федерации. Кстати, именно этнополитологи [10; 11] регулярно акцентируют роль средств массовой информации в процессе гармонизации межнациональных отношений. В.А. Тишков и Ю.П. Шабаев отмечают, что «СМИ не просто информируют общество о событиях, в том числе и в сфере этнополитики и межэтнических отношений, но, комментируя их, внедряют в массовое сознание толерантные <...> ценности, образы, ориентиры и идеи» [11, с. 329]. Такой гуманистической миссии СМИ, на наш взгляд, способствует этнокультурная тематика, поскольку культура обусловливает философию жизни этноса, ментальные и поведенческие особенности, специфику межличностного взаимодействия.

ОСНОВНЫЕ ТРЕНДЫ ОТРАЖЕНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ТЕЛЕВИДЕНИИ

«Этническая культура традиционно связана с процессом этногенеза и потому представляет собой культурный опыт, исторически приобретаемый этносом при освоении определённой территории и приспособлении к конкретным природным условиям существования, который кристаллизуется в виде совокупных материальных и духовных ценностей, норм и стереотипов поведения, отражающих внутренние и внешние взаимодействия этноса, необходимых для его полноценной деятельности» [12, с. 98]. Определение Ю.А. Узлова указывает на то, что эт-нокультура концентрирует в себе информацию об этносе, поэтому является одним из основополагающих понятий в условиях государственной национальной политики на современном этапе. Обращает на себя внимание тезис руководителя Федерального агентства по туризму З.В. Догузовой, который прозвучал в программе «Вести в субботу» (2 октября 2021 г.): «Мы вообще своей страны не знаем. Люди не отличают одну республику от другой»4. Считаем, что репрезентация этнокультуры в СМИ - тот механизм, который даёт необходимые сведения о многообразии России, уникальности народов, проживающих на территории нашей страны.

Качественный анализ универсальных телеканалов показал, что тема этнокультуры представлена в сюжетах, составляющих структуру информационно-развлекательного канала «Доброе утро» («Первый канал»), и репортажах информационно-аналитических программ «Вести в субботу» и «Вести недели» («Россия 1»), Если в первом случае реализуется рекреативная функция журналистики (сюжеты о Дне народов Дагестана5, Рес-

4 Вести в субботу. 2021. 2 окт. URL: https://smot-rim.ra/video/2344150 (дата обращения: 20.05.2022).

5 Доброе утро. 2021. 19 сент. URL: https://www.ltv. ru/shows/dobroe-utro/mezhdu-tem/s-prazdnikom-dagestaii-dobroe-utro-lragment-vypuska-ot-15-09-2021; Доброе утро. 2022. 15 сент. URL: https://www.ltv.ru/shows/dob-roe-utro/mezhdu-tem/s-prazdnikom-dagestaii-dobroe-utro-frag-ment-vypuska-ot-15-09-2022 (дата обращения: 17.09.2022)._

публике Удмуртия как родине пельменей6, гастрономических особенностях Республики Карелия7), то в рамках информационно-аналитического вещания тема этнокультуры служит для освещения общественно-политических проблем. Этнокультурный компонент детализирует информацию об особенностях республик России в контексте, например, проблемы развития внутреннего туризма, приобретшей особую актуальность в период пандемии коронавирусной инфекции. Так, в одном из выпусков «Вестей недели» показывается уникальность Республики Дагестан: «В России только Дагестан сумел сохранить ручное ковроткачество, то традиционное, где нити буквально сбивают в одно полотно так, что ковру этому служить веками, где мамы дочерей за станки сажают с детства, чтобы пальцы научились обращаться с пряжей виртуозно, как музыкант со струнами»8. В репортаже Сергея Брилёва тоже в контексте темы внутреннего туризма показываются особенности Республики Северная Осетия и символика главного национального блюда -осетинских пирогов9. Северная Осетия в своём национальном своеобразии показана в репортаже Максима Киселёва («Вести недели»), информационным поводом которого является назначение нового главы республики: общественно-политическая основа материала колоритно дополняется информацией о гастрономической и традиционной танцевальной культуре осетин, сторожевых башнях как символе чести рода, сплочённости и мужества. В контексте темы вакцинации от коронавирусной инфекции показывается один из коренных малочисленных народов России - ханты, их национальная одежда, условия жизни и роль оленей в жизни наро-

0 Доброе утро. 2021. 15 февр. URL: https://www.ltv. ra/shows/dobroe-utro/pro-edii/udmmtiya-rodma-pelmeney-dobroe-utro-fragment-vypuska-ot-15-02-2021 (дата обращения: 20.05.2022).

7 Доброе утро. 2021. 8 июня. URL: https://www.ltv. ra/shows/dobroe-utro/mezhdu-tem/shest-prichm-poehat-v-kareliyu-dobroe-utro-fragment-vypuska-ot-08-06-2021 (дата обращения: 20.05.2022).

8 Вести недели. 2021. 30 мая. URL: https://smotrim. ra/video/2303301 (дата обращения: 20.05.2022).

9 Вести в субботу. 2021. 2 окт. URL: https://smot-

rim.ru/article/2542435 (дата обращения: 20.05.2022).

дов Севера1", что отражает в репортаже традиционный образ жизни малых народов.

Таким образом, в информационно-аналитических программах канала «Россия 1» эт-нокультура народов России отражается в контексте проблем, имеющих политическое и социальное значение. Утреннее вещание выходного дня на этом телеканале составляет программа «По секрету всему свету», относящаяся к сегменту трэвел-журналистики. Н.С. Гегелова считает, что «создание подобной программы - дело не лёгкое, требующее от журналиста не только оперативности, мобильности, больших организационных усилий, но и знаний географических особенностей, специфики, традиций, истории, культуры...» [13, с. 128]. По мнению И.Н. Кемар-ской, категория развлекательных программ, и это показывает первое десятилетие XXI века, оказалась наиболее новаторской в плане экранной драматургии, демонстрируя новые возможности управления зрительским вниманием [6]. Формат программы «По секрету всему свету» позволяет ведущим в развлекательной манере представлять зрителю приобретённые знания об этнокультуре народов России: их традициях, обычаях, верованиях, национальной кухне, жилище и т. д. И, следует отметить, фокус внимания создателей проекта за исследуемый период сместился на регионы России.

Отличительной чертой тематического телеканала «Культура» является доминирующий в сетке вещания документальный формат программ этнокультурной направленности. «Пряничный домик» - цикл документальных программ о материальной культуре народов (национальный костюм, музыкальные инструменты, ремёсла). Ранее программа составляла сетку вещания выходного дня, сейчас выходит в эфир по четвергам в 15.20; продолжительность одного выпуска -тридцать минут. Проект предполагает наличие постоянного ведущего Е. Кулакова, который познаёт культуру народа сам и погружает в этот процесс своего зрителя. Такой эффект достигается и за счёт синхронов с носителями этнической культуры, рассказывающими о легендах, истории народа, особой

10 Вести в субботу. 2021. 27 марта. URL: https://www. vesti.ru/article/2542435 (дата обращения: 20.05.2022).

философии конкретных объектов культуры (традиционный танец, костюм и т. д.) [14].

Каждая серия документального проекта «Земля людей», составляющего субботнее вещание, посвящена конкретному народу России, продолжительность фильма - 26 минут. Вся информация предоставляется зрителю героями, являющимися носителями определённой этнокультуры, или посредством закадрового текста. В качестве структурного и содержательного элемента выступает комментарий этнографа или историка, научно аргументирующий те сведения, которые излагаются представителями народов. С этнологической и географической точки зрения проект весьма разнообразен и включает такие серии, как «Нанайцы. Наследники шаманов»11, «Манси. Оленьей тропой»12, «Удэге. Дыхание тигра»ь, «Кумандинцы. Лебединый народ», «Тубалары. Деревня шаманов»14, «Черкесы. Уста, что пьют мёд»15 и др. Документальный формат, информация, предоставляемая непосредственно носителем культуры, кадры, показывающие климатические условия жизни, национальные костюмы, аутентичная музыка, особенности быта - факторы, способствующие более эффективному зрительскому осмыслению уникальности народов России. Герои выпусков рассказывают о религии, обычаях, этике, философии, семейных отношениях: «Муж обязательно должен сохранить семью, обязательно должен проявлять уважение, почитание, обязательно он должен обеспечить семью. Жена, она должна сохранять семейный очаг. Уважение к женщине у черкесов очень велико»16.

Новый для телеканала «Культура» формат трэвел-шоу реализован в 2022 г. программой «Неизвестные маршруты России»17. Посредством выстраивания маршрута по национальным республикам репрезентируются

11 Земля людей. 2021. 9 окт. URL: https://smotrim. ra/video/2343948 (дата обращения: 20.05.2022).

12 Земля людей. 2021. 30 сент. URL: https://smot-rim.ra/video/2336430 (дата обращения: 20.05.2022).

13 Земля людей. 2021. 2 окт. URL: https://smotrim. ra/video/2341982 (дата обращения: 20.05.2022).

14 Земля людей. 2020. 4 нояб. URL: https://smotrim. ru/video/1841560 (дата обращения: 20.05.2022).

15 Земля людей. 2021. 27 февр. URL: https://smot-rim.ra/video/2271052 (дата обращения: 20.05.2022).

10 Там же.

17 Неизвестные маршруты России. URL: https:// smotrim.ru/brand/67556 (дата обращения: 20.05.2022).

духовные и материальные ценности народов России. К настоящему времени в эфир вышли серии о республиках Дагестан, Карелия, Бурятия, Коми, Хакасия, Северная Осетия. Как правило, каждой республике посвящается два выпуска продолжительностью 38-39 минут. По мнению И.В. Показаньевой, именно направление трэвел-журналистики «влияет на национальную самоидентификацию людей, преобразует информацию из одного культурного контекста в другой, формирует у аудитории определённый образ различных культур» [15], что может способствовать повышению этнографической грамотности аудитории.

ВЫВОДЫ

Результатом изучения контента двух универсальных и одного тематического телевизионных каналов стало определение жанров и форматов предоставления сведений об этнокультуре народов России, выявление

особенностей функционирования этнокуль-туры в материалах. Соответствующая тема может выступать в качестве основной, а также выполнять роль дополнительного компонента. Результаты исследования дают возможность сделать вывод, что, несмотря на отличные между собой формы репрезентации национальных культурных ценностей, разные функции, выполняемые журналистскими материалами (информационная, развлекательная), телевизионные продукты, содержащие этнокультурный компонент, составляют сегмент познавательного телевидения, то есть телевидения знаний, по Ю.М. Ершову, просветительского телевидения [16].

Результаты исследования могут быть применены в рамках изучения учебной дисциплины «Этножурналистика», предлагаемой учебными планами ряда вузов, а также в области этнополитологии в контексте проблемы информационного обеспечения государственной национальной политики Российской Федерации.

Список источников

1. Гегелова Н.С. Культура на телевидении: миф или реальность? // Российский университет дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2008. № 4. С. 55-61. https://elibrary.ru/jvdnun

2. Мартынето М.В. Проблемы освещения межнациональных отношений в СМИ // Система ценностей современного общества. 2010. № 10-1. С. 247-251. https://elibrary.ru/raebxj

3. Зорин В.Ю. Эгнополитика на современном этапе: традиции и инновации // Вестник российской нации. 2019. № 2 (66). С. 9-33. https://ehbrary.ru/lbfprw

4. Волкова H.H., Проскурнова Е.Л., Чан Т.Т.З. О перспективах новостного телевидения: материалы глубинных интервью // Научный диалог. 2021. № 3. С. 157-170. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2021-3-157-170

5. Гегелова Н.С. Культурная миссия российского телевидения // Российское телевидение: годы реформ. М: Изд-во Рос. ун-та дружбы народов, 2022. С. 63-74. https://elibrary.ru/iowmar

6. Кемарская H.H. Формат как способ позиционирования программы // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 2010. № 6. С. 66-69. https://elibrary.ru/ncetzl

7. Шестерина A.M. Трансформация традиционных телевизионных форматов под влиянием сетевого аудиовизуального медиаконтента // Журналистика в 2018 году: творчество, профессия, индустрия: материалы Междунар. науч. конф. М., 2019. С. 513-514. https://elibrary.ru/pbikqh

8. Зорин В.Ю. Содержательные принципы и организационные механизмы современной национальной политики России // Государственное управление Российской Федерации: повестка дня власти и общества. М.: Изд. дом «КДУ», 2019. С. 234-243. https://elibrary.ru/irdmpa

9. Тишков В.А. Этнополитика и нациестроительство в России // Антропология и этнология. М.: КДУ, Университетская книга, 2018. С. 330-356. https://elibrary.ru/eokxnj

10. Малькова В.К. Этнополитические реалии в современном российском медиапространстве // Вестник российской нации. 2019. № 1. С. 35-44. https://elibrary.ru/vrcuce

11. Тишков В.А., Шабаев Ю.П. Этнополитология. Политические функции этничности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2013. 413 с.

12. Узлов Ю.А. Этнокультура и её трансформация в современном мире // Теория и практика общественного развития. 2009. № 1. С. 97-101. https://elibrary.ru/kysojt

13. Гегелова Н.С. Трэвел-журналистика на современном телевидении // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2016. № 2. С. 128-132. https ://elibrary .ru/wawoj г

14. Рева Е.К. Этнокультурная тематика в средствах массовой информации: типологический обзор // Гуманитарный вектор. 2022. Т. 17. №2. С. 181-191. https://doi.org/10.21209/1996-7853-2022-17-2-181-19l'

15. Показаньева II.В. Проблемное поле трэвел-журналистики как явления современного медиапростран-ства // Медиаскоп. 2013. № 3. URL: http://www.mediascope.ru/node/1385 (дата обращения: 20.05.2022).

16. Ершов Ю.М. К определению понятия познавательного телевидения // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 2010. № 1. С. 113-125. https://elibrary.ru/motigf

References

1. Gegelova N.S. Kul'tura na televidenii: mif ili real'nost'? [Culture on television: myth or reality?]. Ros-sivskiy universitet druzhbv narodov. Seriva: Liter aturovedeniye. Zhurnalistika - RIJDN Journal of Studies in Literature and Journalism, 2008, no. 4, pp. 55-61. https://elibrary.ru/jvdnun. (In Russian).

2. Martynenko M.V. Problemy osveshcheniya mezhnatsionarnykh otnosheniy v SMI [Problems of coverage of interethnic relations in the media]. Si sterna tsennostev sovremennogo obshchest\>a [The Value System of Modern Society], 2010, no. 10-1, pp. 247-251. https://elibrary.ru/raebxj. (In Russian).

3. Zorin V.Y. Etnopolitika na sovremennom etape: traditsii i innovatsii [The Russian ethnopolicy at the present stage: traditions and innovations]. Vestnik rossiyskoy natsii - Bulletin of Russian Nation, 2019, no. 2 (66), pp. 9-33. https://elibrary.ru/lbfprw. (InRussian).

4. Volkova I.I., Proskurnova E.L., Chan T.T.Z. О perspektivakh novostnogo televideniya: materialy glubin-nykh interv'yu [Prospects of news television: materials of in-depth interviews]. Nauchnvy dialog - Scientific Dialogue, 2021, no. 3,pp. 157-170. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2021-3-157-170. (In Russian).

5. Gegelova N.S. Kul'turnaya missiya rossiyskogo televideniya [Cultural mission of Russian television], Ros-sivskove televidenive: godv reform [Russian Television: Years of Reforms]. Moscow, Peoples' Friendship University of Russia Publ., 2022, pp. 63-74. https://elibrary.ru/iowmar. (In Russian).

6. Kemarskaya I.N. Format kak sposob pozitsionirovaniya programmy [Format as an instrument of positioning of TV program]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriva 10. Zhurnalistika - Bulletin of Moscow University. Series 10. Journalism, 2010, no. 6, pp. 66-69. https://elibrary.ru/ncetzl. (In Russian).

7. Shesterina A.M. Transformatsiya traditsionnykh televizionnykh formatov pod vliyaniyem setevogo audiovi-zual'nogo mediakontenta [The transformation of traditional television formats under the influence of network audiovisual media content]. Materialy Mezhdunarodnov nauchnov konferentsii «Zhurnalistika v 2018 godu: t\'orchest\'o, professiya, industriva» [Proceedings of International Scientific Conference "Journalism in 2018: Creativity, Profession Industry"]. Moscow, 2019, pp. 513-514. https://elibrary.ru/pbikqh. (In Russian).

8. Zorin V.Y. Soderzhatel'nyye printsipy i organizatsionnyye mekhanizmy sovremennoy natsional'noy politiki Rossii [Content principles and organizational mechanisms of the modern national policy of Russia]. Gosu-darsh'ennove upravlenive Rossiyskoy Federatsii: povestka dnva vlasti i obshchest\>a [Public Administration of the Russian Federation: Agenda of the Government and Society]. Moscow, Publishing House "KDU", 2019, pp. 234-243. https://elibrary.ru/irdmpa. (InRussian).

9. Tishkov V.A. Etnopolitika i natsiyestroitel'stvo v Rossii [Ethnopolitics and nation-building in Russia]. Antropologiva i etnologiva [Anthropology and Ethnology]. Moscow, KDU, University book Publ., 2018, pp. 330-356. https://elibrary.ru/eokxnj. (In Russian).

10. Malkova V.K. Etnopoliticheskiye realii v sovremennom rossiyskom mediaprostranstve [Ethnopolitical realities in modern Russian media space]. Vestnik rossiyskoy natsii - Bulletin of Russian Nation, 2019, no. 1, pp. 35-44. https://elibrary.ru/vrcuce. (In Russian).

11. Tishkov V.A., Shabayev Y.P. Etnopolitologiva. Politicheskive funktsii etnichnosti [Ethnopolitology. Political Functions of Ethnicity]. Moscow, Moscow University Press, 2013, 413 p. (In Russian).

12. Uzlov Y.A. Etnokul'tura i eye transformatsiya v sovremennom mire [An ethnic culture and its transformation in the modern world]. Teoriva i praktika obshchest\>ennogo raz\'itiya - Theory and Practice of Social Development, 2009, no. 1, pp. 97-101. https://elibrary.ru/kysojt. (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Gegelova N.S. Trevel-zhurnalistika na sovremennom televidenii [Travel-journalism on the Russian television], Vestnik Rossiyskogo universiteta druzhbv narodov. Seriva Liter aturovedeniye. Zhurnalistika - RIJDN Journal of Studies in Literature and Journalism, 2016, no. 2, pp. 128-132. https://elibrary.ru/wawojr. (In Russian).

14. Reva E.K. Etnokul'turnaya tematika v sredstvakh massovoy informatsii: tipologicheskiy obzor [Ethnocul-tural themes in the media: typological review]. Gumanitarnvy vector - Humanitarian Vector, 2022, vol. 17, no. 2, pp. 181-191. https://doi.org/10.21209/1996-7853-2022-17-2-181-191. (InRussian).

15. Pokazanyeva I.V. Problemnoye pole trevel-zhurnalistiki kak yavleniya sovremennogo mediaprostranstva [Problem field of travel-journalism as a phenomenon of contemporary media environment]. Mediaskop -Mediascope, 2013, no. 3. (In Russian). Available at: http://www.mediascope.ru/node/1385 (accessed 20.05.2022).

16. Ershov Y.M. K opredeleniyu ponyatiya poznavatel'nogo televideniya [An approach to the definition of educational television].! 'estnik Moskovskogo universiteta. Seriya 10. Zhurnalistika - Bulletin of Moscow University. Series 10. Journalism, 2010, no. 1, pp. 113-125. https://elibrary.ru/motigf. (InRussian).

Информация об авторе

Рева Екатерина Константиновна, доктор филологических наук, доцент, заведующий кафедрой журналистики, Пензенский государственный университет, г. Пенза, Российская Федерация, (ЖСГО: 0000-00017646-9663, геуа.ек(й!таД.га

Вклад в статью: концепция исследования, поиск и анализ литературы, изучение телевизионного материала, обработка и редактирование материала, написание текста статьи.

Поступила в редакцию 21.09.2022 Одобрена после рецензирования 05.10.2022 Принята к публикации 07.10.2022

Information about the author

Ekaterina K Reva, Doctor of Philology, Associate Professor, Head of Journalism Department, Penza State University, Penza, Russian Federation, ORCID: 00000001-7646-9663, reva.ek(S!mail.ru

Contribution: study conception, literature search and analysis, television material study, material processing and editing, manuscript text drafting.

The article was submitted 21.09.2022 Approved after reviewing 05.10.2022 Accepted for publication 07.10.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.