Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 4 (295).
Филология. Искусствоведение. Вып. 75. С. 32-35.
Е. С. Золотова
РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ БИКОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ЕДИНСТВ В ЕСТЕСТВЕННОЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
Проводится анализ биконцептуальных единств, репрезентированных в естественной письменной речи предпринимателей. Дается определение понятия «биконцептуальное единство», раскрывается его содержание на примере речемыслительной деятельности представителей названной профессионально-корпоративной среды.
Ключевые слова: концепт, биконцептуальные единства, естественная письменная речь, профессионально-корпоративная среда, предприниматель.
Настоящее исследование, проведенное на материале естественной письменной речи предпринимателей, выполнено в русле лингвокогнитивного подхода. Когнитивный подход к языку позволяет рассматривать связь языка и мышления не только в аспекте номинации предметов и явлений, но и с позиций представления их в сознании человека.
Термин «естественная письменная речь» традиционно используется в лингвистике для обозначения речевой деятельности (а также текстов как ее результатов), обладающей «признаками письменной формы, спонтанностью и непрофессиональностью исполнения» [8. С. 6].
Базовым понятием когнитивной лингвистики является концепт, который по-разному трактуется исследователями. Так, Н. Ф. Але-фиренко понимает под концептом «смысловой ген» значения языкового знака [1. С. 4], А. Вежбицкая - «объект из мира “Идеальное”, имеющий имя и отражающий определенные культурно обусловленные представления человека о мире “Действительность”» [5. С. 411]. Несмотря на различия в понимании концепта, ученые единодушны в том, что концепт заключает в себе знание, сформированное под влиянием множества факторов. Одно и то же слово в сознании конкретных людей может соотноситься с совершенно разными ментальными конструктами. Степень различий будет находиться в сложной зависимости от разницы в воспитании, образовании, образе жизни людей, от их опыта, места проживания и среды, в которой происходил процесс социализации.
В основе концепта, по мнению ряда ученых, лежат три важнейших составляющих: понятийная, ценностная и образная, которые предопределяют его связь с языком, культурой и сознанием индивида. Как отмечает Н. Н. Болдырев, «структура и содержание различных концеп-
тов <.. .> выявляются через значения языковых единиц, репрезентирующих данный концепт, их словарные толкования, речевые контексты. Сопоставление всех доступных языковых средств репрезентации концепта в системе языка и речи и позволяет выявить основное содержание концепта, а также принципы организации языкового материала, поскольку в основе формирования значений отдельных языковых единиц, их различных классификаций, а также в основе формирования языковых категорий лежат те или иные концепты» [4. С. 26]. Для нашего исследования весьма значимо понимание концепта как «структуры представления знания, отражающей содержание опыта» [6. С. 22].
В ходе анализа текстов естественной письменной речи предпринимателей нами обнаружены факты сопряженной вербализации трех пар концептов: ВРЕМЯ - ДЕНЬГИ, СЛОВО - РЕПУТАЦИЯ, КОМАНДА - ИГРА. Выявленные концептуальные связи, по-видимому, отражают специфические особенности речемыслительной деятельности представителей бизнес-среды. Подобные ментальные образования, состоящие из двух взаимосвязанных концептов, будем называть биконцептуальными единствами.
На проблему существования комплексных, «склеенных» концептов уже обращали внимание в своих работах некоторые исследователи, в частности, Л. Г. Бабенко. По мнению ученого, в концептосфере каждого языка выделяются зоны «склеенных ментальных пространств, репрезентирующих взаимодействие разных концептов, их ментальные связи, которые обычно имеют регулярный характер и отражают связи, существующие в реальной действительности» [3. С. 4]. Научный интерес лексикографа был обусловлен трудностями словарной интерпретации смежных концептов типа «Удача» и «Счастье». Однако в нашем случае мы име-
ем дело с несколько иными по содержанию концептами, не являющимися, строго говоря, смежными. Регулярный характер вербализации подобных концептов в текстах наводит на мысль об устойчивости их связи в сознании представителей исследуемой профессионально-корпоративной среды.
Цель статьи - рассмотреть биконцептуаль-ные единства в текстах естественной письменной речи предпринимателей, выявить причины, влияющие на образование концептуальных пар, состоящих из вполне самостоятельных в других концептосферах ментальных единиц.
Материалом для анализа послужили тексты естественной письменной речи 10 предпринимателей, проживающих на территории Челябинской области (5 мужчин и 5 женщин в возрасте от 30 до 53 лет). Общими психологическими характеристиками информантов являются нацеленность на высокий результат, активная жизненная позиция, склонность к риску. В когнитивном плане их объединяет наличие базовых знаний в сфере экономики, менеджмента, психологии. Учитывая эти особенности, предположим, что в сознании предпринимателей есть конструкты, отражающие содержание не только индивидуального, но и группового опыта. Осуществляя профессиональную деятельность, активно познавая действительность, каждый из них на основе собственного опыта взаимодействия со средой формирует типичные представления о предметах, процессах и явлениях окружающего мира.
Собранный языковой материал (10 бизнес-дневников, 69 стикеров и 50 записок с поручениями) мы условно подразделили на две группы текстов: 1) автоориентированные (тексты записных книжек; планы на день; перечни дел. составленные для себя; наброски замечаний или предложений по работе фирмы, сделанные на совещаниях) и 2) альтерориентированные (адресованные подчиненным перечни дел; записки для секретарей; рукописные вопросы к докладчикам и пр.).
В ходе когнитивного анализа текстов в качестве наиболее частотных были выделены концепты ДЕНЬГИ, ВРЕМЯ, СЛОВО, РЕПУТАЦИЯ, КОМАНДА, ИГРА. Главная особенность их вербализации - регулярность появления в пределах одного контекста:
ВРЕМЯ ^ ДЕНЬГИ: «время - деньги»;
«денег мало заработаем, а время много потеряем»; «сегодня есть деньга, завтра не известно!!»; «пусть они вечером деньги, мы утром,
может, стулья»; «время - бабки, не тяни»; «бабосы сегодня»; «зелень в банк. ячейку сразу с аэропорта»; «время - деньги, не резинь меня, я в холостую не буду»;
СЛОВО РЕПУТАЦИЯ: «наше слово - за-
кон»; «слово сказал - сделаю»; «репутация не пострадает, если за слова подтянут»; «я не девушка за репутацию переживать»;
КОМАНДА «• ИГРА: «он вне команды и вне игры»; «проще играть в команде»; «исключить слабое звено в команде», «командная игра».
Обнаруженная нами устойчивая ассоциативная связь лексических средств позволяет говорить об актуальности выражаемых ими смыслов для соответствующей профессионально-корпоративной среды. Рассмотрим каждое из биконцептуальных единств более подробно.
Биконцептуальное единство «вре-
мя ^ деньги»
Использование данных концептов в пределах контекста позволяет судить об ориентации предпринимателей на утилитарно-прагматический стиль мышления. Для последнего характерно представление о линейности и необратимости времени (сегодня есть деньга, завтра неизвестно!!; пусть они вечером деньги, мы утром, может, стулья). По мнению Е. И. Головановой, такое время является антропологическим, отражает течение жизни человека [7. С. 77]. В традиционной культуре отношение ко времени не только утилитарное, но и философское. Для русского языкового сознания, как отмечают Н. В. Уфимцева и Е. Ф. Тарасов, «деньги» не являются доминантой и занимают лишь восьмое место после таких важных понятий, как человек, дом, жизнь [9. С. 23]. Русским человеком деньги, когда их больше чем необходимо для нормальной жизнедеятельности, воспринимаются, скорее, в негативном ключе. На наш взгляд, такое положение дел объясняется православной традицией, которая предполагает аскетизм повседневной жизни человека.
Являясь базовой составляющей языковой картины мира предпринимателей, время осмысляется ими не только как отрезок бытия, но и как важнейший невосполнимый ресурс, посредством которого возможно значительно улучшить качество своей жизни. В одном из бизнес-дневников зафиксировано следующее характерное высказывание: «деньги я еще заработаю, а утраченное время уже не вернуть». И деньги, и время, таким образом, наделены в сознании предпринимателей особой ценностной значимостью.
34
Е. С. Золотова
Биконцептуальное единство «слово ^ репутация»
Выделенность в профессионально-корпоративной среде предпринимателей данного единства вполне закономерна: бизнес невозможен, если у человека запятнана репутация, если он не держит слово и не выполняет своих долговых обязательств. Любой коммерческий проект начинается с устной договоренности между бизнес-партнерами и лишь потом переходит в письменно-договорную плоскость, поэтому СЛОВО обладает исключительной значимостью в предпринимательской среде, становится важнейшим фактором, влияющим на успешность деятельности бизнесмена, его РЕПУТАЦИЮ. На современном этапе социально-экономического развития положительная репутация воспринимается как неотъемлемый компонент личностного или корпоративного образа предпринимателя, от которого напрямую зависит его успех на рынке.
Следовательно, ассоциативная связь рассматриваемых концептов в сознании предпринимателей обусловлена не только объективной языковой реальностью (слово ^ слыть ^ слава, репутация), но и спецификой их профессиональной деятельности. От того, насколько надежно обещание, СЛОВО предпринимателя, зависит его РЕПУТАЦИЯ, доверие клиентов и партнеров. Весьма часто лишь устная договоренность с предпринимателем, имеющим положительную репутацию в деловых кругах, может являться гарантией своевременного выполнения им принятых обязательств.
Биконцептуальное единство «команда ^ игра»
Предприниматели рассматривают бизнес как командную деятельность: в схватке с конкурентом победит тот, кто лучше знает правила бизнеса и имеет сплоченную, мотивированную команду.
Командная игра - термин спортивный. Командные спортивные игры появились как результат переосмысления военных действий, модели поведения в спорте сродни моделям и тактикам в ходе военных конфликтов. Такие игры предполагают приоритет коллективного успеха над индивидуальными амбициями игроков.
С командными играми бизнес роднит ряд черт: наличие опознавательного знака (логотип), знание необходимых правил игры, запрет на применение силы при разрешении конфликтных ситуаций (в бизнесе острые споры решаются в судебном порядке), закре-
пленность за каждым игроком определенного амплуа, наличие капитана команды (частный предприниматель, менеджер), ответственного за важнейшие стратегические решения.
На наш взгляд, бизнес можно отнести к разновидности «классических» игр, для которых, по мнению Н. Д. Арутюновой, характерны следующие признаки: 1) локализация в пространстве и времени; 2) выключенность из обыденного течения жизни; 3) наличие контрагента; 4) протекание в виде чередования игровых действий противников; 5) выбор игрового хода в условиях неполного знания игровой ситуации; 6) наличие обязательных правил, запретов при выборе игровых действий; 7) воздействие на эмоциональное состояние играющих; 8) завершение игры победой или поражением играющих сторон [2. С. 5-16].
Важным компонентом значения лексемы игра является сема «развлечение». Думается, что позиционирование бизнеса как игры для предпринимателя не является случайным, так как помимо материальной выгоды он получает удовольствие и личное удовлетворение от достигнутых результатов. Данные наблюдения позволяют оценить поведенческий стиль предпринимателей скорее как демократичный, чем авторитарный. В этом можно усмотреть ориентацию представителей данной корпоративной среды на сформированный в западной культуре стиль руководства, при котором приветствуется не иерархическая, а линейная система взаимоотношений в коллективе. При такой системе каждый воспринимает себя важной частью единого целого, что рождает чувство ответственности у сотрудников, способствует эффективности их труда, получению большей прибыли.
Выявленные биконцептуальные единства выступают не только ключевыми ментальными конструктами в сознании предпринимателей, но и важнейшими ценностными ориентирами их деятельности. Актуализация концептуальных связей в текстах естественной письменной речи представителей бизнес-сообщества свидетельствует о сформированных групповых стереотипах сознания, обусловленных как общей профессиональной деятельностью предпринимателей, так и образом их жизни в целом.
Список литературы
1. Алефиренко, Н. Ф. Проблема вербализации концепта: теоретическое исследование. Волгоград, 2003. 248 с.
2. Арутюнова, Н. Д. Виды игровых действий // Логический анализ языка. Концептуальные поля игры. М., 2006. С. 5-16.
3. Бабенко, Л. Г. Удача: счастливый случай или случайное счастье? (О проблемах лексикографической интерпретации склеенных концептов) // Образ России и россиянина в словаре и дискурсе: когнитивный анализ. Екатеринбург, 2011. С. 3-6.
4. Болдырев, Н. Н. Концептуальное пространство когнитивной лингвистики // Вопр. когнитив. лингвистики. 2004. № 1. С. 18-36.
5. Вежбицкая, А. Язык. Культура. Познание. М., 1996. 416 с.
6. Голованова, Е. И. Введение в когнитивное терминоведение. М. : Флинта : Наука, 2011. 224 с.
7. Голованова, Е. И. «Мыслящий дух» народа в языковых образах времени // Рус. речь. 2010. № 1. С. 76-81.
8. Лебедева, Н. Б. Естественная письменная русская речь как объект лингвистического исследования // Вестн. Барнаул. гос. пед. ун-та. Сер. Гуманитар. науки. 2001. № 1. С. 6-12.
9. Уфимцева, Н. В. Проблемы изучения языкового сознания / Н. В. Уфимцева, Е. Ф. Тарасов // Вопр. психолингвистики. 2009. № 10. С. 18-5.