Научная статья на тему 'Связанные концепты в текстах естественной письменной речи предпринимателей'

Связанные концепты в текстах естественной письменной речи предпринимателей Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
108
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕСТЕСТВЕННАЯ ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ / КОНЦЕПТ / БИКОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ЕДИНСТВА / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КОРПОРАТИВНАЯ СРЕДА / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ / NATURAL WRITTEN SPEECH / CONCEPT / ENTREPRENEUR / BICONCEPTUAL UNITIES / PROFESSIONAL-CORPORATIVE SPHERE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Золотова Екатерина Сергеевна

Статья посвящена анализу концептов-связок, биконцептуальных единств, репрезентированных в текстах естественной письменной речи предпринимателей. Дается определение биконцептуального единства, выявляется его специфика на примере речемыслительной деятельности представителей названной профессионально-корпоративной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Bounded Concepts In The Texts Of Entrepreneurs’ Natural Written Speech

The article is devoted to the analysis of bounded concepts, biconceptual unities, represented in the texts of entrepreneurs’ natural written speech. Biconceptual is unity defined, its peculiarity is revealed by the example of speech-thought activity of the representatives of the claimed professional-corporative sphere.

Текст научной работы на тему «Связанные концепты в текстах естественной письменной речи предпринимателей»

Е. С. Золотова

СВЯЗАННЫЕ КОНЦЕПТЫ

В ТЕКСТАХ ЕСТЕСТВЕННОЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

EKATERINA S. ZOLOTOVA

BOUNDED CONCEPTS IN THE TEXTS OF ENTREPRENEURS' NATURAL WRITTEN SPEECH

Статья посвящена анализу концептов-связок, биконцептуальных единств, репрезентированных в текстах естественной письменной речи предпринимателей. Дается определение биконцептуального единства, выявляется его специфика на примере речемыс-лительной деятельности представителей названной профессионально-корпоративной среды.

Ключевые слова: естественная письменная речь, концепт, биконцептуальные единства, профессионально-корпоративная среда, предприниматель.

The article is devoted to the analysis of bounded concepts, biconceptual unities, represented in the texts of entrepreneurs' natural written speech. Biconceptual is unity defined, its peculiarity is revealed by the example of speech-thought activity of the representatives of the claimed professional-corporative sphere.

Keywords: natural written speech, concept, biconceptual unities, professional-corporative sphere, entrepreneur.

Данное исследование выполнено на материале естественной письменной речи предпринимателей и основывается на лингвокогнитив-ном подходе. Вслед за Н. Б. Лебедевой термин «естественная письменная речь» используется в работе для номинации речевой деятельности (а также ее результатов — текстов), обладающей «признаками письменной формы, спонтанностью и непрофессиональностью исполнения»1.

Когнитивный подход позволяет рассматривать связь языка и мышления не только в аспекте номинации предметов и явлений, но и с позиций представления их в сознании человека.

Несмотря на различия в понимании концепта, ученые единодушны в том, что концепт заключает в себе знание, сформированное под влиянием множества факторов. Одно и то же слово в сознании конкретных людей может соотноситься с разными ментальными конструктами. Степень различий будет находиться в прямой зависимости от разницы в воспитании, образовании, образе жизни людей, их опыта, места проживания и среды, в которой происходил процесс социализации.

Исследователи отмечают, что в основе концепта лежат три важнейших составляющих: понятийная, ценностная и образная, которые предопределяют его связь с языком, культурой и сознанием индивида.

Вслед за Н. Н. Болдыревым, под концептом мы понимаем ментальное образование, которое представляет собой единство индивидуального и коллективного2. Для нашего исследования значимо, что концепт выступает в качестве «структуры представления знания, отражающей содержание опыта»3.

Екатерина Сергеевна Золотова

Аспирант кафедры теории языка Челябинского государственного университета ► zolotkо74_87@mail.ru

Исследуя тексты естественной письменной речи предпринимателей, мы пришли к выводу, что в сознании представителей данной профессионально-корпоративной среды функционируют не только единичные концепты, но и концепты, находящиеся в тесной связке, образующие нерасторжимые единства, оба компонента которых взаимодополняют и взаимообусловливают друг друга. Такие нерасторжимые единства будем называть биконцептуальными.

Цель статьи — рассмотреть биконцепту-альные единства в текстах естественной письменной речи предпринимателей, выявить причины, влияющие на образование концептуальных пар, состоящих из вполне самостоятельных в других концептосферах ментальных единиц.

В центре нашего внимания — речемысли-тельная деятельность представителей социально-профессиональной группы, относительно недавно сформированной в российском обществе. Материалом для анализа послужили тексты естественной письменной речи 10 предпринимателей, проживающих на территории Челябинской области (5 мужчин и 5 женщин в возрасте от 30 до 53 лет).

Общими психологическими характеристиками для исследуемой группы являются нацеленность на высокий результат, активная жизненная позиция, склонность к риску, их объединяет также наличие базовых знаний по экономике, менеджменту, психологии. Учитывая поведенческие и психологические особенности информантов, предположим, что в сознании предпринимателей есть конструкты, отражающие содержание как индивидуального, так и коллективного опыта. Осуществляя когнитивную деятельность, активно познавая действительность, индивид на основе своего опыта взаимодействия со средой формирует представления о предметах, процессах и явлениях окружающего мира.

Письменный языковой материал (10 бизнес-дневников, 69 стикеров и 50 записок с поручениями) мы условно разделили на две группы текстов: 1) автоориентированные (тексты записных книжек; планы на день; перечни дел, составленные для себя; наброски замечаний или предложений по работе фирмы, сделанные на совещаниях);

2) альтерориентированные (адресованные подчиненным перечни дел; записки для секретарей; рукописные вопросы к докладчикам и проч.).

В ходе когнитивного анализа текстов естественной письменной речи предпринимателей были выявлены наиболее частотные концепты, получившие многообразную репрезентацию: ДЕНЬГИ, ВРЕМЯ, СЛОВО, РЕПУТАЦИЯ, КОМАНДА, ИГРА. Главная особенность вербализации названных концептов — в том, что они последовательно реализуются в речи в виде сопряженных единств:

ДЕНЬГИ ВРЕМЯ:

«время — деньги»; «денег мало заработаем, а время много потеряем»; «сегодня есть деньга, завтра не известно!!»; «пусть они вечером деньги, мы утром, может, стулья»; «время — бабки, не тяни»; «бабосы сегодня»; «бабосики не раскидывать», «зелень в банк. ячейку сразу с аэропорта»; «время — деньги, не резинь меня, я в холостую не буду»;

СЛОВО РЕПУТАЦИЯ:

«наше слово — закон»; «слово сказал — сделаю»; «слово дал»; «репутация не пострадает, если за слова подтянут»; «я не девушка за репутацию переживать»;

КОМАНДА О ИГРА:

«он вне команды и вне игры»; «проще играть в команде»; «исключить слабое звено в команде», «командная игра».

Представленные пары концептов, судя по частотности их реализации в естественной письменной речи, выступают доминантами в сознании предпринимателей. Устойчивая ассоциативная связь вербализаторов данных концептов, регулярность их употребления в пределах одного контекста позволяют говорить об актуальности выражаемых ими смыслов для соответствующей профессионально-корпоративной среды. Рассмотрим каждое из биконцептуальных единств более подробно.

Биконцептуальное единство «ВРЕМЯ ДЕНЬГИ»

Время и деньги рассматриваются предпринимателями как ограниченный ресурс. Использование этих концептов в пределах одного контекста позволяет судить о явной ориентации

предпринимателей на утилитарно-прагматический стиль мышления. Для последнего характерно представление о линейности и необратимости времени («сегодня есть деньга, завтра не известно!!»; «пусть они вечером деньги, мы утром, может, стулья»). По мнению Е. И. Головановой, такое время является антропологическим, отражает привычное течение жизни человека4. В традиционной культуре время в меньшей степени осознается в качестве невосполнимого ресурса, отношение к нему не только утилитарное, но и философское. Целесообразно говорить о трех определяющих признаках времени: «направленность, последовательность и динамичность»5.

Являясь базовой составляющей языковой картины мира предпринимателей, время осмысляется ими не только как отрезок бытия, но и как важнейший невосполнимый ресурс, посредством которого бизнесмен может значительно улучшить качество своей жизни.

В сознании представителя западной культуры концепт ДЕНЬГИ выступает концентрированным выражением достатка, успеха. Н. В. Уфимцева и Е. Ф. Тарасов считают, что для русского языкового сознания «деньги» не являются доминантой и занимают лишь восьмое место после таких важных понятий, как человек, дом, жизнь6.

Концепт ДЕНЬГИ репрезентируется разнообразными лексемами (копейка, рубль, монета, тысяча и др.). Для русского человека деньги, когда их больше, чем необходимо для нормальной жизнедеятельности, воспринимаются, скорее, в негативном ключе. На наш взгляд, такое представление связано с историей страны, процессами раскулачивания, коллективизации и в еще большей степени обусловлено православной традицией, которая предполагает аскетизм повседневной жизни человека. Иначе говоря, то, каким образом явление преломляется в сознании человека, во многом определяется национальным образом мышления. Не случайно в естественной письменной речи предпринимателей получают отражение не только особенности, связанные с их профессиональной деятельностью, но и черты, предопределенные русской ментальностью.

В бизнес-дневнике одного из предпринимателей зафиксировано следующее характерное высказывание: «деньги я еще заработаю, а утраченное время уже не вернуть». Однако в большинстве своем предприниматели рассматривают деньги как ценность, неразрывно связанную с другим значимым ресурсом — временем. Иными словами, бизнесмен воспринимает время как важнейшее средство для зарабатывания денег. Даже те российские предприниматели, период социализации которых протекал в условиях, не связанных с рыночной идеологией, занимаясь коммерческой деятельностью, переориентировались на инокультурный стиль мышления.

Биконцептуальное единство «СЛОВО ^РЕПУТАЦИЯ»

Выделенность в профессионально-корпоративной среде предпринимателей данного единства вполне закономерна: бизнес невозможен, если у человека запятнанная репутация, если он не держит слово и не выполняет своих долговых обязательств. Любой коммерческий проект начинается с устной договоренности между бизнес-партнерами и лишь потом переходит в письменно-договорную плоскость, поэтому слово имеет огромную значимость в предпринимательской среде, становится важнейшим фактором, влияющим на успешность деятельности бизнесмена. В результате концепт СЛОВО сопрягается в сознании предпринимателей с концептом РЕПУТАЦИЯ: «репутация не пострадает, если за слова подтянут».

Связь этих понятий восходит к периоду праславянского языка. Фонетические процессы, сопровождающие семантические преобразования СЛОВА, привели к тому, что помять о них сохранилась и закрепилась в языке (ср. слово — слава — слыть — слух). СЛОВО появилось раньше, чем письменность на Руси, поэтому можно говорить о первичности его устного облика. Древнейший корень являлся обозначением двух важнейших процессов — слушать и говорить. СЛОВО близко по значению к СЛЫТЬ, СЛАВА (образовано от праслав. slava из *slovo, sluti). В современном русском языке РЕПУТАЦИЯ вы-

ступает синонимом СЛАВЫ (иметь известность, «быть на языке») и связано со СЛЫТЬ (считаться, казаться). Как и СЛАВА, репутация может быть хорошей и плохой, выступая своеобразной оценкой, даваемой обществом.

Слово РЕПУТАЦИЯ, заимствованное из французского языка, встречается уже в лексиконе Петра I. Оно буквально переводится как «размышление, рассуждение», но на русской почве приобрело иное значение, которое можно определить как «сформировавшееся под влиянием группы факторов мнение о человеке или организации».

Концепт РЕПУТАЦИЯ — заимствованный концепт с трансформированным смысловым содержанием, как трактует его Л. Ю. Касьянова7. В современных социально-экономических условиях этот концепт приобрел большую популярность, поскольку репутация выступает неотъемлемой составляющей имиджа любой компании, от которой напрямую зависит ее успех на рынке.

Можно сделать вывод, что сопряжение концептов СЛОВО и РЕПУТАЦИЯ в сознании предпринимателей не случайно: оно обусловлено как объективной языковой реальностью, так и спецификой выполняемой ими деятельности. От того, имеет ли обещание, СЛОВО предпринимателя вес, зависит его собственная репутация и репутация его компании, доверие клиентов и партнеров, и наоборот, только СЛОВО предпринимателя, имеющего положительную репутацию в деловых кругах, может являться гарантией своевременного выполнения принятых обязательств.

Биконцептуальное единство «КОМАНДА ИГРА»

Предприниматели рассматривают бизнес как командную игру: в схватке с конкурентом побеждает тот, кто лучше знает правила бизнеса и имеет сплоченную, мотивированную команду. В бизнесе успех предприятия на пути получения прибыли и привлечения клиентов является единственной абсолютной ценностью для его сотрудников.

С военными и спортивными командными играми бизнес роднит ряд черт: приоритет кол-

лективного успеха над индивидуальными амбициями игроков, наличие опознавательного знака (в бизнесе это логотип), знание необходимых правил игры, недопущение применения силы при разрешении конфликтных ситуаций (в бизнесе острые споры решаются в судебном порядке), закрепленность за каждым игроком определенной позиции, наличие капитана команды (предприниматель, менеджер), принимающего важнейшие стратегические решения, и т. д.

В работах Л. Витгенштейна неоднократно подчеркивается невозможность точно и однозначно определить границы игры8. На наш взгляд, бизнес можно отнести к «классической» игре, которая, по мнению Н. Д. Арутюновой, характеризуется: 1) локализацией в пространстве и времени; 2) выключенностью из обыденного течения жизни; 3) наличием контрагента; 4) протеканием в виде чередования игровых действий противников; 5) выбором игрового хода, в условиях неполного знания игровой ситуации; 6) наличием обязательных правил, запретов при выборе игровых действий; 7) воздействием на эмоциональное состояние играющих; 8) завершением игры победой или поражением играющих сторон9.

Важным компонентом значения лексемы игра является сема 'развлечение'. Думается, что позиционирование бизнеса как игры для предпринимателей не является случайным, так как помимо материальной выгоды от занятия бизнесом он получает удовольствие и личное удовлетворение от достигнутых результатов. Данные наблюдения позволяют оценить поведенческий стиль предпринимателей скорее как демократичный, чем авторитарный. В этом можно усмотреть дополнительное свидетельство ориентации представителей данной среды на сформированный в западной культуре стиль руководства, при котором приветствуется не иерархическая, а линейная система взаимоотношений в коллективе. При такой системе каждый сотрудник воспринимает себя важной частью единого целого, что ведет к ответственности и высокой эффективности труда, а значит, способствует получению большей прибыли.

Выявленные биконцептуальные единства выступают ключевыми ментальными конструктами в сознании предпринимателей и важнейшими ценностными ориентирами в их деятельности. Актуализация данных концептуальных связей обусловлена как профессиональной деятельностью предпринимателей, так и образом их жизни в целом. ПРИМЕЧАНИЯ

1 Лебедева Н. Б. Естественная письменная русская речь как объект лингвистического исследования // Вестн. БГПУ Сер. Гуманитар. науки. 2001. № 1. С. 6.

2 Болдырев Н. Н. Концептуальное пространство когнитивной лингвистики // Вопросы когнитивной лингвистики. 2004. № 1. С. 18-36.

3 Голованова Е. И. Введение в когнитивное терминоведе-ние. М., 2011. С. 22.

4 Голованова Е. И. «Мыслящий дух» народа в языковых образах времени // Русская речь. 2010. № 1. С. 77.

5 Там же.

6 Уфимцева Н. В., Тарасов Е. Ф. Проблемы изучения языкового сознания // Вопросы психолингвистики. 2009. № 10. С. 23.

7 Касьянова Л. Ю. Когнитивно-дискурсивные проблемы неологизации в русском языке конца XX — начала XXI века: Автореф. дис.... д-ра филол. наук. Астрахань, 2009.

8 Витгенштейн Л. Философские исследования // Витгенштейн Л. Философские работы. Ч. 1. М., 1994.

9 Арутюнова Н. Д. Виды игровых действий // Логический анализ языка. Концептуальные поля игры. М., 2006. С. 5-16.

[хроника]

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ СЕССИЯ «МАПРЯЛ — РУССКОМУ МИРУ»

(Окончание, начало на с. 27) тарь МАПРЯЛ, Директор Института русского языка и культуры филологического факультета СПбГУ, член Попечительского совета фонда «Русский мир».

На методическом семинаре «Учебники русского языка нового поколения и специфика работы с ними» выступили: И. А. Гончар — доцент кафедры русского языка как иностранного и методики его преподавания филологического факультета СПбГУ с сообщением «Методическая концепция учебного комплекса по РКИ для элементарного, базового и I уровней»; О. В. Хорохордина — доцент кафедры русского языка как иностранного и методики его преподавания филологического факультета СПбГУ: «Специфика обучения коммуникативной грамматике»; И. М. Вознесенская — доцент кафедры русского языка как иностранного и методики его преподавания филологического факультета СПбГУ: «Характеристика текстов для обучения устной речи (В-2, С-1).

В рамках методического семинара «Новые технологии в преподавании русского языка как иностранного» прозвучали выступления: Н. А. Буре — доцента кафедры русского языка для гуманитарных и естественных факультетов СПбГУ: «Электронные образовательные продукты на занятиях по русскому языку в иностранной аудитории»; Л. Шипелевич — профессора, заведующей кафедрой «Языковой коммуникации» Института русистики Варшавского университета: «Интернет на уроках русского языка в школе. Обучение говорению по видеоклипам из Интернета»; О. А. Великосельского — заместителя директора секретариата МАПРЯЛ, старшего научного сотрудника научно-методического отдела Института русского языка и культуры СПбГУ: «Дистанционное электронное тестирование по РКИ для иностранных граждан: принципы работы и перспективы».

Также прошла рабочая встреча, в ходе которой обсуждались вопросы сотрудничества между МАПРЯЛ,

национальными профессиональными объединениями русистов, специализированными отделениями вузов, государственными и общественными структурами, работающими в сфере русского языка и культуры.

Участники отмечали резкое сокращение числа учителей и преподавателей русского языка, прекращение деятельности образовательных центров, основной задачей которых являлось оказание научно-методической помощи русистам во многих зарубежных странах. Число изучающих русский язык в этих странах существенно уменьшилось. Участники из центрально-азиатских государств и стран Балтии сообщили, что исключение русского языка из государственных учебных программ неизбежно приведет к невозможности его организованного изучения.

В качестве мер, способных предотвратить эту тенденцию, предлагалось усовершенствовать систему подготовки и переподготовки преподавателей русского языка как неродного и как иностранного; поддерживать интерес к русскому языку у учащихся и студентов; укреплять позиция русского языка как средства международного общения за счет регулярного проведения конференций по проблемам русского языка, разработки программ для преподавателей русского языка и литературы в школах, выпуска соответствующих учебников по обучению русскому языку как иностранному и как неродному.

Кроме того, для участников Форума было организовано посещение открытых аспектных уроков практического русского языка в группах иностранных учащихся в Институте русского языка и культуры Санкт-Петербургского государственного университета, после чего состоялась встреча с педагогическим коллективом Института для обмена методическим опытом.

Все, кто принимал участие в работе мероприятий Сессии, отметили актуальность и своевременность поставленных задач. В ходе дискуссий, развернувшихся между участниками, были намечены пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.