Научная статья на тему 'Репрезентативные системы и поэзия'

Репрезентативные системы и поэзия Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1207
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Хлыстова А. В.

Данная статья посвящена описанию понятия "репрезентативные системы" и изучению взаимоотношений между репрезентативными системами и поэзией. В начале статьи дается краткое содержание понятия "репрезентативная система". Далее исследуется взаимосвязь между типом репрезентативной системы читателя и поэта

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REPRESENTATIVE SYSTEMS AND POETRY

This clause is about the description of concept" representative systems " and how the concept" representative system " can be correlated with poetry. In the beginning of clause the author states the brief description of concept" representative system ". During clause the author investigates interrelation between type of preferred representative system of the reader and the poet.

Текст научной работы на тему «Репрезентативные системы и поэзия»

РЕПРЕЗЕНТАТИВНЫЕ СИСТЕМЫ И ПОЭЗИЯ

A.B. ХЛЫСТОВА

Кафедра русской и зарубежной литературы Российский университет дружбы народов Ул. Миклухо-Маклая, 6, 117198 Москва, Россия

Данная статья посвящена описанию понятия "репрезентативные системы" и изучению взаимоотношений между репрезентативными системами и поэзией, В начале статьи дается краткое содержание понятия "репрезентативная система". Далее исследуется взаимосвязь между типом репрезентативной системы читателя и типом репрезентативной системы поэтз..

С детства известно выражение "любимый поэт". И на противоположном конце шкалы - нелюбимый, непонятный. С чем связано принятие или непринятие поэзии того или иного автора? Явно не только с мировоззренческой системой. Насколько, например, я уважаю образ жизни и мыслей Волошина, настолько равнодушна остаюсь к его поэзии. И обратное - с поэзией Мандельштама. Вот уж, казалось бы, "темный" поэт. А мне близка его поэзия, понятна и созвучна. Что завораживает в поэзии Мандельштама? Несколько лет я пыталась разгадать эту загадку. На первом курсе говорила о "музыке" его стихов, пытаясь найти ответ в ритмике и метрике. Однако тайна осталась тайной за дантовско-петрарковским пятистопным ямбом, трехстопным анапестом и четырехстопным ямбом. Не смогли помочь и редкие в мандслыптамовской лирике 2 ст. анапест и 3 ст. амфибрахий и хорей его иронических стихотворений. "Хотя стих Мандельштама и нельзя назвать в метрическом отношении однообразным, создается впечатление, что сколько-нибудь целенаправленных усилий для увеличения его разнообразия он не предпринимал и что даже в тех редких случаях, когда он изобретал явно оригинальные формы, целью его была не сама их оригинальность, а нечто совсем иное. Нередко метрическая оригинальность стихотворения ограничивается его первым стихом - за ним идут вполне обычные структуры." (2, с. 47) И никакого открытия.

Вторым подходом к загадке мандельштамовской поэтики стал интертекстуальный анализ и метод использования ключевых слов. Исследователи выделяют слова-символы, пронизывающие и связывающие, словно ключевые узлы, узорчатую ткань его поэзии. В контексте разных стихотворений эти слова-символы, слова-образы имеют устойчивый смысл. "Звезда", например, - это "нечто острое, устремленное прочь от телесного, рождающее одиночество". Или "время". Время для Мандельштама - понятие деятельное. Лишенное полезного свойства быть "наполненным" (чувствами, мыслями, внутренней душевной жизнью), время теряет свою значимость.

Вместе с тем, при устойчивости смысла, ключевые образы мандельштамовской поэтики далеко не всегда поддаются однозначному толкованию. Много споров разгорелось вокруг манделылтамовского "солнца". И еще больше вокруг "черного солнца". Для толкования этих ключевых слов-символов исследователю недостаточно будет узнать количество их употреблений

в лирике Мандельштама и их контекстуальное окружение, недостаточно будет выявить источники манделыитамовских реминисценций. К тому же однозначно определить эти источники и их количество не представляется возможным. Интертекстуальный подход, равно как и философский, недостоверны. Это ключ, отпирающий слишком много дверей. При философском методе анализа гадание предшествует фактам. Так или иначе исследователь все равно будет опираться на собственную мировоззренческую картину. Поэтому на "черное солнце" Мандельштама существует две противоположные точки зрения: 1) это смерть, враждебное человеку начало, небытие и 2) это воскресение, символ христианской религии. (3, с. 9)

Еще пример тупиковой ситуации - толкование мандельштамовской метафоры "глубокий обморок сирени":

1. М.Ю. Михеев: наклоненные кисти как женщина, падающая в обморок, или такой сильный запах, что доволит до обморока. (4, с. 59) Выделяемая константа значенр|я: бессознательное, неволевое состояние.

2. Л.Г. Панова: слово "обморок" - это усилитель значения слова "глубокий": "интенсивно-лиловый цвет сирени", "интенсивное воздействие лета, духоты на сирень" (4, с. 60) Выделяемая константа значения: интенсивность переживания.

Или метафора "ласточки бровей":

1. "Описываемая ситуация такова: "мертвая женщина напомнила о себе", вот что метафоризируется как "прилет ласточки". Потому что в поэтическом мире Мандельштама именно ласточки - "медиаторы" между этим и загробным миром." (4, с. 60)

2. "МЛ. Гаспаров иначе объясняет... - двумя найденными О. Роненом подтекстами: общим ("Ласточка" Г.Р. Державина, ее спячка) и частным (скандинавской зимовкой ласточки из "Дюймовочки" Андерсена)" (4, с. 61)

Интертекстуальный и философский методы открывают слишком много возможностей толкования. По принципу "хозяин-барин" каждый видит свое.

В данной статье предлагается еще один, новый способ понять, в чем состоит привлекательность того или иного поэта для читателя. Предлагается ключ, открывающий только одну дверь: анализ произведений поэта с точки зрения его ведущей репрезентативной системы.

Что такое "репрезентативные системы"? Это индивидуальный способ каждого человека воспринимать и представлять (репрезентировать) информацию. Психологи обнаружили, что у разных людей органы чувств (каналы восприятия) работают неравномерно. Одни органы чувств оказываются успешнее, чем другие. Можно выделить три репрезентативных канала и, соответственно, три вида репрезентативных систем: зрительная, визуальная и кинестетическая.

Ведущая репрезентативная система человека (тип его ведущей модальности) оказывает значительное влияние на восприятие информации. Обычно из 30 человек в среднем у 22-х достаточно развиты визуальные, аудиальные и кинестетические способности, поэтому тип модальности у таких людей будет смешанным при доминировании одного канала восприятия. При доминировании визуального канала и сильном влиянии кинестетического тип модальности определяется как визуально-кинестетический. При доминировании слухового восприятия, подкрепленного зрительными образами, тип модальности

определяется как аудиально-визуальный. Хотя бывает и иначе: примерно 4-6 человек из тридцати обладают ярко выраженной модальностью - это будут преимущественно визуалы, или аудиалы, или кинестетики. (1, с. 1.3) "Любая информация, идущая через их нервную систему, должна предварительно транслироваться в ведущую единственную модальность памяти, понимания". (1, с.14)

Тип модальности оказывает влияние не только на процесс принятия информации из внешнего мира, но и на процесс ее переработки, хранения, а также на процесс ее воспроизведения. В процессе речи любой непроизвольно употребляет те речевые средства, которые соответствуют его репрезентативной системе. В нейро-лингвистическом программировании (НЛП), которое активно работает с "репрезентативными системами", речевые средства, маркирующие тот или иной тип модальности, называют предикатами. Предикаты - это процессуальные слова, которые человек использует в своей речи: прилагательные, глаголы, наречия, обозначающие процессы видения, слышания, чувствования и ощущения запаха/вкуса. В качестве предикатов выступают также идиоматические выражения и метафоры.

Реагируя на один и тот же раздражитель, визуал, аудиал и кинестетик используют в своей речи разные предикаты. Неприятие ситуации визуал охарактеризует "в черном цвете", аудиал будет говорить о "фальшивых нотах" и "диссонансе", а кинестетик ощутит "горький осадок" или "отвращение". Приятный человек окажется "солнечным" для визуала, "отзывчивым" для "слухача" и "мягким" для кинестетика.

Ниже представлена схема предикатов, характерных для той или иной репрезентативной системы:

Ведущая репрезентативная система Зрительная (визуальная) Слуховая

(аудиальная) Кинестетическая

Видеть, смотреть, смотря что, очевидный, темный, примелькаться, вглядеться,

прозрачная экономика, рассмотреть вопрос, все в черном цвете, как в тумане, розовые очки,

блестящий человек, ослепительная женщина, цветистые фразы, скрасить жизнь, наводить тень на плетень, ясный, светлый ум, точка зрения,

широта взгляда и т.д. Слушать, отзываться, говорить, греметь, отвечать, бренчать, шаркать, шептать, шумный, звонкий, громкий, музыкальный,

созвучный, диссонанс,

правильный тон, гармония отношений, фальшивые нотки, оглушительный

успех, зов предков,

Голос совести,

Тихий человек,

Душа поет,

Настрой души,

Звучать по-новому и т.д. Мягкий, жесткий, твердый, шершавый, теплый, вкусный, прохладный, открытый, забитый, подавленный, отталкивающий, идти, делать, поступать, сжимать, копать, кинуть, делить, направлять, строить, выкручивать руки, крепко стоять на ногах, корявые слова, дурной вкус, сесть на шею,

открыть секрет, стремительное продвижение и т.д.

Есть еще один тип репрезентативной системы, так называемый дигитальный. Используемые "дигиталами" слова отражают специфический тип мышления, где на первом месте - логика, контроль, анализ. Им присуще использование следующих языковых единиц: думать, продумать, понимать, считать, умозаключать, решать, учитывать, судить, рассуждать и т.п.

Самые распространенные типы модальности - это зрительный и кинестетический. Аудиалы более редки. Наиболее редкая - дигитальная репрезентативная система.

Исследование репрезентативных систем различных поэтов и репрезентативных систем их читателей дает изящный ответ на вопрос, почему нам нравится творчество определенных поэтов: мы выбираем творчество тех их них, с которыми у нас совпадает тип репрезентативной системы. Проведенное нами эмпирическое исследование дало следующие результаты: в 78% случаев респонденты отмечали как понравившиеся те стихотворения, которые содержали предикаты их собственной ведущей репрезентативной системы. (Возможность подробнее ознакомиться с данными эмпирического исследования предоставляет Приложение 1). Таким образом, можно считать доказанной гипотезу о том, что мы выбираем как любимого того поэта, с которым у нас совпадает тип репрезентативной системы. Проще говоря, аудиалы в большинстве случаев называют "любимым" аудиального поэта, например, Пастернака. Визуалы предпочитают творчество поэтов-визуалов: Брюсова, Бунина, Анненского, Волошина и др. Кинестетики ценят поэтов с доминирующей кинестетической модальностью: Цветаеву, Есенина, Северянина, Мандельштама. Необходимо отметить, творчество Мандельштама в этом ряду стоит особняком. В отличие от Цветаевой, Есенина, Маяковского, которые успешно подкрепляют свою ведущую кинестетическую модальность визуальной модальностью, Мандельштам является практически чистым кинестетиком. Он относится к тем нескольким из тридцати редких людей с ярко выраженной единственной модальностью, о которых говорит М. Гриндер. Его способ взаимодействия с миром, способ получения, освоения и репрезентации информации -кинестетический. Соответственно, и образы его стихотворений кинестетические.

Дикая кошка армянская речь // Мучит меня и царапает ухо.

... в беременной глубокой сини...

колтун пространства... удлиненных звучаний рой...

дикой кошкой горбится столица...

выпуклая радость узнаванья...

сухое золото

...смущенных мимо берегов...

тает звук...

одичалые порфиры

на губах горит воспоминанье звона...

слабогрудая речная волокита...

Обычно при чтении художественных текстов мы ориентируемся на некую картину мира, готовимся воспринимать краски и визуальные образы. Вместе с тем существуют образы, напрочь лишенные визуальной составляющей: "холод смерти", например. Практически все образы, метафоры и эпитеты мандельштамовской лирики - кинестетические. Именно с этой особенностью лирики Мандельштама связана трудность ес восприятия, общепризнанная "невнятица" его стихов. Визуалы не видят в них практически ничего ясного для себя, аудиалы не слышат. Только кинестетики могут чувствовать "нечто". Трудноуловимое и вместе с тем такое для кинестетика близкое. Иными словами, полностью "понять" яро выраженного кинестетика может только ярко выраженный кинестетик. А таких, по данным М. Гриндера, один-два из тридцати.

У Мандельштама есть такие стихотворения, где не встречается ни одного звукового или зрительного образа, ни одного не-кинестетического предиката.

аНЦсф

Я должен жить, хотя я дважды умер,

А город от воды ополоумел:

Как он хорош, как весел, как скуласт,

Как на лемех приятен жирный пласт,

Как степь лежит в апрельском провороте,

А небо, небо - твой Буонарроти...

(кинестетических предикатов (К) - 7, визуальных (V) - 0, аудиальных (А) - 0) Благодаря своей единичности зрительные и слуховые слова становятся у Мандельштама знаковыми, уже не эпитетами, а символами. "Желтый цвет", символ лишения благодати, соотносим с иудейством. "Черный" символизирует стихию рождения и умирания, полноту жизни и смерти: черное солнце, чернозем, море черное.

О, этот воздух, смутой пьяный На черной площади Кремля!

Качают шаткий "мир" смутьяны,

Тревожно пахнут тополя.

Здесь слово "черный" не цветовой эпитет, а кинестетический, символизирующий хаос начала и конца, могучую таинственную силу, вековое зло.

Итак, из вышеизложенного можно сделать следующие выводы. Во-первых, все поэты, как и все читатели, имеют собственный тип репрезентативной системы: аудиальный, визуальный, кинестетический или смешанный с доминированием одного какого-то типа при поддержке другого. Причем чистые типы репрезентативных систем встречаются значительно реже, чем смешанные. Во-вторых, читатели выбирают "любимых" поэтов в некоторой степени благодаря сходству репрезентативных систем. Визуалы лучше понимают творчество визуального поэта, аудиалы - аудиального и т.п. И в-третьих,

проанализировав стихотворения Осипа Мандельштама в сравнении со стихотворениями других поэтов, мы пришли к выводу, что одна из важных особенностей творчества Мандельштама заключается в том, что он ярко выраженный кинестетик. Эта ранее не упоминавшаяся черта манделынтамовской лирики является уникальной, потому что по степени преобладания в стихотворных текстах кинестетических предикатов и отсутствия предикатов не-кинестетических Мандельштам намного опережает даже своих собратьев-кинестетиков: Цветаеву, Маяковского, Есенина, Северянина. Знание данной особенности манделынтамовской лирики может способствовать более полному и глубокому постижению смысла его стихов при условии внутренней готовности читателя к восприятию кинестетического языка ощущений и чувств. Или готовности к развитию в себе способности к такому восприятию.

Далее для иллюстрации всего вышесказанного мы приводим выдержки из стихотворений Мандельштама и из стихотворений других поэтов различных модальностей (Бунина, Брюсова, Волошина, Цветаевой, Северянина, Есенина, Пастернака) с подсчетом количества кинестетических, аудиальных и визуальных предикатов в приведенных отрывках. Стихотворения выбирались безо всякой системы, наобум, и в достоверности определения ведущей репрезентативной системы данных поэтов может убедиться любой желающий, просто подсчитав количество предикатов различных модальностей в текстах этих авторов. Мандельштам (репрезентативная система кинестетическая):

Умывался ночью на дворе, -Твердь сияла грубыми звездами.

Звездный луч - как соль на топоре,

Стынет бочка с полными краями.

На замок закрыты ворота И земля по совести сурова, -Чище правды свежего холста Вряд ли где отыщется основа.

Тает в бочке, словно соль, звезда,

И вода студеная чернее,

Чище смерть, соленее беда,

И земля правдивей и страшнее.

(К - 13, У-2, А-0)

Я чувствую непобедимый страх В присутствии таинственных высот.

Я ласточкой доволен в небесах И колокольни я люблю полет!

И, кажется, старинный пешеход,

Над пропастью, на гнущихся мостках, Я слушаю, как снежный ком растет И вечность бьет на каменных часах. Когда бы так! Но я не путник тот, Мелькающий на выцветших листах,

И подлинно во мне печаль поет;

Действительно, лавина есть в горах!

И вся моя душа - в колоколах, -Но музыка от бездны не спасет!

(К - 12, У-0, А-3)

Далее идут выдержки из стихотворений Бунина и Брюсова. Репрезентативная система - визуальная.

Шесть золотистых мраморных колонн,

Безбрежная зеленая долина,

Ливан в снегу и неба синий склон...

***

Все море - как жемчужное зерцало,

Сирень с отливом млечно-золотым.

В дожде закатном радуга сияла.

Теперь душист над саклей тонкий дым...

И. Бунин.

(визуальных предикатов V - 12, кинестетических К - 1 (душист), аудиальных А - 0).

***

Я вернулся на яркую землю,

Меж людей, как в тумане брожу,

И шумящему говору внемлю,

И в горящие взоры гляжу.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Но за ропотом снежной метели И под шепот ласкающих слов -Не забыл я полей асфоделей,

Залетейских немых берегов.

И в сиянье земных отражений Мне все грезятся - ночью и днем -Проходящие смутные тени,

Озаренные тусклым огнем.

В. Брюсов

(визуальных предикатов V - 11, аудиальных А - 5, кинестетических К - 2).

М. Волошин, натура мощная и всеохватная, успешно пользуется всеми типами модальности. При этом доминирующим у него является зрительный канал:

Парижа я люблю осенний строгий плен,

И пятна ржавые сбежавшей позолоты, (пятна позолоты - V образ)

И небо серое, и веток переплеты -Чернильно-синие, как нити темных вен Поток все тех же лиц - одних без перемен,

Дыханье тяжкое прерывистой работы, (Ауд. образ прерывистого дыхания) И жизни будничной крикливые заботы,

И зелень черную, и дымный камень стен....

***

Я иду дорогой скорбной в мой безрадостный Коктебель...

По нагорьям терн узорный и кустарник в серебре.

По долинам тонким дымом розовеет внизу миндаль,

И лежит земля страстная в черных ризах и орарях...

***

Зеленый вал отпрянул и пугливо Умчался вдаль, весь пурпуром горя...

Над морем разлилась широко и лениво Певучая заря...

(V- 19, К-8, А-4).

Есенин, Северянин, Цветаева - это поэты с кинестетически-зрительным типом репрезентативной системы (ведущий - кинестетический, подкрепленный зрительным).

***

Как сладко дышится В вечернем воздухе.

Когда колышутся В нем нежных роз духи!

Как высь оранжева!

Как даль лазорева!

Забудьте горе Вы,

Придите раньше Вы,

Над чистым озером В кустах акации Я стану грез пером Писать варьяции И петь элегии Романсы пылкие.

Без Вас - как в ссылке я,

При Вас же - в неге я.

Чего ж вы медлите В румянце золота?

И. Северянин (К- 7, V - 6, А -1)

***

На смех и на зло:

Здравому смыслу,

Ясному солнцу,

Белому снегу -Я полюбила:

Мутную полночь,

Льстивую флейту,

Праздные мысли...

^

Вчера еще в глаза глядел,

А нынче все косится в сторону!

Вчера еще до птиц сидел, -Все жаворонки нынче - вороны!

Я глупая, а ты умен,

Живой, а я остолбенелая,

О вопль женщин всех времен:

"Мой милый, что тебе я сделала?"

Увозят милых корабли,

Уводит их дорога белая....

И стон стоит вдоль всей земли:

"Мой милый, что тебе я сделала?"

ф >):

Имя твое - птица в руке,

Имя твое - льдинка на языке, Одно-единственное движенье губ,

Имя твое - пять букв.

М. Цветаева (К- 11, V - 7, А - 1)

Не бродить, не мять в кустах багряных Лебеды и не искать следа.

Со снопом волос твоих овсяных Отоснилась ты мне навсегда.

С алым соком ягоды на коже,

Нежная, красивая была На закат ты розовый похожа И, как снег, лучиста и светла.

Зерна глаз твоих осыпались, завяли,

Имя тонкое растаяло, как звук,

Но остался в складках смятой шали Запах меда от невинных рук.

В тихий час, когда заря на крыше,

Как котенок, моет лапкой рот,

Говор кроткий о тебе я слышу Водяных поющих с ветром сот.

Пусть порой мне шепчет синий вечер,

Что была ты песня и мечта,

Все ж кто выдумал твой гибкий стан и плечи -К светлой тайне приложил уста...

.. .Кому-то пятками уже не мять по рощам Щербленый лист и золото травы.

Тягучий вздох, ныряя звоном тощим,

Целует клюв нахохленной совы.

Все гуще хмарь, в хлеву покой и дрема,

Дорога белая узорит скользкий ров...

И нежно охает ячменная солома,

Свисая с губ кивающих коров.

^

Осенним холодом расцвечены надежды,

Бредет мой конь, как тихая судьба,

И ловит край махающей одежды Его чуть мокрая буланая губа.,,

С. Есенин

(К- 37, V - 15, А-7)

Наконец, Борис Пастернак. Не все однозначно с определением его репрезентативной системы. Связано это, скорее всего, с затрудненностью самораскрытия поэта, с нежеланием быть искренним в творчестве. "В "Охранной грамоте" (1929-31) Пастернак говорит о том, что не только установка на точность выражений, но и само стремление сказать правду противоречит сущности искусства, которое "врет", "несет лишнее". (2, с.55) Тем не менее, Пастернак репрезентует себя в большей степени как аудиал.

Февраль. Достать чернил и плакать!

Писать о феврале навзрыд,

Пока грохочущая слякоть Весною черною горит...

***

...Но время шло, и старилось, и глохло,

И паволокой рамы серебря,

Заря из сада обдавала стекла Кровавыми слезами сентября.

Но время шло и старилось. И рыхлый,

Как лед, трещал и таял кресел шелк.

Вдруг, громкая, запнулась ты и стихла,

И сон, как отзвук колокола, смолк...

***

И глохнет свисток повторенный,

А издали вторит другой,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

И поезд метет по перронам Глухой многогорбой пургой...

Я клавишей стаю кормил с руки Под хлопанье крыльев, плеск и клекот...

(В приведенных отрывках 18 аудиальных эпитетов, визуальных - 5, кинестетических - 5, дигитальный - 1. Аудиальные предикаты щедро разбросаны по стихотворениям Пастернака и почти всегда они являются смысловой и эмоциональной доминантой: "Гул затих. Я вышел на подмостки...", "Все было тихо, и, однако, во сне я слышал крик, и он...").

Аудиальный канал - самый редкий. "В мире взрослых аудиальных людей меньшинство".(1, с. 14) При доминирующей аудиальной модальности обычно ей "ассистирует" визуальная. Аудиальная и кинестетическая модальности не образуют смешанного типа (Может, бывают такие исключения, однако нам они не встречались). Возможно, контрастное различие репрезентативных систем Пастернака и Мандельштама также было одним из условий полярного восприятия творчества этих поэтов: "или - или". Можно любить Мандельштама или Пастернака. В проведенных нами исследованиях ни один кинестетик не указал в качестве любимого поэта Пастернака и ни один аудиал не любил Мандельштама.

Итак, для любого читателя с любой репрезентативной системой найдется свой любимый поэт с той же репрезентативной системой. Как сказал кинестетик

В. Маяковский: "выбирай на вкус"3.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Таблица составлена по материалам НЛП-тренингов под руководством д.псих.н., проф. Гипенрейтер Ю.Б.

2. По отношению к человеку "скуласт" было бы V - эпитетом, однако в данном случае это эпитет внутреннего состояния, некой черты характера, свойственной скуластым людям. Может, динамичность, резкость...

3. К трем основным примыкают еще две репрезентативные системы: запаха и вкуса. Однако в силу своей неуниверсальности чаще они входят составной частью в кинестетическую систему.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гриндер М., Ллойд Л. НЛП в педагогике. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001.

2. Лотман М.Ю. Мандельштам и Пастернак. - Таллин: Alexandra, 1996.

3. Сурат КЗ. Опыты о Мандельштаме. - М: Intrada, 2005.

4. Панова Л.Г. "Мир", "пространство", "время" в поэзии О. Мандельштама. - М.: Языки славянской кульутры., 2003.

REPRESENTATIVE SYSTEMS AND POETRY A.V. HLYSTOVA

Department of World Literature Russian Peoples' Friendship University 6, Miklucho-Maklay St., 117198 Moscow, Russia

This clause is about the description of concept " representative systems " and how the concept " representative system " can be correlated with poetry. In the beginning of clause the author states the brief description of concept " representative system During clause the author investigates interrelation between type of preferred representative system of the reader and the poet.

Приложение 1

№ Номера выбранных стихотворений (образец теста см. Распределение выбранных стихотворений по типам модальностей Процентное выражение модальностей выбранных стихотворений Ведущая модальность по итогам теста Тип 1 репрезентатив- 1 ной системы респондента !

Приложение 2) V К А

1 2,6,9,12,15,17,18 3 3 1 V- 43% К - 43% А -14% V = K Визуально- кинестетически

2 10,15,17,20 0 3 1 К-75% А-25% К Кинестетическ- ий

3 12,17,22 0 2 1 К-66% А-34% К Кинестетическ ИЙ

4 14,19,18,15,25,5,7 2 4 1 К- 57%) V - 29% А -14% К Кинестетическ 1 ИЙ

5 19,6, 4,2,9,3,5,15,26 6 2 1 V- 66% К - 22% А -11% V Визуально-кинестетически 1

6 3.9,11,12,7,10,15,1 3,4,5,25,20,21,19 5 6 3 К- 43% V - 36% А -21% к Кинестетическ } ИЙ {

7 1,4,5,6,11,15,18 4 3 0 К - 43% V - 57% V Визуально- ! кинестетически |

8 24,15,23,25,7,10,12 2 3 4 К- 33% V - 22% А -44% А Аудиальный

9 14,8,15,7,3 3 2 0 К- 40% V - 60% V Аудально- визуальный

10 7.10,26 1 1 1 К- 33% V -- 33% А — 33% V К А Кинестетическ ¡;-визуальный

11 11, 12, 19, 25 0 3 1 К- 75% А - 25% К Кинес7ст;'иеск ий

12 1,3,5,9,15,17,20,21 4 2 2 К- 25% V - 50% А -25% V Кинестетическ ий

13 3,20,19,18,23,10 I 3 2 К- 50% V - 17% А -33% К Кинестетическ 1 ий

14 28, 9,8,22, 18, 12, 6, 23,7,21, 1 5 2 4 К- 18% V - 45% А -36% V Визуально- 1 аудиальный

15 21,20, 26,3,9,6, 4, 14, 19, 10 4 3 3 К- 30% V - 40% А -30% V Визуально- кинестетически

16 14,17,12,19,16,20,2 5 0 5 2 К- 72% А - 28% к Кинестетическ ий

17 9, 19,20, 15, 10,4, 22,12 2 3 2 К- 43% V - 29% А -29% к Кинестетическ- ий

18 2,18,26,19 1 о 1 К- 50% V - 25% А -25% к Кинестетическ ий

19 ■ 19,20,18,15,25 0 3 2 К- 60% А - 40% к Аудиальный

20 3,20,18, 12, 7,21 2 2 2 К- 33% V - 33% А -33% А К V Кинестетическ ий

21 15,18,7,26,16 1 3 1 К- 60% V - 20% А -20% К Кинестетическ ий

22 18,1,4 2 1 0 К- 33% V - 66% V Визуальная

23 4,28,21,18,9,11 2 2 2 К- 33% V - 33% А -33% К V А Кинестетическ ая

24 18,2,14,15,19,8,7,1, 25, 6 7 3 К- 44% V - 37% А -19% К Кинестетическ ий

25 15,16,23,2 } 2 1 К- 50% V - 25% А -25% К Кинестетическ ий

26 3,19,12,9,20,10,13, 21 2 4 2 К- 50% V - 25% А -25% к Кинестетическ ий

27 15,26 0 і 1 К- 50% А - 50% КА Дигитальная

Продолжение табл.

28 19,1,12,11,18,6 2 4 0 К- 66% V- 33% К Кинестетический

29 3,6,7,9,11,20,25 4 1 2 К-14% V - 57% А — 29% А Кинестетический

30 3,8,9,12,18,21,26 3 2 2 К-29% V-42% А-29% V Кинестетический

31 19,8,1,12,20,18,26,2 5, 2 3 4 К-22% V-33% А-44% А Кинестетический

32 3,9,20,2,19,12,10,5 4 3 1 К-37% V-50% А-13% V Визуальная

33 1,18,12,9,13,7 3 3 0 К- 50% V - 50% УК Визуальная

34 9,2,18,5,1 4 1 0 К-20% V-80% V Визуальная

35 14,9,20,19,6,17,18,2 7,5,21 3 4 0 0 К- 40% V-30% А-30% К Кинестетическая

36 3,9,11,19,18,7, 10,26,13,5,1,16, 5 6 2 К- 46% V-38% А-15% К Кинестетическая

37 1,6,9, 12,15,26, 28 2 2 К- 29% V-42% А-29% V Визуально- кинестетическая

38 14,19,8,15, 12,6, 9,21,13,26,11 3 6 2 К-54% V-27% А - 18% к Кинестетически- визуальная

39 14, 15,1, 5,7,12, 6, 18,27 4 4 1 К-44% V-44% А-11% К V Кннестетически- визуа,Г:.::ая

40 14,3,9, 19,12,6, 17.18. 15,10,5,7 5 7 0 К- 58% V - 42% К Кинестетическая

41 3, 9,11,12,18,13, 21 2 4 1 К-57% V-29% А-14% к Визуально- кинестстическая

42 24,19,1,23,12,7, 25,10,3,26,21,5, 5 4 8 К-24% V-29% А-47% А Смешанная (аудиапьная)

43 19,8,12,6,18,20, 3,10,13,5,21 4 5 2 К- 45% V - 36% А - 18% К Кинестетическая

44 19,1,3,9,20,5 4 1 1 К-16% V - 67% А - 16% V Визуальная

45 19,18, 15 0 3 0 К-100% к Кинестетическая

46 3,11,12,5,1 3 2 0 К-40% V-60% V Визуальная

47 2,7,16 2 1 0 К- 33% V - 66% V Кинестетическая

48 14,12,5,17,13,18, 6,20,15 2 6 1 К- 66% V-22% А-11% к Визуально- аудиальная

49 1,25,14,18,11,6, 12,8,6,19,13,5, 7 7 2 К-44% V-44% А - 12% УК Визуально- кинестетическая

50 19,15,12, 7,9,18 2 - ... 4 0 К- 60% V - 40%) к Кинестетическая

№24

Слышен лепет соли каплюгцей. Гул колес едва показан.

Тихо взявши гавань за плечи, Мы отходим за пакгаузы №14

Я сердцем никогда не лгу,

И потому на голос чванства Бестрепетно сказать могу, Что я прощаюсь с хулиганством. Пора расстаться с озорной И непокорною отвагой Уж сердг^е напилось иной, Кровь отрезвляющею брагой.

Из предложенных стихотворных отрывков выберите те, которые нравятся вам больше других.

Приложение 2

№3

№19

Я наравне с другими Хочу тебе служить,

От ревности сухими Губами ворожить.

Не утоляет слово Мне пересохиасс уст,

И без тебя мне снова Дремучий воздух пуст Я больше не ревную.

Но я тебя хочу,

И сам себя несу я,

Как жертву, палачу...

№ 28 Едва пчелиное гуденье замолчало,

Уж ноющий комар приблизился, звеня

№8

Вы еще были Алиною.

С розовой думой в очах,

В платье с большой пелериною,

С серым платком на течах...

В стул утопая коленами,

Взора я с вас не сводил.

Нежные, с тонкими венами,

Руки я ваши любил...

№ 12

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как правая и левая рука -Моя душа твоей душе близка.

Мы емгжгнны, блаженно л memo, Как правое и левое крыло.

Но вихрь встает - и бездна пролегла

№ 15 ЛЬ 1

Вы помните, вы все, конечно, помните,

Как я стоял, приблизившись к стене, Взволнованно ходили вы по комнате И что-то резкое в лицо бросали мне...

№ 23

Ревет фагот, гудит набат.

На даче спят под шум без плоти,

Под ровный шум на ровной ноте,

Под ветра яростный надсад.

№ 7

Я вернулся на яркую землю,

Меж людей как в тумане, брожу И шумящему говору внемлю,

И в горящие взоры гляжу...

Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце И синий кругозор.

Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце И вы cid гор.

Я в этот мир пришел, чтоб видеть Море И пышный цвет долин.

Я заключил миры в едином взоре,

Я властелин.

Летний ветер мотает зелень длинных ветвей — И ко мне долетает свет улыбки твоей.

Не плита, не распятье — предо л^нoй до сих пор Институтское платье и сияющий взор...

От правого до левого крыла.

№ 6 Она светла в часы томлений № 10 Воздух пасмурный слажен и гулок;

И держит молнии в руке. Хорошо и не страшно в лесу.

И четки сны ее, как тени Легкий крест одиноких прогулок

На райском огненном песке... Я покорно опять понесу’...

№25

Гул затих. Я вышел на подмостки. Прислонясь в дверному косяку,

Я ловлю в далеком отголоске,

Что случится на моем веку...

№ 16

Это время трудновато для пера.

Но скажите, вы, калеки и капекши,

Где, когда, какой великий выбирал Путь, чтобы протоптанней и легче?

№9

Так ярко звезд горит узор,

Так ясно Млечный Путь струится.

Что занесенный снегом двор Весь и блестит, и фосфорится ...

№11

Я вернулся в мой город, знакомый до слез,

До прожилок, до детских припухлых желез.

Ты вернулся сюда — так глотай же скорей Рыбий жир ленинградских речных фонарей. Узнавай же скорее декабрьский денек.

Где к зловещему дегтю подмешан желток.

№20

Полночной порою в болотной глуши Чуть слышно, бесшумно, шуршат камыши. О чем они шепчут? О чем говорят?

Зачем огоньки между ними горят?...

№2

Бесследно канул день. Желтея, на балкон Глядит туманный диск луны, еще бестенной,

И в безнадежности распахнутых окон.

Уже незрячие, тоскливо-белы стены...

№ 17

Ты солнце в выси мне застишь,

Все звезды в твоей горсти!

Ах, если бы — двери настежь —

Как ветер к тебе войти!...

№ 18

Мне нравится, что вы больны не мной,

Мне нравится, что я больна не вами,

Что никогда тяжелый мир земной Не уплывет под нашими ногами Мне нравится, что можно быть смешной. Распущенной — и не играть словами...

№27

О тихий Амстердам

С певучим перезвоном старинных колоколен Зачет я здесь — не там,

Зачем уйти не волен, о тихий Амстердам, К твоим церковным звонам...

№22

№4

Ив строках перепевных доныне хранится Ропот бури, и гром, и ворчанье волны, -В них кричит альбатрос...

№26

Февраль. Достать черта и такать!

Писать о феврале навзрыд,

Пока грохочущая слякоть Весною черною горит...

№ 13

Имя твое — птица в руке.

Имя твое — льдинка на языке. Одно-единспгвепное движенье губ.

Имя твое — пять букв.

Мячик, пойманный налету. Серебряный бубенец во рту...

№5

Вхолсу я а темные храмы. Совершаю бедный обряд.

Там жду я Прекрасной Дамы В мерцанъи красных лампад.

В тени у высокой колонны Дрожу от скрипа дверей.

А в лицо мне глядит, озаренный, Только образ, лишь сон о Ней...

Парижа я люблю осенний строгий плен,

И пятна ржавые сбежавшей позолоты,

И небо серое, и веток переплеты — Чернильно-синие, как нити темных вен...

№21

В лесу молчанье, тишина,

Как будто жизнь в глухой лощине Не солнцем заворожена,

,4 по совсем другой причине. Действительно, невдалеке Средь зарослей стоит лосиха.... Пред ней деревья в столбняке Вот отчего в лесу так тихо.

Во всем лесу один ручей В овраге, полном благозвучия. Твердит то ппаие, то звончей Про этот небывалый случай.

Звеня на всю лесную падь И оглашал лесосеку,

Он что-то хочет рассказать Почти словами человека.

Выпишите номера отмеченных стихотворений:

Ваша ведущая репрезентативная система?

Ваш любимый почт? (кроме Пушкина ©)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.