Научная статья на тему 'Репрезентативные особенности национальной идентификации в журнале «Дош»'

Репрезентативные особенности национальной идентификации в журнале «Дош» Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
190
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ / ЭТНОКУЛЬТУРА / ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ПЕЧАТЬ / NATIONAL IDENTITY / ETHNIC CULTURE / PERIODICALS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Рева Екатерина Константиновна

В предлагаемой статье акцентируется этнокультурный контекст проблемы идентификации в национальной периодической печати. Автор приходит к выводу, что проявление самоидентификации в журналистике способствует объективизации восприятия образа этноса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Рева Екатерина Константиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REPRESENTATIVE FEATURES OF NATIONAL IDENTITY IN THE MAGAZINE «DOSH»1

This article emphasizes the ethnic and cultural context of the problem of identification in national periodicals. The author comes to the conclusion that the exercise of self-identity in journalism contributes to the perception of the image of objectification ethnicity.

Текст научной работы на тему «Репрезентативные особенности национальной идентификации в журнале «Дош»»

УДК 002.703.0+930.85

РЕПРЕЗЕНТАТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ

В ЖУРНАЛЕ «ДОШ»

© 2012 Е.К.Рева

Пензенский государственный педагогический университет им. В.Г.Белинского

Статья поступила в редакцию 05.09.2012

В предлагаемой статье акцентируется этнокультурный контекст проблемы идентификации в национальной периодической печати. Автор приходит к выводу, что проявление самоидентификации в журналистике способствует объективизации восприятия образа этноса.

Ключевъе слова: национальная идентификация, этнокультура, периодическая печать.

Национальные издания Северного Кавказа, являясь «подсистемой региональной печати Российской Федерации»1, не стали предметом пристального научного рассмотрения. Основным фактором игнорирования информационного поля республик указанного региона, по всей видимости, выступают последствия русско-чеченской войны 1990-х годов и нестабильная межэтническая обстановка, время от времени обнаруживающая себя и в настоящее время. Однако сейчас, в условиях регулирования межнациональных отношений с республиками Северного Кавказа, актуальность обращения к периодической печати Дагестана, Ингушетии, Чечни определяется не только значимостью функционирования республиканской печати в конкретном регионе, но и тем, что она, учитывая обширную географию распространения, фиксирует в своем содержании этнокультурную информацию, способствующую объективизации восприятия образа нации в инокультурном пространстве. О северокавказских республиках массовая аудитория получает преимущественно новостные сообщения зачастую негативного содержания (террористические акты, активизация боевиков, действия по их нейтрализации). В результате среднестатистический потребитель подобной информации, не ориентированный этнологически, не имеет целостного представления о происходящем.

Историко-просветительский, культурологический, публицистический кавказский журнал «Дош» наряду с рассмотрением актуальных общественных проблем современности уделяет внимание «гуманитарным вопросам, темам межкультурного взаимодействия людей в современных условиях, раздвигая при этом любые национальные, религиозные и географи-

Рева Екатерина Константиновна, кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики. E-mail: ekaterina. re@rambler. ru

1 Овсепян Р.П. История новейшей отечественной журналистики. - М.: 1999. - С. 254.

ческие рамки»2. В представленной концепции издания важное место занимает этнокультурный аспект, который в коммуникативном срезе выполняет следующие основные функции: 1) несет многообразную информацию для населения коренной национально-сти3; 2) реализует проблему национальной идентификации; 3) обогащает знание читателя инокультур-ного информационного пространства материалом о национальных духовных ценностях этноса.

Проявление национальной идентификации в журнале и проблема репрезентации национальных культурных ценностей, находясь в тесной взаимосвязи, играют важную роль в коммуникативном процессе между средствами массовой информации и читательской аудиторией. В этой связи необходимо отметить, что национальная периодическая печать реализует основные компоненты, выделенные известным этносоциологом Л.М.Дробижевой: когнитивный (познавательный), эмоциональный и регулятивный (поведенческий)4. В соответствии с этим приведем суждение видного этнокультуролога И.Л.Набока: «Этническая идентификации (самоидентификация) означает «интериоризацию» качеств этнической общности, сформировавшихся в процессе этногенеза, т.е. интериоризацию этих трех компонентов, в том числе того, который Л.Н.Гумилев называл «стереотипом поведения» и считал главным признаком этноса, этнической общности»5.

В аспекте этнокультурных репрезентаций в журнале «Дош» наибольший интерес представляют регулятивные элементы, «приводящие к действиям в

2 Дош. - 2004. - №> 2(4). - С. 3.

3 Овсепян Р.П. История новейшей отечественной....- С. 254.

4 Дробижева Л.М. Государственная и этническая идентичность: выбор и подвижность // Гражданская, этническая и религиозная идентичности в современной России / Отв. ред. В.С.Моргун. - М.: 2006. - С. 10 - 11.

5 Набок И.Л. Педагогика межнационального общения:

Учебное пособие. - М.: 2010. - С. 116.

1579

Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 14, №2(6), 2012

связи с самосознанием», которые не могут функционировать, «если личность не осознает некоторых интересов, ассоциирующихся со своей личной идентичностью или идентичностью того народа, к которому она себя относит»6. Печать национального региона по сравнению с другими сегментами информационной структуры страны способна наиболее полно отображать поведенческие особенности этноса. Так, в репортаже И.Курбахажиева «Приют скитальцев» представлен этнокультурный фон переселенческого села Чардак в контексте исторической темы принудительного перемещения чеченцев в Турцию во время русско-кавказской войны в 19 веке. Несмотря на более чем вековую историю села, оно хранит основы чеченской культуры, поддерживаемой жителями, национальное самосознание которых объясняет логику их поведения. Так, первым шагом к сохранению чеченской культуры на чужбине стало возведение мечети в соответствии с чеченскими традициями, и ныне, как отмечает журналист, она «гордо носит имя Чечен Жамиси - Чеченская мечеть»7.

Поведенческие особенности этнических чеченцев способствуют сохранению национальной культуры в Чардаке. В рассматриваемой публикации автор репрезентирует некоторые из них: 1) национальные ритуалы и бытовые занятия - например, нохчи ловзар или синкъерам: «молодежь - девушки и парни - танцуют здесь нохчий халхар»; И.Курбахажиев акцентирует компонент идентификации: «Меня здесь не понимали: как можно быть чеченцем и не уметь танцевать?!»; «истангаш (производство паласов, войлочных ковров - Е.Р.), которые и здесь продолжают делать мастерицы, и те же ловзаргаш с чеченским аккордеоном и воттом, дичек пондур, лезгинка»; 2) национальный этикет - «чеченцы проявляют и здесь свое традиционное гостеприимство»; «сохранили чардакинцы и старый чеченский обычай взаимопомощи - белхи <...> все дома чеченцев селения сделаны именно этим примитивным способом. Потому они резко отличаются от турецких строений и впрямь придают селу чеченский архитектурный колорит»; 3) национальная кухня - «все блюда. сохранились неизменными - жижиг-галнаш, кур-знаш, чералгаш, хингалаш, чесночный берам и т.д. Старушки говорили мне, что еще не забыли, как делать баараш и сушить мясо».

Репортаж И.Курбахажиева содержит рассказы чардакинцев, историческая память которых, несмотря на незнание многими родного языка, хранит национальные традиции и укрепляет ассоциативную связь между личностью и этносом. Дилек Озмен,

6 Дробижева Л.М. Государственная и этническая... - С. 11.

7 Курбахажиев И. Приют скитальцев // Дош. - 2004. - № 1 (3).- С. 20.

одна из респондентов журналиста, подчеркивает, что большинство жителей села хранило все чеченские адаты до семидесятых годов, то есть до того периода, когда турецкая культура стала более интенсивно проникать в среду чеченцев. Суждения женщины включают в себя вопрос самоидентификации: «Я иногда сама себя спрашиваю: насколько я чеченка? Представляю высокогорное селение Модпхарой -эту неописуемую красоту, шелест горных лесов, звон ручья по камням, звучный голос аккордеона и дечик пондар...»8. Следуя некоторым положениям, выдвинутым И.Л.Набоком, в словах Дилек Озмен обнаруживается фиксация двух аспектов этнической идентификации: во-первых, факт самосознания индивида, связанный с осознанием единства и отличия от других (подобных групп и индивидов) по соответствующему набору признаков (язык, стереотип поведения и т.д.); во-вторых, как переживание человеком своего тождества с определенной этнической группой 9 («... чем являются для каждого чеченца в любом конца света слова «Даймахк», «Нохчийчоь» или «нохчо», - то же самое они значат и для меня. Я безмерно влюблена в эту маленькую гордую страну и в ее народ!»10). Такому проявлению национального самосознания соответствуют слова и Филиз Айдын, которая говорит об умении готовить все национальные блюда, подчеркивая, что любит «делать жижиг-галнаш, ахар-худар, хингалш». «Все наши девушки, - продолжает респондент, - превосходно танцуют нохчи халхар. Наши родители постарались передать нам, своим детям, если не все, то хотя бы часть обычаев и адатов». Филиз Айдын подтверждает: «ни на минуту не считала себя турчанкой». «Я чеченка, - говорит девушка, - и тем горжусь» 11. Статья «Приют скитальцев», важная с точки зрения репрезентации этнокультуры чеченского этноса, представляет интерес и в контексте тезиса, сформулированного этнопсихологом Ю.П.Платоновым, который, фиксируя выводы многих исследователей межэтнической коммуникации, выявил закономерность: «Этническая идентичность сильнее выражена у тех людей, которые живут в культурной среде, значительно отличающейся от собственной»12.

В журналистском тексте проблема национально-культурной идентификации может реализовываться не только посредством информации об этносе как целом, но и через рассказ о конкретном человеке. В статье Т.Ахтаевой «В гостях у долгожительницы»

8 Там же. - С. 20 - 21.

9 Набок И.Л. Педагогика межнационального.....- С. 116.

10 Курбахажиев И. Приют скитальцев.....- С. 21.

11 Там же.

12 Платонов Ю.П. Основы этнической психологии: Учебное пособие. - СПб.: 2003. - С. 212.

1580

выбранная автором жанровая форма портрета позволяет многосторонне представить главную героиню Пасихат Джукалаеву, изображаемую не только как личность, но как представителя этноса. Об этом говорят следующие фрагменты статьи: «Она по-горски здорова... Любимое блюдо - «жижиг-галнаш» (галушки с мясом)», ее национальное самосознание проявляется в поведении, например, во время встречи с ее будущим мужем: «Свидания, как обычай велит, происходили либо в доме знакомых, либо у родника в горах. Я надевала свое красивое г1абали (нарядное платье украшенное вышивкой - традиционным национальным орнаментом). Меня сопровождала подруга или родственница. Он приходил с другом», свидетели «согласно вайнахскому этикету, здоровались друг с другом, справлялись о здоровье родных и близких, а потом отходили в сторону, давая возможность потолковать наедине», согласно национальному этикету, «в основном говорил он. Я стояла, не поднимая глаз, и как можно короче отвечала на его вопросы»13.

Элемент проявления национальной идентификации, реализованный посредством констатации национальных черт чеченского народа, представлен в статьях И.Шовхалова «Жизнь у каждого одна» (для чеченцев «забота о стариках - в радость» даже в трудные времена депортации чеченского народа и военных кампаний 1990-х годов14), М.Катышевой «И придет даджал на землю чеченскую» (даджал -антихрист, в военную годину превративший город Грозный в «пустой, страшный, ирреальный мир» «мир черных, изломанных, словно людские кости, деревьев»; но город, где сконцентрированы национальные основы народа, научил гродненцев «мужественно хранить достоинство и оптимизм» по старинной чеченской поговорке «Обуглись, но выстой!»; «Не случайно газетчики отмечали, что среди попрошаек в московском метро нет беженцев из

Чечни. Он (то есть город - Е.Р.) выковал то, что сейчас называется «непобедимым грозненским ду-хом»15), Т. Ахтаевой «Самашкинская трагедия» (национальное самосознание - это не только принятие своей принадлежности этносу, но и понимание других народов: «. Мы забываем о простых установлениях Всевышнего. Он создал нас разными, разделил народы и племена для того, чтобы мы узнавали друг друга. Каждый народ - зеркало, в котором другой видит свои достоинства и недостатки. Ведь только Создатель вселяет в нас душу. И только Он вправе нас лишать ее. Это право Бог сохранил за собой и в Коране, и в Библии - людских посягательств на то, чтобы его присвоить, не оправдывают перед Ним никакие цели и средства»16).

И.Л.Набок пишет о том, что «этничность может быть декларированной, искусственной, не интерио-ризованной, то есть не пропущенной через психический микрокосм личности, группы. В таком случае она, действительно, оказывается инструментом манипулирования, в частности, политического»17. Однако, на основании нашего исследования, мы пришли к выводу, что этнокультурный контекст, объективный в своей сущности, препятствует искусственности в проявлении идентификации в журналистском материале. Это означает, что отражение национального самосознания, является одним из способов формирования объективного образа этноса в периодической печати.

13Ахтаева Т. В гостях у долгожительницы:// Дош. -2004. - № 2 (4).- С. 31.

14Шовхалов И. Жизнь у каждого одна // Дош. - 2004. - № 1 (3).- С. 5.

15Катышева М. И придет даджал на землю чеченскую // Дош. - 2003. - № 2 (2).- С. 27.

16Ахтаева Т. Самашкинская трагедия // Дош. - 2004. -№ 2 (4). - С. 11.

17Набок И.Л. Педагогика межнационального.. - С. 114.

REPRESENTATIVE FEATURES OF NATIONAL IDENTITY IN THE MAGAZINE «DOSH»

© 2012 E.K.Reva V.G.Belinsky Penza State Pedagogical University

This article emphasizes the ethnic and cultural context of the problem of identification in national periodicals. The author comes to the conclusion that the exercise of self-identity in journalism contributes to the perception of the image of objectification ethnicity.

Keywords: national identity, ethnic culture, periodicals.

Ekaterina Konstantinovna Reva, PhD in Philology, assistant professor of Journalism. E-mail: ekaterina. re@rambler. ru

1581

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.