Научная статья на тему 'Проявление социо-этнокультурной самоидентификации в национальных периодических изданиях (на материале чеченского журнала «Нана»)'

Проявление социо-этнокультурной самоидентификации в национальных периодических изданиях (на материале чеченского журнала «Нана») Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
144
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗ НАЦИИ / ИДЕНТИФИКАЦИЯ / ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ОТОЖДЕСТВЛЕНИЕ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ / МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / IMAGE OF THE NATION / IDENTITY / ETHNIC AND CULTURAL IDENTITY / NATIONAL CULTURAL VALUES / INTERNATIONAL RELATIONS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Рева Екатерина Константиновна

В статье в контексте воспроизведения национальных культурных ценностей средствами массовой информации поднимается вопрос о роли национальной периодики в этом процессе. Автор рассматривает проблему проявления социальной и этнокультурной самоидентификации как фактор формирования образа нации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Manifestation of social, ethnic and Cultural Identity in the national Periodicals (Based on the Material of the Chechen Journal NANA)

The article considers the role of national periodicals in the context of national cultural values, which exist in the media. The author considers the problem of social and ethno-cultural identity as a factor in forming the image of the nation.

Текст научной работы на тему «Проявление социо-этнокультурной самоидентификации в национальных периодических изданиях (на материале чеченского журнала «Нана»)»

Edited by FoKit PDF Editor

Copyright (c) by FoKit Corporation, 2003 - 2010

For Evaluation Only.

Известия Саратовского университета, ¿иid. i. jz. Lep. wmonorm. турналпстпка, вып. j

ru/review.phtml?rid=62011#comments (дата обращения:

20.01.2012).

10 Рецензия на книгу Земля мертвых. Череп епископа. URL: http://bookmix.ru/review.phtml?rid=57503#comments (дата обращения: 20.01.2012).

11 Там же.

12 Рецензия agnes на книгу Метро 2033. URL: http:// bookmix.ru/review.phtml?rid=56796#comments (дата обращения: 20.01.2012).

13 Там же.

14 См.: Белинский В. Сочинения Александра Пушкина. М., 1985.

15 Рецензия на книгу Перпендикуляр. URL: http://bookmix. ru/review.phtml?rid=61415#reviews (дата обращения:

20.01.2012).

16 Там же.

17 Рецензия на книгу Очаг вины, или Любовь, диагноз и ошибка одного нейрофизиолога. URL: http://bookmix. ru/review.phtml?rid=56289#comments (дата обращения:

20.01.2012).

18 Там же.

19 Там же.

20 Там же.

21 Носов С. Франсуаза, или Путь к леднику (рецензия). URL: http://www.openspace.ru/literature/events/ details/34333/?view_comments=all#comments (дата обращения: 20.01.2012)

22 См.: Белецкий А. Указ. соч. С. 38.

23 См.: Барт Р. Избранные работы : Семиотика. Поэтика. М., 1994.

24 См.: Костырко С. Русский литературный интернет : начало // Новый Журнал. 2011. № 263. URL: http:// magazines.russ.ru/nj/2011/263/ko22.html (дата обращения: 20.01.2012).

25 Там же.

26 Круглый стол : Рунет как зеркало русской ментальности // Новый Журнал. 2011. № 262. URL: http:// magazines.russ.ru/nj/2011/262/ru19.html (дата обращения: 20.01.2012).

удк 070.11

27 Костырко С. Указ. соч.

28 Ермолин Е. Критик в Сети // Знамя. 2003. № 3. C. 44.

29 См.: Барт Р. Что такое критика? // Барт Р. Избранные работы... С. 270.

30 Прозоров В. Предмет истории литературной критики : К постановке вопроса // Филологические науки. 1992. № 3. С. 27.

31 Лакшин В. Указ. соч. С. 85.

32 Б.а. О, времена, о, нравы! Рецензия на книгу Леди Макбет Мценского уезда. URL: http://bookmix.ru/ review.phtml?rid=59578#comments (дата обращения: 20.01.2012).

33 Там же.

34 Там же.

35 Петрова Т. Критика-лайт // Октябрь. 2011. № 1. С. 159.

36 Джен И. Литературная интернет-революция. URL: http://lib.rin.ru/doc/i/189511p2.html (дата обращения:

20.01.2012).

37 См.: Лежнев А. О литературе. Статьи. М., 1987. С. 74.

38 См.: ТыняновЮ. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977. С. 148.

39 Толстой А. Писатель - критик - читатель. URL: http:// tolstoy-a-n.lit-info.ru/tolstoy-a-n/article s/tolstoy-a-n/ pisatel-kritik-chitatel.htm (дата обращения: 20.01.2012).

40 Там же.

41 Б.а. Я мыслю, значит, я существую. Рецензия на книгу Голова профессора Доуэля. URL: http://bookmix.ru/ review.phtml?rid=60263#comments (дата обращения:

20.01.2012)

42 Там же.

43 Там же.

44 См.: Читалогоанатом - участник клуба любителей книг. URL: http://bookmix.ru/users/index.phtml?uid=7472 (дата обращения: 20.01.2012).

45 Джен И. Указ. соч.

46 См.: Ермолин Е. Указ. соч. С. 202.

47 См.: Ахиллес и черепаха. URL: http://ru.wikipedia. org/wiki/Ахиллес_и_черепаха (дата обращения:

20.01.2012).

ПРОЯВЛЕНИЕ СОЦИО-ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ САМОИДЕНТИФИКАЦИИ В НАЦИОНАЛЬНЫХ ПЕРИОДИЧЕСКИХ ИЗДАНИЯХ (на материале чеченского журнала «нана»)

Е. К. рева

Пензенский государственный педагогический университет имени в. г. Белинского E-mail: [email protected]

в статье в контексте воспроизведения национальных культурных ценностей средствами массовой информации поднимается вопрос о роли национальной периодики в этом процессе. Автор

рассматривает проблему проявления социальной и этнокультурной самоидентификации как фактор формирования образа нации.

Ключевые слова: образ нации, идентификация, этнокультурное отождествление, национальные культурные ценности, межнациональные отношения.

© Рева Е. К., 2012

Edited by FoKit PDF Editor

Copyright (c) by Fouit Corporation, 2003 - 2010 For Evaluation Only.

E. К Рева. Проявление социо-этнонультурной самопдентпфтацпп_________________

The Manifestation of social, Ethnic and Cultural Identity in the National Periodicals (Based on the Material of the Chechen Journal NANA) E. K. Reva

The article considers the role of national periodicals in the context of national cultural values, which exist in the media. The author considers the problem of social and ethno-cultural identity as a factor in forming the image of the nation.

Key words: image of the nation, identity, ethnic and cultural identity, national cultural values, international relations.

Один из ведущих российских социологов А. Г. Здравомыслов справедливо заметил, что важнейшим из вопросов национальной политики является «не вопрос о том, что такое нация “на самом деле”, а о том, как создается образ нации в сознании людей»1. Основные сведения об этнических общностях современный человек получает прежде всего из средств массовой информации. Система журналистики, природным свойством которой является информационно-коммуникативная функция, оказывает на реципиента, воспринимающего информацию, определенное воздействие, которое нередко формирует в его сознании «портрет» нации. Зачастую этот «портрет» не является полноценным в силу следующих основных факторов:

- контекста представления сведений об этносе (конфликты, войны, политическая ситуация); в этом случае формируется образ врага, что само по себе несет негативно окрашенную смысловую нагрузку и вызывает неприятие другого народа;

- уже имеющейся у массовой аудитории информации, которая сформировала в сознании человека (социума) определенное представление и отношение к той или иной этнической общности (характерным примером могут служить освещение СМИ событий Чеченской войны и представляемый образ чеченского народа, стереотипы в отношении которого сильно проявляются до настоящего времени);

- идеологической позиции журналиста, затрагивающего в своих публикациях национальный вопрос (автор материалов не всегда обладает чувством толерантности, что ведет к необъективности при подаче информации и чревато разжиганием межнациональной розни);

- отсутствием достаточных знаний журналиста о культурных, религиозных ценностях того народа, который становится предметом его журналистских материалов.

Другой способ получения информации об этнокультуре - национальная периодическая печать. Журналисты из представителей конкретного этноса предлагают читателю информацию о национальных культурных ценностях, нормах поведения своего народа, получаемую ими из основного источника - того общества, в котором они воспитывались и живут. Хотя национальная

пресса не имеет широкого распространения в инокультурном информационном пространстве, ее значения на рынке печатной продукции нельзя недооценивать. Функционируя в полиэтническом государстве, национальная периодика не только выполняет роль средства коммуникации, но и способствует, говоря словами Е. В. Ахмадулина, «приспособлению членов аудитории к социализации - усвоению социально-культурного опыта, навыков, знаний, норм, ценностей, традиций, накапливаемых и передаваемых из поколения к поколению - в данном конкретном обществе, в системе его общественных отношений»2. Утверждение исследователя относится к функции социальной адаптации, которую выполняет журналистика. Однако ее может реализовывать национальная периодическая печать как один из сегментов информационной среды Российской Федерации.

Рассмотрение феномена социальной и этнокультурной самоидентификации национальной группы в сфере массовых коммуникаций неслучайно определяется не только неизбежностью отождествления конкретного представителя со своим народом. Посредством отражения в журналистике стереотипов поведения, образа жизни и деятельности этнической общности, её идентификации и самоидентификации массовая аудитория социально и психологически адаптируется к менталитету, культуре, традициям других народов.

В российской периодической печати само-идентифицировать себя представителю той или иной национальной группы порою затруднительно. Этот процесс осложняется в первую очередь фактором целевой аудитории, которая «потребляет» ожидаемый ею информационный продукт. Поэтому ввести национальный компонент в общественно-политические периодические издания весьма проблематично. Так, в журнале «Огонек» был опубликован материал, посвященный религиозному празднику мусульман Ураза-байрам. Примечательно, что информацию о ритуальных традициях, особенностях празднования читатель получал не от представителя национальной группы, исповедующей ислам, а от русского журналиста, который попытался имитировать в своем образе принадлежность к другим нациям. Автор статьи как участник праздничной молитвы в мечети пишет: «Сегодня ночью я был и башкиром, и татарином, почему немножко не побыть таджиком?»3.

Не являясь приверженцем ислама, журналист приводит в своем материале реплики, имеющие интолерантный характер («Как же одеться, чтобы сойти за своего в праздничной толпе верующих? Хотя для нас они все - гастарбайтеры»4), а также рисует отрицательный образ мусульманина: «Надолго Искандера не хватило. Вскоре после начала молитвы он вздыхает: “Ну не могу сидеть так, не могу” и торопливо набирает эсэмэс с поздравлениями. Сосед с другой стороны начал мусолить сига-

Журналистика

107

Edited by Foxit PDF Editor

Copyright (c) by FoHit Corporation, 2003 - 2010

For Evaluation Only.

Известия Саратовского университета, ¿иid. i. id. сер. ч^плологпя. турнагпстпка, вып. э

рету»5. Указанные действия запрещены исламом: разговоры во время молитвы непозволительны, а курение (в статье - сигарета как атрибут) - это харам, то есть грех. Приведенные авторские высказывания и примеры не позволяют читателю ощутить тот большой духовный смысл, который вкладывает правоверный мусульманин в ритуал намаза. Более того, массовая аудитория может искаженно воспринять особенности праздничной молитвы, знаменующей окончание священного месяца Рамадан.

В силу своей специфики национальная периодическая печать в аспекте отражения ценностей своего народа располагает большими ресурсами для этнокультурного самовыражения. Процесс информирования об этносе через отождествление личности / изображаемого в статье образа с национальной группой (мироощущение личности, ее социальное поведение) реализуется через культуроформирующие черты жизни того или иного общества (социальной ячейки, этнической общности), ведет к более полному восприятию национальной сущности народа, пониманию тех основ, которые обусловливают функционирование общества.

Присмотримся к публикациям в современном литературно-художественном социально-культурологическом журнале Чеченской Республики «Нана» (в переводе - «Мать»). Ориентированное на женскую аудиторию издание тем самым воздает должное женщине-нохчи - матери, хранительнице не только домашнего очага, но и всей нации. Неоднократно журнал удостаивался звания «Золотой фонд прессы».

Так, в статье Р. Закриева «Они заслуживают того, чтобы их оградили от грязных чернил продажных ничтожеств», опубликованной летом 2011 г., главная идея выражена через национальную философию чеченцев. Автор, анализируя поэму А. С. Пушкина «Тазит», проводит параллель между литературным персонажем и образом чеченца. Это сопоставление демонстрирует отличительные черты культуры народа, нормы поведения, духовные ценности чеченского общества. В публикации проявляются элементы этнокультурной самоидентификации, что ведет к созданию «портрета» нации. Предпосылкой реализации авторской идеи служит подводка к статье - выдержка из газеты «Республика» за 1989 г. Смысловым центром фрагмента является следующая фраза: «Автор хотел бы остановиться ... на том, какую оценку чеченцам давали и дают “гости” с севера»6, то есть каким было восприятие чеченцев другими народами.

Отношения между Россией и Кавказом исторически осложнялись различием геополитических интересов, часто приводящим к войнам. Этот фактор укоренял в сознании русских людей образ неприятеля в лице чеченского народа, заставлял смешивать понятия «политического» и «человеческого» часто при доминировании первого. Хотя

«во все времена и во время войны, и в мирное время были категории общечеловеческие, такие как мужество, честь, благородство, любовь к свободе. Эти качества уважались как у друзей, так и у врагов»7. Р Закриев в своей статье пытается посредством обращения к культуре чеченского народа разрушить стереотипы, нередко проявляющиеся в российском обществе по отношению к его соотечественникам.

Не останавливаясь на элементах литературоведческого анализа поэмы «Тазит», обратимся к суждениям Р. Закриева, характеризующего чеченцев. Объективность своей точки зрения журналист аргументирует художественным и реальным видением А. С. Пушкиным чеченского народа: поэт своей поэмой «воздал хвалу, выше которой не было, нет и не будет во все времена и среди всех народов, он провозгласил чеченцев безупречно благородными людьми, и поразительно то, как он смог настолько глубоко постичь мораль, психологию народа»8.

Статья Р. Закриева опирается на мораль и психологию чеченцев. В контексте анализа образа главного героя поэмы «Тазит» автор дает представителям этого северокавказского народа характеристики, которые условно можно разделить на две категории:

- семейные отношения: «...чеченское воспитание не позволяет поучать отца.»9;

- особенности национального характера: «У чеченцев говорят: “Смелой и собака бывает, главное - благородство”»; «чеченская мораль категорически запрещает убивать того, кто не имеет возможности сопротивляться»; чеченцы -это народ, который «благородство, честь, свободу ставил превыше всего»10; внимания заслуживает следующая фраза как своеобразный ответ на реплику отца Тазита в пушкинских строках («Ты не чеченец - ты старуха.»): «Именно потому, что Тазит был чеченцем, он не мог убить своего беспомощного кровника, и сегодня Тазита, которого не понял родной отец, поймет любой чеченец. Не верите? Спросите»11. Приведенная цитата - пример отождествления одного с позицией народа в целом.

Говоря об образе, созданном в XIX в. и воплотившем лучшие качества народа, важно подчеркнуть, что морально-нравственные ценности того времени незыблемы и сильны в чеченском обществе и сейчас. Об этом свидетельствует авторское «Не верите? Спросите».

Таким образом, в рассматриваемой статье процесс самоидентификации реализуется посредством отождествления литературного образа как представителя этноса с чеченским народом. Характеристики, которыми оперирует автор статьи, отражают духовную составляющую жизни чеченского общества, являются элементами «портрета» этноса. На первый взгляд, в публикации показан один ракурс рассмотрения нравственной культуры чеченцев. Однако это не

Edited by Foxit PDF Editor

Copyright (c) by FoHit Corporation, 2003 - 2010

For Evaluation Only.

E. К Рева. Проявление соцт-этнокультурной самопдентпфтацпп_______________

так. В приводимых автором цитатах из поэмы Пушкина присутствует антипод Тазита - его отец. Благодаря противопоставлению жизненных позиций героев Р. Закриеву удается представить те национальные черты народа, которые отражают сущность менталитета чеченцев.

Проблема идентификации (самоидентификации) как один из аспектов этнокультурного отождествления личности тесно связана с вопросами, рассматриваемыми в социологической науке. Так, А. И. Ковалева предлагает концепцию социали-зационной нормы, которая характеризуется воспроизведением индивидом или обществом социальных связей, общественных отношений и культурных ценностей. Исследователь конкретизирует свое положение, выделяя типы социализационной нормы. Нас будет интересовать идеальный тип, наиболее приближенный к социо-этнокультурной самоидентификации. Этот тип социализационной нормы определяется общественными идеалами и строящимися на их основе ориентирами личностного развития12.

Если говорить о функционировании указанного принципа в чеченских периодических изданиях, то прежде всего он реализуется в тех публикациях, где доминирующим объектом изображения выступает конкретная личность. Например, в журнале «Нана» в статье, посвященной погибшему во время военных событий в Чечне журналисту Рамзану Хаджиеву, находят отражение национальные принципы поведения, диктуемые чеченским обществом и считающиеся в республике эталонной моделью действий. Автор статьи «Слово о Рамзане.» М. Нашхоев, говоря о герое материала, акцентирует внимание читателя на том, что Рамзан Хаджиев «всегда помнил заветы своих предков»13, что является важнейшим фактором воспитания чеченца и неотъемлемой частью его жизни («Всегда держи в своем сердце сказанное и сделанное твоим отцом. Береги честь семерых отцов своих (чеченец должен знать семь колен своего родословного древа, женщина-чеченка - восемь. - Е. Р.) - это твое нравственное богатство, а значит, и твоего народа»14). Рамзан чтил понятия г1иллакх и доьналла, являющиеся своеобразным кодексом чести вайнахов: «Остерегайтесь пустословия. В стране нашей никогда не забывают ни проявивших малодушие, ни проявивших мужество. Народ видит и знает, кто, что и как делает. Остерегайтесь того времени, когда кто-либо из твоих сверстников заставит тебя покраснеть за содеянное кем-либо из твоих родственников. И тобой. Совестливость должна быть мерилом всех земных дел»15.

В приведенном фрагменте статьи представлено ценностное сознание членов чеченского общества, выражаемое здесь через образ конкретного человека. В цитате проявляют себя центральные для чеченцев компоненты общественного мнения, выступающие в данном случае важнейшим регулятором поведения людей. Таким образом,

посредством журналистского текста реализуется способ объединения индивида с другими людьми на основе установившейся нравственной связи. В журнале отражено включение во внутренний мир героя статьи образцов, норм, ценностей его народа. В этом контексте идентификация рассматривается уже «не в субъективном личностном плане, а как процесс взаимодействия общества и человека, где он принимает на себя социальные роли при вхождении в группу, осознает свою групповую принадлежность и формирует свои социальные установки»16.

Национальные средства массовой информации, в частности периодическая печать, проявляя социальную и этнокультурную самоидентификацию, тем самым воспроизводят духовные ценности народа. Этот процесс в условиях глобализации и трансформации российского общества является весьма актуальным. Речь идет не только

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о сохранении собственной культуры конкретного народа, проживающего в Российской Федерации, хотя эта цель национальной периодики первостепенна, но и о распространении информации о традициях, идеалах, этике поведения этноса, его менталитете на территории всего государства. Это обстоятельство говорит о реализации национальной журналистикой нескольких функций (наряду с основной - информационно-коммуникативной).

Культуроформирующая функция реализуется как в пределах этнической общности, так и в инокультурном информационном пространстве. Говоря о данной функции журналистики в контексте национальной самоидентификации и межнациональных отношений как о значимом в государственном масштабе процессе, мы подразумеваем, что она направлена на распространение высоких культурных ценностей, свойственных определенному народу, и воспитание этнической общности в рамках национальной этики. Эта функция дает логическую основу для существования интегрирующей функции.

Интегрирующая функция направлена на «сохранение целостности общества и государства в рамках единого информационного пространства; она нацелена на достижение в обществе духовного единства и согласия»17. Тиражирование национальной периодики на всей территории этнически разнообразного и многоконфессионального государства, прививание культуры чтения национальной периодической печати будет способствовать посредством проявления в национальных изданиях социо-этнокультурной идентификации формированию в сознании массового читателя полноценного образа этноса, приблизит его к пониманию культурной основы жизни этнической общности. Информация о национальных праздниках, сопутствующих им традициях, запретах и сводах законов жизни поможет адаптироваться русским людям к многочисленным диаспорам, возможно, позволит найти соответствие в культурном развитии обществ и элементах религиоз-

Журналпстпка

109

Edited by Foxit PDF Editor

Copyright (c) by FoHit Corporation, 2003 - 2010

For Evaluation Only.

Известия Саратовского университета, ¿иid. i. id. к.ер. ч^плологпя. турнагпстпка, вып. э

ного верования («Священные книги, посланные Всевышним: Тора, Евангелие, Библия. Все они говорят об одном и том же, но их содержание часто искажалось людьми.»18). Это, в свою очередь, усилит тенденцию к гуманизации российского общества, укрепит межнациональные связи, что будет препятствовать возникновению национализма, межнациональных и межконфессиональных конфликтов.

Примечания

1 Здравомыслов А. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве. М., 1999. С. 113.

2 Ахмадулин Е. Основы теории журналистики : учеб. пособие. М. ; Ростов н/Д, 2008. С. 217.

3 Мельников С. Обошлось без жертв // Огонек. № 45(5203). 2011. С. 31.

4 Там же. С. 30.

5 Там же. С. 31.

6 Закриев Р. Они заслуживают того, чтобы их оградили

от грязных чернил продажных ничтожеств. // Нана. № 7-8. 2011. С. 76.

7 Там же. С. 77.

8 Там же.

9 Там же.

10 Там же. С. 78.

11 Там же.

12 См.: Ковалева А. Социализация молодежи : нормы, отклонения, социализационная траектория // Социс. № 1. 2003. С. 4.

13 НахшоевМ. Слово о Рамзане. // Нана. № 3-4. 2011. С. 44.

14 Там же.

15 Там же.

16 Намлинская О. Особенности национальной идентификации молодых русских в современном российском обществе : автореф. дис. ... канд. социол. наук. М., 2007. С. 4.

17 Ахмадулин Е. Указ. соч. С. 220.

18 БатукаевМ. Мой хадж // Нана. № 3-4. 2011. С. 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.