Право и политика
Правильная ссылка на статью:
Нестерчук О.А., Дубровина О.В. Репатриация и поддержка соотечественников за рубежом: опыт Венгерской Республики // Право и политика. 2024. № 8. DOI: 10.7256/2454-0706.2024.8.71402 EDN: TYCFOK URL: https;//nbpublish.com'library_read_article.php?id=71402
Репатриация и поддержка соотечественников за рубежом: опыт Венгерской Республики
Нестерчук Ольга Алексеевна
ORCID: 0000-0002-8776-2694 доктор политических наук
профессор; кафедра политологии и политического управления; Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации; профессор; кафедра публичной политики и истории государства и права; Российский университет дружбы народов имени
Патриса Лумумбы
119571, Россия, г. Москва, пр-т Вернадского, 82 И [email protected]
Дубровина Ольга Васильевна
доктор политических наук
профессор; кафедра политологии и политического управления; Российская академия народного юзяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
119571, Россия, г. Москва, пр-т Вернадского, 82 И [email protected]
Статья из рубрики "Власть и управление"
DOI:
10.7256/2454-0706.2024.8.71402
EDN:
TYCFOK
Дата направления статьи в редакцию:
05-08-2024
Аннотация: Объектом исследования является одно из направлений миграционной политики государства, связанное с репатриацией соотечественников. Репатриация как отдельная область управления миграцией требует выработки отдельных подходов и практик, направленных на решение стратегических задач миграционной политики
государства. Предметом исследования является политика репатриации в Венгрии на современном этапе, которая рассматривается в рамках решения таких задач, как одного из условий решения демографических проблем, а также сохранения национальной идентичности. В рамках внутриполитического трека возвращение соотечественников рассматривается, как один из структурных элементов электоральной поддержки правящей партии "Фидес". При этом поддержка этнических венгров, проживающих в других государствах рассматривается, как важнейший элемент внешней политики. В исследовании приводится ряд статистических показателей, позволяющих оценить количественные показатели переселенческой политики. В целях объективного анализа венгерской переселенческой политики и поддержки соотечественников за рубежом были использованы институциональный метод, позволивший рассмотреть участие в данном процессе институтов власти и общественных организаций, а также формально-юридический метод применение которого обосновано подробным анализом венгерского национального законодательства в рассматриваемой сфере. Основные полученные результаты исследования позволяют констатировать достаточно высокий уровень эффективности венгерской практики репатриации, а также имеющихся программ поддержки соотечественников за рубежом, в первую очередь, в рамках культурной и гуманитарной составляющей внешней политики. Можно утверждать, что реализуемые в современной Венгрии практики репатриации и поддержки соотечественников за рубежом оказывают положительное влияние на решение задач в области демографии и сохранения венгерской идентичности мононационального государства. Следует также отметить, что для политической власти современной Венгрии поддержка репатриантов и соотечественников за рубежом является существенным элементом электоральной поддержки в связи с чем находится на особом контроле. Рассмотренные практики репатриации могут представлять определенный интерес и для политики по добровольному переселению соотечественников в Российскую Федерацию
Ключевые слова:
м и г р а ц и я , миграционные процессы, миграционная политика, репатриация,
соотечественники, гражданство, демография, политическая власть, государственное управление, Венгрия
Миграция населения - это сложное комплексное явление, которое влияет на экономическое и социальное развитие как государств приема мигрантов, так и их исхода. Миграционная политика государства становится одним из наиболее актуальных вопросов современной политической повестки, фактором, влияющим на политическую стабильность не только в региональном, но и глобальном масштабе.
В качестве одного из видов миграции населения можно рассматривать процессы репатриации, т.е. процессы возвращения лиц в государства, где ранее они родились или же проживали их предки. Репатрианты принимают решение вернуться на свою историческую родину в связи с различными обстоятельствами: желанием воссоединиться со своей семьей; стремлением проживать в государстве с импонирующими и близкими традициями, менталитетом и культурой; ввиду нестабильной политической обстановки и тяжелых социально-экономических условий в месте прежнего проживания; неблагоприятных экологических и климатических условий; а также вследствие притеснений и дискриминации по расовому, этническому, конфессиональному признакам
Важно отметить, что процесс репатриации является добровольным; определенные правовые акты обязывают все органы государственной власти принимающей страны выпускать из неё репатриантов, а страны происхождения, в свою очередь, должны гарантировать принятие своих граждан обратно.
Как правило, под термином «репатрианты» понимают лиц, которые по причинам экономического, социального или личного характера добровольно переселились в
страну своего гражданства или происхождения с целью постоянного проживания J51. Но некоторые исследователи, например, Г. Ладос и Г. Хегедус вместо понятия
«репатриация» используют термин «ремиграция» (remigration) I141.
Принимая во внимание, что современная Россия продолжает находиться в достаточно серьезном демографическом кризисе, вопросы воспроизводства населения и развития человеческого капитала становится все более актуальным направлением научных исследований в области миграции и демографии, что требует обращения к отдельным зарубежным практикам, демонстрирующим достаточно высокий уровень эффективности,
прежде всего в области репатриации соотечественников -М-Ы91.
Одним из государств успешно реализующих практики репатриации (реэмиграции) является Венгерская Республика, анализу переселенческой политики которой посвящен
ряд научных исследований
Однако несмотря на имеющиеся работы, посвященные как миграционной политики Венгерской Республики в целом, так и переселенческой политики в частности, до настоящего времени остается недостаточно исследованным аспект, посвященный политико-правовому аспекту государственного управления, национальному законодательству Венгрии в части формирования и развития практик репатриации, взаимодействия в данной сфере институтов власти и гражданского общества.
В настоящее время процессы репатриации интенсифицировались в странах Восточной Европы, в том числе и в Венгерской Республике. Многие мигранты из данного субрегиона приняли решение вернуться в родные страны в связи с желанием находиться рядом со своими семьями, а также ввиду социально-экономических причин -безработицы и отсутствия должной социальной защиты в других государствах. Правительство Венгрии активно поощряет политику репатриации (реэмиграции), остающуюся актуальной для многих венгров, проживающих в иных государствах (порядка 4 млн. чел.). При этом, необходимо отметить, что в настоящее время в самой Венгрии проживает около 10 млн. венгров, о чем свидетельствуют данные организации «Database Earth».
Говоря о соотечественниках, проживающих за рубежом, венгерская миграционная политика выделяет приоритетность защиты интересов и поддержания благосостояния мигрантов-венгров за пределами страны. Соответственно, защита прав этнических венгров в иностранных государствах является одним из доминирующих направлений как внешней, так и внутренней политики Венгрии. Важно отметить, что государство, с одной стороны, способствует сохранению и поддержанию этнокультурной идентичности диаспоры венгров в сопредельных странах, а, с другой, стимулирует активное вовлечение в политико-социальные и экономические процессы государств, гражданами которых они являются.
Причины проведения политики репатриации, перечисленные выше, характерны для современной Венгрии ввиду особого подхода к миграционной политики государства, не
предусматривающей решения демографических, социальных и экономических проблем с использованием механизмов замещающей миграции, т.е. привлечения мигрантов, не
являющихся этническими венграми ^^
Ключевые положения, касающиеся поддержки этнических венгров, проживающих за пределами страны, отражены в Стратегии венгерских общин за рубежом (была принята в 2011 году), одной из важных целей которой является создание венгерских заграничных
автономных общин и обеспечение их благополучия и стабильности Правительство Венгрии стремится к тому, чтобы с каждым годом подобных общин становилось все больше. Еще одной целью является поддержание культурного и интеллектуального развития этнических венгров в рамках общин, а также обеспечение их процветания. Для эффективной реализации этих целей в 2011 году правительством Венгрии был создан Совет Венгерской диаспоры. Еще одним важным институтом, ответственным за работу с заграничными соотечественниками, стал Государственный Секретариат по работе с венгерскими общинами за рубежом, учрежденный в 2011 году и подведомственный Министерству государственного управления и юстиции II2!.
Важным направлением политики Венгрии в отношении иностранных соотечественников является оказание им материальной поддержки. Так, в 2000 году был создан государственный фонд Бетлена Габора, предназначенный для оказания финансовой поддержки заграничным этническим венграм. Данная организация занимается выплатой пособий на различные нужды, финансированием деятельности Научно-исследовательского института венгерских общин за границей (институт исследует состояние зарубежных венгерских общин и, основываясь на полученных результатах, помогает правительству Венгрии вырабатывать соответствующую политику), а также сотрудничеством с культурно-образовательным центром «Дом Венгров». Организация предоставляет финансовые средства на реализацию различных проектов: в 2015 году фонд выделил 160 миллионов евро на различные проекты в Воеводине. Также в период с 2011 по 2018 годы Фонд оказал финансовую поддержку закарпатским венграм в размере 55 миллионов долларов, из которых 27 миллионов получил Закарпатский венгерский институт имени Ференца Ракоци II, 5 миллионов долларов организация
предоставила Обществу венгерской культуры Закарпатья
В Венгрии репатриация регулируется несколькими законодательными актами. Так, в новой Конституции Венгрии от 01.01.2012 года в статье D прописано, что «Венгрия, учитывая единство венгерской нации, должна нести ответственность за судьбу венгров, проживающих за ее пределами; обязана способствовать выживанию и развитию общин зарубежных венгров; а также должна поддерживать их намерения и стремления, ориентированные на сохранение венгерской идентичности и культуры, утверждение индивидуальных и коллективных прав, создание общинного самоуправления, процветания на родных землях; также страна обязуется способствовать сотрудничеству венгров друг с другом и с Венгрией».
В январе 2002 года в Венгрии вступил в силу Закон «О венграх, проживающих в сопредельных странах». В первой статье Закона прописано, что его действие распространяется на лиц, не являющихся гражданами Венгрии (отмечается, что такие лица утратили венгерское гражданство не в связи с добровольным отказом, а также данные лица не имеют разрешения на постоянное пребывание в государстве), но при этом заявивших о своей принадлежности к венгерской нации и проживающих в Республике Хорватии, на территории бывшей Союзной Республики Югославия, в Румынии, Республике Словении, Словацкой Республике, в Украине (действие закона
распространяется и на супругов данных лиц и их несовершеннолетних детей, даже если они не являются этническими венграми). В соответствии с этим законом, лица, перечисленные в первой статье, имеют право на получение льгот и иной поддержки на территории Венгрии и в местах своего проживания в сопредельных странах. Например, преференции включают в себя бесплатное посещение библиотек (статья 4); предоставление государственных стипендий (статья 6); льготный проезд в общественном транспорте (статья 8); право на пользование общественными культурными учреждениями (статья 4); поддержку зарубежных организаций, действующих в интересах венгерских национальных общин (статья 18).
Кроме того, важно отметить, что процедура получения гражданства, а также репатриации регулируется Законом «О гражданстве», принятым в 1993 году. Данный закон базируется на принципе права крови, то есть для получения статуса гражданина необходимо унаследовать его от кровного родственника. Однако венгерское гражданство можно получить и по натурализации, для чего иностранцу требуется непрерывно прожить на территории Венгрии 8 лет, сдать тест об основах конституции Венгрии, не иметь судимостей, а также располагать финансовыми стабильными средствами к существованию. Но при соответствии некоторым условиям, прописанным в законе, ценз оседлости может быть сокращен с 8 до 3 лет. При этом важно подчеркнуть, что факт рождения ребенка иностранцами на территории Венгрии не является условием для автоматического получения гражданства (к исключениям относятся дети, рожденные от неизвестных родителей, либо рожденные апатридами).
На законодательном уровне легальность процедуры репатриации определяется параграфом 5 венгерского Закона «О гражданстве». Репатриантом в Венгрии является человек, имевший ранее венгерский паспорт, но впоследствии утративший его и желающий восстановить. Помимо этого, к репатриантам относятся люди, чьи родители, бабушки, дедушки и другие предки были венгерскими гражданами. Программа репатриации в Венгрию предусматривает предоставление венгерского паспорта лицам, чьи предки имели подданство в предыдущие годы. Этот факт необходимо подтвердить соответствующими документами, которые докажут, что заявитель или один из его родителей родился в Венгрии; у заявителя или хотя бы у одного из родителей (или других родственников) когда-либо был венгерский паспорт; венгерское гражданство родителей заявителя было подтверждено ранее.
Следовательно, чтобы претендовать на венгерское гражданство, необходимо предоставить документы, подтверждающие венгерские корни (собственное свидетельство о рождении; свидетельства о рождении родителей, бабушек, дедушек, прабабушек и других предков; свидетельство о браке родителей или иных предков; любую другую официальную венгерскую документацию, которая подтвердит венгерское происхождение); подготовиться к экзамену по венгерскому языку для его успешной сдачи; связаться с посольством и договориться о дате собеседования; пройти собеседование и сдать требующиеся документы; сдать присягу; а затем уже получить паспорт гражданина Венгрии. Важно подчеркнуть, что этнические венгры, получившие гражданство Венгрии, не обязательно должны переезжать в страну и затем проживать на её территории, они имеют право остаться в стране нынешнего пребывания, но при этом иметь двойное гражданство.
Также Закон «О гражданстве» предусматривает упрощенную форму натурализации, которая называется декларацией. Через декларацию венгерское гражданство могут получить лица, которые потеряли гражданство вследствие эмиграции в период между 15 сентября 1947 и 2 мая 1990 года; лица, не имеющие гражданства, но рожденные в
Венгрии, проживающие в стране 5 лет до подачи заявления и не достигшие 19 лет; лица, родившиеся от матери венгерского происхождения и отца-иностранца до 1 октября 1957 года и не получившие гражданство по праву рождения.
Также стоит отметить, что в мае 2010 года парламент Венгрии одобрил поправки к Закону «О гражданстве» (они вступили в силу в начале 2011 года). В соответствии с этими поправками, каждый человек, который был гражданином Венгрии, либо потомком лица, являвшегося гражданином Венгрии до 1920 года или в период с 1940 по 1945 год, может претендовать на получение венгерского гражданства в связи с имеющимися венгерскими корнями. Все перечисленные выше законодательные акты свидетельствуют о том, что правительство Венгрии заинтересовано в консолидации этноса, укреплении венгерской идентичности и обеспечении благосостояния венгров как внутри государства, так и за его пределами.
В целом, можно отметить, что и политическая элита Венгрии, и сами представители венгерского этноса вовлечены в проведение политики репатриации, а также в деятельность, связанную с поддержкой соотечественников за рубежом. Венгры активно пользуются привилегиями, предусмотренными законодательными актами, действующими в их интересах. Так, например, в течение пяти лет после принятия Закона «О венграх, проживающих в сопредельных странах» удостоверение венгра получили более 800 тысяч граждан сопредельных государств (в России такое удостоверение получили 130 тысяч человек). По упрощенной процедуре репатриации (а также натурализации), которая начала действовать после внесения поправок в 2010 году, восстановить гражданство решили более 440 тысяч человек; приблизительно 360 тысяч человек в итоге получили гражданство в упрощенном порядке, в основном это были венгры Трансильвании (данные на май 2012 года). С просьбой предоставить венгерское гражданство на 1 января 2019 года в венгерские государственные органы обратились
более 180 тысяч граждан России -Ш.
Внушительное количество этнических венгров, получивших удостоверение венгра, а также гражданство Венгрии свидетельствует об эффективности и результативности политики, проводимой правительством в отношении соотечественников за рубежом. Однако политическая деятельность, направленная на привлечение зарубежных соотечественников в Венгрию, представляется менее продуктивной, требует пересмотра, а также, возможно, внедрения новых инициатив. Правительство Венгрии стремится скорее поддерживать соотечественников за рубежом посредством различных инструментов и программ, а не возвращать этнических венгров в страну, где ранее проживали их предки, либо они сами.
Если говорить о влиянии политики репатриации и поддержки зарубежных соотечественников на политическую систему Венгрии, то стоит отметить, что репатриация не способствует дестабилизации обстановки в стране, поскольку венгры крайне негативно относятся к беженцам и мигрантам из мусульманских стран (например, Сирия, Ирак, Афганистан, страны Африки), а не к своим соотечественникам. Данная тенденция отчетливо проявилась после миграционного кризиса, когда приоритетным направлением миграционной политики стал прием в страну только беженцев и мигрантов венгерского происхождения, что подтверждается исследованием «Hungarians share Europe's embrace of democratic principles but are less tolerant of refugees, minorities», проведенным международным центром Pew Research в 2018 году, по итогам которого 72% опрошенных венгров заявили, что необходимо сократить количество мигрирующих в Венгрию беженцев, либо же вовсе запретить беженцам проникновение на территорию страны.
При этом стоит отметить, что политика репатриации именно этнических венгров положительно влияет на позиции текущего правительства Венгрии и правящей партии, на риторику и имидж Виктора Орбана, поскольку многие этнические венгры за рубежом поддерживают действующих политических акторов и демонстрируют им свою лояльность, в частности, в обмен на преференции и получение гражданства по упрощенной процедуре J10!.
Так по данным опроса «Will wooing the Hungarian diaspora tip the election in Orban's favour?», проведенным Euronews, среди респондентов на парламентских выборах 2018 года за партию «Фидес» проголосовали 96,2% представителей венгерской диаспоры за рубежом, а на предыдущих выборах в 2014 году «Фидес» получила 95,4% голосов венгерской диаспоры (в 2012 году правительство Орбана предоставило право голоса венграм, проживающим за рубежом).
Подводя итог, необходимо отметить, что политику репатриации и поддержки зарубежных соотечественников, проводимую политическими акторами Венгрии, следует оценивать скорее как эффективную, особенно если принимать во внимание статистические данные за предыдущие годы (например, проанализировать тренд возвращающихся в страну лиц венгерского происхождения), но при этом требующую пересмотра, глубокого анализа, четкого целеполагания, внесения корректировок для того, чтобы впоследствии демографические проблемы решались более эффективно, а этнокультурная идентичность продолжала укрепляться.
Библиография
1. Акимова А. О. Соотечественники за рубежом. Опыт Венгрии, Польши и России // Обозреватель. - 2019. - № 8(355). - С. 62-76.
2. Андреев Н. Д. Виктор Орбан: политический консерватизм и антимигрантская риторика // Вестник Московского университета. Серия 12: Политические науки. - 2023. - № 4. - С. 57-67.
3. Бурда М. А. Миграционные процессы в Европе и феномен роста влияния правых политических партий // PolitBook. - 2017. - № 4. С. 115-125.
4. Зорин В. Ю., Герасимова И. В., Бурда М. А. Потенциал и особенности реализации государственной программы по переселению соотечественников / // Вестник Московского государственного областного университета. - 2021. - № 1. - С. 61-71.
5. Ильичева Л. Е., Скутина С. Г., Концептуальные основы политики добровольного переселения соотечественников на современном этапе развития Российской Федерации // Социально-политические науки. - 2024. - Т. 14, № 3. - С. 51-58.
6. Коптелова И. Е. «Мягкая сила» как ресурс внешней политики Венгрии при работе с соотечественниками // Сборник материалов Международной научно-практической конференции. Московский государственный лингвистический университет. 2017. С. 131.
7. Медушевский, Н. А. Политика памяти в современной Венгрии // Теории и проблемы политических исследований. - 2020. - Т. 9, № 4A. - С. 5-18.
8. Рыбин О. С. Последствия Европейского миграционного кризиса для внутренней политики стран финно-угорского мира // Контентус. - 2019. - № 6(83). - С. 198-206.
9. Скутина С. Г. Инструментарий реализации государственной политики по переселению соотечественников, проживающих за рубежом в контексте современной Российской миграционной повестки // PolitBook. - 2024. - № 1. - С. 166-177.
10. Тельпис А.В. Влияние демографического фактора на электоральные процессы в Венгрии // Казанский вестник молодых учёных. 2020. № 1. С. 90-97.
11. Хотивришвили А. А. Внешняя политика стран Вышеградской группы в контексте европейского миграционного кризиса // Постсоветские исследования. - 2019. - Т. 2. №
6. - С. 1411-1419.
12. Шишов Н. Ю. Политика венгерского правительства в отношении этнических венгерских общин в 2010-2020 гг. // Вестник гуманитарного образования. 2020. № 4 (20). С. 82-88.
13. Шпаковский С. А., Бурда М. А., Герасимова И. В. Факторы и условия миграционной привлекательности государства в контексте теории миграционных сетей Д. Массея // Вопросы политологии. - 2023. - Т. 13, № 8-1(96-1). - С. 3766-3773.
14. Lados, G., Hegedus, G. Returning home: An evaluation of Hungarian return migration // G. Hungarian Geographical Bulletin. 2016. № 65 (4). P. 321-330.
Результаты процедуры рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.
Представленная на рецензирование статья на тему: «Репатриация и поддержка соотечественников за рубежом: опыт Венгерской Республики» обладает определенной степенью актуальности и способна вызвать достаточно широкий читательский интерес. Проведенный анализ статьи, ее методологической и содержательной составляющих позволяет нам сделать следующие выводы.
В целом, статья производит достаточно хорошее впечатление с точки зрения ее восприятия, отсутствия различного вида ошибок грамматического и орфографического характера. В ней прослеживается определенная логика в построении содержательного дизайна и она легко воспринимается при чтении.
Статья оформлена, в основном, в соответствии с научными «канонами» и требованиями к ее оформлению. В частности, в ней прослеживается авторский анализ теоретической части вопросов репарации, включая соответствующий понятийный аппарат. В статье представлены также документы стратегического характера и законодательные акты, регулирующие поддержку венгров за пределами собственного государства, что соответствует, по нашему мнению, тематике журнала, в котором предполагается размещение данной статьи. Авторами также проанализированы и представлены в статье институциональная база миграционной политики современной Венгрии. В более подробном ключе в статье рассмотрены такие вопросы как структура материальной поддержки на государственном уровне соотечественников, проживающих за рубежом, а, также, процедура получения венгерского гражданства и ее особенности для соотечественников, пожелавших вернуться на историческую родину. Между тем, следует отметить, что материал статьи позволяет выделить и отличительные особенности миграционной политики Венгрии в отношение соотечественников, проживающих за рубежом, которые состоят, прежде всего в том, что венгерские власти пошли в направлении поддержки их благосостояния на местах. При этом их возвращение, в целом, не стимулируется какими-либо дополнительными мерами.
Статья содержит результаты опросов, социологических измерений, что, как мы полагаем, усиливает ее содержательную сторону.
При подготовке статьи использовано достаточное количество источников, в том числе на иностранных языках.
При сказанном, следует отметить, что методологическая часть статьи не предполагает ее выделения в отдельный раздел. Также, в статье не развернута научная дискуссия, что вполне объяснимо небольшим количеством научных работ на материалах Венгрии, в целом. Сама статья, в этой связи, скорее носит описательный, не дискуссионный характер. Также, авторами не предложено использование указанного опыта Венгрии
для решения каких-либо проблем современной российской миграционной политики, что усилило бы ее ценность в научном плане.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, считаем, что статья «Репатриация и поддержка соотечественников за рубежом: опыт Венгерской Республики», в целом, соответствует основным требованиям, предъявляемым к такому виду работ и она может быть опубликована в искомом журнале.