Научная статья на тему 'СООТЕЧЕСТВЕННИКИ ЗА РУБЕЖОМ. ОПЫТ ВЕНГРИИ, ПОЛЬШИ И РОССИИ'

СООТЕЧЕСТВЕННИКИ ЗА РУБЕЖОМ. ОПЫТ ВЕНГРИИ, ПОЛЬШИ И РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
160
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СООТЕЧЕСТВЕННИКИ / РЕПАТРИАЦИЯ / МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Акимова Алёна Олеговна

Проанализирована политика Венгрии, Польши и России по поддержке и поощрению репатриации соотечественников. Показано, что в результате действий соседних государств Россия рискует потерять часть своего трудового и интеллектуального потенциала. Опыт Польши и Венгрии является аргументом в пользу проведения аналогичной политики в России

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPATRIOTS ABROAD THE EXPERIENCE OF HUNGARY, POLAND AND RUSSIA

The article analyzes the policy of Hungary, Poland and the Russian Federation of supporting and encouraging the repatriation of compatriots. It is shown that as a result of the actions of neighboring states, Russia risks losing part of its labor and intellectual potential. It is reasonable that their experience is an additional argument in favor of developing and implementing similar policies in Russia.

Текст научной работы на тему «СООТЕЧЕСТВЕННИКИ ЗА РУБЕЖОМ. ОПЫТ ВЕНГРИИ, ПОЛЬШИ И РОССИИ»

УДК 341.221.14:323.113

Соотечественники за рубежом

Опыт Венгрии, Польши и России

Алёна АКИМОВА

Роль соотечественников за рубежом

В современном мире поддержка соотечественников за рубежом превратилась в важное направление деятельности многих правительств. В условиях глобальной интенсификации миграционных процессов и усиления конкуренции за человеческие ресурсы всё больший вес приобретает поощрение репатриации соотечественников как составляющая миграционной политики. Для одних стран - это ключевой элемент нации (Израиль), для вторых - исторически обусловленная обязанность (Германия - куда после Второй мировой войны прибыли более 10 млн этнических немцев, Франция - которая после окончания войны в Алжире приняла оттуда 1,5 млн реэмигрантов), для третьих - средство противодействия депопуляции и старению населения, обеспечения потребностей в дополнительных человеческих ресурсах из-за рубежа при минимизации рисков, что несёт разнообразие состава населения.

Так, например, Япония, ограничивая иммиграцию иностранцев, способствует репатриации соотечественников и их потомков, в частности, из Латинской Америки; Казахстан, куда за 20 лет благодаря государственной поддержке вернулись более 1 млн этнических казахов из-за рубежа, в том числе оралманов, что позволило изменить этническую композицию населения в пользу титульной нации.

В любом случае соотечественники - это желаемые мигранты, пользующиеся определёнными льготами, недоступными другим категориям ино-

АКИМОВА Алёна Олеговна - аспирант Московского государственного областного университета (МГОУ). E-mail: alena_akimova_1994@mall.ru

Ключевые слова: соотечественники, репатриация, миграционная политика.

странцев, например, при приобретении гражданства, а то и прямой поддержки государства для прибытия и обустройства в стране.

В последнее время значительно активизировали поддержку своих диаспор за рубежом многие иностранные государства. Учитывая, что в России проживают этнические поляки и норвежцы, а также представители англоязычных стран, адресатами такой политики является значительное число граждан государства. Поэтому стоит отслеживать программы по поддержке соотечественников иностранными государствами, должным образом на них реагировать.

Кроме того, и Россия, имея за рубежом многочисленные диаспоры, заинтересована в укреплении связей с ними.

Венгерская политика по отношению к соотечественникам за рубежом

В Венгрии, где на 10 млн граждан приходится до 5 млн венгров, которые проживают в других странах, обязательства государства по опеке над соотечественниками за рубежом было закреплено в конституции (1989 г.). Во исполнение Основного закона создана разветвлённая законодательная база - оказание помощи соотечественникам регламентируют до 200 нормативно-правовых актов. Как отдельное направление деятельности их поддержка инкорпорирована в уставы всех профильных венгерских министерств [1], а координирует эту работу созданное в 2010 г. Министерство по делам зарубежных венгров.

Важным в правовой базе является Закон «О венграх, проживающих в соседних странах» (2001 г.), согласно которому зарубежные венгры получили на территории Венгрии правовой статус, отличный от статуса других иностранцев, что подтверж-

дается такими документами, как удостоверение зарубежного венгра и удостоверение члена семьи зарубежного венгра.

Они могут бесплатно пользоваться библиотеками, на льготных условиях посещать государственные музеи и культурные заведения.

На студентов из числа зарубежных венгров распространяются права, гарантированные гражданам страны Законом «О высшем образовании», т. е. они могут получать стипендию, компенсацию оплаты медицинских услуг.

Дважды в год зарубежные венгры имеют 90%-ную скидку на проезд по территории Венгрии на любое расстояние.

У зарубежных венгров есть право на трудоустройство в Венгрии в течение трёх месяцев каждого календарного года, разрешение на которое выдаётся вне квот и без учёта положения на национальном рынке труда, как это обычно делается в отношении других иностранных работников. Работая в Венгрии, зарубежные венгры включаются в местную систему социального страхования и медицинского обслуживания, т. е. уплачивают соот-

1 О венгерском опыте работы с зарубежными соотечественниками // Защита прав и интересов соотечественников, проживающих за рубежом // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 2005. № 20(272) // URL: http://www.budgetrf.ru/Publications/Magazines/ VestnikSF/2005/vestniksf272-20_2/vestniksf272-20_2030.htm

ветствующие взносы и могут пользоваться надлежащими услугами [2].

Значительные преимущества при получении въездной визы предоставляются обладателям удостоверения заграничного венгра или удостоверения члена семьи заграничного венгра. После того как в 2003 г. Венгрия ввела визовый порядок въезда российских граждан на свою территорию, лица, которые имели такие документы, смогли беспроблемно (через посредничество общественных объединений венгерского меньшинства) получать долгосрочные многократные визы. С 2007 г., с вхождением Венгрии в Шенгенскую зону, они приобрели дополнительный вес, поскольку значительно упрощали приобретение шенгенской визы.

В частности, венгерские консульства рассматривают шенгенскую визу как подтверждение цели поездки. Более того, уполномоченные венгерские организации в стране проживания могут выдавать владельцам этих удостоверений письма о взятии обязательств в отношении данного лица, принимаемого консульствами как подтверждение материальной способности на время пребывания в Венгрии.

Так обеспечиваются основные требования визовых процедур. Зарубежным венграм обычно выдаются длительные многоразовые визы, к тому же бесплатно.

Чтобы получить удостоверение зарубежного венгра, необходимо

обратиться с письменным заявлением в консульство. Обязательное условие - наличие рекомендации общественного объединения венгерского меньшинства, которое действует в стране пребывания, которую правительство Венгрии признало как рекомендательную организацию.

В течение пяти лет после принятия закона удостоверение венгра было выдано более 800 тыс. гражданам сопредельных государств, в том числе этот документ получили 130 тыс. граждан России [3] (в России проживает 156,5 тыс. венгров по переписи 2001 г.).

Следующим шагом политики Венгрии в отношении соотечественников за рубежом стало принятие в 2010 г. поправок к закону о гражданстве (вступили в силу с 1 января 2011 г.), которые обеспечили упрощённый порядок приобретения гражданства зарубежными венграми. Ранее иностранцы - владельцы удостоверения венгра, хотя и имели право на восстановление венгерского гражданства, однако могли воспользоваться им, лишь переехав на постоянное место жительства в Венгрию. Согласно этому закону они могут получить венгерское гражданство, проживая на территории других государств. Условия для этого минимальны: несудимость, базовое знание венгерского языка или венгерское происхождение (достаточно доказать, что кто-то из родственников родился на террито-

2 Андреева. Г. Венгерский закон о зарубежных соотечественниках // URL: http://www. materick.m/index.php?section=analitics&bulid=29&bulsectiomd=2168

3 Крижевский А. Российско-венгерские отношения в контексте изменения политического ландшафта. Итоги года. Аналитические записки // URL: http://www.niss.ru/articles/387/

рии, принадлежавшей Венгрии до 1920 г. или в 1938-1945 гг.). Подать заявление о приобретении венгерского гражданства можно как в консульстве страны постоянного проживания, так и на территории Венгрии, причём в любой мэрии или сельсовете [4].

До мая 2012 г. было подано более 440 тыс. заявлений и гражданство получили 360 тыс. чел., прежде всего венгров Трансильвании [5].

С просьбой предоставить венгерское гражданство на 1 января 2019 г. в венгерские государственные органы обратились более 180 тыс. граждан России.

По данным анонимного социологического опроса, почти 40% жителей Закарпатья не против иметь венгерский паспорт, к этому шагу склоняется прежде всего молодёжь [6].

Об эмиграции пока речь не идёт. По крайней мере, последние статистические данные не зафиксировали какого-либо увеличения выезда граждан России на постоянное проживание в Венгрию. Тем более что декларируемая Будапештом политика «двойной интеграции» (т. е. сохранение национально-культурной самобытности венгров за рубежом и их осознание принадлежности к венгерской нации одновременно с обеспечением полноценного участия венгерского меньшинства в жизни государства гражданства) не предусматривает поощрение

иммиграции соотечественников. В конце ХХ в. стране пришлось принять десятки тысяч беженцев, прежде всего этнических венгров, которые массово спасались от конфликтов и политической нестабильности в Югославии и Румынии, что создавало немалые трудности.

Однако на сегодня ситуация другая. Естественный прирост населения прекратился в стране уже в конце 70-х годов. На протяжении последних десятилетий демографическую ситуацию спасали уже упомянутые беженцы. Однако с нормализацией жизни на Балканах, вступлением в Евросоюз Словакии и Румынии, где проживает многочисленное венгерское меньшинство, этот поток сократился. Зато значительная часть венгерской молодёжи, прежде всего квалифицированной, ориентирована на трудоустройство в более богатых странах Евросоюза. Нехватка рабочей силы, тормозящей развитие экономики, заставляет предпринимателей требовать от правительства либерализации иммиграции, в частности, расширение возможностей для прибытия трудовых мигрантов [7]. При таких условиях не исключено, что вскоре отношение к ним иностранных венгров и тем более тех, кто восстановил венгерское гражданство, может быть пересмотрено.

4 Россия - Венгрия: сколько стоит двойное гражданство? // URL: http://wartime.org.ru/888-russia-ugorschina-sklki-koshtuye-podvyne-gromadyanstvo.html

5 Более 440 тысяч заграничных венгров хотят венгерского гражданства // URL: http:// www.rusinform.ru/rus/news/ponad_440_tisyach_zakordonnih_ugortsiv_hochut_ugorskogo_ gromadyanstva_1825120

6 Венгры из России получают венгерские паспорта и не переселяются // URL: http://www. radiosvoboda.org/content/article/24309410.html

7 ПлоскинаВ. Иммиграционные потоки в Венгрию мелеют // URL: http://www.radiosvoboda. org/content/article/24338313.html

Польская политика по отношению к соотечественникам за рубежом

С учётом венгерского опыта о статусе зарубежного венгра в Польше был издан Закон «О карте поляка» (вступил в силу с 1 апреля 2008 г.). По выражению тогдашнего президента Польши, он был принят, чтобы компенсировать моральные и материальные потери бывшим польским гражданам, их потомкам, которые не по собственной воле, а в результате послевоенных изменений границ оказались за пределами польского государства.

Закон предусматривает выдачу карты поляка гражданам стран СНГ и Балтии польского происхождения. Этот документ даёт возможность бесплатно получить длительную многократную национальную визу (после принятия весной 2010 г. в Евросоюзе Шен-генского визового кодекса виза категории D, которая до этого имела статус национальной, вступила в силу для всего шенгенского пространства).

Владельцы карты поляка могут:

- работать в Польше без дополнительных разрешений;

- заниматься предпринимательством;

- учиться на равных с гражданами страны условиях (в том числе подавать прошение о предоставлении стипендии);

- в случае несчастного случая получать медицинскую помощь;

- пользоваться 37%-ной скидкой при покупке железнодорожных билетов;

- бесплатно посещать государственные музеи.

Для получения карты поляка необходимо обратиться в консульство, письменно декларировать свою принадлежность к польскому народу, на базовом уровне владеть польским языком, доказать, что хотя бы один из родителей, дед или бабушка, прадед или прабабка были гражданами Польши или имели польскую национальность. Подтвердить «польс-кость» могут также польские национально-культурные общества, показав активную деятельность лица в пользу польского языка и культуры по крайней мере в течение трёх лет.

По обнародованной польскими консулами информации в течение 2008 г., первого года действия закона, российскими гражданами было подано 6 тыс. заявлений о получении карты поляка, документ получили 3 тыс. чел. С распространением информации развёртывание работы соответствующих консульских служб и общественных организаций, содействующих имплементации закона, подготовкой заявителями документов, поиски которых в архивах требуют времени, количество граждан России - владельцев карты поляка выросло и 2019 г. составляло уже 69,4 тыс. [8].

Основной мотив получения карты поляка заключается в упрощении визовых процедур, в возможности работать, учиться, заниматься предпринимательством в Польше. Это создаёт риски дополнительного оттока за рубеж квалифицированной рабочей силы из России. Существует также возможность увеличения количества российской моло-

8 Тысячам россиян раздали карты поляка // URL: http://www.business.ru/articles/politics/ Tysyacham_russiacev_razdali_karty_polyaka-44914/

дёжи, которая будет учиться в польских учебных заведениях, что часто является первым шагом к трудоустройству, а впоследствии и к переселению на постоянное место жительства в стране обучения. Тем более что в Польше, где население сокращается в том числе и вследствие выезда, который особенно активизировался после вступления в Евросоюз и получения польскими гражданами права трудоустройства на всей его территории (выехали от 1,5 до 2 млн чел.) [9], осуществлён ряд конкретных мер, направленных на пополнение человеческих ресурсов за счёт иммигрантов.

Так, с 2006 г. граждане Украины, Белоруссии и России получили право на временное трудоустройство (до 6 месяцев в течение года) без специальных разрешений.

В 2011 г. было зарегистрировано 260 тыс. заявлений на такую работу, из которых почти 240 тыс.- от россиян [10].

Хотя в 2012 г. в экономике Польши были трудности, но численность российских рабочих уменьшилась ненамного (224 тыс.).

В 2018 г. наблюдался прирост численности трудовых мигрантов по сравнению с 2012 г. на 8,7%.

С 1 января 2012 г. в Польше вступил в силу закон о миграционной амнистии (аболиции). Он дал возможность нелегальным мигрантам (их численность оценивается в 50 тыс.), которые непрерывно проживали в Польше с 2007 г. или

искали убежище и получили отказ в предоставлении статуса беженца до 1 января 2010 г., однако оставались в стране, ходатайствовать об урегулировании правового статуса. Такой возможностью воспользовались к 2019 г. 11,8 тыс. чел., в том числе 2,9 тыс. граждан России.

До января 2019 г. получили двухлетние разрешения на проживание и работу 5,7 тыс. чел., в том числе 2,2 тыс. граждан России, 3,6 тыс. было отказано, остальные дела рассматриваются [11].

Летом 2012 г. был упрощён порядок трудоустройства высококвалифицированных специалистов из третьих стран. Теперь работодателю не нужно получать справку, что в странах Евросоюза нет специалистов соответствующей квалификации. В августе 2012 г. вступил в силу новый закон о гражданстве, согласно которому гражданство Польши может получить иностранец, который на основании разрешения на постоянное жительство прожил в стране в течение трёх лет (ранее было пять), знает польский язык, имеет жильё и работу. Для владельцев карты поляка срок проживания ограничен двумя годами. Новый закон ввёл процедуру подтверждения гражданства для тех, кто его ранее имел, или является потомком тех, кто имел польское гражданство. Он фактически разрешил двойное гражданство, поскольку требование

9 Лигас П. Без иммигрантов нам не справиться // URL: http://www.novpol.ru/index. php?id=1814

10 Найти работу в Польше будет легче, количество разрешений для россиян может возрасти более чем наполовину // URL: http://www.ewlrussia.com/ru/%D0%A1%D0%BE%D0%B1%D1% 8B%D1%82%D0%B8%D1%8F/nayti-rabotu-v-polshe-budet-legche.html

11 В ходе амнистии в Польше легализовались 4,5 тыс. иностранцев // URL: http://polska-kaliningrad.ru/ru/news/828-abolicia

отказа от предыдущего гражданства при натурализации отсутствует [12].

Также в 2012 г. вступили в силу поправки к закону о репатриации. Надо отметить, что принципы ре-патриационной политики Польши были утверждены ещё в 1996 г. В 2000 г. был принят закон о репатриации, который распространялся на лиц, проживающих в азиатской части постсоветской территории и ранее по политическим причинам не имели возможности репатриироваться, т. е. на депортированных и репрессированных и их потомков.

Условием переселения в Польшу было приглашение от местных органов власти, которым подтверждалось наличие жилья и работы для переселенцев [13]. За время импле-ментации закона приобрести статус репатриантов удалось примерно 7 тыс. лиц, хотя количество заявителей, которые соответствовали его условиям, было значительно больше. Низкая результативность закона и обусловила его изменения. По версии 2012 г. снято ограничение применения закона только по азиатской части постсоветского пространства. При этом была введена широкая трактовка польского происхождения: не только лиц, у которых хотя бы один из родителей, деды или прадеды были поляками, а и таких, предки которых имели польское гражданство. Интересной новеллой является то, что статус репатриантов смогут получить вы-

пускники польских учебных заведений. И, наконец, значительно усилена поддержка репатриации из государственного бюджета: при согласии принимать репатриантов местная власть будет получать от государства по 40 тыс. злотых на каждого из них [14].

И, наконец, были завершены процедуры принятия нового закона об иностранцах, который вступил в силу в 2014 г. В соответствии с ним порядок иммиграции упрощается. В частности, разрешение на проживание одновременно будет означать и разрешение на трудоустройство, т. е. вместо двух процедур будет проходить одна, причём действие разрешения увеличивается с двух лет до трёх, а срок оформления сокращается. Для получения этого документа от иностранца не требуется подтверждения аренды жилья. Увеличивается продолжительность разрешений на пребывание для студентов, кроме того, выпускники смогут получить временный вид на жительство в Польше сроком на год для поисков работы.

Таким образом, в свете законодательных изменений последнего времени очевидным является поворот в миграционной политике Польши в направлении привлечения людских ресурсов из-за рубежа. По подсчётам демографов, чтобы решить проблемы депопуляции и старения населения за счёт иностранцев, необходимо ежегодно принимать не

12 Упрощение предоставления польского гражданства для иностранцев. Московский центр политических исследований и конфликтологии // URL: http://www.analitik.org.ru/current-comment/ext/50322f83c4b08/

13 Агаджанян М. Репатриация соотечественников: вопросы правового обеспечения и эффективной реализации // 21 ВЕК. 2016. № 1 С. 29 // URL: http://www.noravank.am/upload/ pdf/139_ru.pdf

14 Польша облегчает процесс репатриации // URL: http://news.rambler.ru/10523868/

менее 100 тыс. иммигрантов [15], а в общем, чтобы Польша не обезлюдила, к 2050 г. там должны поселиться 5,2 млн новых жителей. Прежде всего страна заинтересована в иностранцах, этнических поляках и их потомках, и россиянах, которые и сейчас составляют большинство в Польше, а также и всех других, культурно близких.

Миграционный кризис в Евросоюзе, который обострился в 2015 г., стал настоящим испытанием как для стран Европы, так и для российско-европейских отношений. В первом случае заговорили о рисках распада ЕС, провале политики мультикультурализма, угрозе

для европейской цивилизации и дестабилизации общественной безопасности. Во втором - ещё больше убедили Европу в том, что Россия подрывает мировой порядок, усугубляет миграционный кризис в Европе, проводя военную операцию в Сирии, хотя причины сирийского конфликта не в ВКС Росси, а во вмешательстве во внутреннюю политику ближневосточных стран западных государств во главе с США.

Польша потребовала от Евросоюза засчитывать украинцев в качестве мигрантов вместо арабов, так как в Польшу из Украины мигрировали более 2 млн чел. и она не может и не хочет принимать ещё и арабов.

Российская политика по отношению к соотечественникам за рубежом

Поддержка соотечественников за рубежом является одним из приоритетов для Российской Федерации. Её рассматривают как значительный интеллектуальный, демографический, социально-экономический резерв, как рычаг влияния на внутриполитические и экономические процессы в странах, где они проживают, проводников интересов российского государства и российского капитала.

По поддержке соотечественников разработана значительная законодательная база. Уже в 1994 г. издан Указ президента России «Об основных направлениях государ-

ственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников, проживающих за рубежом», а в 1999 г. принят Федеральный закон «О государственной политике по отношению к соотечественникам за рубежом».

В 90-х годах главным направлением действий в отношении соотечественников было обеспечение их успешной интеграции в новообразованных постсоветских государствах, что, по сути, означало сдерживание иммиграции в Россию, где экономические возможности для приёма переселенцев были ограничены [16]. Однако под влиянием демографи-

15 Польша над демографической пропастью. Помогут ли россияне? // URL: http:// perechrectjamigrantiw.blox.ru/2013/02/Polscha-nad-demografichnoyu-prirvoyu-Chi-1.html

16 Штоль В. В. Геополитическое противостояние России и Запада // Актуальные проблемы международных отношений и внешней политики в XXI веке / под ред. Т. В. Кашириной, В. А. Аваткова. М.: Дашков и Ко, 2017.

ческого кризиса и стремительного уменьшения населения (по прогнозу, если демографические тенденции не изменятся, в 2050 г. население России составит 107 млн чел.) иммиграция соотечественников превратилась в приоритет иммиграционной политики и в настоящее время рассматривается как наиболее приемлемый путь пополнения человеческих ресурсов из внешних источников.

22 июня 2006 г. президентом страны был подписан Указ № 637 «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом», которым была утверждена Государственная программа на 20062012 гг. [17].

Она предусматривает оплату переезда репатриантов в Россию, выплату подъёмных и помощи в течение 6 месяцев после переезда, обеспечение в том числе и компенсационного пакета, т. е. услуг детских дошкольных учреждений, учреждений образования, социального обслуживания, здравоохранения и службы занятости.

Участникам программы было также обещано содействие в трудоустройстве и обеспечении жильём, получении вида на жительство, гражданства России.

Для координации выполнения программы была создана специальная межведомственная комиссия, в состав которой вошли чиновники высшего ранга, представляющие ключевые министерства и ведомства. Организационная работа выполнялась Федеральной миграци-

онной службой России, для чего за рубежом открылись её представительства.

Основная роль в обустройстве переселенцев принадлежала местным властям.

В реализации этой программы принимали участие три категории регионов:

- стратегически важные приграничные территории, которые теряют население;

- территории, где осуществляются крупные инвестиционные проекты и ощущается дефицит рабочей силы;

- территории со стабильными показателями развития, откуда на протяжении последних трёх лет наблюдался миграционный отток населения.

Размер льгот и пособий определялся в зависимости от категории региона.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Первыми программы переселения разработали Иркутская, Калининградская, Калужская, Липецкая, Тамбовская, Тверская, Тюменская, Новосибирская области и Красноярский, Хабаровский и Приморский края. Однако со временем количество субъектов Федерации, которые стали участниками программы, возросло до 40.

Однако переселенцев приглашали не в Россию в целом, а конкретно в те регионы, где нужны были их рабочие руки и знания. Для закрепления иммигрантов именно там, куда они были направлены, их обязали возвращать подъёмные в случае, если они будут менять место жительства ранее чем через три года после пере-

17 Указ президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. № 637 «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» // URL: http://www.fms.gov.ru/programs/fmsuds/files/ykaz_637.pdf

езда. Согласно запросам регионов определялись не только количественные, но и качественные характеристики переселения, в частности, профессия. Поэтому в участии в программе отказывали лицам, которые не имели необходимой квалификации, опыта работы, были безработными, имели судимость, а также экономически неактивные граждане (пенсионеры, ученики и студенты). Могли воспользоваться программой только члены семей переселенцев.

Географические и другие ограничения, как указывали аналитики, были основной причиной слабости переселенческого потока. Предварительно планировалось, что в течение 2007 г. помощь в переселении будет оказана 50 тыс. лиц, в 2008 г. -100 тыс., а в 2009 г. - 150 тыс.

Однако в действительности общая численность выданных Федеральной миграционной службой за 10 лет реализации программы удостоверений переселенцев составляла 184,7 тыс. Больше всего заявлений поступило из Узбекистана, Казахстана, Молдавии, Армении.

Вместе с тем после периода отработки механизмов, накопления опыта и расширения выбора территорий для места жительства эффективность программы возросла: более 40 тыс. (на почти 90 тыс. лиц) удостоверений переселенца было выдано лишь в 2012 г. Имело значение и то, что участников программы

приравняли к гражданам России по уплате налога - 13% вместо 30% для нерезидентов.

В рамках программы переезжали в Россию преимущественно молодые семьи (более 60% переселенцев в возрасте до 40 лет, пенсионеров лишь 1,6%).

Почти 40% имели высшее или незаконченное высшее образование, ещё 40% - среднее специальное образование и рабочие профессии, 18% -полное среднее образование [18]. К тому же это люди, ориентированные на скорейшее включение в российское общество, поэтому с их интеграцией проблемы минимальные.

Ни власть, ни общество никогда не имели сомнений в целесообразности поощрения переселения соотечественников. Президент В. В. Путин в своей предвыборной программе, выдвигая задачу обеспечить миграционный приток на уровне 300 тыс. лиц за год, отмечал, что прежде всего этого необходимо достичь за счёт привлечения на постоянное проживание в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом [19].

14 сентября 2012 г. президент России подписал Указ № 1289 «О реализации государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом», которым утверждена новая редакция Программы переселения [20]. В ней

18 Работу ищем сами. Интервью А. Журавского, директора департамента Минрегиона России журналу «Миграция XXI век» // Миграция XXI век. 2012. № 4(13). Июль-август. С. 27.

19 Путин В. В. Строительство справедливости. Социальная политика для России // URL: http://nextrus.ru/interes/389-putin-stroitelstvo-spravedlivostisocialnaya-politika.html?start=5

20 Указ президента Российской Федерации от 14 сентября 2012 г. № 1289 «О реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» // URL: http://www.fms.gov.ru/ programs/fmsuds/files/ykaz_1289.pdf

учтён накопленный опыт, многие нормы расширены и дополнены.

Во-первых, программа стала бессрочной, во-вторых, место жительства соотечественников - теперь вся территория регионов - участников программы, а не только определенные муниципальные единицы. Хотя их будут принимать фактически на всей территории России, но останутся приоритетные регионы, которые будут определяться правительством, прежде всего пограничные дальневосточные, где помощь переселенцам будет заметно существеннее.

Значительно расширено понятие «член семьи переселенца».

К их числу кроме супругов, детей и родителей, как это было в первой программе, причисляются дети и родители супруга - участника программы; родные братья и сёстры как участника программы, так и его супруги, а также их дети; бабушки, дедушки, внуки.

Если за предыдущие годы воспользоваться поддержкой государства могли только соотечественники, для которых была подобрана определённая вакансия, то теперь могут и те, кто планирует продолжить образование, заняться бизнесом, сель-хозработами и агропромышленным производством, работать в собственном подсобном хозяйстве и т. п. Значительно усилилось информационное сопровождение программы. В частности, усовершенствована информационная система «Соотечественник», где потенциальные пере-

селенцы в режиме реального времени могут получить всю необходимую информацию, подобрать себе жильё и работу в выбранном для переселения регионе.

Содействие переселению соотечественников является приоритетом миграционной политики России, что отвечает её основной цели, которая заключается, как отмечается в Концепции государственной миграционной политики, утверждённой президентом России (июнь 2012 г.), в стабилизации и увеличении численности постоянного населения страны [ 21].

На количественный состав населения, однако, влияет не только иммиграция для постоянного проживания, но и временная миграция, которая во многих случаях является лишь шагом к переселению.

Поэтому стоит напомнить, что на протяжении последних лет законодательство России в сфере временной трудовой миграции иностранцев развивалось в направлении значительной либерализации. Уже с 2007 г. вступили в силу законы, согласно которым был введён разрешительный порядок трудоустройства работников-мигрантов из стран с безвизовым режимом въезда в Россию (7 стран СНГ), что сразу дало возможность легализовать сотни тысяч трудовых мигрантов.

Так, в 2006 г. в России официально работали 1,3 млн иностранцев, а в 2007 г. - почти 2 млн в 2008 г. - 2,5 млн, в 2018 г. - 3,6 млн [22].

21 Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 г. // URL: http://www.fms.gov.ru/upload/iblock/07c/kgmp.pdf

22 Труд и занятость в России // URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b11_36/IssWWW.exe/Stg/ d1/03-01.htm

Несмотря на экономический кризис, существенно расширились возможности трудоустройства для ряда категорий трудовых мигрантов. В частности, был введён порядок выдачи (фактически покупки) патента для иностранцев, трудоустроенных у частных лиц. Сделав авансовый платёж в размере 1 тыс. руб., работник-мигрант мог получить в миграционной службе патент сроком на 1-3 месяца с правом продлить его до 12 месяцев за счёт ежемесячной оплаты соответствующей суммы. В то же время был упрощён порядок трудоустройства высоко-

квалифицированных специалистов, в частности, учёные и преподаватели, приглашённые научными и образовательными учреждениями, были освобождены от необходимости хлопотать о разрешении на трудоустройство. Высококвалифицированные специалисты, условия труда которых в России предполагают заработную плату свыше 2 млн руб. за год (в некоторых случаях меньше), трудоустраиваются вне квот. Если контракт с ними подписан на срок более 6 месяцев, они приравниваются к резидентам по уплате налогов (13% вместо 30%).

Таким образом, Венгрия, Польша и Россия активно развивают свою политику по поддержке соотечественников за рубежом. В условиях депопуляции и нарастания конкурентной борьбы за человеческие ресурсы в мире они не ограничиваются этнокультурной сферой, а прибегают к содействию репатриации соотечественников как наиболее желаемой категории иммигрантов.

Если социально-экономическая ситуация в России будет ощутимо хуже, чем в соседних государствах, то это может превратиться в существенный фактор эмиграции из страны, потери части трудового и интеллектуального потенциала [23].

Стоит отметить, однако, что рассматривать их как недружественные, оснований нет. Во-первых, меры по поддержке зарубежных соотечественников со стороны Венгрии и Польши адресованы не только тем из них, которые проживают в России, они имеют универсальный характер. Во-вторых, поддержка диаспор как дополнительного источника человеческих ресурсов распространена во всём мире и характерна не только для сопредельных стран.

К сожалению, в России, в отличие от многих других государств, ресурс репатриации соотечественников задействован недостаточно. Хотя содействие ей неоднократно декларировалось как один из приоритетов миграционной политики, но не было закона, который определял бы статус репатриантов-соотечественников, государственная помощь при осуществлении репатриации и обустройстве на родине не предоставлялась, бюджетные средства на это не выделялись (исключением являются только репатрианты из числа депортированных по национальному признаку).

Вместе с тем неблагоприятная демографическая тенденция в России, в результате которой население сокращается и стареет, а дефицит рабочей

23 Штоль В.В. Эволюция НАТО в реалиях глобализации. Дис. ... д-ра полит. наук. М., 2004. с. 117

силы вскоре может превратиться в фактор торможения её развития, требует активных действий по привлечению иммигрантов. Среди них наиболее предпочтительной категорией являются выходцы из России. Для получения желаемых результатов необходимо усилить сотрудничество с диаспорами, тщательно изучать и использовать положительный опыт соседних государств по налаживанию связей с соотечественниками и поощрению их репатриации. Стоит восстановить специальный орган исполнительной власти, ответственный за сотрудничество с соотечественниками за рубежом, поручить ему разработку и реализацию программы содействия возвращению соотечественников с выделением необходимого финансирования.

Чтобы противодействовать угрозам, вызванным усилиями соседних стран по репатриации соотечественников, адресатами которых являются российские граждане, необходимо предотвращать эмиграции. С этой целью следует обеспечить права этнических меньшинств в стране, что уменьшило бы их эмиграционный потенциал, повысив потенциал межгосударственного сотрудничества.

Библиография • References

Агаджанян М. Репатриация соотечественников: вопросы правового обеспечения и эффективной реализации // 21 ВЕК. 2016. № 1. С. 22-46 // URL: http:// www.noravank.am/upload/pdf/139_ru.pdf [Agadzhanyan M. Repatriaciya sootechestvennikov: voprosy pravovogo obespecheniya i effektivnoj realizacii // 21 VEK. 2016. № 1. S. 22-46 // URL: http://www. noravank.am/upload/pdf/139_ru.pdf] Андреева Г. Венгерский закон о зарубежных соотечественниках // URL: http://

www.materick.m/mdex.php?section=analitics&bulid=29&bulsectionid=2168 [Andreeva G. Vengerskij zakon o zarubezhnyh sootechestvennikah // URL: http://

www.materick.m/mdex.php?section=analitics&bulid=29&bulsectionid=2168] Более 440 тысяч заграничных венгров хотят венгерского гражданства // URL: http://www.rusinform.ru/rus/news/ponad_440_tisyach_zakordonnih_ugortsiv_ hochut_ugorskogo_gromadyanstva_1825120 [Bolee 440 tysyach zagranichnyh vengrov hotyat vengerskogo grazhdanstva // URL: http://www.rusinform.ru/rus/news/ponad_440_tisyach_zakordonnih_ugortsiv_ hochut_ugorskogo_gromadyanstva_1825120] В ходе амнистии в Польше легализовались 4,5 тыс. иностранцев // URL: http://

polska-kaliningrad.ru/ru/news/828-abolicja [V hode amnistii v Pol'she legalizovalis' 4,5 tys. inostrancev // URL: http://polska-

kaliningrad.ru/ru/news/828-abolicja] Венгры из России получают венгерские паспорта и не переселяются // URL:

http://www.radiosvoboda.org/content/article/24309410.html [Vengry iz Rossii poluchayut vengerskie pasporta i ne pereselyayutsya // URL: http://

www.radiosvoboda.org/content/article/24309410.html] Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 г. // URL: http://www.fms.gov.ru/upload/iblock/07c/kgmp.pdf [Koncepciya gosudarstvennoj migracionnoj politiki Rossijskoj Federacii na period do 2025 g. // URL: http://www.fms.gov.ru/upload/iblock/07c/kgmp.pdf]

КрижевскийА. Российско-венгерские отношения в контексте изменения политического ландшафта. Итоги года. Аналитические записки // URL: http://www. niss.ru/articles/387/ [Krizhevsky A. Rossijsko-vengerskie otnosheniya v kontekste izmeneniya politicheskogo landshafta. Itogi goda. Analiticheskie zapiski // URL: http://www.niss.ru/ articles/387/]

Лигас П. Без иммигрантов нам не справиться // URL: http://www.novpol.ru/index. php?id=1814

[Ligas P. Bez immigrantov nam ne spravit'sya // URL: http://www.novpol.ru/index. php?id=1814]

Найти работу в Польше будет легче, количество разрешений для россиян может возрасти более чем наполовину // URL: http://www.ewlrussia.com/ru/%D0% A1%D0%BE%D0%B1%D1%8B%D1%82%D0%B8%D1%8F/nayti-rabotu-v-polshe-budet-legche.html

[Najti rabotu v Pol'she budet legche, kolichestvo razreshenij dlya rossiyan mozhet vozrasti bolee chem napolovinu // URL: http://www.ewlrussia.com/ru/%D0%A1 %D0%BE%D0%B1%D1%8B%D1%82%D0%B8%D1%8F/nayti-rabotu-v-polshe-budet-legche.html]

О венгерском опыте работы с зарубежными соотечественниками // Защита прав и интересов соотечественников, проживающих за рубежом // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 2005. № 20(272) // URL: http://www. budgetrf.ru/Publications/Magazines/VestnikSF/2005/vestniksf272-20_2/ vestniksf272-20_2030.htm [O vengerskom opyte raboty s zarubezhnymi sootechestvennikami // Zashchita prav i interesov sootechestvennikov, prozhivayushchih za rubezhom // Analiticheskij vestnik Soveta Federacii FS RF. 2005. № 20(272) // URL: http://www.budgetrf. ru/Publications/Magazines/VestnikSF/2 00 5/vestniksf2 72-2 0_2/ vestniksf272-20_2030.htm] Плоскина В. Иммиграционные потоки в Венгрию мелеют // URL: http://www.

radiosvoboda.org/content/article/24338313.html [Ploskina V. Immigracionnye potoki v Vengriyu meleyut // URL: http://www.

radiosvoboda.org/content/article/24338313.html] Польша над демографической пропастью. Помогут ли россияне? // URL: http:// perechrectjamigrantiw.blox.ru/2013/02/Polscha-nad-demografichnoyu-prirvoyu-Chi-1.html

[Pol'sha nad demograficheskoj propast'yu. Pomogut li rossiyane? // URL: http:// perechrectjamigrantiw.blox.ru/2013/02/Polscha-nad-demografichnoyu-prirvoyu-Chi-1.html]

Польша облегчает процесс репатриации // URL: http://news.rambler. ru/10523868/

[Pol'sha oblegchaet process repatriacii // URL: http://news.rambler.ru/10523868/] Путин В. В. Строительство справедливости. Социальная политика для России // URL: http://nextrus.ru/interes/389-putin-stroitelstvo-spravedlivostisocialnaya-politika.html?start=5 [Putin V. V. Stroitel'stvo spravedlivosti. Social'naya politika dlya Rossii // URL: http:// nextrus.ru/interes/389-putin-stroitelstvo-spravedlivostisocialnaya-politika. html?start=5]

Работу ищем сами. Интервью А. Журавского, директора департамента Минрегиона России журналу «Миграция XXI век» // Миграция XXI век. 2012. № 4(13). Июль-август. С. 24-27.

[Rabotu ishchem sami. Interv'yu A. ZHuravskogo, direktora departamenta Minregiona Rossii zhurnalu «Migraciya XXI vek» // Migraciya XXI vek. 2012. № 4(13). Iyul'-avgust. S. 24-27]

Россия - Венгрия: сколько стоит двойное гражданство? // URL: http://wartime.

org.ru/888-russia-ugorschina-sklki-koshtuye-podvyne-gromadyanstvo.html [Rossiya - Vengriya: skol'ko stoit dvojnoe grazhdanstvo? // URL: http://wartime.org.

ru/888-russia-ugorschina-sklki-koshtuye-podvyne-gromadyanstvo.html] Труд и занятость в России // URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b11_36/IssWWW.

exe/Stg/d1/03-01.htm [Trud i zanyatost' v Rossii // URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b11_36/IssWWW.

exe/Stg/d1/03-01.htm] Тысячам россиян раздали карты поляка // URL: http://www.business.ru/articles/

politics/Tysyacham_russiacev_razdali_karty_polyaka-44914/ [Tysyacham rossiyan razdali karty polyaka // URL: http://www.business.ru/articles/

politics/Tysyacham_russiacev_razdali_karty_polyaka-44914/] Указ президента Российской Федерации от 14 сентября 2012 г. № 1289 «О реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» // URL: http://www.fms.gov.ru/programs/fmsuds/files/ykaz_1289. pdf

[Ukaz prezidenta Rossijskoj Federacii ot 14 sentyabrya 2012 g. № 1289 «O realizacii Gosudarstvennoj programmy po okazaniyu sodejstviya dobrovol'nomu pereseleniyu v Rossijskuyu Federaciyu sootechestvennikov, prozhivayushchih za rubezhom» // URL: http://www.fms.gov.ru/programs/fmsuds/files/ykaz_1289.pdf] Указ президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. № 637 «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» // URL: http://www.fms.gov. ru/programs/fmsuds/files/ykaz_637.pdf [Ukaz prezidenta Rossijskoj Federacii ot 22 iyunya 2006 g. № 637 «O merah po okazaniyu sodejstviya dobrovol'nomu pereseleniyu v Rossijskuyu Federaciyu sootechestvennikov, prozhivayushchih za rubezhom» // URL: http://www.fms. gov.ru/programs/fmsuds/files/ykaz_637.pdf] Упрощение предоставления польского гражданства для иностранцев. Московский центр политических исследований и конфликтологии // URL: http://www. analitik.org.ru/current-comment/ext/50322f83c4b08/ [Uproshchenie predostavleniya pol'skogo grazhdanstva dlya inostrancev. Moskovskij centr politicheskih issledovanij i konfliktologii // URL: http://www.analitik.org. ru/current-comment/ext/50322f83c4b08/] Штоль В. В. Геополитическое противостояние России и Запада // Актуальные проблемы международных отношений и внешней политики в XXI веке / под ред. Т. В. Кашириной, В. А. Аваткова. М.: Дашков и Ко, 2017. С. 18-46. [SHíoí' V. V. Geopoliticheskoe protivostoyanie Rossii i Zapada // Aktual'nye problemy mezhdunarodnyh otnoshenij i vneshnej politiki v XXI veke / pod red. T. V. Kashirinoj, V. A. Avatkova. M.: Dashkov i Ko, 2017. S. 18-46] Штоль В. В. Эволюция НАТО в реалиях глобализации. Дис. ... д-ра полит. наук. М., 2004. - 382 с.

[SHíoí' V. V. Evolyuciya NATO v realiyah globalizacii. Dis. ... d-ra polit. nauk. M., 2004.- 382 s.]

Статья поступила в редакцию 15 июня 2019 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.