Научная статья на тему 'РЕННИКОВ Андрей Михайлович (1882-1957). “Борис и Глеб: Пьеса в 4-х действиях”'

РЕННИКОВ Андрей Михайлович (1882-1957). “Борис и Глеб: Пьеса в 4-х действиях” Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
41
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РЕННИКОВ Андрей Михайлович (1882-1957). “Борис и Глеб: Пьеса в 4-х действиях”»

проблемы, стоящие перед героями, то в "Сказке жизни" все происходит наоборот. Известие о возможном огромном наследстве и полученный аванс меняют жизнь бывшего председателя суда Павла Петровича Никифорова, его жены Анны Николаевны и их дочери Ирочки не в лучшую сторону. Они ссорятся с прежними — настоящими — друзьями, начинаются семейные проблемы, Ирочка теряет надежду выйти замуж за полковника Дубяго, да и денег все равно не хватает: новые запросы явно опережают возможности. К счастью, наследство получить не удается, и нормальное течение жизни восстанавливается. "А на деньги — тьфу! Покуда Россия в несчастье, никакие деньги счастья не принесут", — заключает Федотовна.

В трагикомедии "Чертова карусель" автор сталкивает прошлое с настоящим непосредственно, на сцене. Бывший директор департамента Иван Николаевич Волгин вспоминает довоенное время и во сне видит свой дом в России. Ему хочется вернуться назад, изменить прошлое, предостеречь, и на помощь с готовностью приходит черт — "самобытный, всероссийский, исторический", "ближайший друг народа-богоносца", "комиссар времени", возвращающий и опекающий тех, "кто покидает настоящее и ищет счастье в прошлом" (с.163). Черту не нужны продажные души, он требует в качестве платы счастье героя. Волгин соглашается — и возвращается назад, в Россию, в предвоенный год, но — сохранив память свою, зная, что произойдет и с ним, и с его семьей, и с гостями, и с Россией в будущем. Горькая правда об эмигрантах звучит в диалоге Волгина с Чертом. Возвращая читателя в прошлое, Ренников показывает истоки настоящего; трагикомическая картина парижских именин превращается в сатиру, когда на сцене появляется петербургская гостиная. Сон Волгина — для него, может быть, и "райский сон", но видит он не ангелов, и не обитель блаженства. В эпилоге герой просыпается — и хочется верить, что в следующий раз ему по крайней мере приснится действительно райский сон.

Д.Д.Николаев

"Борис и Глеб: Пьеса в 4-х действиях" (Харбин: Товарищество Заря, 1934) — пьеса "из семейной жизни", в которой на первый план выносится не любовный конфликт, а конфликт общественный. В названии произведения кроется намек на гражданскую войну, гражданское противостояние. Бывшая помещица Ольга Андреевна Арказанова, ее младший сын Глеб и Наташа, жена старшего сына —

Бориса живут во Франции (первое действие происходит во французской провинции, на ферме, арендуемой Арказановыми, остальные — в Париже); в Париж, в советское торгпредство, прибывает и "возвращенец" Борис. Героев разлучают идейная непримиримость. Семья распадается: брат идет на брата; мать, хранящая в сердце своем любовь к каждому из сыновей, пытается примирить их; "по разные стороны баррикад" оказываются жена и муж. Когда Борис приезжает на ферму, Глеб не подает ему руки и отказывается с ним разговаривать, а Наташа рвет оставленные Борисом деньги, хотя они в тот момент крайне необходимы и ей, и семье. Ренников остается в рамках противопоставления "красных" и "белых" как "плохих" и "хороших". Братья в его произведении — это не Каин и Авель, это Борис и Глеб. Заявленный конфликт на самом деле оказывается мнимым: в конце пьесы выясняется, что Борис стал "возвращенцем" по заданию генерала Мурина, одного из организаторов тайной борьбы с большевиками. Именно в том, чтобы показать мнимость подобных столкновений, встречающихся в произведениях как советской, так и эмигрантской литературы, Ренников и видит свою задачу. Не может быть двух нравственных норм; не может быть двух истин — утверждает автор, отвергая само понятие "братоубийственной войны". В системе персонажей комедии наряду с центральной фигурой — Борисом — выделяются две группы: эмигранты и совзагранработники. Автор высмеивает служащих советского Торгпредства, рисуя не твердокаменных идейных борцов, готовых отдать жизнь за рабоче-крестьянскую власть, а карьеристов и мелких собственников, не думающих ни о чем, кроме собственной выгоды. Один из них ждет, пока в его руках окажется крупная сумма казенных денег, чтобы стать "невозвращенцем", другой — бывший сапожник — мечтает открыть свою обувную мастерскую в Париже и обещает взять сослуживцев в помощники. Все они смертельно боятся ревизора рабоче-крестьянской инспекции Каратова, а тот, в свою очередь, пытается свести счеты с "заведующим личным составом" Торгпредства Вительсом. Ренников старается рассеять заблуждения своих героев, считающих, что большевики "не люди, а какие-то чудовища с другой планеты" (с.29); он показывает людей, и мелких людей, людишек, "лакеев".

Д.Д.Николаев

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.